Определение поставщика путем проведения запроса предложений. Определение поставщика путем проведения запроса предложений Рассматриваем окончательные предложения участников

Запрос предложений является альтернативным способом закупки, осуществляемой в рамках закона . Метод позволяет заключить контракт с исполнителем, предложившим наилучшие условия сотрудничества. Правила реализации юридического механизма жестко определены. Воспользоваться алгоритмом заказчики вправе в строго определенных ситуациях.

Когда можно запрашивать предложения?

Перечень случаев определен частью 2 закона 44-ФЗ. Список является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Он включает следующие направления:

  • приобретение спортивной экипировки для команд параолимпийских, а также олимпийских игр;
  • лечение граждан за границей (постановление Правительства России № 1011 от 11.11.13г.);
  • размещение заказа после расторжения сделки с предыдущим недобросовестным исполнителем;
  • признание повторного аукциона, либо конкурса несостоявшимся;
  • приобретение художественных произведений, поделок мастеров народных промыслов (постановление Правительства РФ № 35 от 18.01.01г.);
  • покупка услуг экспертов по защите прав и интересов государства на международной арене.

Запрос предложений возможен при размещении заказа на поставку лекарственных препаратов для конкретного пациента. Основанием является заключение врачебной комиссии с указанием срока лечения и перечня средств.

Этапы закупочной процедуры

Юристы выделили всего 5 стадий. Порядок организации каждой из них заслуживает отдельного внимания.

1) Подготовка

Процедура начинается с принятия решения о выборе способа закупки. В локальном акте указывают на использование метода по конкретным позициям плана. Только после этого заказчик вправе издать распоряжение о формировании комиссии.

На сотрудников контрактной службы, либо уполномоченного управляющего ложится обязанность по разработке тендерной документации. В числе базового элемента закон называет извещение. Требования к его содержанию определены статьями 42 и 83 закона 44-ФЗ. Информация о запросе предложений включает:

  • расчет цены контракта с учетом специфики закупки;
  • полное техническое описание предмета сделки;
  • порядок вскрытия конвертов или предоставления доступа к электронным заявкам;
  • сроки каждого этапа;
  • критерии оценки;
  • правила одностороннего расторжения, либо изменения контракта;
  • форму заявки и прочие важные параметры.

Внимание! В извещении необходимо прописывать все условия. Использование отсылочных формулировок несет серьезный риск. Закон не запрещает этого прямо, но указывает на необходимость полного отражения информации о закупке. Ссылки на косвенную документацию могут быть признаны нарушением. Действия ответственных лиц квалифицируют по статье - 7.30 КоАП России. Указанную позицию поддерживает МЭР РФ в письмах Д28и-1988 и Д28и-1475.

Большое внимание специалисты Минэкономразвития России рекомендуют уделять проработке критериев, не имеющих связи со стоимостными показателями. Выявить наилучшее предложение поможет утверждение специальной шкалы оценки. Разъяснения по этому поводу даны вдекабрьском совместном письме с антимонопольной службой 31047-ЕЕ/Д28и – АЦ/50997/14.

2) Публикация

Извещение в ЕИС необходимо направить минимум за 5 дней до планируемой оценки предложений. Если окончание срока приходится на выходной день, период увеличивают. Такое мнение высказали судьи 6 ААС при вынесении постановления № 06АП-4772/2015. К информационной карте следует приложить проект контракта. Доступ к документации предоставляется бесплатно.

Важно! Внести изменения в извещение после публикации его в ЕИС нельзя. Запрет введен частью 5 статьи 83 закона 44-ФЗ.

Заказчику предоставлено право на использование дополнительных средств привлечения потенциальных контрагентов. Так, организаторы вправе разместить сведения о запросе предложений в средствах массовой информации, либо разослать приглашения поставщикам. В перечень адресатов включают всех представителей бизнеса, выступавших в качестве продавцов закупаемого товара в течение последних 1,5 лет.

Особые правила! Если запрос предложений проводят после расторжения контракта с недобросовестным исполнителем, к борьбе за заказ допускают:

  • участников, подававших заявки на заключение этого договора в первый раз;
  • лиц, дошедших до последнего этапа и не подвергавшихся отстранению.

В качестве защиты от претензий со стороны безответственных контрагентов в документацию включают условие об отсутствии записи в РНП. Такую рекомендацию дает МЭР РФ в письме Д28и-2863.

3) Прием и оценка заявок

Регистрация участников осуществляется в течение периода, установленного извещением. Прекращается прием документов в момент вскрытия конвертов или открытия доступа к электронным данным. Процедура жестко регламентирована.

