Применение дисциплинарных взысканий за административные правонарушения. Применение дисциплинарных взысканий за административные правонарушения Дисциплинарное производство по административному праву

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Академия федеральной службы безопасности Российской Федерации

Институт подготовки оперативного состава

Следственный факультет

Кафедра международного и административного права

Курсовая работа

по административному праву на тему:

Дисциплинарная ответственность по административному праву

Выполнил: слушатель уч. группы К-223

рядовой Кислицын А.О.

Проверил: доцент, полковник Сурма О.Г.

Москва 2013

Введение

Безопасность

Понятие ограничения прав человека и гражданина по российскому законодательству

Чрезвычайное положение

Военное положение

Права и свободы граждан, которые ни при каких случаях не могут подлежать отграничению

Заключение

Введение

Провозглашенная Конституцией Российской Федерации 1993 г. цель - признание высшей ценностью человека, его достоинства и основных прав предполагает формирование новых взглядов на взаимоотношение личности, общества и государства. Выработка и практическое воплощение этих взглядов являются достаточно сложным делом. Развитие любого современного общества рождает новые ограничения конституционно гарантируемых прав либо расширение уже существующих. В условиях российской действительности, когда осуществляется переход к устойчивому развитию, умаление основных прав становится распространенной практикой.

На этом фоне особое внимание заслуживает вопрос о конституционных критериях допустимости ограничения основных прав. Необходимость его исследования определяется самой сущностью основных прав как меры возможного поведения. С одной стороны, ограничения предотвращают злоупотребления основными правами. Абсолютная свобода немыслима в силу особой биологической, социальной, духовной природы человека и потребности защиты интересов иных лиц, общества и государства. С другой стороны, анализируемые критерии являются пределом полномочий органов и должностных лиц публичной власти, ограничивающих основные права. Соответственно освещение избранной темы служит ориентиром для установления системы конституционных ценностей, баланса индивидуальных и публичных интересов.

Вопрос об ограничении прав и свобод человека со стороны властных институтов, и, прежде всего, государственных, всегда был и остается одним из самых актуальных в политико-правовом отношении на протяжении всей человеческой цивилизации.

Актуальность темы курсовой работы определяется современным этапом конституционного развития России.

Сложность данной проблемы определяется противопоставлением приоритетов: с одной стороны, люди создают государство для себя, защиты своих прав и свобод; с другой - «государство возникает как ответ на неспособность человеческого общества жить без него, без его силы и ограничений, государство становится как бы высшим проявлением общественной организованности и порядка, единственным гарантом безопасности, стабильности и развития». Данное противоречие разрешается путем разработки и закрепления в Конституции основ (условий) ограничений прав и свобод, а в законодательстве - конкретных способов ограничений отдельных прав и свобод, вытекающих из конституционных предписаний.

Цель курсовой работы состоит в изучение правовой базы регулирующей ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Предмет исследования в курсовой работе ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Безопасность

Перед тем как раскрывать тему курсовой работы, необходимо раскрыть понятие «безопасность». Под безопасностью понимают состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного бытия личности, общества и государства. Основными принципами обеспечения безопасности, исходя из Федерального закона «О безопасности» являются:

) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

) законность;

) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

К основным объектам безопасности относятся личность (ее права и свободы), общество (его материальные и духовные ценности), государство (его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность). Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности. Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Понятие ограничения прав человека и гражданина по российскому законодательству.

Прежде чем дать понятие ограничению прав человека и гражданина, необходимо определить, что понимают под правами человека. Под правами человека понимаются «определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами». Еще одно, близкое к этому, определение: «Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах».

В Конституции РФ целями ограничений прав человека являются:

·защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

·обеспечение обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Таким образом, главной целью ограничений является охрана основных ценностей в обществе, к которым относятся жизнь, свобода, достоинство и т. д.

Должиков А.В. под ограничением основных прав понимает обусловленную природными социальными и духовными причинами систему конституционно-правовых средств, определяющих носителя, сферу нормативного содержания и порядок реализации основных прав человека и гражданина, но допустимую лишь в случае соответствия формальным и материальным критериям.

В.И. Гойман определяет ограничение права (свободы) как осуществляемое в соответствии с предусмотренными законом основаниями и в установленном порядке сужение его объема, а М.А. Нагорная - как изменение содержания или объема действия нормы права.

Наиболее полно дает понятие ограничение прав (свобод) человека и гражданина А.А. Подмарев - это установленные законодательством пределы (границы) реализации (осуществления) человеком (гражданином) прав (свобод), выражающиеся в запретах, вторжениях, обязанностях, ответственности, существование которых детерминировано (предопределено) необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей и назначением которых является обеспечение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства.

Существует классификация ограничений прав человека и гражданина.

Во-первых, исходя из юридической силы нормативно-правовых актов, ограничения основных прав закрепляются непосредственно Конституцией и законом.

Во-вторых, по кругу затрагиваемых основных прав ограничения делятся на общие и частные.

В-третьих, в зависимости от круга носителей основных прав, в отношении которых возможны ограничения, выделяют всеобщие и специальные ограничения.

В-четвертых, по времени действия ограничения можно дифференцировать на постоянные и временные.

