Чем объяснить начало военного противостояния в корее. ООН и война в Корее: уроки истории

Прежде чем говорить о причинах Корейской войны 1950-1953 годов, необходимо разобраться об определении этого конфликта, узнать о сторонах участвующих в конфликте.
Корейская война – боевые действия между силами Северной и Южной Кореи, в которой еще участвовали китайские, американские, советские войска и боевая техника. Война началась в июне 1950 года и закончилась в июле 1953 года.

Предпосылки и причины Корейской войны
Во время Второй мировой войны всю территорию Кореи условно поделили по 38-й параллели: северную часть получили СССР, а южную США. Получили, в каком смысле? Они должны были избавиться от присутствия японской армии, СССР на севере, а США на юге.
После войны правительство США и СССР подписало соглашение о временном управлении этими территориями с целью восстановления страны и сохранения мира.
ООН предполагало, что после войны Корея вновь станет единой, однако началась холодная война между СССР и США. Возникала проблема – страны не смогли договориться о деталях объединения страны. В 1947 году США заявила всему миру, что она сама будет отвечать за судьбу Кореи.
Тем временем, коммунисты тоже хотели объединить страну под одним флагом, но не американским. Таким образом, на юге образовалась проамериканская Корея, а на севере прокоммунистическая, каждая из сторон хотела подчинить себе всю Корею.
В 1949 году южнокорейские солдаты и полицейские совершили около 2 тыс. преступлений на территории Северной Кореи, десятки раз была нарушена воздушная и сухопутная граница государства. Это порождало растущее недовольство и напряжение между двумя лагерями.
Северная Корея начала подготовку к войне уже в 1948 году. Но окончательное решение о нападении на Южную Корею было принято в 1950, когда правительство Северной Кореи встретилось со Сталиным. Северная Корея еще в 1949 году просила военной помощи в случае полномасштабной войны против Южной Кореи. Но Сталин отказался от этого – советская армия не будет принимать участие в боевых действия против Южной Кореи, за которую встанут США, ведь это может привести к Третьей мировой. Но он согласился помогать в снабжении припасами, техникой, а также кадрами, обучающими северокорейскую армию. Китайские военные переходили на сторону Северной Кореи и были готовы вступить в войну.
Именно эти причины Корейской войны 1950-1953 гг. были ключевыми, и именно они привели к ее началу.
Военный конфликт начался 25 июня 1950 года с масштабного наступления Северной Кореи на Южную Корею. Начало войны шло для Северной Кореи успешно, они продавливали все направления и побеждали до вступления в войну сил ООН.
Всего в боевых действия участвовало со стороны Южной Кореи около 1 млн. бойцов, большинство которых составляли бойцы Южной Кореи – около 600 тыс. бойцов и США – около 300 тыс. бойцов.
За Южную Корею участвовало примерно такое же количество бойцов, среди них – 800 тыс. китайских военнослужащих и 260 тыс. северокорейских бойцов.

В августе 1945 года Корейский полуостров был освобожден от японской оккупации. В северной части Кореи, в которую вступили советские войска, установился коммунистический режим во главе с Ким Ир Сеном. А на юге полуострова, где высадились войска США, пришел к власти Ли Сын Ман – один из лидеров антикоммунистического националистического движения. Таким образом, образовались два враждебных друг другу корейских государства. Однако Северная и Южная Кореи не оставляли мысль о воссоединении страны. Заручившись помощью своих главных покровителей - Москвы и Вашингтона - они готовились к решению проблемы вооружённым путём. 25 июня 1950 года на полуострове началась война. В течение двух месяцев северокорейские войска захватили почти всю Южную Корею с Сеулом. У южнокорейского правительства остался в руках только Пусанский плацдарм. Однако это стало только началом кровопролитной войны. На стороне южнокорейского режима выступила широкая коалиция стран во главе с Соединенными Штатами.

«Забытая война» 1950-1953 гг.

Эту войну называют «забытой». В нашем государстве до развала Советского Союза о ней вообще ничего не сообщали и не писали. Наши сограждане, которым довелось в этой войне принять участие в качестве летчиков, зенитчиков, военных советников и других специалистов, давали подписку о неразглашении. На Западе многие документы, касающиеся проблемы Корейской войны по-прежнему засекречены. Поэтому, объективной информации явно недостаточно, исследователи постоянно спорят о событиях той войны.

Есть несколько причин замалчивания проблем этой войны. Основная причина - война до сих пор не завершена. Заключено лишь перемирие, формально война продолжается. Периодически на границе Южной и Северной Кореи происходят вооружённые стычки, некоторые из них могут стать поводом к началу новой корейской войны. Мирный договор между Сеулом и Пхеньяном до сих пор не подписан. Граница между Южной Кореей и КНДР - одно из самых укрепленных мест на нашей планете, настоящий «пороховой погреб», угрожающий новой войной. А пока война не завершена окончательно, не может полностью отсутствовать определённая цензура. Обе стороны конфликта и их союзники вели информационную войну, озвучивая только выгодную им информацию, или трактуя факты в свою пользу. Ещё одна причина умолчания - это соотношение числа загубленных человеческих жизней и достигнутых политических и военных результатов. Корейская война, видимо, одна из самых жестоких и братоубийственных из когда-либо проходивших на планете. Настоящая гражданская бойня. Число жертв Корейской войны до сих пор точно неизвестно, разброс в цифрах огромный: можно встретить данные от 1 до 10 млн. погибших. Большинство источников сходятся на цифре в 3-4 млн. погибших, разрушении более 80 % промышленной и транспортной инфраструктуры обоих корейских государств. Результат войны - возвращение противоборствующих сторон на исходные позиции. Таким образом, были совершенно бессмысленно принесены в жертву молоху войны миллионы жизней, практически весь полуостров превращен в руины, единый народ разделён на две враждебные части. При этом никто за эти преступления не понёс никакого наказания. Поэтому, многие постарались просто «забыть» эту неприятную страницу . Есть и ещё одна причина - война была чрезвычайно жестокой с обеих сторон. И южнокорейские, и северокорейские войска часто прибегали к пыткам и казням пленных, убивали раненых вражеских солдат. Американцы имели приказ стрелять на поражение во всех людей, приближающихся к их позициям на линии фронта (под беженцев могли замаскироваться северокорейские солдаты). Западные войска проводили стратегию уничтожения промышленного и людского потенциала страны, политику, которую Военно-воздушные силы США и Великобритании опробовали в войне против Третьего рейха и Японской империи. Производились авиаудары по ирригационным сооружениям, по дорогам с беженцами, по крестьянам, работающим в полях, массово применялся напалм и т. д. В Южной Корее без суда и следствия были уничтожены десятки тысяч людей по обвинению в симпатиях к коммунизму. Такие преступления были массовым явлением.

Основные даты и события войны

5 июня 1950 - начало войны. Войска Северной Кореи начали военную операцию против Южной Кореи. Советский Союз оказал помощь в разработке наступательной операции. Её план был утвержден в Москве. Иосиф Сталин долго не давал согласия на начало операции, обращая внимание на недостаточную боевую подготовку и вооружение северокорейской армии. К тому же была опасность прямого конфликта СССР с США. Однако, в конце концов советский вождь все-таки дал добро на начало операции.

27 июня 1950 - Совбез ООН принимает резолюцию, которая одобряла использование американских сил ООН на Корейском полуострове, а также рекомендовала добровольно поддержать эти действия государствами - членами ООН в соответствии со ст. 106 Устава ООН. Союз не мог наложить запрет на эту резолюцию, т. к. отсутствовал в СБ, начиная с января 1950 года в знак протеста против представления китайского государства в ООН гоминдановским режимом. Резолюция была принята практически единогласно, воздержалась только Югославия. В результате участие американцев в военных действиях стало вполне легитимным. Наиболее мощный контингент выставили США - от 302 до 480 тыс. человек (для сравнения – южнокорейцев воевало до 600 тыс. человек) и Великобритания – до 63 тыс. солдат. Кроме того, солдат предоставили Канада, Австралия, Новая Зеландия, Филиппины, Турция, Нидерланды, Бельгия, Греция, Франция, Таиланд и другие государства.

28 июня - северокорейские войска захватили Сеул. Столица Южной Кореи за три года войны 4 раза переходила из рук в руки и была обращена в руины. Руководство КНДР рассчитывало, что падение Сеула станет концом войны, но южнокорейское правительство успело эвакуироваться.

