Предложения с обособленными уточнениями. Уточняющее обстоятельство как обособленный член предложения

§1. Обособление. Общее понятие

Обособление - способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются только второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание. По сравнению с обычными, необособленными членами предложения обособления обладают большей самостоятельностью.

Обособления различны. Различаются обособленные определения, обстоятельства и дополнения. Главные члены предложения не обособляются. Примеры:

  1. Обособленное определение: Мальчик, заснувший в неудобной позе прямо на чемодане, вздрогнул.
  2. Обособленное обстоятельство: Сашка сидел на подоконнике, ёрзая на месте и болтая ногами.
  3. Обособленное дополнение: Я ничего не слышал, кроме тиканья будильника.

Чаще всего обособляются определения и обстоятельства. Обособленные члены предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной - пунктуационно .

§2. Обособленные определения

Обособленные определения делятся на:

  • согласованные
  • несогласованные

Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся.

(согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом)

Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.

(несогласованное обособленное определение)

Согласованное определение

Согласованное обособленное определение выражается:

  • причастным оборотом: Ребёнок, спавший у меня на руках, проснулся.
  • двумя и более прилагательными или причастиями:Ребёнок, сытый и довольный, быстро заснул.

Примечание:

Одиночное согласованное определение также возможно, если определяемое слово - местоимение, например:

Он, сытый, быстро заснул.

Несогласованное определение

Несогласованное обособленное определение выражается чаще всего именными словосочетаниями и относится к местоимениям или именам собственным. Примеры:

Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла?

Ольга, в подвенечном платье, была необыкновенно хороша.

Несогласованное обособленное определение возможно как в позиции после, так и в позиции перед определяемым словом.
Если несогласованное определение относится к определяемому слову, выраженному именем нарицательным, то обособляется только в позиции после него:

Парень, в бейсбольной кепке, всё время оглядывался.

Структура определения

Структура определения может быть различной. Различаются:

  • одиночное определение: взволнованная девочка;
  • два-три одиночных определения: девочка, взволнованная и счастливая;
  • распространённое определение, выраженное словосочетанием: девочка, взволнованная полученным известием,…

1. Одиночные определения обособляются независимо от позиции относительно определяемого слова, только если определяемое слово выражено местоимением:

Она, взволнованная, не могла заснуть.

(одиночное обособленное определение после определяемого слова, выраженного местоимением)

Взволнованная, она не могла заснуть.

(одиночное обособленное определение перед определяемым словом, выраженным местоимением)

2. Два-три одиночных определения обособляются, если стоят после определяемого слова, выраженного именем существительным:

Девочка, взволнованная и счастливая, долго не могла заснуть.

Если определяемое слово выражено местоимением, то обособление возможно и в позиции перед определяемым членом:

Взволнованная и счастливая, она долго не могла заснуть.

(обособление нескольких одиночных определений перед определяемым словом - местоимением)

3. Распространённое определение, выраженное словосочетанием, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному существительным, и стоит после него:

Девочка, взволнованная полученным известием, долго не могла заснуть.

(обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоит после определяемого слова, выраженного существительным)

Если определяемое слово выражено местоимением, то распространённое определение может быть в позиции как после, так и до определяемого слова:

Взволнованная полученным известием, она долго не могла уснуть.

Она, взволнованная полученным известием, долго не могла уснуть.

Обособленные определения с добавочным обстоятельственным значением

Обособляются определения, стоящие перед определяемым словом, если они имеют добавочные обстоятельственные значения.
Это могут быть как распространенные, так и одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и т.д.). В подобных случаях определительный оборот легко заменяется придаточным предложением причины с союзом потому что , придаточным предложением условия с союзом если , придаточным уступки с союзом хотя .
Для проверки наличия обстоятельственного значения можно использовать замену определительного оборота оборотом со словом будучи : если такая замена возможна, то определение обособляется. Например:

Сильно заболевшая, мать не могла ходить на работу.

(добавочное значение причины)

Даже заболевшая, мать ходила на работу.

(добавочное значение уступки)

Таким образом, для обособления важны различные факторы:

1) чем, какой частью речи выражено определяемое слово,
2) какова структура определения,
3) чем выражено определение,
4) выражает ли оно дополнительные обстоятельственные значения.

§3. Обособленные приложения

Приложение - это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет: попрыгунья-стрекоза, краса-девица . Приложение может быть:

1) одиночным: Мишка, непоседа, замучил всех;

2) распространённым: Мишка, страшный непоседа, замучил всех.

Приложение, как одиночное, так и распространённое, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному местоимением, независимо от позиции: и до, и после определяемого слова:

Он, отличный врач, очень помог мне.

Отличный врач, он очень помог мне.

Распространённое приложение обособляется, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным:

Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу семью.

Одиночное нераспространённое приложение обособляется, если определяемое слово - существительное с пояснительными словами:

Он увидел своего сына, малыша, и тут же заулыбался.

Любое приложение обособляется, если стоит после имени собственного:

Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец.

Обособляется приложение, выраженное именем собственным, если служит для уточнения или пояснения:

А устроил пожар на чердаке сын соседа, Мишка, отчаянный сорванец.

Обособляется приложение в позиции перед определяемым словом - именем собственным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение.

Архитектор от Бога, Гауди, не мог задумать обычный собор.

(почему? по какой причине?)

Приложение с союзом как обособляется, если выражается оттенок причины:

В первый день у меня, как у новичка, всё выходило хуже, чему у других.

