Сбор взимаемый с организаций и физических лиц. Виды налогов и сборов

7. Налоги и сборы. Признаки и функции. Понятие «сбора»

Определение налога содержится в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Приведенное определение позволяет выявить следующие признаки налога, на которые обращает внимание законодатель:

б) индивидуальная безвозмездность платежа;

в) денежная форма налога;

г) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;

д) целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог – это платеж, то есть отчуждение имущества, осуществляется в денежной форме. Решение вопроса о форме отчуждения собственности при налогообложении в науке финансового права предопределялось не только и не столько уровнем развитости финансово-правовых учений, сколько состоянием финансовой системы государства на том или ином историческом этапе. На ранних стадиях развития налоговых систем государственные ресурсы формировались преимущественно с помощью натуральных сборов.

Основная задача налога – формировать ресурсы государства, т. е. те ресурсы, которые необходимы ему для выполнения своих функций.

Функции налогов:

– фискальная;

– регулирующая;

– стимулирующая;

– распределительная.

Пункт 2 ст. 8 НК РФ посвящен специфическому обязательному платежу – сбору (или, как его принято именовать в последнее время, фискальному сбору ). Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В числе признаков, которые выделяет НК РФ, определяя понятие «сбор», можно отметить:

а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

б) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Иные признаки сбора в комментируемом пункте ст. 8 НК РФ не упоминаются.

Итак, первый признак сбора, который следует выделить в данном определении, – признак обязательности. Этим признаком сбор схож с налогом.

Другой признак сбора, указанный в п. 2 ст. 8 НК РФ, – тот факт, что взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

8. Экономические принципы налогообложения в основе системы налогообложения

Теоретические изыскания в области налогообложения появились в Европе в конце XVIII в. Основоположником теории налогообложения стал шотландский экономист и философ Адам Смит .

В своей вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные постулаты теории налогообложения. Заслуга А. Смита заключается в том, что он сумел теоретически обосновать потребность государства в собственных финансовых ресурсах. Он говорил, что при системе государственного управления, при которой государство не руководит деятельностью отдельных личностей («система естественной свободы»), у государства имеются три обязанности .

Во-первых, государство обязано оберегать свое общество от внешних врагов.

Во-вторых, государство обязано оберегать каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения со стороны всякого другого члена общества.

В-третьих, государство обязано содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам вместе, поскольку прибыль от деятельности этих предприятий и учреждений не может покрыть необходимые расходы.

Эти обязанности, лежащие на государстве, требуют для своего исполнения определенных расходов, а значит, и определенных доходов в пользу государства.

«Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства». То есть граждане государства должны уплачивать налоги, необходимые для формирования государственных финансовых средств, которые, в свою очередь, необходимы государству для выполнения им своих функций. Вместе с тем для того чтобы налогообложение имело положительный эффект, следует соблюдать правила налогообложения. Эти правила были сформулированы А. Смитом и вошли в историю науки как «четыре принципа налогообложения Адама Смита».

Первый принцип – принцип справедливости – состоит в том, что каждый налогоплательщик должен участвовать в финансировании государства соразмерно со своими возможностями. При этом размер налогового платежа должен изменяться с ростом доходов индивидуума по прогрессивной шкале. «Не может быть неблагоразумия в том, чтобы богатые принимали участие в расходах государства не только пропорционально своим доходам, но и немного выше».

Второй принцип именуется принципом определенности. Этот принцип сводится к тому, что необходима строгая определенность относительно количества взноса, способа взимания, времени уплаты, причем неопределенность еще губительнее неравенства. «Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью».

Третий принцип именуется принципом удобности. В соответствии с этим принципом налог должен быть незаметным для плательщика, то есть должен взиматься в самое удобное время и самым удобным способом.

Наконец, четвертый принцип, именуемый принципом экономии, заключается в том, что расходы, связанные с администрированием системы налогообложения, должны быть значительно ниже доходов, получаемых от сборов налогов. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству». Несмотря на то что открытие этих законов произошло более двухсот лет назад, они не потеряли своей актуальности и сейчас.

9. Фискальная функция налогов

Именно в функциях проявляется сущность налога. Функции налогов позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество.

Фискальная функция налогов – основная, изначально характерная для любых налоговых систем.

Сущность этой функции заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством собственных функций.

В государствах прошлых столетий фискальная функция налогов была не только основной, но и единственной. В современном мире налоги стали играть главенствующую роль в формировании государственных ресурсов именно благодаря своей фискальной функции.

