Ссср и третий мир. Холодная война:сша и ссср
СССР и страны «третьего мира»
Советская внешнеполитическая доктрина 1953--1964 гг. предусматривала активный поиск взаимопонимания, налаживание добрососедских отношений со всеми государствами. Видное место в этом процессе принадлежало развивающимся странами, государствам «третьего мира». К ним относились страны, освободившиеся от колониальной и других форм зависимости и ставшие на путь независимости. Как правило, власть в этих странах принадлежала национальной буржуазии. Однако лидеры некоторых из них заявляли, что поддерживают социалистический выбор своих стран. В основе сотрудничества развивающихся стран с Советским Союзом лежало стремление получить поддержку на международной арене, экономическую и военную помощь.
К середине 1950-х гг. определились основные направления внешней политики развивающихся стран. Лидеры большинства из них стали следовать курсу неприсоединения к существующим в мире военно-политическим группировкам, открыто осуждать «холодную войну», выступать за ослабление международной напряженности, в поддержку национально-освободительной борьбы.
Широкую поддержку среди стран «третьего мира» нашли пять принципов мирного сосуществования («панча шила»), впервые сформулированные в соглашении о торговле между Индией и КНР, заключенном в апреле 1954 г. К ним относятся: 1) взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета; 2) взаимное ненападение; 3) невмешательство во внутренние дела друг друга; 4) равенство и взаимные выгоды; 5) мирное сосуществование. Принципы были поддержаны первой конференцией стран Азии и Африки, которая состоялась в индонезийском городе Бандунге в апреле 1955 г.
С крупнейшей страной «третьего мира», которой являлась Индия, у Советского Союза с середины 1950-х гг. начали складываться дружественные отношения. Важным фактором такого сближения стал отказ Индии в сентябре 1954 г. войти в состав блока СЕАТО. Существенной вехой в становлении советско-индийских связей явилось подписание 2 февраля 1955 г. соглашения о строительстве с помощью СССР крупного металлургического комбината производительностью 1 млн т. стали в год в индийском городе Бхилаи. В июне этого же года премьер-министр Индии Дж. Неру с государственным визитом посетил Москву. Была достигнута договоренность об укреплении двусторонних связей в экономике, культуре, науке. Новым шагом в развитии связей со странами Азии явилась поездка советских руководителей -- лидера партии Н. Хрущева и главы правительства Н. Булганина в конце 1955 г. в Индию, Бирму и Афганистан. Визит в Москву в 1956 г. президента Индонезии А. Сухарно закрепил положительную динамику в отношениях СССР с этой страной. В том же году были установлены дипломатические отношения и подписаны соглашения об экономическом сотрудничестве СССР с Камбоджой и Цейлоном.
Активная внешняя политика Советского Союза в «третьем мире» имела впечатляющие результаты. Значительное число стран, в том числе таких крупных как, Индия, Индонезия, Бирма, Гана, Ирак, заняли общую с ним позицию по ряду важных международных проблем. С помощью Советского Союза в развивающихся странах строились предприятия, имеших ключевое значение для их дальнейшего индустриального развития: энергетические объекты, ирригационные системы, предприятия машиностроения и т. д. Н. Хрущев ввел в практику оказание значительной военной помощи развивающимся странам. В годы его пребывания у власти и в последующий период экспорт военных материалов из СССР резко возрос. К 1968 году советский экспорт военной техники составил уже около 30 % мирового экспорта оружия. Провозглашение развивающимися станами определенных идеологических принципов автоматически приводило к щедрым экономическим и финансовым вливаниям, поставкам вооружений со стороны СССР. оттепель международные отношения сотрудничество
В середине 1950-х годов Советский союз оказался вовлеченным в острейший кризис на Ближнем Востоке. В 1952 г. в результате национально освободительной революции к власти в Египте пришло правительство Г. А. Насера. Оно стремилось проводить самостоятельный внешнеполитический курс. Это привело страну к конфронтации с Западом, в первую очередь с Англией и Францией, которым принадлежал проходящий через египетскую территорию Суэцкий канал. Руководство Египта обратилось к Советскому Союзу с просьбой о поставках оружия. СССР сразу же откликнулся на это обращение. В июле 1956 г., после того как США отказались финансировать строительство Асуанской плотины, центрального объекта программы экономического развития страны, Египет национализировал Компанию Суэцкого канала. Этот шаг вызвал острую ответную реакцию со стороны западных стран. В ночь на 30 октября 1956 г. 100-тысячная израильская армия вторглась в пределы Египта. Днем английская и французская авиация подвергла бомбовому удару египетские города. 5 ноября войска Англии и Франции высадились в египетском порту Порт-Саид и начали оккупацию зоны Суэцкого канала.