Приступить к изучению поступивших предложений члены комиссии могут лишь в месте, указанном в ЕИС. Строго соблюдают требования по времени, обеспечению аудиозаписи, доступа всех претендентов.

Анализу подлежат:

  • соблюдение формы (письменная или электронная);
  • выполнение ограничения по количеству (1 претендент – 1 заявка);
  • соответствие участника требованиям информационной карты;
  • привлекательность предложения с учетом утвержденной шкалы оценок.

Если не было подано ни одного предложения, запрос признают несостоявшимся. Наличие участника, выполнившего все условия, является основанием для заключения договора с единственным поставщиком. Цена соглашения не может превышать начальной ставки (НМЦ), а процедуру необходимо согласовать с РФ.

4) Оглашение лучшей заявки

Комиссия обязана озвучить самое привлекательное предложение и предоставить участникам время на корректировку своих условий. Называть текущего лидера строго запрещено. Окончательные заявки принимают до наступления следующего рабочего дня. Если их не поступило, победителем признают автора лучшего предложения. Ход процедуры фиксируют в протоколе.

Отказаться от дальнейшего участия можно в разных формах. Если претендент на оглашении не присутствовал, появляется риск спора. Признать отказавшимся от уточнения заявки отсутствующего кандидата нельзя. Такая правовая позиция озвучена в постановлении 5 ААС №05АП-5392/2015.

5) Заключение договора

Выписки из протоколов и итоговых документов комиссия публикует в ЕИС. Сделать это необходимо в день составления. Контракт заключают с победителем по истечении срока на административное обжалование – 7 дней. На формальности отводят всего 20 суток с момента опубликования результатов запроса предложений. Подписать документ заказчик вправе после передачи надлежащего обеспечения.

В завершение напомним, что при реализации механизма стороны обязаны неукоснительно соблюдать общие принципы закупочной деятельности. Участникам следует помнить о достоверности передаваемой информации, а также избегать применения методов недобросовестной конкуренции. Заказчикам стоит внимательно относиться к формальным вопросам процедуры.

You have no rights to post comments


20.05.2015

Спикер: Грузин Станислав



Такой нетипичный для системы госзаказа способ закупки, как запрос предложений, появился сравнительно недавно - с принятием Закона о контрактной системе. Соответственно в настоящее время нарабатывается практика проведения данной процедуры.

Понятие запроса предложений. Когда можно проводить запрос предложений

Запросу предложений в 44-ФЗ посвящена ст. 83, в которой описаны условия и порядок проведения данной процедуры.
Запрос предложений - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений. Победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге. Суть данного определения заключается в том, что победителем в запросе предложений признается участник, направивший предложение, которое лучше всего отвечает требованиям документации. Понятие, предложенное законодателем, носит довольно общий характер, поэтому на практике заказчики сталкиваются с рядом вопросов к его трактовке при тех или иных действиях. Далее, в части 2 ст. 83 установлены случаи, в которых заказчик вправе провести запрос предложений. Исходя из этой формулировки заказчик может проводить запросы предложений и в иных случаях, если предмет закупки не подпадает под конкурс или аукцион (ст.30 Закона № 44-ФЗ).

    Случаи, в которых заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений:
  • Заключение контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд Российской Федерации в Олимпийских играх и Паралимпийских играх. В этом случае заказчик вправе .
  • Заключение федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. В этом случае заказчик также вправе установить обеспечение исполнение контракта .
  • Закупка товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке в связи с неисполнением поставщиком своих обязательств по контракту. При этом в случае, если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта на основании настоящего пункта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгаемому контракту, а цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги. Например, если поставщик исполнил контракт стоимостью 1 млн рублей на сумму 100 тыс. рублей, а затем перестал исполнять обязательства, и заказчик расторг с ним договор, заказчик имеет право провести запрос предложений и на оставшиеся 900 тыс. рублей закупить недопоставленный объем товаров, работ или услуг. В этом случае заказчик обязан установить обеспечение исполнение контракта .
  • Закупки лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам.
    Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно включаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона, при условии обеспечения предусмотренного Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обезличивания персональных данных; вправе установить обеспечение исполнение контракта.
  • Признание повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися. Если конкурс (аукцион) признается несостоявшимся, нормой 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик проводит повторный конкурс (аукцион). Если повторный конкурс (аукцион) также признается несостоявшимся, то заказчик имеет право провести запрос предложений, если:
    • по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем;
    • по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе;
    • аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем;
    • в случае отказа (уклонения) второго участника аукциона, признанного победителем, от заключения контракта.

    При проведении запроса предложений по этому основанию заказчик также обязан установить обеспечение исполнение контракта .

  • осуществление закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заказчик вправе установить обеспечение исполнение контракта .

