Храм святителя николая в толмачах часы работы. Храм святителя николая в толмачах при государственной третьяковской галерее

Деревянная церковь Николая в Толмацкой слободе известна с начала XVII века. В Приходной книге Патриаршего приказа за 1625 год она называется «церковью великаго Чудотворца Николы, да в приделе Иван Предтеча, что за Москвой-рекой в Толмачах». Это лишь первое документальное упоминание храма, но точную дату постройки назвать сложно. Известно, что в 1657 году ей выделили землю под новое кладбище, потому что на прежнем уже не хватало места. Можно предположить, что раз приход был настолько большим, то и церковь появилась задолго до 1625 года. Престол храма был освящен в честь великого предстателя и покровителя Руси – Николая Чудотворца.

Татары, составлявшие значимую часть населения Толмачевской слободы, называли этого святого «русским Богом» – так много Никольских храмов было в Москве. Одно их перечисление заняло бы не один абзац. Упомяну лишь замоскворецкие: в Голутвине, в Заяицком, в Кузнецах, в Пыжах, на Берсеневке, в Пупышах. И еще часовня Николая Чудотворца у Каменного моста. Святой Николай жил на рубеже III и IV веков и был епископом в городе Миры в Малой Азии. Он прославился многими подвигами при жизни, но больше чудес произошло после его смерти. Нет на свете ни одной земли христианской, в которой бы не свершились чудеса святого Николая.

Существует множество житий святителя, описывающих земную жизнь Николая и чудеса по его успении. «Прииди в Русь и виждь, яко несть града, ни села, идеже не быша чудеса многа умножена святаго Николы», – пишет киевский книжник XI века. Чем объясняется столь сильное почитание на Руси архиепископа из греческого города Миры области Ликийской? Потомок Кия, легендарный князь Аскольд был одним из первых, кто принял крещение на Руси. Некоторые историки и исследователи считают, что и само Крещение Руси произошло не в 989 году, а на 133 года раньше – в 856-м. Князья Аскольд и Дир пошли походом на незащищенный Константинополь.

От неминуемой страшной гибели город спасло чудо, случившееся по молитве патриарха Фотия: налетевший неожиданно шторм разбил в щепки большую часть русских кораблей. Аскольд и Дир, пораженные этим чудом, крестились в Константинополе вместе со всем своим войском. В истории это событие называют «Аскольдово» Крещение Руси. Когда князья вернулись в Киев, их встретили недовольные горожане: мало того что Константинополь не захватили, так еще и в христианство перешли. Князь-язычник Олег решил захватить власть в Киеве, и православные князья Аскольд и Дир мешали ему. Лаврентьевская летопись повествует:

«И рече Олег к Асколодови и Дирови: «Вы неста князя, ни роду княжа, но аз есмь роду княжа». И вынесоша Игоря: «съ есть сын Рюриков». И оубиша Асколод и Дира, и несоша на гору и погребша и на горе, еже ся ныне завет Оугорское, где ныне Олмин двор; на тои могиле поставил божницю святого Николы, а Дирова могила за святаго Ориною». Аскольд в крещении принял имя Николай, поэтому на его могиле и была поставлена церковь иколы. Храм этот, по преданию, построили по повелению православной княгини Ольги. Получается, первый христианин на Руси носил имя Николай, а первая русская церковь была освящена в честь Мирликийского чудотворца.

В начале XI века в Киеве уже существовал Николаевский монастырь. В Софии Киевской долгое время хранилась чудотворная икона «Никола Мокрый», написанная в память о первом чуде святителя на Руси – дивном спасении младенца, утонувшего в Днепре. С тех самых пор не оставлял нашу страну святой Никола и всегда был заступником и молитвенником земли Русской. Николай был одновременно покровителем властителей, князей и заступником за простых людей во всех бедах и скорбях. Огромное количество пословиц, поговорок и песен ему посвящено. Каждый год 6 декабря – в день памяти святителя – мальчики ходили по домам, славили святого и пели в честь него особые стихи:

Микола, Микола святитель,
Можайский, Зарайский,
Морям проходитель,
Землям исповедник…
А ему, свету, слава,
Слава – держава,
Во всю его землю,
Во всю подселенну,
Слава до ныне
И века, аминь.