Фискальная функция налогов приводит к тому, что государство активно вмешивается в экономические отношения хозяйствующих субъектов. Это вмешательство предопределяет следующую функцию налогов – регулирующую функцию.

Суть этой функции заключается в том, что налоги как эффективный инструмент перераспределительных процессов оказывают огромное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его рост, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Государство с помощью налогообложения решает ряд экономических и социальных проблем общества.

Внутри регулирующей функции можно выделить стимулирующую, дестимулирующую подфункции и подфункцию воспроизводственного назначения .

Стимулирующая подфункция заключается в том, что государство посредством установления более благоприятного налогового режима для той или иной группы налогоплательщиков содействует развитию той деятельности, которой эти налогоплательщики занимаются. Стимулирующая подфункция реализуется через систему различных льгот или иных преференций, предусмотренных для определенной категории налогоплательщиков.

В отдельных главах ч. 2 Налогового кодекса РФ дан перечень налоговых льгот, которые используются в российской налоговой системе для реализации стимулирующей функции налогов. Льготы могут предоставляться путем изменения объекта налогообложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки и т. п. Таким образом, государство обладает довольно широкими возможностями по стимулированию тех или иных действий налогоплательщиков с помощью налогового механизма.

В противовес стимулирующей подфункции налоги имеют еще и дестимулирующую подфункцию. Эта подфункция проявляется в том, что государство, будучи заинтересованным в ограничении деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, устанавливает для них более тяжелое налоговое бремя, чем для обычных налогоплательщиков. Так, например, государство заинтересовано в ограничении игорного бизнеса, поэтому налоговые ставки на доходы игорных заведений установлены в абсолютных суммах на достаточно высоком уровне.

Третьей является подфункция воспроизводственного назначения. Сущность этой подфункции заключается в том, что государство, взимая налог с налогоплательщиков, направляет полученные средства на воспроизводство тех объектов материального мира, которые были задействованы в процессе производственной или иной деятельности налогоплательщика. Ярким примером реализации подфункции воспроизводственного назначения налогов может послужить установление водного налога, взимаемого с водопользователей и направляемого на воспроизводство водных ресурсов страны.

Таким образом, реализуя экономическую функцию налогов, государство имеет возможность активно вмешиваться в организацию хозяйственной жизни страны.

10. Система налогов и сборов: общие положения. Налоговая система РФ и элементы налогообложения

Система налогов и сборов – это определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны.

Одним из важнейших принципов налогообложения является принцип единства системы налогов и сборов , вытекающий из Конституции РФ (ст. 8, 71, 72). Принцип единства системы налогов и сборов означает действие на всей территории страны одних и тех же налогов и сборов, что обусловлено задачей государства в области налоговой политики унифицировать обязательные платежи. Цель подобной унификации состоит в достижении равновесия между правом субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать налоги и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ (ст. 34, 35), а также конституционного принципа единства экономического пространства.

Таким образом, система налогов и сборов России представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, отражающих федеративное устройство РФ, установленных на основе принципов и в порядке, предусмотренных федеральными законами, взимаемых на территории РФ с физических и юридических лиц и поступающих в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды.

Налоговая система – совокупность налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.

Налоговая система РФ формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого – одно из условий совершения действий в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.

Основные принципы налоговой системы РФ:

– каждый налогоплательщик обязан уплачивать установленные налоги;

– налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования государства;

– не допускается устанавливать налоги, нарушающие налоговую систему государства;

– не допускается устанавливать налоги и их ставки, не предусмотренные действующим налоговым законодательством.

Составные части этой налоговой системы – элементы налогообложения.

К важнейшим элементам налогообложения относятся его субъект (налогоплательщик), объект налогообложения, единица налогообложения, налоговая база, налоговая ставка и др.

В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

11. Отличие системы налогов от налоговой системы

Анализ гл. 2 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что под системой налогов и сборов законодатель подразумевает совокупность налогов и сборов, установление и взимание которых допустимы на территории Российской Федерации (гл. 2 НК РФ).

На сегодняшний день исчерпывающий перечень налогов и сборов установлен ст. 13–15 НК РФ, а также гл. 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ. Именно в этих статьях поименованы те налоги и сборы, которые могут устанавливаться и вводиться на территории Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что элементами системы налогов и сборов являются налоги и сборы, поименованные в законодательстве и имеющие потенциальную возможность быть установленными на территории Российской Федерации.

