Руководство по эксплуатации автовышки. Особенности эксплуатации автовышки


Инструкция машиниста автогидроподъемника разработана для обеспечения безопасности во время эксплуатации и обслуживания данной спецтехники. Ее наличие необходимо, поскольку при работе с данной машиной все операции выполняются на значительной высоте, что представляет серьезную опасность. Поэтому машинист автовышки должен иметь высокую квалификацию и обладать достаточным опытом.

Основные требования к охране труда на автовышке

Право управления подъемником есть только у тех работников, которые достигли восемнадцатилетнего возраста и прошли соответствующее медицинское обследование. Они должны иметь высокую практическую и теоретическую подготовку. Перед началом работы машинист обязан пройти все необходимые инструктажи по охране труда. Его знания и навыки проверяются специальной комиссией. Специалист каждые три месяца обязан проходить инструктаж по охране труда.

Машинисту нужно знать, что автовышка предназначена для перемещения людей с определенными материалами в пределах ограниченной зоны обслуживания. Чтобы подтвердить свою квалификацию, ему необходимо ежегодно сталкиваться со специальной проверкой.

Инструкция по охране труда подразумевает и другие требования:

  • машинист обязан уметь правильно эксплуатировать автовышку, выполнять мелкий ремонт;
  • специалист, который допускается к работе, должен уметь оказывать первую помощь пострадавшим при возникновении аварийных ситуаций;
  • перед началом самостоятельной работы машинист проходит стажировку у более опытного специалиста;
  • человек, которые работает с указанной техникой, должен быть готов к возможным опасностям (падению предметов, высокому напряжению);
  • машинист автовышки обеспечивается необходимыми средствами индивидуальной защиты, спецодеждой и обувью;
  • все работники должны внимательно соблюдать требования пожарной безопасности;
  • если машинист чувствует себя плохо, он должен обратиться за медицинской помощью и сообщить об этом своему руководителю;
  • при нарушении требований инструкции по охране труда работник привлекается к дисциплинарной ответственности.

Обеспечение безопасности перед началом и во время выполнения работы

Требования безопасности для машинистов подразумевают, что перед началом работ необходимо придерживаться таких норм:

  • перед началом работ машинист проходит медицинское обследование;
  • работники, у которых выявлены признаки алкогольного опьянения, не допускаются к выполнению должностных обязанностей;
  • перед запуском двигателя и началом работы специалист должен проверить исправность основных механизмов и конструкций;
  • запрещается приступать к выполнению должностных обязанностей на неисправной автовышке;
  • безопасное функционирование техники возможно лишь в случае периодического прохождения технического освидетельствования;
  • запрещено работать на машине, где окончился срок выполнения последнего технического освидетельствования;
  • перед началом работ машинист должен проверить удостоверения у всего рабочего и обслуживающего персонала.

Охрана труда во время работы

Существуют определенные требования охраны труда, касающиеся непосредственно работы с автовышкой:

  • во время выполнения прямых обязанностей запрещено отвлекаться на все постороннее, в том числе на ремонт механизмов;
  • перед запуском в движение механизмов необходимо убедиться, что в рабочей зоне отсутствуют люди;
  • машинист обязан контролировать действия рабочих, размещенных на люльке;
  • при транспортировке техники в люльке не должно находиться людей и посторонних предметов;
  • перед началом каких-либо действий машинист обязан подавать определенный сигнал;
  • необходимо всегда устанавливать автовышку на опоры, обеспечив под ними устойчивые прокладки;
  • в момент установки опор в кабине спецтехники не должно находиться людей;
  • запрещена установка автомобильной вышки вблизи края котлована или траншеи;
  • монтаж машины и ее эксплуатация строго контролируется проектом производства работ;
  • проводить любые операции на расстоянии меньше 30 м к проводам электропередач можно только при наличии наряда-допуска;
  • для ремонта и обслуживания автовышки необходимо использовать только исправный и специально предназначенный для этого инструмент;
  • машинист обязан постоянно закрывать кабину, чтобы предупредить доступ к машине посторонним лицам;
  • минимальное расстояние между поворотной частью машины и габаритами строений должно составлять 1 м.

Другие правила для безопасной эксплуатации автовышки

Во время работы машинист действует согласно сигналам сигнальщика. Если они противоречат общепринятым инструкциям, запрещено проводить указанные операции. Обмен каких-либо сигналов производится только с учетом существующей знаковой сигнализации. Но необходимо запомнить, что знак, останавливающий движение или перемещение техники, должен выполняться в любом случае.

Если автомобильная вышка оснащена лебедкой, с ее помощью запрещено поднимать груз, вес которого больше предельно допустимого. Для обеспечения дополнительной безопасности во время работы машинисту запрещено переходить на неповоротную часть машины. Это может создать аварийную ситуацию, когда он будет зажат между двумя отсеками спецтехники.

Основные требования к безопасности после окончания работ

Инструкция по охране труда вмещает ряд требований относительно окончания рабочего процесса:

  • следует вывести людей из люльки, освободить ее от инструментов, материалов и любых посторонних предметов;
  • стрела перемещается в транспортировочное положение, машина снимается с опор;
  • люлька и другие рабочие узлы устанавливаются в безопасное положение, что определяется руководством к эксплуатации;
  • после окончания всех работ машинист автовышки обязан поставить ее в место, предназначенное для таких целей;
  • после завершения работы кабина закрывается на ключ, который сдается согласно существующему на определенном предприятии порядку;
  • машинист обязан оставлять спецодежду и обувь в специально отведенном для этого месте;
  • при выявлении любых неполадок они фиксируются в вахтенном журнале. Об их наличии необходимо сообщить инженерному персоналу;
  • после окончания работы машинисту следует тщательно вымыть руки и при необходимости принять душ.

Требования безопасности при возникновении аварий

Машинист автовышки обязан прекратить работу машины при выявлении следующих ситуаций:

  • при появлении признаков грозы, сильного ветра, мощность которого превышает указанные в паспорте значения;
  • при недостаточно качественном освещении рабочего места, что способно привести к травматизации работников;
  • при появлении сильного снегопада или тумана, которые снижают видимость и мешают нормальной эксплуатации техники;
  • при выявлении низкой температуры воздуха, которая меньше значений, указанных в техническом паспорте;
  • в случае закручивания канатов лебедки, если такая установлена на автомобильной вышке.