В-пятых, ограничения основных прав можно делить исходя из территории действия на международные и внутригосударственные.

Рассмотрев основное понятие, необходимо рассмотреть более подробно основания ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения безопасности Российской Федерации.

Чрезвычайное положение

Чрезвычайное положение - особый правовой режим, временно вводимый для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Такой режим меняет характер деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц и общественных объединений, допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан.

В России чрезвычайное положение регламентируется Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (в редакции от 07.03.2005). Чрезвычайное положение в этом Федеральном конституционном законе определяется как «…вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей». Целью введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

А) попытки насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

Чрезвычайные положения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федераций и Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Указ Президента подлежит утверждению Советом Федераций. В указе должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП; обоснование необходимости введения ЧП; границы территории, на которой вводится ЧП; силы и средства, обеспечивающие режим ЧП; перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений; государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление применяемых мер; время вступления указа в силу, а также срок действия ЧП. Указ Президента подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Указ Президента, не утвержденный Советом Федераций, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население страны или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении ЧП. При введении ЧП на всей территории РФ Совет Федераций и Государственная Дума продолжают свою работу в течение всего периода действия ЧП. Срок действия ЧП, вводимого на всей территории РФ не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток (допускается продление).

Закон устанавливает меры и временные ограничения, применяемые в условиях ЧП, силы и средства, обеспечивающие режим, особое управление соответствующей территории. Гарантии прав граждан, ответственность граждан и должностных лиц предусматривают установление пределов временных ограничений, порядок и условия применения физической силы и специальных средств, порядок задержания граждан, ответственность за нарушение требований режима, осуществление правосудия и деятельность прокуратуры. Законом установлен исчерпывающий перечень возможных ограничений прав и свобод на время ЧП. Рассмотрим эти ограничения:

а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; ограничение защита права свобода гражданин

и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

Также в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в ст.11 при наличии условий указанных в ст.3 «а» могут быть предусмотрены также следующие меры и временные ограничения прав и свобод человека и гражданина:

а) введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;

б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;

в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности - временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;

е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;

ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

Данный Закон предусматривает, что неправомочное применение силы сотрудниками правоохранительных органов, как и превышение должностными лицами своих полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан, влечет за собой соответствующую ответственность.

Военное положение

Военное положение в Российской Федерации регламентируется Федеральным конституционным законом «О военном положении» (в редакции от 28.12.2010) «Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии».

Исходя из определения военного положения, можно выделить основные признаки военного положения:

) военное положение является особым правовым режимом;

) военное положение может вводиться как на территории РФ в целом, так и в отдельных ее местностях;

) правовой основой введения военного положения является Конституция РФ;

) военное положение может быть введено только Президентом РФ, иные органы, должностные лица, организации или граждане не обладают такими полномочиями;

) основанием для введения военного положения является агрессия против РФ или непосредственная угроза агрессии.

Федеральным конституционным законом определена цель введения военного положения, которой является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против России, т.е. обеспечения безопасности РФ от внешних угроз.

Актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию РФ, любая военная оккупация территории РФ, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы;

) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории РФ или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

) блокада портов или берегов РФ вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные силы РФ или другие войска независимо от места их дислокации;

) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Данный подход к определению агрессии согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Так как введение военного положения является исключительной прерогативой Президента РФ, то и период действия данного положения устанавливается им в соответствующем нормативном акте - указе Президента РФ о введении военного положения. В указе Президента РФ определяются обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения, границы территории, на которой вводится военное положение, а также дата и время, с которых начинает действовать военное положение. Таким образом, дата и время начала действия военного положения устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения. О введении данного правового режима Президент РФ незамедлительно обязан сообщить Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), а также Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума). Более того, указ Президента РФ о введении военного положения подлежит обязательному утверждению Советом Федерации.

Указ Президента РФ о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Таким образом, законодательно закрепляется гарантия получения гражданами информации о начале и о прекращении действия режима военного положения.Военное положение оканчивается датой и временем его отмены (прекращения действия). Полагается, что дата и время окончания военного положения устанавливаются соответствующим указом Президента РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения. Военное положение отменяется после отказа Совета Федерации утвердить указ Президента РФ о введении военного положения. Следовательно, с отменой (прекращением действия) военного положения утрачивают юридическую силу нормативные правовые акты, принятые в связи с действием данного режима, органы исполнительной власти и военного управления прекращают осуществлять свои полномочия в области обеспечения режима военного положения.

Введение военного положения может ограничивать права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. Кроме того, в период действия военного положения на граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности. Однако указанные ограничения применяются лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пункт 5 статьи 1 ФКЗ «О военном положении» закрепляет возможность применения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны. При этом цель привлечения указанных органов - отразить или предотвратить агрессию против РФ. При введении военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях на основании п. 6 этой же статьи и в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ объявляется общая или частичная мобилизация. Однако мобилизация может быть объявлена раньше, чем военное положение. Под мобилизацией в РФ понимается комплекс мероприятий по переводу экономики России, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.Мобилизации может предшествовать мобилизационная подготовка, под которой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N61-ФЗ "Об обороне" (с изм. и доп. от 4 апреля 2005 г.) специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время. Мобилизация проводится в соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.) и Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N61-ФЗ "Об обороне" (с изм. и доп. от 4 апреля 2005 г.) и является составной частью организации обороны России.

