Темп роста налога на прибыль. Сравниваем разницу между темпами роста доходов и расходов по налоговой отчетности с разницей между темпами роста доходов и расходов по бухгалтерской отчетности

1.4 Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)

Дополнительная формулировка: «Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности».

Фактически данный критерий имеет в виду проверку двух показателей:

1) Налоговые расходы не должны расти быстрее налоговых доходов («Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)»).

Темп роста рассчитывается как отношение текущего показателя к базовому (например, показателя за прошлый год и за текущий год). Налоговые доходы и расходы определяются из декларации по прибыли по строкам 010, 020, 030, 040 Листа 02.

Следует проанализировать структуру доходов и расходов и выяснить причины расхождений. Возможные причины: цены на выпускаемую продукцию увеличиваются не так существенно, как на необходимое сырье и комплектующие. Можно сослаться на рост и других затрат: зарплаты персонала, коммунальных расходов и пр. Документы, которые пригодятся в подобной ситуации: статистические справочники, сведения с бирж, счета контрагентов, прайс-листы поставщиков и т. д. Кроме того, в качестве аргументов можно использовать такие события, как единовременная оплата значительных косвенных расходов, временное прекращение отгрузки товара.

2) Пропорция между расходами и доходами, отраженными в налоговой и финансовой отчетности должна сохраняться («Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности»): Бухгалтерские доходы и расходы определяются из формы 2 суммированием строк (010, 060, 080, 090) и (020, 030, 040, 070, 100) графы 3. Затем сопоставляются полученные итоги. Данные несоответствия могут быть вызваны операциями, по-разному отражаемыми в бухгалтерском и налоговом учете (оценка ТМЦ, амортизация основных средств и т. д.). Правила прописываются в «Приказе об учетной политике предприятия», принимая во внимание потребности организации. С одной стороны ей может быть выгодно показать более доходную финансовую отчетность для инвесторов или банка, с другой - на определенном этапе законно уменьшить налог на прибыль.

Доходы организации: сравнительный анализ бухгалтерского и налогового учета

В соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ доходом от реализации признаются: · выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных; · выручка от реализации имущественных прав ...

Доходы организации: сущность, порядок формирования и использования

доход выручка реализация продажа Стоимость произведенной предприятием продукции (выполненных работ, оказанных услуг) выражается ценой реализуемого товара. Выручка от продаж продукции (работ, услуг) - денежные средства...

Изучение методики анализа налогов и платежей предприятия, разработка рекомендаций по совершенствованию анализа налогов и сборов на ОАО "Слуцкий сыродельный комбинат"

В облагаемый оборот включаются любые полученные организацией денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в том числе суммы авансовых и иных платежей...

Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО "Компания Импакт-Сибирь"

Оценка прибыли (убытка) отчетного периода проводится на основании формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». Методика проведения факторного анализа: 1. Расчет влияния фактора «Выручка от реализации»...

Механизм исчисления и уплаты НДС

Объектом налогообложения признаются следующие операции: 1. Реализация товаров (работ...

Налог на добавленную стоимость

Место реализации товаров: а) товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, и не отгружается и не транспортируется...

Налог на добавленную стоимость: особенности определения налоговой базы

Дата реализации товаров (работ, услуг) в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения НДС определяется следующим образом: -для налогоплательщиков...

Налоговая система Республики Беларусь

К налогам (сборам), включаемым в выручку от реализации товаров (работ, услуг) относятся: v налог на услуги v налог на добавленную стоимость v сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции...

Налогообложение торговых предприятий

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации...

Объекты налогообложения

1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. 2...

Политика управления заемными источниками финансирования

Модель устойчивого экономического роста (МУЭР) позволяет определить возможный прирост продаж (выручки) без нарушения финансовой устойчивости. МУЭР определяется по формуле:...

Управление финансами. Планирование выручки

В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки от реализации продукции на предстоящий год, квартал и оперативно...

Учет расходов периода

В совокупности видов деятельности предприятия наиболее значимое место отводится процессу реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг). Реализация готовой продукции (товаров, работ...

Федеральные налоги и сборы с организаций

Действующие правила отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) на практике вызывает не мало вопросов. Не все из них сняты и с принятием Федерального Закона от 29.05.2002г...