Все фискальные платежи, входящие в систему налогов и сборов РФ, несмотря на кажущиеся различия, обладают единством в подходах по их установлению и введению, единой структурой юридического состава, то есть единым набором элементов налогообложения и сборов, единым подходом к правовой регламентации процедуры установления и взимания названных платежей и, наконец, единым механизмом государственного понуждения, обеспечивающим надлежащую уплату этих налогов и сборов. Все это позволяет судить о системе налогов и сборов не как о наборе не согласованных между собой платежей, а как о взаимосвязанной целостной системе, обладающей определенным строением.

Наряду с понятием «система налогов и сборов» в научной литературе часто используется и понятие «налоговая система» . Несмотря на кажущееся сходство терминов «система налогов и сборов» и «налоговая система», смешивать их нельзя. Налоговая система Российской Федерации – это система налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации, а также правила функционирования системы налогов и сборов. Правовое значение понятия «налоговая система» заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, то есть определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово-правовых норм. Система налогов и сборов в различных государствах формируется с учетом территориального устройства, состояния экономики, потребностей бюджета и, наконец, с учетом существующих традиций организации налогообложения в государстве.

Важнейшее значение для типизации налоговой системы государства имеет его национальное или административно-территориальное устройство. Особенности правовой конструкции системы налогов и сборов во многом определяются национальным и административно-территориальным устройством. По этому основанию можно выделить три типа систем налогов и сборов : федеративных, конфедеративных и унитарных государств.

В Российской Федерации в силу ее федеративного устройства система налогов и сборов формируется по федеративному типу. Названный тип системы базируется на основе налогового федерализма – системы принципов, обеспечивающих оптимальное сочетание единства экономического пространства государства с известной степенью самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Анализируя экономическую сущность налоговой системы, порядок распределения налогового бремени между налогоплательщиками, в мировой практике принято выделять англосаксонскую, евроконтинентальную, латиноамериканскую и смешанную налоговые системы . Вместе с тем в основе такой классификации лежат не особенности правовой регламентации налоговой системы, а экономические условия, формирующие налоговую систему определенным образом.

По этой классификации налоговую систему Российской Федерации можно отнести к латиноамериканской модели, базирующейся прежде всего на косвенных налогах.

12. Налоги и сборы в налоговой системе России

Налоги и сборы, прежде всего, классифицируются по уровню власти, ответственному за установление налога. В соответствии со ст. 12 НК РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

– федеральные налоги и сборы;

– налоги субъектов Российской Федерации;

– местные налоги.

Дифференциация налогов по уровням проводится в зависимости от территории, на которой взимаются налоги и сборы, и полномочий соответствующих органов власти по определению элементов налогообложения (элементов обложения для сбора).

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Своеобразный налоговый монополизм федерального законодательства в вопросах определения абсолютно всех элементов налогообложения позволяет определить налоги и сборы как федеральные налоги и сборы.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения:

– порядок уплаты налога;

– сроки уплаты налогов.

Остальные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ, то есть на федеральном уровне. Законами субъектов РФ о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения:

– налоговые ставки (в пределах, определяемых федеральным законодательством);

– порядок уплаты налога;

– сроки уплаты налогов.

Остальные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ, то есть на федеральном уровне. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Следует обратить внимание на то, что приведенная классификация не зависит от уровня бюджета, в который зачисляются доходы от налогов и сборов.

Понятие налога и сбора

Понятия налога и сбора являются центральными в налоговом праве.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Из данного определения могут быть выведены следующие признаки налога:

1) обязательность. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В случае неуплаты налогов осуществляется принудительное исполнение обязанности по их уплате;

2) индивидуальная безвозмездность. Налогоплательщики лично не получают встречного предоставления за уплату налога. В то же время предполагается, что налоги являются публично возмездными, так как публично-правовые образования, получив соответствующие финансовые ресурсы, используют их в публичных интересах;

3) ограничение налогами вещных прав налогоплательщика (права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления). По сути, налог является одним из оснований прекращения соответствующих вещных прав;

4) денежная форма. В настоящее время российское налоговое законодательство не предусматривает каких-либо натуральных налогов. При этом но общему правилу обязанность но уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (п. 5 ст. 45 НК РФ);

5) фискальная цель. Налоги уплачиваются в целях пополнения соответствующих бюджетов.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ).

Многие признаки налогов актуальны и для сборов. Однако могут быть выделены определенные особенности сборов:

1) обязательность. Сборы, так же как и налоги, имеют признак обязательности. Однако проявления этой обязательности несколько иные. В отличие от налогов в случае неуплаты сборов они по общему правилу не взыскиваются в принудительном порядке. В случае неуплаты сборов соответствующие органы или должностные лица отказывают в совершении юридически значимых действий или в предоставлении определенных прав (выдаче лицензий);

2) уплата сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). При этом сборы так же как и налоги являются индивидуально безвозмездными. Их нельзя рассматривать в качестве встречного предоставления и тем более платы за совершение соответствующих юридически значимых действий. Сборы необходимо рассматривать как один из юридических фактов в юридическом составе, необходимом для совершения в отношении плательщика сбора юридически значимого действия.