Основными принципами мобилизации являются:

) централизованное руководство;

) заблаговременность, плановость и контроль;

) комплексность и взаимосогласованность.

) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

) подготовка Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;

) проведение мобилизации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

) разработка мобилизационных планов экономики РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

) подготовка экономики РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

) проведение мероприятий по переводу экономики РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

) оценка состояния мобилизационной готовности России;

) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы РФ или использования в их интересах, а также в интересах экономики РФ;

) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;

) создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;

) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;

) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;

) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

) повышение квалификации работников мобилизационных органов;

Необходимо выделить ограничения прав и свобод человека и гражданина указанные в Федеральном конституционном законе «О военном положении»:

) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;

) привлечение граждан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;

) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, - задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;

11) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций - изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;

) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;

) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;

) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;

) На территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся.

Права и свободы граждан, которые ни при каких случаях не могут подлежать отграничению

Заканчивая рассмотрение своей курсовой работы, считаю необходимым также перечислить права и свободы граждан, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. Таковыми являются:

право на жизнь;

право на защиту достоинства личности, которое охраняется государством и заключается в том, что ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам;

право на свободу и личную неприкосновенность;

право на то, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ч.;

право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

право на то, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;

право на обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено законом;

право на свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;

право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища;

право на судебную защиту прав и свобод каждого гражданина. При этом решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд;

право каждого гражданина на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты;

право каждого гражданина на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом;

право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом;

право на получение квалифицированной юридической помощи;

право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления на использование помощи адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения;

право на презумпцию невиновности;

право на справедливое наказание за преступление и не использование недопустимых доказательств;

право каждого осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания;

право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом;

право на обеспечение потерпевшим доступа к правосудию и компенсацию причиненного ущерба;

право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;

право на то, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет;

право на то, чтобы не нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Заключение

Итак, в современных условиях возможные ограничения любых прав граждан должны соответствовать международно-правовым нормам и осуществляться при неукоснительном соблюдении норм национального законодательства. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свободы других лиц.

Проблема ограничения актуальна в России потому, что, по мнению ряда правоведов, люди уверены, что они абсолютно беззащитны перед государственной машиной и, если того потребуют интересы государства, ими пожертвуют без малейших колебаний. Такие настроения способствуют размыванию демократических устоев, деструктивному отношению к государственному аппарату и в результате к нарушению гражданского мира и согласия в стране. Это перспектива, которая никого и никогда не может устроить.

Разработка, законодательное установление и толкование целей, принципов, способов ограничений прав и свобод человека относится к наиболее трудным и спорным аспектам юридической системы. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед российским законодателем, является установление должного равновесия между правами человека и интересами демократического общества в соответствии с основополагающей конституционной идеей об обеспечении максимально возможной степени свободы личности.

Список используемой литературы

Нормативные акты:

1)ФЗ «О безопасности» (в редакции от 28.12.2010 г)

2)ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в редакции от 07.03.2005г.)

3) ФКЗ«О военном положении» (в редакции от 28.12.2010)

) ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ред. от 02.02.2006).

) ФЗ «Об обороне» (ред. от 06.07.2006).

Литература:

1) Должиков А.В. Конституционные критерии допустимости ограничения основных прав человека и гражданина по российскому законодательству / Автореферат, Тюмень, 2003, с. 41.

2) Конин Н.М. Административное право России. М. 2013

) Лукашева Е.А. Права человека. М., 2001, с. 76.

) Большая российская юридическая энциклопедия / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2000, с. 49.

) Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Государство и право, 1998, №7, с. 37.

) Подмарев А.А. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 2001, с. 28.

) Ноздрачев А.Ф. Гражданин и государство: взаимоотношения в 21 веке // Журнал российского права, 2005, №9.

Дисциплинарная ответственность - это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

Дисциплинарная ответственность - разновидность юридической ответственности. В то же время дисциплинарная ответственность по административному праву является составной частью дисциплинарного принуждения. Ее важнейшие отличительные особенности:

1) применяется, как правило, за дисциплинарные проступ­ки, но может наступить и за совершение иных правонарушений (например, на основании ст. 2.5 КоАП РФ);

2) состоит в применении карательных санкций - дисципли­нарных взысканий;

3) право на ее применение принадлежит субъектам линей­ной власти; она, как правило, реализуется в рамках линейной власти, в отношении линейно подчиненных руководителю чле­нов коллектива;

4) основания и порядок наступления дисциплинарной ответственность регулируются различными отраслями права. Но наибольшее число лиц несут дисциплинарную ответственность по трудовому и административному праву.

Дисциплинарная ответственность по административному регулируется дисциплинарными уставами Вооруженных Сил РФ, положениями о прохождении службы (ОВД, УИС) и рядом других административно-правовых актов.

Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей. Так, для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов - это замечание, выговор, строгий выговор, исключение. А для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД - это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в долж­ности, лишение поощрительного нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ закрепил перечень взысканий, которые могут налагаться на солдат и матросов: выговор, строгий выговор, лишение нагрудного знака отличника. Солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, кроме того, могут быть досрочно уволены в запас. А к лицам, проходящим службу по призыву, могут применяться и такие взыскания, как назначение до пяти нарядов вне очере­ди, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег.

Общей особенностью наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих и служащих правоохранительных органов является то, что они могут быть наложены начальниками (командирами) разных уровней.

Материальная ответственность - это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Административным правом регламентируется только материальная ответственность военнослужащих. Соответствующие нормы содержатся в Федеральном законе «О материальной ответственности военнослужащих».


Материальная ответственность реализуется в рамках коллектива, соответствующие полномочия - часть дисциплинарной власти линейного руководителя, ущерб взыскивается с члена устойчивого коллектива.

От дисциплинарной этот вид ответственности отличает то, что размер применяемых санкций зависит в основном не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновных противоправных действий вреда; что виновный может доб­ровольно возместить причиненный вред полностью или частич­но; что санкция не может быть заменена мерами общественного воздействия. Сам же вред носит имущественный характер.

Карательные и правовосстановительные санкции дополняют друг друга, могут применяться одновременно к одному лицу. Возмещение ущерба военнослужащими и призванными на сбо­ры военнообязанными производится независимо от привлечения их к административной или дисциплинарной ответствен­ности за действие (бездействие), которым причинен ущерб государству.

Взыскание ущерба с военнослужащих является разновидно­стью дисциплинарного принуждения. Административным пра­вом регулируются не только основания, но и порядок привлече­ния названных выше лиц к материальной ответственности. Он отличается от порядка взыскания ущерба с рабочих и служащих, закрепленного трудовым правом. На основании Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» имущественный ущерб может быть взыскан с любых военнослужащих, в том числе призванных на сборы военнообязанных.

Общая характеристика юридической ответственности

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания. Признаки такого рода наказания имеются и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в лишении свободы, и в административном штрафе, и в гражданско-правовой неустойке. Соответственно и виды юридической ответственности бывают различными, например: уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная.

Все эти виды ответственности устанавливаются государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, применяемые к правонарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнение этих мер.

Для всех видов юридической ответственности существуют некоторые общие признаки:

Юридическая ответственность представляет собой разновидность государственного, правового принуждения;

Она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителя, предусмотренных санкцией правовой нормы;

Она является итоговой правовой оценкой деяния (и его совершившего лица) от имени государства;

Юридическая ответственность всегда рассматривается в качестве негативной ответственности (в отличие от позитивной ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело (т.е. когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга));

Ее несут и субъекты, и объекты управления и т.д.

Таким образом, юридическая ответственность – это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, выражающихся в установлении для него отрицательных последствий.

Нормы административного права предусматривают разнообразные виды юридической ответственности:

Дисциплинарную ответственность;

Материальную ответственность;

Административную ответственность.

Все три перечисленных видов юридической ответственности в той или иной степени регулируются нормами административного права и, соответственно, рассматриваются как “ответственность по административному праву”. Данное понятие необходимо отличать от понятия “административная ответственность”, которое является одним из видов юридической ответственности.

Далее кратко рассмотрим дисциплинарную и материальную ответственность. Учитывая особую значимость для административного права административной ответственности, как одного из институтов, ей будет посвящен отдельный параграф.

Понятие и виды дисциплинарной ответственности по административному праву, основания ее применения

Дисциплинарная ответственность, являясь одним из видов юридической ответственности обладает рядом особенностей, совокупность которых определяет ее качественное своеобразие как самостоятельной разновидности принудительной деятельности.

1. Дисциплинарная ответственность применяется чаще всего в связи с дисциплинарными проступками, но может быть использована и для борьбы с другими правонарушениями и даже аморальными деяниями.

2. Дисциплинарная ответственность внесудебна, она - разновидность исполнительно-распорядительной деятельности.

3. Ее осуществляют и органы негосударственных организаций в отношении работающих в них граждан. Они делают это на основании норм трудового права, в соответствии с теми полномочиями, которые закон предоставил работодателям.

4. Дисциплинарная ответственность может применяться только в отношении членов устойчивых коллективов, субъектов постоянных организационных связей (рабочих, военнослужащих, студентов, заключенных и т.д.).

5. Для дисциплинарного взыскания характерно широкое использование морально-правовых санкций (например, выговоров).

6. Дисциплинарная ответственность применяется субъектами дисциплинарной власти. Обычно ее имеют субъекты линейной власти, руководители коллективов. К конкретному правонарушителю меру дисциплинарного воздействия может применить только непосредственный или вышестоящий руководитель.

7. Дисциплинарная ответственность регламентирована многими отраслями права: трудовым, административным, исправительно-трудовым.

8. Меры дисциплинарного воздействия могут применяться только к конкретным лицам. Дисциплинарная ответственность не только персонифицирована, но и индивидуализирована. Это частично проявляется в том, что в ее рамках существует множество санкций и процедур, рассчитанных только на определенную группу лиц. Так, можно выделить санкции, применяемые к солдатам и матросам, офицерам и генералам, студентам и аспирантам, руководящим работникам, прокурорам и следователям.