Примечание:

Одиночные приложения, стоящие после определяемого слова, не выделяемые при произношении интонационно, не обособляются, т.к. сливаются с ним:

В темноте подъезда я не узнал Мишку-соседа.

Примечание:

Обособленные приложения могут пунктуационно оформляться не запятой, а тире, которое ставится, если приложение особенно подчёркивается голосом и выделяется паузой.

Скоро Новый год - любимый праздник детворы.

§4. Обособленные дополнения

Обособляются дополнения, выраженные существительными с предлогами: кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с. В них передаются значения включения -исключения или замещения. Например:

Никто, кроме Ивана, не знал ответа на вопрос учителя.

«ЕГЭ-навигатор »: эффективная подготовка онлайн

§6. Обособление сравнительных оборотов

Сравнительные обороты обособляются:

1) с союзами: как , словно , точно , будто , что , чем , нежели и др., если имеют значения:

  • сравнения: Дождь полил, будто из решета.
  • уподобления: Зубы у неё были, как жемчуг.

2) с союзом как и :

Маша, как и все остальные, подготовилась к экзамену хорошо.

Сравнительные обороты не обособляются , если:

1. носят фразеологический характер:

Пристал словно банный лист. Дождь лил как из ведра.

2. имеют значение обстоятельства образа действия (сравнительный оборот отвечает на вопрос как? , часто его можно заменить наречием или существительным в Т.п.:

Мы ходим как по кругу.

(Мы ходим (как?) как по кругу . Можно заменить сущ. в Т.п.: кру´ гом )

3) оборот с союзом как выражает значение «в качестве» :

Дело не в квалификации: он мне не нравится как человек.

4) оборот с как входит в часть составного именного сказуемого или тесно связан со сказуемым по смыслу:

Сад был как лес.

О чувствах он писал как о чём-то очень для него важном.

§7. Обособленные уточняющие члены предложения

Уточняющие члены относятся к уточняемому слову и отвечает на тот же вопрос, например: где именно? когда именно? кто именно? какой именно? и др. Чаще всего уточнение передаётся обособленными обстоятельствами места и времени, но могут быть и другие случаи. Уточняющие члены могут относиться к дополнению, определению или главным членам предложения. Уточняющие члены обособляются, выделяясь в устной речи интонационно, а в письменной - запятыми, скобками или тире. Пример:

Мы засиделись допоздна, до самой ночи.

Внизу, в раскинувшейся перед нами долине, шумел ручей.

Уточняющий член стоит обычно после уточняемого. Они связаны интонационно.

Уточняющие члены могут вводиться в осложняемое предложение:

1) с помощью союзов: то есть, а именно :

Я готовлюсь к заданию ЕГЭ С1, то есть к сочинению.

2) также слов: особенно, даже, в частности, главным образом, например:

Повсюду, особенно в гостиной, было чисто и красиво.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что обособление - это способ смыслового выделения или уточнения?

  2. Верно ли, что обособляются только второстепенные члены предложения?

  3. Какими могут быть обособленные определения?

    • распространённые и нераспространённые
    • согласованные и несогласованные
  4. Всегда ли обособленные определения выражены причастным оборотом?

  5. В каком случае обособляются определения, стоящие перед определяемым словом?

    • если выражается добавочное обстоятельственное значение
    • если не выражается добавочное обстоятельственное значение
  6. Верно ли думать, что приложение - это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет?

  7. Какие предлоги употребляются в предложно-падежных сочетаниях, являющихся обособленными дополнениями?

    • о, в, на, к, до, за, под, над, перед
    • кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с
  8. Нужно ли обособлять деепричастия и деепричастные обороты?

  9. Нужно ли обособлять обстоятельства с предлогом несмотря на ?

  10. Разделы: Русский язык

    Тип урока: урок обобщения и систематизации.

    Вид урока: комбинированный (лекция с обратной связью, практическое занятие исследовательского типа).

    Триединая дидактическая цель:

    Образовательный аспект: повторить правила обособления второстепенных членов предложения, углубить знания об обособленных определениях, уточняющих членах, пояснительных и присоединительных конструкциях, отработать навыки анализа постановки знаков препинания при обособленных членах предложения.

    Развивающий аспект: развивать совершенствование языкового чутья, умение дифференцировать виды обособленных членов предложения и знаки препинания при них, формировать интерес к учебно-исследовательской и учебно-практической деятельности.

    Воспитательный аспект: поддерживать интерес к изучению русского языка, освоению темы через групповую работу, воспитывать сотрудничество и стремление к высокому качеству результата работы.

    Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, эвристический.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Обеспечение урока: раздаточный материал (тесты, таблицы, алгоритмы).

    Материал для словарно-семантической работы: обособление, определяемое слово, согласованное и несогласованное определение, обособленные приложения, обособленные дополнения, обособленные обстоятельства.

    Литература:

    Учебники:

    1. Власенков А.И., Потемкина Т.В., Русский язык. Среднее профессиональное образование. - М.: Дрофа, 2007 год.

    2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 класс. – М.: “Русское слово - РС” 2008 год.

    3. Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. Русский язык НСПО. -М.: Издательский центр “Академия”. 2012.

    Этапы урока

    Структурные элементы урока, методы обучения Содержание этапа Время
    1. Орг.момент

    Метод: беседа

    Проверка готовности аудитории к занятию.