Согласно буквальному смыслу абз. 3 п. 4 Общедоступных критериев оценки рисков необходимо сравнить два следующих показателя:

Результат сравнения темпа роста расходов с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности

Результат сравнения темпа роста расходов с темпом роста доходов по данным бухгалтерской отчетности.

Каким образом проводить это сравнение, налоговики не пояснили. Единственное, что понятно: существенным будет любое несоответствие показателей.

По нашему мнению, для удобства сравнения необходимо сначала определить:

Разницу между темпами роста расходов и доходов по данным налоговой отчетности

Разницу между темпами роста расходов и доходов по данным бухгалтерской отчетности.

Для этого из значения темпа роста расходов надо вычесть значение темпа роста доходов.

Формулы расчета такие:

1) Ртн = ТРн - ТДн;

2) Ртб = ТРб - ТДб,

где Ртн - разница темпов роста расходов и доходов по данным налоговой отчетности;

Ртб - разница темпов роста расходов и доходов по данным бухгалтерской отчетности;

ТРн - темп роста расходов, определенный по налоговой отчетности;

ТДн - темп роста доходов, определенный по налоговой отчетности;

ТРб - темп роста расходов, определенный по бухгалтерской отчетности;

ТДб - темп роста доходов, определенный по бухгалтерской отчетности.

Положительный результат такого расчета покажет, что расходы растут быстрее, чем доходы, а отрицательный - что доходы растут быстрее, чем расходы. Нулевой результат скажет о том, что темпы роста расходов и доходов совпадают.

Затем полученные значения можно сравнивать. Их равенство будет свидетельствовать, что и в налоговом, и в бухгалтерском учете расходы и доходы увеличиваются (или падают) в одинаковых пропорциях.

Если же полученные разницы отличаются друг от друга, то налоговики могут заподозрить неладное.

Полагаем, что у налоговиков будет больше всего оснований обратить на вас внимание, если положительной разнице темпов в налоговом учете будет соответствовать отрицательная разница темпов в бухгалтерском учете.



Это будет означать, что ваши налоговые расходы увеличиваются, а бухгалтерские расходы, наоборот, падают или же что налоговые доходы падают при росте бухгалтерских доходов.

Однако даже при наличии двух положительных разниц внимание налоговиков может быть привлечено, если значение разницы темпов роста в налоговом учете больше, чем в бухгалтерском. К сожалению, в Приказе не указано, какое различие значений налоговики будут считать критическим для включения в план проверок. Полагаем, что, если различие небольшое, придавать этому значение не имеет смысла.

Прочие случаи неравенства разниц тоже связаны с риском включения в план выездных проверок. Однако он не столь велик.

Результаты сравнения различий

между темпами роста расходов и доходов

по данным налоговой отчетности

и темпами роста расходов и доходов

по данным бухгалтерской отчетности

Примечание

Вместо разниц для сравнения можно использовать отношения величин темпов роста, т.е. частное от деления темпа роста расходов на темп роста доходов. В этом случае об опережающем росте расходов будет свидетельствовать значение частного, превышающее единицу.

Несомненно, любым несоответствиям темпов роста могут быть и разумные объяснения. Например, на показатели финансовой отчетности существенно влияет нестабильная экономическая ситуация. Однако выяснять это налоговики будут, возможно, уже в ходе выездной проверки.

Поэтому в любом случае необходимо проанализировать причины выявленного несоответствия и принять меры сообразно результатам анализа.

ПРИМЕР

Сравнения разниц в темпах роста доходов и расходов по налоговой отчетности и по бухгалтерской отчетности

Ситуация

Согласно декларациям по налогу на прибыль за 2013 и 2012 гг. определен темп роста доходов организации "Альфа" в размере 107% и темп роста расходов в размере 102%.

В свою очередь, согласно бухгалтерской отчетности темп роста доходов составит 107%, а темп роста расходов - 103%.

Решение

1. Определим разницу между темпами роста расходов и доходов по данным налогового учета. Она составит -5% (102% - 107%).

2. Определим разницу между темпами роста расходов и доходов по данным бухгалтерского учета. Она составит -4% (103% - 107%).

3. Сравним значения.