Таким образом, дисциплинарная ответственность – это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе административно-правовых норм на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

Различают следующие виды дисциплинарной ответственности:

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка;

В порядке подчиненности;

В соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в отдельных министерствах и органах.

Для каждого вида дисциплинарной ответственности законодательством предусмотрены свои взыскания.

Дисциплинарная ответственность в отношении определенной категории субъектов регламентируется той отраслью права, которая целиком или в основном регулирует отношения администрации коллектива с ее членами. Так, применительно к рабочим и служащим действует трудовое право, применительно к заключенным - исправительно-трудовое. Административное право закрепляет применение мер дисциплинарного воздействия в отношении трех групп субъектов (членов административных коллективов):

1) милитаризованных служащих (военнослужащих, военизированных служащих, аттестованных работников милиции);

2) обучающихся (учащихся, студентов, аспирантов);

3) лиц, свобода которых временно ограничена на основе норм административного права (помещение в лечебно-трудовые и иные профилактории, специальные приемники).

Кроме этого, административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности. С его помощью определяется круг субъектов и полномочия органов управления (должностных лиц) в осуществлении дисциплинарной власти.

Нормами административного права определяется объем дисциплинарной власти должностных лиц, реализующих дисциплинарную ответственность. В целом, в отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права.

Дисциплинарный проступок - это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива, и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном коллективе. Иногда основанием дисциплинарной ответственности признается нарушение служебной дисциплины, объем и содержание которой определяются различными способами. Например, в понятие дисциплинарного проступка военнослужащего включается, в частности, нарушение норм морали и военной чести. За совершение дисциплинарного проступка на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание по административному праву есть мера воздействия, применяемая органом государства к подчиненному ему служащему, совершившему должностной проступок, и выражающее от имени органа, его налагающего, официальное осуждение проступка и лица, его совершившего, в целях воспитания и предупреждения совершения новых поступков.

Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение, исключение). И действуют они, как правило, лишь пока гражданин находится в коллективе, служит. Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей. Основные виды дисциплинарных взысканий, которые могут применяться за нарушения трудовой дисциплины, закреплены в ст. 198 Трудового кодекса Республики Беларусь (замечание, выговор, увольнение), содержащей оговорку о том, что законодательством и уставами по дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий рабочих и служащих также и другие взыскания. Так, для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов - это замечание, выговор, строгий выговор, исключение, а для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД - это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, лишение нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел.

К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок их применения определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными актами. Общий порядок применения дисциплинарных взысканий закреплен в ст. 199 Трудового кодекса Республики Беларусь, а сроки применения дисциплинарных взысканий – в ст. 200 данного Кодекса.

К дисциплинарной ответственности военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава МВД могут привлекаться до истечения 10 суток с того дня, как командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке, а студенты, аспиранты - не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (не считая времени болезни или нахождения виновного в отпуске, на каникулах), но не позднее 6 месяцев со дня его совершения. Налагается дисциплинарное взыскание приказом компетентного должностного лица или решением коллегии. В Вооруженных силах, органах МВД взыскания могут налагаться устно. До наложения взыскания должно быть проведено расследование обстоятельств дела и члену коллектива обязательно должна быть предоставлена возможность дать устно или письменно объяснение.

Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется виновному под расписку. Как акт управления он вступает в силу немедленно. Если начальник избрал взыскание организационного характера (понижение в должности, увольнение и т.п.), его нужно выполнить реально. В отношении военнослужащих, сотрудников милиции взыскания должны быть исполнены не позднее месячного срока со дня издания приказа. По истечении месячного срока давности дисциплинарное взыскание не может быть приведено в исполнение, но оно подлежит учету.

Взыскания, налагаемые на милитаризованных служащих, заносятся в их служебные карточки.

Сотрудник органа внутренних дел вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до министра внутренних дел, а в установленных законом случаях - в суд. Но по общему правилу лица, на которых дисциплинарные взыскания налагаются на основе норм административного права, обжалуют их в административном порядке.

Дисциплинарное взыскание по общему правилу считается снятым при наличии двух условий: истек годичный срок давности, лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности. Устные взыскания автоматически утрачивают силу по истечении одного месяца.

Состояние наказанности может быть прекращено и досрочно приказом того руководителя, который наложил взыскание.


Понятие и основные черты материальной ответственности по административному праву, основания и особенности ее применения

Материальны ответственность – это применение восстановительных санкций за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

Административная и дисциплинарная ответственность состоит в применении взысканий, то есть карательных санкций с целью общей и частной превенции правонарушений. А материальная - это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Поэтому она наступает, если государству действительно причинен:

1) прямой, реальный ущерб;

2) при исполнении служебных обязанностей;

3) противоправным деянием;

4) виновно;

5) между противоправным деянием и наступившим ущербом имеется причинная связь.

Административным правом регламентируется только материальная ответственность военнослужащих и аттестованных работников МВД.

Установление и реализация мер материальной ответственности не составляет специальную функцию административного права. Это сфера применения гражданского и трудового права.