Вышеуказанное определение и признаки характерны для сборов, предусматриваемых налоговым законодательством. Однако в настоящее время Конституционный Суд РФ допустил существование иных сборов – сборов, не отвечающих признакам ст. 8 НК РФ .

Виды налогов и сборов

Система налогов и сборов в России отражает ее федеративное устройство, а также наличие самостоятельного местного самоуправления.

Налоговое законодательство выделяет федеральные, региональные и местные налоги и сборы (ст. 12 НК РФ).

Критерием отнесения налога или сбора к соответствующему виду является порядок его установления. Федеральные налоги и сборы полностью устанавливаются НК РФ. Региональные и местные налоги устанавливаются в два этапа: часть элементов устанавливается в ПК РФ, а другая часть устанавливается в нормативных актах представительных органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Вышеназванная система налогов и сборов представляет собой общую систему налогообложения. Наряду с ней НК РФ выделяет специальные налоговые режимы.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, входящих в общую систему налогообложения.

Налоговый кодекс РФ содержит закрытый перечень налогов и сборов.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные в НК РФ (п. 6 ст. 12 НК РФ). Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ (п. 5 ст. 3 НК РФ).

Налоги-установленная законно сформированным представительным органом форма ограничения права собственности или иного законного владения путем отчуждения части материальных благ, принадлежащих частным лицам, в пользу публичных образований, в денежной форме, в безвозвратном, безвозмездном и обязательном порядке, обусловленная необходимостью решения общественных задач, основанная на принципах всеобщности, равенства, соразмерности.

Под налогом

Под сбором (пункт 2 ст.8 НК РФ

Черты налога :

    При уплате налога происходит отчуждение части собственности платильщиков в пользу государства

    Законность его установления и введения

    Безвозмездный характер налога

    Налоги поступают в распоряжение субъектов гос. Власти и управлений

    За счет налога формируется бюджет гос-ва

    Налог взымается в денежной форме.

    Возникновение налогов. Характерные черты налога как вида финансового платежа.

Можно выделить две основные предпосылки возникновения налогообложения. Во-первых, это расслоение общества на имущих (собственников) и неимущих в результате процесса разделения труда. Во-вторых, объединение собственников и создание первых государственных образований в целях защиты их интересов, в том числе для усиления власти над неимущими слоями населения.

Историю налогообложения условно принято делить на 4 этапа: 1) Древний мир (4 тысячелетие до н. э.-5 век н.э.) в этот период налоги носили бессистемный характер и взымались по мере необходимости, как правило в натуральной форме; 2) Средние века (с 5 в н э.по 18 в) к концу этапа стали формироваться основные принципы налогообложения, к концу 18 в налоги становятся важнейшим источником государственной казны; 3) 17 (18)-19 вв А. Смит сформулировал основные принципы налогообложения, они легли в основу налогов всех стран; 4) Начало 20 века - по настоящее время – Налоговые реформы основаны на научных принципах налогообложения, проведены в большинстве стран, на рубеже 20-21 вв начала формироваться налоговая система Совета Европы.

Характерные черты :

Обязательность – обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, что свидетельствует о том, что уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер.

Индивидуальная безвозмездность – характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налогов.

Обязательства по уплате налогов являются односторонними, и в налоговых правоотношениях существует только одна обязанная сторона – налогоплательщик.

Безвозвратность налога характеризуется тем, что налог подлежит возврату только в случае законно установленной льготы или в случае переплаты его в бюджет.

Отчуждения денежных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Иными словами, при уплате налога происходит переход части доходов (имущества) налогоплательщика в собственность государству.

Направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Характерными чертами сбора как взноса являются :

Обязательность;

Одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

Принципы:

    принцип справедливости – утверждает всеобщность обложения и равномерность распределения налогов между гражданами и их доходами. Согласно этому принципу граждане любого государства поддерживают свои правительства соразмерно своим доходам.

    Принцип определенности – данный принцип требует, чтобы суммы, способ, время платежа были точными и заранее известны налогоплатильщику.