Как видим, значение разницы между темпами роста расходов и доходов в налоговом учете меньше, чем в бухгалтерском. В целях налогового контроля такое соотношение, скорее всего, не заинтересует налоговиков. Но исключать иной вариант нельзя.

В связи с этим организации "Альфа" целесообразно проверить данные своего учета.

Для более детального анализа тенденций изменения поступлений средств в 2005, 2006 гг. рассчитываем темпы роста доходов по группам доходов.

Темпы роста по группам налогов приведены в табл. 3.

Темпы роста доходов бюджета в 2005 – 2006 годах, %

Статья доходов

1. налоговые доходы, в т.ч.

Налоги на прибыль, доход

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

Налоги на имущество

Платежи за пользование природными ресурсами

Налоги на совокупный доход

Прочие налоги, сборы, пошлины

2. неналоговые доходы, в т.ч.

Доходы от имущества. Находящегося в гос. и мун. -Собственности или от деятельности гос. и мун. Организаций

Штрафные санкции, возмещение ущерба

Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящий доход и пл. услуги

3. межбюджетные трансферт, в т.ч.

Субвенции

Субсидии

Всего доходы:

На основании данных таблицы рассмотрим темпы роста доходов бюджета за 2005 и 2006 гг.

В 2005 году по сравнению с 2004 годом наблюдается рост доходов на 1%. Исходя из таблицы, значения отдельных стадий доходов могут как резко увеличится, так и резко снижаться.

Налоговые доходы в 2005 году увеличились по сравнению с 2004 годом на 6%. В этой группе отмечается повышение доходов почти по всем статьям, за исключением налогов на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы который уменьшился на 0,8%. В группе неналоговых доходов, наблюдается уменьшение их на 3%. Это произошло в основном за счет группы доходов от предпринимательской деятельности, снизившись на 4,5%,а также от доходов от имущества уменьшившей на 7%.

Группа межбюджетных трансфертов уменьшилась на 2,7%. Произошло снижение по дотациям – 0,4%, субвенциям – 1,7% и по субсидиям – 0,7%.

По данным таблицы можно увидеть, что не наблюдается значительного темпа роста у таких налогов как: прочие налоги, сборы, пошлины, налоги на совокупный доход и налоги на имущество.

Ситуация в 2006 году сложилась иная сравнению с 2005 годом. Доходы за рассматриваемый период времени повысились на 8%. Однако налоговые доходы остались прежними, неналоговые доходы повысились на 1%, уменьшились межбюджетные трансферты на 1%.

В 2005 году размер норматива по земельному налогу на земли сельскохозяйственного назначения составил 98%, в 2006 году – 150%, аналогичная тенденция наблюдалась и по городским территориям.

Очень большой рост наблюдается среди налогов на совокупный доход – на 113%. Главная причина роста данного налога заключается в процентных отчислениях от налогооблагаемой базы.

В 2005 году налоги на вмененный доход для отдельных видов деятельности определялись в размере 2% от общей суммы дохода Также возросло число плательщиков. Это в основном и повлияло на значительный рост поступлений по данному налогу.

Прочие налоги, сборы, пошлины возросли на 138% в 2005 г. Это произошло за счет роста числа государственных пошлин за проведение различных действий. В 2006 году в эту статью включается суммы от регистрации транспортных средств и составил 39%.

Неналоговые доходы в 2006 году повысились на 1% за счет снижения доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – на 1%.

Межбюджетные трансферты в 2006 году уменьшились на 1%.

В целом можно заметить, что доходы в 2006 году запланированы в большем размере, чем в 2005 году.

1.3 Исполнение доходной части бюджета

муниципального образования

Бюджет является финансовым планом, а исполнения этого плана отражено в данных отчета об исполнение бюджета. Подобный отчет составляется ежемесячно, а затем формируются годовые итоги, которые рассматриваются и утверждаются. Отчет выполняется разделе доходной и расходной части бюджета.

При анализе исполнения бюджета за год, рассматриваются следующие суммы:

Годовой утвержденный бюджет;

Годовой уточненный бюджет;

Фактическое исполнение бюджета;

Процент исполнения.

Исполнение доходной части бюджета за 2005 год, тыс.руб

Уточнен. план 1 полугодия

Исполнено

На 01.07.2006 г.

Исполнено на

1. налоговые доходы, в т.ч.

