Образец учетной для казенного учреждения. Типовая учетная политика казенного учреждения (Семенихин В.В.)

Инструкцией № 157н установлено требование формирования субъектами учета учетной политики в целях организации и ведения бюджетного учета. Учетная политика казенного учреждения формируется исходя из особенностей структуры, а также деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.

К полномочиям казенного учреждения относятся (ст. 162 БК РФ):

  • - составление и исполнение бюджетной сметы;
  • - принятие и (или) исполнение в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
  • - обеспечение результативности и целевого использования бюджетных ассигнований;
  • - внесение главному распорядителю (распорядителю) предложений по изменению бюджетной росписи;
  • - ведение бюджетного учета самостоятельно либо передача этого полномочия на основании соглашения иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);
  • - формирование и представление бюджетной отчетности главному распорядителю (распорядителю);
  • - иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В ст. 162 БК РФ говорится о возможности передачи ведения бухгалтерского учета казенного учреждения государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии). Пункт 5 Инструкции № 157н рассматривает возможность передачи ведения бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). Такие понятия, как «другое учреждение», «другая организация», гораздо шире понятия «государственное (муниципальное) учреждение». Учитывая приоритет Бюджетного кодекса РФ перед Инструкцией № 157н, казенные учреждения могут передавать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности только государственному (муниципальному) учреждению.

Таким образом, исходя из положений ст. 162 БК РФ и Инструкции № 157н в учетной политике казенного учреждения должны быть отражены:

  • 1) порядок составления и исполнения бюджетной сметы, в том числе порядок определения и расчета нормативных показателей;
  • 2) способ ведения бухгалтерского учета: структурной единицей учреждения либо централизованной бухгалтерией;
  • 3) меры по обеспечению результативности и целевому использованию бюджетных средств;
  • 4) рабочий план счетов, содержащий счета бухгалтерского учета, применяемые казенным учреждением для ведения синтетического и аналитического учета. Рабочий план счетов разрабатывается на основе Плана счетов бюджетного учета и Инструкции № 162н. Номер счета Рабочего плана счетов содержит:
    • - в 1-17 разрядах - аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
    • - в 18 разряде - код вида финансового обеспечения (деятельности);
    • - в 19-23 разрядах - синтетический код счета Единого плана счетов;
    • - в 24-26 разрядах - коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);
    • - коды вида финансового обеспечения (деятельности) для государственных (муниципальных) учреждений, финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:
      • а) 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);
      • б) 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
      • в) 3 - средства во временном распоряжении;
      • г) 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • д) 5 - субсидии на иные цели;
  • е) 6 - бюджетные инвестиции;
  • ж) 7 - средства по обязательному медицинскому страхованию.

Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств.

В учетной политике учреждения должны найти отражение только те методы оценки имущества и обязательств, в отношении которых законодатель установил возможность выбора.

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. В соответствии с п. 20 Инструкции № 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином России в соответствии с законодательством РФ. В настоящее время действуют Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете.

Формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов.

Порядок организации и обеспечения (осуществления) учреждением внутреннего финансового контроля. Учетная политика казенного учреждения может содержать иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Информация об активах, обязательствах и проводимых операциях отражается в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов. Инструкция № 157н содержит требования к формам таких документов (которые также приведены в Законе о бухгалтерском учете). Первичные учетные документы должны соответствовать унифицированным формам документов, утвержденным правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти. Минюстом России издан приказ № 173н, которым утверждены унифицированные формы первичных учетных документов и методические указания по их применению. Приказ вступил в силу с 1 января 2011 г.

Документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • - наименование документа;
  • - дату составления документа;
  • - наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды;
  • - содержание хозяйственной операции;
  • - измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • - наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • - личные подписи указанных лиц и их расшифровка.

Казенные учреждения могут применять сводные учетные документы, которые составляются на основе первичных учетных документов. Они разработаны для осуществления внутреннего (предварительного, последующего) финансового контроля и (или) в целях упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях. Формы сводных учетных документов утверждает Минфин России. В случае отсутствия утвержденной формы учреждение вправе в рамках формирования своей учетной политики утверждать формы сводных учетных документов, принимая во внимание требования к составу обязательных реквизитов, указанных выше.

