Исполнение предписания трудовой инспекции. Обжалуем решение инспектора по труду

Ларионов Роман , юрисконсульт компании «Гарант»

Как следует из статьи 361 Трудового кодекса, предписания государственных инспекторов труда (а также постановления о назначении административного наказания) могут быть обжалованы. Однако при их обжаловании работодатель должен не только иметь доказательства, подтверждающие необоснованность вынесенного решения, но и соблюсти установленную законодательством процедуру подачи жалобы. Сегодня мы расскажем, в какие сроки и в каком порядке это можно сделать.

Способы обжалования

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы двумя способами: по подчиненности и (или) в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ)*. В порядке подчиненности жалоба на решение государственного инспектора труда может быть подана руководителю соответствующей государственной инспекции труда или главному государственному инспектору труда Российской Федерации. При этом подача жалобы по подчиненности не препятствует одновременному обжалованию этого же решения госинспектора труда в судебном порядке. Хотя следует отметить, что одновременно подавать жалобу в обе инстанции не имеет смысла, так как в этом случае она будет рассматриваться только в суде (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Вышестоящее должностное лицо или судья при поступлении к ним жалобы не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.

Давайте более подробно поговорим о порядке обжалования предписаний госинспекторов труда и постановлений о наложении штрафа. Поскольку именно эти документы чаще всего выносятся по результатам проверок.

Протокол об административном правонарушении

При выявлении в ходе проверки нарушений трудового законодательства госинспектор труда, как правило, в первую очередь составляет протокол об административном правонарушении**. Именно этот документ может служить основанием для привлечения работодателя (его представителя) или иного должностного лица, в отношении которого составлен протокол, к административной ответственности.

Следовательно, к этому документу нужно отнестись очень внимательно. Тщательно изучите зафиксированные в нем нарушения. Если вы с ними не согласны, не торопитесь давать объяснения немедленно. В графе, предусмотренной для объяснений, можно написать в какой срок они будут представлены. И к этому сроку, имея на руках копию протокола, подготовить объяснения в письменном виде на отдельном листе. В дальнейшем указанные объяснения могут использоваться вами при обжаловании постановления о назначении административного наказания. Протокол об административном правонарушении должен быть составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.

Цитируем закон

Нарушение законодательства о труде и об охране труда – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Федерации
об административных

Правонарушениях

Постановление о назначении административного наказания

На основании протокола, как сказано выше, выносится постановление о назначении административного наказания (по форме № 5-ГИТ)***. Если вы сочтете наказание незаконным и необоснованным, то вы вправе его обжаловать в течение 10 суток со дня вручения вам копии постановления или получения ее по почте (ст. 30.3 КоАП РФ). При этом обращаем ваше внимание, что только в суде рассматриваются жалобы на постановление инспектора о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до девяноста суток).

Что касается штрафов за нарушение трудового законодательства, то их можно оспорить (как мы уже отмечали выше) как в судебном порядке, так и руководителю госинспектора труда в порядке подчиненности. Если в течение 10 суток со дня вручения постановления о назначении административного наказания оно не будет обжаловано, то постановление вступает в законную силу. И с этого момента будет идти отсчет дней по уплате штрафа. Штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). По истечении указанного срока материалы направляются судебному приставу для взыскания в принудительном порядке****. В случае пропуска срока на обжалование по уважительной причине указанный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Порядок обжалования предписания

С целью устранения выявленных нарушений трудового законодательства государственные инспекторы труда предъявляют представителю работодателя обязательные для исполнения предписания. В этом документе содержатся требования к устранению выявленных правонарушений с указанием сроков выполнения. Следует отметить, что сроки обжалования предписаний в порядке подчиненности законодательством не определены. В Трудовом кодексе (ст. 357) говорится лишь об обжаловании в судебном порядке. Оспорить предписание можно в течение 10 дней со дня его получения.

Требования к составлению жалобы

Жалоба, как правило, должна содержать следующие сведения:

  • наименование органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
  • наименование работодателя (Ф.И.О. должностного лица), обжалующего решение госинспектора труда (с указанием места нахождения (почтового адреса));
  • реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием обстоятельств, на основании которых заявитель считает указанное решение незаконным;
  • просьба к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе (например, признать незаконным обжалуемое решение или постановление о назначении административного наказания отменить).

Образец жалобы на решение государственного инспектора труда.

Жалоба должна быть датирована и подписана уполномоченным лицом (законным представителем работодателя либо должностным лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу). В обоснование заявленных требований к жалобе могут быть приложены подтверждающие документы.