    Раздел 7. Синтаксис и пунктуация

    Тема Предложения с обособленными и уточняющими членами.

    Постановка целей: преподаватель знакомит учащихся с целями занятия, поясняет, что для эффективной работы и достижения поставленной цели необходимо внимание, собранность, иметь на рабочем столе тетради, ручки, карандаши, учебники

    Цели: повторить правила обособления второстепенных членов предложения, углубить знания об обособленных определениях, уточняющих членах, пояснительных и присоединительных конструкциях, отработать навыки анализа постановки знаков препинания при обособленных членах предложения.

    1 мин.
    2. Проверка домашнего задания

    Метод: фронтальный опрос

    Устный опрос по словарно-семантической работе. Проверка письменного упражнения по теме “Осложненное предложение”. 5 мин.
    3. Вызов “Корзина” понятий

    Метод: информация для размышления

    Преподаватель акцентирует внимание студентов на ключевых понятиях изучаемой темы, стимулирует обучающихся к активному и творческому восприятию учебного материала. Записываются термины, затем обсуждаются в парах, вместе с преподавателем приходят к нужному выводу. В процессе студенты демонстрируют первичные знания по изучаемой теме, составляется “Корзина” понятий. 10 мин.
    4. Реализация смысла

    Метод: лекция препо давателя и студента, самостоятельная работа

    Происходит непосредственный контакт с новой информацией, преподаватель напоминает правила составления тезисов, поддерживает инерцию движения, созданную во время стадии вызова. Тема урока записывается на доске и в тетрадях. Применяется учебник.

    План лекции:

    1. Понятие об обособленных членах предложения.

    2. Виды обособленных членов предложения.

    3. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

    4. Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения и присоединения.

    5. Правила обособления согласованных и несогласованных определений.

    20 мин.
    5. Актуализация знаний

    Метод: объяснение, работа в группах, тестирование, самостоятельная работа

    Преподаватель предлагает выполнить задания обобщающего характера, которые помогают систематизировать знания. Студенты анализируют предложенный текст, разграничивая обособленные члены предложения, отвечая на вопросы преподавателя. Работа в группах с таблицами активизирует творческую и познавательную деятельность обучающихся. Комментируемый диктант и практическое задание подготавливают к выполнению контрольного тестирования. 35 мин.
    Физкультминутка 4 мин.
    6. Рефлексия

    Метод: фронтальный опрос по применению новых знаний, индивидуальная работа по карточкам, составление алгоритма

    Преподаватель проводит фронтальный опрос. Работа на группу, при которой происходит творческая переработка, интерпретация. Во время опроса 4 студента индивидуально выполняют задания по карточкам. Составление алгоритма привносит интегрирующий элемент. 10 мин.
    7. Подведение итогов

    Метод: рассказ-информация

    Преподаватель подводит итоги, формулирует выводы и выставляет оценки за активную работу на занятии, правильные и полные ответы на вопрос, обращает внимание на то, что не все студенты готовы правильно оценить свою работу, последовательно и четко изложить свои мысли, напоминает о необходимости исправить ситуацию. 2 мин.
    8. Задание на дом

    Метод: объяснение

    Преподаватель комментирует домашнее задание:
    1. Упр. 235.
    2. Составить конспект по теме “Вводные слова и предложения”.
    3. Подготовиться к словарному диктанту “Н и НН в прилагательных и причастиях”.
    3 мин.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    1. Дать определения ключевым понятиям: “Однородные члены”, “Сочинительная связь”, “Ряд однородных членов”, “Обобщающее слово”.

    2. Упражнение 372 (1).

    III. Вызов “Корзина” идей.

    Объясните значение ключевых понятий: “Обособление”, “Оборот”, “Определяемое слово”, “Обособленные определения”, “Причастный оборот”, “Обособленные приложения”, “Обособленные обстоятельства”, “Деепричастный оборот”.

    IV. Реализация смысла.

    1. Слово преподавателя.

    Простое предложение может быть осложнено обособленными членами, которые в устной речи выделяются интонационно и по смыслу, а на письме – запятыми или тире.

    Обособленные члены предложения содержат добавление, пояснение, уточнение по отношению к определяемому слову, например: Стеклянные чашечки, полные чистого огня, горели по сторонам (К. Паустовский) – обособленное определение полные чистого огня в речи получает особое интонационное оформление, содержит добавочное значение по отношению к выделяемому слову и на письме выделяется запятыми.

    При обособлении второстепенных членов предложения следует учитывать:

    1. К какому слову (какой части речи) относится член предложения.
    2. Чем выражен обособленный член предложения, распространен он или нет.
    3. Положение обособленного члена относительно определяемого слова (перед или после него, отделен или нет от него другими членами предложения).
    4. Наличие или отсутствие дополнительных смысловых оттенков (чаще всего обстоятельственных).

    Обособленные члены предложения могут преобразовываться в синонимичные конструкции – придаточные предложения, например, ср.: Там отражалось в воде привычное небо, забытое на этот вечер людьми (К. Паустовский). Там отражалось в воде привычное небо, которое было забыто на этот вечер людьми; К рассвету, догорев, лампа погасла (А. Грин). – К рассвету, когда догорела, лампа погасла.

    Обособляться могут разные второстепенные члены предложения6 определения (согласованные и несогласованные), приложения, дополнения, обстоятельства, второстепенные члены предложения, имеющие уточняющее, пояснительное, присоединительное значение.