Стремясь положить конец начавшейся войне, Советский Союз оказал сильнейшее давление на агрессоров. 5 ноября Советское правительство направило послание главам правительств Англии, Франции и Израиля с решительным требованием прекратить интервенцию. В послании значилось, что СССР готов «применением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Востоке». Вооруженную акцию своих союзников осудили и США. Президент Д. Эйзенхауэр принял меры экономического и дипломатического характера с тем, чтобы заставить Англию, Францию и Израиль прекратить интервенцию. Под нажимом СССР и США военные действия в зоне Суэцкого канала были прекращены, а в конце 1956 г. -- начале 1957 гг. иностранные войска были выведены с территории Египта.
Позиция, занятая СССР во время Суэцкого кризиса, повысила его авторитет в арабском мире. В октябре 1958 г. Советский Союз заключил с Египтом соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве. 23 октября этого же года СССР взял на себя обязательство участвовать в строительстве Асуанской плотины. Египту предоставлялись кредиты для оплаты поставок машин и оборудования. Советские финансовые вливания в египетскую экономику достигали колоссальных размеров. Они составляли половину всех затрат правительства Г. Насера на социально-экономическое развитие.
Тесные связи с Советским Союзом тем не менее не помешали руководителям Египта, а затем и Сирии объявить вне закона свои коммунистические партии.
Все больше внимание советская внешняя политика уделяла Африканскому континенту. 1960 г. вошел в историю как «год Африки». 17 государств континента получили независимость. Советский Союз наладил тесные связи с Гвинеей, Ганой, Мали, поддержал борьбу алжирского народа за независимость в 1954--1962 гг., а затем стал одним из наиболее близких союзников Алжирской Народной Республики. Неудачей закончилась попытка Советского Союза установить свое влияние в тропической Африке путем налаживания тесных связей с премьер-министром, провозгласившим в 1960 г. независимость Конго (современный Заир) П. Лумумбой. Лумумба был свергнут и убит.
Появление большого количества молодых независимых государств поставило вопрос о распространении влияния Советского Союза на эти страны, которые еще в недавнем прошлом были колониями Англии и Франции. С этой целью в 1960 г. в Москве был открыт Университет Дружбы народов им. П. Лумумбы, предназначенный для подготовки просоветски настроенных кадров для государств «третьего мира».
Все больше значение для развивающихся стран приобретала оказываемая Советским Союзом экономическая, финансовая и техническая помощь. При содействии СССР строилось и проектировалось около 500 промышленных предприятий и других объектов. Около 100 из них было введено в эксплуатацию до 1962 г. В целях экономического развития СССР предоставил развивающимся государствам кредиты, которые к 1963 г. составили около 3 млрд руб.
С начала 60-х годов «третий мир» превратился в арену конфронтации между Востоком и Западом. И СССР, и США стремились превратить его в свой политический и военно-стратегический плацдарм в борьбе друг против друга. Между Западом и Востоком развернулась острейшая политическая, идеологическая, психологическая и экономическая «холодная война» за влияние в «третьем мире». Соперничество сверхдержав явилось одной из причин многочисленных региональных конфликтов среди развивающихся стран, осложняло поиски их урегулирования.
Европы
Отношения со странами Центральной и Восточной
3.1. Ослабление позиций СССР в странах Восточной Европы . Несмотря на заявления о деидеологизации международных отношений, СССР продолжал следовать принципам социалистического интернационализма. С 1986-1989 гᴦ. объем безвозмездной помощи зарубежным странам составлял почти 56 млрд. инвалютных рублей (свыше 1% валового национального продукта). 47% этой помощи приходилось на долю Кубы. Советское руководство с целью сохранения содружества продолжало сотрудничество даже руководителями ГДР и Румынии, неодобрительно относившимися к перестройке в СССР.