    Принцип удобности - Принцип удобности, который предполагает, что любой налог должен взиматься во время и способом, наиболее удобным для плательщика

    Принцип экономии - Принцип экономии, который заключается в сокращении всех издержек взимания налога, а также в рационализации системы налогообложения государства.(что издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем налоговые поступления.)

    Налоги и сборы и их роль в формировании налоговых доходов бюджетной системы РФ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (ст.8 пункт 1 НК РФ)

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).(пункт 2 ст.8 НК РФ

Налоговая система совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, уплачиваемых физическими и юридическими лицами, выполняет функцию аккумуляции денежных средств, необходимых для государственных расходов, выполняет бюджетная система государства и его внебюджетные фонды.80 % доходов бюджета формируется за счет налогов. Налоговые поступления являются основными доходами бюджетов всех уровней. По данным министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит четырём налогам: НДС, акцизам, налогам на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц.Таким образом, налог по своему экономическому содержанию представляет средство, экономический инструмент аккумуляции финансовых ресурсов, необходимых для выполнения государством своих функций. Налог как экономическая категория отражает отношения между государством, населением и юридическими лицами в процессе перераспределения ВВП с целью мобилизации денежных средств для государственных расходов.

    Определение налога, сбора. Общие и отличительные признаки налога и сбора.

Налог – это обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения, оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения юридически значимых действий. Общие признаки налога и сбора: 1. оба устанавливаются законом, 2. уплата обоих обеспечивается гос-ным принуждением. 3.обязательность.

Отличительные признаки налога: 1. безвозвратность, 2. одностороннее движение стоим-ти. 3.Регулярная плата

Отличительные признаки сбора: 1. наличие специальных целей и интересов.2.Выплачивается не регулярно.

    Элементы налогообложения и их характеристика.

Элементы налога – это законодательно установленный способ построения налога. Они могут быть существенными, без которых невозможно взыскание налога, и факультативными, без которых взыскание налога затруднено(к ним относится налоговые льготы).

Налогоплательщик – это физ. И юр. ,лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог за счет собственных средств.

Объект налогообложения – имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налоги.

Налоговая база – представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и обычно рассчитывается по итогам каждого налогового периода.

Налоговый период – это срок, в течение которого полностью завершается процесс формирования налоговый базы и окончательно определяется размер налогового обязательства. Он может состоять из одного или нескольких периодов.

Налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Порядок исчисления налога - налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Порядок и сроки уплаты налогов – это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет

Методы уплаты налога: 1.кадастровый – предполагает использование кадастра, который используется при исчислении налога.(По транспортному налогу. По земельному налогу. По налогу на имущество физических лиц)

2. У источника выплаты дохода, то есть через налогового агента

3. Налоговая декларация – это официальное заявление налогоплательщика о своих налоговых обязательствах. Налог исчисляет и перечисляет в бюджет сам налогоплательщик. Следовательно, требуется усиленный налоговый контроль. Налоговая декларация может быть представлена двумя способами:

a) на бумажных носителях лично налогоплательщиком или его представителем либо направлена по почте (датой представления считается дата отправления ценного письма с описью вложения);

b) в электронном виде

    Понятие налогоплательщик, налоговый резидент и налоговый не резидент.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Юридические лица уплачивают налоги независимо от организационно-правовых форм.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по местонахождению филиалов и иных обособленных подразделений.

Налоговые агенты – лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджетную систему.

К резидентам относятся:

1) физические лица - граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства - фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в течении 12 следующих подряд месяцев. Причем период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;

2) организации, являющиеся юридическими лицами и образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица (компании и другие корпоративные образования), созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации). Организации, не обладающие статусом юридического лица, не признаются плательщиками налогов и сборов.

Нерезидентами признаются физические лица, находящиеся на территории РФ менее 183 дней в течении 12 следующих подряд месяцев, и организации (компании и фирмы), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств.

    Принципы налогообложения и их реализация в налоговой системе.

Сформулированы следующие принципы: 1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. 2. Налогообложение должно быть всеобщим и равным, причем при расчете налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. 3. Налогообложение должно быть справедливым. 4. Налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Необходим научный подход к определению величины ставок налога, которая позволила налогоплательщику после оплаты налога осуществлять нормальное развитие. 5. Налоги должны быть сформулированы в законодательных актах таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он обязан платить. 6. Установление, изменение, отмена федеральных налогов должны осуществляться в соответствии с НК. 7. Никто не обязан уплачивать налоги, сборы или иные платежи, не установленные НК.

    Функции налогов в экономической системе.

3 основных ыункции:

    фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства) ;

    регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы ). государственное регулирование экономики в различных аспектах (отраслевая, территориальная структура).

