Кто принял в риме смерть на кресте. Распятие и смерть Иисуса Христа

Ее вели на казнь. В полдень должны были распять. Небольшая толпа зевак сопровождала ее в городе. Несколько мужчин толкали ее в спину и плевали в лицо, когда она поворачивалась к ним. Смуглая темноволосая, с черными глазами, среднего роста с красивым лицом. Она была одета в старую длинную тунику. Когда все вышли из города, то она совсем сломалась и перестала реагировать на оскорбления сопровождавших. Мать и сестры отреклись от нее, узнав о казни, вокруг были только перекошенные чужие лица. Вот они пришли на место. На земле уже лежал крест. Один из воинов приказал ей раздеться и лечь. Она молча сбросила с себя тунику, обнажив красивую грудь. Шум от сопровождавших ее мужчин утих. Они уставились на ее ноги, живот, грудь, спину, плечи. Шесть пар глаз скользили по ней несколько минут. Она покраснела от смущения, мужчины рассмеялись. Она легла на крест. Плохо обструганный, он уколол ее спину и руки. Солдаты быстро развели ее руки, несколько раз обмотали вокруг запястий веревку, положили руки на крест и так же быстро привязали их. Тем временем третий солдат связал ее босые ноги, крепко прижали их к кресту и туго завязал веревку, чтобы она не свалилась с креста. Подошвы ног упирались в небольшую прибитую к кресту дощечку. Далее один из воинов взят большие гвозди и молоток. Гвозди были черные и ржавые, на них виднелась запекшаяся кровь. Он подошел к левой ее руке. Она закрыла глаза. Он заставил ее раскрыть ладонь, поставил острие гвоздя к руке и ударил молотком. Кровь слегка брызнула начала сочиться из под места удара, девушка, стиснув зубы, издала тихий и краткий стон. Дальше было еще 2 удара, пока гвоздь не вошел достаточно глубоко. Солдат обошел крест со стороны головы. Раскрыл вторую ладонь и так же забил второй гвоздь. Затем направился к ногам. Проходя мимо нее, он ударил ее ногой в бок. Девушка дернулась, веревки не дали ей сделать больше движений. Так солдат проверил, как хорошо она связана. Подойдя к ногам, он прижал одну ступню к дощечке, поставил гвоздь и ударил. Девушка крикнула и выгнулась вверх. Солдат сделал еще несколько ударов и быстро забил гвоздь во вторую ногу. После этого солдаты начали медленно поднимать крест. Он должен был попасть в ямку. Когда он туда провалился, то девушка дернулась всем телом, гвозди причинили ей сильную боль. Она крикнула и по лицу ее потекли слезы. Удерживаться на кресте было сложно. Она висела на руках и опиралась ногами на дощечку и гвозди. Один из воинов подошел и сорвал с ее бедер повязку. Теперь она была совершенно голой, искалеченной, униженной перед толпой, которая усмехалась и показывала на нее пальцами. По ее ногам струилась кровь, она пачкала белое дерево и капала нВ землю. Капли крови падали и с ее ладоней. Солдаты дали приказ всем разойтись. Один из мужчин уходя плюнул ей между ног, стража никак не отреагировала. Ее судили за измену мужу. У креста остались двое стражников. Под палящим солнцем девушка медленно умирала, руки и ноги у нее затекли и при каждом движении доставляли жуткую боль. К вечеру она совсем ослабла и расслабленно висела на кресте, не в силах подняться, голова склонилась вниз. Страже принесли приказ, они взяли длинное и тонкое копье и поднесли к ее левой груди. Почуяв холод метала и укол девушка дернулась и пришла в себя. Копье все больше упиралось в плоть и девушка распрямлялась, пока спиной не уперлась в крест. Однако стражники продолжали вводить копье глубже. Когда острие пронзило сердце, девушка тихо застонала и выдохнула. Ее ноги согнулись, все тело опустилось вниз, жилы и мышцы на руках натянулись. Тело девушки безжизненно висело на кресте. Стража вытащила крест из земли, гвозди вытащили. Один солдат взял ее за руки, другой за ноги. Тело грубо швырнули в выкопанную за дорогой яму и засыпали землей. На завтра была назначена новая казнь.