В конце 80-х гᴦ. ситуация изменилась. В 1989 ᴦ. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. В результате резко сократились возможности советского давления на реформаторское движение и вообще на политическую ситуацию в восточноевропейских странах. Прекратилась активная политика СССР в отношении этих стран и, наоборот, усилилась и расширилась американская поддержка реформистских сил в Восточной Европе.
3.2. Распад социалистического лагеря. В конечном итоге советский внешний фактор сыграл решающую роль в развитии антикоммунистических революций в данном регионе, направленных против существовавших политических режимов. В 1989-1990 гᴦ. произошли бархатные революции в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 ᴦ. вооруженным путем был свергнут режим Чаушеску в Румынии.
В 1990 ᴦ. произошло объединение Германии в форме включения ГДР в состав ФРГ. Радикальные изменения в странах Восточной Европы стали одним из факторов окончания холодной войны. Разрыв традиционных экономических и политических связей Советского Союза со своими бывшими союзниками больно ударил по национальным интересам СССР в этом регионУ Вуход СССР из Европы завершил весной 1991 ᴦ. официальный роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.
4.1. Разблокирование региональных конфликтов. Советская дипломатия активно включилась в процессы урегулирования межрегиональных конфликтов. Руководители СССР сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 ᴦ. в Мадриде было заключено международное соглашение по нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.
СССР отказался от поддержки диктаторских режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 ᴦ. Москва впервые выступила с позиции поддержки Запада в обуздании агрессии Ирака против Кувейта.
Новой чертой советской внешней политики периода Горбачева стал отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Подобный шаг имел противоречивые последствия. С одной стороны, он способстовал началу поисков национального согласия с участием советской и американской дипломатии и ослаблению в этих странах военного противостояния. С другой стороны, ликвидация советского военного присутствия в этих странах и сокращение размеров предоставляемой им помощи заметно ослабили геополитический позиции СССР в регионах мира. В то время, как США, преследуя собственные интересы и используя экономические преимущества, продолжали активное проникновение вместе с союзниками на освобождавшееся геополитическое пространство в странах третьего мира.
4.2. Конец войны в Афганистане. Попытки реального улучшения отношений СССР с западными странами постоянно наталкивались на обвинения СССР в ведении агрессивной войны против афганского народа. В 1987 ᴦ. в ходе переговоров М.С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск.
15 февраля 1989 ᴦ. вывод войск завершился. В декабре 1989 ᴦ. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск. В этой войне, только по официальным данным, было более 13 тыс. убитых и 37 тыс. раненых.
4.3. Вывод советских войск из Афганистана сделал возможным возобновление диалога между СССР и Китаем , для которого прекращение советского вмешательства было одним из трех условий нормализации отношений со своим соседом. Два других условия касались сокращения численности советских войск на границе между СССР и КНР и ухода поддерживаемых Советским Союзом вьетнамцев из Камбоджи. Советско-китайское сближение было подкреплено визитом М.С. Горбачева в Пекин в мае 1989 ᴦ.
Отношения с государствами «третьего мира». 28-04-2010, 03:38 |
Во второй половине 1960х - первой половине 1980х гг. продолжалось противоборство за доминирование в мире двух общественнополитических систем - капитализма и социализма. Основным объектом борьбы были развивающиеся страны, или страны «третьего мира», превратившиеся в арену острой конфронтации между Востоком и Западом, глобальногосоперничества двух сверхдержав - США и СССР. Приоритетной задачей внешней политики СССР в «третьем мире» оставалась поддержка дружественных режимов и движений, особенно тех, что заявили о выборе социалистического пути развития. Вместе с этим следует отметить известную переоценку советским руководством отношений с развивающимися странами. Определяющим критерием при принятии решения о предоставлении помощи(военной, экономической, технической) стал теперь не абстрактный «вклад в борьбу с мировым империализмом», а практическая выгода, которую СССР мог получить для обеспечения своих собственных интересов (имелись в виду прежде всего геополитические выгоды для осуществления имперских глобалистских планов, распространения влияния СССР и социализма на новые регионы). Новым элементом политики в «третьеммире» стали попытки «ухаживать» за некоторыми откровенно прозападными государствами (Иран, Турция, Пакистан) с тем, чтобы максимально распространить сферу своего влияния.
