Федор конюхов сколько ему лет. Федор Конюхов

  • Имя: Федор
  • Отчество: Филиппович
  • Фамилия: Конюхов
  • Дата рождения: 12.12.1951
  • Место рождения: село Чкалово, Украина
  • Знак зодиака: Стрелец
  • Восточный гороскоп: Кролик
  • Род занятий: путешественник
  • Рост: 180 см

Федор Конюхов – уникальный человек, сделавший путешествия своей профессией . Ему покорились самые недосягаемые вершины, самые труднодоступные уголки планеты, он переплывал океаны и каждый раз доказывал свои невероятные возможности. Миллионы людей знают его именно как путешественника. На самом деле это многогранный человек, хороший художник, удивительный автор, а также он носит сан священнослужителя.

Фото Федора Конюхова













Детство, юность, образование

Детство Федора Конюхова прошло на побережье Азовского моря. Его родители были простыми людьми, отец постоянно уходил в море и занимался рыболовством, на маме лежали обязанности по дому. Все пятеро детей были заняты делом, помогали родителям по хозяйству. Отец часто брал Федора с собой в море. Мальчик очень любил смотреть на морские пейзажи, вытаскивать рыболовные сети. Тогда в нем и зародились мечты о больших путешествиях. Окрыленный своей мечтой, он уже в 15 лет совершил небывалый для подростка поступок. Несколько лет подготовки, усиленные занятия плаванием и греблей позволили Федору пуститься в лодочное путешествие по Азовскому морю и пересечь его.

Федор Конюхов получил несколько образований. В его активе техническое училище города Бобруйска, профессия судоводителя (мореходное училище в Одессе), а также Конюхов стал выпускником арктического училища в Ленинграде. Не пренебрег путешественник и службой в армии. Из-за конфликта с сослуживцами с Балтийского флота ему пришлось уехать и нести службу матроса на катере в водах Юго-Восточной Азии.

Вся жизнь – путешествие

Сложно даже представить, какое количество времени Федор Конюхов провел в экспедициях. Свою большую деятельность путешественника он начал в 1977 году. Первым, что он сделал – прошел по маршруту Витуса Беринга. Покоряя Тихий Океан, он доплыл до берегов Камчатки, Сахалина, далее была Чукотка. Бесстрашный Конюхов плыл в одиночку и к тому же имитировал на своем судне условия похожие на те, в которых совершали свои подвиги путешественники несколько веков назад.

Два Полюса

К задаче осуществить экспедицию на Северный полюс Конюх подошел основательно. У неутомимого путешественника ушли годы тренировок, исследований, участие в экспедициях канадских ученых, в лыжной экспедиции СССР. И в 1990 году на Северном полюсе оказался первый человек, добравшийся до него в одиночку. Поход был трудным и опасным, Конюхов нес тяжелое снаряжение, даже чуть было не погиб. Но через 72 дня полюс был покорен, а сам путешественник строил уже новые планы.

Исследовать Южный полюс Конюхов отправился в 1995 году. В Антарктической экспедиции он очень внимательно изучал состояние организма, влияние на него внешних факторов. Через два месяца после старта на самой крайней южной точке мира водрузился российский триколор. Собранные в результате экспедиции данные, открытия и исследования внесли большой вклад в науку.

На вершинах

После завершения похода на Южный полюс программа «Большой шлем» пополнила актив путешественника: Северный полюс – Южный – Эверест (на Эверест взошел в 1992).

В своем деле Федор Конюхов неоднократно становился первым. Так сложилось и с покорением «семи вершин», семи самых высоких точек континентов (стал первым в СНГ):

  • 1992 – Эльбрус, Европа;
  • 1992 – Эверест, Азия;
  • 1996 – массив Вильсона, Антарктида;
  • 1996 – Аконкагуа, Южная Америка;
  • 1997 – пик Косцюшко, Австралия;
  • 1997 – Килиманджаро, Африка;
  • 1997 – Мак-Кинли, Северная Америка.

По суше

Сухопутные экспедиции стали незаменимой частью в жизни путешественника. Их было очень много и каждая их них вносила свой вклад в изучение природных явлений и человеческих способностей. Самыми масштабными походами Конюхова оказались:

  • лыжная экспедиция по Чукотке в 1981 году;
  • пеший поход по уссурийской тайге, 1985;
  • советско-американский велопробег Находка – Москва – Ленинград, 1989;
  • проезд на внедорожниках Находка – Москва, 1991 (российско-австралийский проект);
  • Великий Шелковый путь, 2002 год;
  • Великий Шелковый путь, 2 этап, 2009 год;

По морю и воздуху

Свою детскую мечту о морских приключениях Федор Конюхов реализовывает всю жизнь. Именно путешествия по морю занимают значительную часть его деятельности. Десятки заплывов, пять кругосветных плаваний, семнадцать пересечений Атлантики, пересечение Тихого океана на лодке с веслами. При этом целый ряд экспедиций являются рекордами. Летом 2016 года Конюхов совершил кругосветку на воздушном шаре и приземлился с новым мировым рекордом.

На его пути случалось многое: и болезни, и угон судна, и непредвиденные ситуации, но Конюхова ничто не останавливает. Он продолжает свои приключения, и двигается только вперед, к новым открытиям. Его жизнь – это путешествие, поиски чего-то нового, и лишь желание достичь своей цели наполняет его путь смыслом.

Общественная деятельность, творчество, семья

Не меньшим талантом Федор Конюхов обладает в художественном жанре. Он пишет картины, причем во время свои путешествий. Его работы демонстрируются на выставках и вызывают неподдельный интерес. Еще в 1983 году он вошел в Союз художников Советского Союза. В 1996 его приняли в Московский союз художников, а в 2012 году занял место академика в Российской Академии художеств.

Из-под пера Конюхова-автора вышли в свет необыкновенные научные исследования и открытия, а также труды о личных переживаниях и впечатлениях во время экспедиций. Он талантливый автор, за что и был принят в Союз Писателей России.

Еще одним интересным фактом биографии этого уникального человека является его церковная деятельность. С 2010 года он носит сан священника (Украинская Православная Церковь Московского Патриархата).

Интересно, но в погоне за удивительными открытиями, Федор Конюхов не забыл и о простом семейном счастье. Его вторая жена – доктор юридических наук. У Федора Филипповича и Ирины Анатольевны есть общий сын, а также у путешественника двое детей от первого брака. Сейчас он уже носит и гордое звание дедушки пяти внуков.

  • Конюхов первый, кто покорял пять полюсов мира;
  • обладатель премий Юнеско, UNEP;
  • почетный житель нескольких городов (Находка, Миасс, итальянский Терни);
  • в Тобольске вручается премия им. Ф. Конюхова.