Так что нет ничего удивительного в том, что столько храмов в Москве освящено в честь святителя Николая Мирликийского. В конце XVII века к приходу церкви Николы в Толмачах были приписаны жители богатой Кадашевской слободы. Новыми прихожанами храма стали гости – отец и сын Кондратий и Лонгин Добрынины. «Гостями» на Руси называли купцов, занимавшихся торговлей с другими городами и странами. Благодаря гостям появились и гостиные дворы. Из-за возможности вести крупную торговлю гости были самыми богатыми купцами. Многие из них отличались набожностью, благочестием, твердой верой и возводили новые церкви во славу Господа.

Таковыми были и купцы Добрынины. Они в 1697 году выстроили на месте деревянной церкви Николая Чудотворца новый каменный храм, который состоял из двусветного четверика с декоративным пятиглавием, одностолпной трапезной и двухъярусной колокольни. Закомары церкви были украшены точно такими же декоративными раковинами с жемчужинами, как у Архангельского собора. По желанию храмоздателей главный престол стал Сошествия Святого Духа, а Никольский был перенесен в трапезную. В конце XVII века церковь именовалась по-разному: Иоанна Предтечи Ясовая (по приделу старой деревянной церкви), Духовская или Сошественская, что в Кадашеве.

В 1770 году прихожанка церкви Екатерина Демидова устроила придел Покрова. Она хотела, чтобы придел был освящен в честь иконы «Утоли моя печали», но в то время существовал запрет на освящение престолов во имя икон Богоматери. Поэтому Демидовой пришлось выбирать между Богородичными праздниками. По просьбе жертвовательницы в местном ряде иконостаса установили икону «Утоли моя печали» на самом почетном месте – слева от Царских врат. Тогда же был произведен крупный ремонт храма. После эпидемии чумы 1771 года прихожан и богатых благотворителей стало значительно меньше и благосостояние храма существенно сократилось.

В 1812 году произошло настоящее чудо: церковь Николы в Толмачах осталась невредимой в пожаре, хотя почти весь ее приход выгорел дотла. Веря в чудесную защиту Николы, жители слободы укрывались в церкви от огня. Покидая Москву, французы грабили храмы, наполненные золотом и серебром. Церковное имущество храма Николы в Толмачах было сохранено благодаря героической стойкости священника Иоанна Андреева. Он спрятал сокровища под полом и выдержал все пытки наполеоновских извергов. Вскоре отец Иоанн скончался от полученных ран. После изгнания французов Никольский храм был приписан к церкви Григория Неокесарийского.

Службы в Никольской церкви возобновились только в 1814 году. Через три года после одной из утренних служб в Покровском приделе священник нашел деревянный ковчег с частицами мощей святых, Ризы Господней и Ризы Богоматери. Этот ковчег стал главной святыней церкви Николы в Толмачах, защитившей приход от эпидемий 1830-40-х годов. В 1833 году старая колокольня немного наклонилась, а по стенам церкви пошли трещины. Храму потребовалась перестройка. Колокольня и трапезная были разобраны, и на их месте возведены в формах московского ампира новые по проекту архитектора Ф.М. Шестакова. В трапезной было устроено два симметричных придела.

Западный фасад выступил за красную линию, из-за чего усилилось доминирующее положение храма в застройке переулка. Внутри трапезная была отделана искусственным мрамором, который прекрасно сочетался с золочеными резными иконостасами и лепными карнизами. Настенная живопись тогда полностью отсутствовала. В церкви по-прежнему было три престола: главный Сошествия Святого Духа и два придельных – Святителя Николая и Покровский. На освящении Никольского придела присутствовал митрополит Московский Филарет, который произнес знаменитую проповедь «О пребывании благодати Божией в Церкви Христовой неотступно до скончания века».

Вскоре проявились недостатки искусственного мрамора, и в течение нескольких лет приходилось заниматься его вычинкой. В 1839 году забелили своды, а позже их покрыли живописью. Перестройка храма по проекту 1833 года завершилась лишь в 1858 году, когда в главном храме Сошествия Святого Духа растесали окна и двери, разобрали алтарь XVII века и на его фундаменте возвели новые апсиды с более высокими сводами. Стены и купол церкви были заново расписаны, и установлен новый пятиярусный золоченый иконостас – точная копия предыдущего. Особенно прихожанам нравилась роспись западной стены – сцена изгнания торговцев из храма.

Спаситель имел настолько скорбный и грозный вид, что всякий, находящийся в храме, и помыслить не мог вести себя непристойно. Новая стройная трехъярусная колокольня, возвышаясь над низенькими домами, сделалась одной из архитектурных доминант Замоскворечья, наряду с колокольней храма Воскресения в Кадашах и церковью Климента. В середине XIX века в приходе церкви Николы в Толмачах жили известные и богатые купцы: Булочкины, Козлинины, Медынцевы, Страховы, Чижовы и Шестовы. Благодаря их пожертвованиям храм богател, ризница пополнялась дорогой утварью, драгоценными окладами и красивыми облачениями.