Наряду с геополитическими присутствовали и политикоидеологические мотивы в отношениях СССР со странами «третьего мира». В 1970е гг. советские ученые разработали концепцию социалистической ориентации. Она основывалась на тезисе В.И.Ленина о возможности для ряда отсталых стран миновать или сократить стадию капиталистического развития. Считалось, что реализация возможности социалистической ориентации зависит от того, какие политические силы находятся у власти: если это революционнодемократические силы, то путь некапиталистического развития возможен. Поддержку со стороны СССР получали те молодые освободившиеся государства, которыезаявляли, что избрали социалистический путь развития: Сомали, Эфиопия, Ангола, Мозамбик, Лаос и другие. Одна
Ко социализм в этих странах не строился, там существовали обыкновенные диктаторские режимы, нередко воевавшие друг с другом. Советскому руководству приходилось выбирать, чью сторону поддерживать. В Анголе и Эфиопии шли длительные гражданские войны. СССР оказывал поддержку просоветскиориентированным силам этих стран, поставляя им большое количество оружия, направляя военных специалистов.
Со второй половины 1960х гг. зоны геополитических интересов СССР расширились, распространившись не только на традиционные для России регионы Европы и Азии, но и на ряд стран Африки, Латинской Америки. Запад воспринимал это как угрозу коммунизма, советский экспансионизм в действии. Ареной противоборства СССР и СШАстановились государства Латинской Америки. Стремление СССР расширить с ними связи (в 1981 г. СССР поддерживал дипломатические отношения с 18 странами Латинской Америки), оказание поддержки прокоммунистическим силам в Никарагуа, Чили, Сальвадоре и других странах встречали активное противодействие США. США и СССР, стоявшие за ними военнополитические блоки НАТО и ОВД избегали прямой военнойконфронтации, однако соперничество за влияние в развивающихся странах было весьма острым, являясь одной из причин многочисленных региональных конфликтов в «третьем мире», сложного, затяжного характера их урегулирования.
Более 10 лет (19641975 гг.) СССР оказывал помощь Северному Вьетнаму, который вел борьбу против американской агрессии. Разносторонняя советская помощь, поддержка других социалистических странпомогла вьетнамскому народу одержать победу. В 1975 г. завершилось воссоединение Северного и Южного Вьетнама. Эта победа явилась высшей точкой в расширении сферы влияния социализма в этом регионе. Советское руководство поддерживало повстанческие движения в ряде стран ЮгоВосточной Азии, прежде всего в Таиланде, оказывало помощь Кампучии, свергнувшей режим Пол...
Локальные войны . СССР противостоял экспансионистской политике США, расширяя собственную экспансию в страны «третьего мира». В 1960-х – нач. 1980-х гг. СССР участвовал в вооружённых конфликтах и войнах в более чем 10 странах «третьего мира». СССР оказывал просоветским режимам этих стран «интернациональную помощь» в форме:
Отправки советских военных специалистов и контингентов;
Обучения в СССР военных специалистов из этих стран;
Поставок вооружений и военной техники на огромные суммы.
Наиболее крупные локальные войны и вооружённые конфликты имели место в Лаосе (1960–1970 г.), Египте (1962–1974 гг.), Вьетнаме (1965–1974 гг.), Сирии (1967–1973 гг.), Камбодже (1970 г.), Бангладеш (1972–1973 гг.), Анголе (1975–1979 гг.), Мозамбике (1967–1969 гг.), Эфиопии (1977–1979 гг.), Афганистане (апрель 1978–1991 гг.). По западным данным, СССР предоставил развивающимся странам вооружения и военной техники на сумму: в 1966–1975 гг. – 9,2 млрд., в 1978–1982 гг. – 35,4 млрд. долларов. Росло количество стран – объектов этой помощи. В 1966–1975 гг. её получали 29 стран, в 1980–1984 гг. – 36. Поставки вооружений производились в политических целях, с экономической точки зрения они были убыточны для СССР. К нач. 1980-х гг. СССР занял 1-е место в мире по экспорту вооружений, опередив США.
Ближневосточный конфликт. В 1967 г. в результате «шестидневной войны» Израиль нанёс поражение армиям Египта, Сирии и Иордании, оснащённым советским оружием. СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем. В 1969 г. в Египет было направлено 15 тыс. советских военнослужащих («военных специалистов»). Крупную помощь оказал СССР арабским странам во время войны с Израилем в 1973 г. (войны «Судного дня»), когда Египет и Сирия пытались вернуть утраченные территории, но вновь потерпели поражение. С 1974 г. отношения СССР и Египта ухудшились. В 1976 г. египетский президент А. Садат разорвал договор с СССР и подписал в 1979 г. Кэмп-Дэвидский мирный договор с Израилем (при посредничестве США). Советско-египетские отношения возобновились после убийства А. Садата в 1981 г. и избрания президентом Египта X. Мубáрака . Советские специалисты вернулись в Египет. Опорой СССР на Ближнем Востоке являлась Организация Освобождения Палестины (ООП, глава – Ясир Арафат ).