15 сентября. Высадка десантного корпуса ООН в Инчхоне, начало контрнаступления войск Южной Кореи и союзников. К этому моменту вооружённые силы Южной Кореи и сил ООН контролировали лишь небольшой участок полуострова около города Пусан (Пусанский плацдарм). Пусан удалось удержать, накопить силы для контрнаступления, начав его одновременно с высадкой десанта в Инчхоне. Большую роль сыграла американская авиация – США в этот момент полностью господствовали в воздухе. К тому же армия Северной Кореи была измотана, утратив наступательные возможности.

5 сентября - силами ООН взят Сеул. 2 октября 1950 года - премьер-министр КНР Чжоу Эньлай предупредил, что если войска ООН (за исключением южнокорейских) перейдут через 38-ю параллель, то китайские добровольцы вступят в войну на стороне Северной Кореи. 7 октября 1950 г.– американские и английские части начали наступать на север полуострова.

16 октября 1950 г.- первые китайские подразделения («добровольцы») вступили на территорию полуострова. Всего на стороне Северной Кореи воевало 700-800 тыс. китайских «добровольцев». 20 октября 1950 г.- Пхеньян пал под ударами войск ООН. В результате наступления войск Южной Кореи и ООН у северных корейцев и китайцев остался лишь небольшой плацдарм у самой границы с КНР.

26 ноября 1950 г. – началось контрнаступление северокорейских и китайских сил. 5 декабря 1950 г. - северокорейские и китайские войска отбили Пхеньян. Теперь маятник войны качнулся в другую сторону, отступление армии Южной Кореи и её союзников походило на бегство. 17 декабря 1950 г. – произошло первое боестолкновение советских и американских боевых самолётов: МИГ-15 и «Сейбра» F-86. 4 января 1951 года - войска КНДР и КНР захватили Сеул. В целом участие СССР было сравнительно небольшим (относительно Китая и США). На стороне Пхеньяна воевало до 26 тыс. советских военных специалистов.

21 февраля 1951 года - начало второго контрнаступления южнокорейских войск. 15 марта 1951 года – столица Южной Кореи отбита войсками южной коалиции во второй раз. 10 апреля 1951 года - отставка генерала Дугласа Макартура, командующим войсками назначен генерал-лейтенант Мэтью Риджуэй. Макартур был сторонником «жесткой линии»: настаивал на расширении военной операции на территорию Китая и даже на применении атомного . При этом он выражал свои идеи в СМИ, не уведомляя высшее руководство, в результате и был снят со своего поста.

К июню 1951 года война зашла в тупик. Несмотря на огромные потери, серьёзные разрушения, каждая из сторон сохраняла боеспособными ВС, имела армию численностью до миллиона человек. Несмотря на некоторый перевес в технических средствах, американцы и другие союзники Сеула не в состоянии были добиться коренного перелома в войне. Расширения войны на территорию Китая и СССР привело бы к началу новой мировой войны. Стало ясно, что достичь военной победы разумной ценой будет невозможно, поэтому необходимы переговоры о заключении перемирия.

8 июля 1951 года - начало первого раунда переговоров в Кэсоне. Во время переговоров война продолжалась, обе стороны несли значительные потери. 4 ноября 1952 года президентом Соединенных Штатов избран Дуайт Эйзенхауэр. 5 марта 1953 г. умер И.В.Сталин. Новое советское руководство решает завершить войну. 20 апреля 1953 г. стороны начали производить обмен военнопленными. 27 июля 1953 года - заключён договор о прекращении огня.

Предложение о прекращении огня, которое было принято ООН, внесла Индия. Южную коалицию представлял генерал Марк Кларк, т. к. представители Южной Кореи отказались подписать соглашение. Линия фронта остановилась в районе 38-й параллели, а вокруг неё была создана Демилитаризованная зона (ДМЗ). Эта зона прошла немного севернее от 38 параллели на востоке и немного южнее на западе. Мирный договор, который бы завершил войну, так и не был подписан.

Угроза применения атомного оружия. Это была первая война на Земле, которая началась при наличии ЯО у противоборствующих сторон - США и СССР. Особенно опасно было то, что к началу Корейской войны обе великие державы не имели равенства в ЯО. У Вашингтона было около 300 боезарядов, а у Москвы примерно 10. СССР провёл первое испытание ЯО только в 1949 году. Такое неравенство ядерных арсеналов создавало реальную опасность того, что американское военно-политическое руководство в критической ситуации использует ЯО. Некоторые американские генералы считали, что атомное оружие необходимо применить. Причём не только на территории Кореи, но и в Китае и против СССР. Надо отметить, и факт того, что у американского президента Гарри Трумэна (президент США в 1945 - 1953 гг.) в данном вопросе не было психологического барьера новизны. Именно Трумэн отдал приказ о ядерной бомбардировке японских городов Хиросимы и Нагасаки.

Возможность применения ЯО американской стороной была довольно высокой. Особенно во время поражений на фронте. Так, в октябре 1951 года, американскими ВС была проведена одобренная президентом Гарри Трумэном имитация ядерной бомбардировки, «учебный атомный удар» по позициям северокорейских войск. На объекты Северной Кореи в нескольких городах были сброшены муляжи настоящих ядерных бомб (операция «Порт Гудзон»). К счастью, у Вашингтона все-таки хватило разума, чтобы не начать третью, ядерную мировую войну. Видимо, у американцев было понимание того факта, что они ещё не способны нанести непоправимый ущерб военно-промышленному потенциалу СССР. А советские войска при таком сценарии могли оккупировать всю Европу.

Корейская война - вооружённый конфликт между Северной и Южной Кореей, длившийся с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года. Основной причиной войны является желание обеих сторон объединить Корею под своим началом (у Ким Ир Сена - с просоциалистической идеологией, а Ли Сын Мана - с прокапиталистической). В результате в боевые действия были втянуты ведущие мировые державы - СССР и США.

Предпосылки

По окончании Второй мировой войны на основе соглашения союзных государств территорию, находящуюся к северу от 38-й параллели, занимали советские войска, а к югу - американские. Впоследствии предполагалось образовать общекорейское национальное правительство. Советский Союз в 1948 г. вывел свои войска из Кореи, американские войска к 1949 году так же покинули районы дислоцирования в Южной Корее. При содействии США на территории Южной Кореи было создано марионеточное правительство Ли Сын Мана, началось формирование армии, а затем и подготовка к открытой войне против Северной Кореи.Летом 1950 ещё до непосредственного начала войны в результате Массового убийства членов Лиги Бодо по обвинению в коммунистических взглядах было убито до 200 тысяч человек. Численность южнокорейской армии к июню 1950 г. составила около 93 тыс. человек, не считая 50 тыс. полицейских. К этому времени на их вооружении имелось 840 орудий и минометов, 1900 ружей “базука” и 27 бронемашин. Помимо этого, лисынмановцы располагали 20 самолетами и 79 небольшими кораблями, в основном малого водоизмещения.Хотя Американски конгресс открыто заявлял что Корейский вопрос не входит в круг интересов США.

Осенью 1948 г. началась подготовка к нападению. а к весне 1950 года не без помощи СССР был разработан план нападения на Южную Корею. Его замысел заключался в том, чтобы путем наступления сухопутных войск с фронта с помощью десантных частей, высаживаемых в тылу, окружить и уничтожить основные силы Южно Корейской армии в районе Сеула и южнее Танджон и Тэгу. Соотношение сил к началу военных действий складывалось в пользу КНДР, которая на главном, Сеульском, направлении превосходила противника по пехоте в 1,9 раза,(175 тысяч человек) по танкам - в 5,5,(в её составе было 150 танков Т-34,) по самолетам - в 8,5 раза(в военно-воздушных силах имелось 172 боевых самолёта. Флоты противоборствующих сторон были примерно одинаковыми и решали только обеспечивающие задачи.

Боевые действия

По северокорейской версии описания начала войны, 23 июня 1950 г. южнокорейские войска начали артиллерийский обстрел позиций КНА, а на рассвете 25 июня, предположив, что после длительной (двое суток) артиллерийской подготовки основные объекты противника уничтожены, перешли в наступление. На отдельных участках южнокорейским войскам удалось вклиниться на 1-2 км севернее 38-й параллели. Отразив первые удары противника, войска КНА перешли в контрнаступление. Противник, не ожидавший столь мощных ответных ударов, начал отступление и уже 28 июля вынужден был оставить Сеул.

По южнокорейской версии, которой придерживаются при описании событий в исторической литературе Запада, войска КНА без видимых причин 25 июня перешли 38-ю параллель и начали наступлении вглубь территории Корейского полуострова.

За полтора месяца боевых действий войска КНА продвинулись на 240 - 350 км. Лисынмановская армия потеряла почти 100 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными.

В июле 1950 года США, получив мандат миротворцев ООН, осуществили высадку своих войск на юге полуострова, и начали масштабное контрнаступление. К ноябрю армия США достигла китайской границы.