Сведения, включаемые в извещение и документацию о проведении запроса предложений

При формировании извещения о проведении запроса предложений в него следует внести следующие сведения:

  1. наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;
  2. краткое изложение условий контракта, описание объекта закупки, количество и место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, срок поставки, НМЦК, источник финансирования;
  3. идентификационный код закупки;
  4. ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с 44-ФЗ;
  5. способ закупки (запрос предложений);
  6. размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (в случае проведения ЗП при признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися);
  7. размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.
  8. Информация о банковском сопровождении контракта;
  9. требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 закона 44-ФЗ (например, лицензии, сертификаты о соответствии каким-либо требованиям);
  10. язык или языки, на которых предоставлена документация о проведении запроса предложений;
  11. место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений, рассмотрения и оценки таких заявок;
  12. способы получения документации о проведении запроса предложений, срок, место и порядок предоставления этой документации;
  13. плата (при ее установлении), взимаемая заказчиком за предоставление документации о проведении запроса предложений, способ осуществления и валюта платежа;
  14. срок, место и порядок подачи заявок на участие в запросе предложений;
  15. преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 закона 44-ФЗ (учреждения уголовно-исполнительной системы, социально ориентированные некоммерческие организации, субъекты малого и среднего предпринимательства).

В документацию о запросе предложений вносятся следующие сведения :

  1. информация, указанная в извещении (ст. 83 закона 44-ФЗ);
  2. наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 закона 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
  3. требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в закупке. Требования должны быть обоснованными и не вызывать ограничения конкуренции;
  4. информация о возможности заказчика изменить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги при заключении контракта либо в ходе его исполнения. Заказчик может в соответствии со статьей 95 закона 44-ФЗ закрепить такую возможность;
  5. порядок проведения запроса предложений;
  6. порядок и срок отзыва заявок на участие в запросе предложений, порядок возврата таких заявок (в том числе поступивших после окончания срока их приема);
  7. критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с нормами 44-ФЗ, порядок рассмотрения и оценки таких заявок;
  8. информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса предложений должен подписать контракт, условия признания победителя запроса предложений уклонившимся от заключения контракта;
  9. информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
  10. закупка услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг. Заказчик вправе установить обеспечение исполнение контракта.
  11. Закон 44-ФЗ не содержит нормы о том, что заказчик вправе отменить процедуру проведения запроса предложений или вносить в нее изменения, соответственно, заказчик не вправе отменять процедуру проведения запроса предложений и вносить в нее изменения .

    Также законом не предусмотрена обязанность заказчика осуществлять регистрацию заявок . То есть, если заявки на участие поступают не в электронной форме, заказчик не обязан их регистрировать или выдавать расписки. Тем не менее, во избежание претензий со стороны участников закупки целесообразно заявки все-таки регистрировать.

Ремарка

В законе 44-ФЗ не установлены сроки хранения документов о проведении запроса предложений (как и других способов закупки): документации, заявок, протокола и пр. Кроме того, сроки хранения данных документов не установлены и в приказе Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения".

Следовательно, заказчик самостоятельно определяет сроки хранения указанных документов. Поскольку срок исковой давности составляет 3 года, целесообразно хранить эти документы не менее трех лет.

Порядок оценки и сопоставления заявок при проведении запроса предложений

В данном вопросе есть противоречие. Ранее было указано, что в соответствии с 44-ФЗ заказчик устанавливает в документации о проведении запроса предложений критерии оценки заявок. В этом вопросе закон отсылает к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».


В соответствии с частью 2 статьи 32 закона 44-ФЗ при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные Законом критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные Законом величины значимости критериев.
Таким образом, ПП РФ 1085 при проведении запроса предложений носит рекомендательный характер, и заказчики вправе самостоятельно установить критерии оценки заявок, которые либо указаны в этом постановлении, либо свои, а также величины значимости этих критериев.


Порядок проведения запроса предложений

Алгоритм проведения закупки путем проведения запроса предложений начинается с размещения в ЕИС извещения, документации о закупке, проекта контракта:

  • В течение 5 календарных дней с даты размещения извещения и документации проводится прием заявок на участие в запросе предложений.
  • В день окончания срока подачи заявок осуществляется вскрытие заявок и оценка первоначальных предложений участников закупки.
  • В течение 1 дня после даты окончания срока подачи заявок составляется протокол проведения запроса предложений, производится оглашение лучшего условия исполнения обязательств, публикуется выписка из протокола.
  • В течение 1 рабочего дня участники могут подать окончательные предложения, улучшив первоначальное. Заказчик осуществляет вскрытие конвертов с окончательными предложениями. На этом этапе процедура проведения запроса предложений завершается , заказчик публикует итоговый протокол, в котором определяет победителя закупки.
  • По истечении 7 дней (но не позднее чем через 20 дней) после окончания процедуры заключается контракт по итогам запроса предложений.