23.05.2015

Федор конюхов - не только русский путешественник, художник, но еще и писатель, а также... священник. Федор -автор четырнадцати книг, среди которых - «Наедине с океаном», «Паруса сбивают с неба звезды», «Океан -моя обитель», «как адмирал Ушаков Черное море русским сделал». конюхов совершил четыре кругосветных плавания, 16 раз пересек Атлантику. Его имя занесено в энциклопедию «Хроника человечества». Федор конюхов - первый в мире человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты, первый россиянин, которому удалось выполнить программы «Большой Шлем» и «7 Вершин мира». Более 15 лет Федор Филиппович заведует лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях в Современной Гуманитарной Академии.

На спутниковой карте ищу Конюхову губу: Архангельск, чуть левее Северодвинск, а ближе к северу, где залив Белого моря врезается в сушу, - и есть географическая точка, точнее губа. Об этих местах рассказывал Федор Конюхов: «Я сам помор, родом из Архангельской области. Недалеко от Соловков есть губа Конюхова, деревня Конюховка. Там пра-пра все мои».

Деды и прадеды Федора Конюхова ухаживали за конями - не зря же появилась фамилия, были и мореходами, и рыбаками. Пятеро прямых предков Федора канонизированы в святые. В его роду было немало героических людей: священник Симон Конюхов, расстрелянный в 1918 году, протоиерей Николай Конюхов - в декабре 1918 года на морозе его обливали водой, пока тело не заледенело, протоиерей Павел Конюхов, скончавшийся в заключении в 30-е годы... Поморы всегда отличались особыми чертами характера - неустрашимостью, сдержанностью, независимостью действий, привычкой к опасностям. Федор Конюхов установил в память об известных людях своего рода мемориальные доски. И не только о них...

ЧАСОВНЯ КОНЮХОВА

На Садовнической улице, недалеко от Павелецкого вокзала, стоит небольшая часовня Николая Чудотворца. Ее построил Федор Конюхов в память о погибших путешественниках. В строительство вложил деньги от продажи своих картин: «Я все время мечтал, чтобы в Москве стоял поморский храм, какие строили в XVII веке, из просоленных бревен, привезенных с берегов Белого моря. Часовенка стоит».

На стенах подковы, якоря, найденные в разных морях. Морская тема во всем, даже в круглых окнах-иллюминаторах. У стен храма - бронзовые скульптуры Федору Ушакову, Ермаку Тимофеевичу, Лаврентию Загоскину, Семену Тян-Шанскому, Павлу Нахимову и многим другим. «Каково было первым? Вот перед кем надо преклонить колени»,- показывает Федор на скульптуры.

Многое из того, что происходит в жизни Федора Конюхова, не вписывается в привычные рамки. На презентации новой книги к нему подходят не только за автографом, но и за благословением. После службы в храме прихожане не расходятся, а вместе обсуждают соревнования яхтсменов, говорят о новых маршрутах путешественника... О чем бы ни говорил Федор, слушателям передается его доброта и любовь к природе, ко всему живому на планете.

К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ

Федор Конюхов рос на берегах Азовского моря. Он с детства мечтал побывать на Северном полюсе. Для тренировок смастерил себе из бочковой клепки лыжи. Выходил в степь - и мечта становилась ближе. Воображение рисовало огромные льдины, торосы, бесконечные снега, себя представлял главным человеком экспедиции - как Георгий Седов.

Его дед, подполковник царской армии Михаил Конюхов, часто рассказывал, как жил у Белого моря, был рыбаком, как попал в экспедицию к знаменитому исследователю Севера Г.Я.Седову. Полярник отдал другу свой православный крестик, наказал передать сыну или внуку, который продолжит начатое им дело. Георгий Седов погиб, не дошел до Северного полюса. Федор решил, что непременно дойдет, и выполнил это завещание. На Северном полюсе он побывал три раза, причем однажды - в одиночку, с тем крестиком на шее.

ПЯТНАДЦАТИЛЕТНИЙ КАПИТАН

«Как-то я собрался...» Такими словами Федор начал рассказ, будто речь шла о чем-то обыденном, повседневном. Но ведь это Конюхов! Он продолжал: «...переплыть Азовское море». Эта фраза раскрывала мальчишескую мечту о покорении морей и океанов. Что там лыжи, он лодку своими руками построил, доски отдирал от старого коровника. Отец увидел лодку, непригодную для плавания, порубил ее топором. Тогда «сам себе капитан» поплыл на «тузике» - маленькой весельной лодке. Взял компас, термос, соленую рыбу...

С пути не сбился, через семь суток пришел в Керчь. Назад плыл вдоль берега. Сына, вернувшегося домой через три недели, отец отходил веревкой. Но после плавания стремление стать моряком только окрепло. До этого не мог выбрать, стать художником или моряком. Моря, качки не испугался. Подал документы в Одесское мореходное училище, выучился, стал судоводителем. Потом учился в Ленинградском арктическом училище. Профессиональным художником тоже стал - окончил Бобруйске художественное училище, довелось учиться и во Франции...

МОРЯК ИЛИ ХУДОЖНИК?

В гимназии Свято-Алексиевой пустыни есть икона, которую написал Федор Конюхов. Николай Чудотворец - покровитель путешественников - изображен в полный рост, в его руках -яхта и мыс Горн. Мыс Горн -знаковая точка мореплавателей, о нем писал Жюль Верн в романе «Кораблекрушение «Джонатана». Это место называют кладбищем кораблей. Ураганы, вихри, непредсказуемые циклоны... Раньше считалось, что только моряки, обогнувшие мыс Горн и оставшиеся в живых, могут носить серьгу в правом ухе. Мыс Горн есть и на его картине, созданной в плавании. Путешественник написал более трех тысяч картин. Запечатлены высочайшие вершины мира, в том числе - Эверест. «Многие думают, что художник создает полотна, сидя в теплой мастерской. Не у всех так! Мои работы -это события, мною пережитые и прочувствованные», - рассказывает наш герой.

Каждый день Конюхов ведет дневник. В записях, сделанных в одиночном походе на Северный полюс, он рассказывает о невероятных опасностях, которые приходилось преодолевать. Однажды он провалился по грудь в ледяную воду, «чуя за спиной неминуемую гибель», стал тянуть свое тело на льдину. Потом вспоминал: «Думал об одном. Если Богу угодно, чтобы я остался жив, то, как я отображу в своих картинах пургу в Ледовитом океане»?

