Пособие до полутора лет. Выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами Как получить пособие на ребенка до 1.5

Пособие по уходу за ребенком выступает в роли компенсации временной нетрудоспособности молодой матери, когда она ухаживает за новорожденным. Рождение детей – значимая часть любого общества, поэтому оно финансово поддерживается на федеральном и местном уровне.

У нас в стране пособия выплачиваются до достижения ребенком 3-х лет . Затем выплаты прекращаются, мать выходит на работу, а ребенок устраивается в детский сад.

Пособие по уходу за детьми выплачивается как матерям, так и иным родственникам, которые осуществляют уход. «Детские деньги» не выплачиваются лишь родителям, которые сами отказались от ребенка или тем, кто был лишен прав на ребенка. В этом случае пособие выдается учреждению, в которое направлен малыш, или назначенному опекуну.

В статье мы разберем вопросы о размерах «детских денег», правилах оформления и сборе документов.

По закону матерям дается отпуск на срок 4 месяца, ровно 2 месяца до родов и после. После родового отпуска начинается декрет, длящийся до тех пор, пока ребенку не исполнится 3 года.

Деньги за уход положены любым родственником, если они из-за него лишены возможности полноценно работать или получать иной вид дохода. В случае, когда за уход за малышом осуществляют несколько родственников, пособие оформляется на кого-то одного, по выбору.

ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» — основной закон, который регулирует вопросы выплаты детских пособий.

Кто вправе получать «детские деньги»?

  • Матери, которые служат в Вооруженных силах РФ по контракту;
  • Матери, отцы и иные опекуны, которые учатся в ВУЗах на очном отделении;
  • Любые родственники с правом социального страхования;
  • Уволенные по причине ликвидации компании при беременности или во время отпуска по беременности или родам – для матерей. Для других родных – на протяжении отпуска по уходу.
  • Иные родственники, если мать или отец ребенка отказались от него, погибли или были лишены прав.

Закон позволяет получать деньги за ребенка, даже если родитель работает при отпуске у себя на дому или по графику неполной рабочей смены на прежнем месте.


При работе по совмещению, если за последние 2 года родитель не менял место работы, платить «детские деньги» будет тот работодатель, которого выберет сам работник. При возможности получать разные виды пособий, выбирается только одно из них. Выплата «детских денег» возлагается либо на работодателя, либо на учреждение соцзащиты.

Величина пособия по уходу за детьми

На величину выплат по уходу за ребенком сильно влияет возраст ребенка. Для малышей в возрасте до 1,5 лет минимальная сумма в 2019 году составила 2865 рублей, если это первый ребенок и 5676 – если второй и последующие.

В течение последних нескольких лет величина пособия рассчитывается, исходя из среднемесячного заработка родителя или других лиц. Он составляет около 40% от зарплаты, если она не ниже МРОТ, который в 2019 году равен 6204 рублям. МРОТ ежегодно увеличивается, индексируется и минимальное пособие (в 2016 году оно стало на 5 – 5,5% выше, чем в 2015-ом).

Минимальная сумма пособия отличается в разных регионах, так как она зависит и от районного коэффициента. Узнать эти коэффициенты можно на сайте местных органов управления.

На детей в возрасте от 1,5 до 3 лет выплаты рассчитываются по районным коэффициентам, их суммы зависят от политики субъектов РФ и их правилах расчета. Отметим, что общегосударственные выплаты для ребят от полутора до трех лет составляют всего 500 рублей. Для Москвы общая сумма пособия находится в пределах 2000 – 2200 рублей в месяц.

На размеры «детских денег» в 2019 году, если им от 1,5 до 3 лет, влияет несколько факторов:

  • Величина средней зарплаты в субъекте РФ;
  • Число детей в семье;
  • Средняя сумма дохода человека, на которого оформляется пособие.

Вопрос о поднятии размера детского пособия для ребят от полутора до трех лет неоднократно поднимался в Государственной Думе, но до сих пор не был принят законопроект, который бы увеличивал его размер повсеместно. Последнее изменение относится к 2013 году, когда были изменены размеры и сроки выплат пособий для регионов с низкой рождаемостью.

Документы для оформления «детских денег»

Перечень документов для оформления выплат отличается для работающих и безработных лиц. Если человек получает пособие по уходу за детьми на малыша до полутора лет и работает, ему необходимо собрать и отнести в отдел кадров своей организации документы:

  • Заявление об уходе в отпуск по причине рождения ребенка (пишется в свободной общей форме);
  • Заявления с просьбой на начисление выплат;
  • Справка от второго родителя, подтверждающая, что на него уже не оформлено другое пособие (обычно берется по месту работы или службы);
  • Документ о рождении или усыновлении (копия и оригинал);
  • Копия приказа об отпуске по уходу за ребенком;
  • Копия удостоверения личности (паспорта).

Безработные граждане, уволенные из организации в связи с ее ликвидацией, и студенты-очники относят документы в местный орган соцзащиты.

Им требуется:

  • Копия с печатью нотариуса или выписка из трудовой книжки, где указано последнее рабочее место;
  • Справку о составе семьи;
  • Документ о размере средней зарплаты;
  • с последнего рабочего места.

Пособия для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет оформляется в местных отделениях СЗН (Службы занятости населения). Пакет документов может сильно отличаться для разных лиц, но в общем случае потребуются:

  • Заявление на оформление пособия;
  • Свидетельство о рождении малыша;
  • Справка о составе и численности семьи;
  • Справка из Налоговой службы об общих доходах заявителя и всех членов его семьи.