Первичные и сводные учетные документы составляются на бумажных или машинных носителях [в виде электронного документа с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП)]. В случаях применения электронных документов казенное учреждение обязано изготавливать за свой счет бумажные копии таких документов по письменному запросу других участников хозяйственных операций, а также по требованию контролирующих органов.

Первичный (сводный) учетный документ может содержать дополнительные реквизиты, не предусмотренные унифицированной формой, если того требуют нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету.

Первичные документы принимаются к учету только при наличии подписи руководителя учреждения или уполномоченного им лица.

Денежные документы принимаются к учету при наличии на них двух подписей: руководителя и главного бухгалтера учреждения или уполномоченных ими лиц.

Подпись главного бухгалтера обязательно должна стоять на следующих документах:

  • - денежные и расчетные документы;
  • - документы, оформляющие финансовые вложения;
  • - договоры займа;
  • - кредитные договоры.

Такие документы без подписи главного бухгалтера к исполнению и бухгалтерскому учету не принимаются, за исключением документов, подписываемых руководителем органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, особенности оформления которых определяются законами и (или) нормативными правовыми актами РФ.

В случае возникновения между руководителем казенного учреждения и главным бухгалтером разногласий по осуществлению отдельных хозяйственных операций указанные документы, не содержащие подписи главного бухгалтера (уполномоченного им лица), принимаются к исполнению и отражению в учете с письменного распоряжения руководителя учреждения (уполномоченного им лица). При этом ответственность за совершение данной операции возлагается на руководителя казенного учреждения (п. 8 Инструкции № 157н).

Первичный учетный документ формируется в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным, то непосредственно по окончании операции. Допускается формирование первичного (сводного) документа один раз в день при реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовых машин. В этом случае первичный (сводный) учетный документ формируется на основании кассовых чеков.

Ответственность за своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки в бухгалтерию, а также достоверность содержащихся в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы.

Не допускается принятие к бухгалтерскому учету денежных и расчетных документов, содержащих исправления. Исправления на иных документах признаются допустимыми только при наличии отметки «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений, проставленной лицом, составившим и подписавшим эти документы.

Регистры бухгалтерского учета служат своеобразным накопителем информации, содержащейся в первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бюджетного учета и в отчетности. При отражении в регистрах учета первичные (сводные) учетные документы систематизируются в хронологическом порядке и группируются по соответствующим счетам бюджетного плана счетов. Регистры подписываются лицом, ответственным за их формирование, которое должно обеспечить правильность отражения хозяйственных операций в указанных регистрах. Допускается применение регистров как в бумажном варианте (книги, журналы, карточки), так и в виде электронного документа с электронной цифровой подписью.

Инструкция № 157н содержит следующий перечень регистров бухгалтерского учета:

  • - журнал операций по счету «Касса»;
  • - журнал операций с безналичными денежными средствами;
  • - журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
  • - журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • - журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
  • - журнал операций расчетов по оплате труда;
  • - журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
  • - журнал по прочим операциям;
  • - журнал по санкционированию;
  • - главная книга.

Формы регистров бухгалтерского учета устанавливаются Минфином России. Приказ № 173н содержит также перечень, формы регистров бухгалтерского учета и методические указания по их формированию. Перечень регистров бухгалтерского учета, утвержденный этим приказом, значительно шире указанного выше. Кроме журналов операций, которые заполняются на основании корреспонденции счетов по соответствующим операциям, к регистрам бюджетного учета относятся инвентаризационные ведомости, ведомости начисления зарплаты, инвентарные карточки учета основных средств, книги учета боя посуды, реестр депонированных сумм, авансовый отчет и пр.

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения данных операций и принятия к учету первичного (сводного) учетного документа (группы однородных документов), но не позднее следующего дня после его получения.

По истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) первичные (сводные) учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, сброшюровываются в хронологическом порядке. На обложке папки указывается: наименование учреждения; название и порядковый номер папки (дела); период (дата), за который сформирован журнал операций, с указанием года и месяца (числа); наименование журнала операций с указанием (при наличии) его номера; количество листов в папке (деле).