Другие нормативы и требования, касающиеся наступления аварийных ситуаций

Требования охраны труда четко обозначают, что при возникновении каких-либо поломок или аварийных ситуаций машинист обязан известить об этом инженерный персонал, на которого возлагается обязанность содержать ее в исправном состоянии. При несчастном случае следует оказать необходимую помощь пострадавшему и вызвать медиков. О таком происшествии обязательно сообщают руководителю.

Если выявлены признаки пожара, необходимо известить пожарную охрану. При определении источника задымления и огня обязательно используются средства для осуществления пожаротушения, которые должны присутствовать на каждом объекте без исключения.

Предназначение автовышек и автогидроподъёмников подъём людей на определённую высоту. Именно из-за работы с людьми к автовышкам выдвигаются достаточно высокие параметры безопасности при работе и эксплуатации типичных устройств.

На подъёмниках установлен следующий перечень устройств отвечающих за безопасность:

  • Система ориентации люльки (рабочей поверхности) — предназначена для удержания люльки в вертикальном положении;
  • Конечные выключатели – с их помощью ограничивается зона обслуживания, а именно угол раскрытия колен;
  • Блокировка подъёма колен при неустановленных дополнительных опорах;
  • Блокировка подъёма гидроопор при рабочем оборудовании, выставленном в поднятом положении;
  • Система аварийного спуска люльки. Она предназначена для эвакуации людей при сбое в работе гидросистемы;
  • Предохранительный клапан гидросистемы;
  • Гидрозамки гидроцилиндров;
  • Сигнализирующие кнопки на верхнем и нижнем пультах управления;
  • Кнопки, отвечающие за аварийную остановку двигателя машины непосредственно из люльки, а также дополнительные кнопки расположенные и на нижнем пункте управления;
  • Ограничители грузоподъёмности, предельного груза люльки (предохраняют конструкцию от перегрузок во время работы);
  • Боковые ограничители, останавливающие движение колен работающего подъёмника при его касании базовой машины, у которой находится люлька.

В соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)» ПБ 10-11-92, начиная с 1992 года, в современном производстве используются более совершенные системы безопасности.
Система предусматривает приборы и устройства, отвечающие за безопасность эксплуатации, а именно: ограничитель максимально допустимого груза, который автоматически отключает (останавливает) процесс подъёма или подаёт сигнал в случае превышения предельно допустимой грузоподъёмности площадки (люльки);

  • ограничитель зоны обслуживания – предназначен для автоматизации отключения подъёмника и предотвращает пересечения площадкой (люлькой) зон обслуживания;
  • блокировка подъёма опор при рабочем положении колен – отключает механизм подъёма опор в момент когда колени находятся в рабочем положении;
  • конечный выключатель – автоматически отключает механизм подъёма при переходе его движущимися частями стандартных положений;
  • предохранительное устройство – система ориентации площадки отвечающее за ориентацию люльки в вертикальном положении при любом угле раскрытия колен;
  • система аварийного опускания люльки, предназначенная для аварийного опускания люльки (площадки) при остановке (отказе) в работе гидросистемы или двигателя базового автомобиля;
  • указатель наклона подъемника, который определяет угол наклона непосредственно самого подъёмника (вышки);
  • прибор, определяющий скорость ветра – анемометр;
  • предохранительное устройство отвечающие за аварийную остановку двигателя базовой машины непосредственно с площадки и дополнительно – с нижнего пульта управления.

Все вышеперечисленные устройства и приборы по возможности объединяются в единую систему с помощью электронных средств. При этом все параметры о работе и положении подъёмника выводятся на дисплей, обеспечивая максимальную информированность оператора-машиниста.

Коленчатые автогидроподъёмники оснащены устройствами, отвечающими за безопасность; они ограничивают углы раскрытия колен, а иной раз и опрокидывающий момент для обеспечения устойчивости. Так, система ограничения угла подъёма верхнего колена, предотвращающая перегрузку нижнего колена и предупреждающая столкновение люльки с верхним коленом, предусмотрена на подъёмниках типа АГП. Эта система состоит из выключателя-гидрораспределителя, расположенного близ оси подвеса площадки (люльки) и кулачка на оси подвеса площадки (люльки), который действует на него. При отклонении в 80° по отношению к горизонту верхнего колена люлька, которая снабжена системой ориентации в вертикальном положении и вращающаяся относительно верхнего колена, приводит в движение кулачок и распределитель, заставляя их взаимодействовать. Нажатие на распределитель блокирует все движения колен в сторону увеличения угла (напор соединяется со сливом). Этой же системой ограничивается угол раскрытия нижнего колена, а в некоторых случаях ходом гидроцилиндра подъёма нижнего колена (при повышении давления в данном случае срабатывает предохранительный клапан).

На автовышках ВТ-23 высоту выдвижения телескопа ограничивают, отключая коробку отворота мощности и, следовательно, лебедки телескопа. Достигая предельно максимальной высоты выдвижения телескопа канат автоматического отключения натягивается и воздействует на механизм отключения коробки отбора мощности.
В некоторых моделях подъёмников установлены ограничители нагрузки на пол площадки (люльки). При превышении максимальной паспортной нагрузки автоматически срабатывает конечный выключатель — и подъём люльки прекращается. В момент проведения технического осмотра подъёмника с грузовыми испытаниями этот выключатель должен быть отключён. Конструкцией определённых подъёмников предусматриваются ограничители выдвижения телескопических колен (гидравлический золотник, срабатывающий при переходе телескопической секции в крайнее положение). Зачастую непосредственно предохранительный клапан выполняет функцию ограничителя как для крайних положений (срабатывает при повышении давления при крайних положениях цилиндров выдвижения), так и для механизмов выдвижения гидроопор (и крайних положений колен в некоторых конструкциях подъемников и вышек).

В случае, когда в конструкции подъемника не предусмотрено гидравлическое шарнирное соединение и вращающееся соединение электрооборудования, то во избежание перекручивания шлангов и кабелей при вращении поворотной части установлен ограничитель угла поворота платформы, который обеспечивает максимальный поворот на 270° в каждую сторону.