    Обособляются существительные с предлогами вместо, кроме, включая, за исключением, помимо, сверх, наряду с и др., условно называемые дополнениями: Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей (С.Т.Аксаков); За окном ничего нет, кроме фонарей (К. Паустовский).

    Обособленные дополнения содержат добавочное сообщение к основной мысли предложения и имеют значение включения, исключения, замещения, ср.: В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (К.Паустовский). - В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, но есть леса, луга и прозрачный воздух.

    Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

    Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются всегда, ср.: Трепещущие листики бьются друг о друга, стараясь оторваться и улететь (М.Пришвин). - Стараясь оторваться и улететь, трепещущие листики бьются друг о друга.

    Одиночные деепричастия обособляются, если они сохраняют значение глагольности, указывая на время, место, причину действия. Такие деепричастия чаще стоят перед сказуемым: Лошади, храпя, пронеслись мимо часового у околицы (К. Паустовский); Отдыхая, я долго лежал на кургане (И.А.Бунин).

    Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящее после союза (союзного слова), отделяется от него запятой, ср.: По двору ходили люди, но не замечали меня и, громко разговаривая, проходили мимо (В. Гаршин). - По двору ходили люди, но не замечали меня и проходили мимо, громко разговаривая (такой оборот можно свободно переставить в другое место); ср.: Звягинцев не сомневался, что, осмотрев территорию завода, быстро сориентируется в обстановке и сможет помочь в строительстве оборонительных укреплений (А. Чаковский). - Звягинцев не сомневался, что быстро сориентируется в обстановке и сможет помочь в строительстве оборонительных укреплений, осмотрев территорию завода.

    Два деепричастия и деепричастных оборота, соединённые неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются, как однородные члены, соединённые одиночным союзом и: Ветер быстро гнал тучи, свистя и взвизгивая (И.С.Тургенев); Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь (Д.Н.Мамин-Сибиряк).

    Обстоятельства обязательно обособляются, если они выражены существительными с предлогами несмотря на, невзирая на, например: У ворот домов, несмотря на раннее утро, толпился народ (В. Гаршин); Наконец терпение наше лопнуло, и, невзирая на непогоду, мы решили идти назад к морю (В. К. Арсеньев).

    Обычно обособляются обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами благодаря, вопреки, в отличие от, ввиду, вследствие, за неимением, наподобие, подобно, по причине, согласно и др.: Вопреки ожиданиям, хозяин встретил нас хотя и не очень любезно, но всё же распорядился накормить нас и позволил ночевать у себя в фанзе (В. К. Арсеньев); В отличие от журавля, цапли плохо привыкают к человеку (И. Соколов-Микитов).

    Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения.

    Уточняющие члены предложения - это слова, словосочетания, поясняющие другие члены предложения.

    Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места, времени, образа действия и др., конкретизирующие значение слова, к которому они относятся: Там, в вышине, уже светило летнее солнце, а на земле ещё стоял сумрак (К. Паустовский); Муравьи выползали и плотной массой, один к одному, сидели и ждали чего-то (М.Пришвин).

    На письме уточняющие члены выделяются (отделяются) запятыми. Кроме обстоятельств, могут уточняться и другие члены предложения: Только узкая, саженей в триста, полоса плодородной земли составляет владение казаков (Л.Н.Толстой) - определение.

    Уточняющие члены предложения со значением пояснения могут присоединяться союзами то есть, или (в значении то есть), а именно: Само собой разумеется, что в мокрое время надо уже искать спасения под шатром, или в балагане, как говорят сибиряки (А.Черкасов); Как только сойдёт снег и станет просыхать ветошь, то есть прошлогодняя трава, начинаются "палы", или степные пожары (С.Т.Аксаков).

    Уточняющие присоединительные конструкции, включающие в себя дополнительное сообщение о содержании высказывания, присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, да и вообще. На письме они выделяются запятыми, реже - тире: Окраска крыши, особенно с нашей олифой и краской, считалась очень выгодным делом (А.П.Чехов); Самые скороспелые грибы, например берёзовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня (С.Т.Аксаков).

    2. Выступление студента “Обособление согласованных определений” (студенты записывают тезисы)

    1. Согласованное определение обособляется, если оно относится к личному местоимению , независимо от места в предложении, ср.: Она, возмущенная , вдруг переменилась ко мне… (М. Пришвин). – Возмущенная , она вдруг переменилась ко мне.

    Обособляются распространенные согласованные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательные с зависимым словом, стоящим после определяемого слова: Горы, покрытые снегом , белели среди ночи (К. Паустовский); Дорога вошла в мелкий лес, мертвый, холодный от луны и росы (И.А. Бунин).

    2. Согласованные определения обособляются всегда, если оно стоит после определяемого слова, которому предшествует одно или несколько определений : Черные обильные грозди, издавшие слабый запах клубники , тяжело свисали между темной зеленью, кое-где озолоченной солнцем (И.А. Куприн).

    3. Если определяемое слово не имеет предшествующего определения, то обособление зависит от смысла и интонации : Луна, яркая и точно мокрая , мелькала по голым верхушкам (И.А. Бунин); Ели они рыбу, жареную и соленую , а пили воду и мед, старый, выстоянный (П. Загребельный).

    4. Согласованное определение, стоящее перед определяемым словом, обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки и др.), ср.: Усталые и продрогшие , все вяло тащились по рассклизшей и грязной дороге (В.В. Вересаев) – значение причины. Будучи усталыми и продрогшими , все вяло тащились по рассклизшей и грязной дороге; Не замеченная никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью (С.Т. Аксаков) – значение уступки.