Существует ряд нюансов , которые заказчикам следует учитывать при проведении запроса предложений:

  • Извещение, документация о проведении запроса предложений размещается заказчиком в ЕИС не позднее чем за 5 дней до даты проведения такого запроса.
  • Законодатель предусмотрел для заказчика право приглашать поставщиков для участия в запросе предложений . Для этого не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения запроса предложений заказчик может направить приглашения принять участие в закупке лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами такого запроса предложений. В этом случае заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, с которыми в течение восемнадцати месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заказчиком заключались контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии, что указанные контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиками условий их исполнения.
  • В случае проведения запроса предложений при расторжении договора (на расторгнутый объем) заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений только лицам, которые являлись участниками закупок на право заключения контракта, расторжение которого осуществлено в одностороннем порядке, и в отношении заявок которых при осуществлении данных закупок не принято решение об отклонении в связи с несоответствием таких заявок требованиям 44-ФЗ, не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения запроса предложений.
    Например, заказчик проводит открытый конкурс, из нескольких заявок выбирает победителя, с которым по итогам закупки заключает контракт. Контракт частично исполняется, после чего был в одностороннем порядке расторгается заказчиком. Заказчик проводит запрос предложений для того чтобы закупить недостающий объем товара. В этом случае заказчик должен направить приглашение принять участие в таком запросе предложений тем участникам, заявки которых на участие в указанном конкурсе не были отклонены .
  • Прием заявок на участие в запросе предложений прекращается с наступлением времени вскрытия конвертов с предложениями.
  • Участники подают заявки на участие в запросе предложений заказчику в письменной форме или в форме электронного документа. Нужно ли запечатывать конверты, прошивать заявку и т.д., законодатель не указал - все это должно быть прописано в закупочной документации. Однако и здесь следует быть осторожными.
  • День, время и место вскрытия заявок указываются в извещении о проведении запроса предложений. Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками и открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам заказчик обязан публично объявить присутствующим участникам о возможности подачи заявок, изменения или отзыва поданных заявок.
  • Заказчик обязан предоставить всем участникам запроса предложений, подавшим заявки, возможность присутствовать при вскрытии конвертов с их заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам и оглашении заявки, содержащей лучшие условия исполнения контракта. Заказчик оглашает лучшие условия, но не называет участников, которые эти условия предлагают, чтобы участники исходя из этой информации могли сделать окончательное предложение (в течение одного рабочего дня).
  • Комиссия заказчика (без присутствия участников) рассматривает заявки участников на соответствие требованиям документации. Заявки, не соответствующие требованиям документации, отстраняются и их заявки не оцениваются. Основания, по которым участник запроса предложений был отстранен, фиксируются в протоколе проведения запроса предложений.
  • Все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений. Оценки фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую единственную заявку.
  • В ЕИС в день (в течение одного дня) вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений на участие в запросе предложений размещается выписка из протокола его проведения, содержащая перечень отстраненных от участия в запросе предложений участников с указанием оснований отстранения, условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую заявку.
  • Предлагается направить окончательные предложения не позднее одного рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений. Если все присутствующие при проведении запроса предложений участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается. Отказ участников запроса предложений направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе проведения запроса предложений. В этом случае окончательными предложениями признаются поданные заявки на участие в запросе предложений. Участники вправе вести аудио- и видеозапись процедуры.
  • Если участник изъявили подать окончательные предложения, вскрытие конвертов с окончательными предложениями и открытие доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений и фиксируются в итоговом протоколе. Участники запроса предложений, направившие окончательные предложения, вправе присутствовать при вскрытии конвертов с окончательными предложениями и открытии доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям. Участники вправе вести аудио- и видеозапись процедуры.
  • Комиссия рассматривает окончательные предложения и выбирает наилучшее. Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. В случае, если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше. Во избежание споров и разбирательств в антимонопольной службе, рекомендуется регистрировать конверты с заявками на участие в запросе предложений и с окончательными предложениями.
  • В итоговом протоколе фиксируются все условия, указанные в окончательных предложениях участников запроса предложений, принятое на основании результатов оценки окончательных предложений решение о присвоении таким окончательным предложениям порядковых номеров и условия победителя запроса предложений. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в единой информационной системе в день подписания итогового протокола .
  • Заключение контракта осуществляется не ранее чем через 7 дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола и не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола.
  • Контракт заключается только после предоставления участником запроса предложений обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если победителем запроса предложений не исполнены требования об предоставлении обеспечения, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении победителя запроса предложений от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер. В случае согласия участника запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер, заключить контракт проект контракта составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий исполнения контракта, предложенных этим участником.