При наличии электронного документооборота формируется реестр электронных документов (регистр, содержащий перечень (реестр) электронных документов) к соответствующему журналу операций, подшиваемый в отдельную папку (дело).

Периодичность (операционный день, месяц, квартал) формирования реестра электронных документов соответствует периодичности формирования журнала операций на бумажном носителе и устанавливается правилами документооборота.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из соответствующих журналов операций записываются в Главную книгу.

При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, не переходят в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года (п. 11 Инструкции № 157н).

При комплексной автоматизации бухгалтерского учета формирование регистров осуществляется на бумажном носителе, а при наличии технической возможности - в форме электронного регистра. Формирование машинограмм регистров бухгалтерского учета осуществляется с периодичностью, установленной учетной политикой учреждения, но не реже периодичности, установленной для составления и представления бухгалтерской отчетности. При формировании машинограмм регистров бухгалтерского учета допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа при условии, что реквизиты и показатели машинограммы содержат обязательные реквизиты и показатели соответствующих регистров бухгалтерского учета.

Ответственность за организацию хранения бухгалтерских документов (первичные (сводные) учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность) несет руководитель казенного учреждения.

Бухгалтерские документы хранятся в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Хранение документов в электронном виде на машинных носителях осуществляется с учетом требований законодательства, регулирующего использование ЭЦП в электронных документах. Регистры бухгалтерского учета должны быть защищены от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправления, с указанием даты исправления.

Случаи пропажи, уничтожения или порчи документов подлежат расследованию специальной комиссией, которая назначается руководителем учреждения либо его учредителем. Указанная комиссия принимает также меры по восстановлению документов. Для участия в работе комиссии могут привлекаться представители следственных органов, охраны, государственного пожарного надзора.

По результатам работы данной комиссии составляется акт, который утверждается руководителем учреждения либо его учредителем, подшивается в папку (дело) журнала по прочим операциям и подлежит хранению в общем порядке.

Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета в зависимости от их характера производится путем внесения дополнительной бухгалтерской записи либо бухгалтерской записи, оформленной по способу «Красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записи. Ошибка, обнаруженная до момента представления отчетности и требующая внесения в регистр, отражается последним днем отчетного периода. Ошибка, обнаруженная в регистрах за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность представлена, отражается датой обнаружения ошибки. Допускается исправление ошибки путем зачеркивания неправильных сумм и текста и написания над зачеркнутым исправленных сумм и текста в случае обнаружения ошибки до момента представления бухгалтерской отчетности, не требующей внесения изменений в данные регистров бухгалтерского учета. Одновременно с этим напротив соответствующей строки на полях ставится пометка «Исправлено» за подписью главного бухгалтера.

Исправления оформляются справкой, содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета, его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.

Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения бухгалтерского и налогового учета в учреждении, поэтому ее составление так важно в его финансовохозяйственной деятельности.

Согласно п. 6 Инструкции № 157н учреждение в целях организации бухгалтерского учета формирует свою учетную политику исходя из особенностей структуры, отраслевых и иных особенностей своей деятельности и выполняемых полномочий. При составлении учетной политики учреждению необходимо руководствоваться Законом о бухгалтерском учете, нормативными актами соответствующих органов, регулирующими бухгалтерский учет, а также Инструкцией № 157н.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. В нее могут вноситься поправки в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения в учетную политику должны вводиться с начала финансового года (п. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете).

В частности, в учетной политике должны быть утверждены (п. 6 Инструкции № 157н):

рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;

методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;

формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их составления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией № 157н;

порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;

иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Как правило, учетная политика состоит из следующих разделов.

  • 1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета.
  • 1.1. Организация бухгалтерского учета.
  • 1.2. Ведение бухгалтерского учета.
  • 1.2.1. Нефинансовые активы.
  • 1.2.2. Финансовые активы.
  • 1.2.3. Учет расчетов по принятым обязательствам.
  • 2. Учетная политика для целей налогообложения.