СТРАХ - ХОРОШЕЕ ЧУВСТВО

Свой день рождения Конюхов не раз встречал в путешествиях. Друзья вручали перед экспедицией подарки, запечатанные в пакеты с надписью: «Федя, открой только на праздники» - на день рождения, на Новый год, на Пасху. Одиночество дало возможность созерцать себя, проверять, испытывать, копаться в своем прошлом, мечтать о будущем. Помогали молитвы. Конюхов воспринимает природу, человека в неразрывном единстве. Что же заставляет отправляться в сложнейшие экспедиции в одиночку? Неужели не страшно?

«Экспедиции - это моя мечта, -делится Федор Конюхов. -Путешествую уже почти пятьдесят лет. Мне не хотелось бы подвергать опасности жизни других людей. Готовлю экспедицию - уже становится страшно. Представляете, если бы не было у человека чувства страха? А боли? А любви? Это был бы уже не человек. Страх - очень хорошее чувство. Готовлю сейчас экспедицию вокруг света на воздушном шаре. Высота, на которой летают самолеты. Уже страшно...»

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА

Картины Конюхова - это рассказ очевидца о мире природы. На них часто указаны координаты, как на географической карте. Походы на собачьих упряжках, лыжные переходы, караванные экспедиции на верблюдах, автопробеги, плавания по океанам формировали новые художественные образы. Конюхов отправлялся в далекие края, чтобы добыть проверенные сведения, рассказать о том, что видел собственными глазами. В экспедициях художник делает карандашные зарисовки, иногда при температуре минус 40-50 градусов, ставит пометки о цвете.

МЕЧТЫ СТРАННИКА

В свои 63 года Конюхов осваивает сверхлегкую авиацию -учится управлять небольшим самолетом, это необходимо для новой экспедиции. В планах Федора Конюхова - подняться на Арарат и снять там фильм об останках Ноева ковчега, погрузиться в батискафе на глубину Марианской впадины. Еще он рассказывает, о чем мечтает вместе с женой Ириной: «В Японии жила старушка, которая за свои 90 лет жизни посадила миллион кедров. Образовалось даже такое движение. Мы тоже хотим посадить триста яблонь, вырастить сад и подарить детям Свято-Алексиевой пустыни. Здесь учились наши дети. Мы любим пустынь».

Ольга ШКАБЕЛЬНИКОВА

– Как вы переживаете одиночество во время путешествий?

– Я путешествую уже 50 лет – большую часть времени в одиночестве. Когда я отправлялся в свои первые экспедиции, я был молод – и одиночество убивало меня, буквально разрывало изнутри. А сейчас я уже в таком возрасте, когда одиночество не убивает, а только помогает. Я не боюсь его, ведь я верю в Бога. Я знаю, что человек на нашей планете не бывает одинок. Людям надо объяснять, что придет время – и они тоже поймут, что нет одиночества. Всегда кто-то есть рядом – рыбы, птицы, животные, ветер, океан, горы. Это все живое. Если сказать, что люди одни во всей вселенной – это же с ума можно сойти!

Сложно описать словами, что я чувствовал в те моменты, когда 160 дней плыл один в лодке. Этого не объяснишь. Это как любовь – все чувствуют, но никто не может найти определения. Человек должен сам пройти через все – и через страх одиночества тоже. Но я точно знаю, что в эти моменты рядом со мной всегда кто-то присутствовал. Тот, кого я знаю, люблю, прошу – те святые, которым я молюсь.

Вот недавно мы совершили путешествие вокруг Земли на воздушном шаре “Мортон”. Рано утром мы накачали воздух, и я первый раз увидел это шар, он был огромный и такой красивый. И когда я залез в гондолу, то посмотрел сверху на жену, детей и внуков, которые приехали провожать меня. Народу собралось много, все на меня смотрели. А я залез внутрь – и тут же почувствовал, что здесь Николай Чудотворец, Иисус Христос, Матерь Божья и мой дед Николай Конюхов, который был священномучеником. И тут же страх меня отпустил – при них просто неудобно вылезти с кабины! И тогда я свесился по пояс из гондолы и закричал: «Обрезай! Обрезай!». А все думали, что я буду махать на прощание, волноваться… Но я-то знаю, что возле меня Николай Чудотворец – и мне уже никто больше не нужен в этом полете. Но только в полете, а так я людей люблю.

– Как преодолеть свои страхи?

– Ко мне часто приходят с вопросом: «Вы что, ничего не боитесь?». А я всегда отвечаю: «Нет, я боюсь. Но надо уметь побеждать свой страх». Представьте человека, который ничего не боится! Он уже и не человек вовсе. Потому что мы остаемся людьми, только когда чувствуем боль, любовь, страх. Только тогда мы живем. Однажды надо мной проводили научный эксперимент: положили в ванну, наполненную желе, температуру которого подгоняют точно под ваше тело. И поставили везде датчики. Потом закрыли дверь и выключили свет. И я лежал в полной темноте, тишине и физическом комфорте – и это очень страшно. Человек очень быстро начинает сходить с ума, если он ничего не чувствует. Нам важно испытывать холод, жар, чувствовать ветер на лице, видеть яркий свет.

Чтобы ничего не бояться, я в молодости закалял себя. Для этого я спал на берегу моря, раз в неделю по 50 км пробегал, купался в Японском море и зимой, и летом. Еще в советское время стал заслуженным мастером спорта, а в юности специально ходил в тайгу один – мы жили на Дальнем Востоке. Я приезжал туда ночью, только с палаткой – вокруг темнота, звери и страх. Но я подбадривал себя: как же ты в одиночку пойдешь к Северному полюсу, если даже здесь боишься? Еще я всегда смотрел на своего отца. Он у меня был моряк, рыбак – красивый и сильный. Я всегда гордился им: у него были такие мышцы, он был такой смелый. Мне казалось, папа ничего не боится, он может преодолеть любой шторм. Он заходил в мою комнату, а от него пахло рыбой, морем, смолой. Он умер в 99 лет. Мне хотелось быть на него похожим. А сейчас вы меня, конечно, в спортзале не увидите. Сейчас я только молюсь и пощусь. С возрастом я понял, что тренировать нужно не тело, а дух. Как в Святом писании сказано: если ты находишь здесь телом, а не находишься духом, то сие бесполезно.


– Какие открытия о мире вы сделали благодаря своим путешествиям?