В октябре 1950 года в конфликт вмешались Китай и СССР. По негласной договорённости Китай обеспечивал формируемые части личным составом под видом «китайских народных добровольцев», а СССР поставлял в Северную Корею вооружение и технику, в том числе новейшие реактивные истребители, а также обеспечивал войска КНА военными советниками.

Вступление в войну Китая и СССР на стороне Северной Кореи способствовало восстановлению фронта на 38-й параллели.

Война на море

Флот КНДР

В начале войны в составе военно-морского флота Северной Кореи числилось 20 кораблей, в том числе 3 сторожевых корабля, 5 торпедных катеров, 4 тральщика и несколько вспомогательных судов. С началом военных действий было отмобилизовано до 100 судов водоизмещением от 60 до 100 тонн. Силы флота дислоцировались на главной военно-морской базе Нампхо. Береговая оборона Северной Кореи находилась в стадии формирования: к началу боевых действий она состояла из 3 артиллерийских полков, в том числе одного зенитного, на вооружении имела полевые орудия 76- и 107-мм калибров. Морская пехота состояла из 2 полков, дислоцировавшихся в Вонсане и Нампхо.

Основными задачами, которые выполнялись флотом КНДР в ходе войны в Корее, являлись высадка тактических десантов на побережье, занятое противником, эпизодические бои с кораблями противника в открытом море, снабжение сухопутной армии и постановка минных заграждений, в том числе противодесантных.

Минная война

Ставились в основном оборонительные минные заграждения. Активные минные заграждения не выставлялись из-за отсутствия скоростных минзагов, которые могли бы обеспечивать скрытную постановку мин в районах, контролируемых противником. В связи с тем что постановка мин проводилась в условиях безраздельного господства противника на море и в воздухе, ставились они только в темное время суток. В течение 1950-1951 годов была выставлена 2741 мина. Большая часть из них (2157 ми) у восточного побережья и только 584 мины - у западного. От подрыва на минах затонули два эскадренных миноносца, а 10 тральщиков, сторожевой корабль и четыре эскадренных миноносца получили повреждения. Опасаясь подрыва на минах, большие корабли почти не подходили к берегу ближе чем на 50 миль, а крейсера - на 10–15 миль. В районах, где мины не ставились, даже линейные корабли подходили близко к берегу.

Действия береговых батарей

Немалую роль в обороне побережья также сыграла и береговая артиллерия. На вооружении армии Северной Кореи состояли полевые орудия калибром 76- и 107-мм. Кроме стационарных батарей, на вооружении флота Северной Кореи были также батареи на механической тяге и на железнодорожных платформах. Береговые батареи размещались продуманно и надежно защищались от огня корабельной артиллерии противника. В отвесных прибрежных скалах или на обратных склонах, как правило в пещерах, размещалось по 3 - 4 орудия. Амбразуры маскировались желто-зелеными маскировочными накидками, ветками деревьев, плетеными матами, а в зимнее время - белыми масками. Такие огневые позиции очень трудно обнаружить, но еще труднее уничтожить. Корабли сил ООН, вступая в перестрелку с береговыми батареями Северной Кореи, редко добивались успехов, сами же получали значительные повреждения.

1 августа 1950 года в 16-00 к порту Онгдин подошел отряд легких сил противника в составе двух крейсеров и эскадренного миноносца. С дистанции 60 кабельтовых они начали обстрел порта и боевых порядков войск КНА. 76-мм батарея 918-го артиллерийского полка открыла по кораблям огонь. Снаряды падали около кораблей, и отдельные залпы накрывали цели, но противник продолжал маневрировать и вести огонь по берегу. Выпустив 400 снарядов, корабли отошли на юг.

4 августа 1950 года эскадренный миноносец американцев в течение длительного времени обстреливал войска, располагавшиеся в населенном пункте южнее порта Чумунжин. В этот район была вызвана «кочующая» 76-мм батарея. Она заняла открытую огневую позицию у уреза воды и с дистанции 20 кабельтовых открыла огонь по эскадренному миноносцу. Первые же залпы накрыли цель, на корабле возник пожар, и эскадренный миноносец начал отходить от берега переменными курсами, перенеся свой огонь на батарею.

20 августа та же батарея, находившаяся на огневой позиции в районе Мукхо, вступила в бой с эскадренным миноносцем, приблизившимся к берегу на дистанцию 20 кабельтовых. Батарея первой открыла огонь и сразу же добилась попаданий. Корабль открыл ответный огонь и немедленно отошел от берега в море. На нем была снесена дымовая труба, поврежден ходовой мостик и, по-видимому, повреждена машина, так как он резко снизил скорость.

12 октября три эскадренных миноносца пытались приблизиться к порту Вонсан. Корабль, шедший головным, подорвался на мине, два других поспешили к нему на помощь. Две 76-мм батареи с п-ва Нахимова и о. Анненкова открыли по кораблям огонь. Получив повреждения, эскадренные миноносцы вышли из зоны обстрела батарей.

14 июня 1951 года вблизи Сончжиня тральщик “Томпсон” подошел к берегу примерно на 3 км. Внезапно по нему открыла огонь четырехорудийная батарея. Ведя ответный огонь, тральщик на максимальной скорости начал отходить. Но, прежде чем ему удалось выйти из зоны огня, он получил 13 попаданий, при этом 3 человека были убиты и 3 ранены, сильно пострадали центральный артиллерийский пост, радиорубка и радиолокационная станция.

В результате огня артиллерийских батарей было потоплено два фрегата, четыре десантных корабля, одна шхуна, пять баркасов, повреждено 12 эскадренных миноносцев, два фрегата и один тральщик. Однако огонь артиллерийских батарей по бронированным крейсерам и по эскадренным миноносцам, обстреливавшим береговые объекты с больших дистанций, был малоэффективным.

В апреле 1951 года для организации обороны побережья от десантов и артиллерийских обстрелов с моря ВМФ КНДР было выделено 56 107-мм орудий и 48 76-мм орудий, позже были сформированы артиллерийско-пулеметные бригады.

17 июля 1951 года в заливе Юнгхин находился отряд кораблей противника, блокировавший порт Вонсан, в составе трех эскадренных миноносцев, двух минометных кораблей, двух тральщиков, двух транспортов, танкера и госпитального судна. Тральщики производили траление, эскадренные миноносцы на малом ходу обстреливали береговые объекты, остальные корабли и суда стояли на якоре. На побережье залива было установлено шесть артиллерийских батарей. В 15 ч все батареи по установленному сигналу открыли огонь по кораблям. Эскадренные миноносцы увеличили ход и, двигаясь по кругу, открыли ответный огонь по батареям. В 17 ч 30 мин в круг вошли два минометных корабля и произвели по залпу из реактивных установок. Береговые батареи израсходовали 191 снаряд 107-мм калибра и 82 снаряда 76-мм калибра. Наблюдались попадания в эскадренные миноносцы и минометные корабли, но они продолжали засыпать батареи снарядами. С 16 до 19 ч корабли выпустили свыше 2 тыс. снарядов. Учитывая ограниченный запас снарядов и недостаточную эффективность огня береговых батарей, был отдан приказ прекратить огонь, укрыть материальную часть и личный состав. Утром 18 июля в заливе Юнгхин появились линейный корабль, крейсер и пять эскадренных миноносцев. Крейсер и эскадренные миноносцы возобновили обстрел батарей. Из шести батарей были разрушены позиции только двух. Однако и остальные батареи были подавлены и не могли оказывать сопротивление.

Действия торпедных катеров

Как минимум одна атака торпедных катеров ВМФ КНДР также увенчалась успехом. В полночь 2 июля 1950 года из базы Сокчё с задачей поиска и уничтожения кораблей противника вышел отряд ТКА ВМФ КНДР. В 4 ч 20 мин в районе восточнее Чумунжина катера обнаружили мачты крупных кораблей и пошли на сближение с ними. Отряд противника состоял из тяжелого крейсера типа Baltimor, легкого крейсера типа «Ямайка» и эскадренного миноносца. Катера находились на фоне темного берега и не были обнаружены до момента выпуска торпед. Противник не ожидал такой дерзкой атаки со стороны торпедных катеров КНДР, вследствие чего на кораблях было ослаблено наблюдение за водной поверхностью. Внезапность обеспечила успех атаки торпедных катеров, торпеды были выпущены с дистанции 2-3 кабельтовых. В тяжелый крейсер попали две-три торпеды, и одна торпеда взорвалась у борта легкого крейсера. Оба корабля получили повреждения, но дошли до своей базы. В этом бою огнем с кораблей противника два торпедных катера КНДР были потоплены, третий получил повреждения и выбросился на берег. Только одному катеру, который атаковал первым и использовал дымовую завесу для отрыва от противника, удалось дойти до своей базы.