Нормы административного права определяют полномочия органов (должностных лиц), связанных с возмещением материального ущерба в административном порядке. При отказе, уклонении работника от добровольного возмещения ущерба, причиненного предприятию, он возмещается по распоряжению администрации путем удержания из заработной платы, если сумма, подлежащая взысканию, не превышает его среднего месячного заработка. Взыскание сумм в административном порядке может быть произведено в случае их получения путем незаконного повышения цен на продукцию, т.е. нет судебного рассмотрения и решения такого рода дел.

В соответствии со статьей 7.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях “физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением.

Основанием материальной ответственности, регламентируемой административным правом, является вред, причиненный некоторыми категориями граждан в ходе своей служебной деятельности.

Материальная ответственность схожа с гражданско-правовой ответственностью за причинение вреда. Оба вида ответственности являются реализацией правовосстановительных санкций. Но, с другой стороны, материальная ответственность реализуется в рамках коллектива, соответствующие полномочия - часть дисциплинарной власти линейного руководителя, ущерб взыскивается с члена устойчивого коллектива. Поэтому в отличие от гражданской ответственности размеры взыскания связываются с размерами должностного оклада (заработной платы), дифференцируются в зависимости от степени вины, выполняемой работы. Очень важно также отметить, что материальная ответственность наступает, когда причиненный ущерб связан со служебной деятельностью. От дисциплинарной этот вид ответственности отличает то, что 1) размер применяемых санкций зависит нередко не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновных противоправных действий вреда; 2) виновный может добровольно возместить причиненный вред полностью или частично; 3) санкция не может быть заменена мерами общественного воздействия.

Карательные и правовосстановительные санкции дополняют друг друга, могут применяться одновременно к одному лицу.

Административным правом регулируется не только основание, но и порядок привлечения указанных лиц к ответственности. Он существенно отличается от порядка взыскания ущерба с рабочих и служащих, закрепленного трудовым правом.

Меры материальной ответственности, установленные номами административного права, применяются в административном процессе. На основании Положения о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству, имущественный ущерб может быть взыскан с военнослужащих (солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы, а также проходящих службу по контракту, курсантов военно-учебных заведений, прапорщиков, мичманов и офицеров), состоящих на военной службе в Вооруженных силах, Пограничных, Внутренних и железнодорожных войсках, в органах государственной безопасности, иных воинских формированиях, созданных в соответствии с действующим законодательством, а также призванных на сборы военнообязанных, виновных в причинении ущерба государству при исполнении ими служебных обязанностей, предусмотренных воинскими уставами, приказами и другими актами.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные за ущерб, причиненный вследствие небрежного исполнения ими служебных обязанностей, предусмотренных воинскими уставами, приказами и другими актами, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не свыше: прапорщики, мичманы, офицеры, солдаты, матросы, сержанты, старшины, проходящие службу по контракту, - месячного оклада денежного содержания; военнослужащие срочной службы и курсанты - базовой величины; призванные на сборы военнообязанные - трех базовых величин.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине государству, в случаях:

Умышленного уничтожения, повреждения, порчи, хищения, незаконного расходования военного имущества или причинения ущерба другими умышленными действиями, независимо от того, содержат ли они признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке;

Приписок фактически невыполненных работ, умышленного искажения отчетных данных, применения неправильных расценок, повышающих коэффициентов и в других случаях завышения объемов и стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ;

Недостачи, а также уничтожения или порчи военного имущества, переданного им под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования или других целей;

Причинения ущерба лицом, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

Причинении ущерба действием (бездействием), содержащим признаки деяния, преследуемого в уголовном порядке.

Командиры (начальники) привлекаются к материальной ответственности в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше двух месячных окладов денежного содержания, если они своими неправильными распоряжениями нарушили установленный порядок учета, хранения, списания, использования, расходования военного имущества, а также не приняли необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения и порчи, возмещению виновными лицами причиненного государству ущерба.

Командиры (начальники) воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций, виновные в незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении существенных условий труда, отстранении от работы рабочего или служащего, полностью возмещают ущерб, причиненный в связи с оплатой времени вынужденного прогула или времени выполнения нижеоплачиваемой работы. Такую ответственность указанные лица несут, если увольнение, перевод, перемещение, изменение существенных условий труда, отстранение от работы произведены с явным нарушением закона, а также при задержке ими исполнения решения суда или вышестоящего в порядке подчиненности командира (начальника) о восстановлении рабочего или служащего на работе, на прежнем рабочем месте, прежде существенных условий труда.

Офицеры, прапорщики, мичманы и проходящие службу по контракту солдаты, матросы, сержанты и старшины за ущерб, причиненный государству по их вине простоями вагонов, судов, автомобилей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не свыше двух месячных окладов денежного содержания.

Административная ответственность

Понятие, основные черты, принципы и основания административной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности.

Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

Административная ответственность характеризуется следующими основными чертами:

1. Она устанавливается как законом, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законом; дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенности положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях - нормами административного права;

2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение; уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;

3. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания. За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;

4. Административные взыскания применяются широким кругом органов и должностных лиц. Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и хозяйственными судами. В отдельных случаях - в административном порядке;

5. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им нарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);

6. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока;

7. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и хозяйственного судопроизводства.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные взыскания.