В большинстве случаев система ориентации площадки (люльки) в пространстве представляет собой систему тяг и цепей (канатов) и работает по принципу параллельности сторон параллелограмма. Более совершенные конструкции, оборудованные телескопическим коленом, функционируют при помощи системы, состоящей из двух взаимосообщающихся цилиндрических ёмкостей (внизу на платформе и у люльки). В таких автовышках применена система, которая автоматически ограничивает высоту выдвижения телескопа, выключая двигатель автомобиля при выдвижении телескопа более чем на 26 м. Такая система представлена конечным выключателем, пусковой кнопкой, соединительными проводами и подведена в цепь зажигания автомобиля. Таким образом, при выдвижении телескопа на предельно максимальную длину срабатывает конечный выключатель (который крепится на кронштейне на телескопе в верхней части первой трубы), затем происходит выключение зажигания и срабатывание звукового сигнала.

Только тогда движение нижнего или верхнего колена (давление на верхней части) возможно, когда гидроопоры зафиксированы в выдвинутом положении и машина соответственно вывешена. В таком случае золотник блокировки выносных опор переключается и разъединяет напорную магистраль верхней части со сливом.
По такому же принципу работает и блокировка подъёма дополнительных гидроопор. До тех пор, пока рабочее оборудование (нижнее колено) не уложено на опорную стойку и соответственно не сработал золотник блокировки, дополнительные опоры нельзя убрать в транспортное положение. Для таких случаев, когда необходимо опустить верхнее колено при отказе гидросистемы на нижнем пульте, предусмотрен игольчатый вентиль, который плавно открывается. Степенью открытия игольчатого вентиля регулируется скорость опускания верхнего колена. Происходит это так, что при опускании верхнего колена (поворачивая платформу, управляя рукоятками распределителей поворота платформы и нижнего колена) соответственно и происходит опускание нижнего колена, используя напор в магистрали от массы верхнего колена с люлькой.

Устройства безопасности, отвечающие за аварийный спуск необходимы в тех случаях, когда неизбежны ситуации, которые сопряжены с внезапной блокировкой (остановкой) механизмов вывешенной люльки в то время, когда в ней находятся люди. Причины таких остановок могут быть разнообразны — от разрыва шлангов и трубопроводов и отказа двигателя до выхода из строя насоса, что происходит в результате отсутствия электроэнергии для питания подъёмников от внешней цепи, в частности прицепных. Для предотвращения подобных случаев в подъёмниках предусматриваются специальные устройства, предназначенные для опускания люльки на землю при эвакуации рабочих, а также для складывания подъёмника с последующей транспортированием его для ремонта.

Спуск в аварийной ситуации происходит следующим путём: устанавливается ручной насос, который оснащён длинными шлангами с прикреплёнными на его концах полумуфтами, подключающими к присоединительным муфтам приводы поворота платформы, подъема опор, опускания колен подъемника. Подкачивающий насос срабатывает медленнее, но зато он без волновой динамики опустит колена для безопасной эвакуации рабочих; особым ключом приоткрывают гидрозамок цилиндров для начала спуска нижнего, а затем и верхнего колена и гидроопор; устанавливается специальный аварийный вентиль, который соединён с поршневой полостью цилиндра (цилиндров) подъёма нижнего колена.

В свою очередь, аккуратно открывая вентиль и медленно опуская колено, одновременно есть возможность использовать появившееся давление в гидросистеме, управляя рукоятками. При этом колена складываются в транспортное положение, а выносные опоры поднимаются.

Звуковая и световая аварийная сигнализация автоматически срабатывает при перегрузках, воздействующих на люльку и при столкновении ее с препятствием. Например, при давлении на люльку свыше 380 кг, автоматически срабатывает защита от перегрузок, соответственно на пультах управления включаются мигающие красные лампы и прерывистый звуковой сигнал, сообщающий об опасности. При перегрузках свыше 400 кг сигнальные лампы (расположенные на пультах) горят постоянно, звуковой сигнал прекращается, движение люльки останавливается. При столкновении люльки с каким-либо препятствием автоматически срабатывает «защита от столкновений», люлька прекращает своё движение, на пультах горит красная лампочка. Также конструкцией предусмотрена система двусторонней громкоговорящей связи, которая обеспечивает связь между пультом люльки и пультом управления поворотной рамы.

Электрооборудование, используемое при конструкции автовышек и автогидроподъёмников, классифицируют на вспомогательное и основное. Вспомогательное оборудование обеспечивает работоспособность машин, предусматривает возможность осуществлять любые рабочие операции. Основное оборудование отвечает за безопасность во время работы, электрооборудование подъёмника с электроприводом, подъемники, имеющие электрогидравлическое управление и т.д.
Вспомогательное электрооборудование подъёмников и вышек включает в себя:

  • габаритные фонари и отражатели;
  • систему световой и звуковой сигнализации;
  • боковые отражатели;
  • белый верхний фонарь и желтый мигающий фонарь, (который имеют некоторые подъемники на люльке и кабине шасси либо на выносных опорах) призванные предупреждать проходящий транспорт при работе в условиях интенсивного движения или в темное время.

Основное электрооборудование подъёмников и вышек — это элементы системы безопасности (коленчатые выключатели, ограничители, дисплеи) и элементы электрогидравлического управления (кнопки, переключатели, кабели, катушки и т.п.). Конструкции подъёмников, оборудованные функцией питания от внешней сети оснащены электродвигателем насосов, системой управления ими и электродвигателем механизмов прицепных подъёмников.

Напряжение основного и вспомогательного оборудования, как правило, составляет 12 или 24 В (в зависимости от напряжения сети базового автомобиля). Питающееся от внешней сети силовое электрооборудование работает от напряжения в 380 В переменного тока.

размер шрифта

ПРИКАЗ Минсвязи РФ от 24-06-2002 65 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАБОТАХ НА СТАНЦИЯХ... Актуально в 2018 году

4.1. Требования безопасности при работах с автомобильной вышки

4.1.1. Эксплуатация, техническое освидетельствование, обслуживание грузоподъемников (вышек) должны производиться в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек).

4.1.2. Находящиеся в эксплуатации автовышки должны быть снабжены табличками с ясно обозначенными регистрационным номером, грузоподъемностью и датой следующего частичного или полного технического освидетельствования.

4.1.3. К работам с автомобильной вышки допускаются работники, имеющие медицинское заключение на право работы на высоте и обученные безопасным методам производства работ.