Последствия признания запроса предложений несостоявшимся

  1. Если в ходе проведения запроса предложений подана только одна заявка и такая заявка признана соответствующей требованиям закона и документации о проведении запроса предложений, то запрос предложений признается несостоявшимся и заказчику предоставляется право заключить контракт с единственным поставщиком , но с обязательным согласованием такой возможности с ФАС России или иным органом, уполномоченным на это (п.23 ч. 1 статьи 95 закона 44-ФЗ).
  2. Если до момента вскрытия конвертов с заявками не подано ни одной заявки, заказчик должен внести изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществить закупку, за исключением случая осуществления закупки по заключению федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (здесь заказчик имеет право заключить договор с единственным поставщиком ).

Пробелы в 44-ФЗ в части регулирования порядка проведения запроса предложений

  1. Этап разработки извещения и документации о проведении запроса предложений
  • В извещение о проведении запроса предложений включаются требования о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим федеральным законом), несмотря на то, что требование по обеспечению заявки устанавливаются только при проведении конкурса или аукциона (статья 44). Специалисты сходятся на том, что несмотря на отсутствие такого требования в других нормах закона 44-ФЗ, заказчик должен устанавливать требование о внесении обеспечения заявки на участие в запросе предложений.
  • Законом не регламентировано, что срок окончания подачи заявок и дата проведения запроса предложений являются одним и тем же днем. То есть заказчик может определить разные сроки окончания подачи заявок на участие в запросе предложений и вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Если разные заказчики устанавливают разные сроки, нарушается принцип единства контрактной системы. Поэтому следует считать сроком окончания подачи заявок дату вскрытия конвертов с заявками.
  • Этап подготовки заявок :
    • Отсутствует указание на возможность направления участником закупки запросов о даче разъяснений положений документации о проведении запроса предложений. А если такая возможность не предусмотрена, заказчик не обязан давать разъяснения на поступающие запросы.
    • Отсутствуют требования к составу заявки на участие в запросе предложений. Состав заявки на участие в запросе предложений заказчик определяет самостоятельно в документации о проведении запроса предложений наряду с формой заявки на участие в запросе предложений. Если разные заказчики устанавливают разные требования к составу заявки, нарушается принцип единства контрактной системы.
    • Отсутствует требование о подаче заявки в запечатанном конверте (в Законе указано лишь на то, что заявка подается в письменной форме или форме электронного документа). Косвенная ссылка на то, что заявки подаются в запечатанных конвертах, содержится в пункте 4 части 4 статьи 83: «место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений», но наличие косвенной ссылки не исключает возможности подачи заявки на участие в запросе предложений, окончательных предложений не в конвертах или в незапечатанных конвертах участниками закупки. Если заказчик хочет получать заявки прошитыми, скрепленными печатью и в запечатанных конвертах, желательно прописывать это в требованиях к составу заявки.
  • Этап вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений
    • При вскрытии конвертов заказчик обязан публично объявить присутствующим участникам запроса предложений при вскрытии этих конвертов и открытии указанного доступа о возможности подачи заявок, изменения или отзыва поданных заявок. Не ясно, что должен делать заказчик в случае подачи участником закупки изменения заявки на участие в запросе предложений. Целесообразно устанавливать требования к оформлению изменений в состав заявки. Например, прописать, что в случае внесения изменений в состав заявки, в том числе на процедуре вскрытия конвертов, участник оформляет такие изменения так же, как саму заявку.
    • Не регламентирован состав информации, оглашаемой при проведении вскрытия конвертов, указано, что заказчик оглашает лучшие условия исполнения контракта.
    • В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе предложений не подано ни одной заявки, запрос предложений признается несостоявшимся, но при этом не указано, что оформляется какой-либо протокол, в который вносится соответствующая информация. Логично предположить, что если не подано ни одной заявки, то в итоговом протоколе комиссия может указать, что по истечении срока подачи заявок на участие в запросе предложений не было подано ни одной заявки и запрос предложений признается несостоявшимся.
    • В случае если после окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений подана только одна заявка, запрос предложений признается несостоявшимся, но при этом не указано, что соответствующая информация вносится в протокол проведения запроса предложений. В этом случае целесообразно действовать так же, как в случае, если не подано ни одной заявки. Не регламентированы сроки размещения в ЕИС такого протокола.
  • Этап рассмотрения и оценки заявок
    • Полностью отсутствует описание случая, когда на этапе рассмотрения комиссия принимает решение, что единственная поданная заявка или все поданные заявки не соответствуют требованиям, установленным документаций о проведении запроса предложений. Не урегулированы сроки размещения протокола проведения запроса предложений в ЕИС. По логике законодательства такой случай приравнивается к случаю, когда не подано ни одной заявки.