ВМС Южной Кореи

Военно-морские силы Южной Кореи (ROKN - ROK Navy) были образованы в 1948 году на базе береговой охраны, созданной за время американской оккупации. Командование и штаб флота находились в Сеуле, главная база располагалась в Чинхэ к западу от Пусана, вторая база флота располагалась в Инчхоне. Кроме того, пункты базирования ВМС были созданы в Мукхо и Пхохане на восточном побережье Японского моря, в Пусане и Йосу на юге, и в Мокпхо и Кунсане на берегу Жёлтого моря.

К началу войны ВМС Южной Кореи состояли из пяти дивизионов (отрядов) кораблей (1, 2, 3-й, учебный и отряд военно-морской базы в Чинхэ), полка морской пехоты, девяти отрядов береговой охраны, двух военно-морских учебных заведений, и насчитывали 15 тысяч человек, из них 6956 человек на 71 корабле. В их числе были: 1 охотник за подводными лодками PC-701 Bak Du San, 21 тральщик (JML-301, JML-302, JML-303, JML-304, JML-305, JML-306, JML-307, YMS-501, YMS-502, YMS-503, YMS-504, YMS-506, YMS-507, YMS-509, YMS-510, YMS-512, YMS-513, YMS-514, YMS-515, YMS-516, YMS-518), 1 десантный корабль LST Q-007, 43 вспомогательных судна (в том числе Munsan, бывший американский LST-120, переданный в 1947 году).

Ни один из южнокорейских кораблей на западном и южном побережьях не мог оказать противодействия северокорейским десантам на восточном побережье. Однако первый морской бой состоялся уже 25 июня 1950 года. К северо-востоку от Пусана охотник за подводными лодками PC-701 Bak Du San (командир – коммандер Nam Choi Yong) столкнулся 1000-тонным вооружённым пароходом (по некоторым данным - бывшим японским) приблизительно с 600 северокорейскими солдатами и потопил его. На транспорте находился 3-й батальон 766-го полка КНА, имевшего задачу высадиться и захватить порт Пусан.

Флот Южной Кореи в ходе войны имел в своем составе до 38 тральщиков типа УМС, 10 сторожевых катеров и 20 вспомогательных судов.

Действия ВМС США

США располагали в непосредственной близости от Корейского полуострова значительными силами из состава главного командования ВС страны на Дальнем Востоке со штабом в Токио под руководством генерала Д. Макартура. В Японии дислоцировалась 8-я армия (3 пехотные и кавалерийская дивизии), на островах Рюкю и Гуам - по отдельному пехотному полку. ВВС США были представлены 5-й воздушной армией (ВА) в Японии, 20 ВА - на о. Окинава, 13 ВА - на Филиппинах.

В составе ВМС США в регионе находилось 26 кораблей 7-го флота (авианосец, 2 крейсера, 12 эсминцев, 4 подводные лодки, около 140 самолетов). Общая численность группировки ВС США, которая могла быть использована в военных действиях на Корейском полуострове в сравнительно короткие сроки, приближалась к 200 тыс. человек. Особенно мощной являлась авиационная составляющая войск США в регионе - 1040 самолетов, в том числе 730 - в Японии.

В начале июля 1950 года президент США Гарри Трумэн, ссылаясь на просьбу Совета Безопасности о предоставлении помощи Южной Корее, отдал приказ об установлении морской блокады на всем корейском побережье.

Цели морской блокады - запрещение подвоза воинских грузов морем со стороны дружественных Северной Корее стран и подрыв ее обороноспособности, затруднение деятельности малочисленного флота и пресечение прибрежных перевозок, в том числе и по сухопутным коммуникациям. К концу лета 1950 года блокадные силы были сведены в оперативное соединение, командовал которым контр-адмирал Хартман. Численность кораблей основных классов ВМС США, привлеченных для действий в Корее, увеличилась до 89 единиц.

Операции США и Южной Кореи на море сводились к препятствованию Северной Кореи обеспечивать свою армию гуманитарными грузами по морю, а также в подавлении береговой артиллерии. Однако, всё это осложнялось физико-географическими трудностями, такими как сильные течения, илистое мелководье и многочисленные подводные скалы.

В период с мая 1951 года по март 1952 года корабли ВМС США расстреляли по целям на Корейском полуострове 414 000 артиллерийских боеприпасов (90% - 127-мм снаряды; остальные - калибра 152, 203 и 406 мм).

Руководство США, стремясь пропустить через корейский ТВД возможно большее количество кораблей своих ВМС, привлекло для боевых действий в общей сложности около 575 кораблей (в том числе 4 линейных корабля, 8 авианосцев и 8 крейсеров). Всего в войне в Корее приняли участие 265000 военнослужащих ВМС США. Официальные потери составили 475 человек убитыми, 1576 ранеными и 4043 человека умерли от травм и болезней.

Участие флотов других стран коалиции ООН

В боевых действиях в Корее принимали участие многонациональные силы ООН - войска государств, поддержавших резолюцию Совета Безопасности (СБ) ООН от 27 июня 1950 года об оказании военной помощи Южной Корее в начавшейся войне с КНДР. Среди них: Австралия, Бельгия, Великобритания, Греция, Канада, Колумбия, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Таиланд, Турция, Филиппины, Франция, Эфиопия и Южно-Африканский Союз. Военно-медицинские подразделения предоставили Индия, Италия, Норвегия, Швеция. Совокупно численность южной коалиции войск колебалась в пределах от 900 тыс. до 1,1 млн человек, в том числе ВС РК - до 600 тыс. человек, ВС США - до 400 тыс., ВС вышеуказанных союзников - до 100 тыс. человек.

Королевские ВМС Великобритании выделили в общей сложности около 50 кораблей разных классов (в том числе 4 легких авианосца и 10 легких крейсеров) для действий у берегов Кореи. К концу 1950 года численность кораблей основных классов ВМС Великобритании у Корейского полуострова выросла с 20 до 27 единиц.

Королевские ВМС Канады (Royal Canadian Navy - RCN) направили к берегам Кореи в общей сложности 8 эсминцев и 3621 человек личного состава экипажей в период с 1950 по 1955 годы. Первыми на ТВД к берегам Японии 30 июля 1950 года прибыли эсминцы DDE218 Cayuga, DD225 Sioux и DDE219 Athabaskan, к которым впоследствии присоединились DDE213 Nootka, DDE215 Haida, DDE216 Huron, DDE217 Iroquois и DDE228 Crusader. В задачи кораблей ВМС Канады входило обеспечение морской блокады побережья территории Северной Кореи и обстрелы береговых объектов, в первую очередь железнодорожных составов. Первое боевое соприкосновение с северокорейской береговой батареей произошло в середине января 1951 года во время обстрела побережья Инчхона. По канадской версии огонь северокорейских пушек был неточным и двумя залпами эсминцы заставили их замолчать. Единственная потеря в личном составе канадских кораблей зафиксирована официально на ЭМ Iroquois (командир кэптен William Landymore, впоследствии главнокомандующий ВМС Канады), когда тот во время патрулирования восточного побережья полуострова 2 октября 1952 года попал под огонь береговой батареи. В результате 3 члена экипажа погибли и 10 были ранены. Всего канадские корабли записали на свой счет 8 уничтоженных северокорейских железнодорожных эшелонов, при этом три из них приходятся на ЭМ Iroquois.

Часть кораблей королевских ВМС Австралии по окончании Второй мировой войны базировалась в Японии и Гонконге, поэтому уже 29 июня 1950 года премьер-министр Австралии Роберт Мензис сделал заявление, что фрегат HMAS Shoalhaven и эсминец HMAS Bataan переходят под командование силами ООН в Корее. Первая боевая операция с участием австралийских боевых кораблей началась 1 июля - фрегат Shoalhaven сопровождал конвой американских транспортов с боеприпасами из Японии в Пусан. 27 июля 1950 года у берегов Кореи появился эсминец Warramunga. Всего до 1955 года в водах полуострова Корея побывало 11 кораблей ВМС Австралии, включая два авианосца (R17 Sydney и R71 Vengeance), пять эсминцев (Arunta, Anzac, Bataan, Tobruk и Warramunga) и четыре фрегата (Culgoa, Condamine, Murchison и Shoalhaven), на борту которых находилось 5771 человек экипажей. Самолеты АВ Sydney (истребители Sea Fury 805- и 808-й эскадрилий и Firefly из 817-й эскадрильи ВМС) совершили 2700 боевых вылетов, потеряв трех летчиков и 9 машин.