4.1.4. Работники, выполняющие работы по подвеске кабелей связи и проводного вещания в люльках автовышек, должны иметь группу по электробезопасности не ниже III.

4.1.5. Допущенные к работам с автовышки должны работать в касках и с предохранительным поясом, пристегнутым к скобам или к элементам конструкции люльки. Машинист при нахождении в зоне обслуживания подъемника также должен быть в каске.

4.1.6. Производить работы с автовышки запрещается при:

Скорости ветра 10 м/с на высоте 10 м;

Грозе, сильном дожде, тумане и снегопаде, когда видимость затруднена;

Температуре окружающей среды ниже указанной в паспорте подъемника.

4.1.7. Машинисты автовышек перед началом работы обязаны производить осмотры механизмов, металлоконструкций, приборов и устройств безопасности.

4.1.8. Работа с автовышки должна выполняться не менее чем двумя работниками (не считая машиниста), один из которых должен быть наблюдающим.

В обязанности наблюдающего входит: подавать команду шоферу о подъеме и спуске корзины, следить, чтобы посторонние не подходили близко к автовышке, предупреждать проезжающий транспорт от наезда на вышку.

4.1.9. Работник перед началом работы с автовышки должен проверить наличие и исправность необходимых инструментов, предохранительных приспособлений и защитных средств.

4.1.10. Вход в люльку и выход из нее должны осуществляться через посадочную площадку, при подъеме и опускании люльки вход в нее должен быть закрыт на запорное устройство.

4.1.11. При эксплуатации автовышки необходимо принять меры, предотвращающие их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действием ветра или при наличии уклона местности.

4.1.12. Установка и работа автомобильной вышки на расстояние ближе 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 50 В осуществляется только по наряду-допуску.

Наряд-допуск должен выдаваться производителю работ на руки перед началом работы.

4.1.13. При работе корзина автовышки не должна касаться проводов или железобетонных опор и металлических конструкций.

4.1.14. При работе с автомобильной вышки связь между рабочими, находящимися в люльке, сигнальщиком и машинистом должна поддерживаться непрерывно: при подъеме люльки до 10 м - голосом, более 10 м - знаковой сигнализацией, более 22 м - радио- или телефонной связью.

4.1.15. Все работы на автовышке производятся стоя на дне корзины. Вставать на борт или промежуточные кольца корзины запрещается.

4.1.16. При производстве работ с применением подъемников не допускается подъем и перемещение груза, масса которого превышает грузоподъемность люльки.

Каким образом безопасно организовать работы с автовышки?

Ответ

Организовать данные работы необходимо в соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 28.03.2014 г. № 155н и Федеральными нормами иправилами в области промышленной безопасности, утвержденными приказом Ростехнадзора "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" от 12.11.2013 г. № 533.

Обратите внимание, что все работники, поднимающиеся на автовышки, должны: достигнуть возраста 18 лет, пройти предварительный и периодический медицинский осмотр и не иметь медицинских противопоказаний, быть обучены по охране труда, электробезопасности и работе на высоте, и соответствующие удостоверения – в том числе удостоверение о допуске к работе на высоте – по приложению № 2 к Правилам по охране труда на высоте.

Если на вышке проводятся работы по ремонту освещения, потребуется и удостоверение о присвоении группы по электробезопасности не ниже III., так как в соответствии с Приложением 1 к Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденным приказом Минтруда России от 24.07.2013 г. № 328н, указанном Вами работнику требуется знание порядка технического обслуживания осветительной сети.

В соответствии с пунктом 17 Правил охраны труда при работах на высоте, Вы должны организовать проведение технико-технологических и организационных мероприятий, таких как разработку ППР и технологических карт, использование СИЗ и средств коллективной защиты, работы на высоте на проезжей части выполняются по наряду-допуску, должен быть составлен план мероприятий по спасению работников при возникновении ЧС.

Федеральными правилами безопасности ОПО указанными выше, на которых используются подъемные сооружения, в свою очередь, требуют подтверждение соответствия подъемного средства (автовышки), на которые распространяются требования Технического регламента «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011 от 18.10.2011 № 010/2011 и Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств" от 10.09.2009 № 720, осуществляется в соответствии с требованиями указанных технических регламентов.

В нашей Системе Вы найдете не только рекомендации экспертов, но и шаблоны необходимых организационно-распорядительных документов по безопасной организации труда на автовышках и при других работах с повышенной опасностью и опасных. Обращайтесь, поможем.

Поднимать и транспортировать людей с помощью подъемных средств можно только в люльках, предназначенных для этих целей.

Для безопасного перемещения людей в люльке соблюдают следующие правила:

  • люльки запрещено использовать при ветре, скорость которого превышает 10 м/с, плохой видимости (при сильном дожде, снеге, тумане), обледенении, а также в любых других условиях, которые могут поставить под угрозу безопасность людей;
  • поднимают и транспортируют людей в люльках только под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных средств;
  • если есть риск столкновения подъемного средства с люлькой с другими соседними машинами, их работу прекращают;
  • вероятность случайных движений люльки предотвращают с помощью оттяжных канатов или других способов стабилизации;
  • люльки, стропы, крюки, предохранительные защелки и другие несущие элементы проверяют перед каждым использованием;
  • если люльку нужно переместить через люк или проем, разрабатывают дополнительные меры безопасности, предотвращающие запутывание стропов и канатов, а также снижающие риск зажатия и ударов;
  • крановщик должен видеть люльку с людьми во время всей операции транспортировки, а также зоны начала подъема и опускания люльки. При перемещении люльки с людьми крановщику запрещено совмещать движения крана (например, поднимать и одновременно перемещать вправо);
  • между крановщиком и людьми в люльке должна быть постоянная двусторонняя радио- или телефонная связь. Эксплуатирующая организация распорядительным актом устанавливает порядок обмена сигналами между людьми в люльке и крановщиком;
  • зоны начала подъема и опускания люльки должны быть свободны от любых посторонних предметов;
  • после захвата люльки спредером страховочные цепи люльки закрепляют крюками за скобы спредера;
  • люди, которых нужно переместить, должны получить под подпись инструкции о том, где стоять, за что держаться, как пользоваться предохранительными поясами и как покидать люльку;
  • предохранительные пояса лиц, находящихся в люльке, должны быть постоянно закреплены за соответствующие точки крепления в люльке. Длина фала страховочного устройства должна быть такой, чтобы человек в любом случае оставался в пределах люльки;
  • травмированных лиц (например, после аварии или инцидента) перемещают в лежачем положении на жестких носилках, надежно прикрепленных к люльке, и в сопровождении двух человек;
  • находящимся в люльке запрещено вставать на поручни или ограждения люльки и выполнять из такого положения какую-либо работу. Запрещается использовать подставки в люльке для увеличения зоны работы по высоте;
  • во время перемещения люльки находящиеся в ней инструменты и материалы должны быть надежно закреплены;
  • при использовании люльки над водным пространством ее оснащают спасательными кругами. Персонал, находящийся в такой люльке, должен быть в спасательных жилетах;
  • если люльку используют при работах, предусматривающих возможность ее контакта с обслуживаемой поверхностью оборудования (сооружения), ее оснащают устройствами для снижения динамических нагрузок при контакте с обслуживаемой поверхностью.

