Декларация на соответствие участника аукциона требованиям.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Меркулова В.П.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "ПСК Авангард" о признании не действующим в части абзаца четвертого подпункта 1.3 пункта 1 письма Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы № 23275-ЕЕ/Д28и, АЦ/45739/15 от 28 августа 2015 г. "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"

по апелляционной жалобе Министерства экономического развития Российской Федерации на решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2016 г., которым административное исковое заявление ООО "ПСК Авангард" удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителей Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы К. и Ш., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей ООО "ПСК Авангард" Ф. и Л., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) и Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) 28 августа 2015 г. издали совместно письмо № 23275-ЕЕ/Д28и, АЦ/45739/15 (далее - Письмо), в котором изложена их позиция по вопросу применения постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление от 4 февраля 2015 г. № 99).

В подпункте 1.3 пункта 1 Письма указано, что при осуществлении закупки работ строительных необходимо руководствоваться тем, что согласно примечанию к позиции 2 (ошибочно названной в Письме пунктом 2) приложения № 1 к Постановлению от 4 февраля 2015 г. № 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) (абзацы первый - третий).

Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в позиции 2 приложения № 1 к Постановлению от 4 февраля 2015 г. № 99 (в том числе по текущему ремонту), участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии следующих условий (абзац четвертый):

участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается (абзац пятый);

участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства (абзац шестой).

ООО "ПСК Авангард" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующим абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 Письма в части, возлагающей на участников закупки работ строительных дополнительное требование в виде наличия опыта выполнения соответствующих работ в отношении работ по текущему ремонту, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание имеет нормативный характер и не соответствует действительному смыслу разъясняемых нормативных положений Постановления от 4 февраля 2015 г № 99, а также противоречит пункту 3 части 2 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ) и пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Административный истец указал, что применение Постановления от 4 февраля 2015 г. № 99 в истолковании, придаваемом ему Письмом, приводит к предъявлению к лицам, выполняющим работы лишь по текущему ремонту, не предусмотренных действующим законодательством требований. Тем самым ограничивается доступ Общества к государственным и муниципальным закупкам на выполнение работ по текущему ремонту в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн рублей.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2016 г. административное исковое заявление Общества удовлетворено.

Не согласившись с этим решением, Минэкономразвития России подало апелляционную жалобу, в которой просит о его отмене ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Ссылается на то, что Письмо не является нормативным правовым актом, не содержит разъяснений законодательства, а носит исключительно информационный, справочный характер. Данное обстоятельство, по мнению административного ответчика, подтверждается тем, что Письмо не содержит признаков, характеризующих нормативный правовой акт, перечисленных в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части". Отмечает, что в Письме не имеется положений, обязывающих кого-либо применять изложенные в нем позиции, и за его неприменение не предусмотрена ответственность. В связи с этим административный ответчик считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Письмо в оспариваемой части ориентирует соответствующих должностных лиц применять на практике требования позиции 2 приложения № 1 к Постановлению от 4 февраля 2015 г. № 99 в изложенном в нем истолковании.

В возражениях на апелляционную жалобу Общество просит в ее удовлетворении отказать, оставив решение суда первой инстанции без изменения.

Министерство юстиции Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит рассмотреть ее без участия своего представителя и оставить решение суда без изменения. Поддерживает свою позицию по данному административному делу, изложенную в письме от 16 августа 2016 г. № 01-94174/16, о том, что требование административного истца является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.

Особенности рассмотрения административных дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (далее - акты, обладающие нормативными свойствами), регламентированы статьей 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В силу пункта 1 части 5 названной статьи по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение. В этом случае такой акт признается не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В Письме сформулирована позиция Минэкономразвития России и ФАС России относительно применения положений Постановления от 4 февраля 2015 г. № 99 в связи с поступающими вопросами.

Указанное постановление принято в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, частью 2 статьи 31 которого предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Правительством Российской Федерации устанавливается также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупок перечисленным дополнительным требованиям (часть 3 этой статьи).

Позиция 2 приложения № 1 к Постановлению от 4 февраля 2015 г. № 99 (в редакции, действовавшей на день принятия обжалуемого решения) содержит дополнительное требование к участникам закупки при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. В сноске к этой позиции данное требование конкретизируется, отмечается, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Из приведенных положений следует, что такое дополнительное требование, как опыт исполнения контракта (договора) на выполнение работ строительных, предъявляется к участникам закупки в случае, если объектами закупки являются работы строительные, включенные в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, относящиеся к группам работ строительных по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства и объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки), при начальной (максимальной) цене контракта (цене лота) свыше 10 млн рублей.