– Однажды, в 1992 году, шли мы с альпинистом Женей Виноградским на Эверест. Это был первый раз, когда я стоял на Эвересте – и первая российская экспедиция. Долго шли по тропам – с высоты 2100 метров начали, а подняться нужно до 5300. И вот уже неделю идем, спешить нам некуда – в руках только рюкзаки и спальники, а остальное везут носильщики на яках. Вдруг видим – ущелье, а в нем живет отшельник в пещере. Зашли к нему, сели рядом, чай пьем и разговариваем по-английски. Он расспрашивает нас, куда мы идем. Мы рассказали, что хотим подняться на Сагарматху (так у них Эверест называется). И он улыбается в ответ: «А я там уже был». Мы с Виноградским были поражены: как был? Да у него ножки как зубочистки, куда он может подняться! Оказывается, он там был… духом! Ему не нужно туда подниматься ногами! Это нам надо прийти, поставить флаг, передать по рации, сфотографироваться. Нам непременно нужно доказать, что мы свое тело на Эверест подняли.

Но, понимаете, парадокс в том, что когда я поднялся первый раз на Эверест, я ничего для себя нового в жизни не открыл. Ничего! Я стоял на вершине, смотрел на горы вокруг с полным ощущением, что я здесь уже был. Почему? Потому что я готовился подняться на Эверест 19 лет.

Я побывал на Памире, на Пике Коммунизма, на других вершинах, но все это было лишь подготовкой к главному восхождению. Любой альпинист знает, что нельзя закончить карьеру, не побывав на Эвересте. Это самый главный наш символ. Почти 20 лет я читал о нем книги, разговаривал с другими альпинистами, откладывал деньги. Иногда среди ночи просыпался и думал: а как я буду идти на Эверест? Поэтому к моменту восхождения я уже созрел духовно, мне оставалось только доказать себе, что я могу пройти этот путь физически.

То же самое было, когда я шел на яхте в первый раз через Мыс Горн. Это самый сложный путь – там кладбище кораблей, всегда ужасные шторма, ураганы. И я пошел туда в одиночку с 1990 на 1991 год, ровно 31 декабря переходил. Был сильный шторм, а когда он стих, я вышел на палубу и начал фотографировать. У меня тогда был фотоаппарат «Зенит». И вдруг вижу вдали еле-еле скалу мыса – то, ради чего я так долго шел. И понимаю, что я все это уже знаю, уже видел. Мой дух здесь уже был.


– Какие советы вы дали бы человеку, который хочет стать путешественником?

– Я помню, как еще в 1972 году начал заниматься яхтами и пришел в крейсерский клуб к своему учителю Юрию Михайловичу Куликову. Я сказал ему: «Хочу пойти в одиночку через Мыс Горн, а надо мной все смеются, потому что у нас Советский Союз, и никто меня никуда не пустит». А он мне тогда сказал: «Федя, ты занимайся, готовься и жди. Рано или поздно железные двери приоткроются, а ты уже будешь стоять наготове – и как только увидишь щель, сразу в нее ныряй». Я тогда подумал, что слишком долго нужно ждать, не пойду же я в кругосветное плавание стариком! Кто же думал тогда, что Союз развалится? Но Куликов оказался прав – как только Горбачев пришел, и двери приоткрылись, я тут же выехал в Австралию, купил яхту и ушел в плавание. Первый раз я увидел Мыс Горн 31 декабря 1990 года.

Молодым людям надо уметь ставить цель и долго к ней стремиться. Ко мне сегодня приходил молодой человек и говорит: «Я знаю, что вы хотите по Амазонке сплавляться (а я действительно собираюсь построить папирусный плот и сплавиться до самого устья реки), можно попасть с вашу команду?». И я ему отвечаю, что мы пойдем через 5 лет, а пока готовимся. Но ему показалось, что это очень долго – и он ушел. Другой приходит и рассказывает, что ушел из института, потому что учеба мешает ему путешествовать. Третий говорит, что ему жена не разрешает. Я тогда сразу понимаю, что эти люди путешественниками не станут. Чтобы стать путешественником, нужно быть образованным, много учиться. Чтобы стать путешественником, надо готовиться – духовно и физически. Морально нужно созреть.

Всем почему-то кажется, что для того, чтобы совершить кругосветное путешествие, нужно быть сильным и смелым. А на самом деле, нужно быть умным и терпеливым.

Вот англичанин прошел за 273 дней через Тихий океан, а я – за 160. Почему? Потому что у меня лодка лучше, я время точно рассчитал и знал каждое течение, каждый поворот. В другой раз я француза побил в Атлантике, когда ему было 28 лет, а мне уже 50. Он прошел маршрут за 58 дней, а я – за 46. Почему? Пока он тренировался физически, а я взял и 16 раз на яхте прошел через Атлантический океан. Туда-сюда. На это ушли годы, но зато я изучил эти воды так, что мог экономить силы благодаря течениям. Я работал по 15-18 часов в день, а он только по 11, потому что выматывался так, что руки больше не работали. Нужно понять: если путешествие тебя слишком захватывает, ты не будешь хорошим путешественником.

– Какой совет вы бы дали будущему поколению?

– Ты никогда не будешь нравиться ВСЕМ. Я недавно прочитал статью о том, что в мире с тобой всегда будут несогласны 20% людей. И это еще повезет, если остальные 80% тебя любят и принимают. Какие бы рекорды ты не ставил, всегда найдутся противники. Я часто слышу: зачем вы это все делаете? Кому это нужно?

А я считаю, что художник, поэт, писатель, корреспондент, ученый, путешественник должен не идти за толпой, а вести ее за собой. Мы должны ненавязчиво направлять людей и образовывать их. Если ты художник, ты должен работать не для того, чтобы ублажить заказчика, ты должен делать искусство. Благодаря твоим картинам, путешествиям, статьям хотя бы кто-то должен немного вырасти или хотя бы задуматься.

Посмотрите на газеты. Я раньше так любил «Комсомольскую правду», а теперь вижу, что ее даже в метро читать неприлично. Потому что газета пошла за обывателем. Они думали, что ублажат своего читателя, показав ему обнаженную девушку и котиков, а все получилось наоборот. Тиражи падают, потому что читателю не нужна газета, в которой написано то, что он и так знает. Он читает «чернуху» один день, второй день, а на третий газету не откроет.

Когда я делаю свои художественные выставки, я жду, что посетители будут спорить, ругать, хвалить, называть мои работы гениальными и бездарными. Я хочу, чтобы мои картины вызывали у них настоящие чувства. Самое страшное – равнодушие. Человек должен каждый день делать для себя открытия. Иначе ради чего мы не спим ночами?


– Вы верите в Бога?