Административная ответственность основывается на принципах:

Законности;

Равенства перед законом;

Неотвратимости ответственности;

Справедливости;

Гуманизма.

Для наступления административной ответственности необходимо наличие трех последовательно наступающих оснований:

1) нормативного основания (системы норм, регулирующих административную ответственность);

2) фактического основания (административного правонарушения, выразившегося в деянии конкретного субъекта, нарушившего правовые предписания, охраняемые административными санкциями);

3) процессуального основания (акта компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение).

Нормативная основа административной ответственности представляет собой систему действующих норм права, с помощью которых закрепляется:

Составы административных проступков (основания ответственности);

Система административных взысканий и принципы их наложения.

Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением (ст. 5.1 КоАП) Необходимая оборона

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда.

Не является также административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему преступление или административное правонарушение, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда он пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представилось возможным (ст. 5.2 КоАП).

Крайняя необходимость (ст. 5.3 КоАП).

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный.

В статье 5.4 КоАП в качестве обстоятельства, исключающего признание деяния административным правонарушением, указывается обоснованный риск для достижения общественно полезней цели.

Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий.

Если же в целом рассматривать обстоятельства, исключающие административную ответственность, то к перечисленным обстоятельствам необходимо добавить: невменяемость и не достижение установленного законом возраста.

Следовательно, для нее характерны все признаки юридической ответственности. Она наступает за противоправное, виновное, наказуемое деяние и заключается в применении мер государственного принуждения.

Основные отличительные черты в том, что она налагается во внесудебном (административном) порядке и, поскольку является ответственностью перед работодателем, то налагается только в порядке подчиненности по службе. Дисциплинарная ответственность заключается в основном в применении морально-правовых санкций (предупреждение, выговор, строгий выговор и т. д.).

Дисциплинарная ответственность может быть регламентирована не только нормами административного, но и трудового, исправительно-трудового и других отраслей права . Нормы административного права регулируют дисциплинарную ответственность лишь тогда, когда работодателем является государство , т. е. в отношении государственных служащих .

Исходя из данного определения, для всестороннего изучения дисциплинарной ответственности необходимо рассмотреть четыре основных момента:

  • основания (ответственность за что?);
  • субъекты ответственности (в отношении кого?);
  • дисциплинарные взыскания (путем применения чего?);
  • порядок наложения дисциплинарных взысканий (в каком порядке?).

Основания дисциплинарной ответственности

Под нарушением трудовой или служебной дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка (присягой, указаниями вышестоящих начальников и т. д.);

2) административное правонарушение . В отношении отдельных категорий государственных служащих (военнослужащие , сотрудники органов внутренних дел, работники железнодорожного, морского, речного транспорта и т. д.) в определенных законом случаях за совершение административного правонарушения ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность их привлечения не к административной, а к дисциплинарной ответственности;

3) нарушение норм морали , нравственности. Статья 26 Закона РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает дисциплинарную ответственность «за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести...». Пункт «м» ст. 19 Закона РФ «О милиции» в качестве одного из оснований увольнения сотрудника милиции со службы предусматривает «совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции». Это одни из не-многочисленных вызывающих дискуссию случаев применения юридической ответственности не за правонарушение. По нашему мнению, здесь возникает противоречие принципу права , согласно которому любая юридическая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащие выполнение своих юридических обязанностей . Воинская честь и честь сотрудника милиции чаще всего определяются нормами морали, нравственности, не установленными нормами права . Наступление юридической ответственности за их нарушение является довольно спорным и приводит к многочисленным проблемам в правоприменительной деятельности.

Субъекты дисциплинарной ответственности

Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только физические лица . При этом у данных физических лиц с субъектом применения дисциплинарных взысканий должны быть отношения подчиненности. Поскольку отношения подчиненности возможны только в рамках трудовой или служебной деятельности, то логично предположить, что субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только лица, являющиеся членами какого-либо административного коллектива (имеются лишь некоторые исключения, допускающие дисциплинарную ответственность без отношений подчиненности. Например, наложение дисциплинарных взысканий комендантом студенческого общежития на студентов, проживающих в общежитии). Возрастные ограничения субъектов дисциплинарной ответственности определяются возрастными ограничениями, предъявляемыми к членам того административного коллектива, в рамках которого они привлекаются к дисциплинарной ответственности. Представляется, что аналогичным способом опосредуются и требования к установлению вменяемости правонарушителя.

Дисциплинарные взыскания

Дисциплинарные взыскания могут быть установлены только нормативными актами . Эти нормативные акты не обязательно должны иметь силу закона , они могут иметь и силу подзаконных актов (Дисциплинарный Устав ВС РФ, утвержденный Указом Президента РФ , и т. д.). Для различных категорий граждан могут быть предусмотрены различные меры дисциплинарного принуждения.

Статья 192 Трудового кодекса РФ предусматривает три вида дисциплинарных взысканий для всех работающих и служащих:

1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям (перечень исчерпывающий).

