Сохранение культурных традиций стран ес. Формирование и концептуальные основы культурной политики европейского союза

Государственно-институциональная западноевропейская интеграция формирует политику культуры Европейского Союза с целью регулирования культурного рынка, или «область культуры», под которой понимается совокупность предприятий и частных лиц («индустрия культуры»), а также эксплуатация потребления и экспорт культурных ценностей. Не внедряясь в содержательную, идеологическую часть культурного пространства, ЕС проводит в основном прагматическую политику культуры, стремясь ограничить влияние других цивилизаций и негативные моменты коммерциализации культуры, сохранить европейские культурные ценности и наследие. Таким образом, поддерживая свободный рынок культурной продукции, она создает благоприятные условия именно для европейской культурной продукции и европейской культурной сферы в целом. Европейская политика культуры имеет три основных направления:

    • поддержка национального рынка культурных ценностей, индустрии культуры, национальных промыслов;
    • социальная поддержка работников культурной сферы;
    • сохранение европейского культурного наследия.

Суть этой политики - придание европейскому культурному процессу транснационального характера, «европеизация» культурной сферы, сохранение европейской культурной самобытности.

В настоящий период в рамках Европейского Сообщества (ранее - Европейских Сообществ) и Европейского Союза насчитывается 64 правовых акта, регулирующих сферу сохранения культурных ценностей, защиту культурных прав человека и культурную деятельность в целом. Во-первых, это 6 нормативно-правовых документов, входящих в блок первичного законодательства. Во-вторых, это 38 документов из блока вторичного законодательства. И 21 резолюция, принятых министрами по делам культуры в рамках Совета ЕС (блок дополнительного законодательства).

Важным моментом в культурном законодательстве ЕС является положение статьи № 151 ДЕС, в которой говорится, что Совет ЕС может принимать решения лишь о мерах поощрительного характера, что исключает какую - либо гармонизацию законов и правил государств - членов Сообщества, способствует взаимодействию с третьими странами и международными организациями, такими как Совет Европы и ЮНЕСКО. Большинство проектов ЕС открыты для стран - кандидатов и государств, с которыми подписаны соглашения о культурном сотрудничестве, включая Россию. Культурная политика Евросоюза, как и сама европейская культура, развивается под воздействием двух разнонаправленных тенденций: к консолидации и интеграции, с одной стороны, и к сохранению национальных особенностей и культурного многообразия - с другой.

Еще в 1974 г. Европейский парламент принимает специальное решение о защите культурного наследия стран - членов Европейского экономического сообщества (Рекомендация Еврокомиссии государствам-членам относительно охраны архитектурного и природного наследия (№ 76/65/ЕЭС от 20.12.1974 г.)). С момента образования ЕЭС в 1957 г. это было первое такое юридическое решение. Но только с 1993 года Евросоюз основательно взялся за решение культурных проблем.



В период 1990 - 2000гг. было около 2,5 тыс. культурных проектов, разработанных в недрах институтов ЕС. Осуществлению данных проектов на практике было поручено 12 тыс. операторам, специализирующие в сфере культуры, причем все они отбирались только на конкурсной основе.

В июле 1990 года Еврокомиссия опубликовала условия для участия в программе «Европейская культурная сцена» (предвозвестница программы «Калейдоскоп»). В 1994 году данная программа была реорганизована с целью улучшения художественного и культурного сотрудничества между странами, входящими в Евросоюз. Так для поддержки 424 культурных проектов в рамках «Европейской культурной сцены» в период 1990-1995 гг. Еврокомиссией было выделено 1,43 млн. экю.

В 90-е годы культурная политика ЕС включала четыре основных направления: искусство, литературу, сохранение культурного наследия и специальные акции.

Введение

Глава 1 Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия

Культурная политика ЕС

Государственно-институциональная западноевропейская интеграция формирует политику культуры Европейского Союза с целью регулирования культурного рынка, или «область культуры», под которой понимается совокупность предприятий и частных лиц («индустрия культуры»), а также эксплуатация потребления и экспорт культурных ценностей. Не внедряясь в содержательную, идеологическую часть культурного пространства, ЕС проводит в основном прагматическую политику культуры, стремясь ограничить влияние других цивилизаций и негативные моменты коммерциализации культуры, сохранить европейские культурные ценности и наследие. Таким образом, поддерживая свободный рынок культурной продукции, она создает благоприятные условия именно для европейской культурной продукции и европейской культурной сферы в целом. Европейская политика культуры имеет три основных направления:

· поддержка национального рынка культурных ценностей, индустрии культуры, национальных промыслов;

· социальная поддержка работников культурной сферы;

· сохранение европейского культурного наследия.

Суть этой политики -- придание европейскому культурному процессу транснационального характера, «европеизация» культурной сферы, сохранение европейской культурной самобытности.

В настоящий период в рамках Европейского Сообщества (ранее - Европейских Сообществ) и Европейского Союза насчитывается 64 правовых акта, регулирующих сферу сохранения культурных ценностей, защиту культурных прав человека и культурную деятельность в целом. Во-первых, это 6 нормативно-правовых документов, входящих в блок первичного законодательства. Во-вторых, это 38 документов из блока вторичного законодательства. И 21 резолюция, принятых министрами по делам культуры в рамках Совета ЕС (блок дополнительного законодательства).

Важным моментом в культурном законодательстве ЕС является положение статьи № 151 ДЕС, в которой говорится, что Совет ЕС может принимать решения лишь о мерах поощрительного характера, что исключает какую - либо гармонизацию законов и правил государств - членов Сообщества, способствует взаимодействию с третьими странами и международными организациями, такими как Совет Европы и ЮНЕСКО. Большинство проектов ЕС открыты для стран - кандидатов и государств, с которыми подписаны соглашения о культурном сотрудничестве, включая Россию. Культурная политика Евросоюза, как и сама европейская культура, развивается под воздействием двух разнонаправленных тенденций: к консолидации и интеграции, с одной стороны, и к сохранению национальных особенностей и культурного многообразия -- с другой.

Еще в 1974 г. Европейский парламент принимает специальное решение о защите культурного наследия стран - членов Европейского экономического сообщества (Рекомендация Еврокомиссии государствам-членам относительно охраны архитектурного и природного наследия (№ 76/65/ЕЭС от 20.12.1974 г.)). С момента образования ЕЭС в 1957 г. это было первое такое юридическое решение. Но только с 1993 года Евросоюз основательно взялся за решение культурных проблем.

В период 1990 - 2000гг. было около 2,5 тыс. культурных проектов, разработанных в недрах институтов ЕС. Осуществлению данных проектов на практике было поручено 12 тыс. операторам, специализирующие в сфере культуры, причем все они отбирались только на конкурсной основе.

В июле 1990 года Еврокомиссия опубликовала условия для участия в программе «Европейская культурная сцена» (предвозвестница программы «Калейдоскоп»). В 1994 году данная программа была реорганизована с целью улучшения художественного и культурного сотрудничества между странами, входящими в Евросоюз. Так для поддержки 424 культурных проектов в рамках «Европейской культурной сцены» в период 1990-1995 гг. Еврокомиссией было выделено 1,43 млн. экю.

В 90-е годы культурная политика ЕС включала четыре основных направления: искусство, литературу, сохранение культурного наследия и специальные акции (www. europa.eu.int/pol).

Культурная Акция ЕС

Самым значительным культурным мероприятием Евросоюза в 90-х годах явилась Культурная Акция ЕС, запущенная в действие X Генеральной Дирекцией (Информация, Культура, Связь, Аудио-визуальные средства) и занесенная в статью 128 Договора о Союзе (Маастрихтский договор 1992 года).