Особенности выдачи пособия для детей до 1,5 лет

Получить «детские деньги» на малыша до 1,5 лет можно сразу после окончания больничного по родам. В это время и начинается отпуск по уходу за маленьким ребенком. положены до тех пор, пока ему не исполнится ровно полтора года.

Если получатель пособия недавно менял работу или заключал новый трудовой договор, то учитывается зарплата только по последнему рабочему месту. Данные о зарплате с предыдущего места в расчет не берутся.

Безработные граждане получают «детские деньги» в центрах соцзащиты населения в том случае, если им не платится . При этом человек сам вправе выбрать основание, по которому ему будут перечисляться деньги (по безработице или по уходу).

Отпуск по уходу за малолетним ребенком по закону включается в трудовой стаж человека, а детское пособие выплачивается маме или другим родственникам строго в день выдачи зарплаты в организации.


Уходить в отпуск по уходу за детьми можно единовременно или по частям. Если получатель пособия начнет работать, то выплата пособия прекратится. При частичном использовании отпуска и последующем выходе на работу, пишется заявление на использование оставшейся части отпуска, в течение которого детское пособие будет снова выплачиваться.

Электронные услуги

Полное название услуги

Назначение ежемесячного пособия на ребенка

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой

    1. Один из родителей (единственный родитель), усыновителей (единственный усыновитель) ребенка из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющий место жительства в городе Москве и проживающий в городе Москве совместно с ребенком. Если один из родителей не имеет места жительства в городе Москве, государственная услуга предоставляется другому родителю, имеющему место жительства в городе Москве, при условии, что совместно с ним проживает ребенок, в отношении которого предоставляется государственная услуга.
    2. Опекун, попечитель ребенка из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющий место жительства в городе Москве и проживающий в городе Москве совместно с подопечным ребенком, в отношении которого предоставляется государственная услуга. В случае если опекун, попечитель, проживающий совместно с подопечным ребенком в городе Москве, не имеет места жительства в городе Москве, государственная услуга предоставляется при условии, что ребенок, над которым установлена опека, попечительство и в отношении которого предоставляется государственная услуга, имеет место жительства в городе Москве. Прием запросов в электронной форме с использованием Портала от опекуна, попечителя, а также уполномоченного представителя заявителя не предусмотрен.

  • Стоимость услуги

    Бесплатно

  • Перечень необходимых документов

    • Электронный образ документа удостоверяющий личность заявителя (для паспорта РФ: стр.2-3,5,14 (разворот с фотографией, место жительства, семейное положение))
    • Электронный образ свидетельства о браке (при наличии) (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена органами ЗАГС города Москвы до 1 января 1990 г. либо за пределами территории города Москвы)
    • Электронный образ документа, удостоверяющий личность второго родителя (при наличии)
    • Электронный образ документа свидетельства о рождении ребенка (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена за пределами территории города Москвы) либо документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства)
    • Электронный образ решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка, вступившее в законную силу, либо свидетельство об усыновлении (удочерении) (при наличии) (представляется по желанию заявителя)
    • Электронный образ документа, содержащего сведения о месте жительства в городе Москве ребенка, в отношении которого предоставляется государственная услуга (в случае если сведения о многоквартирном доме, в котором проживает заявитель и (или) ребенок, не содержатся в Базовом регистре)
    • Электронный образ документа, подтверждающего изменение фамилии и (или) имени, и (или) отчества, в случае несоответствия фамилии и (или) имени, и (или) отчества в предоставляемых документах данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность заявителя (второго родителя) (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена органами ЗАГС города Москвы до 1 января 1990 г. либо за пределами территории города Москвы)
    • Электронный образ справки, выданной организацией (учреждением), имеющей жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т.д.), подтверждающая место жительство в городе Москве
    • Электронный образ документа, подтверждающего фактическое проживание ребенка в городе Москве (при отсутствии места жительства в городе Москве у одного из родителей и (или) ребенка), а именно один из следующих:
      - Справка об обучении ребенка в образовательной организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи запроса на предоставление государственной услуги (если ребенок обучается в образовательной организации).
      - Справка о наблюдении ребенка в медицинской организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи запроса на предоставление государственной услуги (если ребенок наблюдается в медицинской организации).
    • Электронный образы справок с места работы (службы, учебы) либо иные документы, подтверждающие доходы каждого члена семьи за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи запроса.
    • Электронный образ свидетельства о расторжении брака
    • Электронный образ свидетельства об установлении отцовства (при наличии) (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена за пределами территории города Москвы)
    • Электронный образ справки об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце (матери) ребенка
    • Электронный образ свидетельства о смерти второго родителя
    • Электронный образ решения суда о признании второго родителя безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, вступившее в законную силу (копия, заверенная в установленном порядке).
    • Электронный образ выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы) (при наличии)
    • При отсутствии у одного или обоих родителей доходов дополнительно представляются электронные образы документов, подтверждающих уважительные причины отсутствия доходов, а именно:
      - Справка из органа государственной службы занятости населения о признании одного или обоих родителей безработными (для лиц, занятых поиском новой работы, обратившихся в органы государственной службы занятости населения за пределами города Москвы в течение трех месяцев со дня увольнения).
      - Справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о получении родителем ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы, а также престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, либо достигшим возраста 80 лет, ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (для заявителей, занятых уходом за инвалидом I группы, а также престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, либо достигшим возраста 80 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, и получающих ежемесячные выплаты в соответствии с федеральным законодательством).
      - Справка с места работы о нахождении в отпуске без сохранения заработной платы (для заявителей, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы свыше трех месяцев). Электронный образ справки из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу (в случае обращения за предоставлением государственной услуги в отношении ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву) (в целях определения размера предоставляемой государственной услуги) Электронный образ справки из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования об обучении в нем отца ребенка (до заключения контракта о прохождении военной службы) (в случае обращения за предоставлением государственной услуги в отношении ребенка военнослужащего, приобретшего статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в связи с зачислением в военную профессиональную образовательную организацию или военную образовательную организацию высшего образования) (в целях определения размера предоставляемой государственной услуги) Электронный образ одного из следующих документов (в случае обращения за предоставлением государственной услуги в отношении ребенка, родитель (родители) которого уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством, когда взыскание алиментов невозможно) (в целях определения размера предоставляемой государственной услуги):
      - Сообщение органа внутренних дел или справка судебного пристава-исполнителя о том, что в месячный срок место нахождения разыскиваемого должника не установлено.
      - Сообщение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о неисполнении решения суда (судебного приказа) о взыскании алиментов в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор о правовой помощи. -Справка из суда о причинах неисполнения решения суда (судебного приказа) о взыскании алиментов
  • Сроки предоставления услуги