Определяем подведомственность

Теперь давайте определимся с подведомственностью, то есть в какой суд (если вы решили обратиться именно туда) – общей юрисдикции или в арбитражный – должна подаваться жалоба. Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагаются (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Если говорить об обжаловании предписаний, то жалобы на указанные решения госинспекторов труда подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Дело в том, что предписания выдаются работодателю не как субъекту предпринимательской и иной экономической деятельности, а как работодателю, допустившему нарушения трудового законодательства. И поскольку арбитражному суду не подведомственны споры, вытекающие из трудовых отношений, то и дела об оспаривании решений государственных инспекций труда не подлежат рассмотрению в арбитражном суде (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

Что касается подведомственности дел об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности, то данный вопрос до сих пор вызывает немало споров. Так, согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобы работодателей на постановления о назначении административного наказания должны подаваться в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Однако при поступлении такой жалобы арбитражные суды, как правило, прекращают производство по делу ввиду неподведомственности спора, ссылаясь при этом на разъяснение Конституционного Суда РФ*****. Дело в том, что, по мнению высшей судебной инстанции, указанная норма закона (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ) не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица (или индивидуального предпринимателя) к административной ответственности. Если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. И поскольку предметом спора при обжаловании постановлений являются выводы о том, что работодателем допущены нарушения в сфере трудовых отношений, то указанный спор, действительно, не подпадает под юрисдикцию арбитражного суда.

Эту позицию подтвердил также Пленум Верховного Суда РФ******. В своем постановлении он отметил, что решения (действия) должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов (в частности государственных инспекторов труда), могут быть оспорены по правилам статьи 25 Гражданского процессуального кодекса. А это значит, что жалобы на постановления о назначении административного наказания так же должны подаваться в суд общей юрисдикции.

Цитируем закон

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Федерации об административных

Правонарушениях

* За исключением решений главного государственного инспектора труда Российской Федерации, которые могут быть обжалованы только в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ). В том случае если обжалуется постановление о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до 90 суток), так же нужно обращаться только в суд.

** По форме № 3-ГИТ, утвержденной приказом Роструда от 10 декабря 2004 г. № 47 (далее – приказ Роструда № 47).

*** Утвержденной приказом Роструда № 47.

**** Кроме того, неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Исходя из буквального прочтения этой нормы, 10-дневный срок применяется для обжалования тех предписаний, которые выданы по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц, причем только в тех случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы одновременно рассматривает комиссия по трудовым спорам. Таким образом, судами выработано две противоположные позиции. Одни, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 219 КАС РФ, считают, что применяется трехмесячный срок обжалования, за исключением случаев, когда предписание выдано в результате обращения в ГИТ профсоюза или работника. По мнению остальных, ст. 357 ТК РФ установлен специальный 10-дневный срок обжалования, распространяющийся на любые предписания ГИТ, который и подлежит применению.

Судебное обжалование предписаний инспекции труда

В организации прошла проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой работодатель получил от инспектора предписание об устранении нарушений. Такое предписание государственной инспекции труда (ГИТ) работодатель может обжаловать не только в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган), но и в суде.
Однако, несмотря на строгую регламентацию порядка обжалования решений государственных органов, до недавнего времени у судов не было единого подхода к вопросу о том, как именно следует обжаловать предписания ГИТ. Давайте разбираться. Как было? Раньше предписания трудовой инспекции оспаривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) в соответствии с нормами о производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений.

Порядок обжалования результатов проверки трудовой инспекции

Один поступает в суд (либо вышестоящий орган), другой с пометкой о принятии соответствующей канцелярией — остается у заявителя. Обжалуя действия трудовой инспекции, заявителю нужно включить в содержание жалобы:

  • реквизиты и наименование соответствующей трудовой инспекции, чьи предписания обжалуются;
  • адрес и данные (реквизиты) самого заявителя;
  • номер и дату обжалуемого предписания инспекции труда;
  • обоснование требований заявителя с указанием доказательств незаконности обжалуемого предписания;
  • конкретные требования заявителя — признать действия трудового инспектора незаконными либо отменить обжалуемое предписание инспекции труда.

Определение подсудности Чтобы отправить ответ на предписание трудовой инспекции, нужно определить, куда можно подавать данную жалобу.

Однако позднее Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.09.2016 № 36 разъяснил, что по правилам КАС РФ рассматриваются дела, в которых один из участников наделен властно-распорядительными полномочиями по отношению к другому. Исключение составляют дела, когда решение государственного органа затрагивает права граждан.


Предписание ГИТ — властно-распорядительный документ. Но работники не имеют права обжаловать эти предписания.

Инфо

Поэтому такие споры в исключения, названные Пленумом ВС РФ, не попадают и должны рассматриваться по правилам КАС РФ. Таким образом, Верховный Суд РФ высказал две противоположные позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило неопределенность как для самих судов, так и для работодателей.

Обжалуем решение инспектора по труду

ТК РФ, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Если воспринимать норму дословно, то работодателю дается 10 дней на обжалование, если в инспекцию обратился профсоюз или работник по вопросам, связанным с трудовыми спорами.

Налоги и право

Также истец должен представить ответчику и другим лицам, участвующем в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов – через суд или лично заказным письмом с уведомлением.Необходимо отметить, что часть 1 Статьи 55 КАС РФ устанавливает требование квалифицированного представительства — представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами. Оспаривание решений трудовой инспекции в порядке КоАП РФ Согласно пунктам 2, 3 части 1 Статьи 30.1 КоАП РФ, постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные коллегиальным органом власти, оспариваются в районном суде по месту нахождения данного органа, а вынесенные должностным лицом – в районный суд по месту рассмотрения дела.