Крест, распятие на кресте

I 1) распятие на К. было «чрезвычайно жестокой и ужасной» казнью (Цицерон), которую римляне переняли у карфагенян, но применяли только к рабам и преступникам из низших слоев общества. Рим граждан запрещалось казнить подобным образом. При распятии кисти рук и ступни ног приговоренного прибивали гвоздями к поперечной балке и столбу или привязывали к ним. У римлян осужденного на распятие принято было сначала бичевать (), затем он должен был сам нести К. к месту казни, которое, как правило, находилось за пределами города. Обычно осужденный нес только поперечную балку, к которой потом пригвождали его руки. После этого казнимого, с пригвожденными к поперечине руками, поднимали на трех-метровом кресте и длинным гвоздем пронзали ступни его ног, сложенных одна поверх другой, приколачивая их к вертикальному столбу. Одежда осужденного доставалась команде, приводившей приговор в исполнение. Из сострадания казнимому давали перед распятием одурманивающее питье ( ⇒ Смирна). Над головой распятого водружали табличку с обоснованием приговора ( и след.);

3) Иисус прошел Свой путь к К. в послушании (), полностью подчинив Свою волю воле Отца (

Смертная казнь [История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней] Монестье Мартин

Распятие

Распятие

Распятие. Фрагмент картины неизвестного голландского автора XVI века. D.R.

Крестная мука была в ходу у египтян, иудеев, карфагенян, финикийцев, персов. В Македонии, Греции и Римской империи распинали обычно рабов, иногда - виновных в совершении особо тяжких преступлений, чтобы показательно их унизить.

Первые казни на кресте отмечены в Риме при Тарквинии Великолепном, последнем из семи царей. Эта практика пришла в Рим от карфагенян, которые переняли ее у финикийцев.

Римских сенаторов и судей обвинили в «преступлении» за то, что они приговорили к распятию римских граждан.

Мученичество святого Петра. Гравюра с картины Микеланджело. XVIII в. Частн. кол.

Вспомним, как Цицерон гневно упрекал Верреса, когда тот, будучи наместником на Сицилии, приговорил к кресту римского гражданина. Считается, что иудеи стали применять распятие во времена правления царя Ирода.

Крест мог состоять из двух, трех, иногда даже четырех перекладин и принимать самые разные формы: Т-образную, Х-образную, Y-образную. Первая разновидность - перевернутый крест - позволяла распинать человека вниз головой, так казнили бунтовщиков. Именно так распяли апостола Петра по его собственной просьбе: он посчитал себя недостойным быть распятым, как Христос. Император Нерон удовлетворил его просьбу, но другим мученикам отказал.

По мнению Юбера Монтейе, практика распятия вниз головой родилась по чисто техническим причинам. «Во влажную землю крест приходилось втыкать глубоко, так что горизонтальная балка оказывалась близко к земле, и один из ее концов, в зависимости от того, куда кренился крест, заостряли. Так достигалась максимальная устойчивость, и жертву распинали головой вниз».

Х-образный крест прозвали крестом святого Андрея по имени мученика Андрея, брата апостола Петра и ученика Иоанна Крестителя. Когда он очутился подле креста, то снял всю одежду и отдал палачу. Ему не стали прибивать руки и ноги гвоздями, а привязали их веревками, чтобы пытка продлилась дольше. Он прожил после распятия два дня.

Гвозди в запястья

В Риме, Греции и на Востоке приговоренного к распятию сначала бичевали кнутом, а потом заставляли нести крест к месту казни. Точнее говоря, он нес «патибулум» (patibulum) - верхнюю горизонтальную балку креста, тогда как «ствол» (stips) к приходу приговоренного и палачей уже торчал из земли. Бесчисленные картины, изображающие шествующего на Голгофу Христа с крестом на плечах, искажают реалии того времени.

На месте казни осужденного привязывали к кресту веревками, но чаще прибивали гвоздями. В первом случае человеку разводили руки, крепили их к патибулуму, потом с помощью веревки и блока поднимали наверх и фиксировали.

Когда приговоренного прибивали гвоздями, действовали так же: сначала прибивали к патибулуму руки, затем подвешивали и прибивали ноги. Случалось, что казнимого прибивали к кресту, лежащему на земле, потом крест поднимали и вставляли в заранее приготовленную яму. Гвозди никогда не забивали в ладони - они бы разорвались под тяжестью тела.

Гвозди вгоняли в запястья двумя способами. Опытный палач забивал длинный гвоздь в окруженную костями точку, которую современные анатомы называют «пространством Дестота».

Острие пронзало ее, не повреждая костей, разве что разрывая медианный нерв, в результате чего большой палец прижимался к ладони. Менее ловкий палач ограничивался тем, что загонял гвоздь между лучевой и локтевой костями. Но в обоих случаях крепление оказывалось весьма прочным.