    5. Согласованное определение обособляется, если оно отделено от определяемого слова другими членами предложения : Паровоз ликующе кричал, опьяненный собственным стремительным ходом (К.Паустовский).

    Если согласованные определения, зависящие от личного местоимения, связаны по смыслу и с подлежащим, и со сказуемым, то они не обособляются: Они вернулись домой довольные и счастливые .

    Не обособляется согласованное определение при существительном, если оно связано по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым: Листва

    Из-под ног выходит плотно слежалая, серая (М. Пришвин).

    Несогласованные определения обособляются (выделяются, отделяются запятыми) в следующих случаях:

    1. Если они относятся к имени собственному: Теперь Макарка, в своей прежней одёже и с палкой в руке , стоял у порога и пел (И.А. Бунин).
    2. Если относятся к личному местоимению: С избитыми ногами , я добрался наконец до родного городка (К. Паустовский).
    3. Если отделены от определяемого слова другими членами предложения: Она вошла в дверь комнаты свиданий, под густой вуалью , и стала по ту сторону частной двойной решетки (М.Пришвин).
    4. Если стоят в ряду однородных членов предложения с обособленными согласованными определениями: Даже шахматы, старые, поломанные, исцарапанные, с катушкой от ниток вместо ладьи и оловянным солдатиком вместо слона , вызвали во мне теплое чувство (Е. Рысс).
    5. Если выражены оборотами с прилагательным в форме сравнительной степени: Другая комната, почти вдвое более , называлась залой (А. П. Чехов).
    6. Если выражены существительными с предлогом и относятся к имени нарицательному; при этом подчеркивается самостоятельность значения данного определения: Среди них, подняв брови, ходил еврей-хлеботорговец, в котелке, в пальто с капюшоном (И. А. Бунин).

    V. Актуализация знаний. Отработка умений и навыков

    Объясните знаки препинания в тексте, определите, чем осложнено простое предложение в сложном?

    Какими членами предложения являются обособленные обороты?

    Какую функцию выполняют в тексте причастные обороты? (Причастия с зависимыми словами передают признак предмета как действия. Причастные обороты придают тексту выразительную краткость, так как обладают “энергией” глагола и живописной силой прилагательного. Поэтому причастия и причастные обороты являются выразительным художественным средством в тексте.)

    Какая особенность у этого отрывка? (В небольшом по объему тексте много деепричастных оборотов. Деепричастные обороты обычно используются в книжной речи. Их достоинство – краткость, лаконичность. Деепричастия и деепричастных оборотов и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, поэтому они широко используются в художественной речи.)

    2. Работа студентов в группах “Кто быстрее?”: необходимо дополнить таблицу примерами, используя толковые словари, примеры из художественных текстов. (Задание выполняется письменно с последующей проверкой).

    Обособленные члены предложения Условия обособления
    Определения Обособляются:

    1) Распространенные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательные с зависимым словом (определительные обороты), стоящие после определяемого слова.

    2) Одиночное определение, если стоит после определяемого слова или если оно оторвано в тексте от определяемого слова.

    3) Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение.

    4) Определения, относящиеся к личному местоимению.

    Приложения 1) Обособляются распространенные приложения, выраженные нарицательным существительным с зависимыми словами и относящимся к нарицательному существительному.

    2) Одиночное приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительное слово.

    3) Приложение, относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого существительного.

    4) Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособляемого приложения, если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное.

    5) Приложения при личном местоимении.

    Обстоятельство 1) Деепричастный оборот или одиночное деепричастие.

    2) Обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенного падежа для смыслового выделения или для попутного пояснения.

    Оборот с предложными сочетаниями несмотря на, ввиду, благодаря, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в противоположность, в связи, в силу, вследствие, в случае, за неимением, за отсутствием, подобно, по причине, по случаю, при наличии, при условии, согласно и др.

    Дополнение Существительные с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду и др.
    Уточняющие члены предложения Слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов:

    1) Уточняющие обстоятельства места.

    2) Уточняющие обстоятельства времени.

    3) Уточняющие обстоятельства образа действия,.

    4) уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т. д.

    Пояснительные конструкции Пояснительные члены предложения с союзом или .
    Присоединительные конструкции Конструкции, присоединяющиеся словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, притом, и потом, причем, да и вообще и др.

    3. Запись предложений под диктовку преподавателя. Комментируемый диктант.

    В саду было совершенно тихо. Смерзшаяся земля, покрытая пушистым мягким слоем, совершенно смокла, не отдавая звуков: зато воздух стал особенно чуток, отчетливо и полно перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звук, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший как будто в огромном удалении. Это мальчики кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся к утру тонкой пленкой первого льда.

    В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельницы, отяжелевшая и темная, все еще сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. Петр подошел к плотине и остановился, прислушиваясь. Звон воды был другой – тяжелее и без мелодии. В нем как будто чувствовался холод помертвевших окрестностей…

    В душе Петра тоже было холодно и сумрачно. Темное чувство, которое еще в тот счастливый вечер поднималось из глубины души каким-то опасением, не удовлетворенностью и вопросом, теперь разрослось и заняло в душе место, принадлежавшее ощущениям радости и счастья. (В. Короленко.)

    Покажите в записанном вами тексте синтаксическую функцию обособленных второстепенных членов.