Учетная политика может содержать также приложения:

  • 1) Рабочий план счетов учреждения;
  • 2) График документооборота в учреждении;
  • 3) Регистры налогового учета.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Организация бухгалтерского учета. В этом разделе предусматриваются основные организационные моменты бюджетного учета. В частности, следует указать:

  • - на основании каких нормативных актов ведется учет в учреждении;
  • - перечень видов деятельности, осуществляемых учреждением;
  • - кто осуществляет учет (бухгалтерия учреждения или централизованная бухгалтерия);
  • - формы первичных документов, применяемых для ведения бухгалтерского учета;
  • - регистры бюджетного учета;
  • - способ ведения бухгалтерского учета: автоматизированный или механический (приводится название программного продукта);
  • - перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов;
  • - порядок и сроки проведения инвентаризации имущества, кассы;
  • - перечень подотчетных лиц, предельный размер подотчетных средств, сроки представления авансового отчета;
  • - перечень лиц, имеющих разъездной характер работы, и способ возмещения им транспортных расходов;
  • - состав комиссий: по списанию основных средств, проведению инвентаризации имущества, кассы, установлению сроков полезного использования нефинансовых активов и т. д.;
  • - порядок и срок сдачи бюджетной отчетности.

Ведение бухгалтерского учета. В данном подразделе определяются правила учета нефинансовых активов, особенности применения забалансовых счетов, порядок расчетов с поставщиками и подрядчиками, учет затрат на выполнение работ.

Например, в отношении основных средств следует указать:

При соблюдении каких условий нефинансовые активы признаются основными средствами;

  • - как формируется первоначальная стоимость основных средств в случаях приобретения или изготовления их учреждением самостоятельно, поступления в безвозмездном порядке;
  • - методику определения структуры инвентарных номеров;
  • - порядок определения срока полезного использования основного средства в целях принятия к учету и начисления амортизации (указывается, в каких случаях срок полезного использования может быть пересмотрен, например, в результате проведения работ по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации);
  • - особенности учета основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно;
  • - способ амортизации;
  • - порядок списания основных средств.

В отношении материальных запасов указывается следующая информация:

  • - какие нефинансовые активы к ним относятся;
  • - из каких затрат формируется фактическая стоимость материальных запасов. Напомним, что материальные запасы принимаются к учету по фактической стоимости (и. 100 Инструкции № 157н);
  • - единица бухгалтерского учета материальных запасов (номенклатурный номер, партия, однородная группа и т. д.);
  • - метод списания материальных запасов: по фактической себестоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости.

Необходимо также указать, на каких счетах учитываются вложения в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов.

Кроме того, согласно п. 134 Инструкции № 157н фактические расходы учреждения по изготовлению готовой продукции, выполнению работ, оказанию услуг отражаются на счете 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» и подразделяются на прямые и накладные (косвенные). При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг, относятся к прямым затратам.

Прямые затраты учитываются в себестоимости изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

Накладные расходы относятся на себестоимость готовой продукции, работ и услуг пропорционально одному из следующих показателей:

  • - прямые затраты по оплате труда;
  • - материальные затраты;
  • - иные прямые затраты;
  • - объем выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • - иной показатель, характеризующий результаты деятельности учреждения.

Таким образом, в учетной политике необходимо закрепить выбор одного из перечисленных способов распределения накладных расходов, а также привести перечень затрат: какие из них относятся к прямым, а какие - к накладным.

Для рабочего плана счетов учреждения из Плана счетов к Инструкции № 162н необходимо выбрать те, которые применяются в учете учреждения.

Согласно и. 1 Инструкции № 157н учреждение вправе ввести дополнительные коды синтетических счетов Единого плана счетов, приведенного в данной Инструкции.

Учетная политика для целей налогообложения

Согласно ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Налог на добавленную стоимость (НДС). Согласно и. 12 ст. 167 НК РФ принятая организацией учетная политика для целей обложения НДС утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. Она применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, и является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

В этом подразделе необходимо установить перечень операций, облагаемых, не облагаемых НДС, и указать, что их учет ведется раздельно. Кроме того, необходимо отразить момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (по мере отгрузки или поступления денежных средств).

Налог на прибыль. Налоговым законодательством предусмотрено два метода ведения налогового учета: кассовый метод и метод начисления. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 273 НК РФ применять кассовый метод могут только те налогоплательщики, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 млн руб.