– Нам необходимо во что-то верить. Говорят, в мире всего 5% неверующих, но я даже не знаю, что это за люди. Не может быть, чтобы человек ни во что не верил. Просто каждый выбирает свое. Вот мы при советской власти верили в коммунизм, в Ленина, в партию. Кто-то верит в политическую систему, кто-то – в деньги, кто-то – в маму и папу. А я верю в Бога. И всегда верил. Когда я был маленький, еще в 60-е, моя учительница Мария Васильевна как-то сказала на уроке: «Бога нет». А я ей ответил: «Мария Васильевна, вот вы говорите, что Бога нет, а хотите при этом, чтобы мы любили Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Толстого. А ведь они все верующие были». И она меня выгнала из класса. Сказала: «Федя, не дерзи!». Я вышел из класса, иду по берегу моря (мы в рыбацкой деревне жили) и думаю: «Мария Васильевна хорошая у нас учительница, но она же не умнее Пушкина, Лермонтова, Толстого и Гоголя?».

– Согласны ли вы с тем, что человек наносит вред природе?


Имя: Федор Конюхов (Fedor Konyukhov)

Возраст: 65 лет

Место рождения: с. Чкалово, Украина

Рост: 180 см

Вес: 71 кг

Деятельность: путешественник, исследователь

Семейное положение: женат

Федор Конюхов - биография

"Я живу уже триста лет", - любит в шутку повторять путешественник. Изучив биографию Конюхова, понимаешь, насколько он прав.

Федор Конюхов появился на свет в 1951 году на Азовском побережье в семье рыбака. Едва сделал первые шаги -пошел с отцом в море, научился читать - увлекся книгами Жюля Верна. Круглый год спал на сеновале, купался в море, каждый день пробегал 54 километра. Даже соленую воду пил - она так богата минералами!

Федор Конюхов - образование

Когда Федор понял, что готов к настоящим испытаниям, он пересек Азовское море на весельной лодке. Один, в неполные 16 лет! Отец от гордости прослезился, а дед подарил внуку крест Георгия Седова - легендарного полярного исследователя. Пройдут годы, и Конюхов осуществит его мечту - в одиночку доберется до Северного полюса.

После школы Федор окончил Одесское мореходное училище по специальности судовождение, затем уехал в Ленинград, где выучился на судомеханика. Позже получил образование и в Ленинградской семинарии - «чтобы не потеряться в мире духовном».

Отдавать долг Родине Конюхов попал на Балтийский флот. Оттуда - на войну в далекий Вьетнам, затем - в Никарагуа и Сальвадор. В общей сложности провел под пулями два с половиной года. Многим таких «приключений» хватило бы на всю жизнь...

Неудивительно, что у легендарного исследователя долгое время не было собственного жилья: ведь его дом - это весь земной шар. Конюхову покорились пять полюсов и все вершины мира. На весельной лодке он пересек Атлантику и Тихий океан, без единой остановки совершил кругосветный рейс на яхте... Количество уникальных экспедиций Конюхова давно перевалило за четыре десятка.

Вот уже много лет журналисты задают путешественнику один вопрос: для чего он снова и снова рискует жизнью? Ответов у него много, один интереснее другого. "Цивилизация - это ложь, -размышляет Федор Филиппович. - Люди живут в такой суете, что им даже некогда подумать о своей сущности! Для кого-то безумие - переплыть океан в маленькой лодке, а для меня безумие - каждый день работать в офисе с 9 утра до б вечера".

И все же не стоит думать, что для Конюхова путешествия - это лишь способ бегства от бытовых проблем. Для него это попытка расширить возможности человека. «В путешествии ты приручаешь собственные страхи, самый сильный из которых - ужас смерти, -говорит Конюхов. - Если бы вы знали, сколько трупов на вершине Эвереста! Кто-то из альпинистов умер от холода, кто-то от нехватки кислорода, кто-то уснул от усталости и... не проснулся. А ты идешь наверх вопреки всему!"


Лишь в экспедициях Конюхов понял, что одиночество - синоним душевной чистоты. Оно так же необходимо человеку, как вода или пища. Путешественник уверен: лишь наедине с самим собой человек начинает жить по-настоящему, осознает, как много времени ему отпущено. Только вдумайтесь: в одиночных странствиях Конюхов написал 17 книг и создал более 3 тысяч картин!

Более того, в скитаниях он осознал, что одиночества как такового просто нет, что все вокруг живое -небеса, океан, даже скалы. «В открытом море я беседовал с дельфинами, и они плыли за моей лодкой часами, - восхищается Конюхов. - Замолчал, закончил -и нет их, ушли в пучину».

Десятки раз он был на краю гибели: когда в океане ждал спасателей в трюме перевернутой яхты, висел над бездонной пропастью в Гималаях, дрейфовал на льдинах Арктики, бредил от тропической лихорадки в Сомали... Что помогло ему выжить? Как утверждает сам Конюхов, безоговорочная вера в Бога. «Все мои путешествия - путь к Всевышнему. Думал, что стану священником в 50 лет, но принял сан в 58». Вполне логичный шаг для человека, у которого в роду по линии отца было пять церковнослужителей...

Вокруг света за 11 дней

Покорив горы, пустыни и океаны, Конюхов задумался о небе. Если американец Стив Фоссетт облетел вокруг Земли на воздушном шаре за 13 суток, значит, сможет и он.

Мечта сбылась в июле 2016 года. Полет стал рекордным по двум показателям: увенчался успехом с первой попытки (у американца - лишь с шестой) и продлился всего 11 дней.

Подготовка к полету длилась более года, над проектом трудилась интернациональная команда - порядка 50 человек из десятка стран. Шар построили в Великобритании, приборами его оснастили в Бельгии, горелки закупили в Италии, систему автопилотирования разработали в Голландии. Вторым пилотом Конюхова, руководившим полетом с земли, был его сын Оскар. Свою жизнь он посвятил парусному спорту.


На седьмом десятке лет Конюхов вновь доказал: возможности человека безграничны. Большую часть пути он преодолел на высоте более 10 тысяч метров. Температура за бортом -50°, дышать можно только в кислородной маске, спать -не более получаса и всего 3-4 раза в день: воздушный шар требует ручного управления. К вынужденной бессоннице Конюхов готовился по старой монашеской системе: долгие месяцы спал стоя с ложкой в руке. Засыпаешь глубже положенного - ложка падает на пол и будит тебя. С едой в полете и вовсе приключилась грустная история. От холода вся провизия замерзла, и Конюхов выбросил ее за борт как ненужный балласт.

За 11 дней он съел всего одно печенье...

То, что многим кажется непостижимым, Конюхов объясняет просто: на то была воля Бога. «Я взял в полет крест с мощами 46 святых, - поведал на первой же пресс-конференции воздухоплаватель. - Разве мог я разбиться с такой святыней? Вот и долетел!»

Правда, из полета Конюхов все же вернулся опечаленным. Если земной шар можно облететь за 11 дней, какой же он маленький и хрупкий. «А человечество все продолжает воевать», -вздохнул рекордсмен.