Ноги прибивали разными способами. Их могли крепить, забивая гвоздь в каждую, накладывать одну на другую или разводить в стороны при так называемом «четырехугольном» распятии.

В Римской империи существовал особый способ, когда сведенные вместе ноги располагали боком, так что гвоздь пронзал обе пятки, отчего у осужденного скручивало все тело.

В любом случае, каким бы ни был способ прибивания, никакой опоры для ног, столь часто изображаемой на религиозных картинах, не было и в помине.

Х-образное распятие на так называемом андреевском кресте. D.R.

Подобная опора противоречила бы самому смыслу казни. Ведь на кресте умирали не от голода и жажды, как думают многие, и не от потери крови, а от удушья. Распятый мог дышать, только если приподнимался на руках, но гвозди причиняли ему сильную боль, мышцы сводило судорогой, и он не мог выдохнуть воздух, наполнявший грудную клетку. Ролан Вильнев обращает внимание, что этот феномен отмечен и очень точно описан выжившими узниками концлагерей, присутствовавшими при распятиях. Для усиления асфиксии к ногам самых крепких распинаемых привязывали тяжелые камни, чтобы обеспечить полную неподвижность рук и лишить человека возможности дышать.

В древности только иудеи смягчали казнь: на закате распятым ломали ноги, чтобы ускорить асфиксию. Иудейский закон требовал подносить осужденному питье, притупляющее чувствительность к боли. Вспомним, что Христу предлагали такое питье: вино с опиатом перед распятием и уксус после распятия.

Тела казненных висели на крестах до тех пор, пока к ним не слетались стервятники.

Тела мятежников висели до полного разложения. Так случалось после каждой «войны рабов» - трех крупных восстаний, с трудом подавленных Римом. За победой следовала ужасная бойня и тысячи распятий. Два первых бунта вспыхнули на Сицилии, соответственно за полтора и за век до христианской эры. После третьего - самого знаменитого - под предводительством Спартака в 73 году до P. X. более шести тысяч мятежников приговорили к распятию. Кресты стояли вдоль всей дороги из Капуи до Рима.

Варварское воскрешение

Когда приговор был «законным», как, например, в суде над Христом, власти разрешали родственникам и друзьям казненного отдать ему последний долг после официальной констатации смерти. Удар копьем в бок, по римскому законодательству, служил подтверждением наступившей смерти. Вопреки расхожему мнению, этот удар никогда не добивал распятого и не усиливал его страданий.

Самую большую дань этому орудию казни заплатили не восставшие рабы, бунтовщики и опасные преступники, а христиане. За триста с лишним лет вслед за апостолами на кресте было распято множество христиан, не пожелавших отречься от новой веры. При императоре Траяне в Иерусалиме распяли святого Симеона. Святую Юлию распяли в Карфагене. Людей тысячами распинали во всех средиземноморских странах.

Вспомним Нерона, находившего удовольствие в обмазывании жертв смолой, чтобы добавить к страданиям на кресте пытку огнем. Осужденных римскими магистратами на распятие часто пытали до казни. Все современные исследователи истории древнего мира едины во мнении, что число жертв во времена правления Септима Сурового, Каракаллы, Гелиогабала, Максимина и особенно Диоклетиана, Деция и Домициана было огромным. С приходом христианских императоров распятие отменили в память о страстях Христовых. С тех пор символ креста приобрел культовый характер, как в греческих, так и в латинских литургиях. Крест и распятие заняли важное место в католических ритуалах и церемониях. Крест, некогда бывший орудием казни, стал символом воскресения.

«Убей меня из любви к Господу!»

В СССР немцы распинали евреев во время последней мировой войны. Малапарте в «Шкуре» рассказывает о встрече с распятыми на кресте.

«Крик ужаса застрял у меня в горле. Это были распятые люди. Они были прибиты к стволам деревьев. Кто-то уронил голову на плечи, кто-то на грудь, кто-то поднимал глаза к небу, глядя на молодой месяц. Почти все были в черных еврейских плащах на голое тело, их кожа блестела в мягком лунном свете…».

«Распятые молчали, я слышал их дыхание. Я слышал глухой хрип, вырывавшийся из горла, чувствовал на себе тяжелые взгляды, их глаза обжигали огнем мое лицо, залитое слезами, капавшими на грудь…».

«Если есть в тебе жалость, убей меня! Выстрели мне в голову, - кричал один из распятых. - Выстрели мне в голову, сжалься надо мной! Убей меня, о-о-о, убей меня из любви к Господу!»

Ребенок, распятый за кражу. Камбоджа. 1984 г. Фотография. D.R.