Вступление в силу Маастрихтского договора вводит юридическое измерение культурной политики, которая отныне представляет собой один из инструментов, предназначенных для воплощения идеи единого гражданства в Европейском Союзе. Интеграционный процесс больше не ограничивается экономическими и социальными аспектами: цель состоит в том, чтобы укрепить чувство принадлежности к единому сообществу. И роль культуры в данном процессе не только признана, но и активизирована (Топорнин Б. Н. Европейское право: учебник, с.28.)

Культурная Акция претворяется в жизнь через содействие современному творчеству, поддержку транснациональной и международной кооперации, в том числе в рамках программы, разворачивающейся в сотрудничестве с Советом Европы. Деятельность ЕС направлена на распространение европейской истории и культуры, повышение уровня знаний о них, сохранение общеевропейского достояния, оказание поддержки культурному обмену и художественному творчеству.

Программа действий ЕС в области культуры принята по предложению Европейской Комиссии Советом и Парламентом согласно процедуре «совместного принятия решений», с учетом точки зрения Комитета Регионов. В Совете требуется единогласие при голосовании. Речь идет о сфере интересов, которые конституционально являются чрезвычайно чувствительными для некоторых стран - участниц, в частности для федеральных государств (особенно Германии и Бельгии).

Чтобы официально оформить свою акцию, Европейская Комиссия в программе, разработанной в 1994 году, выделила 3 привилегированных направления: культурные достояния, книга и чтение, художественное творчество. Эти приоритеты учтены в программах “Калейдоскоп”, “Ариан” и “Рафаэль”. Политика в сфере аудиовизуальных средств, рассматриваемая, прежде всего с экономической точки зрения, включает также и культурный аспект, который входит в программу “Медиа”.

Для реализации общественных культурных проектов Еврокомиссия привлекает множество операторов, которые проходят через строгий тендер. И только после процедуры аккредитации культурных операторов Генеральный директорат по культуре Еврокомиссии выделяет финансовые средства из бюджета ЕС в пропорции 60/40% (Регламент Еврокомиссии ЕС № 2342/2002 от 23.12.2002 г. принятый в исполнении решения Совета ЕС № 1605/2002 от 25.06.2002 г.). Т.е. культурные проекты Евросоюзом финансируются не полностью (не на 100%). Часть средств изыскивает сами культурные операторы, заинтересованные в осуществлении тех или иных проектов в сфере культуры (их доля обычно составляет 40-50%) (Культурная политика в Европе: факты и тенденции. Совет Европы, с.31.)

Рассмотрим культурные программы Евросоюза, инициируемые Советом ЕС и Европейским Парламентом, начиная с 1992 года.

Калейдоскоп»

Программа «Калейдоскоп» (Решение № 719/96/ЕС Европейского парламента и Совета от 29 марта 1996 г. об учреждении программы поддержки художественной и культурной деятельности, имеющей общеевропейское значение) была первой культурной инициативой, запущенной на уровне Европейского Союза на основе статьи 128 ДЭС (до 1999 года) и статьи 151 ДЭС (после 1999 года).

Данная программа была разработана на основе соглашения, которое в 1992 г. заключили министры культуры стран - членов с целью «расширения и интеграции культурных традиций европейских стран, обобщения опыта и моделей поведения европейцев». Программа распространялась на сценическое (театр, танцы, музыка, опера), пластическое (живопись, скульптура, архитектура, графика) и прикладное (фотография и дизайн) искусство. Эта программа была призвана содействию художественному творчеству европейского масштаба, в частности, через кооперацию внутри ЕС. «Калейдоскоп» стимулировал как творчество, так и углубление знаний, распространение культуры. Проекты объединяли партнеров, по крайней мере, трех стран-участниц. К 1996 году «Калейдоскоп» поддержал проведение в Европе 3000 спектаклей и выставок пластического искусства, а также 75 культурных проектов в трех европейских городах и 11 европейских театральных и музыкальных фестивалей.

В период с 1996 по 1999 г. общий бюджет программы составил 36,7 млн евро. За 4 года было профинансировано 518 культурных проектов. В реализации этих проектов участвовали более 1000 культурных операторов из стран - членов ЕС.

Ариан»

Программа «Ариан» (Решение № 2085/97/ЕС Европейского парламента и Совета от 6 октября 1997 г. об учреждении программы поддержки, включая переводы, в сфере книгоиздательства и чтения).

Эта программа поддерживала выпуск литературной продукции и чтение, в частности стимулировала перевод книг на другие языки стран ЕС (так за 4 года было переведено 630 книг), оказывала помощь библиотечному делу. «Ариан» содействовала сотрудничеству государств - участников и осуществляла поддержку их действий в этой области, оказывая помощь в переводческой деятельности и создавая благоприятные условия для кооперации и повышения квалификации специалистов.

«Ариан» способствовала более широкому распространению переводов современных книг высокого уровня, идет ли речь о романах, новеллах, биографических эссе, пьесах, поэзии или истории литературы. Программа финансировала до 100% гонорара переводчиков.

Содействие сотрудничеству осуществлялось через финансирование; размер выделяемых средств достигал 25% общего бюджета проектов, цель которых -- способствовать взаимному познанию, доступу к литературе или истории европейских народов: в частности, речь может идти о проведении совещаний, коллоквиумов, показов, пилотных акций по кооперации, культурных обменах. «Ариан» также был нацелен на продвижение партнерских инициатив, облегчающих распространение книг, их рекламу, перевод и доступ к читателю. В более общем смысле программа предназначалась для развития профессиональных обменов «ноу-хау» и опытом.

Вместе с тем, «Ариан» дополнял национальные политики в плане повышения квалификации переводчиков, а также специалистов, способствующих распространению книги и расширению доступа к культуре различных европейских народов.

Программа включала и приз «Аристейон», присуждаемый лучшей литературной продукции и переводам.

Процедура отбора проектов, достойных поддержки, была сходна с той, что действует в рамках «Калейдоскопа»: заявки на участие публикуются в «Официальном журнале Европейского Сообщества», и жюри независимых экспертов отбирает лауреатов.

За время действия программа поддержала около 800 проектов (139 проектов в 1996 году (стадия подготовки к проекту) и 767 проектов в период 1997-1999 годов (184 в 1997 г., 292 в 1998 г. и 291 проект в 1999 г.)), а ее бюджет составил 11,1 млн. евро (www.europa.eu.int).

Рафаэль»

Программа «Рафаэль» (Решение № 2228/97/ЕС Европейского Парламента и Совета от 13.10.97г. об учреждении Программы действий Сообщества в сфере культурного наследия).

Эта программа способствовала сохранению и использованию движимого и недвижимого европейского культурного достояния, повышению степени его доступности для общества, стимулировала обмен опытом и передачу технологий, способствовала расширению доступа граждан Европы к культурному наследию и развитию бережного отношения к памятникам культуры. В рамках программы проводились работы по восстановлению и сохранению культурных памятников (музеи, коллекции, библиотеки, архивы, собрания фотографий, кинофонды и фонды звукозаписи), археологических наземных и подводных объектов, архитектурных памятников и культурных ландшафтов. Так в 1996 году было 5 приоритетных областей: стиль «барокко» (1610-1760), археология (до конца XVI века для наземной археологии и конца XVIII века для подводной), расширение доступа к европейским музеям, мероприятия европейского масштаба по приданию большего значения культурному наследию и мобильности специалистов. Из 495 заявок были выбраны 147 проектов. 25% из них затрагивают как ассоциированные страны Центральной Европы, так и третьи страны, подписавшие соглашения, включающие пункт культурного сотрудничества.