    Контрольная функция. Контрольная функция налогов позволяет государству учитывать доходы организаций и физических лиц, движение финансовых потоков и на этой основе разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения, выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.

Сущ. Еще так же Социальная функция, т.е. поддержание социального справедливости и социального равновесия в целях выравнивания доходов между отдельными социальными и доходными группами.

Стимулирующая функция , т.е. содействие развитию отдельных структурных элементов экономики в целях повышения экономической эффективности производства.

    Методы налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное, регрессивное.

Методы налогообложения - форма зависимости между ставками налога и величиной налогооблагаемой базы, в частности доходами налогоплательщика. Существует равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.

Равное налогообложение - метод налогообложения, при котором равная сумма налога устанавливается для каждого налогоплательщика. Подобный метод характерен в основном для целевых налогов (зачастую они именно благодаря этому приобретают характер сборов в большей степени, чем налогов).

Пропорциональное налогообложение . При пропорциональном методе налогообложения ставка налога (не сумма!) равна для каждого налогоплательщика независимо от размера его доходов. Иными словами, ставка налога не зависит от величины базы налогообложения и с ростом базы пропорционально возрастает сумма налога.

Прогрессивное налогообложение характеризуется ростом ставки налога по мере увеличения налогооблагаемой базы, в частности величины дохода налогоплательщика. При этом не только увеличивается абсолютная сумма налогов, но и усиливается налоговое бремя, т. е. возрастает доля изымаемого дохода при его росте.

Регрессивное налогообложение - метод, при котором ставка налогообложения уменьшается при росте налоговой базы. В данном случае тяжесть налоговых изъятий обратно пропорциональна увеличению налогооблагаемого объекта.

    Налоговая система и этапы ее становления в Российской Федерации.

Налоговая система - это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Включает 2 подсистемы:

1.Налогообложение – совокупность законодательно установленных налогов и сборов(фискальная и регулирующая функции)

2.налоговое администрирование – охватывает совокупность органов, уполномоченных государством осущ. Контроль за соблюдение организациями и физ. Лицами обязанностей в качестве налогоплательщика, а также налогового агента.(контрольная функция).

В реформировании российской налоговой системы можно выделить три основных этапа.

Первый этап: 1992–1996 гг. С финансовой точки зрения эта сформированная налоговая система была достаточно разнообразной и охватывала все объекты налогообложения (доход, имущество, потребление). Однако был нарушен баланс между обложением доходов и потреблением. Так ряд налогов на доходы и имущество имели очень невысокие ставки, в тоже время были введены два неординарных элемента в налогообложении. Во-первых, был введен НДС по ставке 28%, не имеющий аналогов в мировой практике. Во-вторых, на фоне достаточно высоких отчислений в социальные фонды (до 39%), несколько лет через налогообложение прибыли регламентировался уровень оплаты труда (четырех–, шести– и даже восьмикратное превышение оплаты труда сверх установленного минимума включалось в базу по налогу на прибыль).

Второй этап: 1997–2000 гг. Одним из основных направлений реформирования стало существенное ограничение безграничных полномочий региональных и местных уровней в сфере установления новых налогов и распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления утратили возможность введения налогов и сборов сверх установленного Налоговым кодексом перечня. Общее число налогов сократилось до 35 (в первоначальном варианте) с 57, а впоследствии и до 17. Ставка НДС была снижена до 20%, а налога на прибыль до 24% (1992г. – 45%; 1996г. – 35%). В то же время, снижение налогов зачастую компенсировалось отменой налоговых льгот. Для большинства капиталоемких и активно развивающихся отраслей данные изменения явились фактором, снизившим их финансовую устойчивость. Это объяснялось тем, что значительный объем капитальных вложений в основные производственные сферы позволял организациям за счет ранее существовавшей льготы уменьшать базу по налогу на прибыль. Однако, для менее капиталоемких отраслей (сфера услуг, пищевая промышленность) влияние данной льготы не было столь значительным, поэтому снижение ставки оказалось для них положительным фактором, влияющим на финансовое состояние.

Третий этап: 2001г. – по настоящее время. Налоговый кодекс РФ становится единым системным документом, регламентирующим совокупность налоговых отношений в РФ. Очень важно, что были устранены малоэффективные и дублирующие друг друга налоги, по своей сути «не рыночные». Значительным успехом такой ревизии можно считать отмену налога на содержание жилищного фонда и объектов социально–культурной сферы и налога на пользователей автомобильных дорог, взымавшихся с выручки от реализации. При этом потери бюджета были в значительной степени компенсированы повышением акцизов на горюче–смазочные материалы, а также введением транспортного налога.