    10 рабочих дней
    Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня регистрации запроса в ОСЗН
    В общий срок предоставления государственной услуги при подаче запроса с использованием Портала не включается срок, на который приостанавливается предоставление государственной услуги

    Срок и основание приостановления
    10 рабочих дней
    Основанием для приостановления предоставления государственной услуги в случае подачи запроса с использованием Портала является необходимость личной явки заявителя в МФЦ по экстерриториальному принципу вне зависимости от места жительства заявителя в городе Москве (а если в поселении города Москвы по месту жительства заявителя не созданы МФЦ - в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по месту жительства заявителя в городе Москве либо в любой МФЦ, находящийся в других районах или поселениях города Москвы, по выбору заявителя) для представления документов на бумажном носителе.

    Условия получения услуги в ОИВ

    • Кто может обратиться за услугой:

      Физические лица

      В качестве заявителя могут выступать: 1. Один из родителей (единственный родитель), усыновителей (единственный усыновитель) ребенка из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющий место жительства в городе Москве и проживающий в городе Москве совместно с ребенком, в отношении которого предоставляется государственная услуга. Если один из родителей не имеет места жительства в городе Москве, государственная услуга предоставляется другому родителю, имеющему место жительства в городе Москве, при условии, что совместно с ним проживает ребенок, в отношении которого предоставляется государственная услуга. 2. Опекун, попечитель ребенка из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющий место жительства в городе Москве и проживающий в городе Москве совместно с подопечным ребенком, в отношении которого предоставляется государственная услуга. В случае если опекун, попечитель, проживающий совместно с подопечным ребенком в городе Москве, не имеет места жительства в городе Москве, государственная услуга предоставляется при условии, что ребенок, над которым установлена опека, попечительство и в отношении которого предоставляется государственная услуга, имеет место жительства в городе Москве.

    • Стоимость услуги и порядок оплаты:

      Бесплатно

    • Перечень необходимых сведений:

      Запрос (заявление) (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      Оформляется по форме приложение 22 к постановлению Правительства Москвы от 3 июля 2012 № 301-ПП. Представляется при обращении в МФЦ, в т.ч. и опекунами (попечителями) детей. При обращении на Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы, заявитель заполняет интерактивную форму запроса, которая впоследствии распечатывается в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по форме приложения 22 к постановлению Правительства Москвы от 03.07.2012 № 301-ПП.

      Документ, удостоверяющий личность заявителя, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      Представляется паспорт гражданина Российской Федерации (вид на жительство для иностранных граждан).

      Документ, удостоверяющий личность второго родителя (при наличии), содержащий сведения о месте жительства (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется паспорт (вид на жительство для иностранных граждан).
      • Предоставляется без возврата
      Представляется в случае, если ГБУ МФЦ города Москвы не осуществляет, на основании соответствующего договора, функцию по начислению платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги и (или) функцию по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в отношении жилого помещения, в котором проживает заявитель, а также вне зависимости от осуществления указанных функций ГБУ МФЦ города Москвы в случае проживания заявителя в жилом помещении, расположенном на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы (оригинал и копия).
      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется без возврата
      Представляется в случае если ГБУ МФЦ города Москвы не осуществляет, на основании соответствующего договора, функцию по начислению платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги и (или) функцию по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в отношении жилого помещения, в котором проживает второй родитель, а также вне зависимости от осуществления указанных функций ГБУ МФЦ города Москвы в случае проживания второго родителя в жилом помещении, расположенном на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.

      Свидетельство о рождении ребенка, в отношении которого предоставляется государственная услуга (оригинал, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена за пределами территории города Москвы, а также документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства).
      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется без возврата
      Представляется в случае если ГБУ МФЦ города Москвы не осуществляет, на основании соответствующего договора, функцию по начислению платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги и (или) функцию по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в отношении жилого помещения, в котором проживает заявитель и (или) ребенок (дети), а также вне зависимости от осуществления указанных функций ГБУ МФЦ города Москвы в случае проживания заявителя и (или) ребенка (детей), в жилом помещении, расположенном на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.

      Свидетельство об установлении отцовства (оригинал, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется по желанию заявителя, в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена за пределами территории города Москвы.