Если учреждение выбрало метод начисления, то в данном подразделе учетной политики ему необходимо на основании норм Налогового кодекса РФ указать следующую информацию:

  • - метод оценки сырья и материалов при их списании в производство [по стоимости единицы запасов, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)] (и. 8 ст. 254);
  • - метод начисления амортизации (линейный или нелинейный) (и. 1 ст. 259);
  • - порядок определения суммы расходов на производство и реализацию (распределение расходов на прямые и косвенные) (ст. 318);
  • - порядок оценки остатков незавершенного производства (ст. 319);
  • - метод оценки покупных товаров (поди. 3 и. 1 ст. 268);
  • - формирование резервов по сомнительным долгам, гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, на оплату отпусков (ст. 266, 267, 324.1);
  • - порядок уплаты налога по обособленным подразделениям (ст. 288).

Кроме того, необходимо разработать аналитические регистры налогового учета и указать их в учетной политике для целей налогообложения. Налоговый кодекс РФ устанавливает обязательные реквизиты налоговых регистров (ст. 313, 314):

  • - наименование регистра;
  • - период (дата) его составления;
  • - измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;
  • - наименования хозяйственных операций;
  • - подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных учетных документов организациями, в том числе казенными учреждениями, регламентирован действующим Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Минфином СССР по согласованию с ЦСУ СССР от 29 июля 1983 г. № 105.

Документооборот в учреждении, под которым понимают движение первичных учетных документов (создание, получение от других организаций, принятие к учету, обработка, передача в архив), регламентируется графиком, примерная форма которого приведена в табл. 3.3.

Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер, а руководитель учреждения утверждает данный документ. До каждого исполнителя доводится выписка из графика с перечислением документов, относя

Таблица 3.3.

щихся к сфере его деятельности, сроки их представления в бухгалтерскую службу.

По истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим Журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за несколько месяцев в одну папку (дело), на обложке которой необходимо указать: наименование учреждения, название и порядковый номер папки (дела); отчетный период - год и месяц; начальный и последний номера Журналов операций; количество листов в папке (деле).

Учетная политика казенного учреждения

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете под учетной политикой понимается совокупность принятых организацией способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности).

Учетная политика включает в себя методологическое, организационное и техническое обеспечение учетного процесса.

Методологический раздел учетной политики регламентирован Инструкцией по бюджетному учету, где определены:

  • o критерии, при соблюдении которых актив признается основным средством, нематериальным активом, непроизведенным активом, материальным запасом;
  • o правила оценки нефинансовых активов;
  • o порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;
  • o порядок формирования стоимости материальных запасов.

Помимо этого учреждения должны руководствоваться правилами формирования учетной политики, закрепленными ст. 6 Закона о бухгалтерском учете. Они приведены в табл. 3.4.

Таблица 3.4. Правила формирования учетной политики

Перечень правил

Законодательная норма (Закон о бухгалтерском учете)

Учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бюджетного учета

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год

Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки учреждением новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий деятельности учреждения

Изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года

Приказ об учетной политике учреждения должен раскрывать способы и средства бюджетного учета, по которым допускается их выбор, либо они вообще не регламентированы нормативными актами. В приказ не следует включать обильные цитаты из законов и инструкций. Ряд разделов учетной политики может быть оформлен отдельными приказами либо дан в виде приложений.

В документе "Учетная политика учреждения" должны быть отражены следующие вопросы регламентации бюджетного учета.

1. Общие вопросы организации учета.

В соответствии со ст. 6 Закона о бухгалтерском учете существует три варианта организации бухгалтерской службы в учреждении:

  • o бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • o введение в штат должности бухгалтера;
  • o передача ведения бюджетного учета централизованной бухгалтерии.

Отражая один из вышеуказанных видов организации бухгалтерской службы в приказе об учетной политике, необходимо сформировать следующие положения, которые могут быть как самостоятельными документами, так и приложением к приказу:

  • o Положение о бухгалтерии (или централизованной бухгалтерии). Для централизованной бухгалтерии крайне необходимо определить порядок взаимоотношений с обслуживаемым учреждением;
  • o должностные инструкции специалистов бухгалтерии.
  • 2. Порядок и сроки проведения инвентаризации нефинансовых активов, обязательств.