    4. Письменное задание.

    Перестройте предложения так, чтобы необособленные определения стали обособленными. Сравните оба варианта, обращая внимание на интонацию. Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

    1. Великолепное и яркое солнце поднималось над морем. 2. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас к себе. 3. Подгоняемый попутным ветром челн легко скользил по воде. 4. Морской и чистый месяц освещал наш путь. 5. Внезапно закрывший берег плотный туман заставил нас встать на рейде.

    5. Контрольное тестирование.

    1. Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в предложениях с обособленными определениями:

    а) запятую перед и ;

    б) запятую после и ;

    в) знаки расставлены верно.

    1. Сейчас, наверное, подует ветер, резкий, неприятный и размечет в клочья этот туман.

    2. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки и на печи большой чугун.

    3. Желтые доски спокойно лежали на воде и увлекаемые незаметным течением, поворачивались концами к реке.

    4. Я предполагал, что дело окончится небольшим дождем и, убаюканный этой мыслью, спокойно заснул.

    5. Самолетик задымился и пригибаемый лучом, пошел к себе на запад.

    6. Гулко била волною вздыбленная река, уже подернутая салом в протоках и схваченная ледком у берегов.

    7.Бедный гость, с оборванной полой и до крови исцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол.

    8. Глаза слипались и полузакрытые тоже улыбались.

    9. Долина, покрытая травами, и прозрачная река купались в беловатой дымке, пронизанной лунными лучами.

    10. Большой двор, кудрявый от репейника и усыпанный желтыми листьями, слегка серебрился осеннею изморосью.

    Ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – а; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – б; 9 – а; 10 – в.

    2. Определите, есть ли в предложениях с обособленными обстоятельствами пунктуационные ошибки: а) есть; б) нет:

    1. Жили Васнецовы, ни с кем не знакомясь.

    2. Спустя полчаса, Анна вывела их на поляну.

    3. Отваживаясь на великое, неизбежно рискуешь добрым именем (Вовенарг).

    4. Я трепещу все время от мысли, что, желая высказать истину, я записываю только вздох (Стендаль).

    5. Учитель быстро и, не ожидая ответа, забросал школьников вопросами.

    6. Вдали сливаясь с небом, громоздились льды.

    7. Схватив удочку, Павка дернул ее и оборвав зацепившуюся лесу, выскочил на дорогу.

    8. В тихий весенний час, хорошо бы постоять в пробудившемся лесу.

    9. Несмотря на неоднократные предупреждения синоптиков, следопыты отправились в дорогу.

    10. Мать, по своей старушечьей привычке явилась на вокзал за целый час.

    Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 - б; 10 – а.

    3. В каком варианте ответы правильно указаны и объяснены все запятые?

    Соловей (1) Рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.

    а) 2 – выделяется причастный оборот;

    б) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот;

    в) 1, 2 – выделяется причастный оборот;

    г) 1, 3 – выделяется деепричастный оборот.

    Ответ: б).

    4. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

    Вечереющее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.

    а) 1 – выделяется причастный оборот;

    б) 2 - выделяется деепричастный оборот;

    в) 1, 3 - выделяется причастный оборот;

    г) 1, 3 - выделяется деепричастный оборот.

    VI. Рефлексия

    1. Вопросы.

    Назовите случаи обязательного обособления согласованных определений.

    В каких случаях обособляются деепричастия и деепричастия с зависимыми словами?

    Какие знаки препинания используются при уточняющих присоединительных конструкциях?

    Каковы принципы дифференцирования обособленных членов предложения?

    2. Работа по карточкам.

    Прочитайте и подчеркните уточняющие члены предложения.

    1) Пели соловьи в той стороне, где заря за рекой, и на горе надо мной, и внизу, в овражном ольшанике, и я слушал и выбирал, в какой стороне соловьи лучше поют.

    2) Все хорошее, в том числе и хороший рассказ, происходит не только от личного усилия, нет, оно само выспевает, ка яблоко на стволе человеческой личности.

    3) Чтобы настоящим быть художником, надо преодолеть в себе злобную зависть к лучшему и заменить преклонением перед совершенно прекрасным.

    Зачем мне завидовать лучшему, если лучшее есть маяк перед совершенно прекрасным, если я в нем в какой-то мере, пусть даже в самой малой, но участвую: тем самым, что я восхищаюсь, я участвую.

    Обоснуйте коммуникативную целесообразность использования уточняющих обособленных членов предложения в приведенных отрывках.

    3. Составление алгоритма “Обособление согласованных определений”.

    VII. Подведение итогов. Оценивание.

    VIII. Домашнее задание:

    Составить конспект “Вводные слова и предложения”.

    Подготовиться к словарному диктанту “Н и НН в прилагательных и причастиях”.

    Среди обособленных членов предложения выделяются такие, которые имеют добавочное уточняющее значение.

    Понятие об уточняющих членах

    I. Чаще всего имеют добавочное уточняющее значение обстоятельства времени и места, например:

    1. Мы гуляли довольно долго, до самого вечера. (В этом предложении обособленным членом является уточняющее обстоятельство до самого вечера; оно уточняет стоящее впереди обстоятельство времени долго.)
    2. Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес. (В этом предложении обособляется уточняющее обстоятельство места в закурившемся тумане; оно уточняет стоящее впереди обстоятельство места внизу.)