В течение четырех лет бюджет программы составил 30 млн евро и было профинансировано 224 проекта в сфере культуры. В рамках данной программы участвовали 417 учреждений из разных стран Евросоюза (www.europa.eu.int).

Культура - 2000»

К концу 90-х годов перед Евросоюзом встал вопрос повышения эффективности проводимой культурной политики. Для решения этого вопроса Советом ЕС и Европарламентом было принято решение об объединении разнородных программ и мероприятий в области культуры в одну общую Программу “Культура- 2000”, цель которой: сохранение и защита объектов европейского наследия исключительной важности; поддержание культурного разнообразия в странах Евросоюза; распространение европейского искусства и культуры; мобильность культуры в пределах ЕС (Решение Европарламента и Совета ЕС № 508 / 2000 / ЕС от 14 февраля 2000 г., дополненное Решением № 626/2004/ЕС от 31 марта 2004 г.). Эти два решения были приняты в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье № 151 ДЭС. В этих решениях было учтено и мнение Комитета регионов.

Программа “Культура- 2000” была рассчитана на 7 лет (2000-2007 гг.) с общим бюджетом 236,5 млн. евро. Данная программа обеспечивала субсидиями разные культурные проекты (пластическое и визуальное искусство, литература, культурная история и культурное наследие).

Программа “Культура - 2000” осуществлялась с помощью Комитета управления Еврокомиссии, который на основании экспертных оценок выбирал наиболее оптимальные культурные проекты.

В “Культуре - 2000” согласились участвовать 30 европейских стран (25 стран ЕС, 3 страны европейской экономической зоны (Норвегия, Исландия, Лихтейнштен) и страны-кандидаты в ЕС- Болгария с Румынией).

Программа способствовала продвижению культурного диалога и взаимного знания культуры, развитию театрального искусства, развитию музыкального, книжного секторов.

Осуществлялась финансовая поддержка для более 50 трансъевропейских культурных сетей (созданы Решением Совета ЕС в ноябре 1991 г.), в задачу которых входит практическое воплощение около 1400 культурных проектов в период 2006-2013 гг.

В программу “Культура- 2000” была интегрирована и программа “Культурная столица Европы”.

В апреле 2004 года Парламент и Совет ЕС в рамках программы “Культура - 2000” приняли программу защиты малых европейских языков (например, язык басков), для которой было создано Европейское бюро по защите культуры и языка малых европейских народов, а по всему Евросоюзу создаются специальные информационные центры «Меркатор».

На реализацию каждого из 233-х проектов в рамках программы “Культура - 2000” Еврокомиссия выделяла от 50 тыс. до 150 тыс. евро в год.

В течении 2004 года происходила реализация 209 культурных проектов, на которые было потрачено 18,5 млн. евро, причём на такие мультикультурные проекты, как визуальное искусство (телевидение, кино) и выпуск и перевод книг из данной суммы было израсходовано 13,5 млн. евро (www.europa.eu.int).

Например, в рамках Программы “Культура-2000” на проведение в 2004 году акции “Культурная столица Европы” (Лилль и Генуя) было израсходовано 1 млн. евро.

Программа Культуры (2007-2013)

В июле 2004 года Еврокомиссия предложила новую культурную программу на 2007-2013 годы, в которой наиболее приоритетными были выбраны следующие направления: поддержка работников культурной сферы и углубление интеркультурного диалога. На данную программу Еврокомиссия выделила 400 млн. евро, что в 1,7 раза больше средств, которые были выделены на предыдущую программу “Культура - 2000”. Причем в рамках новой интегрированной культурной программы на период 2007-2013 гг. на реализацию какого-то одного годового проекта Еврокомиссия выделяет средства в размере от 50 тыс. до 300 тыс. в год. Увеличение доли евробюджетных денег на культурный сектор свидетельствует о повышении роли культуры в процессе европейской интеграции.

Заключение

На современном этапе развития ЕС политика в сфере культуры в полной мере еще не сформировалась. Разобщенность и несогласованность действий между странами-членами Евросоюза в осуществлении общей культурной политики (следствие статьи 151 ДЕС, в соответствии с которой исключается какая-либо гармонизация национального культурного законодательства) затрудняет европейский интеграционный процесс, одним из катализаторов которого является и культура.

Культурная политика Евросоюза действует одновременно с политикой национальных и региональных властей, эффект от работы которых, по мнению ряда исследователей данного вопроса, на порядок больше по сравнению с работой общесоюзных чиновников от культуры. Культурная политика, проводимая на уровне страны-члена Европейского Союза, менее пафосная и лучше учитывает реалии, а национальное культурное законодательство более масштабное и структурированное, нежели законодательство в сфере культуры ЕС. Проблема сохранения культурного наследия от негативного влияния глобализационных процессов гораздо лучше решается на уровне отдельно взятой страны ЕС, нежели на уровне самого Европейского Союза.

Для увеличения степени эффективности культурной политики Европейского Союза, во-первых, нужны более детализированные программы и мероприятия, обязательно учитывающие местную специфику и более приближенные к реалиям, во-вторых, следует существенно расширить финансирование сферы культуры (повышение доли в общесоюзном бюджете), в третьих, необходима кодификация общесоюзного культурного законодательства и в четвертых, - культурное движение снизу должно быть дополнено взаимным согласованием интересов муниципальных, государственных и общеевропейских организаций.

Использованная литература

1. Балакшин А.С. Культурная политика: теория и методология исследования. - М.: 2004.

2. Культурная политика в Европе: факты и тенденции. Совет Европы. - Бонн: 2000.

3. Кузьмин Е.И. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М.: 2001.

4. Топорнин Б. Н. Европейское право: учебник. - М.: 2001.

5. Сайт Евросоюза

6. europa.eu.int/pol/index-en.htm - описание основных направлений деятельности (политик) Евросоюза

Общая политика ЕС в области культуры

Введение

Современный расцвет культуры в странах Европейского Союза сопряжен с выдвижением на первый план общеевропейских, единых для всех европейских культур черт и традиций при сохранении устоявшегося их многообразия и специфики развития.

Евросоюз не перестает быть конгломератом культур, однако современные процессы глобализации не могут не касаться культурно-языковой сферы. Глобализация приводит к размыву культурно-исторического поля Европы, к обеднению самобытных национальных культур стран Европейского Союза, что может привести к утрате культурно-языковой идентичности европейских народов. Отсюда вытекает важная задача защиты и сохранения национальных культур и языка стран-членов Европейского Союза. (Кузьмин Е.И. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры, с. 124)

Культурный сектор играет ключевую роль с точки зрения своих многочисленных социальных, экономических и политических последствий. Культура всегда была фундаментальной частью процесса объединения Европы.

Актуальность работы обусловлена тем, что в нашем веке понимание культуры превратилось из общефилософских представлений в предмет специального научного знания (культурное право, в частности Европейское культурное право). Эти знания становятся неотъемлемой частью современной цивилизации и все сильнее приобретают качество императивов. Смысл этих императивов или насущных вызовов культуры состоит в поиске культурной идентичности наций в интеграционном движении мирового сообщества (Топорнин Б. Н. Европейское право: учебник, с.41.)

Целью данной работы является рассмотрение задач и их решения в сфере сохранения культурного наследия стран - членов Европейского Союза.

Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

1. рассмотреть направления культурной политики ЕС;

2. определить задачи, возникающие в сфере сохранения культурного наследия ЕС;

3. рассмотреть решение этих задач на уровне ЕС.


Культурная политика Евросоюза.

Современный расцвет культуры в странах Европейского Союза сопряжен с выдвижением на первый план общеевропейских, единых для всех европейских культур черт и традиций при сохранении устоявшегося их многообразия и специфики развития.

Евросоюз не перестает быть конгломератом культур, однако современные процессы глобализации не могут не касаться культурно-языковой сферы. Глобализация приводит к размыву культурно-исторического поля Европы, к обеднению самобытных национальных культур стран Европейского Союза, что может привести к утрате культурно-языковой идентичности европейских народов. Отсюда вытекает важная задача защиты и сохранения национальных культур и языка стран-членов Европейского Союза.

Культурный сектор играет ключевую роль с точки зрения своих многочисленных социальных, экономических и политических последствий. Культура всегда была фундаментальной частью процесса объединения Европы.

Основные задачи по сохранению и защите культурного наследия стран-членов ЕС прописаны в целом ряде официальных документов Европейского Союза. Это прежде всего статья 151 Договора о Европейском Союзе (Амстердамский договор 1997 года, раздел 12).

Также это- ряд документов законодательного органа Евросоюза-Совета ЕС:

На основе принципов, изложенных в этих документах, были определены пять целей культурной политики:

1. сделать культурную политику ключевым компонентом стратегии развития.


  • создать и принять новую культурную политику либо пересмотреть существующую политику таким образом, чтобы она стала ключевым компонентом устойчивого развития в рамках существующей системы;

  • сотрудничать с ЮНЕСКО в рамках программ культурного развития;

  • обеспечить участие деятелей искусства и их профессиональных орга-низаций в реализации нового взгляда на национальную культурную политику;

  • способствовать развитию и совершенствованию координации между различными направлениями культурной политики;

  • сотрудничать на международном и региональном уровнях, чтобы средствами культуры решать проблемы, связанные с урбанизацией, глобализацией и стремительными переменами в области технологий;

  • расширять понимание населением и органами, ответственными за принятие решений, важности фактора культуры для процесса устойчивого развития;

  • способствовать обмену и диалогу между гражданами стран-членов Евросоюза в области культуры.
2. поощрять творчество и участие в культурной жизни.

Задачи для достижения данной цели:


  • обеспечивать уважение ко всем частям нации и предоставлять им равные возможности развития, поощряя местные инициативы, отражающие культурное многообразие;

  • укреплять связи между культурой и системой образования для того, чтобы культура и искусство получили признание как фундаментальные дисциплины в составе всеобщего обязательного образования, развивать художественное образование и творческие дисциплины в образовательных программах на всех уровнях;

  • обращать большее внимание на роль культуры в процессе социальных преобразований;

  • пропагандировать достижения женщин в области культуры и развития и обеспечить участие их в формировании и претворении в жизнь культурной политики на всех уровнях;

  • изыскивать необходимые средства на образование, исследования в области культуры и информации, необходимые для выработки и реализации культурной политики.
3. защищать и развивать материальное и духовное, движимое и недвижимое культурное наследие и поддерживать индустрию культуры.

Задачи для достижения данной цели:


  • выполнять национальные обязательства по применению Конвенций и Рекомендаций ЮНЕСКО и Решений Совета ЕС и Европарламента, направ-ленных на сохранение движимого и недвижимого культурного наследия, защиту традиционной и массовой культуры и статуса деятеля искусства;

  • усилить эффективность работы культурного сектора посредством программ обучения национальных работников культуры и деятелей искусства, администраторов и руководителей в области культуры и предоставить женщинам равные возможности с мужчинами в этой области;

  • всеми законными и дипломатическими путями добиваться возвраще-ния и/или реституции произведений искусства в страны своего происхождения;

  • обеспечить защиту зданий, в том числе с прилегающими территория-ми, архитектурных ансамблей и ландшафтов как культурных ценностей на городском и региональном уровнях при разработке планов и программ развития, учитывать этот фактор в политике развития;

  • напрямую вовлекать граждан и местные сообщества в программы сохранения культурного наследия, фиксировать и придавать гласности примеры успешной реализации политики сохранения культурного наследия;

  • предотвращать незаконное перемещение культурных ценностей на общесоюзном уровне, особенно приобретение музеями и частными коллекционерами произведений искусства сомнительного происхождения.
4. способствовать развитию культурного и языкового многообразия в рамках информационного общества для его дальнейшего совершенствования.

Задачи для достижения данной цели:


  • рассматривать возможность финансирования общественного радио и телевидения, а также предоставления пространства для вещания на местном уровне и на языках меньшинств с целью борьбы с любыми формами насилия;

  • внедрять в начальное и среднее образование новые информационные технологии и обучение работе с ними и одновременно вести борьбу с наси-лием и нетерпимостью, распространяемыми этими технологиями, в частно-сти поддерживая организации и учреждения, специализирующиеся на такой борьбе;

  • способствовать развитию и использованию новых технологий, новых коммуникационных и информационных услуг, организации доступа к базовым информационным услугам по доступным ценам и на родном языке, применению новых технологий для службы обществу;

  • разработать и усовершенствовать политику сохранения и развития архивов, музеев, библиотек, а также информации, созданной и/или собранной органами власти и неправительственными организациями, насколько это возможно, в электронном виде, и обеспечить доступ к информации, включая поддержку этих учреждений как центров по сбору и распространению информации, просвещению и непрерывному образованию;

  • пропагандировать распространение знаний о культурном и природном наследии стран-членов Евросоюза электронными средствами, предоставляемыми новыми технологиями;
5. предоставить для развития культуры дополнительные человеческие и финансовые ресурсы.

Задачи для достижения данной цели:


  • поддерживать и увеличивать инвестиции в развитие культуры на на-циональном уровне, а также выделять, где это возможно, определенный процент правительственного бюджета на эти цели в соответствии с общими задачами, приоритетами и программами развития;

  • применять налоговые льготы для культурной деятельности, чтобы привлекать частные инвестиции в развитие культуры, и разработать механизмы дополнительного финансирования, такие как общественные фонды и коммерческие проекты в учреждениях культуры, туризме и спорте.
Для решения этих задач нужна соответствующая культурная политика, опирающаяся на законодательство в сфере культуры (нормативно-правовые документы и судебные решения) .

Государственно-институциональная западноевропейская интеграция формирует политику культуры Европейского Союза с целью регулирования культурного рынка, или «область культуры», под которой понимается совокупность предприятий и частных лиц («индустрия культуры»), а также эксплуатация потребления и экспорт культурных ценностей. Не внедряясь в содержательную, идеологическую часть культурного пространства, ЕС проводит в основном прагматическую политику культуры, стремясь ограничить влияние других цивилизаций и негативные моменты коммерциализации культуры, сохранить европейские культурные ценности и наследие. Таким образом, поддерживая свободный рынок культурной продукции, она создает благоприятные условия именно для европейской культурной продукции и европейской культурной сферы в целом. Европейская политика культуры имеет три основных направления:

Поддержка национального рынка культурных ценностей, индустрии культуры, национальных промыслов;

Социальная поддержка работников культурной сферы;

Сохранение европейского культурного наследия.

Суть этой политики - придание европейскому культурному процессу транснационального характера, «европеизация» культурной сферы, сохранение европейской культурной самобытности.