Это указано в пункте 245 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533 (далее – ФНП).

Внимание: при работе подъемника связь между персоналом в люльке и машинистом подъемника поддерживают непрерывно:

  • при подъеме люльки до 10 метров – голосом;
  • более 10 метров – знаковой сигнализацией (приложение № 9 к ФНП);
  • более 22 метров – радио- или телефонной связью.

Для обеспечения безопасности стропы, на которые подвешивают люльку, не должны использоваться для других целей и иметь запас по грузоподъемности:

  • для цепных стропов – не менее 8;
  • для канатных стропов – не менее 10;
  • для коушей (скоб, колец), служащих для подвешивания люльки на крюк, – не менее чем 10.

Концы канатных строп крепят при помощи заплетенных коушей или коушей с зажимами. Нельзя использовать обжимные втулки.

Длину используемых для подъема люльки строп устанавливают в соответствии с разработанными схемами строповки.

Для подъема и перемещения люльки можно использовать только автоматические спредеры с блокировкой раскрытия поворотных замков. Применение механических спредеров и рам с ручным разворотом замков не допускается.

Требования к работникам

Для управления подъемным средством и его обслуживания эксплуатирующая организация назначает распорядительным актом машинистов подъемников, крановщиков, их помощников, стропальщиков, слесарей, электромонтеров, рабочих люльки и наладчиков.

В качестве рабочих люльки можно допускать сотрудников других организаций. При этом они должны:

  • соответствовать требованиям, предъявленным в руководстве по эксплуатации подъемника;
  • пройти инструктаж специалиста, ответственного за безопасное производство работ.

Внимание

Работники при работе на высоте в подвесных люльках обязательно должны использовать страховочную систему безопасности (п. 84 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. № 155н).

Перед началом работ с использованием подъемных средств следует под подпись ознакомить с планом производства работ (ППР) и технологической картой (ТК) следующих работников:

  • специалистов, ответственных за безопасное производство работ с применением ПС;
  • крановщиков;
  • машинистов подъемников;
  • рабочих люльки;
  • стропальщиков.

Требования к процессу подъема и транспортировки людей

Поднимать и транспортировать людей с помощью подъемных средств, не предназначенных для этого, можно в следующих случаях:

  • при монтаже, строительстве и возведении уникальных объектов, когда недоступны иные способы доставки рабочих в зону выполнения работ;
  • при монтаже и обслуживании отдельно стоящих установок нефтегазодобычи;
  • на предприятиях и доках, выполняющих работы по возведению и ремонту корпусов судов;
  • на нефтяных и газовых платформах, установленных в открытом море, для смены персонала при вахтовом методе обслуживания платформ;
  • при перемещении персонала для крепления и раскрепления контейнеров и грузов;
  • при проведении диагностики и ремонта металлоконструкций ПС, когда применение других средств подмащивания невозможно;
  • при аварийной транспортировке людей, которые не в состоянии передвигаться.

При этом люлька должна отвечать следующим требованиям (п. 242 ФНП):

  • иметь твердое, исключающее скольжение дно, выдерживающее нагрузку, не менее чем вдвое превышающую паспортную грузоподъемность люльки;
  • иметь жесткие перила ограждения высотой не менее 1100 мм по всему периметру пола люльки. Ограждение должно выдерживать горизонтальную нагрузку не менее половины паспортной грузоподъемности люльки. Конструкция ограждения между перилами и полом должна исключать случайное выскальзывание персонала при раскачивании люльки во время транспортировки;
  • подвешиваться на крюк ПС с помощью специального кольца, которое в рабочем положении должно быть неразъемным; допускается перемещение люльки контейнерными кранами с установленными на них спредерами;
  • исключать возможность опрокидывания, когда транспортируемый персонал занимает положение у одной из сторон люльки.

Проверка состояния люлек

Все люльки, находящиеся в эксплуатации, регулярно:

  • проверяют;
  • проводят их техническое обслуживание;
  • при необходимости ремонтируют.

Проверка состояния люлек включает несколько процедур. Все они приведены в таблице.

Ежесменный осмотр Плановая проверка состояния Грузовые испытания
Проводит специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением подъемного средства. В случае обнаружения неисправностей в известность ставят специалиста, ответственного за содержание люльки в работоспособном состоянии Периодичность проверок – не реже одного раза в месяц. Руководитель проверок – специалист, ответственный за содержание подъемного средства в работоспособном состоянии. Результаты проверок заносят в журнал осмотра люльки Периодичность испытаний – не реже одного раза в полгода. Суть испытаний: подъем и удержание в течение 10 минут груза, расположенного на дне люльки. Руководитель испытаний – специалист, ответственный за производственный контроль при эксплуатации подъемного средства. Масса груза должна в два раза превышать грузоподъемность люльки. Результаты грузовых испытаний заносят в паспорт люльки. Если будут обнаружены дефекты и повреждения, отклонения от проектной документации, эксплуатировать люльку запрещено

Таблица составлена на основании пунктов 246–251 ФНП.

Какие требования предъявляются к работникам при работе на высоте

К работе на высоте допускают лиц, достигших восемнадцати лет. Они должны иметь квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ. Уровень квалификации подтверждается документом о профессиональном образовании или о квалификации (пп. 5, 7 Правил).