Применение распятия к преступникам в Европе стало восприниматься как богохульство, но в Азии и на Востоке этот метод казни сохранялся. Писатель и путешественник Жан-Пьер-Оскар Кометтан в книге «Неизвестная цивилизация» пишет, что в XIX веке в Японии «судьи все еще приговаривали к распятию». Надо сказать, что и Европа, несмотря на все свое христианство, не раз еще возвращалась к варварской практике распятия.

Случаи распятий были отмечены во время Вандейской войны во Франции: так поступали республиканские солдаты, наказывая жителей городов Машкуль и Сен-Флоран, давших сигнал к восстанию в 1793 году. Людей распинали и в Испании во время наполеоновской кампании. В СССР нацисты казнили на кресте партизан и евреев. В конце XIX века распятие по-прежнему существовало в Бирме и Северной Африке, в частности в Марокко. В 1892 году, то есть через два года после того, как в США начали «обрабатывать современным способом» приговоренных к смертной казни марокканцев, сажая их на электрический стул, на большой площади в Марракеше публика собралась, чтобы поприсутствовать на распятии каида Хабура. Эта казнь под музыку стала поводом для трехдневных празднеств, после чего труп разорвали на мелкие кусочки и бросили собакам. Напомним, что в семидесятых годах коммунистические силы Северного Вьетнама сеяли ужас, оставляя за собой десятки распятых в регионе «Утиный клюв».

В заключение рассказа о распятии добавим, что оно до сих пор фигурирует в уголовном кодексе Северного Йемена в качестве законной формы высшей меры наказания. Однако стоит отметить, что приговоренный может быть распят только после того, как его казнят согласно вынесенному вердикту - через расстрел или отрубание головы.

Распятие каида Хабура в 1892 году в Марракеше. Казнь прошла под музыку, после чего начались торжества. Иллюстрация из «Пти журналь». Частн. кол.

В Судане все обстоит иначе: распятие живьем предусмотрено за преступления хадда, то есть против Бога, правда, исламистские власти Хартума пока ни разу не осмелились вынести подобный приговор.

В 1991 году 11 человек, обвиненных в уголовных преступлениях, совершенных с особой жестокостью, были приговорены к публичному повешению с последующим распятием. В семи странах, живущих по законам ислама, можно на законном основании казнить людей на кресте, распиная их живыми. Речь идет о Судане и Северном Йемене, Объединенных Арабских Эмиратах, Иране, Мавритании, Пакистане и Саудовской Аравии.

Поиски истинного креста Господня

Казнь некоторых жертв возвысила орудия их умерщвления. Так, нож гильотины, упавший на шею Людовика XVI, множество раз продавали разным коллекционерам, фетишистам и поборникам Старого режима, каждый из которых считал, что именно он владеет «королевским резаком». Крест Христа, возвышенный Божественной жертвой, был обнаружен довольно быстро. Елена, мать императора Константина, несмотря на преклонный возраст, первой решила направиться в Иерусалим, чтобы найти священную реликвию. Никто не знал, где он находится. Елене было откровение, что крест спрятан в пещере Гроба Господня. Но язычники засыпали пещеру камнями, а император Адриан повелел установить там статуи Венеры и Юпитера. Императрица-христианка приказала разрушить их и начать раскопки. Долгие поиски увенчались находкой трех крестов с гвоздями. Но как узнать, на котором распяли Спасителя? Макарий, епископ Иерусалимский, предложил отнести все три орудия казни одной женщине, бывшей при смерти. Ее попросили прикоснуться к первому, потом ко второму. Ничего не произошло. Едва коснувшись третьего, она исцелилась. В 326 году Елена приказала построить великолепный храм Гроба Господня, где и разместили большую часть креста, завернув его в богато украшенное покрывало. Своему сыну Константину она отослала небольшой фрагмент, еще один послала в Рим, приказав возвести во дворце Сессория базилику Святого Иерусалимского Креста.

Позднее персидский царь Хосров II, захватив Иерусалим, разграбил и сжег город, а драгоценную реликвию забрал с собой. Из почтения к священному куску дерева Хосров оставил его в покрывале. Христианский император Ираклий пришел в Персию и победил Хосрова в ходе недолгой войны, а условием заключения мира поставил возвращение креста и освобождение рабов-христиан. Его требования были выполнены, и он с триумфом вернулся в Константинополь, после чего отправился в Иерусалим и вернул городу крест. Чтобы священная реликвия не смогла попасть в руки иноверцев, ее разделили на несколько частей, разослав во все христианские страны. Большой фрагмент отправили в Рим.