Самым значительным культурным мероприятием Евросоюза в 90-х годах явилась Культурная Акция ЕС, запущенная в действие X Генеральной Дирекцией и занесенная в статью 128 Договора о Союзе (Маастрихтский договор 1992 года).

Вступление в силу Маастрихтского договора вводит юридическое измерение культурной политики, которая отныне представляет собой один из инструментов, предназначенных для воплощения идеи единого гражданства в Европейском Союзе. Интеграционный процесс больше не ограничивается экономическими и социальными аспектами: цель состоит в том, чтобы укрепить чувство принадлежности к единому сообществу. И роль культуры в данном процессе не только признана, но и активизирована.

Для реализации общественных культурных проектов Еврокомиссия привлекает множество операторов, которые проходят через строгий тендер. И только после процедуры аккредитации культурных операторов Генеральный директорат по культуре Еврокомиссии выделяет финансовые средства из бюджета ЕС в пропорции 60/40%.

На современном этапе развития ЕС политика в сфере культуры в полной мере еще не сформировалась. Разобщенность и несогласованность действий между странами-членами Евросоюза в осуществлении общей культурной политики (следствие статьи 151 ДЕС, в соответствии с которой исключается какая-либо гармонизация национального культурного законодательства) затрудняет европейский интеграционный процесс, одним из катализаторов которого является и культура.

Культурная политика Евросоюза действует одновременно с политикой национальных и региональных властей, эффект от работы которых, по мнению ряда исследователей данного вопроса, на порядок больше по сравнению с работой общесоюзных чиновников от культуры. Культурная политика, проводимая на уровне страны-члена Европейского Союза, менее пафосная и лучше учитывает реалии, а национальное культурное законодательство более масштабное и структурированное, нежели законодательство в сфере культуры ЕС. Проблема сохранения культурного наследия от негативного влияния глобализационных процессов гораздо лучше решается на уровне отдельно взятой страны ЕС, нежели на уровне самого Европейского Союза.

Для увеличения степени эффективности культурной политики Европейского Союза, во-первых, нужны более детализированные программы и мероприятия, обязательно учитывающие местную специфику и более приближенные к реалиям, во-вторых, следует существенно расширить финансирование сферы культуры (повышение доли в общесоюзном бюджете), в третьих, необходима кодификация общесоюзного культурного законодательства и в четвертых, - культурное движение снизу должно быть дополнено взаимным согласованием интересов муниципальных, государственных и общеевропейских организаций.

Исторически сложилось так, что культурная политика была проводником – возможно, наиболее важным, для понимания идентичности национального самосознания в современной Европе. Уже с конца 17-го века культурная политика европейских стран создавала не только рамки для существования искусства, но и, что более важно – для создания, эволюции и понимания национальной идентичности и культуры в государстве. Культурная политика имела решающее значение для территориального единства, единства языка и всей нации, для укрепления национальных идеологий и самосознания общества, что свойственно европейским народам и сегодня.

Национальное строительство с помощью культурной политики до сих пор имеет большое значение. Например, в Дании министерство культуры имеет канонический список национальных монументов, которые определяют облик страны. Усиление внимания к культурному наследию Дании стало основным направлением культурной политики последних лет. В Нидерландах правительство учредило национальный культурный канон после многих лет доминирования мультикультурализма. Есть предложения учредить и культурный канон Евросоюза.

В Великобритании новые лейбористы и левые движения обсуждают перспективы «прогрессивного национализма» как ответ на культурную политику англо-саксонских консерваторов и их националистические предложения. Франция создала Министерство иммиграции и национальной идентичности. Польша стала примером создания национального самосознания на основе католицизма. В Сербии радикальные нео-националистические движения развиваются, используя мифы и требования вернуть утраченные территории.

Неоднозначная статья 301 в криминальном кодексе Турции, наказывающая оскорбления «турецкости», была лишь косметически подправлена турецким парламентом в апреле 2008. Сегодня она наказывает оскорбления в адрес «турецкой нации».

Противоречия между светской и религиозной культурной политикой вызывают острые споры. В 2008 году конституционный суд Турции признал правительственное предложение, чтобы женщины-мусульманки появлялись на улице только в платках, несоответствующим конституции, которая определяет страну как светское государство.

Противоречия между светской и религиозной культурной политикой также заметны и в культурной политике Дании – кроме прочего, в возрождении правительством национального духа и публикации датского культурного канона. С другой стороны, Евросоюз все активнее настаивает на общеевропейской культурной политике, основанной на единстве в разнообразии и диалоге культур. Конвенция о защите и развитии разнообразия культур уже ратифицирована большинством европейских государств.

В то же время, конфликты и противоречия между целями культурной политики в ЕС поднимают ряд важных вопросов об идентичности, национализме и целях культурной политики.

Культурная политика сама по себе является ценным источником информации, если вам нужно понять развитие институтов коллективной памяти и ту парадигму (национальную или мультикультурную), которая доминирует в данном обществе. Культурная политика отражает доминирующий набор ценностей, как в отдельном государстве, так и в международном сообществе.

До заключения Маастрихтского договора, культурная политика имела следующие особенности.

Развитие наднациональной европейской культуры как главная цель культурной политики.

Экономическое и техническое использование искусства и культуры.

Наднациональная организация сверху-вниз, поскольку тогда не было особой близости между политикой и культурой.

После Маастрихта культурная политика получила другие приоритеты.

Множество целей, с подчеркиванием важности разнообразия национальных культур.

Усиление культурного сотрудничества в Европе через сети самоорганизации.

Выполнение принятых решений общими усилиями.

В настоящее время пока не заметно больших сдвигов в культурной политике, поскольку сохраняется автономия стран-членов, самостоятельно определяющих национальную культурную политику, и есть общие цели ЕС. С тех пор было принято только несколько поправок к статьям Маастрихтского договора.

Однако, хотя в странах-членах и оживились национальные чувства, в различных документах ЕС после Маастрихта подчеркивается значение мультикультурализма, культурного разнообразия и межкультурного диалога.

Например, в Амстердамском договоре было добавлено мультикультурное измерение в отношении Бельгии. Бельгия – страна с двумя языками, пожелала, чтобы определение культуры было не таким однозначным. Отдельной статьей были определены ключевые принципы государственной службы, хотя и с оговорками. В Лиссабонском договоре была подчеркнута важность открытости культур.

Фактически ЕС после Маастрихта стал успешным культурно-политическим игроком мирового уровня в борьбе за авторское право. Активное участие он принимал и в подготовке и ратификации Конвенции ЮНЕСКО о защите и развитии культурного разнообразия. Есть множество вопросов культурной политики, с которыми отдельным странам трудно справиться. Пример тому – международное законодательство по кинопрокату. Здесь Евросоюз показал себя успешным борцом за свободу художественного самовыражения.

С другой стороны, если смотреть с национальной точки зрения, то можно сказать и так, что общая культурная политика ЕС является препятствием для национальной свободы в создании и развитии различных форм национализма.

В 2006 году глава Европейской Комиссии, Баррозу, произнес речь, в которой он заявил, что будущее Европы в значительной мере зависит от ее культуры. «Идентичности становятся размытыми, и чувство принадлежности требует новых концептов множественного гражданства и идентичности, которые не требуют быть против чего-либо». Так что в близком будущем вопрос культурной идентичности, похоже, станет ключевым.

На пути к светлому будущему Евросоюза стоят многие неоднозначные тенденции – с одной стороны, разнообразие культур считается богатством, а с другой, это разнообразие мешает и способствует росту национализма. На передний план выступили и другие вещи, особенно после отказа Голландии и Франции одобрить Конституционный договор ЕС. Отказ Ирландии от Лиссабонского договора в 2008 году еще раз подтвердил влияние национализма на политику в целом и на культурную политику – в особенности.