Сам себе адвокат

По результатам проверки государственной инспекцией труда (ГИТ) юридическое лицо, а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, определенных ТК РФ и прочими федеральными законами. Осуществляющие проверки инспекторы по труду имеют довольно много прав, установленных п.


13

Внимание

Положения: право беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей в целях их проверки, запрашивать у них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, и т.д. В случае обнаружения при проверке нарушений законодательства о труде и об охране труда инспектор может привлечь организацию или должностное лицо к ответственности, предусмотренной ст.


5.27 КоАП РФ.

Как обжаловать решения трудовой инспекции?

Заключение В обоих случаях рассмотрение и разрешение дела об оспаривании решения трудовой инспекции происходит в судебном заседании. по результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения:

  • Об оставлении решения трудовой инспекции без изменения;
  • Об изменении решения трудовой инспекции;
  • Об отмене решения трудовой инспекции.

Так или иначе, данное решение суда впоследствии также может быть оспорено. При возникновении правового спора с государственной инспекцией труда необходимо особо тщательно подойти к подготовке необходимых документов и собиранию доказательственной базы, ведь доказать свою правоту в данной категории дел бывает крайне непросто.

Обжалование предписания трудовой инспекции

Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, что указанные нарушения носят существенный характер. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Не нашли, что искали?

В документе должны быть указаны:

  • наименование и реквизиты органа или должностного лица, в адрес которого направляется заявление;
  • почтовый адрес и наименование работодателя или Ф.И.О. должностного лица, которое обжалует действия инспектора труда;
  • реквизиты обжалуемого документа с перечислением фактов и доказательств, на основании которых заявитель считает решение трудовой инспекции незаконным;
  • просительная часть, в которой указываются требования заявителя (например, отменить предписание инспекции труда или признать действия инспектора неправомерными).

При подаче жалобы необходимо иметь два экземпляра документа, первый из которых передается в канцелярию, а на втором проставляется входящий номер, свидетельствующий о принятии документа к рассмотрению.

ГПК РФ) законодатель не разрешил проблему, связанную с определением срока их обжалования. В ч. 1 ст. 219 КАС РФ сохранен прежний срок обжалования предписаний в суде.

Так, по общему правилу он составляет три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов. В то же время, согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в ГИТ по вопросу, находящемуся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам, инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, которое может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Трудовая комиссия по результатам проверки составляет акт, в котором фиксируются все итоги мероприятия. Акт не является распорядительным документом. Им является предписание, которым порождаются правовые обязательства работодателя устранить выявленные нарушения трудового законодательства. Право на его оформление трудовой инспекцией отображено в ст. 357 Трудового Кодекса Российской Федерации. Рассмотрим порядок и срок обжалования предписаний трудовой инспекции, а также ответственность работодателя за ее неисполнение.

Что обозначается в предписании

Предписание – это распорядительный документ, который обозначает выводы и волю должностного лица государственного органа, в частности, трудовой комиссии.

Документ содержит следующую информацию:

  • дата и место составления;
  • полное наименование контролирующего органа;
  • основание для проведения проверки (номер и дату приказа);
  • должность и ФИО уполномоченного лица, непосредственно проводившего проверку;
  • способы проверки;
  • перечень всех выявленных нарушений;
  • законодательное основание выдвигаемой претензии;
  • срок, отведенный проверяемой организацией для устранения выявленных нарушений.

Предписание подписывают как участники инспекции, так и уполномоченный представитель организации. Также к нему прикладываются:

  • акт, подтверждающий факт проведения проверки;
  • объяснительные записки лиц, которые несут ответственность за нарушение.

Предписание оформляется в двух экземплярах, один из которых остается в организации, а второй забирает инспекция.

Исполнение предписания трудовой инспекции является обязательным. В противном случае, на работодателя может быть наложен штраф. Он, в свою очередь, имеет право обжаловать предписание в административном или судебном порядке.

Контроль исполнения предписания

Инспектор обязан проконтролировать выполнение предписания в срок. Работодатель же должен уведомить контролирующий орган в письменном виде о факте его исполнения. Для этого в его адрес отправляется ответ на предписание трудовой инспекции.

В документе по пунктам описывается факт исполнения предписания. При необходимости, предоставляются подтверждающие документы.

Ответ оформляется в двух экземплярах. Один остается в инспекции труда, на втором же инспектор должен поставить отметку о принятии (он хранится у работодателя).

Ответственность за неисполнение предписания

Любопытная информация

Инспекторы могут снизить штраф, если вы обратите их внимание на смягчающие обстоятельства. Их перечень дан в статье 4.2 КоАП РФ. К смягчающим обстоятельствам закон относит то, что нарушитель: раскаялся; добровольно прекратил противоправное действие; оказал содействие в установлении обстоятельств по делу об административном правонарушении; добровольно исполнил до вынесения постановления предписание об устранении нарушения; добровольно сообщил о совершенном правонарушении; предотвратил вредные последствия нарушения, добровольно возместил причиненный ущерб или устранил причиненный вред; совершил нарушение в состоянии сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; несовершеннолетний или беременная женщина, а также женщина, имеющая малолетнего ребенка (до 14 лет). Суд может признать смягчающими и другие обстоятельства, например преклонный возраст нарушителя или то, что он совершил нарушение впервые.