Все сотрудники, выполняющие работы на высоте, должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (п. 6 Правил, п. 1 Приложения 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

Работников допускают к работе на высоте после проведения (п. 8 Правил):

  • обучения и проверки знаний требований охраны труда,
  • обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.

Как обучить сотрудников

Сотрудников, работающих на высоте, обязательно знакомят:

  • с инструкциями по охране труда;
  • общими сведениями о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте, производственном участке, в цехе;
  • производственными инструкциями;
  • условиями труда на рабочем месте;
  • основными требованиями производственной санитарии и личной гигиены;
  • обстоятельствами и характерными причинами несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на высоте;
  • случаями производственных травм, полученных при работах на высоте;
  • обязанностями и действиями при аварии, пожаре;
  • способами применения имеющихся на участке средств тушения пожара, противоаварийной защиты и сигнализации, местами их расположения, схемами и маршрутами эвакуации в аварийной ситуации;
  • основными опасными и вредными производственными факторами, характерными для работы на высоте;
  • зонами повышенной опасности, машинами, механизмами, приборами; средствами обеспечивающими безопасность работы оборудования (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности);
  • безопасными методами и приемами выполнения работ.

Работодатель обязан организовать обучение в учебных центрах безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте следующих работников (п. 9 Правил):

  • допускаемых к работам на высоте впервые;
  • переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения;
  • имеющих перерыв в работе на высоте более одного года.

Внимание:

Обучающая организация должна иметь:

  • лицензию на право ведения образовательной деятельности;
  • преподавательский состав, аттестованный для данного вида обучения;
  • техническую базу.

Периодическое обучение в учебных центрах проходят работники, допускаемые к работам без применения средств подмащивания, и выполняющие работы на средствах подмащивания на высоте 5 м и более.

Раз в год обязательно проверяют знание безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте в своей организации. Проводить эту проверку может аттестационная комиссия, которую создает работодатель. У сотрудников, раз в три года или раз в пять лет проходящих обучение в обучающих организациях, данную проверку можно совместить с проведением экзамена по окончании периодического обучения.

Как обеспечить безопасность работ на высоте

Запрещено выполнять работы на высоте в следующих случаях (п. 18 Правил):

  • в открытых местах при скорости ветра 15 м/с и более;
  • при грозе или тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ,
  • при гололеде с обледенелых конструкций и в случаях нарастания стенки гололеда на проводах, оборудовании, инженерных конструкциях (в том числе опорах линий электропередачи), деревьях;
  • при монтаже и демонтаже конструкций с большой парусностью при скорости ветра 10 м/с и более.

При проведении работ на высоте работодатель обеспечивает использование (п. 16 Правил):

  • инвентарных лесов,
  • подмостей,
  • устройств и средств подмащивания,
  • подъемников,
  • строительных фасадных подъемников,
  • подвесных лесов,
  • люлек,
  • машин или механизмов,
  • средств коллективной и индивидуальной защиты.

Перед выполнением работ на высоте работодатель организует проведение технико-технологических и организационных мероприятий.

Технико-технологические мероприятия Организационные мероприятия

К ним относятся:

  • разработка и выполнение плана производства работ на высоте, выполняемых на рабочих местах с меняющимися по высоте рабочими зонами
  • разработка и утверждение технологических карт на производство работ;
  • ограждение места производства работ,
  • вывешивание предупреждающих и предписывающих знаков,
  • использование средств коллективной и индивидуальной защиты

Включают в себя назначение лиц, ответственных за:

  • организацию и безопасное проведение работ на высоте,
  • выдачу наряда-допуска,
  • составление плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ,
  • обслуживание и периодический осмотр СИЗ

Таблица составлена на основании п. 17 Правил.

Какие работы требуют выдачи наряда-допуска

Наряд-допуск определяет место производства работ на высоте, их содержание, условия проведения, время начала и окончания, состав бригады, выполняющей работы и ответственных лиц (п. 23 Правил).

Внимание:

Если работы на высоте проводятся одновременно с другими видами работ, требующими оформления наряда-допуска, то можно оформить один наряд-допуск с обязательным включением в него информации о производстве работ на высоте.

В перечень работ, выполняемых на высоте по наряду-допуску в обязательном порядке включают:

1. работы на высоте без применения инвентарных лесов и подмостей, с применением систем канатного доступа, согласно п. 11 Правил;

2. работы на высоте, выполняемые на нестационарных рабочих местах, согласно п. 21 Правил;

3. работы на высоте в охранных зонах сооружений или коммуникаций, согласно п. 26 Правил;

4. сборка и разборка лесов, согласно п. 76 Правил;

5. выполнение кровельных и других работ на крышах зданий с уклоном и без уклона, при отсутствии ограждений по их периметру, а также если высота ограждения менее 1,1 м, согласно п. 245 Правил;

6. работы, выполняемые на высоте без защитных ограждений, с применением удерживающих, позиционирующих, страховочных систем и/или систем канатного доступа, согласно п. 247 Правил;

7. работы на дымовых трубах, согласно п. 261 Правил;

8. бетонные работы, согласно п. 267 Правил;

9. стекольные работы и очистка остекления зданий, согласно п. 277 Правил;

10. работы, связанные со спуском работников в колодцы, камеры, резервуары, технические подполья (т.е. работы в ограниченном пространстве), согласно п. 295 Правил.

Учет работ по нарядам-допускам ведут в журнале учета работ по наряду-допуску.

Работодатель в соответствии с типовыми нормами выдачи СИЗ и на основании результатов спецоценки предоставляет работнику систему обеспечения безопасности работ на высоте. Для этого он объединяет в качестве элементов совместимые СИЗ, защищающие от падения с высоты. В зависимости от конкретных условий работ на высоте сотрудников обеспечивают следующими СИЗ, совместимыми с системами безопасности от падения с высоты (п. 110 Правил):

  • специальной одеждой - в зависимости от воздействующих вредных производственных факторов;
  • касками - для защиты головы от травм, вызванных падающими предметами или ударами о предметы и конструкции, для защиты верхней части головы от поражения переменным электрическим током напряжением до 440 В;
  • защитными очками, щитками, защитными экранами - для защиты от пыли, летящих частиц, яркого света или излучения;
  • защитными перчатками или рукавицами, защитными кремами и другими средствами - для защиты рук;
  • специальной обувью соответствующего типа - при работах с опасностью получения травм ног;
  • средствами защиты органов дыхания - от пыли, дыма, паров и газов;
  • индивидуальными кислородными аппаратами и другими средствами - при работе в условиях вероятной кислородной недостаточности;
  • средствами защиты слуха;
  • средствами защиты, используемыми в электроустановках;
  • спасательными жилетами и поясами - при опасности падения в воду;
  • сигнальными жилетами - при выполнении работ в местах движения транспортных средств.