Денис Дроздов

Московский храм во имя святителя Николая Чудотворца "в Толмачах" , домовой храм-музей при Государственной Третьяковской галерее .

Первое упоминание о деревянной еще "Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтеч, что за Москвою рекою в Толмачах" содержится в Приходской книге Патриаршего приказа за год. "Толмачи" - слово татарского происхождения, так именовались устные переводчики, которых отличали от тех, кто умеет писать на иностранном языке. Толмачами или Татарской слободой называлась местность подле дороги в Орду, тогда - в отдалении от остальной Москвы, где селились переводчики - татары, владевшие русским языком, а затем и русские переводчики.

Каменный храм был возведен в году "гостем", прихожанином церкви Воскресения в Кадашах , Лонгином Добрыниным и главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа , а Никольский перенесен в трапезную. Однако, только с по годы церковь в деловых бумагах и книгах именовалась "Сошественскою", а затем стала опять прописываться "Николаевской".

При храме работает библиотека православной литературы, детская воскресная школа и просветительские курсы для взрослых "Основы Православия".

Настоятели

  • Василий Павлов (сер. XVIII в.)
  • Иоанн Васильев (22 сентября 1770 - 1791)
  • Иоанн Андреев (май 1791 - 1812)
  • Николай Яковлев (1813 - ?)
  • Иванович Смирнов (1816 - 1828)
  • Николай Розанов (1828 - 1855)
  • Василий Нечаев (1855 - 1889)
  • Димитрий Касицын (1889 - 3 декабря 1902)

Храм Святителя Николая в Толмачах имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее. Значительная часть его убранства – экспонаты из собрания музея. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе “Святитель Николай”, “Сошествие Святого Духа на апостолов”, а также заалтарные кресты, литургическая утварь (Мастер “М.О.” Потир, 1838).

Здесь же в специально оборудованной витрине хранится величайшая русская святыня и всемирно известное произведение искусства, гордость собрания Галереи – икона “Богоматерь Владимирская” (XII век). Её пребывание в Музее-храме позволяет органично сочетать художественную и культовую природу этого памятника.

Первое упоминание о деревянной “Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтечь, что за Москвою-рекою в Толмачах” содержится в Приходской книге Патриаршего приказа за 1625 год.

Каменный храм был возведен в 1697 году “гостем”, прихожанином церкви Воскресения в Кадашах, Лонгином Добрыниным, и главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа, а Никольский перенесен в трапезную. Однако только с 1697 по 1770 годы церковь в деловых бумагах и книгах именовалась “Сошественскою”, а затем стала опять прописываться “Николаевской”.

В 1770 году в трапезной был сооружен Покровский придел на средства вдовы купца 1-й гильдии И.М.Демидова.

В 1834 году, по прошению прихожан и “согласно с мыслию Митрополита Филарета”, была перестроена трапезная по проекту архитектора Ф.М.Шестакова и возведена новая колокольня.

В 1856 году был обновлен четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы, в числе других, Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями. Один из них, Павел Михайлович, основатель картинной галереи, был ревностным прихожанином храма.

“В моем сознании встает образ человека, служившего примером трезвенной, сосредоточенной жизни.., сочетавшего владение богатством внешним с нищетой духовной. Это проявлялось в его смиренной молитве”, – так вспоминал о П.М.Третьякове диакон Федор Соловьев, прослуживший в храме 28 лет, впоследствии старец Зосимовой пустыни схииеромонах Алексий.

Храм удостаивали своим посещением Первоиерархи и Иерархи церкви. В 1924 году в храме совершил богослужение Святитель Тихон, патриарх Всероссийский, жребий на патриаршее служение которому вынул старец Алексий Зосимовский перед Владимирской иконой Богоматери.

Архиерейским Собором в августе 2000 года причислены к лику святых старец Алексий Зосимовский (1846–1928), мученик Николай Рейн (1892–1937), бывший прихожанин храма Решением Священного Синода в 2002 году был канонизирован как священномученик протоиерей Илия Четверухин (1886–1932), последний настоятель храма перед его закрытием в 1929 году.

Богослужения в храме возобновлены в 1993 году. 8 сентября 1996 года главный престол храма освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

В 1997 году, к 300-летнему юбилею храма, завершилось его восстановление. Была заново возведена стройная колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена настенная живопись.