Неисполнение предписания трудовой инспекции влечет за собой наложение административного штрафа (ст. 19.5 КоАП РФ) в размере:

  • 300-500 рублей для граждан (штраф может быть наложен, например, лично на главного бухгалтера);
  • 1000-2000 рублей для должностных лиц (или запрет занимать определенные должности на протяжении трех лет);
  • 10000-20000 рублей для юридических лиц.

Оплата штрафа не означает, что работодатель может не исполнять предписание.

При этом инспектор не имеет права назначать штраф по истечении двух месяцев после даты нарушения, за исключением случаев нарушения правил занятости иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства.

Ст. 2.9 КоАП РФ предусматривает право инспектора не назначать штраф, если нарушения являются малозначимыми.

Некоторые правонарушения в области трудовых отношений могут грозить должностному лицу уголовным наказанием. К ним относятся, например, невыплата заработной платы, отказ от приема на работу или незаконное увольнение беременной женщины. Но наличие замечаний в предписании не является основанием для возбуждения уголовного дела, поскольку для этого необходимо заявление от пострадавшего лица.

Обжалование предписания трудовой инспекции

Согласно ст. 361 ТК РФ решение государственной трудовой инспекции может быть обжаловано руководителю инспектора и главному инспектору труда РФ, а также в судебном порядке.

Согласно ст. 357 ТК РФ предписание может быть обжаловано работодателем в суде в течение десяти дней со дня его получения. Исходя из этого, юристы в области трудового права часто советуют сразу подавать заявление в суд, а не обжаловать его в инспекции труда.

Жалобы юридического лица или лица, осуществляющего экономическую деятельность, не подлежат рассмотрению арбитражным судом. Их необходимо направлять в суд общей юрисдикции, так как они предусматривают трудовые отношения между работником и работодателем.

Кроме того, рассмотрение жалобы на предписание у вышестоящих должностных лиц трудовой инспекции не приостанавливает ее действие. Такое право имеет только суд.

Обычно основанием для подачи заявления служит незаконность предписаний. Также подлежит опротестованию предписание, которое мешает дальнейшей работе предприятия.

Порядок рассмотрения трудовых споров в суде, согласно ст. 383 ТК РФ, определяется Гражданским Процессуальным Кодексом.

Результатом обжалования может быть отмена предписания, отклонение ходатайства о его отмены, возврат дела на новое рассмотрение.

Чтобы получить комментарий юриста – задавайте вопросы ниже

У нас имелась задолженность по заработной плате перед работником, государственная инспекция труда вынесла предписание о выплате данной задолженности до 30.09.2018. Затем работник обратился в суд. В настоящее время судом вынесено решение, которое мы намерены обжаловать. В связи с этим возникает вопрос о правовом статусе предписания ГИТ: подлежит ли оно исполнению или в связи с наличием судебного спора и состоявшегося судебного решения фактически утратила силу? Есть ли судебная практика по данному вопросу (желательно по г. Москве и Верховному суду)?

Ответ

Гость, знакомьтесь - !

Предписание подлежит исполнению. При его обжаловании в суд необходимо подать заявление о приостановлении действия предписания.

Если на день выдачи предписания работник по аналогичным вопросам обратился в суд или по заявленным им требованиям имеется вступившее в законную силу решение суда то предписание гарантированно удастся обжаловать (). Апелляционные определения , ВС Республики Саха (Якутия) от 16.10.2013 № 33-4078/13. Подробнее об этом см. в обосновании.

Материалы по теме:

Обоснование данной позиции см. в материалах "Системы Юрист":

«Если компания не согласна с выданным предписанием или назначенным штрафом, то лучше попытаться их оспорить. В случае успеха это будет означать, что никаких нарушений она не допускала. Основанием для отмены могут быть процессуальные ошибки, допущенные инспектором при проверке. Так компания сможет сэкономить деньги и сохранить репутацию.

Редко проверка трудовой инспекции может обойтись для работодателя без последствий. В большинстве случаев инспекторы выявляют те или иные нарушения и выдают предписания об их устранении (). Зачастую выявленные нарушения кажутся незначительными. Однако не стоит относиться к предписанию формально, так как об устранении всех нарушений важно сообщить в инспекцию. Сделать это следует в письменной форме, представив отчет. К нему нужно приложить документы, подтверждающие, что нарушения действительно устранены. Такими документами могут быть копии локальных актов с внесенными исправлениями, платежные ведомости по выплате зарплаты, приказ об объявлении замечания или выговора лицу, допустившему нарушения. Если компания проигнорирует предписание инспектора, ей грозит целый ряд негативных последствий - от штрафов до визита сотрудника прокуратуры. Также инспектор может подать иск в суд о понуждении работодателя исполнить предписание. Но совсем не обязательно, что его требования удовлетворят, так как судебная практика по этому вопросу неоднозначна. При выявлении нарушений помимо выдачи предписания инспектор оштрафует виновных по одной из следующих статей: ст. 5.27, КоАП РФ. Проверяющий оштрафует не только компанию-работодателя, но и ее руководителя, так как назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности за это же правонарушение виновное физическое лицо (). При этом компания не вправе уплачивать штраф за своего директора, он должен сделать это сам. В противном случае штраф не будет считаться уплаченным.