Работники без положенных СИЗ или с неисправными СИЗ к работе на высоте не допускаются (п. 114 Правил).

Устройства и приборы безопасности aвтовышек и автогидроподъемников


Автовышки и автогидроподъемники предназначены для подъема людей на высоту. Поэтому к безопасности работы этих машин, их составных частей предъявляют высокие требования. На подъемниках установлены следующие приборы и устройства безопасности: система ориентации люльки (рабочей площадки), удерживающая люльку в вертикальном положении; конечные выключатели, ограничивающие зону обслуживания (угол раскрытия колен); блокировка подъема колен при невыставленных дополнительных опорах; блокировка подъема гидроопор при поднятом рабочем оборудовании; система аварийного спуска люльки для высадки рабочих при отказе гидросистемы; предохранительный клапан гидросистемы; гидрозамки гидроцилиндров; кнопки сигнала на верхнем и нижнем пультах управления; кнопки аварийного останова двигателя базовой машины из люльки и с нижнего пульта управления; ограничители грузоподъемности, ограничители предельного груза люльки, предохраняющие конструкцию подъемника от перегрузки; боковые ограничители люльки, останавливающие движение колен подъемника при его касании конструкции, у которой находится люлька. В новых исполнениях подъемников и вышек, выпускаемых с 1992 г. в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)» ПБ 10-11-92, применяют усовершенствованную систему приборов и устройств безопасности. Системой охвачены следующие приборы и устройства безопасности. Ограничитель предельного груза, который обеспечивает автоматическое отключающее управление подъемом или сигнализирует в случае превышения грузоподъемности люльки (площадки). Выключатель концевой предназначен для автоматического отключения механизма подъема при переходе его движущимися частями установленных положений. Система ориентации люльки - предохранительное устройство, предназначенное для ориентации люльки в вертикальном положении при любых расположениях колен. Ограничитель зоны обслуживания служит для автоматического отключения механизма подъемника и предотвращения выхода люльки за пределы зоны обслуживания. Блокировка подъема опор при рабочем положении колен, предназначенная для отключения механизма подъема опор при рабочем положении колен. Устройство аварийного опускания люльки, служащее для аварийного опускания люльки при отказе гидросистемы или двигателя базового автомобиля. Указатель наклона подъемника предназначен для определения угла наклона подъемника (вышки). Анемометр прибор для определения скорости ветра. Аварийный останов двигателя - предохранительное устройство для аварийного останова двигателя базового автомобиля из люльки или с нижнего пульта управления. Как правило, все устройства и приборы безопасности объединены в одну систему на электронной основе; данные о параметрах и положении подъемника выводят на дисплей, обеспечивая максимальную информацию машинисту.

На коленчатых автогидроподъемниках приборами безопасности ограничиваются углы раскрытия колен, а иногда и опрокидывающий момент для обеспечения устойчивости. Так, на подъемниках типа АГП система ограничения угла подъема верхнего колена предотвращает перегрузку нижнего колена и предупреждает столкновение люльки с верхним коленом. Система представляет собой конечный выключатель в виде гидрораспределителя, смонтированного около оси подвеса люльки, и кулачок на оси подвеса люльки, воздействующий на него. При положении верхнего колена около 80° к горизонту люлька, снабженная системой ориентации в вертикальном положении и поворачивающаяся относительно верхнего колена, приводит во взаимодействие кулачок и распределитель. При нажатии на распределитель блокируются все движения колен в сторону увеличения угла (напор соединяется со сливом). Угол раскрытия нижнего колена ограничивается или этой же системой, или ходом гидроцилиндра подъема нижнего колена (при повышении давления срабатывает предохранительный клапан).

На автовышках ВТ-23 высоту выдвижения телескопа ограничивают, отключая коробку отворота мощности и, следовательно, лебедки телескопа. При достижении максимальной высоты выдвижения телескопа канат автоматического отключения натягивается и воздействует на механизм отключения коробки отбора мощности.
На некоторых подъемниках установлены ограничители нагрузки на пол люльки: при превышении нагрузки по сравнению с паспортной срабатывает конечный выключатель и подъем оборудования прекращается. При проведении технического освидетельствования подъемника с грузовыми испытаниями, этот ограничитель должен быть отключен. В конструкции некоторых подъемников предусмотрены ограничители выдвижения телескопических колен. Как правило, это гидравлический золотник, срабатывающий при подходе телескопической секции к крайнему положению. Часто роль ограничителя крайних положений выполняет предохранительный клапан, срабатывающий при повышении давления при крайних положениях цилиндров выдвижения; предохранительный клапан может быть также ограничителем для механизмов выдвижения гидроопор и крайних положений колен в некоторых конструкциях подъемников и вышек. Если в конструкции подъемника отсутствуют гидравлическое шарнирное соединение и вращающееся соединение электрооборудования, то для предотвращения перекручивания шлангов и кабелей при вращении поворотной части установлен ограничитель угла поворота платформы, обеспечивающий поворот на угол 270° в каждую сторону.
Система ориентации люльки в вертикальном положении в большинстве случаев представляет собой систему тяг и цепей (канатов) и основана на принципе параллельности сторон параллелограмма. В более сложных конструкциях (с телескопическим коленом) использована система, состоящая из двух сообщающихся цилиндров (внизу на платформе и у люльки). В телескопических автовышках применена система ограничения высоты выдвижения телескопа путем выключения двигателя автомобиля при выдвижении телескопа свыше 26 м. Система состоит из конечного выключателя, пусковой кнопки, соединительных проводов и включена в цепь зажигания автомобиля. При достижении телескопа верхнего максимального положения срабатывает конечный выключатель, который прикреплен к кронштейну на телескопе в верхней части первой трубы. При этом выключается зажигание автомобиля и включается звуковой аварийный сигнал.