В трудовой книжке Конюхова лишь одна запись: «профессиональный путешественник», да и та без дат. Несмотря на отсутствие московской прописки, он получает пенсию - порядка б тысяч рублей. «А мне больше и не надо! - улыбается он. - Деньги - это вечная несвобода. Да и зачем они мне? Я ведь в Москве бываю раз в пару лет».

В столице России, близ Павелецкого вокзала, у Конюхова своя творческая мастерская. В 2004 году при ней Федор Филиппович построил часовню в честь погибших моряков и путешественников. На одной из памятных досок указаны исследователи XX века, многих из которых Конюхов знал лично и всегда поминает их во время церковной службы. При этом разговоры о былом не любит: какой смысл жить прошлым, если в будущем столько свершений?

Фёдор Филиппович Конюхов. Родился 12 декабря 1951 года в селе Чкалово Запорожской области. Российский путешественник, писатель, художник, священник Украинской православной церкви Московского патриархата.

Фёдор Конюхов родился 12 декабря 1951 года в селе Чкалово (позже - Троицкое) Запорожской области.

Отец - Филипп Михайлович Конюхов, потомок архангельских рыбаков-поморов.

Мать - Мария Ефремовна, родом из Бессарабии.

Кроме Федора в семье было еще двое сыновей и две дочери.

С ранних лет собирался стать путешественником. И готовился к осуществлению своей мечты, в частности, научился плавать, нырять, купался в холодной воде, ходил на шлюпке с парусом и веслами. Часто Федор бывал на путине в Азовском море вместе с отцом.

Окончил профессионально-техническое училище № 15 города Бобруйска (ныне Бобруйский государственный профессионально-технический художественный колледж) по специальности резчик-инкрустатор. Затем - Одесское мореходное училище (судоводитель) и Ленинградское арктическое училище (судовой механик).

Обучался в Санкт-Петербургской духовной семинарии.

Первую экспедицию осуществил в 15 лет - пересёк Азовское море на вёсельной лодке.

В 1977 году организовал яхтенный поход в северной части Тихого океана - по маршруту Витуса Беринга и других мореходов. Путешествуя, Конюхов узнавал, как его соотечественники несколько веков назад открывали земли и заливы и основывали там поселения.

В 1989 году принял участие вместе с младшим братом Павлом в советско-американском велопробеге Находка-Ленинград. В 1991-м - советско-австралийский автопробег - Находка - Брест.

Совершил в полярную ночь лыжный переход к Полюсу относительной недоступности, а также с канадскими путешественниками прошел по Баффиновой земле.

Затем добрался до Северного полюса в составе группы Д. Шпаро.

Также осуществил трансарктический лыжный переход СССР - Северный полюс - Канада. Далее было участие в первой автономной экспедиции «Арктика» к Северному полюсу во главе с В. Чуковым.

Многие из экспедиций Конюхов совершает в одиночку, но участвует и в группах. Главный лейтмотив путешествий яхтенного капитана - это море и океан.

В 1990-м, набравшись к тому периоду опыта лыжных полярных походов, Федор отправился в самостоятельный вояж к Северному полюсу, которого достиг через 72 суток, тем самым осуществив свою мечту и выполнив завет Георгия Седова.

В 1995-м Конюхов в одиночку форсирует ледовую пустыню Антарктиды и на 59-й день весьма нелегкого пути выходит в точку Южного полюса, впервые водружая там российский триколор. При этом в рамках похода он выполняет поручение Минатома, замеряя по пути к полюсу естественное радиационное поле Антарктиды, и просьбу медиков - оценивает свое физическое и психологическое состояние, выполняет прочие наблюдения.

В 1998 году Федор Конюхов стал заведующим лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) в Московской Современной гуманитарной академии.

В одиночку совершил три кругосветки:

1. В 1990-1991 годах: мореход стартовал из Сиднея, куда вернулся через 224 дня.

2. В 1992 году: он прошел на большой двухмачтовой яхте по маршруту Тайвань - Сингапур - Индийский океан - Красное и Средиземное моря - Гибралтар - Атлантика - Гавайские острова - Тайвань, заходя на все континенты и управившись за 508 дней.

3. В сентябре-мае 1999 года: обогнул весь Мировой океан (50 тысяч км) и прошел по маршруту порт Чарлстон - Кейптаун - Окленд - Пунта-дель-Эсте - Чарлстон.

19 мая 2012 года, в составе российской команды «7 Вершин» Фёдор Конюхов совершил своё второе восхождение на вершину Эвереста, на этот раз по Северному хребту (со стороны Тибета).

На 2013 год была запланирована «экспедиция» Конюхова и Виктора Симонова из Карелии до южной оконечности острова Гренландия через Северный полюс. Данный маршрут является самым протяжённым в Арктике (более 4000 км). В итоге путешественники прошли только 900 км. Подробнее см. Экспедиция Фёдора Конюхова и Виктора Симонова.

В период с 22 декабря 2013 года по 31 мая 2014 года совершил путешествие через Тихий океан на вёсельной лодке «Тургояк» из порта Конкон (Чили) в Брисбен (Австралия). Потратив на путешествие 160 дней, Конюхов показал лучший результат для перехода в одиночку на вёсельной лодке без заходов в порты и посторонней помощи (лучшее из предыдущих подобных путешествий длилось 273 дня).

Это было первое пересечение Тихого океана на весельной лодке от континента до континента.

12 июля 2016 года Фёдор Конюхов, после годичной подготовки при поддержке команды, начал свой одиночный кругосветный полёт на воздушном шаре «МОРТОН» , изготовленном компанией Cameron Balloons (Бристоль). Старт проходил на аэродроме австралийского городка Нортхэм по тому же маршруту, что и рекордный полёт его предшественника Стива Фоссетта в 2002 году - летательный аппарат оторвался от земли в 07:33 по местному времени (02:33 МСК). 23 июля 2016 года в 11:11 МСК. Федор Конюхов благополучно приземлился на западе Австралии. Установил новый мировой рекорд кругосветного полета - 11 дней 4 часа и 20 минут или 268 часов и 20 минут.

«Для меня главный рекорд - завершение кругосветки с первого раза. Моему предшественнику, американскому пилоту Стиву Фоссетту, в 2002 году потребовалось шесть попыток. Шар облетел вокруг света за рекордное время - 11 дней и 6 часов - с первого раза. В завершение мне удалось пролететь над аэродромом Нортхэм и пересечь свою стартовую линию, что уникально! Представьте, шар пролетел почти 35 000 километров и вышел в точку старта. Причем, используя только ветровые потоки. Для воздухоплавателей это высший класс», - говорил Конюхов.

Радиолюбительский позывной Федора Конюхова - R0FK .