    Классификация налогов и ее назначение.

Классификация налогов - это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. Классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся.

1.Общие или целевые

    Общие предназначены для формирования доходов государства. Поступают в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели приоритетные бюджету.

    Целевые налоги и сборы имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды.

2.В зависимости от механизма уплаты налогов и сборов

    Прямые - непосредственно связаны с результатом хозяйственной деятельности, увеличением стоимости имущества: Налог на прибыль, земельный налог НДФЛ и др.)

Выделяют реальные и личные налоги.

Личные налоги - это налоги, которые устанавливаются персонально для конкретного плательщика и зависят от его доходов (налог на прибыль, подоходный налог и др.).

Реальные налоги - это налоги, которые предусматривают налогообложение имущества, исходя из внешних признаков; плательщиками выступают владельцы этого имущества независимо от их доходов (налог на землю, налог с владельцев транспортных средств, имущественные налоги).

    Косвенные налоги взымаются в процессе движения доходов и оборота товаров и услуг. Владелец товара или услуги включает налоговую сумму в цену или тариф, которая будет оплачена потребителем.

Косвенные налоги по объектам взимания делятся на индивидуальные (акциза на алкоголь) и универсальные- оплачиваются все товары за исключением некоторых (НДС)

3.В зависимости от вида налогоплательщика

    С физ. Лиц (НДФЛ, налог на имущество физ. лиц)

    С юр. Лиц (налог на имущество юр. Лиц, налог на прибыль организации)

    Смешанные налоги (НДС, транспортный налог, земельный налог)

4. В зависимости от уровня бюджета

    Закрепленные налоги – налоги, которые непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет

    Регулирующие налоги – поступающие одновременно в бюджеты различных уровней, в пропорции согласно бюджетному законодательству

.5.По объекту налогообложения разделяют:

Имущественные налоги;

Ресурсные налоги (рентные платежи);

Налоги, взимаемые от выручки или дохода;

Налоги на потребление.

    Налоговые и таможенные органы РФ как участники налоговых отношений.

Налоговые органы Российской Федерации - единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджетналогов и сборов.

Права налоговых органов :

    Требовать от налогоплательщика документы, являющиеся основанием и подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

    Проводить налоговые проверки;

    При проверке производить выемку документов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, если есть основания полагать, что эти документы будут уничтожены, скрыты, изменены, заменены;

    Вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов, либо в связи с налоговой проверкой;

    Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках, налагать арест на имущество налогоплательщиков;

    Обследовать любые складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиком. Проводить инвентаризацию имущества;

    Определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, расчетным путем на основе имеющейся информации;

    Требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений, контролировать выполнение указанных требований;

    Взыскивать недоимки по налогам и сборам, пени;

    Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов сумм налогов и пени;

    Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, переводчиков,экспертов;

    Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

    Заявлять ходатайство об аннулировании, приостановлении действия лицензий, выданных юридическим и физическим лицам;

    Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.

Обязанности налоговых органов :

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

3) вести учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных, излишне взысканных сумм налогов, штрафов;

6) соблюдать налоговую тайну;

8) предоставлять по запросу информацию о наличии задолженности по начисленным налогам, сборам.

Таможенные органы РФ органы, осущ. Контроль по уплате таможенных пошлин, а также НДС и акцизов при импорте товаров.

Таможенные органы образуют единую федеральную централизованную систему, в которую входят: 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела – Федеральная таможенная служба, которая находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты.

Функции (обязанности) таможенных органов

1) проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;

2) содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;

Налоговое право.

Тема: «Правовые основы установления налогов и сборов в РФ».

1. Понятие налога и сбора.

2. Система налогов и сборов в РФ.

3. Установление налогов и сборов в РФ.

1) Элементы налогообложения;

2) Порядок установления налогов и сборов в РФ.

4. Введение в действие законодательства о налогах и сборах.

Основные нормативные акты:

Налоговый кодекс РФ, часть 1 (в особенности) и часть 2.

Понятие налога и сбора.

Налоговое право является очень важным регулятором общественных отношений в жизни всякого государства. Это обусловлено значимостью налогов для жизни всякого государства.

Налоги обеспечивают жизнедеятельность государства. Налоги появились очень давно – их история насчитывает тысячелетия.

Теоретически налоги появляются с возникновением государства. Самые первые налоги – подушные налоги.

В настоящее время система налогов стала очень разветвлённой. Поэтому весьма актуален вопрос – как регулировать налоговые отношения?