Движение нижнего или верхнего колен (давление на верхней части) возможно лишь тогда, когда выдвинуты гидроопоры и машина вывешена. При этом переключается золотник блокировки выносных опор и разъединяет напорную магистраль верхней части со сливом. Так же выполнена блокировка подъема дополнительных гидроопор: до тех пор, пока рабочее оборудование (нижнее колено) не будет уложено на опорную стойку и не сработает золотник блокировки, дополнительные опоры нельзя убрать в транспортное положение. Для опускания верхнего колена при отказе гидросистемы на нижнем пульте плавно открывают игольчатый вентиль. Скорость опускания регулируется степенью открытия вентиля. При опускании верхнего колена, управляя рукоятками распределителей поворота платформы и нижнего колена, соответственно поворачивают платформу и опускают нижнее колено, используя напор в магистрали от массы верхнего колена с люлькой.

Устройства аварийного спуска необходимы в тех случаях, когда во время работы подъемника возникают ситуации, при которых происходит внезапная остановка механизмов люльки с людьми, находящимися в ней на высоте. Причины могут быть разные: отказ двигателя базового автомобиля, разрыв шлангов или трубопроводов, выход из строя насоса и т.д., например, из-за отсутствия электроэнергии для питания подъемников от внешней сети, в частности прицепных. Для этих случаев в конструкциях подъемников предусмотрены специальные устройства опускания люльки на землю для эвакуации рабочих, а также для убирания выносных опор и складывания подъемника, чтобы можно было транспортировать его на базу для ремонта. Аварийный спуск устраивают следующими способами: устанавливают специальный ручной насос, снабженный длинными шлангами с полумуфтами на концах для подключения к присоединительным муфтам приводов поворота платформы, подъема опор, опускания колен подъемника. Подкачивающий насос срабатывает значительно медленнее, но зато без динамики опустит колена и позволит вывести рабочих в безопасное место; специальным ключом приоткрывают гидрозамок цилиндров подъема сначала нижнего колена, затем верхнего и гидроопор; устанавливают специальный аварийный вентиль, соединенный с поршневой полостью цилиндра (цилиндров) подъема нижнего колена. Открывая аккуратно вентиль, соединяют поршневую полость со сливной магистралью и медленно опускают колено; одновременно используют появившееся от массы колен давление в гидросистеме, рукоятками управления складывают колена в транспортное положение и поднимают выносные опоры.
Система аварийной световой и звуковой сигнализации, срабатывает при перегрузках люльки и столкновении ее с препятствием. При массе груза в люльке, превышающей 380 кг, включается защита от перегрузок, на пультах управления загораются мигающие красные лампы и звучит звуковой сигнал в прерывистом режиме. При массе груза свыше 400 кг красные лампы на пультах перестают мигать и горят постоянно, звуковой сигнал отключается, движение люльки прекращается. При случайном столкновении люльки с препятствием срабатывает автоматика защиты от столкновений, люлька останавливается, а на пультах загорается красная ламопчка. Система двусторонней громкоговорящей связи обеспечивает устойчивой телефонной связью пульт люльки и пульт управления поворотной рамы.

Электрооборудование, применяемое на автовышках и автоподъемниках, можно разделить на две категории: вспомогательное и основное. От вспомогательного оборудования не зависят работоспособность машин, возможность осуществлять рабочие операции. Основное - электрооборудование подъемников с электроприводом, подъемников, имеющих электрогидравлическое управление, оборудование, обеспечивающее безопасность работы.

К вспомогательному электрооборудованию подъемников и вышек относятся световая и звуковая сигнализация, габаритные фонари и отражатели, белый верхний фонарь, боковые отражатели, а также желтый мигающий фонарь, который имеют некоторые подъемники на люльке и кабине шасси, на выносных опорах, предупреждающих проходящий транспорт при работе в условиях интенсивного движения или в темное время.

К основному электрооборудованию подъемников относятся элементы электрогидравлического управления (кнопки, переключатели, кабели, катушки и т.п.), элементы системы безопасности (коленчатые выключатели, ограничители, дисплеи), а при оборудовании подъемника питанием от внешней сети – электродвигатель насосов, система управления им, электродвигатели механизмов прицепных подъемников.

Вспомогательное электрооборудование имеет, как правило, напряжение 12 или 24 В (по напряжению сети базового автомобиля). Основное электрооборудование электрогидравлического управления имеет такое же напряжение. Силовое электрооборудование, питающееся от внешней сети, рассчитано на напряжение 380 В переменного тока.

Рис. 171. Кольцевой токосъемник:
1, 4 - кольца; 2 - кожух; 3 - стойка; 5 - плита; 6 - щетка; 7 - кронштейн; 8 - прижим.

Приборы сигнализации и контроля являются одной из основных частей электрооборудования. Приборы сигнализации - лампы на пультах управления, габаритные фонари, звуковые сигналы, мигающие фонари и т.п. Эти приборы работают или в режиме «да-нет» или в прерывистом режиме. Приборы способствуют функционированию систем безопасности и предупреждают машиниста о “параметрах машины. Приборы контроля - конечные выключатели, ограничители грузоподъемности и положения колеи, дисплеи на пультах управления - также относятся к системам обеспечения безопасности подъемников. Телескопические автовышки оборудованы только вспомогательным электрооборудованием, сигнализирующим о параметрах вышки.

Наряду с системой, ограничивающей угол подъема верхнего колена к положению, при котором срабатывает система ограничения подъема верхнего колена. У основания нижнего колена поставлен второй конечный выключатель, сигнализирующий о приближении нижнего колена к максимальному углу подъема.

Напряжение на поворотную часть подъемника передается токосъемником (рис. 171), установленным сверху гидрошарнира.

Напряжение подводится к кольцам и снимается графитовыми щетками. При вращении поворотной платформы кольца с подходящими к ним проводами остаются неподвижными, а щетки, поворачиваясь, скользят по неподвижным кольцам и снимают подаваемое напряжение. К свободному винту плиты каждой щетки крепится проводник, подающий напряжение к потребителю. В токосъемнике используются четыре щетки и одна остается резервной. На пульте управления на поворотной раме и на торце верхнего колена (у люльки) установлены кнопки аварийной остановки двигателя. На торце верхнего колена также находится кнопка управления сигналом автомобиля из люльки.

К атегория: - Устройство автовышек и автогидроподъемников