    • Полностью отсутствует описание случая, когда на этапе рассмотрения комиссия принимает решение о соответствии требованиям документации о проведении запроса предложений только одной заявки. В частях 11 и 12 статьи 83 упоминается единственная заявка.
    • Неясно, как на практике заказчиками должно реализовываться положение части 11 статьи 83: «Все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений». Должна ли комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений перепечатать все содержание заявок в таблицу, являющуюся приложением к протоколу проведения запроса предложений, или в таблицу заносятся результаты оценки таких заявок, или в таблицу заносятся только наименования участников, подавших такие заявки.
  • Этап оглашения лучших условий исполнения контракта
    • Законом № 44-ФЗ предполагается, что оглашение лучших условий исполнения контракта происходит в присутствии участников запроса предложений, но в законе полностью отсутствует описание случая, когда на оглашении лучших условий исполнения контракта не присутствует ни один из участников запроса предложений, в том числе и подавший единственную заявку.
      Может ли заказчик в случае подачи нескольких заявок на участие в запросе предложений, признанных соответствующими требованиям документации о проведении запроса предложений, признать участника, подавшего заявку, содержащую лучшие условия исполнения контракта, победителем запроса предложений (и какой протокол оформляется в этом случае, в какие сроки размещается в ЕИС) или заказчик должен ждать рабочий день, т.к. участники могут ознакомиться с выпиской из протокола проведения запроса предложений, размещенной в ЕИС, и подать окончательные предложения. Или в данном случае запрос предложений признается несостоявшимся. Целесообразно все-таки один рабочий день подождать, чтобы участники, которые не смогли присутствовать при вскрытии конвертов, могли, увидев из протокола лучшее предложение, могли предложить в рамках одного рабочего дня направить заявку с окончательным предложением.
    • Если все присутствующие участники запроса предложений отказались направить окончательные предложения, имеет ли право заказчик признать участника, подавшего заявку, содержащую лучшие условия исполнения контракта, победителем запроса предложений.
  • Этап подачи окончательных предложений
    • Отсутствуют требования к составу окончательного предложения. Не ясно, может ли заказчик вообще устанавливать требования к такому составу. Следует хотя бы минимально отображать такие требования в закупочной документации.
    • Законом не урегулирован вопрос о возможности подачи окончательного предложения, содержащего условия исполнения контракта, которые хуже, чем оглашенные на предыдущем этапе, в том числе и для участника, подавшего единственную заявку после окончания срока подачи заявок. Логично окончательные предложения, содержащие худшие условия, не рассматривать.
    • Могут ли участники запроса предложений, отказавшиеся направить окончательные предложения, отказ которых зафиксирован в протоколе проведения запроса предложений, передумать и в течение рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений, направить окончательные предложения, и должна ли комиссия по осуществлению закупок рассматривать такие окончательные предложения.
    • Полностью отсутствует описание случая, когда подано единственное окончательное предложение. Неясно, может ли заказчик признать участника, подавшего единственное окончательное предложение, победителем запроса предложений и заключить с ним контракт, или запрос предложений признается несостоявшимся. Не ясно, имеет ли право такой участник отказаться от заключения контракта.
    • Не урегулирован вопрос о рассмотрении комиссией по осуществлению закупок окончательных предложений на предмет их соответствия требованиям документации о проведении запроса предложений. Вопрос связан с предыдущим. Если заказчик не установил требования к составу окончательных предложений, то и рассматривать окончательные предложения на предмет соответствия требованиям документации он не может. В таком случае логично просто в качестве показателя взять лучшие условия, по которым поставщик должен будет исполнить контракт. В любом случае лучше предусмотреть форму, так как это юридически значимый документ - на основании окончательного предложения заказчик заключает контракт, и если он не установит такие требования, то возникает риск неисполнения контракта должным образом.
    • Полностью отсутствует описание случая, когда из всех поданных окончательных предложений только одно соответствует требованиям документации о проведении запроса предложений. Не ясно, может ли в этом случае заказчик признать участника, подавшего такое окончательное предложение, победителем запроса предложений, или в данном случае запрос предложений признается несостоявшимся.
    • В соответствии с частью 16 статьи 83, выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом удовлетворяет потребности заказчика в товарах, работах, услугах. При этом необходимо отметить, что в извещении о проведении запроса предложений не указываются критерии, они указываются в документации о проведении запроса предложений (пункт 7 части 6).
  • Этап заключения контракта
    • Не регламентированы сроки подписания итогового протокола. Указано, что протокол размещается в день проведения процедуры вскрытия конвертов, предполагается, что в этот же день он подписывается.
    • Не регламентировано, в каком количестве экземпляров составляется итоговый протокол.
    • Не регламентировано, что один экземпляр итогового протокола направляется победителю запроса предложений.
    • Не регламентированы сроки направления победителю или участнику запроса предложений, подавшему единственную заявку, проекта контракта.