Налоги на прибыль, доход, в т.ч.

В т.ч. налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистр. Сборы, в т.ч.

Акцизы на спирт этиловый

Акцизы на алкогольную продукцию

Налоги на имущество

Налог на имущество физ. Лиц

Земельный налог

Платежи за польз. Природ. рес. в т.ч.

За пользование недрами

Налоги на совокупный доход

Единый налог на вмененный доход

Единый с/х налог

Государственная пошлина

Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обяз. платежам

2. неналоговые доходы

Доходы от имущества, находящегося в мун. Собственности

Административные платежи и сборы

Штрафные санкции

Доходы от предпринимательской деятельности

Прочие неналоговые доходы

3. межбюджетные трансферты, в т.ч.

Субвенции

Субсидии

Средства, получаемые на компенсацию дополн. Расходов

Всего доходы:

Дословная формулировка: "Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности".

"Расшифровка показателя" противоречит названию показателя.

Фактически здесь можно проверить два критерия:

1) Налоговые расходы должны расти не быстрее налоговых доходов (критерий "Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)")

Темп роста рассчитывается как отношение текущего показателя к базовому (например, показателя за прошлый год и за текущий год). Налоговые доходы и расходы определяются из декларации по прибыли по строкам 010, 020, 030, 040 Листа 02.

Пример

Согласно декларации по налогу на прибыль за 2010 г. доходы организации "Альфа" от реализации товаров (работ, услуг) составили 74 256 158 руб. (стр. 010 листа 02). Расходы организации от реализации товаров (работ и услуг) составили 69448546 руб. (стр. 030 листа 02). За 2009 г. доходы от реализации составили 65683546 руб., а расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, - 64 354 645 руб.

Темп роста доходов составил 1,07 (74256158/69448546)
Темп роста расходов составил 1,02(65683546/64354645)
Темп роста расходов не опережает темп роста доходов (1,02<1,07)

В результате организация не включена в план выездных проверок.

2) Должно примерно выполняться соотношение (критерий "Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности"):

Tp Расходов
нал
Тр Расходов
бух
(2)
Tp Доходов
нал
Тр Доходов
бух

Определяют его в три этапа.

Сначала выясняют соотношение роста затрат к росту доходов исходя из декларации по налогу на прибыль.

Потом тот же расчет производят по форме № 2, при этом бухгалтерские доходы и расходы определяются из формы 2 суммированием строк (010, 060, 080, 090) и (020, 030, 040, 070, 100) графы 3 по отчетности до 2011г.

По бухгалтерской отчетности с 2011г. доходы и расходы определяются по Отчету о прибылях и убытках суммированием строк (2110, 2310, 2320, 2340) и (2120, 2210, 2220, 2330, 2350) графы за отчетный период.

В последнюю очередь сопоставляют полученные итоги.

Продолжение предыдущего примера

данные по ООО "Альфа"

Темп роста бухгалтерских расходов 1,01 (65083/64254)

Темп роста бухгалтерских доходов 1,08 (75226/69745)

Соотношение (2) выполняется, темпы роста бухгалтерских расходов не опережают темпы роста бухгалтерских доходов.

Сопоставляем темпы роста в налоговом и бухгалтерском учете.

1,02 > 1,01 налоговые расходы растут быстрее бухгалтерских расходов

1,07 < 1.08 налоговые доходы растут медленнее бухгалтерских доходов

Наличие обоих несоответствий налоговые органы могут истолковать их как признаки сокрытия выручки от реализации с одновременным завышением расходов.

Есть вероятность, что для ООО "Альфа" будет назначена выездная проверка.

Что предпринять, если по этому показателю вы в зоне риска

Бухгалтеру следует проанализировать ситуацию и выяснить причины расхождений.

Возможные причины несоответствий по показателю (1):

Цены на выпускаемую продукцию увеличиваются не так существенно, как на необходимое сырье и комплектующие

Можно ссылаться на опережающий рост и других затрат: зарплаты персонала, коммунальных расходов и пр.

Документы, которые пригодятся в подобной ситуации: статистические справочники, сведения с бирж, счета контрагентов, прайс-листы поставщиков и т. д.

Кроме того, в качестве аргументов можно использовать такие события, как единовременная оплата значительных косвенных расходов, освоение новой деятельности и почти неизбежные убытки, временное прекращение отгрузки товара.