Вопросы культурного разнообразия, мультикультурализма и прав стран-членов на развитие национального измерения культурной политики являются одним из наиболее деликатных, парадоксальных и сложных вопросов в Евросоюзе. Граждане европейских стран с готовностью слушают разговоры о культурном разнообразии Европы. С другой стороны, они считают священным право каждой страны на сохранение своей культуры. При всем разнообразии народов, языков, культур и традиций, однако, никто толком не знает, что означает «культурный плюрализм».

Не проведя основательной общеевропейской дискуссии по национализму и мультикультурализму, будет трудно начать обсуждение проблем культурной политики, поскольку культурная политика в основном опирается на совокупность национальных историй стран-членов ЕС.

Сегодня прежние амбиции, существовавшие в ЕС до Маастрихтского договора – создать европейскую монокультуру, общеевропейский культурный канон, отброшены. Новые европейские культурные каноны подчеркивают единство Европы, несмотря на культурное разнообразие.

В узком смысле, культурная политика выглядит инструментом администрирования искусствами. В более широком смысле, культурная политика имеет дело с группами интересов и историей идей, с отношениями власти, борьбой экономических и политических интересов в производстве и символическом обмене в обществе.

Если мы выбираем это широкое определение культурной политики, то нынешняя дискуссия поднимает ряд серьезных вопросов – научных и политических, касающихся идентичности, национализма и культуры.

Те изменения, и те проблемы, что затрагивают национальные государства и регионы в Европе, показывают, что важность национального измерения культурной политики нельзя свести к европейской интеграции и глобализации. Как раз наоборот, усиление евроинтеграции и организаций типа ООН, ВТО и ЮНЕСКО, похоже, стимулируют рост национализма. Это особенно заметно в дебатах по конвенции ЮНЕСКО о защите и развитии культурного разнообразия, которая была ратифицирована в 2006-2007 годах большинством стран-членов ЕС.

Конвенция требует защищать и развивать культурное разнообразие, что вызвало широкую мировую дискуссию о том, действительно ли конвенция будет защищать существующие национальные культуры, или служит развитию мультикультурализма и прав отдельных индивидов, снимая национальные границы?

Министерства культуры в диктаторских государствах Африки, а также многие демократические страны, поддержали первую точку зрения. Совет Европы предпочитает второй взгляд на конвенцию. ЕС является менее уверенным в своем отношении к международной культурной политике. То же самое можно сказать и о большинстве европейских стран.

Кто победит в этой войне интерпретаций, тот и будет определять культурный пейзаж Европы и всего мира. Подводя итог, в ближайшем будущем будут доминировать такие вопросы: какая парадигма идентичности, нации и национализма будет отражена в культурной политике, идеологии и практике европейских стран и всего Евросоюза? Каковы последствия этого? Возможно ли разработать альтернативные парадигмы и культурные практики, которые заменят существующие представления о нации, идентичности и государстве?

Вопросами культурной политики занимается Комитет по культуре и образованию в Европейском парламенте и Генеральный директорат по образованию и культуре Европейской комиссии. В Совете ЕС регулярно проходят встречи министров культуры государств-членов.

Среди направлений культурной политики ЕС следует отметить охрану архитектурного и художественного наследия, расширение зрительской и читательской аудитории, развитие кинематографии и проведение символических акции.

Сохранение культурного наследия. Проведение мероприятий, направленных на сохранение культурного наследия, началось в 1980-е годы. По рекомендации Европейского парламента были сформированы фонды, из которых выделяются средства на реставрацию зданий и сооружений общеевропейского значения. В 1982-1983 гг. первыми получателями помощи стали Парфенон в Афинах и дворец дожей в Венеции. С 1997 по 2000 г. в рамках программы «Рафаэль» (бюджет около 30 млн евро) проводились работы по восстановлению и сохранению коллекций, библиотек, архивов, собраний фотографий, кинофондов, фондов звукозаписи, памятников архитектуры и культурных ландшафтов.

Создание в ЕС единого внутреннего рынка и, как следствие, устранение таможенных постов потребовали ужесточения контроля над вывозом произведений искусства за пределы Союза. В 1992 г. был принят регламент, по которому для экспорта произведений искусства требовалась единая для всех стран ЕС лицензия. Годом позже Совет принял директиву о возврате незаконно вывезенных с территории государств-членов предметов, представляющих художественную, историческую и (или) археологическую ценность.

Расширение зрительской и читательской аудитории стало приоритетом ЕС в 1990-е годы. Программа «Ариан» поддерживала выпуск и распространение литературы, содействовала развитию библиотек, финансировала переводы книг (особенно редких) с языка оригинала на другие языки стран ЕС, а также стимулировала повышение квалификации деятелей литературы и работников книгоиздания.

С 1990 по 1999 г. ежегодно присуждался приз «Аристейон» за лучшее литературное произведение и литературный перевод. В 2009 г. впервые был присужден приз Европейского союза в области литературы. В конкурсе участвовали писатели из 34 стран Европы, а его лауреатами стали сразу 12 авторов. Цели акции - содействовать многообразию современной европейской литературы, повысить интерес читателей к произведениям авторов из других стран ЕС и увеличить книжные тиражи.

Программа «Калейдоскоп» была призвана содействовать интеграции культурных традиций европейских стран. Она распространялась на такие сферы искусства, как сценическое (театр, танцы, музыка, опера), прикладное (живопись, скульптура, архитектура, графика), фотография и дизайн. К 1996 г. «Калейдоскоп» поддержал проведение в Европе 3000 спектаклей и выставок прикладного искусства, 75 культурных проектов и 11 фестивалей театра и музыки.

Ежегодно по инициативе Европейской комиссии и при содействии Европейского радиовещательного союза присуждается Европейский приз за преодоление культурных барьеров (.European Border Breakers Award - EBBA). Его лауреатами могут стать дебютировавшие в текущем году исполнители и музыкальные группы. Цель акции - преодолеть доминирование национальной продукции на музыкальных рынках и способствовать контактам между государствами-членами в области современной музыки.

Развитие кинематографии занимает важное место в политике ЕС, поскольку кино рассматривается не только как индустрия развлечений, но и как неотъемлемая часть европейской культуры. В настоящее время 60% кинопроката стран ЕС занимают американские фильмы, а на европейские приходится около 30%.

С 1991 г. в ЕС стартовала программа поддержки европейской киноиндустрии «Медиа». Из ее фондов была оказана помощь в создании около 4 тыс. художественных, документальных, телевизионных и мультипликационных фильмов. Среди них такие шедевры, как «Танцующая в темноте» JIapca фон Триера, «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи (удостоенный трех «Оскаров»), «Восток есть восток» Дэмиэна О’Донэлла. Новая очередь программы рассчитана на 2007-2013 гг., ее бюджет составляет 755 млн евро. Задача программы - повысить конкурентоспособность европейского кино в мире посредством подготовки высококвалифицированных специалистов, широкого внедрения цифровых технологий и распространения европейской кинопродукции за пределами ЕС.

Проведение символических акций призвано формировать общее представление о европейском культурном пространстве. Европейская комиссия спонсировала проведение Всемирной выставки в Севилье в 1992 г., приуроченной к празднованию 500-летия путешествия Колумба в Америку, и выставки Экспо-98 в Лиссабоне. С 1985 г. ежегодно выбирается «Столица европейской культуры» - город, в котором проводятся фестивали искусств, выставки, концерты. Проект оказался успешным, и теперь в нем участвуют два города. В 2009 г. ими были литовский Вильнюс и австрийский Линц.