    Ответы на вопросы

    Если расторгнув контракт, мы пришли к выводу, что нам необходим больший объем товаров (работ, услуг), чем остаток за вычетом исполненных обязательств, можно ли проводить запрос предложений или необходимо проводить повторный аукцион?

    Ответ: В этом случае лучше не проводить запрос предложений, потому что в его отношении есть четкое требование, что объемы закупки должны быть откорректированы с учетом поставок, совершенных до расторжения контракта. Если изменилась потребность, то целесообразно проводить новую закупку.
    Как оценить критерий «Деловая репутация», какие требовать документы?

    Ответ: Такой критерий может быть связан либо с подтверждением опыта, либо с отзывами о поставщике. Соответственно, для подтверждения репутации следует запрашивать либо исполненные контракты за определенный период (например, 5 или 10 лет), либо отзывы заказчиков (например, если есть 5 положительных отзывов, то заявке присваивается максимальное количество баллов по данному критерию). Также следует проверять отсутствие санкций по отношению к поставщику при исполнении контрактов.

    Коммерческие предложения по 44-ФЗ - это самый простой способ получить актуальную информацию о ценах на рынке. Без этих данных невозможно обосновать НМЦК методом анализа рынка. В статье разберем требования к коммерческим предложениям по 44-ФЗ.

    (НМЦК) — один из этапов планирования закупки. Закон о контрактной системе установил требование в первую очередь применять метод анализа рынка. Это приводит к необходимости использовать в процессе определения стоимости объекта в том числе и коммерческие предложения. При этом за ошибки или несоблюдение порядка обоснования НМЦК установлена административная ответственность в виде штрафа до 10 000 руб., что.является неприятным дополнением.

    Понятие

    Для поставщика, сфера деятельности которого связана с потребностью заказчика, коммерческое предложение — официальный документ, который подтверждает стоимость его товара, работы, услуги с определенными характеристиками на конкретный период, но при этом не влечет обязательства по заключению договора.

    Ч. 2-6 ст. 22 44-ФЗ описывает правила применения метода анализа рынка и указывает, что при обосновании стоимости контракта таким методом необходимо сравнить расценки на товары или услуги, которые аналогичны объекту планируемой закупки. Для этого нужно получить актуальную информацию о рыночных ценах. И самый простой способ сделать это — осуществить запрос коммерческого предложения (образец можно посмотреть ниже) у компаний, которые поставляют такие товары или оказывают подобные услуги.

    Порядок получения информации о расценках

    Разработаны методические рекомендации по применению методов определения НМЦК (). Чтобы собрать данные о расценках, заказчику рекомендуется направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее чем пяти поставщикам, а в определении НМЦК использовать уже не менее трех цен, которые предоставлены различными поставщиками (п. 3.19).

    Алгоритм подачи такого запроса следующий:

    1. Составить указав его количественные и качественные характеристики (читайте статью ).
    2. Указать существенные условия поставки товаров, выполнения работ, которые влияют на их стоимость: территориальное расположение, сроки доставки, выполнения работ, наличие гарантии, необходимость осуществления наладки, монтажа, обучения лиц и др.
    3. Выбрать целевую аудиторию рассылки. При этом, согласно рекомендациям Минэкономразвития, поставщики должны обладать опытом аналогичных поставок, в том числе иметь в течение последних трех лет опыт исполнения контрактов без применения неустоек. На этом этапе заказчик может воспользоваться информационно-поисковыми системами либо общедоступными справочниками организаций. Проверить, как поставщик исполнял контракты в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, можно на сайте Единой информационной системы (ЕИС) в . Для этого нужно ввести наименование или ИНН победителя.
    4. Оформить запрос и разослать его потенциальным партнерам. При этом, по мнению Минэкономразвития (Письмо от 10.05.2016 № Д28и-1308), в целях обоснования НМЦК считается допустимым использовать факсимильную связь или электронную почту для подачи запросов и получения ответов.
    5. Получить ответ, проанализировать данные и составить обоснование.