Из состава военно-морских флотов Канады, Австралии, Новой Зеландии, Франции и Голландии в боевых действиях в разное время в водах Кореи принимало участие до 32 кораблей разных классов (в том числе легкий авианосец и 10 эскадренных миноносцев).

Замена кораблей флотов США, Англии, Канады и других стран-участниц военных действий в Корее производилась, как правило, через 5–7 месяцев.

Силы 7-го объединенного флота военно-морских сил ООН организационно сводились в следующие постоянно действующие оперативные соединения:

  • 72-е соединение, состоявшее из кораблей ВМС США, осуществляло прикрытие о. Тайвань с моря.
  • 77-е авианосное соединение, имевшее в своем составе корабли ВМС США (3–4 авианосца, 2–3 крейсера и 15–20 эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей), постоянно осуществляло блокаду восточного побережья Кореи и выполняло в этом районе другие боевые задачи.
  • 79-е соединение обслуживания состояло из вспомогательных судов ВМС США и сил охранения.
  • 90-е десантное соединение имело в своем составе десантные корабли, десантные транспорты, сухогрузные транспорты ВМС США и силы охранения (эскадренные миноносцы и сторожевые корабли). Оно осуществляло перевозки войск, техники и вооружения между Японией и Кореей.
  • 92-е соединение обслуживания состояло из сухогрузных транспортов ВМС США и Великобритании, танкеров и других вспомогательных судов, а также сил охранения. Это соединение обеспечивало боеприпасами, топливом и продовольствием корабли ВМС США, действовавшие у восточного и западного побережья Кореи.
  • 95-е соединение имело в своем составе боевые корабли ВМС стран-участниц многонациональных сил ООН, действовавших в водах Кореи (обычно включало 1–2 авианосца, 2–3 крейсера, 15–20 эскадренных миноносцев, 15–20 сторожевых кораблей и 10–15 тральщиков). Оно постоянно осуществляло блокаду западного побережья Кореи.

Кроме этих постоянно действовавших соединений, в ходе боевых действий в Корее создавались также и другие соединения, в частности 70-е (корабли артиллерийской поддержки), 96-е (силы охранения), 99-е (разведывательное) и др.

Нанесение артиллерийских ударов по портам и другим береговым объектам осуществлялось как одиночными кораблями, так и отрядами кораблей в составе 1–2 крейсеров, 2–5 эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей. Эпизодически обстрелы производились более крупными соединениями кораблей в составе линейного корабля, 2–3 крейсеров, 6–8 эскадренных миноносцев и 4–5 сторожевых кораблей.

По данным штаба 7-го объединенного флота военно-морских сил ООН, надводные корабли для действия по береговым объектам в период с июня 1950 года по июнь 1953 года израсходовали 4 069 626 снарядов калибром от 406 до 127 мм общим весом более 75 тыс. т.

Итоги войны

Корейская война была первым вооружённым конфликтом времён холодной войны и явилась прообразом многих последующих конфликтов. Она создала модель локальной войны, когда две сверхдержавы воюют на ограниченной территории без применения ядерного оружия.

На территории Корейского полуострова было разрушено более 80 % промышленной и транспортной инфраструктуры обоих государств, три четверти правительственных учреждений, около половины всего жилищного фонда.

По завершении войны полуостров остался разделённым на зоны влияния СССР и США. Американские войска остались в Южной Корее в качестве миротворческого контингента.

Корейской войной 1950-1953 годов принято называть локальный военный конфликт между двумя противоборствующими частями некогда одной страны, которая разделилась после Второй мировой войны на Южную и Северную Корею. На самом деле это была опосредованная война, которую руками корейского народа вели две военно-политические системы – «советская» и «американская». Прокоммунистическую Северную Корею поддерживали СССР и Китай, участие которых в этом конфликте было неофициальным. В боевых действиях на стороне Южной Кореи принимали участие миротворческие силы ООН.

В Пхеньяне эту войну называют Отечественной Освободительной, а в Сеуле её именуют «Смута или Инцидент 25 июня».

Этот военный конфликт, случившийся более полувека назад, официально так и не закончен, поскольку об окончании его заявлений не поступало. А противостояние между двумя Кореями продолжается и в наши дни.

Причины, приведшие Корею к войне

Предвидеть такое развитие событий можно было еще летом 1945 года, когда на территории Корейского полуострова появились солдаты армий СССР и США. А после того, как Вторая мировая закончилась, и полуостров временно разделился на северную и южную части по 38 параллели, конфронтация между ними стала все ощутимее, хотя предполагалось, что со временем Корея должна стать единой страной. Но началась «холодная» война, и в условиях противостояния двух противоборствующих мировых систем договориться о воссоединении стало практически невозможно. Поэтому Северная Корея развивалась под патронатом Советского Союза и стала коммунистической страной, а Южная Корея больше ориентировалась на США и пошла по капиталистическому пути развития. Но и генеральный секретарь Ким Ир Сен, и президент Ли Сын Манн стремились к объединению, но каждый видел единую Корею под своим руководством. И в то же время оба лидера понимали, что без применения силы им не обойтись, поэтому готовились к войне.

Также к военным действиям Сеул и Пхеньян подталкивала политическая обстановка, сложившаяся в мире: обострение «холодной» войны, появление советского ядерного оружия, создание Китайской Народной Республики. Ну, а самой главной причиной войны было вмешательство сильных держав мира во внутренние дела Кореи с целью проводить свою политику на Корейском полуострове.

Ход войны

До 1950 года советские и американские войска покинули территорию полуострова, оставив там не только боевую технику, но и своих военных советников.

Стычки вдоль линии разграничения двух Корей происходили регулярно, и ситуация оставалась крайне напряженной пока 25 июня 1950 года не переросла в вооруженный конфликт, который начался с неожиданного наступления северокорейских войск.

В Совете Безопасности ООН корейский вопрос обсуждали в тот же день, и в результате пришли к соглашению оказать Южной Корее военную помощь, а Северную Корею в ультимативной форме обязали вывести свои военные силы с южных территорий. Такие решения удалось принять, поскольку в это время представитель от Советского Союза отказался участвовать в заседаниях Совета Безопасности и не смог воспользоваться правом вето.

27 июня американские военно-воздушные и военно-морские силы, а 1 июля сухопутные войска прибыли для участия в Корейской войне. Кроме США в боевые действия вступили воинские формирования еще 16 государств.

Первоначально северокорейская армия действовала весьма успешно, и ей удалось обратить в бегство южнокорейские войска вместе с миротворческими силами. Северяне успешно повели военные операции в районе Сувона, Сеула, Нактогана, Тэджона и Пусана и в результате оккупировали большую часть южнокорейской территории. Войска противника оказались прижаты к морю в районе порта Пусан.

Верховный главнокомандующий миротворческими войсками в Корее генерал Дуглас Макартур не только сумел грамотно организовать оборону порта Пусан, но и осуществил контрнаступление с высадкой американского десанта в порту Инчхон. 15 сентября Инчхон был взят, а объединенные силы миротворцев ООН и южнокорейской армии успешно двигаясь вперед, отвоевали ранее потерянные территории. Северокорейские войска оказались отброшены до самой границы с Китаем. А это значило, что вся территория Корейского полуострова может оказаться оккупирована американскими и южнокорейскими силами. Поэтому, чтобы не допустить такого развития событий, Советский Союз и Китай приняли решение прийти на помощь своему союзнику. И уже к началу ноября китайские войска (их называли «китайскими народными добровольцами») и советские истребители МиГ-15 оказались на территории Кореи.

До января 1951 года военные действия шли с переменным успехом, но ни одна сторона не добилась существенных результатов. К июлю 1951 года войска противников заняли позиции приблизительно по 38 параллели, то есть оказались там, где и начиналась война год назад.

В июле 1951 года противники заговорили о перемирии. Хотя переговоры и начались, но боевые действия все также продолжались. Теперь боевые действия переместились в воздух, где соперничали американские и советские пилоты.

Весной 1953 года умер И.В.Сталин, и в СССР решили, что пришло время прекращать эту войну. Без помощи Советского Союза Северная Корея не рискнула продолжать боевые действия.

Поэтому уже 27 июля 1953 года в деревеньке Пханмунджом на границе Северной и Южной Кореи было подписано соглашение о прекращении боевых действий, что, по сути, означало конец Корейской войны. Согласно этому соглашению между двумя государствами устанавливалась 4 км нейтральная демилитаризованная полоса, а также определены правила возвращения военнопленных.

Итоги

В этой войне обе стороны понесли огромные людские потери. Среди воевавших на стороне Северной Кореи было убито и ранено более 1,5 миллиона человек, среди них около 900 тысяч китайцев. Потери южан достигли почти миллиона человек, более 150 тысяч из которых были американцами. Потери среди мирного населения Корейского полуострова достигли порядка 3 миллионов человек.