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора

3.3. Распятие и воскресение на третий день АПОКАЛИПСИС. – В «Вознесении Исайи» мы читаем следующее. Во время Вознесения Исайя оказывается вместе с ангелом на тверди и на первом небе.«И взошли мы на твердь, и увидел я там БРАНЬ ВЕЛИКУЮ САТАНЫ И СИЛ ЕГО, ПРОТИВЯЩИХСЯ

Из книги Тибетская экспедиция СС. Правда о тайном немецком проекте автора Васильченко Андрей Вячеславович

Распятие Бальдра-Крестоса Это принципиальное недоверие к Вотану, подтверждаемое в кругах «Аненэрбе» вполне научными открытиями Бернхарда Куммера и Германа Вирта, исходило из коренного ирминистского предания о распятии вотанистами Бальдра-Крестоса. Потому

Из книги Царь славян. автора Носовский Глеб Владимирович

5.4. Страсти и распятие 5.4.1. Город отцов Мучения и распятие Андрея Первозванного описаны в его Житии весьма похоже на страсти Христа. Хотя само по себе это ничего не доказывает, тем не менее, такой штрих хорошо дополняет обнаруженное нами соответствие между Андреем и

Из книги Царь славян. автора Носовский Глеб Владимирович

5.4.4. Распятие Житие Андрея Первозванного сообщает: «Егеат приказал праведника растянуть по земле и троим мучителям бить его… Наконец святого мученика подняли и привели к судье… Словами праведника Егеат приведён был в неописуемую ярость. Он приказал св. Андрея распять

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

3.3. Распятие и воскресение на третий день АПОКАЛИПСИС. - В «Вознесении Исайи» мы читаем следующее. Во время Вознесения Исайя оказывается вместе с ангелом на тверди и на первом небе.«И взошли мы на твердь, и увидел я там БРАНЬ ВЕЛИКУЮ САТАНЫ И СИЛ ЕГО, ПРОТИВЯЩИХСЯ

Из книги Бумаги Иисуса автора Бейджент Майкл

Глава 7. Переживший распятие Иисус въехал в Иерусалим на осле. Этот факт выглядит случайным. Ещё раньше, по пути из Иерихона в Иерусалим на праздник Пасхи, Иисус остановился на Масличной горе.Он попросил двух своих учеников найти для него осла. Для него это было важно, и

Из книги Смертная казнь [История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней] автора Монестье Мартин

Распятие Распятие. Фрагмент картины неизвестного голландского автора XVI века. D.R.Крестная мука была в ходу у египтян, иудеев, карфагенян, финикийцев, персов. В Македонии, Греции и Римской империи распинали обычно рабов, иногда - виновных в совершении особо тяжких

Из книги О чем на самом деле писал Шекспир. [От Гамлета-Христа до короля Лира-Ивана Грозного.] автора Носовский Глеб Владимирович

24. Раны Гамлета и распятие Христа Конец Саги о Гамлете с версии Саксона Грамматика очень интересен. Хотя напрямую о казни принца тут не говорится, но разбросаны отдельные фрагменты, недвусмысленно связывающие историю Гамлета со страстями и казнью Иисуса. В частности,

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

5.4. СТРАСТИ И РАСПЯТИЕ 5.4.1. ГОРОД ОТЦОВ Мучения и распятие Андрея Первозванного описаны в его Житии весьма похоже на страсти Христа. Хотя само по себе это ничего не доказывает, тем не менее, такой штрих хорошо дополняет обнаруженное нами соответствие между Андреем и

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

7. Распятие Геро в Кельнском соборе Согласно новой хронологии, Иисуса Христа распяли в XII веке, в 1185 году. См. нашу книгу «Царь Славян». А теперь возникает естественный вопрос. Поскольку Кельнский собор, как мы только что убедились, хранит много действительно древних

Из книги Евреи, Христианство, Россия. От пророков до генсеков автора Кац Александр Семёнович

Из книги Путь агрессора, или О сути политики Англии автора Михаэл Джон

Распятие Ирландии Одно из величайших имен в истории Англии – Стронгбоу. Что прославило его? Благородные поступки? Великий ум? Щедрая душа? О, нет. Он был первым захватчиком Ирландии. Во второй половине XII века Стронгбоу возглавил войско, которое выступило, чтобы завоевать

автора Безобразов Кассиан

Из книги История развития формы креста автора Кузнецов В. П.