Проанализировав содержание абзаца четвертого подпункта 1.3 пункта 1 Письма, суд первой инстанции правильно указал, что Письмом к перечисленным работам строительным, в отношении которых устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, отнесены и работы по текущему ремонту.

Между тем Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, Постановлением от 4 февраля 2015 г. № 99, иными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, Минэкономразвития России и ФАС России не наделены компетенцией давать разъяснения по вопросам применения названного постановления Правительства Российской Федерации, равно как и самостоятельно устанавливать дополнительные требования к участникам закупки, поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое Письмо издано с превышением полномочий административных ответчиков.

При этом судом было правомерно учтено, что законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт". В связи с этим нельзя признать обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что под используемым в постановлении Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 понятием "ремонт" следует понимать две его разновидности - капитальный и текущий, поскольку такое утверждение противоречит как буквальному толкованию данного постановления, так и нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере градостроительной деятельности в Российской Федерации, о чем обоснованно указано в обжалуемом решении.

С учетом того, что работы по капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и имеют различное правовое регулирование, абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 Письма, устанавливающий дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту при осуществлении закупок на выполнение работ по текущему ремонту, выходит за рамки адекватного истолкования положений Постановления от 4 февраля 2015 г. № 99.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Письмо не содержит признаков нормативного правового акта, перечисленных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", не влияет на законность обжалуемого решения. Письмо оспаривается Обществом в указанной им части как акт, содержащий разъяснения законодательства и обладающий нормативными свойствами, в порядке статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не подлежит оценке с точки зрения его соответствия критериям, сформулированным Верховным Судом Российской Федерации для нормативных правовых актов.

По смыслу законоположений, закрепленных в статье 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в его постановлении от 31 марта 2015 г. № 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть", акт, разъясняющий действующее законодательство, может быть предметом судебной проверки в процедуре, установленной для оспаривания нормативных правовых актов, с учетом отдельных особенностей, если данный акт: издан органом публичной власти, иным органом или организацией, наделенными государственными властными полномочиями; не носит индивидуального характера, т.е. содержащиеся в нем разъяснения не связаны с применением законодательства в отношении определенных лиц в конкретных случаях; является обязательным для подведомственных органов (организаций, учреждений) и их должностных лиц, которые в силу ведомственной субординации должны применять в своей деятельности разъясняемое нормативное положение исключительно в соответствии со смыслом, придаваемым ему их вышестоящим органом, организацией; обладает нормативными свойствами, т.е. устанавливает (изменяет, отменяет) рассчитанные на многократное применение правила, обязательные для неопределенного круга лиц - участников регулируемого разъясняемой нормой правоотношения, оказывая тем самым общерегулирующее воздействие на общественные отношения; содержит разъяснения, выходящие за рамки адекватного (совпадающего, тождественного) истолкования (интерпретации) положений законодательства и влекущие изменение правового регулирования соответствующих общественных отношений.

Абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 Письма, изданного федеральными органами исполнительной власти, закрепляет не предусмотренное разъясняемыми нормативными положениями дополнительное требование к участникам закупки на выполнение работ строительных, т.е. устанавливает правило поведения, распространяющееся на неопределенный круг лиц и рассчитанное на неоднократное применение, содержит разъяснение, выходящее за рамки адекватного (тождественного) истолкования положений постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 и влекущее изменение правового регулирования общественных отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Довод Минэкономразвития России о том, что Письмо не носит обязательного характера для нижестоящих государственных органов, опровергается материалами, исследованными судом первой инстанции, свидетельствующими, что оспариваемое положение ориентирует соответствующих должностных лиц применять на практике требования позиции 2 приложения N 1 к Постановлению от 4 февраля 2015 г. № 99 в изложенном в нем истолковании.

Таким образом, суд первой инстанции в силу пункта 1 части 5 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерно признал абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 Письма не действующим в части, возлагающей на участников закупки работ строительных дополнительного требования в виде наличия опыта выполнения соответствующих работ в отношении работ по текущему ремонту.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экономического развития Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Время на чтение: 6 мин

Участники закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны подтверждать свое соответствие требованиям тендера. Для этого в составе заявок на участие в закупках они передают декларации о соответствии.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Понятие

Декларация о соответствии единым требованиям – это документ, который обязательно прилагается в составе заявки на участие и подтверждающий соответствие требованиям закупочной документации. Необходимость декларирования своего соответствия определенным правилам распространяется на участников закупок в рамках закона о контрактной системе, а также на отдельных юрлица. Связано это с тем, что на участников как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ распространяются общие требования.