Кроме человеческих жертв также пострадала корейская промышленность, 80 % которой было уничтожено. В результате весь полуостров оказался на грани гуманитарной катастрофы.

Владимир Петровский, доктор политических наук, академик Академии военных наук, президент Российского национального совета мира

Когда возникает конфликт между двумя маленькими странами, вмешивается ООН – конфликт исчезает. Когда в конфликт между маленькой страной и большой вмешивается ООН – маленькая страна исчезает. Когда ссорятся две большие страны, вмешивается ООН – ООН исчезает…

Из политического фольклора

Войну 1950–1953 гг. в Корее принято считать локальной, хотя это был самый масштабный и кровопролитный конфликт после Второй мировой войны, унесший несколько миллионов жизней. Эту войну именуют неизвестной и забытой, ее хронику упрятали в архивы и спецхраны. Опыт этой войны не был востребован, многие ее герои пребывают в безвестности, а павшие похоронены тайно в чужой земле.

Война началась 25 июня 1950 г. с внезапного нападения Северной Кореи (КНДР) на Южную (Республику Корея). Это нападение было осуществлено с согласия и при поддержке Советского Союза. Северокорейские войска, быстро продвинувшись за разделявшую две страны 38-ю параллель, с ходу овладели столицей Южной Кореи Сеулом. Совет Безопасности ООН признал Пхеньян агрессором и призвал все государства - члены ООН оказать помощь Южной Корее. Кроме США, свои войска в Корею послали Англия, Турция, Бельгия, Греция, Колумбия, Индия, Филиппины и Таиланд, – всего в составе войск ООН воевали представители 16 государств.

Корейская война стала первым серьезным испытанием на прочность для только что созданной державами-победительницами Организации Объединенных Наций. В условиях разгоравшейся холодной войны, которая чуть было не переросла в войну горячую, мировую, с применением оружия массового уничтожения, – великие державы, отбросив взаимные обещания, пережили сильнейший соблазн действовать исключительно во имя своих интересов и амбиций, в ущерб логике компромисса и коллективного действия. Это не в последнюю очередь касается СССР и советской внешней политики.

Не случайно опыт коллективных действий ООН в период корейского кризиса целенаправленно искажался или замалчивался официальной советской историографией. Сейчас, в год 60-летнего юбилея начала Корейской войны, к этому опыту стоит вернуться и осмыслить его заново.

Как отмечает Герман Ким, зав. отделом корееведения Института востоковедения РАН, «Даже беглый обзор советской историографии Корейской войны приводит к выводу, что она была предопределена идеологическими целями и посему полна ложных стереотипов… советская версия Корейской войны, действовавшая около пятидесяти лет вкратце сводилась к следующему: Война была подготовлена проамериканским южнокорейским режимом, войска которого первыми напали на КНДР. Американские войска, вторглись в Северную Корею, чиня чудовищные преступления, но героизм корейских трудящихся при помощи пролетарской солидарности привел к славной победе» (http://world.lib.ru/k/kim_o_i/w1rtf.shtml, с. 4-6.).

Автор, не будучи военным историком, равно как и специалистом по истории Кореи, не претендует на какие-либо суждения и выводы, касающиеся хода и исхода самой Корейской войны, а также состояния и развития корейского общества в рассматриваемый период. Однако военные действия на Корейском полуострове и дипломатические баталии вокруг Корейской войны были переплетены в ее ходе столь тесно, что полностью абстрагировать их друг от друга не представляется возможным. Только сейчас, в нашу пост-биполярную эпоху, когда ООН получает настоящие возможности для работы в соответствии со своим Уставом, мы можем по достоинству оценить смысл и содержание конфронтационной политики времен холодной войны, ее опасность и ущербность.

Итак, середина 1940-х, окончание Второй мировой. Державы-победительницы делят сферы влияния, создают ООН как механизм согласования своих интересов, инструмент коллективного международного действия. Война в Азии и на Тихом океане завершена, японский милитаризм повержен.

Накануне, в Каирской декларации 1943 г. державы-победительницы заявили, что в будущем «Корея станет свободной и независимой». США и СССР согласились, что Корея будет разделена по 38-й параллели на северную и южную зоны с целью более эффективной капитуляции японской армии. В августе 1945 советские войска вошли в Корею. Американские вооруженные силы высадились на юге Кореи в сентябре 1945.

Положение в Корее было предметом обсуждения на Московском совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в декабре 1945 г. Согласованный проект послевоенного устройства Кореи, в частности, предусматривал:

«1. В целях восстановления Кореи как независимого государства, создания условий для развития страны на демократических началах и скорейшей ликвидации пагубных последствий длительного японского господства в Корее создается Временное Корейское Демократическое Правительство, которое будет принимать все необходимые меры для развития промышленности, транспорта и сельского хозяйства Кореи и национальной культуры корейского народа.

2. Для оказания содействия образованию Временного Корейского Правительства и для предварительной разработки соответствующих мероприятий создать совместную Комиссию из представителей командования американских войск в Южной Корее и командования советских войск в Северной Корее» («Правда», 28 декабря 1945 г.).

20 марта 1946 г. в Сеуле совместная Советско-американская комиссия приступила к подготовке рекомендаций относительно состава временного демократического правительства путем консультаций с демократическими организациями Кореи и к разработке мер помощи и содействия политическому, экономическому и социальному прогрессу корейского народа. Трудности в работе комиссии возникли сразу же, как только встал вопрос о выборе конкретных организаций для консультаций, – слишком разными были представления у СССР и США о демократии. В конечном итоге работа комиссии зашла в тупик, и Соединенные Штаты вынесли корейский вопрос на рассмотрение ООН.

Именно это можно считать точкой отсчета по-настоящему серьезных российско-американских противоречий по поводу будущего Кореи. Внешняя политика США, при всем своем идеологическом мессианстве (продвижение идеалов свободы и демократии по всему миру), все-таки основывалась на принципах компромисса и коллективного действия, и в этом смысле обращение к ООН было для американской дипломатии вполне естественным.

Сталинская же внешняя политика, столь же идеологизированная (расширение советской сферы влияния и продвижение идеалов социализма и коммунизма) компромиссов не знала. Для нее вынесение корейского вопроса на рассмотрение ООН было равносильно предательству, а сама ООН становилась не более чем площадкой для выяснения советско-американских отношений (и не только по поводу Кореи).

Американской дипломатии удалось добиться решения Генеральной Ассамблеи ООН о передаче вопроса о Корее на рассмотрение вновь созданной Временной комиссии ООН по Корее (UNTCOK), в состав которой вошли представители Австралии, Индии, Канады, Сальвадора. Сирии, Филиппин, Франции и Китая. Делегация СССР в голосовании не участвовала. Под наблюдением этой комиссии не позже 31 марта 1948 г. должны были состояться выборы в Национальное собрание, которое впоследствии сформировало бы единое для всей Кореи правительство.

В мае 1948. г. под наблюдением Временной комиссии ООН на Юге Кореи проведены парламентские выборы (СССР отказался допустить представителей комиссии на Север Кореи). В Южной Корее созывается Национальная ассамблея, принимается Конституция, 20 июля президентом страны избирается Ли Сын Ман. 15 августа 1948.г. в Сеуле провозглашена Республика Корея. Полномочия военной администрации США прекращены.

В эти же месяцы северокорейские коммунисты под патронажем СССР провозглашают свою государственность. 10 июля 1948.г. Временный народный комитет одобряет проект конституции. В сентябре Верховная народная ассамблея провозглашает создание Корейской Народно-Демократической Республики со столицей в Пхеньяне. Новое государство претендует на власть на всей территории Кореи. Премьер-министром назначен Ким Ир Сен.

Обратим внимание, что данные события разворачиваются на фоне резкого обострения советско-американских отношений, и это не просто совпадение. Эскалация холодной войны диктует свою логику: сталинская дипломатия берет курс на стычки и конфликты с Западом по всему спектру отношений. Так, 25 августа 1948 г. СССР разрывает дипломатические отношения с США, заявив, что американские власти насильно удерживают у себя двух советских учителей (США, в свою очередь, сообщают о том, что педагоги решили остаться добровольно).

12 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН признает правительство Южной Кореи в Сеуле законным правительством Кореи и рекомендует вывести оттуда оккупационные войска. 25 декабря 1948 г. Советский Союз заявляет о том, что вывел свои войска из Северной Кореи. При этом обе сверхдержавы продолжают наращивать свое присутствие на Корейском полуострове, а взаимный антагонизм двух корейских режимов лишь нарастает.