Крест «распятие» Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа относится только к V веку, на дверях церкви святой Сабины в Риме. С V века Спаситель стал изображаться в длинном одеянии коллобии – как бы прислоненным ко кресту. Именно такой образ

Из книги Христос и первое христианское Поколение автора Кассиан Епископ

7. Распятие и Погребение Евангельские повествования о распятии и погребении Иисуса (Мф 27:32-66, Мк 15:21-47, Лк 23:26-56, Ин 19:16в-42) в существенном согласны между собою и взаимно друг друга дополняют. Мы можем ограничиться здесь указанием основных вех.Как уже отмечалось, крестный путь

Распятие на кресте – вид казни, практиковавшийся в древние времена. Приговорённого крепили к деревянному столбу или кресту, стоящему вертикально, и человек медленно умирал, испытывая при этом сильные мучения. Наказание по своей сути ужасное, но оно регулярно применялось в некоторых древних царствах и империях. В то же время неизвестно, где такая казнь появилась впервые.

Предполагается, что её начали практиковать в Древнем Вавилоне и Ассирии. Затем данное наказание переняли персы. Особенно оно пользовалось популярностью в период правления династии Ахеменидов. Именно у них распятие переняли древние греки и распространили его по своим многочисленным колониям.

Когда на политическую арену вышел Древний Рим, то активно задействовал этот вид казни. Римляне посчитали его чрезвычайно эффективным в плане устрашения непокорных. Когда было подавлено восстание Спартака, то всех пленённых рабов, а было их около 6 тысяч, распяли на одной из общественных дорог – Аппиевой. Её протяжённость составляла 195 км, а тянулась она от Рима до Капуи (город в Южной Италии).

На всём протяжении дороги нескончаемым частоколом стояли кресты с распятыми на них телами. Умерших с крестов не снимали, а так и оставляли висеть до полного разложения трупов. Над ними парили хищные птицы, в траве шныряли грызуны, а воздух был пропитан гнилым мертвичным запахом. Такое зрелище у любого могло вызвать чувство содрогания и ужаса.

Надо сказать, что в Древнем Риме трупы не закапывали в землю, а сжигали. Однако на распятых преступников это правило не распространялось. Их оставляли висеть на крестах до полного разложения и истления. Сама казнь всегда осуществлялось за городскими стенами. Существовали места, специально приспособленные для распятия. На латыни они назывались sestertium.

Так в Риме преступников казнили подобным образом в нескольких километрах от города. В лесу имелась обширная поляна, на которой нескончаемым частоколом стояли кресты с висящими на них трупами. Их никто не снимал и не убирал. Приводили новых осуждённых, вешали на крестах и уходили. Дальнейшая их судьба никого не волновала. Лишь стражники, нёсшие службу возле поляны, следили за тем, чтобы возле вновь распятых не появлялись подозрительные личности.

Аналогичным образом был казнён Иисус Христос. Его подвергли распятию на кресте, и последний стал главным символом христианской веры. Однако надо заметить, что кресты были разными. Отличались они по форме. Она была Т-образной, Х-образной и привычной для нас крестообразной. В длину такие приспособления достигали максимум 4 метров. Из закапывали в землю на глубину не более полутора метров. Таким образом, их высота составляла примерно 2,5 метра. Приговорённый висел не у самой вершины, а поэтому до земли от ног смертника оставалось 40-60 см.

Перед распятием преступников вначале пороли специальными кнутами, в которые были вплетены куски свинца. Процедура эта была чрезвычайно болезненной. После порки на теле оставались глубокие кровоточащие раны. Затем приговорённых укладывали на лежащие кресты, приколачивали руки и ноги, поднимали крест вертикально и крепили в грунте. Гораздо реже преступников крепили на уже вертикально стоящих крестах. Примечательно то, что к месту казни кресты несли на себе сами осуждённые.

На иконах обычно изображён распятый Христос с гвоздями, вбитыми в ладони. Но это неправильно. Гвозди вбивали в руки выше запястий, так как закреплённое на ладонях тело сползло бы вниз. Можно конечно было бы привязывать руки верёвками, но в случае массовых казней понадобилось бы очень много верёвок, а государственные органы во все времена отличались экономией и практичностью.

Что касается ног, то тут гвозди вбивали не в ступни, а в лодыжки. Ноги скрещивали в положении нога на ногу, затем под углом сверху вниз вбивали гвоздь в лодыжку одной ноги, и тот выходил через пятку второй ноги. Таким способом тело фиксировалось на кресте. Гвозди имели не большую длину, поэтому шляпка впивалась в ногу и усиливала страдания распятого.