В 2010 г. культурными столицами Европы стали немецкий Эссен, венгерский Печ, а также Стамбул.

Многолетние программы. В 2000 г. отдельные мероприятия и программы («Ариан», «Рафаэль», «Калейдоскоп») были объединены в рамочную программу «Культура-2000» с бюджетом в 167 млн евро. Ее целью являлось развитие творческой инициативы и культурных обменов, обеспечение широкого доступа к культурным ценностям, повышение уровня знаний европейских народов об истории и культуре друг друга, а также использование художественных средств для решения задач социально-экономического развития. Программа действовала до 2007 г.

В связи с расширением ЕС был разработан проект программы «Культура-2007» с бюджетом в 400 млн евро на период 2007-2013 гг. Ее главная цель - содействовать формированию общего культурного пространства при сохранении региональных и национальных культурных особенностей. Программа ставит три основные задачи: повышение мобильности деятелей культуры и искусства стран ЕС; свободное перемещение внутри ЕС художественных изделий и предметов культурного назначения (в первую очередь развитие выставочного дела); активизация межкультурного диалога.

2008 г. был объявлен в ЕС «Европейским годом межкультурного диалога». Его идея состояла в том, чтобы улучшить взаимное восприятие культурных традиций и ценностей народов Европы и таким образом укрепить взаимопонимание между ними. Бюджет акции составил 10 млн евро.

Выводы, проблемы, тенденции

1. Политике ЕС в области образования придавалось большое значение буквально с первых шагов европейской интеграции, тогда как культурная политика сформировалась только в 1990-е годы в свете идеи формирования общей европейской идентичности. Сильное воздействие на эти направления деятельности ЕС оказывает глобализация. Она повышает актуальность таких задач, как укрепление конкурентных позиций ЕС в мире, продвижение европейских ценностей за рубежом, преодоление культурных барьеров, интеграция иммигрантов и т.п. Усиливается соперничество между Европой, США и Азией на рынке образовательных услуг и продукции культурного назначения.

2. В обеих рассматриваемых сферах действия ЕС лишь дополняют политику государств-членов. Образовательная политика проводится в основном методом открытой координации, а в культурной политике Сообщество реализует несколько специализированных программ. Не обладая крупными полномочиями и фондами, органы Евросоюза берут на себя функции стратегического планирования, ставят общие для стран ЕС задачи и на основе глубокой экспертизы предлагают методы их решения.

3. Образовательная политика ЕС тесно связана с концепцией устойчивого развития и задачей повышения конкурентоспособности Евросоюза, изложенными в Лиссабонской стратегии и стратегии «Европа 2020». Культурная политика призвана реализовать на практике девиз ЕС «единство в многообразии». Однако пока ее идейная составляющая продолжает формироваться, а результативность не поддается точной оценке.

Контрольные вопросы

1. Какие структуры в ЕС занимаются вопросами образовательной и культурной политики?

2. Как изменились приоритеты политики ЕС в области образования в 1990-е годы и чем это было вызвано?

3. Как образовательная политика ЕС призвана содействовать устойчивому развитию?

4. Как формулируется главная задача программы «Культура-2007»?

5. Почему, на ваш взгляд, ЕС уделяет значительное внимание развитию кинематографии?

M.A. Savelova

The Experience of the Cultural Policy Implementation in the European Union

The experience of the cultural programs implementation in the European Union is considered. An overview of the EU cultural policy programs is given. Goals, objectives, and activities of the programs in the sphere of culture are highlighted.

Key words and word-combinations: cultural policy, cultural program, the Eurasian integration, the European Union.

Рассматривается опыт реализации культурной политики в странах Евросоюза. Делается обзор программ культурной политики ЕС. Освещаются цели, задачи и направления деятельности в сфере культуры.

Ключевые слова и словосочетания: культурная политика, культурная программа, евразийская интеграция, Европейский Союз.

УДК 008.001 ББК 71.4

М.А. Савелова

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

^В последнее время ученые и практики обращают пристальное внимание на различные направления развития социальной сферы. Безусловно, культурная политика является одной из наиболее существенных сторон формирования и совершенствования всей социальной политики государства, поэтому представляется исключительно актуальным исследовательский интерес к успешному опыту реализации культурной политики в развитых странах Западной Европы. Особую своевременность подобного изучения доказывают отдельные параллели между Европейским Союзом и потенциальной евразийской интеграцией.

Основанием для формирования единой культурной политики Европейского Союза стала ст. 128 Маастрихтского договора (1992), в которой определено: «Сообщество будет способствовать расцвету культур государств-членов, уважая при этом их национальное и региональное разнообразие и одновременно общее культурное наследие». В параграфе 4 этой статьи подчеркивается: «Сообщество в своих действиях, предусмотренных настоящим Соглашением, должно учитывать культурные аспекты» .

Общая культурная политика ЕС не ставит перед собой цель гармонизировать особенности государств-членов, а, скорее, способствует сохранению их разнообразия при содействии формированию общей европейской идентичности. В ст. 151 Маастрихтского соглашения указано, что Сообщество должно способствовать развитию культур государств-членов, уважать их национальную и

30 2013 ВЕСТНИК ПАГС

региональную специфику, но одновременно заниматься и общим культурным наследием . Деятельность Сообщества должна быть направлена на содействие развитию сотрудничества государств-членов, а также, при необходимости, на поддержку их деятельности в сферах совершенствования и распространения знаний о культуре и истории европейских народов, сохранения культурного наследия общеевропейского значения, некоммерческих культурных обменов, развития искусства и литературы, в том числе аудиовизуального сектора.

Для достижения этих целей используют четыре средства: во-первых, сотрудничество между государствами-членами; во-вторых, учет культурных аспектов, прежде всего вопросов помощи в развитии культуры и сохранении культурного наследия, в контексте политики в других сферах жизнедеятельности Сообщества, в том числе политики в отношении конкуренции; в-третьих, сотрудничество между Сообществом, его членами и третьими странами, а также компетентными международными организациями; в-четвертых, конкретные мероприятия, направленные на поддержку соответствующей деятельности государств-членов. Последнее может осуществляться в двух формах: как поощрительные меры без гармонизации нормативно-правовых актов государств-членов, единогласно принятые Советом в рамках процедуры совместного принятия решений после консультаций с Комитетом регионов, и как рекомендации, также единогласно принятые Советом. Отклонение от обычной процедуры совместного принятия решений означает, что государство-член невозможно квалифицированным большинством в Раде принудить к действиям, которые, по его мнению, являются вредными для собственной культурной идентичности.

Для реализации упомянутых положений Маастрихтского соглашения Евросоюз начал воплощать в жизнь ряд программ культурологического направления, таких, как «Леонардо», «Рафаэль», «Медиа», «Культура-2000» и других, предусматривающих предоставление на конкурсной основе финансовой поддержки (грантов) культурно-художественным или просветительским проектам .

С целью рационализации и повышения эффективности деятельности в сфере культурного сотрудничества был разработан единый финансовый и программный документ - «Культура-2000». Эта программа дважды продлевалась до декабря 2006 г. и была заменена программой «Культура-2007».