Для тех государственных служащих , которые охватываются Законом РФ «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г., помимо указанных Трудовым кодексом предусмотрено еще два (ст. 14): строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии.

Для такой разновидности государственных служащих, как сотрудники органов внутренних дел, ст. 38 Положения о службе в ОВД РФ от 23.12.92 г. № 4202-1 предусматривает, кроме пяти имеющихся, еще пять видов дисциплинарных взысканий: понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из ОВД. В учебных заведениях МВД РФ, кроме того, - назначение вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения (перечень исчерпывающий). По такому же принципу построена система дисциплинарных взысканий и у членов других административных коллективов.

Применение мер дисциплинарного принуждения, не закрепленных соответствующими нормативными актами, не допускается.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий

Порядок наложения дисциплинарных взысканий устанавливается законами и подзаконными актами в зависимости от категорий лиц, к которым они применяются. Поэтому рассмотрим основные, характерные почти для всех привлекаемых к дисциплинарной ответственности требования к порядку наложения дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарные взыскания могут быть наложены с учетом соблюдения ряда процессуальных требований:

  • они налагаются только уполномоченными на то органами либо должностными лицами;
  • до наложения взыскания требуются письменные объяснения нарушителя;
  • они должны быть наложены не позднее 10 суток с момента, когда соответствующему начальнику стало известно о факте совершения проступка, а в случае проведения служебной проверки, - не позднее одного месяца с момента окончания проверки;
  • за один проступок может быть наложено лишь одно взыскание;
  • взыскания не могут быть наложены по истечении шести месяцев с момента совершения проступка;
  • факт наложения взыскания может быть обжалован в установленном порядке и т. д.

Административное право закрепляет применение мер дисциплинарного воздействия в отношении трех групп субъектов – членов административных коллективов:

    милитаризованных служащих (военнослужащих, аттестованных работников милиции);

    обучающихся (учащихся, студентов, аспирантов);

    лиц, свобода которых временно ограничена на основе норм административного права (помещенных в специальные приемники системы МВД).

Нормативной основой дисциплинарного принуждения в отношении милитаризованных служащих являются Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, Положение о службе в органах внутренних дел и др. Применение дисциплинарных санкций к студентам и аспирантам регламентировано в самом общем виде п.9 ст.16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Дисциплинарная ответственность – разновидность юридической ответственности, следовательно, для нее характерны все признаки юридической ответственности. В то же время дисциплинарная ответственность по административному праву является составной частью дисциплинарного принуждения. Ее важнейшие отличительные особенности:

    она налагается во внесудебном (административном) порядке и, поскольку является ответственностью перед работодателем, то налагается только в порядке подчиненности по службе;

    применяется, как правило, за дисциплинарные проступки, но может наступить и за совершение иных правонарушений (ст. 2.5 КоАП РФ);

    дисциплинарная ответственность заключается в основном в применении морально-правовых санкций (замечание, выговор, строгий выговор и т. д.) – карательных санкций;

    как правило, дисциплинарные взыскания действуют пока гражданин (служащий) находится в устойчивом коллективе.

Основаниями дисциплинарной ответственности являются:

1) дисциплинарный (должностной) проступок – противоправное, виновное нарушение трудовой или служебной (воинской) дисциплины, не влекущее уголовной ответственности.

Под нарушением трудовой или служебной дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка (присягой, указаниями вышестоящих начальников и т. д.);

2) административное правонарушение . В отношении отдельных категорий государственных служащих (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники железнодорожного, морского, речного транспорта и т. д.) в определенных законом случаях за совершение административного правонарушения ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность их привлечения не к административной, а к дисциплинарной ответственности;

3) нарушение норм морали, нравственности . Статья 26 Закона РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает дисциплинарную ответственность «за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести...». Пункт «м» ст. 19 Закона РФ «О милиции» в качестве одного из оснований увольнения сотрудника милиции со службы предусматривает «совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции». Это одни из немногочисленных вызывающих дискуссию случаев применения юридической ответственности не за правонарушение. По нашему мнению, здесь возникает противоречие принципу права, согласно которому любая юридическая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащие выполнение своих юридических обязанностей. Воинская честь и честь сотрудника милиции чаще всего определяются нормами морали, нравственности, не установленными нормами права. Наступление юридической ответственности за их нарушение является довольно спорным и приводит к многочисленным проблемам в правоприменительной деятельности.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий

Порядок наложения дисциплинарных взысканий устанавливается законами и подзаконными актами в зависимости от категорий лиц, к которым они применяются. Поэтому рассмотрим основные, характерные почти для всех привлекаемых к дисциплинарной ответственности требования к порядку наложения дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарные взыскания могут быть наложены с учетом соблюдения ряда процессуальных требований:

    они налагаются только уполномоченными на то органами либо должностными лицами (в частности, права соответствующих начальников ОВД по наложению дисциплинарных взысканий закреплены в Инструкции по применению Положения о службе в органах внутренних дел РФ);

До применения дисциплинарного взыскания работодатель (начальник, командир) должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт (ст. 193 ТК РФ);

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников;

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу;

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание;

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт;

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.