Для участия в закупках по 44-ФЗ поставщики подают в составе одну из деклараций:

  1. Декларацию соответствия единым требованиям к участникам .
  2. Декларацию о подтверждении страны происхождения товаров (если предполагается закупка товара по требованиям ).
  3. Декларацию о принадлежности компании к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным НКО.

Первый тип данного документа подается всеми участниками, которые планируют бороться за победу в тендерах. Требования к ним, которые предъявляются заказчиками, разделяются на единые, дополнительные и необязательные.

Декларация соответствия участника п. 3 9 ч 1 ст. 31 44-ФЗ - один из обязательных документов, без которого к участию в закупке не допустят. Что это такое и какие требования к декларации существуют, читайте далее.

Что указывают

Декларацию о соответствии участника закупки требованиям 44-ФЗ предоставляют при подаче заявки. Если заявка имеет две части (как в аукционах и электронных конкурсах), документ подают во второй.

Участник указывает, что отвечает требованиям, установленным п. 3-9 и п. 11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, а именно:

  • не находится в состоянии ликвидации и не проходит процедуру банкротства;
  • ведет предпринимательскую деятельность (она не приостановлена судом);
  • не имеет долгов по обязательным платежам (налогам, сборам), превышающих 25 процентов балансовой стоимости активов;
  • не судим за экономические преступления;
  • в течение 2 лет до участия в закупке не привлекался к ответственности за незаконное вознаграждение должностного лица;
  • имеет исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (требование применяется, если по итогам исполнения контракта заказчик получает такие права);
  • не имеет в заказчиком конфликта интересов;
  • не имеет ограничений для участия в закупках.

Как участвовать в электронных конкурсах

В ходе вебинара Вы узнаете:
☆ Что такое открытый конкурс в электронной форме;
☆ На что участнику следует обращать внимание при изучении извещения и документации;
☆ Как подавать заявку в конкурсе в электронной форме: состав заявки участника;
☆ Как рассматривают первые и вторые части и определяют победителя;
☆ Как участвовать в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, в двухэтапном конкурсе в электронной форме;
☆ Что следует помнить участнику при подаче заявки в 2020 году.

Как подать декларацию в электронной форме

По общему правилу в электронных процедурах декларацию о соответствии требованиям подают с использованием функционала ЭТП. Это значит, что достаточно поставить отметку при подаче заявки, чтобы подтвердить соответствие требованиям. Однако такая возможность есть не на всех ЭТП. На некоторых площадках декларацию нужно прикрепить в виде отдельного документа во время подачи заявки.

Образец 2019 года

Форму декларации соответствия участника требованиям 44-ФЗ можно найти в закупочной документации. В документе укажите название ООО или ФИО индивидуального предпринимателя. Далее впишите слова «Настоящей декларацией подтверждаем соответствие требованиям, установленным в соответствии с п. 3 - 9, п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона 44-ФЗ ». После этого скопируйте указанные пункты из ст. 31 в свою декларацию. В конце руководитель компании или ИП должен поставить подпись.

Когда нельзя требовать декларацию

Рассмотрим пример из административной практики - решение Ярославского Управления ФАС от 12.08.2019 по делу № 076/06/64-375/2019. Заказчик закупал работы по капитальному ремонту кровли. В ФАС пожаловался один из участников, который сообщил о том, что в документации заказчик потребовал отдельно задекларировать соответствие трем требованиям: участник не является офшорной компанией, не имеет ограничений для участия в закупках и не состоит в реестре недобросовестных поставщиков. То, что это не предусмотрено в ст. 31 44-ФЗ заказчика не смутило.

ФАС признала жалобу обоснованной. Первым нарушением было то, что заказчик потребовал отдельно задекларировать соответствие требованию из п. 11 ч. 1 ст. 31 (отсутствие ограничений для участия в торгах). Однако оно подтверждается в общей декларации, требовать отдельную заказчик не вправе. Второе нарушение заключалось в том, что заказчик потребовал задекларировать соответствие требованиям, для которых декларация вовсе не предусмотрена законом - п. 10 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ. Его признали нарушившим ч. 6 ст. 66 44-ФЗ и выдали предписание.