Порядок, количество и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Персональный состав инвентаризационных комиссий может утверждаться как в рамках учетной политики, так и отдельными приказами. При этом должна утверждаться комиссия для проведения внезапной ревизии кассы, частота контрольной инвентаризации денежных средств (при наличии бухгалтерской службы как структурного подразделения).

3 . Рабочий план счетов.

Приводится сформированный рабочий план счетов, который не противоречит Плану счетов бюджетного учета.

4. График документооборота.

В виде приложения к приказу об учетной политике необходимо составить и привести график документооборота, содержащий перечень и формы первичных учетных документов, сроки их составления, а также перечень должностных лиц, ответственных за оформление, исполнение, обработку и проверку каждого документа, срок его исполнения и порядок передачи в архив.

5. Технология обработки учетной информации.

Так как в современных условиях КУ имеют широкую возможность выбора программных продуктов для ведения бюджетного учета, используемый программный продукт следует указать в учетной политике.

6. Формы первичных учетных документов.

Если учреждение при отражении фактов хозяйственной деятельности применяет документы, не утвержденные Инструкцией по бюджетному учету или не имеющие унифицированную форму, то тогда утверждается перечень таких неунифицированных форм. При этом необходимо учитывать установленные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете требования к оформлению первичных учетных документов.

7. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Утверждается перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.

8 . Структура инвентарного порядкового номера.

В соответствии с п. 18 Инструкции по бюджетному учету основному средству присваивается уникальный инвентарный порядковый номер. Однако правила составления инвентарного номера не определены. Поэтому бюджетному учреждению необходимо самостоятельно сформировать эти правила и отразить в учетной политике.

9 . Учет расчетов с подотчетными лицами.

Необходимо отразить предельный размер и период времени, в течение которого полученные денежные средства должны быть использованы, сроки представления работником Авансового отчета.

10 . Способ оценки имущества, получаемого в виде пожертвования.

Оценка имущества, полученного в виде пожертвования (за исключением денежных средств) может определяться постоянно действующей инвентаризационной комиссией по рыночным ценам, в случае, если жертвователь не указал стоимость имущества или нет подтверждающих документов.

Ниже приведен пример приказа "Об учетной политике" казенного образовательного учреждения.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", правилами бюджетного учета, установленных Инструкцией по бюджетному учету, положениями бюджетного законодательства, иными нормативными правовыми актами РФ ПРИКАЗЫВАЮ:

  • 1. Утвердить единую Учетную политику (указывается наименование учреждения).
  • 2. Применять утвержденную настоящим приказом учетную политику с 01.01.200.. г., во все последующие отчетные периоды с внесением в нее в установленном порядке необходимых изменений и дополнений.
  • 3. Ознакомить с положениями учетной политики всех сотрудников, имеющих отношение к учетному процессу.
  • 4. Ответственность за исполнение учетной политики, достоверное отражение деятельности на счетах бюджетного учета, своевременное предоставление полной и достоверной бюджетной и налоговой отчетности возлагаю на главного бухгалтера.
  • 5. Ответственность за организацию бюджетного и налогового учета, организацию хранения документов, соблюдения законодательства оставляю за собой.

Казенные учреждения - одна из форм некоммерческих организаций. Как и коммерческие компании, эти учреждения обязаны вести бухгалтерский учет, ведение которого невозможно организовать без наличия такого нормативного документа, как учетная политика казенного учреждения. О ней мы и поговорим сегодня в настоящем материале.

Итак, кратко рассмотрев правовые особенности деятельности казенных учреждений, можно сделать вывод, что именно с учетом специфики деятельности казенного учреждения следует формировать учетную политику последнего.
Учитывая, что деятельность казенного учреждения ведется в рамках бюджетной сметы, кто-то может возразить, что такому учреждению учетная политика не нужна, поскольку ее основные элементы устанавливаются на уровне распорядителя бюджетных средств. Однако такое мнение идет вразрез с требованиями бухгалтерского законодательства, где основным нормативным документом выступает Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
Сфера применения Закона N 402-ФЗ распространяется как на коммерческие фирмы, так и на некоммерческие организации. Более того, он обязателен к применению государственными органами, органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными

Если в учреждении нет учетной политики, разработайте ее до конца декабря и утвердите приказом руководителя. А в действующую учетную политику казенного учреждения на 2018 год внесите изменения, которые нужно применять в работе бухгалтера со следующего года. Узнайте, что скорректировать, и скачайте образец.