СССР и Латинская Америка. В нач. 1970-х гг. СССР поддерживал президента Чили С. Альенде , рассчитывая на то, что Чили пойдёт по пути социализма. Однако неудачная экономическая политика Альенде привела в 1973 г. к военному перевороту, гибели президента Альенде и установлению в Чили диктатуры генерала А. Пиночета .
В 1979 г. у Советского Союза появился новый союзник в Латинской Америке – Никарагуа , где после свержения диктатора А. Сомосы к власти пришёл Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО), выбравший социалистический путь развития. СССР оказал Никарагуа военную и экономическую помощь. На практике сандинистский режим вскоре выродился в диктатуру.
СССР и Африка. В сер. 1970-х годов рухнула последняя колониальная империя: португальские колонии – Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау обрели независимость. В 1979 г. в Эфиопии при советской поддержке была свергнута монархия и установлен режим генерала Менгисту Хайле Мариама . СССР поддерживал Судан, Сомали, Конго, Анголу, Мозамбик, Гвинею-Бисау, объявивших о выборе социалистического пути развития. Помощь СССР государствам Африки выросла с 241 млн. долларов в 1965 г. до 3,5 млрд. долларов в 1974 г. (Особенно Анголе, Мозамбику и Эфиопии).
Стремление СССР увеличить число союзников привело к неразборчивости в выборе политических партнёров, к дружбе с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Такую же политику проводили и США, поддерживая различных диктаторов (исходя из принципа «Он мерзавец, но он наш мерзавец»). К началу 1980-х годов Советский Союз за счёт военной и экономической помощи расширил сферу своего влияния. В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфиопии и др. государствах утвердились просоветские режимы.
Афганская война 1979–1989 гг. В Афганистане в апреле 1978 г. в результате переворота к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) во главе с Н. Тараки́ . Она получила советскую военную, экономическую и политическую поддержку. Осенью 1979 г. в Афганистане произошёл новый переворот. Проамериканский политик Х. Ами́н убил Н. Тараки. При поддержке ЦРУ США активизировались исламские фундаменталисты, на территории Пакистана были созданы центры по их боевой подготовке.
В декабре 1979 г. советское руководство (инициаторы – Ю. В. Андропов , А. А. Громыко и Д. Ф. Устинов с одобрения Л. И. Брежнева ) приняло решение ввести в Афганистан «ограниченный контингент советских войск» (около 200 тыс. человек). Советские десантники взяли штурмом президентский дворец, X. Амин был убит. К власти пришло просоветское правительство во главе с Б. Кармáлем . Фактически произошла оккупация Афганистана. На Генеральной Ассамблее ООН действия СССР в Афганистане осудили 104 государства. СССР был втянут в кровопролитную войну, в которой погибло по официальным данным 15.051 советский военнослужащий и более 1 млн. афганцев. 35 тыс. советских военнослужащих было ранено, около 300 пропали без вести. Местное население поддерживало моджахедов (афганских партизан, борцов за веру. В СССР их называли душманами , т.е. бандитами). Война в Афганистане нанесла удар по разрядке напряжённости, привела к росту антисоветских и антироссийских настроений в исламском мире. Из-за советской интервенции в Афганистане США и ряд других стран бойкотировали Московские Олимпийские игры 1980 г. В ответ СССР и большинство стран социалистического лагеря (кроме КНР, Югославии и Румынии) бойкотировали Олимпийские игры 1984 г. в Лос-Анджелесе (США).
Новый виток гонки вооружений. Военное вмешательство СССР в дела Афганистана осудило подавляющее большинство членов ООН. Резко обострились отношения с США. Президент США Д. Картер заявил о возможности «ограниченной ядерной войны», предусматривавшей нанесение первого удара по противнику.