Вложенные файлы

  • Декларация о соответствии участника требованиям, установленным пунктами 3–9 части 1 статьи 31 Закона.docx
  • Декларация о соответствии участника закупки единым требованиям.docx

Декларация о соответствии единым требованиям - это один из тех документов, которые поставщик прикладывает к заявке на участие в госзакупке. С недавнего времени действуют новые правила оформления.

Зачем нужна декларация

В документации о закупке госзаказчик может устанавливать требования к исполнителю. Участники должны подтвердить, что соответствуют им, иначе их не допустят к торгам. В качестве подтверждения используется декларация о соответствии участника аукциона п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ или дополнительным условиям организатора. Правило относится к закупкам не только по Закону о контрактной системе, но и по 223-ФЗ, так как в обоих случаях действуют единые требования к участникам.

Обрабатывая заявки, организатор проверяет документы поставщика, в том числе и декларацию. Если окажется, что информация в ней не соответствует действительности, то участника отстранят. Такое условие содержится в части 9 статьи 31 44-ФЗ. Поэтому приукрашать действительность ради участия не имеет смысла.

Какими бывают декларации

В Законе о контрактной системе можно найти два вида декларирования:

  1. Соответствие участника единым требованиям.
  2. Принадлежность к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО).

Первым документом поставщик подтверждает, что соответствует обязательным требованиям ко всем участникам госзакупки. Они изложены в пп. 3-11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Чтобы подтвердить соответствие по каждому подпункту, не нужен отдельный документ. Всю информацию, основную и дополнительную, можно включить в один. Поэтому отдельная декларация об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков 44-ФЗ, например, не потребуется.

Вторым документом поставщик подтверждает, что относится к СМП или СОНКО. Это нужно в торгах, для участия в которых допускают только такие организации. Параметры, по которым организация будет считаться субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной, изложены в ФЗ № 209. В 2018 году в этот закон внесли поправки. Теперь, чтобы быть субъектами малого предпринимательства, нужно:

  1. Соответствовать требованиям по численности, обороту и др.
  2. Быть в реестре субъектов малого предпринимательства.

Это значит, что в качестве декларации о принадлежности к СМП можно использовать выписку из этого реестра.

Что изменилось с 2018 года

В июле 2018 года вступили в силу масштабные изменения в 44-ФЗ. Затронули они и декларирование. Часть 1 статьи 31 44-ФЗ дополнили еще одним пунктом 11, и теперь для участия нужен образец новой декларации соответствия участника требованиям 44-ФЗ. Добавилось условие, что у поставщика нет ограничений на участие в госзакупках.

Другое значимое изменение в декларации соответствия 2020 связано с тем, что с 01.07.2018 не обязательно составлять документ на бумаге. Задекларировать соответствие можно автоматически в момент подачи заявки на торговой площадке. Для этого нужно поставить дополнительную галку.

Когда составлять и подавать

В бумажной форме готовьте образец декларации соответствия 44-ФЗ 2020 года одновременно с другой документацией для участия в закупке и подавайте в составе заявки. Если планируете декларировать соответствие электронно, то готовить ничего не нужно. Главное - поставить галочку в форме подачи заявки на торговой площадке.

Образец декларации о соответствии требованиям ст. 31 44-ФЗ (2020 год) понадобится для участия в открытом конкурсе, который проводится в бумажной форме. В статье 51 44-ФЗ говорится, что участнику понадобится задекларировать соответствие пунктам 3-9 статьи 31. Не забудьте про новый 11 пункт.

Во время участия в электронных процедурах декларировать удобнее электронно с помощью функционала ЭТП (ст. 54.4). Но можно по старинке приложить скан бумажного документа. Оба способа законны.

В запросе котировок, как электронном, так и бумажном, потребуется задекларировать соответствие п. 1 ч. 1 ст. 31. Это условие распространяется и на электронные котировки. Для этого тоже можно использовать образец декларации участника закупки 2020 года.

Особо внимательным нужно быть, участвуя в запросе предложений. 44-ФЗ требует, чтобы в документации к такой процедуре было указано, что участник полностью соответствует статье 31. То есть всем условиям, включая новый пункт 11. Поэтому обязательно проверьте, что используете обновленный образец.