Рассматриваемый вид казни примечателен тем, что подверженный наказанию человек очень долго оставался в сознании, испытывая при этом невыносимые муки. Иногда, чтобы прекратить страдания, обречённому перебивали голени. Несчастный при этом лишался возможности опираться на ноги, чтобы сделать вдох грудью, и очень быстро умирал. Причиной же смерти становилось удушье.

Когда Римская империя пала, то распятие на кресте тоже кануло в небытие. Византийская империя, ставшая флагманом христианства, отказалась от этого вида казни, посчитав его осквернением памяти Сына Божьего. Не взяли распятие на вооружение и варвары. Даже их чёрствые души не смогли принять столь изуверское лишение человека жизни.

В Средние века данный вид казни не практиковался. По-крайней мере такие факты не известны. В Японии в XIX веке был распят некий Сокити 25 лет за убийство сына своего хозяина во время ограбления. Его привязали верёвками к столбу с двумя поперечными траверсами. Гвозди при этом не использовались. Долгое время распятие применялось в Бирме, при этом приговорённым вначале выкалывали глаза.

В годы революции в России распятию подвергали некоторых православных священников. В Республике Иран по сей день существует наказание в виде распятия. Но на практике оно не применяется. Лишение человека жизни на кресте во все времена было чрезвычайно неполярным деянием у большинства народов. Это сложно объяснить с рациональной точки зрения, так как более изощрённые казни практиковались постоянно, и их современники не видели в этом ничего ужасного.

Станислав Кузьмин

А.И.Ракитин, 2009

"Загадочные преступления прошлого", 2009

Всякому, хоть раз в жизни бывавшему в христианском храме, хорошо известно, что подразумевается под понятием "распятие". Между тем, классический вид христианского распятия, изображающего Спасителя на кресте, является не только весьма условным, но и прямо несоответствующим исторической правде. Разумеется, в сакральном символе бессмысленно (да и не нужно) искать точности исторического документа, но тем интереснее с точки зрения человека 21-го столетия разобраться в том, что же именно представляло собой распятие, как способ казни?

Под распятием в настоящем очерке будет пониматься укрепление приговорённого к смерти человека на вертикально стоящей поверхности с целью прерывания его жизни длительным статическим воздействием силы притяжения. Именно такое, несколько корявое на первый взгляд определение, как нельзя точнее передаёт сущность этой весьма необычной казни.

"Самая ужасная из всех казней, какие придумали люди"- так высказался о распятии Цицерон. Появилась эта чудовищная казнь в Малой Азии и во времена греко-персидских войн стала известна грекам. Мы знаем, что Александр Македонский велел распять на кресте врача, который оказался не в силах спасти жизнь его другу Гефестиону. Много позже - в 166 г. до н.э. - наместник селевкидов в г. Иерусалиме Позрет Ресит велел казнить посредством распятия грека Казолуя, еретика и чародея.

Уже от греков распятие стало известно римлянам. Чрезвычайная мучительность смерти на кресте сделала её излюбленным способом казни рабов. Известна сатира Ювенала, в которой автор издевается над римской матроной (женщиной благородного звания), решившей по собственной прихоти распять раба.

Ввиду особенностей казни (об этом будет написано ниже) римляне не распинали приговорённых к смерти в пределах городской черты. Здравый смысл и развитые представления об общественной гигиене не позволяли им оставлять большое число разлагающихся трупов в местах массового проживания людей. Поэтому место для распятий, именуемое по латыни sestertium, было вынесено далеко от стен Рима и помещалось в лесу. Известно, что особый палач, предназначенный городскими властями только для распятия людей, проживал рядом с этим местом. Он не снимал тел с крестов (у римлян вообще не было традиции снимать тела распятых), а занимался тем, что исполнял приговоры в отношении смертников и готовил места для новых распятий. В sestertium"е, видимо, одновременно находилось большое количество распятых тел; счёт их, возможно, шёл на сотни или даже тысячи. Сейчас даже трудно вообразить настоящий частокол из тел разной степени разложения на крестах всевозможных видов. Это было своеобразное кладбище, только трупы в нём не прятались в землю, а выставлялись напоказ... Огромное число птиц кормилось человеческими останками, удивительно даже, как это Голливуд до сих пор не использовал sestertium в своих поделках; подобный видеоряд, думается, потряс бы воображение современных зрителей.