В ночь на 1 сентября 1983 г. над секретными военными объектами Камчатки и Сахалина пролетел южнокорейский пассажирский самолёт Боинг-747. Он был сбит ракетами истребителя Су-15 (лётчик Г. Осипович ). Боинг-747 упал в море у берегов Японии, погибли 269 пассажиров и все члены экипажа. (Тела погибших не были обнаружены). Отношения между Западом и СССР вновь резко обострились. Президент США Р. Рейган назвал СССР «империей зла» и принял решение форсировать создание стратегической оборонной инициативы (СОИ), т. е. развернуть «космический щит» над США (программа «звёздных войн»).
Таким образом , в нач. 1980-х гг. усилилось противостояние СССР и Запада, более очевидным стал кризис социалистической системы.
69. Культурная жизнь СССР в 1960–1980-е гг.:
Достижения и противоречия.
Особенности развития культуры. Развитие культуры 1960–1980-х гг. носило противоречивый характер. «Оттепель» в духовной жизни сменили «заморозки». Руководство культурой имело внешне демократические формы: регулярно проводились съезды союзов творческой интеллигенции, учителей, научные конференции и т.п., однако эти мероприятия зачастую имели парадный характер, их решения были заранее подготовлены и согласованы с партийными органами.
Усилились цензура, идеологическое давление на культуру и контроль над деятельностью интеллигенции. Запрещались фильмы признанных в мире режиссёров, театральные спектакли.
Затихла критика культа личности Сталина. Из мемуаров полководцев, в частности Г. К. Жукова, цензура вычёркнула критические отзывы о Сталине. В художественных фильмах появился положительный образ Сталина-полководца – победителя фашизма (фильм-эпопея «Освобождение» и др.). Партийное руководство одобряло работы на «производственную» тему, в которых рабочий-новатор борется за технический прогресс и побеждает с помощью партии.
Широкое распространение получили средства массовой информации: радио и телевидение (цветное с кон. 1960-х гг.), аудио- и видеокассеты. Это значительно расширило возможности доступа народа к достижениям западной массовой культуры. Расходы на культуру в 1970–1985 гг. возросли более чем в 2 раза, однако действовал принцип остаточного финансирования культуры. В результате объекты социально-культурной сферы превращалось в «долгострой», не реставрировались памятники архитектуры, приходили в упадок библиотеки и музеи.
Литература .Писатели-«деревенщики» – представители «деревенской» прозы – Фёдор Абрамов (1920-1983, трилогия «Пря́слины»), Василий Белов (1932–2012, «Всё впереди», «Кануны»), Виктор Астафьев (1924–2001, «Зáтеси», «Царь-рыба»), Борис Можаев (1923–1996, «Мужики и бабы»), Валентин Распутин (род. 1937, «Прощание с Матёрой») показали трагедию крестьянства, неистребимость народных традиций, культуры, нравственности.
Теме Великой Отечественной войны посвятили свои произведения Юрий Бондарев (род. 1924, роман «Горячий снег»), Василь Быков (1924–2003, повесть «Обелиск»), Борис Васильев (1924–2013, повести «А зори здесь тихие...», «В списках не значился») и др. Заметным явлением стало творчество Юрия Трифонова (1925–1981, «Дом на набережной»), Андрея Битова (род. 1937, «Пушкинский дом»), Чингиза Айтматова (1928–2008, «Буранный полустанок»). В 1965 г. Михаил Шолохов удостоен Нобелевской премии.
Театр и кинематограф. В кинематографе работали выдающиеся режиссёры Сергей Бондарчук (1920–1994, создатель фильмов «Война и мир» – премия «Оскар» 1967 г., «Они сражались за Родину»), С. И. Ростоцкий (1922–2001, «Доживём до понедельника», «А зори здесь тихие...»), Т. Н. Лиóзнова (1924–2011, «Семнадцать мгновений весны»), А. А. Тарковский (1932–1986, «Андрей Рублёв», «Солярис», «Сталкер», «Ностальгия», «Зеркало»), Э. А. Рязанов («Берегись автомобиля», «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Жестокий романс»), М. Л. Захаров («Обыкновенное чудо»), Г. Н. Данелия («Мимино», «Осенний марафон»), Л. И. Гайдай (1923–1993, «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»).