В декабре 2016-го на подмосковном аэродроме Шевлино Конюхов начал делать свои первые шаги в сфере планеризма - он поставил перед собой новую задачу: получить опыт и знания для последующей подготовки к установлению мирового рекорда высоты на планере.

Совершил более 50 уникальных экспедиций и восхождений, выражая своё видение мира в картинах и книгах.

Он первый в мире человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты: Северный географический, Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), Мыс Горн (полюс яхтсменов). Также он первый в мире россиянин, которому удалось выполнить программу «Семь вершин мира» - подняться на высочайшие точки каждого континента. Однако сфера его интересов гораздо шире, чем постоянные путешествия и экспедиции.

Художественное творчество Федора Конюхова

Еще в 1983 году был принят в Союз художников СССР (самый молодой на тот момент). С 1996 года - член Московского союза художников (МСХ), секция «Графика», с 2001 года также состоит в секции МСХ «Скульптура».

С 2012 года - академик Российской Академии художеств. Автор 18-ти книг, член Союза Писателей России.

Художественные образы Конюхова формировались в многочисленных экспедициях. На пути к Северному и Южному полюсу, при покорении Эвереста Фёдор Конюхов делал заметки и наброски карандашом при температуре минус 40-50 градусов. На борту своей яхты, когда она шла вокруг света, он работал над новыми сюжетами будущих картин. Уже в Москве, подводя итоги экспедиций, художник создавал литографии, офорты и живописные произведения, которые также станут частью выставки.

Творческий метод Фёдора Конюхова-художника основан на создании единого образа природы и человека.

Прожив пять лет на Чукотке, он создал более сотни графических листов на тему «Жизнь и быт народов Севера». Большинство работ он выполнил в домах творчества «Челюскинская» и «Сенеж».

Также художник создавал работы не только в России, но и в художественных студиях Швейцарии, Франции, Соединенного Королевства, США и Австралии.

Творческая мастерская Конюхова расположена в Москве на Садовнической улице. В 2004 году при ней Фёдор Конюхов построил Часовню в память о погибших моряках и путешественниках. Часовня освящена во имя Николая Мирликийского Чудотворца и приписана к Высоко-Петровскому монастырю.

Провел несколько персональных выставок. «Я хочу, чтобы зритель, который придет на выставку, не только увидел тот мир, который я люблю, но и почувствовал красоту жизни каждого из нас на нашей планете Земля», - говорил Фёдор Конюхов.

В 2010 году в день Святой Троицы Федор Конюхов был рукоположен в дьяконы . Хиротесию совершил во время визита в Запорожье митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). А в декабре того же года, в день Святителя Николая Чудотворца, - в сан священника на своей малой Родине в Свято-Никольском храме Запорожья.

Путешественник награжден орденом Украинской православной церкви Великомученика Георгия Победоносца I степени - за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной церкви.

Федор Конюхов. Повелитель ветра

В Челябинской области круглый год действует детский лагерь «Школа путешественников Федора Конюхова».

В честь Федора Филипповича проводится X Международная олимпиада по основным наукам по географии.

В честь Федора Конюхова ежегодно в июне проводится детская парусная регата «Кубок Фёдора Конюхова в классе Оптимист» на озере Тургояк, Челябинской области.

С 2014 года в городе Тобольске вручается премия имени Федора Конюхова.

3 августа 2016 г. Русское географическое общество заявило о намерении открыть картинную галерею Федора Конюхова.

Рост Федора Конюхова: 180 сантиметров.

Личная жизнь Федора Конюхова:

Женат. Супруга - Ирина Анатольевна Конюхова, доктор юридических наук, профессор.

У пары двое детей: сын Оскар Федорович (1975 г.р.) и дочь Татьяна Федоровна (1978 г.р.).

Конюхов приобрел в Заокском районе Тульской области 69 гектаров земли, на которой запланировал возвести целое село, девять часовен, храм Николая Чудотворца, детские школу путешественников и спортивно-туристический лагерь, а также музей истории путешествий, гостиничный комплекс, библиотеку и пр. Участок, где решено создать деревню Федора Конюхова, находится в трех километрах от реки Оки. Целью проекта является в первую очередь создание уникального и уютного места для жизни и общения единомышленников, в том числе путешественников, писателей, художников.

Библиография Федора Конюхова:

Мой дух на палубе «Карааны»
Все птицы, все крылаты
Гребец в океане
Дорога без дна
И увидел я новое небо и новую землю...
Как адмирал Ушаков Чёрное море русским сделал
Антарктида
Как я стал путешественником
Паруса сбивают с неба звезды
Наедине с океаном
Океан - моя обитель
Под алыми парусами
Мои путешествия
Тихий океан
Сила веры. 160 дней и ночей наедине с Тихим океаном
Мои путешествия. Следующие 10 лет
Мой путь к истине

Достижения Федора Конюхова:

♦ Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов Земли: Северный географический (трижды), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Джомолунгма (полюс высоты), Мыс Горн (полюс яхтсменов);
♦ Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой шлем» (Северный полюс, Южный полюс, мыс Горн, Джомолунгма);
♦ Первый в СНГ закончил программу 7 вершин, побывав на вершинах всех частей света (в том числе Азия - Джомолунгма, Европа - Эльбрус);
♦ Пересёк в одиночку Атлантический океан на гребной лодке УралАЗ с мировым рекордом в 46 суток 4 часа (в категории «автономно»);
♦ Первое в истории России одиночное кругосветное плавание на яхте без остановок (1990-1991 год). Конюхов также единственный из представителей бывшего СССР, кто принимал участие в престижнейшей кругосветке яхт-одиночек Vendée Globe (до финиша не дошёл, совершил остановку в Австралии, Сидней);
♦ Рекордсмен парусного похода Antarctica Cup Race Track вокруг Антарктиды в классе яхтсмен-одиночка;
♦ Пересёк в одиночку Тихий океан на гребной лодке К9 (Конюхов 9 метров - длина лодки) с мировым рекордом в 159 суток 14 часов 45 минут;
♦ 23 июля 2016 года завершил рекордное кругосветное путешествие на воздушном шаре фирмы Morton высотой 52 метра и весом 10 тонн: по минимальному времени путешествия (268 часов 20 минут), максимальной дистанции перелёта (35 168 км), максимальной высоте полёта в кругосветном путешествии (около 10,6 тысяч метров). Прошлый рекорд принадлежал американцу Стиву Фоссетту, его перелёт занял 13 дней;
♦ Первым в мире облетел земной шар с первой попытки. Награжден титулом FAI Пилот Года 2016;
♦ 9 февраля 2017 года вместе с мастером спорта по воздухоплаванию Иваном Меняйло побил мировой рекорд по времени беспосадочного полёта на полностью тепловом аэростате – воздушном шаре «Бинбанк Премиум». Полёт продолжался 55 часов 15 минут, было пройдено расстояние более 1000 км. Предыдущий рекорд был установлен в 1997 году японцами Мичио Канда и Хиразуки Такезава.