    Необходимо обратить внимание, что срок действия коммерческого предложения по 44-ФЗ не установлен. Эта информация должна быть указана в ответном документе. Это сделано, чтобы исключить обоснование на основе неактуальных цен.

    Расценки прошлых периодов (более шести месяцев от периода определения НМЦК) необходимо приводить к текущему уровню путем применения коэффициента пересчета.

    Помимо направления запросов поставщикам, Минэкономразвития рекомендует осуществлять еще несколько процедур: поиск цен в реестре контрактов ЕИС, сбор и анализ общедоступной ценовой информации (реклама, каталоги, статистическая отчетность и др).

    Запрос предложений используют, чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях. Метод для заказчика на самом деле очень эффективный. Он получает несколько интересных предложений и выбирает из них наиболее выгодное. Однако, есть ограничения.

    Запрос предложений — это конкурентный способ определения поставщика, победителем которого признается тот, чье окончательное предложение наилучшим образом соответствует требованиям к объекту закупки, установленным заказчиком (ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 83 44-ФЗ).

    Управление государственными и муниципальными закупками ( , , ак. часов) - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Когда можно проводить запрос предложений

    Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено проводить закупку путем запроса предложений. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать закупку в таком виде.

    1. Не состоялся повторный конкурс (ч. 4 ст. 55, п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). При этом повторный конкурс должен быть признан несостоявшимся, например, если не было подано ни одной заявки на участие либо все поступившие заявки были отклонены. Остальные основания перечислены в ч. 2 ст. 55 44-ФЗ. Если повторный конкурс признан несостоявшимся по иным основаниям, заказчик не вправе провести запрос предложений.
    2. Не состоялся электронный аукцион (п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). В отличие от конкурса требование о повторности в отношении аукциона не установлено.
    3. Необходимо закупить товары, работы, услуги, составляющие неисполненную часть расторгнутого контракта (п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). Только, если заказчик в одностороннем порядке расторг контракт в соответствии с ч. 9 или ч. 15 ст. 95 44-ФЗ. НМЦК и объем новой закупки должны быть уменьшены с учетом исполненных обязательств (п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
    4. Требуется закупить товары и услуги, указанные в п. п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ. К примеру, лекарственные препараты, назначенных пациенту по жизненным показаниям или из-за индивидуальной непереносимости (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).

    Этапы проведения запроса предложений

    1 этап . Заказчик готовит и публикует извещение о проведении запроса предложений в соответствии с ч. 4 ст. 83 44-ФЗ, документацию в соответствии с ч. 6 ст. 83 44-ФЗ и проект контракта, который будет заключен с победителем по результатам проведенной процедуры. Информация о проведении запроса предложений должна быть размещена в ЕИС не позднее чем за пять календарных дней до его проведения. Согласно ч. 5 ст. 83 44-ФЗ с момента размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений заказчик не вправе отменять процедуру или вносить изменения в извещение и закупочную документацию.

    2 этап . Прием заявок. Заявки на участие подаются в письменном виде, включают в себя документы, указанные в документации, а также платежное поручение, подтверждающее внесение обеспечения заявки (в случае установления такого обеспечения в документации).

    3 этап . Рассмотрение заявок. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации. Участники, которые не соответствуют требованиям, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если такие есть). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с установленными критериями, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения запроса предложений, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Важно отметить, что любой участник имеет право присутствовать при рассмотрении заявок, а также проводить аудио и видеосъемку.

    4 этап . Выбор победителя. После рассмотрения и оценки заявок комиссия готовит протокол проведения запроса предложений и оглашает условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие (ч. 11 ст. 83 44-ФЗ). После этого участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений (ч. 12 ст. 83 44-ФЗ).

    Если все присутствующие участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается.

    Отказ участников направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе и окончательными предложениями признаются первоначальные поданные заявки на участие. Открытие доступа к заявкам с окончательными предложениями осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений.

    5 этап . Оценка окончательных предложений, подведение итогов запроса предложений. Комиссия проводит оценку окончательных предложений и готовит итоговый протокол. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в ЕИС в день подписания итогового протокола.

    Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.

    Если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше.

    Критерии оценки заявок в запросе предложений (ст. 32 44-ФЗ):

    • цена контракта;
    • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
    • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
    • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

    6 этап . Заключение контракта. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя, не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола. Контракт заключается только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта.

    Основное отличие запроса предложений от других закупочных процедур

    От открытого конкурса запрос предложений отличается лишь возможностью поставщика улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, таким образом можно увеличить свои шансы на победу. В остальном данный вид закупки идентичен конкурсу. (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

    От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки. От запроса котировок — порядком определения победителей.