Учетная политика казенного учреждения 2018: как составить

Положения учетной политики должны соответствовать законодательству и не противоречить нормативным документам:

  • Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Инструкции к Единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н;
  • Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета казенных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 № 162н.

Учетная политика нужна для того, чтобы установить один способ учета, который допускается в отношении каждого объекта учета. А если нужного способа учета, его следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике. Делают это в соответствии с требованиями законодательства о бухучете, федеральных или отраслевых стандартов.

Казенное учреждение разрабатывает учетную политику на 2018 год вместе с приложениями. Среди них:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • способы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила проведения инвентаризации;
  • порядок учета и раскрытия в отчетности событий после отчетной даты;
  • формы первички, которые казенное учреждение разрабатывает самостоятельно;
  • организацию системы внутреннего контроля;
  • другие решения, которые нужны для бюджетного учета в учреждении.

Изменения в учетной политике казенного учреждения на 2018 год

Изменения в учетную политику вносите, когда:

  • меняется законодательство о бухучете, федеральные или отраслевые стандарты;
  • учреждение разрабатывает и внедряет новые способы ведения учета (например, переходит на компьютерную обработку данных);
  • существенно меняются условия деятельности учреждения (реорганизация, отказ от какой-либо деятельности, освоение новых видов деятельности и т. д.).

С января 2018 года действовуют новые федеральные стандарты бухучета. Нужно изменить учетную политику пол новые стандарты. Например, выбрать методы амортизации основных средств, скорректировать порядок проведения инвентаризации, установить способы признания арендной платы в доходах текущего года.

С 8 мая 2018 года действуют новые редакции (Приказ Минфина от 31.03.2018 №64н) и (Приказ Минфина от 31.03.2018 №65н). В связи с этим необходимо:

  • проверить счета в рабочем плане счетов;
  • описать порядок передачи документов при смене ответственного лица за бухучет.

Большинство правок в Инструкции связаны с новыми федеральными стандартами.

Скачайте примеры Учетной политики для казенного учреждения в 2018 году с учетом последних изменений ниже в статье

Рабочий план счетов учетной политики казенного учреждения

Обязанность утвердить рабочий план счетов установлена в пункте 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Для казенных учреждений корреспонденция счетов по основным операциям финансово-хозяйственной деятельности приведена в приложении 1 к Инструкции № 162н.

При отсутствии в инструкции необходимой корреспонденции ее имеют право определять:

  • финансовые органы (органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя);
  • главные распорядители бюджетных средств;
  • Казначейство России.

Определить структуру аналитического учета (глубину аналитики) учреждение может самостоятельно.

В рабочем плане счетов укажите перечень используемых казенным учреждением синтетических и аналитических счетов.

Из-за введения правок в Инструкции 157н и 162н от 8 мая 2018 года, необходимо скорректировать Рабочий план счетов. Удалить счета, которые исключили из Инструкций, добавить новые и скорректировать названия некоторых.

Образец 1. Рабочий план счетов казенного учреждения

Образец учетной политики казенного учреждения 2018

Посмотрите актуальный в настоящее время приказ на утверждение учетной политики казенного учреждения на 2018 год.

Если вы внесли изменения, укажите редакцию. Например, «Учетная политика для целей бюджетного учета редакция от 08.05.2018 года».

Образец 2. Пример учетной политики казенного учреждения на 2018 год учетная политика казенных учреждений на 2020 год .

Кроме того, учетную политику может проверить и учредитель, если увидит, что учреждение применяет в учете несогласованные проводки или методы учета. В законодательстве о бухучете нет указаний, что ученую политику нужно согласовывать с учредителем или ГРБС. Но вышестоящая организация вправе потребовать это в рамках ведомственного контроля.

Учетную политику проверяют чтобы обеспечить сопоставимость учетных данных подведомственных учреждений в сводной отчетности. Поэтому представьте учетную политику учредителю или ГРБС для согласования, если это требуется. В остальных случаях согласовывать с учредителем учетную политику не обязательно.