      Решение суда об усыновлении (удочерении) ребенка, вступившее в законную силу (копия, заверенная в установленном порядке), либо свидетельство об усыновлении (удочерении) (при наличии) (оригинал, 1 шт.)

      • Необязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется по желанию заявителя.

      Свидетельство о заключении брака (при наличии) (оригинал, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена органами ЗАГС города Москвы до 1 января 1990 г. либо за пределами территории города Москвы.

      Документы, подтверждающие фактическое проживание ребенка в городе Москве (при отсутствии места жительства в городе Москве у одного из родителей и (или) ребенка) (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляется один из следующих: 1. Справка об обучении ребенка в образовательной организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи запроса на предоставление государственной услуги (если ребенок обучается в образовательной организации). 2. Справка о наблюдении ребенка в медицинской организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи запроса на предоставление государственной услуги (если ребенок наблюдается в медицинской организации).

      Справка с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи запроса (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляются справки по форме 2-НДФЛ, 3-НДФЛ, а при их отсутствии - справки произвольной формы.

      Выписка из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы) (при наличии) (заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляются документы о последнем роде занятий, в т.ч. и договоры.

      При отсутствии у одного или обоих родителей доходов дополнительно представляются документы, подтверждающие уважительные причины отсутствия доходов (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется один из следующих документов: 1. Справка из органа государственной службы занятости населения о признании одного или обоих родителей безработными (для лиц, занятых поиском новой работы, обратившихся в органы государственной службы занятости населения за пределами города Москвы в течение трех месяцев со дня увольнения). 2. Справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о получении родителем ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы, а также престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, либо достигшим возраста 80 лет, ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (для заявителей, занятых уходом за членом семьи, являющимся инвалидом I группы, а также престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, либо достигшим возраста 80 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, и получающих ежемесячные выплаты в соответствии с федеральным законодательством). 3. Справка с места работы о нахождении в отпуске без сохранения заработной платы (для заявителей, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы свыше трех месяцев).

      Документы при обращении за предоставлением государственной услуги в отношении детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляется один из следующих документов: 1. Справка из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу. 2. Справка из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования об обучении в ней отца ребенка.

      Документы, представляемые для получения услуги на ребенка из семьи, в которой родители уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством, когда взыскание алиментов невозможно (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляется один из следующих документов: 1. Сообщение органов внутренних дел либо справка органов Федеральной службы судебных приставов о том, что в месячный срок место нахождения разыскиваемого должника не установлено. 2. Сообщение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о неисполнении решения суда (судебного приказа) о взыскании алиментов в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор о правовой помощи. 3. Справка из суда о причинах неисполнения решения суда (судебного приказа) о взыскании алиментов.

      Документ, подтверждающий факт отсутствия второго родителя (оригинал, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае обращения в качестве заявителя единственного родителя, а именно один из следующих документов: 1. Справка о рождении по форме № 25, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена за пределами территории города Москвы). 2. Свидетельство о смерти второго родителя (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена за пределами территории города Москвы). 3. Свидетельство о расторжении брака (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена органами ЗАГС города Москвы до 1 января 1990 г. либо за пределами территории города Москвы). 4. Решение суда о признании второго родителя безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, вступившее в законную силу (копия, заверенная в установленном порядке).

      Документ, подтверждающий права лица (опекуна, попечителя, усыновителя), заменяющего родителей (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется один из следующих документов: 1. Решение (выписка из решения) об установлении над ребенком опеки, попечительства. 2. Решение суда об усыновлении (удочерении) ребенка (детей), вступившее в законную силу (копия, заверенная в установленном порядке) либо свидетельство об усыновлении (удочерении) (представляется по желанию заявителя).

      Документ, подтверждающий изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества (оригинал, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае несоответствия фамилии, и (или) имени, и (или) отчества в документах данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность заявителя (второго родителя) (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена органами ЗАГС города Москвы до 1 января 1990 г. либо за пределами территории города Москвы).

      Документ, удостоверяющий личность уполномоченного заявителем лица (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае обращения уполномоченного заявителем лица.

      Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае обращения уполномоченного представителя заявителя. Для уполномоченного заявителем лица, не являющегося законным представителем, документом, подтверждающим полномочия, является доверенность в простой письменной форме либо нотариально удостоверенная доверенность, или доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
    • Сроки предоставления услуги

      10 рабочих дней

      Срок приостановки: 10 рабочих дней

      Основанием для приостановления предоставления государственной услуги в случае подачи запроса с использованием Портала является необходимость личной явки заявителя в МФЦ по экстерриториальному принципу вне зависимости от места жительства заявителя в городе Москве (а если в поселении города Москвы по месту жительства заявителя не созданы МФЦ – в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по месту жительства заявителя в городе Москве либо в любой МФЦ, находящийся в других районах или поселениях города Москвы, по выбору заявителя) для представления документов, указанных в пунктах 2.5.1.1.2-2.5.1.1.20 Административного регламента предоставления услуги, на бумажном носителе.

    • Результат оказания услуги

      Выдается:

      • Решение о назначении ежемесячного пособия на ребенка (оригинал, 1 шт.)

        Рабочий документ, на руки заявителю не выдается. Заявитель информируется о предоставлении государственной услуги по месту обращения или через Портал (при обращении в электронном виде).

    • Формы получения

      На WEB сайте

      через МФЦ

    • Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

      Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, работников МФЦ

      1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, работников МФЦ.

      2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляются в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546- ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", Административным регламентом предоставления услуги.