В таких условиях прямое столкновение Севера и Юга Кореи становится лишь вопросом времени. В июне 1950 г. начинается Корейская война. 25 июня США и Временная комиссия ООН по Корее сообщили ООН, что утром этого дня Корейская Республика подверглась нападению вооруженных сил Северной Кореи.

Днем 25 июня (по нью-йоркскому времени) по просьбе США для обсуждения корейского кризиса собрался Совет безопасности ООН, который принял резолюцию с требованием немедленно прекратить военные действия и вывести северокорейские войска с территории к югу от 38-й параллели. Через два дня, 27 июня, Совет безопасности принял вторую резолюцию – призывавшую «членов ООН предоставить Корейской Республике любую необходимую помощь для отражения вооруженного нападения и восстановления мира и безопасности в регионе». 7 июля 1950 по решению СБ ООН сформировалось объединённое командование войсками ООН в Корее во главе с США.

Последним шагом по солидаризации действий ООН стало принятое 7 июля Советом безопасности предложение странам, предоставившим свои воинские контингенты и иную помощь, передать их под общее командование во главе с США. В резолюции содержалась также просьба к США назначить командующего объединенными силами, и разрешалось использование флага ООН в операциях против северокорейских войск.

8 июля президент Трумэн назначил командующим вооруженными силами ООН в Корее генерала Дугласа Макартура, героя войны против Японии на Тихом океане. Помимо американских сил, составивших более 90% от общей численности войск ООН, в их состав свои вооруженные силы направили 16 государств, а 5 - медицинские подразделения.

Эти решения Совета безопасности ООН до сих пор до сих пор расцениваются как неправомерные в России, КНР и КНДР. Историки и специалисты по международному праву оспаривают их легитимность и статус – Постоянный представитель СССР при ООН Я.А. Малик в то время бойкотировал заседания Совета Безопасности и не смог воспользоваться своим правом вето.

Это еще одна малоизученная страница истории международных отношений. 13 января 1950 г. Совет безопасности ООН отвергает требование СССР исключить представителей китайских националистов (остров Формоза, ныне Тайвань) из ООН. В ответ советская делегация бойкотирует заседания ООН в течение 8 месяцев (до 1 августа). Это дает повод автоматически зачислять все решения Совета безопасности, принятые в этот период, в разряд незаконных. Бойкот, переходящий в шантаж – вполне в духе холодной войны и тогдашнего Министра иностранных дел СССР, дирижера сталинских процессов 1930-х гг. А.Я. Вышинского.

Различные толкования Устава ООН действительно дают повод ставить под сомнение вышеуказанные резолюции СБ ООН по Корее. Некоторые специалисты отмечают, что правомерность принудительных действий государств не оспаривается при наличии явно выраженного согласия Совета Безопасности. Проблемы возникают в случаях, когда этот орган ООН не может действовать из-за разногласий между его членами. Манипулируя призывом сделать хоть что-нибудь, государства ссылаются на бездействие или недостаточную эффективность мер, предпринимаемых Советом, как на основание для деятельности по решению других органов ООН, индивидуальной либо коллективной самообороны.

В этом смысле, полагает, например, Е. Довгань, резолюция 83(1950) от 27 июня 1950 г.: «[Совет Безопасности] рекомендует государствам - членам ООН предоставить Корейской Республике ту помощь, которая может оказаться необходимой для восстановления в этом районе международного мира и безопасности» – носит рекомендательный характер и не может считаться санкцией на обеспечение странами ее исполнения.

Однако, заключает тот же автор, цели резолюции 83(1950) уточняются в резолюции 84 (1950) от 7 июля 1950 г., которая призывает государства оказать помощь Корейской Республике в ее обороне против вооруженного нападения, т. е. данный документ свидетельствует о признании правомерности коллективной самообороны (Е. Довгань, «Обязательность резолюций Совета безопасности ООН в контексте принципа невмешательства во внутренние дела государств», Белорусский журнал международного права и международных отношений 2004- № , цит. по http://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=636&Itemi, с. 1, 2, 10.).

Среди российских корееведов и специалистов по международным отношениям преобладает сдержанно-скептический подход к оценке действий ООН после начала Корейской войны. Как полагают авторы отечественной монографии «Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории», с принятием резолюции СБ ООН № 83 «создавалась международно-правовая зацепка для создания многосторонних формирований… Хотя такое решение противоречило в принципе Уставу ООН». По их мнению, резолюции Совета безопасности №84 и 85 «завершили форсированный процесс правовой интернационализации Корейской войны». (А.В. Торкунов, В.И. Денисов, Вл.Ф. Ли, «Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории», М., ОЛМА Медиа Групп, 2008, с. 138, 139.)

Несовершенство Устава ООН и других норм международного права в случае открытой конфронтации интересов сверхдержав стало особенно очевидным именно с началом войны в Корее. Чтобы преодолеть патовую ситуацию в работе Совета безопасности ООН в условиях советского бойкота, Государственный секретарь США Д. Ачесон в октябре 1950 г. предложил план расширения возможностей ООН для отражения агрессии. По настоянию Соединенных Штатов в ноябре того же года V сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию “Единство в пользу мира”, по которой в случае угрозы миру или акта агрессии она наделялась правом принять меры, если Совет безопасности не может что-либо сделать из-за отсутствия единства среди его постоянных членов (СССР, естественно, заявил, что считает резолюцию незаконной).

Следует подчеркнуть, что Соединенные Штаты в целом последовательно придерживались логики коллективного действия в своей политике вокруг Корейского полуострова. По их настоянию в 1950 г. было учреждено Агентство ООН по восстановлению Кореи (UNKRA) для оказания гуманитарной и технической помощи населению Кореи, решения проблем беженцев и внутренне перемещенных лиц после фактического раздела страны в 1945 г., в ходе Корейской войны и после нее. Общий бюджет проектов UNKRA, в реализации которых в 1950-1958 гг. приняло участие 39 стран (из них 34 государства-члена ООН) превысил 148 млн. долларов.

Ситуация в ходе Корейской войны быстро и драматично менялась. Силы противоборствующих сторон неоднократно пересекали 38-ю параллель, Сеул и Пхеньян переходили из рук в руки. К концу октября 1950 г. силы ООН под командованием США вышли к реке Ялуцзян на корейско-китайской границе.

Успехи американских и южнокорейских войск обеспокоили Китай. В течение октября на фронт было переброшено 180 тысяч так называемых «китайских народных добровольцев», в действительности представлявших собой солдат регулярной армии, действовавших по приказу командования. Еще через месяц их численность достигла полумиллиона. 27 ноября китайские войска внезапно атаковали американцев и оттеснили их за 38-ю параллель. С этого момента со стороны Северной Кореи война велась преимущественно силами китайской армии. В начале января 1951 года китайские и северокорейские силы вновь захватили Сеул, но в конце месяца американская 8-я армия перешла в контрнаступление. К исходу марта китайские войска были отброшены за прежнюю демаркационную линию.
В этот момент в американском военно-политическом руководстве выявились разногласия. Генерал Макартур предлагал нанести удар по китайской территории к северу от реки Ялуцзян, не останавливаясь перед применением ядерного оружия. Президент Трумэн отверг этот план, считая, что США в результате могут быть втянуты в третью мировую войну против Советского Союза и Китая.

Как отмечает А.В. Торкунов, «в эти критические дни мировое сообщество находилось на последней грани, отделявшей его от ядерной катастрофы. Помимо сражавшихся на фронтах советских ВВС, на границе с КНДР стояли наготове пять советских бронетанковых дивизий, в повышенной боевой готовности находился Тихоокеанский флот, включая боевые корабли в Порт-Артуре» (http://torkunov.mgimo.ru/ _koreya.php).

В начале 1953 г. Гарри Трумэна в Белом доме сменил Дуайт Эйзенхауэр. Он пригрозил Китаю применением ядерного оружия, если Пекин не будет сговорчив в вопросе о перемирии в Корее. В марте 1953 г. умер Сталин, и советская внешняя политика стала заметно сдержаннее. 27 июля 1953 года в местечке Пханьмыньчжон вблизи 38-й параллели было достигнуто соглашение о прекращении огня. Корея оказалась разделена по 38-й параллели на Корейскую Народно-Демократическую Республику и Республику Корея.

В Корейской войне никто не победил. Мирного договора между Севером и Югом нет до сего дня. До сих пор на 38-параллели под флагом ООН дислоцированы американские войска, что вызывает непрекращающиеся протесты со стороны КНДР.