В РФ в современных условиях понятие налога является нормативным, оно совершенно ясно определено в статье 8 НК РФ. Лектор его считает весьма удачным.

К этому определению российский законодатель шёл долго. Дискуссии начинались с XIX века о том, что же такое налог.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц и предоставляющий собой отчуждение принадлежащего на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления имущества в форме денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Признаки налога:

1) Обязательный платёж. В данном случае имеется в виду, что налог – это платёж, который уплачивается на основе Конституции РФ (статья 57 – «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»). В этом смысле налог – это платёж, взимаемый в силу конституционного установления и он обязателен именно по этой причине. Мы сами не решаем, уплачивать его или нет. В том случае, когда государство устанавливает необходимость его уплаты, то мы обязаны платить.

2) Индивидуально безвозмездный платёж. За уплаченный налог налогоплательщик никакого возмещения не получает. Налогоплательщик уплатил налог – и никто ему обратно не предоставляет никаких материальных благ. Ему даже спасибо не скажут!.. Однако, несмотря на этот признак налога, ни в коем случае нельзя думать, что налог – это такой платёж, который после уплаты уходит куда-то неизвестно куда. В широком смысле слова налог – это платёж социального чего-то там. Индивидуальный субъект не получает ничего, а вот коллективный… За счёт налогов обеспечивается коммунальная работа, асфальтирование работ…


3) Уплачивается организациями и физическими лицами (иностранными гражданами, лиц без гражданства и граждан). Организации – это комплексное понятие, прежде всего включающее в себя юридических лиц и не только. Понятие организации шире, чем юридические лица. Организация включает в себя и юридические лиц, и иностранные организации, имеющие филиалы и представительства в РФ.

4) Налог представляет собой отчуждение имущества в виде денежных средств. То есть отчуждение от одних субъектов к другому субъекту. И имущество это может принадлежать на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения.

5) Налог уплачивается для обеспечения задач и функций государства или муниципальных образований. Налог уплачивается для того, чтобы РФ в целом, каждый её субъект и муниципальное образование могло выполнить те задачи, которые на него возложены, иначе говоря – могли реализовать свою компетенцию.

Вывод: налог – это платёж, который уплачивается всего в денежной форме. Статья 8 НК РФ говорит о том, что налог всегда уплачивается в денежной форме. Сегодня нельзя уплачивать в натуральной форме (типа сахаром и т.д.).

К понятию налога очень близко понятие сбора. НК РФ касается в равной мере и налогов, и сборов.

В статье 8 НК РФ определяется понятие сбора:

Сбор – это взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий.

Признаки сбора и чем он отличается от налога:

1. Сбор – это обязательный взнос. Не платёж (как налог), а взнос. В данном случае имеется в виду, что сбор – это взнос обязательный, так как он уплачивается в силу конституционного установления, зафиксированного в статье 57 Конституции РФ. Сбор уплачивается обязательно. Сбор – это взнос, а не платёж. Практически сбор всегда является неким разовым взносом, в отличие от налога, который представляет собой периоидческие платежи. Поэтому сбор и называют взносом, дабы подчеркнуть разовый характер.

2. Сбор – это взнос, уплачиваемый организациями и физическими лицами. Здесь как и налог.

3. Сбор является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий. Суть заключается в том, что сбор уплачивается как условие совершения в отношении плательщика сбора со стороны государственных органов юридически значимых каких-то действий. Поэтому создаётся впечатление, что сбор – платёж возмездный, так как мы уплачиваемый сбор, а в ответ нам какие-то юридически значимые действия. Но на самом деле теория налогового права сошлась на то, что сбор, также как и налог, не имеет возмездной природы. Сбор уплачивается, но действия, совершаемые в отношении плательщика сбора по своей стоимости и, соответственно, по своей цене неадекватны, как правило, сумме (стоимости) сбора. Поэтому налогово-правовая теория не придерживается мнения о том, что сбор является возмездным, компенсационным платежом, потому что цена сбора не равно цене услуг государства, которые государство оказывает, получив этот сбор от плательщика. Чаще всего цена сбора ниже цены юридически значимых действий, оказываемых государством. Но есть и тогда, когда выше. Сегодня в РФ существуют всего два вида сбора: это государственная пошлина (и при получении паспорта, и при обращении в суд, и при получении водительских удостоверений и так далее). И второй сбор – это «сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами».

Это всё, что касается понимания налога и сбора согласно современному российскому законодательству. Это понимание базируется на Налоговом Кодексе РФ.