      3. Заявитель может обратиться с жалобами в случаях:

      3.1. Нарушения срока регистрации запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

      3.2. Требования от заявителя:

      3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

      3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

      3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

      3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

      3.4. Отказа заявителю:

      3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

      3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

      3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

      5.3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

      4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы.

      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) Департамента.

      Жалобы на решения руководителя Департамента, в том числе на решения руководителя (уполномоченного заместителя руководителя), принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, подаются заявителями в Правительство Москвы и рассматриваются Главным контрольным управлением города Москвы.

      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников МФЦ, совершенные при предоставлении государственной услуги по принципу "одного окна" в соответствии с соглашением о взаимодействии с Департаментом, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.

      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Аппаратом Мэра и Правительства Москвы.

      5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее - органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

      5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

      5.2. Через МФЦ.

      5.3. Почтовым отправлением.

      5.4. С использованием Портала с момента реализации на Портале соответствующей технической возможности.

      5.5. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

      6. Жалоба должна содержать:

      6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

      6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, МФЦ либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего города Москвы, работника МФЦ, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

      6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

      6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

      6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

      6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

      6.7. Требования заявителя.

      6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

      6.9. Дату составления жалобы.

      7. Жалоба должна быть подписана заявителем (представителем заявителя). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

      Полномочия представителя заявителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Статус и полномочия законного представителя заявителя подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

      8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее поступления.

      9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

      9.1. Отказа в приеме документов.

      9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

      9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

      10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

      11. Решение должно содержать:

      11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

      11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

      11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя.

      11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

      11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

      11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

      11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

      11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты города Москвы.

      11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы полностью или в части или об отказе в ее удовлетворении).

      11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы полностью или в части).

      11.11. Порядок обжалования решения.

      11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

      12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

      13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

      13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

      13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

      13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

      13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

      13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

      14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

      14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

      14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

      14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

      14.4. Наличия:

      14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

      14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

      15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

      15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

      15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

      15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

      15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

      16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

      17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

      18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления услуги, направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

      19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

      20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

      20.1. Размещения соответствующей информации на Портале, информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственной услуги.

      20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

      21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

      Основания для отказа в предоставлении государственной услуги

      1. Представление запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным регламентом предоставления услуги, если указанные обстоятельства были установлены ОСЗН района УСЗН АО города Москвы в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      2. Утрата силы представленных документов (если срок действия документов указан в самих документах либо определен законодательством, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Москвы), если указанные обстоятельства были установлены ОСЗН района УСЗН АО города Москвы в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      3. Наличие в представленных документах противоречивых либо недостоверных сведений, если указанные обстоятельства были установлены ОСЗН района УСЗН АО города Москвы в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      4. Противоречие документов или сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование сведений Базового регистра, представленным заявителем документам или сведениям.

      5. Услуга уже предоставляется одному из заявителей, имеющих право на предоставление государственной услуги.

      6. Отсутствие у заявителя права на предоставление государственной услуги.

      7. Представление неполного комплекта документов, указанных в Административном регламенте предоставления услуги в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем, если указанные обстоятельства были установлены ОСЗН района УСЗН АО города Москвы в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      8. Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги при подаче запроса с использованием Портала является истечение срока приостановления предоставления государственной услуги, если в течение данного срока не были устранены обстоятельства, послужившие причинами для приостановления предоставления государственной услуги.

      Основания для отказа в приеме документов

      Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

      1. Представление запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным регламентом предоставления услуги (данное основание не применяется в случае, если запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем при личном обращении в МФЦ).

      2. Утрата силы представленных документов (если срок действия документа указан в самом документе либо определен законодательством, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Москвы).

      3. Представление неполного комплекта документов, указанных в Административном регламенте предоставления услуги в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.

      4. Представление документов, содержащих недостоверные и (или) противоречивые сведения (данное основание не применяется в случае, если запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем при личном обращении в МФЦ).

      5. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (данное основание не применяется в случае, если запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем при личном обращении в МФЦ).

Помощь по уходу за детьми могут получать как трудоустроенные, так и нетрудоустроенные граждане (в том числе студенты).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но эти два варианта будут отличаться порядком оформления, списком необходимых бумаг и суммой выплат.

Каждый гражданин (независимо от того какой это родитель) может получать пособия по уходу за детьми до полутора лет.

В начале 2019 года размер выплат был проиндексирован на 5,4%. Но изменения не коснулись правил расчета выплат, которые остаются прежними.

Первоначальные данные

Многие региональные власти страны уже заменили «ежемесячное пособие на детей» просто на «пособие на ребенка», так как периодичность его назначения определяется на местном уровне.

Но выплаты не могут производиться реже, чем раз в квартал. Пособие выплачивается из бюджета ФСС, который создается из страховых взносов.

Основной вектор направления законодательства в регулировании этого вопроса направлен на трудоустроенных граждан, за которых страховые взносы делал их работодатель.

Пособие, которое больше минимального размера может быть назначено только тем гражданам, которые пребывают в отпуске по присмотру за детьми (у них есть ).

Законодательство позволяет это делать родителям, ближайшим родственникам или .

Минимальный же размер выплат будет рассчитан для нетрудоустроенных граждан.

Основные понятия

Выплаты, которые производятся после рождения малыша принято называть «детскими». К ним относят:

  • выплаты за постановку на учет в начале беременности;
  • (выплата производится одноразово);
  • ежемесячные выплаты, которые положены до достижения малышом 1,5 года;
  • выплаты по БИР.