Инспектор выдал компании предписание об устранении нарушений

Государственный инспектор труда вправе выдать предписание только при выявлении очевидного нарушения

В предписании указываются все выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства. Инспектор пропишет отдельно по каждому нарушению, какие действия необходимо предпринять для их устранения. Само по себе предписание не несет для работодателя негативных последствий. Но если компания не исполнит его в установленный срок, то в отношении нее будут применены уже конкретные санкции.

Предписание важно не только вовремя исполнить, но и отчитаться об этом в инспекцию. Обычно на исполнение предписания инспектор отводит максимум 30 дней. Чтобы избежать негативных последствий, предписание нужно не только вовремя исполнить, но и отчитаться об этом в инспекцию. Отчет, в частности, можно направить по электронной почте, факсу, или курьерской доставкой. Такие варианты имеет смысл заранее согласовать с инспектором. Однако лучше лично подъехать в инспекцию. Если у проверяющего возникнут вопросы, на них можно будет оперативно ответить и разъяснить непонятные моменты. Перед поездкой стоит созвониться с инспектором и согласовать время посещения. Работа у инспекторов разъездная, поэтому при незапланированном визите нужного инспектора может не быть на месте.

С собой нужно взять выданный экземпляр предписания и попросить инспектора проставить отметку об исполнении или продлении срока исполнения отдельных пунктов. Если вы забудете взять с собой экземпляр предписания, попросите инспектора поставить на копии отчета отметку о получении (с обязательным указанием даты). В случае возникновения спора, это поможет подтвердить, что вы отчитались по предписанию.

Обращаем внимание, что не стоит затягивать с исполнением предписания до последнего дня. Возможно, что инспектор укажет на какие-то недостатки, но времени на их устранение в таком случае не останется. Поэтому лучше подъехать в инспекцию заранее.

В отчете важно четко сформулировать ответ на каждый пункт предписания, расписать, какая конкретно работа была проведена для устранения нарушений. Основная задача - убедить инспектора в том, что его требования действительно выполнены. Поэтому важно приложить к предписанию документы, подтверждающие его исполнение.

Если вовремя исполнить отдельные пункты предписания невозможно, придется заявить ходатайство о продлении срока исполнения. Причины неисполнения должны быть действительно уважительными, так как в обратном случае в продлении срока исполнения предписания будет отказано. Решение по заявленному ходатайству принимается вышестоящим инспектором в письменном виде. Продление срока является правом, а не обязанностью инспектора.

30 дней - такой срок обычно устанавливает инспектор для устранения выявленных нарушений.

Инспектор вправе обратиться в суд с иском о понуждении исполнить предписание. На практике бывают ситуации, когда работодатели не исполняют предписания инспекторов, полагая, что никаких санкций, кроме штрафа, не последует. На самом деле, это заблуждение, так как помимо штрафа, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, работодателю грозит целый ряд негативных последствий. В первую очередь за неисполнение предписания суд вправе дисквалифицировать директора. А с января 2015 года увеличатся и размеры штрафов (новая норма - ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ). Также инспектор может проинформировать о неисполнении прокуратуру, которая примет к нарушителям более серьезные меры в соответствии с «О прокуратуре Российской Федерации». Также инспекция проведет в организации дополнительную проверку по контролю исполнения выданного предписания ().

Отметим, что подобные негативные последствия наступят не только при неисполнении предписания в полном объеме. Частичное неисполнение или исполнение в нарушение установленного срока является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ.

Также не исключено, что инспектор обратится в суд с иском о понуждении работодателя исполнить предписание. Некоторые суды удовлетворяют подобные иски. Например, Самарский областной суд в определении от 06.12.2012 № 33-11227/2012 разъяснил, что обращение в суд с иском о понуждении исполнить предписание является реализацией инспекцией права требовать от работодателя устранения, выявленных в ходе проверки нарушений. В другом деле Тамбовский областной суд в апелляционном определении от 05.06.2013 № 33-1569/2013 разъяснил, что право инспектора обратиться в суд с иском о понуждении работодателя исполнить предписание согласуется с ст. 22 ТК РФ. Согласно этой норме работодатель обязан своевременно исполнять предписания государственных инспекторов труда. Отметим, что при неисполнении судебного решения работодателю придется иметь дело уже с судебными приставами.