Возможные причины несоответствий по показателю (2):

Большой объём операций, по-разному отражаемых в бухгалтерском и налоговом учете (политика списания ТМЦ, основных средств и т.д.).

Судебно - арбитражная практика

Решения в пользу налогоплательщика

1.Налоговые органы увеличение управленческих расходов ООО "УдмуртЭнергоНефть" признали необоснованными. Причина данные затраты не привели к росту прибыли.

Организацией создана новая система управления. Такие затраты не приведут к быстрому увеличению доходов поскольку направлены на перспективу. Оправданными считаются расходы, направленные на получение дохода.

(Постановление ФАС Уральского округа от 05.04.2007 № Ф09 -2229/07-С3)

2.Налоговые органы при проверке "Молвино агро" признали расходы по капитальному ремонту основных средств, не прошедших государственную регистрацию, необоснованными.

Решение суда: в требовании налогового органа отказать.

Расходы на ремонт основных средств учитываются в целях налогообложения независимо от государственной регистрации права на основные средства.

(Постановление ФАС ПО от 26.01.2010 по делу N А72-8244/2009)

Решение не в пользу налогоплательщика

1. Налоговые органы при проверке ОАО "МПЗ" не признали расходы на консультационные и управленческие расходы обоснованными.

Решение суда: требования налогового органа удовлетворить.

Контрагенты, оказавшие данные услуги исчезли, и проверить достоверность документов невозможно.

Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)

Дополнительная формулировка: «Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности».

Фактически данный критерий имеет в виду проверку двух показателей:

1) Налоговые расходы не должны расти быстрее налоговых доходов («Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)»).

Темп роста рассчитывается как отношение текущего показателя к базовому (например, показателя за прошлый год и за текущий год). Налоговые доходы и расходы определяются из декларации по прибыли по строкам 010, 020, 030, 040 Листа 02.

Следует проанализировать структуру доходов и расходов и выяснить причины расхождений. Возможные причины: цены на выпускаемую продукцию увеличиваются не так существенно, как на необходимое сырье и комплектующие. Можно сослаться на рост и других затрат: зарплаты персонала, коммунальных расходов и пр. Документы, которые пригодятся в подобной ситуации: статистические справочники, сведения с бирж, счета контрагентов, прайс-листы поставщиков и т. д. Кроме того, в качестве аргументов можно использовать такие события, как единовременная оплата значительных косвенных расходов, временное прекращение отгрузки товара.

2) Пропорция между расходами и доходами, отраженными в налоговой и финансовой отчетности должна сохраняться («Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности»): Бухгалтерские доходы и расходы определяются из формы 2 суммированием строк (010, 060, 080, 090) и (020, 030, 040, 070, 100) графы 3. Затем сопоставляются полученные итоги. Данные несоответствия могут быть вызваны операциями, по-разному отражаемыми в бухгалтерском и налоговом учете (оценка ТМЦ, амортизация основных средств и т. д.). Правила прописываются в «Приказе об учетной политике предприятия», принимая во внимание потребности организации. С одной стороны ей может быть выгодно показать более доходную финансовую отчетность для инвесторов или банка, с другой - на определенном этапе законно уменьшить налог на прибыль.

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации предлагается получать из органов статистики (в частности, с официальных интернет-сайтов, из статистических сборников и по запросам), а также из органов МНС РФ.

Среднюю заработную плату налоговые органы обычно рассчитывают на основании данных налоговой декларации или расчета авансовых платежей по страховым взносам в ПФ, т. к. она сдается всеми организациями (и на УСН, и на ЕНВД), причем эти отчеты сдаются ежеквартально. Из этого отчета берется налоговая база. А среднесписочная численность определяется из формы 4-ФСС, поскольку в отчетах в ПФ содержится просто количество работающих человек.

В том случае, если этот критерий заинтересовал налоговые органы, нужно привести максимальное количество фактов и документов, показывающих оправданность невысоких доходов персонала. Возможные причины низкой заработной платы:

неполный рабочий день сотрудников (это должно быть видно из табелей учета рабочего времени);

недолгий опыт работы в компании;

низкая квалификация персонала (об этом, в частности, свидетельствует трудовой стаж).