Законодательство называет расчетным периодом для каждого вида пособий – 2 последних года. Основанием для такого расчета должна послужить .

Какой орган его выплачивает

Право на получения пособий по уходу за ребенком имеют и работающие и неработающие граждане.

Граждане, которые официально работают, могут отправляться за получением пособия по месту работы.

Но в некоторых регионах с 2011 года вступила в действие новая система, которая позволяет обращаться за выплатами напрямую в ФСС по месту своего проживания.

Но само оформление пособия и подача документов по-прежнему происходит через работодателя.

Граждане без работы (или работающие неофициально) должны обращаться за выплатами в местное отделение социальной защиты населения.

Если у гражданина есть право на получения пособия по уходу за ребенком и по безработице, то оформить он сможет только одно из них.

Но пособие по уходу может получать и тот человек, который во время отпуска продолжает работать на неполном рабочем дней или дома.

То же самое касается и граждан, которые . Отпуск по присмотру за детьми не стоит путать с отпуском по БИР.

Последний могут оформить только те женщины, у которых есть официальная работа. Когда он кончается, начинается отпуск по уходу.

Если же до беременности женщина не пребывала на работе, то помощь назначается со дня рождения малыша.

Законные основания

Начисление и оформление пособий по уходу за детьми до 1,5 года регулируется законом .

Право на отпуск по уходу за детьми устанавливает статья . В то же время о расчете пособий говорится в .

О гражданах, которые имеют право на оформление такого пособия, упоминается в .

Но часть 44 говорит о том, что в случае воспитания ребенка несколькими гражданами, право на оформление помощи имеет только один из них.

Порядок назначения

Получить пособие может любой родитель или ближайший родственник, если он на самом деле ухаживает за малышом.

Притом, он может работать неполный рабочий день, и выплата будет сохраняться.

Ближайшим родственникам позволяется оформлять пособие только по месту работы, а это значит, что они должны быть трудоспособными.

Выплаты производятся по тот день, когда ребенку исполниться 1,5 года. Допустимо обращаться за оформлением пособия через полгода после рождения малыша.

Если наступили обстоятельства, которые влияют на право получения пособия, то об этом нужно сообщить в соответствующие органы. Средства прекратят выделяться со следующего месяца.

Если во время отпуска по уходу за ребенком у женщины возникает право на , то ей следует выбрать одно из пособий.

Кому положена данная помощь

Главным отличием от выплат по беременности и родам является то, что во втором случае получателем может быть только мать.

А в первом – любой родственник и отец, если они на самом деле осуществляют уход за малышом и это не позволяет им получать заработную плату.

Законодательство предоставляет право на оформление пособия для таких категорий граждан:

Если родитель является совместителем и на протяжении последних 2 лет работает у двоих работодателей, то пособие ему платит только один из них.

На которого из них будет возложена такая обязанность, определяет непосредственно работник.

Сколько платят за детское пособие до 1,5 лет

Для граждан, которые работают, помощь начисляется в размере 40% от средней заработной платы за предыдущие 2 года.

Притом, эта цифра не может превышать или быть ниже установленного законодательством минимума или максимума.

Также в некоторых регионах учитываются региональные коэффициенты, которые увеличивают суммы выплат на определенное количество процентов.

Если гражданин ухаживает за несколькими детьми моложе 1,5 года, то выплаты рассчитываются на каждого из них, но их сумма не может превышать 100 процентов от среднего заработка.

Если гражданин не работает, то ему будет начисляться минимальная сумма пособия. Она зависит от количества детей:

Максимально пособие по уходу за ребенком может достигать таких размеров:

Для граждан, которые проживают на территории, на которую воздействовало излучение после Чернобыльской катастрофы, полагается доплата в размере 3 тысяч рублей.

Какие документы нужно предоставить

Для трудоустроенных и неработающих граждан перечень необходимых документов также немного отличается.

Устроенные на работу граждане должны представить своему руководству такие документы:

  • заявление о начислении пособия;
  • свидетельство о рождении ребенка (об усыновлении для приемных родителей);
  • справка от второго родителя о том, что он не использует своего права взять отпуск по уходу (с места работы).

Для не трудоустроенных граждан:

  • заявление на начисление выплат;
  • свидетельство о рождении малыша;
  • с записью об увольнении по причине завершения работы предприятия во время беременности;
  • информация о среднем заработке (если такой имеется);
  • справка по получению пособия по безработице.

Как рассчитать сумму помощи

Рассчитывать размер помощи следует, исходя из средней суммы заработка за 24 месяца, предшествовавшие отпуску по уходу за ребенком.

Для расчета в 2019 году следует использовать такую формулу:

П=(З 2015+З 2016)/(731-ИД)*29,3*40% где,

На портала Соцстраха можно найти калькулятор, по которому рассчитать пособие очень просто. Для этого нужно ввести необходимые данные и дождаться результата.

Предприниматели, а также специалисты, занимающиеся частной деятельностью (адвокаты, нотариусы), которые оплатили страховые взносы добровольно, получают минимальное пособие. При этом их средний заработок не учитывается.

Сроки получения

Работающим гражданам выплаты приходят в то же время, что и заработная плата.

Оформление пособия нужно начинать сразу же после окончания отпуска по БИР, но не позже полугода после этого.

На рассмотрение заявления и всех представленных документов выделяется 10 рабочих дней. После этого должно быть принято решение о начислении выплат.

Средства начинают выплачиваться с первого дня после завершения отпуска по БИР.