Завоевали народное признание артисты театра и кино А. Абдулов (1953–2008), О. Басилашвили, А. Баталов, Ю. Богатырёв (1947–1989), С. Бондарчук (1920–1994), О. Борисов (1929–1984), М. Боярский, Л. Броневой, Г. Бурков (1933–1990), Р. Быков (1929–1998), Г. Вицин (1917–2001), Н. Гýндарева (1948–2005), О. Даль (1941–1981), А. Джигарханян, Е. Евстигнеев (1926–1992), Н. Ерёменко (1949–2001), О. Ефремов (1927–2000), Г. Жжёнов (1915–2005), А. Кайдановский (1946–1995), Н. Караченцов, М. Кóнонов (1940–2007), С. Крамаров (1934–1995), Л. Куравлёв, К. Лавров (1925–2007), В. Лановой, Е. Леонов (1926–1994), В. Ливанов, А. Миронов (1941–1987), Н. Михалков, Н. Мордюкова (1925–2008), Ю. Никулин (1921–1997), А. Папанов (1922–1987), Т. Пéльтцер (1994–1992), Л. Полищук (1949–2006), М. Пуговкин (1923–2008), А. Райкин (1911–1987), И. Смоктуновский (1925–1994), В. Соломин (1941–2002), О. Табаков, М. Терехова, В. Тихонов (1928–2009), М. Ульянов (1927–2007), Л. Филатов (1946–2003), А. Фрейндлих, И. Чурикова, В. Шукшин (1929–1974), С. Юрский, Ю. Яковлев, О. Янковский (1944–2009) и др.
Выдающиеся мастера балета: М. Плисецкая, М. Лиепа, В. Васильев, Е. Максимова (1939–2009), М. Барышников, Р. Нуриев (1938–1993).
Оперные певцы: И. Архипова (1925–2010), Г. Вишневская (1926–2012), Е. Образцова, Б. Штоколов (1930–2005).
Популярные исполнители песен: Л. Зыкина (1929–2009), М. Магомаев (1942–2008), В. Толкунова (1946–2010), А. Пугачёва, И. Кобзон, С. Ротару, В. Леонтьев и др.
Живопись и скульптура. Выдающиеся художники: И. Глазунов, А. Шилов, скульпторы: Е. Вучетич (1908–1974, «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде), М. Аникушин (1917–1997, памятник А. Пушкину), Л. Кербель (1917–2003), Н. Томский (1900–1984) и др.
«Альтернативная культура». Представители: писатели В. Аксёнов (1932–2009), А. Солженицын (1918–2008), Ф. Искандер, В. Войнович, поэты И. Бродский (1940–1996), А. Галич (1918–1977), В. Высоцкий (1938–1980), художник М. Шемякин , скульптор Э. Неизвестный , композитор А. Шнитке (1934–1998), кинорежиссёры А. Тарковский (1932–1986), К. Муратова, А. Герман, Т. Абуладзе, О. Иоселиани, С. Параджанов (1924–1990) и др.
Образование . В 1960–1970-е гг. был взят курс на повышение образовательного уровня населения, осуществлён переход к всеобщему полному среднему образованию. Были пересмотрены школьные программы, внедрялись новейшие методы обучения. Учителя-новаторы В. Шаталов, Ш. Амонашвили и др. пытались преодолеть формализм в учёбе. Однако закостеневшая система образования не была рассчитана на новые методы обучения. Реформа в 1987 г. была свёрнута.
Росло число вузов. В 1985 г. в СССР насчитывалось 69 университетов, в том числе Ивановский государственный университет (с 1973 г.).
Наука . Сеть научных учреждений значительно расширилась. Была поставлена задача интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Многие научные разработки были связаны с обороной. Под руководством президента Академии наук А. Александрова (1903–1994) созданы научно-производственные объединения (НПО) для выпуска новейших образцов военной техники – Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО), НПО «Энергия» и др. К 1985 г. существовали 250 НПО. Построены новые АЭС (Ленинградская, Курская, Чернобыльская на Украине, Билибинская на Чукотке, Кольская под Мурманском и др.), крупнейший в мире атомный ледокол «Арктика». Развивались квантовая электроника, лазерная техника, генетика. Лауреатами Нобелевской премии стали экономист Л. Канторович (1912–1986) в 1975 г. и физик П. Капи́ца (1894–1984) в 1978 г. В 1963 г. совершила полёт первая женщина-космонавт В. Терешкóва (р. 1937). В 1965 г. А. Леонов (р. 1934) совершил первый выход в открытый космос. Всего за период 1967–1981 гг. на орбиту были выведены 40 кораблей «Союз», из них 38 – с экипажами.