Экспедиции Федора Конюхова:

♦ 1977 - научно-исследовательская экспедиция на яхте по маршруту Витуса Беринга;
♦ 1978 - научно-исследовательская экспедиция на яхте по маршруту Витуса Беринга; археологическая экспедиция;
♦ 1979 - второй этап научно-исследовательской экспедиции на яхте по маршруту Владивосток - Сахалин - Камчатка - Командорские острова; восхождение на вулкан Ключевский;
♦ 1980 - международная регата «Кубок Балтики» в составе экипажа ДВВИМУ;
♦ 1981 - пересечение Чукотки на собачьей упряжке;
♦ 1983 - научно-спортивная лыжная экспедиция в море Лаптевых. Первая полярная экспедиция в составе группы Дмитрия Шпаро;
♦ 1984 - международная регата на Кубок Балтики в составе экипажа ДВВИМУ; сплав по реке Лене на плоту;
♦ 1985 - экспедиция через Уссурийскую тайгу по следам Владимира Арсеньева и Дерсу Узала;
♦ 1986 - лыжный переход в полярную ночь к Полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане в составе экспедиции;
♦ 1987 - лыжный вояж по Баффиновой Земле в составе советско-канадской экспедиции;
♦ 1988 - трансарктическая лыжная экспедиция по маршруту СССР - Северный полюс - Канада в составе международной группы;
♦ 1989 - первая российская автономная экспедиция «Арктика» под руководством Владимира Чукова к Северному полюсу; советско-американский трансконтинентальный велопробег Находка - Москва - Ленинград;
♦ 1990 - одиночный поход на лыжах к Северному полюсу (первый в истории России) за 72 дня;
♦ 1990-1991 - одиночное кругосветное плавание на яхте без остановок по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор - Сидней за 224 дня (первое в истории России);
♦ 1991 - российско-австралийский автопробег по маршруту Находка - Москва;
♦ 1992 - восхождение на Эльбрус (Европа); восхождение на Эверест (Азия);
♦ 1993-1994 - кругосветная экспедиция на двухмачтовом кече по маршруту Тайвань – Гонконг – Сингапур – остров Вэ (Индонезия) – остров Виктория (Сейшелы) – Йемен (порт Аден) – Джидда (Саудовская Аравия) – Суэцкий канал – Александрия (Египет) – Гибралтар – Касабланка (Марокко) – Санта Люсия (Карибские острова) – Панамский канал – Гонолулу (Гавайские острова) – Марианские острова – Тайвань;
♦ 1995-1996 - автономный одиночный поход к Южному полюсу (первый в истории России; за 64 дня);
♦ 1996 - 19 января: восхождение на массив Винсон (Антарктида); 9 марта: восхождение на Аконкагуа (Южная Америка);
♦ 1997 - 18 февраля: восхождение на Килиманджаро (Африка); 17 апреля: восхождение на пик Косцюшко (Австралия); 26 мая: восхождение на пик Мак-Кинли (Северная Америка); европейские регаты Sardinia Cup (Италия), Gotland Race (Швеция), Cowes week (Англия) в составе экипажа макси-яхты Grand Mistral;
♦ 1998-1999 - американская одиночная кругосветная гонка Around Alone на яхте Open 60 (третья одиночная кругосветка);
♦ 2000 - самая протяженная в мире гонка на собачьих упряжках Iditarod через Аляску по маршруту Анкоридж - Ном;
♦ 2000-2001 - французская одиночная кругосветная парусная гонка (нон-стоп) Vendee Globe на яхте (первое в истории России);
♦ 2002 - караванная экспедиция на верблюдах «По следам Великого Шелкового пути (первая в истории современной России); пересечение Атлантического океана на гребной лодке (первое в истории России; мировой рекорд - 46 суток 4 часа) по маршруту Канарские острова - Барбадос;
♦ 2003 - российско-британский трансатлантический рекордный переход с экипажем по маршруту Канарские острова – Барбадос (мировой рекорд для многокорпусных судов - 9 суток); российско-британский трансатлантический рекордный переход с экипажем по маршруту Ямайка - Англия (мировой рекорд для многокорпусных судов - 16 суток);
♦ 2004 - одиночный трансатлантический рекордный переход с востока на запад на макси-яхте по маршруту Канарские острова - Барбадос (мировой рекорд по пересечению Атлантического океана - 14 дней и 7 часов);
♦ 2004-2005 - одиночное кругосветное плавание на макси-яхте по маршруту Фалмут – Хобарт – Фалмут (первое в истории мирового парусного спорта одиночное кругосветное плавание на яхте макси-класса через Мыс Горн);
♦ 2005-2006 - проект «Вокруг Атлантического океана». В составе российского экипажа переход на яхте по маршруту Англия – Канарские острова – Барбадос – Антигуа – Англия;
♦ 2006 - испытания экспериментального полярного буера на восточном побережье Гренландии;
♦ 2007 - пересечение Гренландии на собачьих упряжках от восточного до западного побережья (рекорд 15 суток 22 часа);
♦ 2007-2008 - австралийская гонка вокруг Антарктиды по маршруту Олбани – мыс Горн – мыс Доброй Надежды – мыс Луин - Олбани (102 суток; яхтсмен-одиночка, нон-стоп);
♦ 2009 - второй этап международной экспедиции «По следам Великого Шелкового пути» (Монголия – Калмыкия);
♦ 2011 - экспедиция "Девять высочайших вершин Эфиопии";
♦ 2012 - 19 мая: восхождение на вершину Эвереста по Северному хребту (Конюхов стал первым священником РПЦ, взошедшим на Эверест);
♦ 2013 - пересечение Северного Ледовитого океана на собачьей упряжке по маршруту: Северный полюс – Канада;
♦ 2013-2014 - тихоокеанский переход на весельной лодке без захода в порты за рекордные 160 дней (Чили (Кон Кон) – Австралия (Мулулуба);
♦ 2015 - российский рекорд по продолжительности полета на тепловом аэростате класса АХ-9 (19 часов 10 минут);
♦ 2016 - мировой рекорд по продолжительности полета на тепловом аэростате (32 часа 20 минут); экспедиция на собачьих упряжках «Онежское Поморье»; одиночный кругосветный полет на воздушном шаре "Мортон" (самая быстрая кругосветка для аэростата любого типа: 11 дней 4 часа 20 минут - абсолютный мировой рекорд)