Однако не все суды разделяют приведенную точку зрения. Поэтому, в случае подобного спора работодатель может обратить внимание суда, что законом предусмотрена административная ответственность за невыполнение предписания инспектора труда (). Из этого следует, что законодатель установил механизм полномочий инспектора труда, определяющий порядок понуждения работодателя к исполнению предписания. Также закон не предусматривает возможности принудительного исполнения предписания в судебном порядке путем подачи искового заявления. Такой вывод содержится в апелляционных определениях Верховного суда Республики Башкортостан от 02.04.2013 № 33-4054/13, Тамбовского областного суда от 23.10.2013 № 33-3379/2013.

Работодатель может аргументировать свою позицию и тем, что трудовая инспекция не уполномочена обращаться в суд с исками в целях защиты прав граждан (апелляционные определения ВС Республики Мордовия от 06.02.2013 № 33-259/13, Пермского краевого суда от 01.08.2012 № 33-6472).

Таким образом, в связи с неоднозначностью судебной практики, результат дела будет зависеть от приведенных работодателем аргументов и позиции судьи по этому вопросу.

Вместе с иском в суд важно подать ходатайство о приостановке срока исполнения предписания. Если компания не согласна с выданным предписанием и намерена его оспаривать, то сначала важно определиться со способом. Существует два основных варианта (). Первый - жалоба руководителю инспектора по подчиненности или главному государственному инспектору труда Российской Федерации (административный порядок). Второй - сразу обратиться в суд. Работодатель вправе воспользоваться этими вариантами одновременно. Впоследствии решение главного государственного инспектора труда России можно будет обжаловать в суд.

Затем следует проверить, не пропущены ли сроки на обжалование. Отметим, что закон не устанавливает специальных сроков на обжалование предписания в административном порядке. Однако на практике применяется ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ (далее - ), согласно которой компания вправе подать возражения на акт и предписание инспектора в 15-дневный срок со дня получения акта проверки.

При обжаловании в суд применяется 10-дневный срок, установленный ст. 357 ТК РФ. Однако некоторые работодатели считают, что срок составляет 3 месяца. Они ссылаются на ст. 256 ГПК РФ, в которой говорится об обжаловании в суд решений органов государственной власти. В данном случае эта норма не применяется, так как ст. 357 ТК РФ установлены специальные сроки для обжалования предписаний государственных инспекторов труда. Данный вывод закреплен в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ за третий квартал 2006 года.*

60 дней - такой срок после вступления постановления в законную силу отводится на уплату штрафа.

Важно обратить внимание, что сроки на обжалование исчисляются со дня следующего за днем выдачи (получения) предписания работодателю или его представителю по доверенности (). Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день ().

Если по каким-либо причинам в последний день срока заявление об обжаловании предписания не удалось передать в канцелярию суда или инспекции, можно направить его по почте. Срок не будет считаться пропущенным, если жалоба подана в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока ().

На практике у работодателей возникает вопрос,

в какой суд подавать заявление. Как следует из смысла ст.ст. , ГПК РФ и постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2, заявление об оспаривании предписания подается в районный суд по месту нахождения (месту фактического расположения) государственного органа.*

Вместе с заявлением важно подать ходатайство о приостановлении срока исполнения предписания. Факт подачи в суд заявления об оспаривании предписания не приостанавливает срока его исполнения, так как это не предусмотрено законом. Приостановить срок исполнения предписания до вступления решения в законную силу вправе только суд ().

Инспектор привлек компанию и директора к административной ответственности

В постановлении, в отличие от предписания, указываются только те нарушения, за которые виновного привлекли к ответственности. Вынести постановление инспектор вправе только в течение 2 месяцев со дня совершения нарушения. При длящемся нарушении этот срок исчисляется с момента обнаружения нарушения инспектором. Постановление означает, что фирме и директору придется уплатить штраф.

Компания не вправе уплачивать штраф за директора, который привлечен к ответственности. После вступления постановления в законную силу на уплату штрафа отводится 60 дней (). Если компания или должностное лицо не в состоянии уплатить штраф в установленные сроки, можно заявить ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты (). Отсрочка предоставляется максимум на 1 месяц. Уплата штрафа может быть рассрочена на срок до 3 месяцев. При рассрочке инспектор укажет в определении конкретные дни и размеры выплат. Чтобы воспользоваться отсрочкой или рассрочкой, необходимо представить в инспекцию документы, подтверждающие реальную невозможность уплаты штрафа в установленные сроки. Для должностных лиц это может быть справка о наличии на иждивении, например, неработающего супруга, несовершеннолетних детей или иных лиц, низкий уровень дохода. Для юридических - отсутствие денежных средств на всех расчетных счетах или арест счетов.

Реквизиты для уплаты штрафа указываются в постановлении. Штраф со ссылкой на номер и дату постановления должен быть уплачен от лицом, которому назначено административное наказание (). В обратном случае штраф не будет считаться уплаченным. На практике компании часто уплачивают штрафы за своих директоров, что приводит к проблемам. В итоге директору все равно приходится идти в банк и уплачивать штраф за себя.