Плюсы и минусы

Плюсы в оформлении пособия по уходу за ребенком несомненно есть и их гораздо больше, чем минусов.

Конечно же, быть рядом со своим ребенком в то время, когда он делает первые шаги или говорит первые слова, гораздо важнее.

В то же время, всегда можно вернуться на работу с неполной занятостью и одновременно заботиться о своем ребенке.

Видео: детское пособие после 1,5 лет

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Женщинам, родившим ребенка, полагается ряд льгот и компенсаций от государства. Основное и наиболее существенное пособие - ежемесячное пособие по уходу за ребенком, оно выплачивается каждый месяц за счет средств Фонда социального страхования, в который за время работы женщины выплачивались отчисления работодателем. Период выплаты - с даты начала отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Правила назначения и выплаты пособия зафиксированы в Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее - Закон).

Кто имеет право на детское пособие до полутора лет

Говорить о том, что такое пособие полагается только матерям детей до полутора лет, не совсем корректно. Дело в том, что Закон (ст. 11.1) допускает получение пособия и другими лицами, и их круг достаточно широк. Главное - чтобы они официально находились в отпуске по уходу за ребенком:

  • отец;
  • усыновитель/опекун;
  • бабушка или дедушка;
  • любой другой родственник, который фактически ухаживает за ребенком.

При этом, если кто-то из вышеуказанных лиц примет решение о том, чтобы выйти на работу на несколько часов в день в период отпуска (или работать из дома), право на получение детского пособия до полутора лет все равно сохранится на весь его срок.

В случае, когда за ребенком ухаживают сразу несколько человек (например, мать и отец или мать и бабушка), придется выбрать, кто из них будет получать пособие. Одновременное получение пособия двумя родственниками действующим законодательством не допускается.

Кем выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Это пособие выплачивается сотруднику по месту его работы.

Однако на практике могут быть более сложные ситуации, когда сотрудница (сотрудник) заключила несколько трудовых договоров: один - по основному месту работу и остальные — в качестве совместительства. В этом случае сама сотрудница (сотрудник) определяет, кто из работодателей будет выплачивать пособие (при условии, что в этих компаниях они работали в течение последних двух лет). Компания, которая будет выбрана, не вправе в этом отказать. Иные аналогичные сложные случаи выплаты пособия рассмотрены в ст. 13 Закона .

Порядок получения детского пособия до полутора лет

Чтобы получить пособие, сотрудница (сотрудник) должна придерживаться определенного порядка и в первую очередь представить работодателю комплект определенных документов, в т.ч. заявление, свидетельство о рождении ребенка (или усыновлении), справка с места работы другого родителя (подтверждающая, что тот, в свою очередь, не получает такое пособие) и др.

Если же речь идет о внешнем совместительстве, то дополнительно представляются еще два документа: справка от другого работодателя (о том, что компания не выплачивает такое пособие) и справка о сумме среднего заработка.

У работодателя есть десять календарных дней на то, чтобы на основании представленных документов назначить пособие.

Когда назначается пособие по уходу за ребенком до полутора лет

Такое пособие назначается, если сотрудница (сотрудник) обратилась к работодателю не позднее чем через шесть месяцев после того, как ребенку исполнилось полтора года.

Если же все-таки прошло полгода с момента достижения ребенком 1,5 лет, то в случае наличия уважительных причин пропуска срока ФСС может принять положительное решение и назначить пособие. Перечень таких причин не произвольный, он установлен Приказом Минздравсоцразвития от 31.01.2007 № 74 . Это могут быть как чрезвычайные обстоятельства (землетрясение, наводнение), так и, например, длительная болезнь родителя или переезд.

Как определяется размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

Размер пособия определяется как на основании Закона, так и на основании специального Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 .

По общему правилу алгоритм определения его размера следующий:

  • если речь идет об одном ребенке, то размер выплаты равняется сорока процентам среднего заработка, но не менее минимального пособия по уходу за ребенком, установленного в Федеральном законе от 19.05.1995 N 81-ФЗ ;
  • если речь идет об одновременном уходе за несколькими детьми (двумя и более), то размер пособия складывается, однако он не может быть больше ста процентов среднего заработка или меньше ста процентов суммированного минимального пособия до полутора лет.

Когда определяется размер пособия по уходу за ребенком для второго и всех следующих детей, принимаются во внимание и предыдущие дети матери (рожденные или усыновленные). Так, например, если мать ранее была лишена родительских прав в отношении своего первого ребенка, при расчете пособия по уходу за вторым ребенком первый ребенок учитываться не будет.

Как определить методику расчета пособия

Основные правила расчета размера пособия до полутора лет установлены в Федеральном законе от 19.05.1995 № 81-ФЗ о государственных пособиях гражданам, имеющим детей.

Основных принципов два:

  • сумма рассчитывается исходя из среднего дневного заработка матери (отца или другого родственника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком);
  • размер пособия не может быть меньше минимального размера пособия до 1,5 лет, установленного законодательно. Так, с февраля текущего года минимум для ухода за первым ребенком - 2908,62 руб., за вторым — 5817, 24 руб.

Кроме того, рассчитанный размер увеличивается на размер районного коэффициента, если сотрудник трудится в районе Крайнего Севера или приравненной к нему местности.

Точный расчет зависит от обстоятельств каждой конкретной ситуации. Основополагающий фактор - размер среднего заработка (в т.ч. среднего дневного заработка) сотрудника: больше он или меньше минимального (МРОТ).