Как составить в бумажном виде

Каких-либо требований к документу не установлено. Можно оформить его в свободной форме, лучше на официальном бланке. Обязательно проверьте, что текст содержит все условия, перечисленные в статье 31 44-ФЗ:

  • не проводится ликвидация;
  • не приостановлена деятельность;
  • нет долгов по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет;
  • руководство и главбух организации не имеют судимости по статьям 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса РФ;
  • в течение последних двух лет организация не привлекалась к ответственности по статье 19.28 КоАП;
  • между участником и организатором закупки нет конфликта интересов;
  • нет ограничений для участия в госзакупках.

Дополнительно можно добавить, что участник не включен в РНП.

Вот так выглядит новый образец с учетом изменений от 01.07.2018 и с дополнительным пунктов про РНП:

Особенности декларирования по 223-ФЗ

223-ФЗ не устанавливает требований к участникам. Заказчик, который закупает по этому закону, сам определяет требования и закрепляет их в Положении о закупках. Как правило, они не отличаются от тех, что указаны в п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Но не стоит для участия в закупке по 223-ФЗ использовать в качестве образца стандартную декларацию о соответствии требованиям, даже если они полностью совпадают. Заказчик сможет отклонить участника и будет прав. Это подтверждает решение УФАС Забайкальского края № 04-20-984/2018 от 23.03.2018.

Можно взять за основу декларацию по 44-ФЗ, но обязательно удалите из нее все упоминания о Законе о контрактной системе и убедитесь, что она совпадает с теми требованиями, которые предъявляет заказчик. Вот универсальный образец декларации по 223-ФЗ.

Изменения 44-ФЗ, вступившие в силу с 2018 года, коснулись и декларации о соответствии участника закупки определенным требованиям. Приведем новый образец декларации о соответствии участника закупки требованиям.

1. Декларирование - обязательное условие

При проведении торгов различными способами заказчики устанавливают ряд условий, соответствие которым участнику необходимо подтвердить путем декларирования, что является обязательным условием для участия в торгах. Это правило касается и 44-ФЗ, и 223-ФЗ, так как существуют так называемые «единые требования», которые в равной мере применяются и для торгов в соответствии с Законом о контрактной системе, и для тендеров, проводимых на основании Закона о закупках отдельными видами юридических лиц.

Обратим внимание, что сведения, подаваемые при декларировании, должны быть действительными, так как заказчик, может проверить их, а при обнаружении недостоверности он обязан отстранить участника (ч. 9 ст. 31).

Если обратиться к нормам ФЗ №44, то можно заметить условное выделение двух видов декларирования:

  • декларация соответствия единым требованиям к участникам закупки;
  • о принадлежности кандидата к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНО).

Первый вид заявления подразумевает, что лицо, которое желает принять участие в тендере, соответствует положениям пп. 3-10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Подробнее об этом мы рассказывали в статье о требованиях к участникам закупки.

Второй вид провозглашения - декларация о принадлежности. Данное условие закреплено статьями 51, 66, 73 ФЗ №44. ФЗ № 209-ФЗ устанавливает критерии, по которым то или иное лицо можно отнести к субъектам СМП. При этом, в соответствии с совместным Письмом Минэкономразвития и ФАС от 04.04.2014, предоставление в составе заявки иных документов, которые подтверждают статус СМП или СОНО, кроме декларации о принадлежности к субъекту СМП, не предусмотрено. Так, если заказчик отклонил заявку, которая содержала декларирование такого рода сведений, его может ожидать административная ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ.


Возникли сложности с заполнением документов?

Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат

2. Изменения в форме декларации в 2018 году

С 09 января 2018 года вступили новые изменения в 44-ФЗ, которые коснулись декларирования. В первую очередь необходимо обратить внимание на введение нового пункта, который относится к единым требованиям и подлежит обязательному декларированию участником тендера (п. 7.1 ч. 1 ст. 31 ФЗ-44): к участию допускаются только юрлица, которые в течение двух лет до момента участия в закупке не привлекались к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица (ст. 19.28 КоАП РФ).

Также, скорректирован п.7 ч. 1 ст. 31 ФЗ №44: конкретизирован составов преступлений Уголовного кодекса, судимость по которым не позволит участвовать в тендере:

  • незаконное участие в предпринимательской деятельности;
  • получение и дача взятки;
  • посредничество во взяточничестве.

3. Видео-инструкция как подготовить документы для тендера


Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!