Жалоба на постановление не облагается государственной пошлиной

После уплаты штрафа важно сделать копии платежных документов. Их лучше привезти в инспекцию лично. При согласовании с инспектором документы можно направить по электронной почте, факсу или курьерской доставкой. После получения документов должностное лицо инспекции проверит факт поступления денежных средств на расчетный счет инспекции. Отметка об уплате штрафа в копии постановления, выданной нарушителю, не проставляется. Подтвердить уплату можно квитанцией, которую лучше хранить вместе с копией постановления.

Неуплата штрафа грозит директору арестом на срок до 15 суток. Неуплата административного штрафа может дорого обойтись работодателю. Инспектор составит протокол по ст. 20.25 КоАП РФ и направит мировому судье для рассмотрения. Суд вправе назначить следующие виды наказания:

  • штраф в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа,
  • административный арест на срок до 15 суток,
  • обязательные работы на срок до 50 часов.

В случае привлечения к ответственности должностного лица наказание из приведенного списка назначается по усмотрению суда. Компаниям во всех случаях придется уплатить штраф, так как административный арест или обязательные работы применяются только к физическим лицам. Отметим, что привлечение к ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ не освобождает от уплаты основного штрафа.

Также инспектор направит материалы дела в службу судебных приставов. Пристав возбудит исполнительное производство и выдаст должнику постановление с требованием об уплате штрафа. Если должник не уплатит его в 5-дневный срок, пристав взыщет штраф в принудительном порядке вместе с исполнительским сбором (). Сбор составляет 7% от подлежащей взысканию суммы, но не менее 1 тыс. руб. - с гражданина или индивидуального предпринимателя и 10 тыс. руб. - с организации. Вместе с тем пристав вправе оштрафовать фирму и директора по КоАП РФ за невыполнение его требований, а в случае необходимости арестовать счета компании ().

Жалобу на постановление нужно подавать в суд общей юрисдикции. В случае если компания не согласна со штрафом, то, как и предписание, постановление можно обжаловать двумя способами. Первый - в судебном порядке, второй - вышестоящему должностному лицу инспектора или в вышестоящий орган (). Одновременно пользоваться этими способами не имеет смысла, так как прерогатива рассмотрения жалобы будет отдана суду.

Жалобу на постановление нужно подать в течение 10 суток со дня вручения копии постановления работодателю или его представителю по доверенности (). Если постановление направлялось по почте, то срок на обжалование исчисляется со дня получения копии постановления. При уклонении от получения постановления, высланного по почте, оно считается вступившим в силу по истечении 10 суток со дня возвращения в адрес инспекции ().

Исчисление срока на обжалование постановления аналогично исчислению срока на обжалование предписания. Согласно КоАП РФ жалоба на постановление, вынесенное в отношении физического лица, подается в районный суд, а вынесенное в отношении юридического лица - в арбитражный. Однако арбитражные суды считают, что споры, вытекающие из трудовых отношений, им не подведомственны, и жалобы возвращают (). Поэтому жалобу нужно подавать в районный суд по месту совершения правонарушения, указанному в протоколе об административном правонарушении ()».

Случаи, когда предписание инспектора гарантированно удастся обжаловать

Ситуация Практика
Работник при обращении в инспекцию с жалобой на нарушение его прав работодателем пропустил сроки давности, установленные ст. 392 ТК РФ (1 месяц при оспаривании увольнения и 3 месяца по остальным вопросам) Обзор судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2011 года; апелляционные определения Московского городского суда и
На день выдачи предписания работник по аналогичным вопросам обратился в суд или по заявленным им требованиям имеется вступившее в законную силу решение суда () Апелляционные определения , ВС Республики Саха (Якутия) от 16.10.2013 № 33-4078/13
Инспектор вынес предписание, хотя фактически имел место трудовой спор, который должен разрешаться в суде в силу ст. 382 ТК РФ Апелляционные определения ВС Республики Коми от 05.09.2013 № 33-4715АП/2013, Суда Чукотского автономного округа от 07.11.2013 № 33-178/13, 2-301/13;
Инспектор при проведении проверки допустил грубое нарушение, указанное в ст. 20 Закона № 294-ФЗ. Например, провел проверку без соответствующего письменного распоряжения или потребовал документы, не относящиеся к предмету проверки Кассационное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.07.2011 № 33-3127/2011; апелляционные определения Оренбургского областного суда от 12.09.2012 № 33-5220-2012, Тамбовского областного суда от 31.07.2013 № 33-2286
Инспектор выдал предписание, несмотря на то, что фактически работодатель нарушений не совершал Апелляционные определения Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.06.2013, Свердловского областного суда от 27.08.2013 № 33-10391/2013

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Все могут ошибаться, в том числе инспекторы по труду. В частности, проверяя организацию, они могут неправильно применить нормы законодательства или нарушить процедуру привлечения к ответственности. Возможно, работодатель просто не согласится с мнением инспектора и воспользуется своим правом на обжалование его решения. О том, как правильно это сделать, в какой орган обратиться и в какие сроки, вы узнаете из статьи.

Полномочия инспектора по труду

В силу ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее — Положение).