Алгоритм расчета выплат по уходу за ребенком.

Расчет производится в несколько шагов:

1. Определяем средний заработок за два предыдущих календарных года (то есть при расчете в 2016 году считаем заработок за 2014 и 2015 гг.). Существуют законодательно установленные максимальные размеры пособия по уходу за ребенком (предельная величина базы для начисления взносов в ФСС): 624 тыс. руб. для 2014 года и 670 тыс. руб. за 2015 год. Если рассчитанная сумма окажется больше указанных величин, для расчета необходимо использовать установленные максимальные размеры.

2. Рассчитываем средний дневной заработок. Для этого делим получившуюся в п. 1 сумму на число календарных дней за два года (исключая периоды болезни, декретных отпусков и другие периоды освобождения от работы с сохранением зарплаты). Проверяем правильность расчета: получившаяся сумма не должна быть больше суммы из п. 1, поделенной на 730 (количество календарных дней за два года).

3. Получившуюся в п. 2 сумму умножаем на 30,4 дней.

4. Получившуюся в п. 3 сумму умножаем на 40%.

Таким образом получается размер пособия за полный месяц.

Каждой женщине, которая родила ребенка, государство гарантирует отпуск по уходу за ним и денежное обеспечение в виде пособия на малыша, конечно есть еще по при уходе в декрет, но деньги, которых пойдет речь сейчас выплачиваются ежемесячно, в течение полутора лет. Отпуск, с сохранением рабочего места, предоставляется женщине до 3-х летнего возраста ребенка.

Право на выплату и гражданство РФ

Государство гарантирует материальное обеспечение гражданам имеющим детей и находящимся в отпуске по уходу за ребенком. На данную выплату также могут претендовать:

  • Постоянно живущим на территории РФ иностранцам, беженцам и тем, кто не имеет гражданства как такового.
  • Гражданам РФ, которые находятся на территории других государств по долгу службы, если это оговорено обеими сторонами.
  • Временно находящимся в России иностранцам, лицам без гражданства, которым оформлено соответствующее обязательное страхование.

Кто, кроме биологической матери, имеет право на оплачиваемый отпуск по уходу?

Государство предоставляет семье право выбора того человека, кто будет ухаживать за младенцем после окончания декретного отпуска мамы. В зависимости от жизненных обстоятельств, в оплачиваемый отпуск по уходу могут уйти:

  • биологическая мать;
  • биологический отец;
  • усыновители;
  • работающие близкие родственники ребенка, при наличии отца или матери;
  • неработающие родственники или опекун, при отсутствии (смерти или лишении прав) биологических родителей.

Полтора года ухода за ребенком можно разделить между несколькими членами семьи. Например, полгода мама, после бабушка, тетя или отец. Оплата отпуска представляет собой частичную компенсацию вынужденной потери заработка того, кто непосредственно «сидит» с ребенком.

Размер и расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Неработающим членам семьи (в том числе и маме), учащимся, уволенным, безработным детское пособие по уходу платит собес (отдел социальной защиты). Размер его фиксирован и составляет:

  • 1-й ребенок в семье – 2 718 руб.
  • на каждого из следующих детей – 5 437 руб.

Верхняя граница размера пособия в отпуске по уходу, которую будет платить социальная защита = 10 873 руб. Эта сумма выплачивается, если в семье несколько детей до полутора лет.

Мама, которая ушла в декрет с официального места работы, или работающие родственники (опекуны) имеют право на получение выплат в зависимости от их заработков в последние два года.

Размер пособия составит 40% от среднемесячного дохода. Обращаться за оформлением выплат следует к работодателю.

Сколько пособие на ребенка в итоге вы получите, схематично можно прикинуть по следующим пунктам:

  • рассчитывается средний дневной заработок, на основании 2НДФЛ за 2 прошедших года (за вычетом «неотработанных» дней – административных, больничных, отпусков)
  • полученная цифра делится на 730 (дни за 2 года)
  • итог умножаем на 30,4 (среднемесячный показатель дней за год)
  • 40% от полученной суммы и составляет пособие по уходу

Та цифра, к которой пришли в итоге всех вычислений, и есть полагающееся по закону пособие до 1,5 лет. Верхняя граница выплаты в 2015 году = 19 856 руб. в месяц. Данная сумма обусловлена предельной величиной базы для расчета социальных отчислений в 2013 и 2014 годах. Нижние границы выплат равны социальным пособиям по уходу для неработающих.

Если пособие полагается на нескольких детей, то его размер суммируется. Полученная сумма не может быть больше самого среднего заработка, взятого для расчета. Например, если в семье трое малышей, которым нет 1,5 года, то ухаживающий не может получить 120% от среднего заработка (40+40+40).

Нюансы и сроки назначения

Существует несколько вариантов назначения или выбора пособия:

  • Если ухаживающий получает пособие по безработице, то он вправе выбрать, какое из пособий ему оставить. Два пособия получать не положено.
  • Если у мамы совпали отпуск по уходу за ребенком и декретный, то она вправе выбрать одно пособие из двух положенных.
  • Если ухаживающий работает по схеме «частичной занятости», продолжает учиться или работает на дому, то он вправе получать и пособие, и дополнительно заработанные средства (стипендию).

В 2015 году важно оформить пособие пока малышу не исполнилось 2 года.

Если вы «уложились» в этот срок – пособие будет выплачено за весь период (даже «задним числом»), т. е. независимо от даты его оформления.

Право на получение денег по уходу за малышом возникает с момента окончания декрета матери (усыновителя, опекуна).