    Уточняющие обстоятельства могут присоединяться к уточняемому слову союзом то есть, например:

    1. Они прежде, то есть до приезда в деревню, жили в большом ладу.
    2. Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских, и не принимала никого.

    II. Уточняющими могут быть не только обстоятельства, но и приложения. Уточняющие приложения имеют при себе слова то есть, или (в значении то есть), по имени, по прозвищу и т. п., например:

    1. Весь берег был усеян галькой, то есть мелкими, гладкими камешками.
    2. Дикая коза, или косуля, водится по всему Уссурийскому краю.
    3. Студент этот, по имени Михалгвич, искренне полюбил Лаврецкого.

    При уточняющих обстоятельствах и приложениях могут быть слова например, даже, особенно, как, которые вносят добавочные значения пояснения, выделения, усиления и др., например:

    1. Никогда, даже во время кулачного боя, он не ускорял движений.
    2. Я всегда и везде, особенно на Кавказе, замечал особенный такт у нашего солдата.
    3. Все жители селения, даже старики, были на берегу реки.
    4. Многие газы, например водород, легче воздуха.

    Приложение с союзом как выделяется запятыми лишь в том случае, если имеет оттенок причинности, например:

    Валерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики. (Ср.: Валерию, так как он уроженец юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.)

    Если же союз как имеет значение в качестве, то приложение запятыми не выделяется, например:

    Я знал Семенова как хорошего слесаря и никогда не думал, что он признанный художник.

    III. Кроме обстоятельств и приложений, в группу уточняющих слов входят дополнения с предлогами кроме, помимо, сверх, за исключением, например:

    1. В Мещерском краг нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
    2. Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля.
    3. Сверх красивой и приятной наружности, он [Пеночкин] обладал хорошими манерами.
    4. Все встали и отправились на террасу, за исключением Гедеоновского.

    Источник: «Учебник русского языка» С. Г. Бархударов и С. Е. Крючков, 1972

    Уточняющее обстоятельство как обособленный член предложения

    Два раздела науки о языке - синтаксис и пунктуация - всегда изучаются совместно. Простые случаи расстановки запятых, например, обязательная запятая перед сочинительными союзами А и НО, обычно не вызывают затруднений. Но для обособления второстепенных членов предложения необходимо знание основ синтаксиса.

    Второстепенные члены при ряде условий могут выделяться с двух сторон запятыми, в том числе и обстоятельство.

    Обстоятельство в предложении отвечает на вопросы наречий, так как обозначает признак действия или, значительно реже, признак признака. Тем не менее в роли обстоятельства может выступать не только наречие, но и любая самостоятельная часть речи.

    Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом или одиночным деепричастием, хоть и имеет свои тонкости, усваивается школьниками легко. Наличие деепричастия в предложении - это своего рода сигнал к постановке запятой.

    Другое дело - уточняющее обстоятельство. Примеры такого рода обнаружить сложнее: они не столь очевидны.

    Что же такое уточняющее обстоятельство?

    Уточняющие члены, как уже ясно из самого термина, уточняют информацию, содержащуюся в предложении:

    Все друзья детства, (кто конкретно?) особенно Михаил, мне очень дороги.

    Темные, (какие конкретно?) почти угольно-черные, глаза выделялись на его бледном лице.

    В комнату вбежала маленькая девочка, (какая конкретно?) не старше нашего сына.

    Уточнение всегда обособляется либо запятыми, либо тире.

    Обособленное уточняющее обстоятельство в большинстве случаев конкретизирует время и место действия.

    Если перед нами уточняющее обстоятельство времени, то в предложении, помимо него, должна содержаться обобщённая информация о том, когда действие совершается:

    Мы выехали поздним вечером, (когда конкретно?) в одиннадцать часов.

    В конце августа, (когда конкретно?) двадцать пятого числа, родился мой единственный брат.

    Уточняющее обстоятельство места детализирует, сужает информацию о том, где происходит описанное в предложении событие:

    Андрей живёт совсем близко от нас, (где конкретно?) в пяти минутах ходьбы.

    Впереди, (где конкретно?) в самом центре дороги, мы заметили огромный котлован.

    Часто уточняются географические названия и адреса:

    Прошлым летом мы вернулись из другого города, (откуда конкретно?) из Владивостока.

    Моя подруга переехала в Октябрьский район города Самары, (куда конкретно?) на улицу Мичурина.

    Реже встречается уточняющее обстоятельство образа действия:

    Солдаты старались разговаривать как можно тише, (как конкретно?) почти шёпотом.

    Перепёлкин слушал меня внимательно, (как конкретно?) с каким-то особенным уважением.

    Обособляются уточняющие обстоятельства и с другими значениями.

    Для верной расстановки знаков препинания важно понимание контекста предложения:

    На площади в центре города выступали артисты. (Площадь находится в центральной части города)

    На площади, в центре города, выступали артисты. (Артисты выступают на площади, расположенной именно в центре города).

    Подсказкой в обособлении уточняющих членов предложения является интонация. Но ориентироваться только на смысловые паузы в речевом потоке не стоит, лучше обратить внимание на синтаксическую роль конструкции и подобрать к ней вопрос.

    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Уточняющие члены предложения занимают особое место в грамматике русского языка из-за своей роли в предложении, а также из-за того, что они обособляются с помощью знаков препинания. Так, правила обособления уточняющего обстоятельства необходимо запомнить каждому грамотному человеку.