Указанный документ был направлен на создание, путем поощрения сотрудничества деятелей культуры и искусств с другими заинтересованными лицами и организациями государств-членов, общего европейского культурного пространства. Сохранение национального наследия стран - членов Европейского Союза необходимо было сбалансировать через свою деятельность, с одной стороны завершая формирование общего рынка, а с другой - сохраняя национальное наследие. Принятая Советом соответствующая директива свидетельствует о том, что экспорт культурных творений, которые имеют художественную, историческую или археологическую ценность, за пределы Сообщества, подлежит обязательному лицензированию в том государстве-члене, на территории которого этот предмет законно находится. Вместе с тем директива устанавливает механизм возврата собственнику культурных произведений, незаконно вывезенных с территории государства - члена ЕС после 1 января 1993 г. включительно. Для

2013 ВЕСТНИК ПАГС

этого устанавливается отдельная судебная процедура, которая регулирует также соответствующее сотрудничество компетентных органов государств-членов.

Законодательство ЕС об авторском праве, жесткая эффективная система защиты авторских и смежных прав - одно из главных средств, которое позволяет защитить достоинство и независимость художников и исполнителей и гарантировать, что европейское культурное творчество и соответствующая продукция получат необходимые ресурсы. Авторское право также защищено на уровне Европейского Союза. Соответствующая директива Еврокомиссии от 1998 г. гармонизирует срок действия авторского права в национальных законодательствах государств-членов и устанавливает его на уровне 70 лет после смерти автора литературного, художественного, кинематографического или аудиовизуального произведения. Для последних двух категорий отчисления указанного срока начинается с момента смерти последнего непосредственно причастного к ее созданию лица (режиссер, автор сценария, автор текстов, композитор). Кроме того, этот документ регламентирует защиту основных смежных прав (прав актеров, производителей фонограмм, продюсерских агентств и т.д.) в течение 50 лет .

Программа «Культура» ставит перед собой три основные цели: продвижение мобильности деятелей культуры, стимулирование распространения произведений искусства и других результатов культурной деятельности, усиление межкультурного диалога. Для достижения этих целей программа поддерживает три направления деятельности: культурные акции; учреждения культуры европейского уровня; исследования, анализ, распространение информации.

Поддержка культурных акций является одной из основных задач программы «Культура (2007-2013)». Это направление предполагает поддержку сотрудничества учреждений культуры разных стран в рамках культурных и художественных проектов, а именно многолетние совместные проекты, сроком 3-5 лет, совместные проекты сроком не более двух лет, а также специальные мероприятия высокого уровня. Поддержка программы ЕС «Европейские культурные столицы» относится к этой категории.

Успешно развивается поддержка учреждений культуры европейского уровня. В частности, стимулируется обмен между учреждениями культуры разных европейских стран, определяются потребности европейских художественных сообществ, представляющих сферу культуры при контактах с другими европейскими институтами.

В рамках всестороннего содействия развитию исследований и распределению информации в СМИ поддерживается распространение информации, которое пропагандирует деятельность программы «Культура» самыми разными способами. Во-первых, поддерживаются аналитические исследования в области культурного сотрудничества и культурной политики. Во-вторых, поддержку находят национальные контактные пункты, которые были созданы в странах-участницах для распространения информации о программе, проектах и практических аспектах культурного сотрудничества. В-третьих, поддерживаются сбор и распространение информации для того, чтобы культурные операторы могли пользоваться результатами проектов, финансируемых Европейским Союзом.

С конца 2012 г. на уровне парламента ЕС формируется новая культурная

32 2013 ВЕСТНИК ПАГС

программа под названием «Творческая Европа», срок выполнения которой -с 2014 по 2020 г. Данная программа, представленная на рассмотрение ЕС как крупнейшая система художественных грантов в Европе, будет расширена. В частности, в таких творческих отраслях, как культура и СМИ, впервые будет идти речь о субсидиях. Данная инициатива предполагает, что Европейский Союз вложит 4,5% своего ВВП в различные художественные начинания, связанные с попыткой стимулировать рост экономики за счет подъема индустрии искусства. Эти условия увеличат до 1,8 млрд евро бюджет для выполнения целей стратегии и повысят влияние культуры как экономического фактора .

Как предусмотрено новой программой, культурные и творческие инициативы будут способствовать экономическому росту. Цель программы: способствовать культурному и языковому разнообразию в Европе, укрепляя конкурентоспособность культурного и творческого секторов. Расширение транснационального сотрудничества должно привести к открытию новых рынков. Кроме того, планируется создать специальный инструмент финансирования для развития творческих отраслей в виде гарантийного фонда, что облегчит доступ к кредитам.

В целом же Европейская комиссия предоставила в 2001 г. поддержку более 190 проектам в различных областях культуры и искусства, а также исторического и культурного наследия на общую сумму 30 млн евро. Это финансирование было осуществлено в рамках масштабной европейской программы «Культура-2000», в реализации которой участвовали представители культуры 27 стран. В 2002 г. завершилась реализация 5-й рамочной программы Комиссии Европейского сообщества, которая инициировала и организовала реализацию целого ряда проектов научных исследований и разработок. К этому времени в данной Комиссии произошли серьезные структурные изменения, запечатлевшие новый подход к культурному наследию: созданы Генеральный директорат по культуре и образованию и Генеральный директорат по технологиям информационного общества, в рамках которого организован отдел прикладных программ по культурному наследию. Именно этот отдел стал заниматься организацией научно-исследовательских проектов, связанных с электронной культурой.

В процессе выполнения пятой рамочной программы стало очевидно, что выбранные направления и приоритеты не успевают за современными темпами развития технологий и подходов общества к проблемам информатизации, поэтому в марте 2000 г. Европейским Союзом была принята рассчитанная на 10 лет рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, нацеленная на создание «Европейского культурного пространства» (European Cultural Area). В первую очередь имелось в виду стимулирование международного сотрудничества для создания единого европейского культурного наследия. Кроме того, выработан целый комплекс программ и инициатив: программа «Технологии информационного общества» (1ST - Information Society Technologies), план мероприятий «Электронная Европа» (e-Europe), а также программа поддержки создания, распространения и использования электронных ресурсов по европейской культуре и науке (e-Content).

Таким образом, программа «Культура (2007-2013)» формирует и успешно реализует три основные цели: продвижение мобильности деятелей культуры,

2013 ВЕСТНИК ПАГС 33

стимулирование распространения произведений искусства и других результатов культурной деятельности, усиление межкультурного диалога. Для достижения этих целей программа поддерживает три направления деятельности: культурные акции; учреждения культуры европейского уровня; исследования, анализ, распространение информации.

Успешная реализация подобных проектов в масштабах всего Европейского Союза свидетельствует о потенциальной возможности внедрения и совершенствования наднациональных проектов в социальных сферах государств, находящихся в различных социально-экономических условиях. Современные интеграционные процессы на евразийском пространстве безусловно только выиграли бы при условии включения образовательных, культурных и социальных проектов наряду с существующими экономическими и политическими предпосылками.

Библиографический список

1. Договор о Европейском Союзе (в ред. Лиссабонского договора). URL: http://eulaw.ru/ treaties/teu

2. Сайт национальной публичной библиотеки г. Дюссельдорфа. URL: http:// oebib.wordpress.com/2010/10/21/dbv-eu-kulturprogramm-2014/

3. Сайт Федерального министерства образования, искусств и культуры Австрии. URL: http:// www.bmukk.gv.at/europa/eukultur/kultur20142020_konsultation.xml

4. Сайт Еврокомисии, Программа генеральной дирекции по вопросам образования и культуры. URL: http://ec.europa.eu/culture/our-programmes-and-actions/consultation/ consultation_document_de.pdf

34 2013 ВЕСТНИК ПАГС