С другой стороны, советская наука неуклонно теряла позиции. Технологическое отставание не позволило СССР быстро наладить выпуск нового поколения ЭВМ – персональных компьютеров. Высадка в 1969 г. на Луну американских астронавтов во главе с Н. Армстронгом (1930–2012) положила конец советской программе освоения Луны. Затягивался запуск космического корабля «Буран».
Таким образом , несмотря на противоречия и трудности «брежневского» периода, советская культура обогатила мировую культуру.
Вторая половина 50-х и начало 60-х гг. в условиях изменения соотношения сил на мировой арене стали периодом, когда происходит дальнейшая глобализация интересов СССР. Наша страна активно поддерживает национально-освободительные движения во всем мире, стремясь оторвать развивающиеся страны от капиталистического лагеря. Уже в конце 1955 г, высшие советские руководители Н. С. Хрущев и Н. А. Булганин совершили длительные государственные визиты в Индию, Бирму и Афганистан. Впоследствии визиты лидеров советской державы в освободившиеся от колониальной зависимости страны были весьма частыми и интенсивными. Всего за период с 1957 по 1964 г. состоялись переговоры с главами более чем 30 развивающихся стран Азии и Африки. Именно в это время в советском политическом словаре появилось словосочетание "развивающиеся страны социалистической ориентации". За этот же период было подписано свыше 20 соглашений о сотрудничестве.
Стремясь направить развитие этих стран если не по социалистическому, то хотя бы по некапиталистическому пути, Советский Союз предоставлял им многочисленные льготные кредиты и безвозмездную помощь, а также поставлял новейшие образцы вооружений и военной техники. Только за счет советских кредитов Объединенная Арабская Республика покрывала до 50% ассигнований на экономическое развитие (на Ниле), Индия - 15%. Однако наиболее радикальный социалистический эксперимент в Индонезии завершился неудачей, когда в результате военного переворота в 1965 г. правительство А. Сукарно было свергнуто.
Военная и дипломатическая помощь СССР была определяющим фактором в достижении мирных соглашений по Вьетнаму в 1954 г., результатом этих соглашений было появление на карте Азии социалистической Демократической Республики Вьетнам.
Не менее сложные процессы происходили на Ближнем Востоке. Здесь после провозглашения в 1948 г. государства Израиль и выхода большинства арабских стран из колониальной зависимости обстановка резко обострилась. Откровенно проамериканский курс израильского правительства и антизападная политика ряда арабских.государств, где к власти пришли национально ориентированные военные, стали причиной разраставшегося конфликта. СССР оказывал значительную поддержку молодым арабским государствам. В 1956 г. во время агрессии против Египта, предпринятой Англией, Францией и Израилем (причиной явилось решение президента Г. А. Насера о национализации Египтом Суэцкого канала), советское руководство не только полностью, вооружило и обучило египетскую армию, но и в период кризиса официально заявило о готовности направить в район конфликта своих добровольцев, что тут же придало бы конфликту глобальный характер. В связи с тем, что США проявили колебания, не желая усиливать противоборство с СССР, Англия, Франция и Израиль были вынуждены вывести свои войска с египетской территории.
Росту авторитета СССР на Ближнем Востоке способствовала также поддержка, оказанная им войне алжирского народа за независимость. С 1954 по 1962 г. Советский Союз являлся, по сути, единственным действенным союзником алжирцев. После обретения Алжиром независимости (французские войска были выведены, несмотря на то что они одержали победу) СССР стал одним из наиболее близких союзников Алжирской Народной Республики.
1960 г. стал годом обретения независимости 17 африканскими странами (он получил название "год Африки"). Однако СССР оказался практически не готов к активным действиям на Африканском континенте. Здесь его влияние ограничивалось политическими декларациями и официальным признанием новых независимы" государств.
В целом к середине 60-х гг. произошла определенная стабилизация всего послевоенного мира. Противостоящие друг другу системы во главе с СССР и США сумели погасить крупные, чреватые прямой военной конфронтацией конфликты, приобрели опыт взаимоотношений в новых условиях существования военно-политических блоков, накопления запасов ядерного оружия, изменения политической карты мира в связи с рождением из рухнувшей колониальной системы новых суверенных государств.