    Обособленное уточняющее обстоятельство: значение и выделение на письме

    Как правило, уточняющими являются обстоятельства времени и места – они относятся также с обстоятельству, раскрывая его смысл, дополняя и конкретизируя. Необходимо понимать, что при уточнении от более широкого понятия переходят к более узкому. Проще всего пояснить это, используя примеры обособленного уточняющего обстоятельства.

    В предложении “Я слышал их рассказы в Греции, на Афоне” обстоятельства места “на Афоне” уточняет, где именно в Греции был услышан рассказ. В то же время в предложении “После работы, часов в семь, я зашел в магазин” обстоятельство места уточняет, какое именно время имел в виду рассказчик, когда говорит о том, что было поздно.

    Обстоятельства образа действия тоже могут быть уточняющими, но все-таки гораздо реже и обычно речь идет об осложненных членах предложения. Например: “Река во время апрельских дождей разливалась совершенно по-весеннему, бурно и шумно”. В этом предложении однородные обстоятельства образа действия уточняют обстоятельство “по-весеннему”.

    Таким образом, уточняющие обстоятельства имеют три значения – места, времени и образа действия. Обстоятельства с другими значениями не могут выступать в качестве уточняющего члена предложения.

    Чтобы понять, следует ли обособлять данный член предложения, очень важно определить это значение, потому что если автор относит обстоятельство к другой категории, то оно не будет обособляться.

    Как обособляются уточняющие обстоятельства

    Все зависит от места, которое этот член предложения занимает в его структуре. Если уточняющее обстоятельство стоит в конце предложения, то оно обособляется с помощью одной запятой, которая ставится перед ним. Если же оно располагается в середине, то и обособляться будет с обеих сторон. В начале предложения уточняющее обстоятельство стоять не может из-за своей функции.

    Что мы узнали?

    Уточняющее обстоятельство – это такой член предложения, который относится к другому обстоятельству, значение которого он дополняет и уточняет. Существует три вида таких уточняющих членов предложения – в этой роди чаще всего выступают обстоятельства места и времени, реже – образа действия. Обособляются они одной запятой, если член предложения располагается в конце, или двумя, если он находится в середине. Обстоятельства с другими значениями, кроме трех вышеуказанным, не могут выступать в роли уточняющих членов предложения.

    8 мая 2013

    Два раздела науки о языке - синтаксис и пунктуация - всегда изучаются совместно. Простые случаи расстановки запятых, например, обязательная запятая перед сочинительными союзами А и НО, обычно не вызывают затруднений. Но для обособления второстепенных членов предложения необходимо знание основ синтаксиса.

    Второстепенные члены при ряде условий могут выделяться с двух сторон запятыми, в том числе и обстоятельство.

    Обстоятельство в предложении отвечает на вопросы наречий, так как обозначает признак действия или, значительно реже, признак признака. Тем не менее в роли обстоятельства может выступать не только наречие, но и любая самостоятельная часть речи.

    Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом или одиночным деепричастием, хоть и имеет свои тонкости, усваивается школьниками легко. Наличие деепричастия в предложении - это своего рода сигнал к постановке запятой.

    Другое дело - уточняющее обстоятельство. Примеры такого рода обнаружить сложнее: они не столь очевидны.

    Что же такое уточняющее обстоятельство?

    Уточняющие члены, как уже ясно из самого термина, уточняют информацию, содержащуюся в предложении:

      Все друзья детства, (кто конкретно?) особенно Михаил, мне очень дороги.

      Темные, (какие конкретно?) почти угольно-черные, глаза выделялись на его бледном лице.

      В комнату вбежала маленькая девочка, (какая конкретно?) не старше нашего сына.

    Уточнение всегда обособляется либо запятыми, либо тире.

    Обособленное уточняющее обстоятельство в большинстве случаев конкретизирует время и место действия.

    Если перед нами уточняющее обстоятельство времени, то в предложении, помимо него, должна содержаться обобщённая информация о том, когда действие совершается:

      Мы выехали поздним вечером, (когда конкретно?) в одиннадцать часов.

      В конце августа, (когда конкретно?) двадцать пятого числа, родился мой единственный брат.

    Уточняющее обстоятельство места детализирует, сужает информацию о том, где происходит описанное в предложении событие:

      Андрей живёт совсем близко от нас, (где конкретно?) в пяти минутах ходьбы.

      Впереди, (где конкретно?) в самом центре дороги, мы заметили огромный котлован.

    Часто уточняются географические названия и адреса:

      Прошлым летом мы вернулись из другого города, (откуда конкретно?) из Владивостока.

      Моя подруга переехала в Октябрьский район города Самары, (куда конкретно?) на улицу Мичурина.

    Реже встречается уточняющее обстоятельство образа действия:

      Солдаты старались разговаривать как можно тише, (как конкретно?) почти шёпотом.

      Перепёлкин слушал меня внимательно, (как конкретно?) с каким-то особенным уважением.

    Обособляются уточняющие обстоятельства и с другими значениями.

    Для верной расстановки знаков препинания важно понимание контекста предложения:

      На площади в центре города выступали артисты. (Площадь находится в центральной части города)

      На площади, в центре города, выступали артисты. (Артисты выступают на площади, расположенной именно в центре города).

    Подсказкой в обособлении уточняющих членов предложения является интонация. Но ориентироваться только на смысловые паузы в речевом потоке не стоит, лучше обратить внимание на синтаксическую роль конструкции и подобрать к ней вопрос.

    Источник: fb.ru

    Актуально

    Разное
    Разное