Общие потери сторон в Корейской войне составили, по некоторым оценкам, 2,5 миллиона человек. Из этого числа примерно 1 миллион приходится на потери китайской армии. Армия Северной Кореи потеряла вдвое меньше - около полумиллиона человек. Вооруженные силы Южной Кореи недосчитались примерно четверти миллиона человек. Потери американских войск составили 33 тысячи убитыми, войска других государств, сражавшихся под флагом ООН, потеряли погибшими несколько тысяч человек. Не менее 600 тысяч человек приходится на убитых и раненых мирных жителей Северной и Южной Кореи.

А как измерить боль и страдания корейцев за все эти 60 лет, драму разделенной нации?

Уроки многосторонней дипломатии в вокруг Корейской войны рамках ООН актуальны сегодня как никогда. Роль превентивной дипломатии и урегулирования международных конфликтов становится все более важной с появлением новых вызовов и угроз, ответ на которые не может ограничиваться традиционными военными средствами, а требует все более активного применения политико-дипломатических методов и согласованных международных усилий.

В этой связи возрастает значение многосторонних механизмов обеспечения безопасности, а также их способности взаимодействовать между собой, руководствуясь принципами общей (взаимной) безопасности. Идея взаимной безопасности государств – это проекция во внешний мир внутреннего способа разрешения конфликтов, характерного для демократического общества.

У демократического государства нет моральной мотивации для экспансии, образования какого-то центра силы, который диктовал бы другим народам, как им надо обустраивать свою жизнь. Утверждению либеральной демократии сопутствовал естественный конец колониализма и начало попыток создать устойчивую систему международной безопасности.

Со времен Корейской войны перед международным сообществом по-прежнему стоит трудная дилемма – упор на коллективные действия принижает значение одностороннего реагирования на конфликт или акт агрессии или терроризма, которое может быть менее мощным, но более оперативным. Преимущества многосторонности – большая мощь при меньшей гибкости.

Кроме того, автоматическое реагирование на акт агрессии само по себе может способствовать эскалации конфликта. Подчеркивание безусловного характера status quo ante bellum при реагировании на акт агрессии может еще более усложнить ситуацию, поскольку часто даже посредники в ходе конфликта спорят между собой, кто явился агрессором в том или ином конкретном случае.

Необходимость срочного реагирования на кризисную или конфликтную ситуацию подчас создает соблазн одностороннего силового вмешательства, тем более что механизм многосторонних консультаций и согласования интересов заинтересованных акторов международной системы не вполне отработан. Особенно это касается наиболее важных вопросов международной безопасности, обсуждаемых в Совете безопасности ООН. И недавняя война в Ираке это наглядно показала.

В конечном итоге, полагают многие эксперты, все решения по применению военной силы являются односторонними, в том смысле, что они принимаются государствами, но, по соображениям благоразумия и принципиальности, они должны приниматься с учетом мнения и интересов других государств, чтобы обеспечить их поддержку». Такой подход можно охарактеризовать как «односторонность по необходимости и многосторонность по возможности». (Walter B. Slocombe, Force, Pre-emption and Legitimacy, Survival, vol. 45, no 1, Spring 2003, p. 119.)

Увы, необходимость и возможность редко могут гармонично сочетаться в мировой политике. Дебаты по поводу возможности применения военной силы в Ираке привели к расколу в Совете безопасности ООН, ЕС и НАТО, поставив под сомнение саму способность ведущих держав действовать согласовано, реагируя на региональный кризис или конфликт.

Частью проблемы является несовершенство норм международного права, не предусматривающих адекватных (как по срокам, так и по силе воздействия) механизмов коллективного вмешательства, особенно если речь идее о применении силы.

Конечно, реформы норм международного права и Совета Безопасности ООН помогли бы снизить необходимость применения односторонних превентивных и упреждающих мер военного характера. Однако эти реформы сами по себе требуют длительных консультаций и согласований, которые отнюдь не гарантируют достижения взаимоприемлемого результата.

Это тем более верно, если учесть, что мировая политика переживает переходный период. Процесс создания сообщества ведущих государств еще не завершен. Глобальные нормы, правила и законы формируются, но пока носят скорее теоретический, чем практически-реальный характер. Потребуется время для того, чтобы даже согласованные нормы, правила и принципы могли бы трансформироваться в процедуры координации политики и совместного принятия решений.

Поскольку достижение консенсуса среди ведущих держав по поводу международно-правового оформления допустимости избирательного применения силы в настоящее время маловероятно, диалог в сфере безопасности помог бы сблизить позиции стран по вопросу о целесообразности упреждающих ударов в случае неотвратимой угрозы. Согласование разумных и транспарентных критериев неотвратимой угрозы могло бы создать правовую базу для коллективных действий, как под эгидой Совбеза ООН, так и в рамках создаваемых международных коалиций. (Robert . Litwak, The New Calculus of Pre-Emption, Survival, vol. 44, no 4, Winter 2002-03, p. 73.)

Согласованным критериям неотвратимой угрозы должно соответствовать и избирательное применение различных средств давления и вмешательства, от мер превентивной дипломатии и санкций до нанесения предупредительных ударов. В этой связи эксперты проводят различие между превентивными (prevention) и предупредительными (pre-emption) мерами, относя последние к мерам исключительно военного характера (упреждающий удар), в то время как превентивные меры предусматривают использование военной силы лишь в качестве крайнего средства. (Robert . Litwak, The New Calculus of Pre-Emption, p. 54.)

Международные дебаты вокруг войны в Ираке обострили и еще одну актуальную проблему современного международного сообщества – проблему лидерства. При всей важности согласования интересов и координации политики адекватное кризисное реагирование требует эффективного лидерства, когда ведущая держава (или коалиция ведущих держав) берут на себя руководство антикризисной или антитеррористической операцией, несут основное бремя расходов и издержек, а также ответственность за результат.

Так происходит сейчас в ходе действий международных сил содействия в обеспечении безопасности (ISAF) в Афганистане, так было при проведении военной операции сил коалиции во главе с США и Великобританией в Ираке. В последнем случае на администрацию Дж. Буша обрушился вал критики, поскольку ее стремление к односторонним действиям в Ираке расценивалось как принципиальный отказ от коалиционного строительства в сфере международной безопасности.

Ссылаясь на отказ прежней американской администрации от Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний, Киотского протокола и Международного уголовного суда, ее критики говорили о «культе односторонности», который распространяется из политической области в сферу военной стратегии, когда Соединенные Штаты стремятся в одиночку осуществлять антитеррористические и прочие военные операции, не советуясь с союзниками и партнерами, что вызывает озабоченность последних, особенно в Европе.

Глобальная безопасность требует общих институтов и правил для государств-акторов, а также повышенного внимания к предотвращению, сдерживанию или разрешению наиболее опасных региональных конфликтов. Любая серьезная стратегия обеспечения глобальной безопасности требует применения дипломатических средств, содействия развитию и военной силы в их сочетании. (Christoph Bertram, Shaping a Congenial Environment, In: One Year After: A Grand Strategy for the West?, Survival, vol. 44, no 4, Winter 2002-03, p. 142.)

Итак, односторонность или коллективное действие? Оптимальный баланс этих подходов определяет успех внешней политики государства в сегодняшнем и завтрашнем мире. Готовность действовать сообща и при этом избегать чрезмерно обязывающих обязательств, суверенитет и глобализация – таковы «Сцилла и Харибда» современной дипломатии.

Для России уроки Корейской войны особенно важны. Тогда Советский Союз, пытаясь расширить свою сферу влияния, поставил на карту весь свой международный авторитет, до предела обострив отношения с Западом, что чуть было не привело к развалу ООН и превращению холодной войны в горячую. Логика компромисса и коллективного действия оказалась отброшена в угоду продвижению идеологически мотивированных геополитических интересов.

После распада СССР Россия вступила в период длительной и подчас мучительной трансформации, переоценки ценностей и устоявшихся стереотипов. Не в последнюю очередь это касается российской внешней политики, которая не до конца еще избавилась от «имперской» парадигмы, ощущения былого, сверхдержавного величия, привычки делить мир на сферы интересов.

Последнее особенно важно. Ведь консерваторы, сторонники изоляционизма и просто те, кто бредят фантомными болями былой империи, любят ссылаться на классика-поэта (и дипломата, кстати), про то, что «умом Россию не понять». Однако в современном глобализующемся мире все стремятся быть друг для друга понятными и предсказуемыми. Иначе – изоляция в международной системе с непредсказуемыми последствиями.

Россия продолжает движение от империи к открытому миру, на ходу определяясь со своими интересами, ценностями и приоритетами. Не всегда этот путь гладок, а действия тех, кто творит политику, открыты для граждан. Но, похоже, главный вектор выбран все-таки правильно – в сторону открытости и предсказуемости.

,