По результатам проверки государственной инспекцией труда (ГИТ) юридическое лицо, а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, определенных ТК РФ и прочими федеральными законами.

Осуществляющие проверки инспекторы по труду имеют довольно много прав, установленных п. 13 Положения: право беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей в целях их проверки, запрашивать у них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, и т.д. В случае обнаружения при проверке нарушений законодательства о труде и об охране труда инспектор может привлечь организацию или должностное лицо к ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Для этого по окончании проверки он должен зафиксировать факт нарушений документально. Такими документами являются:

— акт проверки — в нем указываются сведения о результатах проверки. Акт составляется непосредственно после проверки, в двух экземплярах, один из которых передается работодателю. При этом не имеет значения, был ли обнаружен факт нарушения трудового законодательства и охраны труда. Если нарушения были обнаружены, в акте фиксируются характер нарушений и лица, их допустившие. Требования к акту установлены п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — Закон N 294-ФЗ);

— предписание об устранении нарушений — выдается одновременно с актом проверки, непосредственно после окончания проверки (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения;

— протокол об административном правонарушении — составляется в случае обнаружения правонарушений. Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления. Протокол подписывается инспектором по труду, его составившим, и законным представителем работодателя. В случае отказа представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (п. 4.1, 5 ст. 28.2 КоАП РФ). С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ);

— постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Оно составляется в течение 15 дней с даты составления протокола после рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия вручается работодателю (представителю работодателя) под расписку либо высылается по почте в течение трех дней со дня вынесения этого постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Напомним, что ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены следующие виды ответственности:

административный штраф;

— дисквалификация руководителя;

— административное приостановление деятельности работодателя.

При этом если привлекать к административной ответственности и приостанавливать деятельность организации имеет право инспектор по труду, то дисквалификация осуществляется только по решению суда. То есть если инспектор выявит правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, он составляет протокол и в течение трех суток передает документы в суд (который рассматривает дело и выносит постановление), а работодателю направляет копию протокола.

Право на обжалование

В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений вправе обжаловать эти документы в трудовую инспекцию, приложив документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Обратите внимание! Предписание об устранении выявленных нарушений обязательно для исполнения. Если организация его не выполнит, она будет привлечена к административной ответственности по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 361 ТК РФ, работодатель может обжаловать любой документ — акт, предписание, протокол, постановление о привлечении к административной ответственности. При этом обычно акт обжалуют вместе с предписанием, а протокол с постановлением.

Кроме того, работодатель может обжаловать действия инспектора его руководителю или главному государственному инспектору. В силу ст. 364 ТК РФ за противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

Подведомственность и сроки обжалования

Если работодатель решил обжаловать предписание в государственную инспекцию труда, сделать это он должен в течение 15 дней с момента получения акта и предписания (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Обратите внимание: если в период рассмотрения жалобы наступит срок устранения нарушений, указанный в предписании, а они не будут устранены, работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Некоторые работодатели одновременно обращаются и в трудовую инспекцию, и в суд. Делать это не стоит, поскольку тогда жалобу будет рассматривать только суд (п. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Обжалование предписаний в судебном порядке осуществляется по правилам, установленным ГК РФ. Однако здесь возникают некоторые противоречия по поводу сроков. Так, в силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания. Но есть ст. 357 ТК РФ, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Если воспринимать норму дословно, то работодателю дается 10 дней на обжалование, если в инспекцию обратился профсоюз или работник по вопросам, связанным с трудовыми спорами.

Судебная практика по вопросу, какие же сроки применять — 10 дней или три месяца, противоречива, поэтому работодателю в любом случае рекомендуется не затягивать с подачей жалобы и уложиться в 10 дней с даты получения предписания.

При этом, чтобы работодателя не привлекли к ответственности за неисполнение предписания во время рассмотрения жалобы, к жалобе следует приложить заявление о приостановлении действия предписания. Сделать это суд может и самостоятельно, но это только его право, а не обязанность.

К сведению. Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности происходит соответственно в административном порядке. Жалоба на постановление в силу п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ подается в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если жалоба подается в трудовую инспекцию, срок ее рассмотрения составляет 10 дней, если в суд — два месяца (п. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Отметим, что жалоба подается в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, как это установлено ст. 30.1 КоАП РФ, поскольку в силу ст. 207 АПК РФ арбитры рассматривают дела о привлечении к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Трудовые же отношения подведомственны судам общей юрисдикции.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность

В заключение обратим внимание на процессуальные моменты, при которых организация не может быть привлечена к административной ответственности. Это прежде всего нарушение сроков привлечения к ней.

Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения. А за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию руководителя, он может быть привлечен к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

При длящемся административном правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения этого нарушения.

К сведению. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Помимо нарушения сроков инспектор по труду может также нарушить процессуальные нормы при составлении протокола об административном нарушении. Поскольку КоАП РФ установлена специальная процедура составления и заполнения протокола, ее нарушение тоже может стать причиной освобождения от административной ответственности. Но такие нарушения должны быть существенными. Требования к составлению протокола установлены ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, что указанные нарушения носят существенный характер.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.