Римляне широко использовали распятие как средство казни мятежников. Вот всего пара цитат: "Солдаты в своём ожесточении и ненависти пригвождали пленных для насмешки в самых различных направлениях и разнообразных позах. Число распятых до того возрастало, что нехватало места для крестов и недоставало крестов для тел. (...) После предварительного бичевания и всевозможного рода пыток они были распяты на виду (защитников - прим. murders site) стены. Тит хотя жалел этих несчастных, которых ежедневно было приводимо пятьсот человек, а иногда и больше, но с другой стороны, считал опасным отпускать на свободу людей, взятых в плен силой (...)" (Иосиф Флавий. "Иудейская война", кн. 5, гл. 11) ; "Пленные были беспощадно распинаемы, и вообще восстание было задушено с неслыханным прежде количеством казней" (Т. Моммзен. "История Рима", кн.5, гл. 1). В первом случае речь идёт о восстании в римской провинции Иудея, во втором - о восстании Спартака.

Разумеется, римляне знали, что делали. Они вполне могли отрубить пленникам головы или, скажем, повесить их. Но они предпочли распятие всем другим видам казни прежде всего из-за огромной силы его психовизуального воздействия. Раб, увидевший другого раба на кресте, уже никогда не поднимет восстания - наверное так рассуждали римские военначальники, санкционируя массовые казни пленных именно посредством распятия.

Римляне распинали смертников на перекрещивающихся деревянных брусьях, именовавшихся "крестами". Существовало три основных вида крестов: "тау"-образные (Т), "экс"-образные (Х) и, уж извините за тавтологию, "крестообразные" (+). Кресты изготавливались сравнительно небольшого размера, во всяком случае, много меньше того, какими их изображают на иконах либо в настенных росписях христианских церквей. Подавляющее большинство римских крестов имело длину около 3,3 м., лишь некоторые достигали 3,7 м. Если учесть, что часть креста уходила в землю при установке, а верхняя перекладина крепилась отнюдь не на самом верху столба (кроме Т-образных крестов), то получится, что ноги смертника находились всего на 0,5-0,8 м. от грунта. Кресты не имели подставок под ноги, которые иногда можно видеть на католических распятиях; ноги смертника выворачивались таким образом, чтобы ступни его прилегали к вертикальной поверхности. Смертник не обязательно располагался на кресте головой вверх, вообще говоря, положение его тела могло быть произвольным, вплоть до того, что его прибивали головою вниз. Римское закон никак не ограждал право приговорённого умереть согласно выработанному регламенту и никак иначе.

Известно, что осуждённых на казнь римляне имели обыкновение подвергать порке "флаграми" (бичами в концы которых вплетались свинцовые или костяные грузила). Известны "флагры" с 1, 2 или 3 концами, большое их количество найдено при раскопках Помпей и Геркуланума. Удар подобным бичом оставлял рассечение кожи длиной до 4 см. Считается, что число ударов "флагрой" не превышало 39 ("сорок без одного"), поскольку от большего их числа приговорённый мог умереть раньше времени, но это правило, скорее всего, соблюдалось не очень строго. На Туринской плащанице, например, можно видеть большое число повреждений кожи, оставленных ударами "флагр" (предпринимались попытки сосчитать количество ударов, полученных завёрнутым в плащаницу человеком. Считается, что ему нанесли 57 ударов 3-хвостовой "флагрой", 18 - 2-хвостовой и 21 - 1-хвостовой. Можно усомниться в точности подсчёта, но в любом случае следует признать, что суммарное количество перенесённых смертником ударов значительно превышало 39). Лишь после порки смертника римляне приступали к укреплению его тела на кресте.

Как практически осуществлялось распинание? Двумя способами, выбор между которыми оставался за палачом.

Первый: смертника укладывали на собранный крест, располагавшийся горизонтально, пригвождали его руки и ноги, после чего крест устанавливали вертикально. В ходе таких манипуляций человек испытывал жесточайшие мучения из-за постоянного сотрясения креста.

Второй: собранный крест устанавливали вертикально и лишь после этого прибивали к нему смертника.

В какие части тела палач забивал гвозди? Вопрос кажется странным, поскольку всем прекрасно известен вид традиционного распятия, используемого в христианской религии в качестве образа казнённого на кресте Христа. Из рассмотрения подобного распятия можно заключить, что гвозди забивались в ладони и ступни смертника. Между тем, даже простейшее размышление над физической стороной процесса наводит на мысль, что настоящее распятие никак не могло осуществляться подобным образом. Плоть человеческих ладоней тонка и мягка, она сравнительно легко протыкается и прорывается, а потому массивное тело никак не может быть удержано на весу всего двумя гвоздями, вбитыми в ладони - железо просто-напросто прорвёт плоть.

Обстоятельство это серьёзно смущало как врачей-анатомов, так и художников, ставивших перед собою задачу натуралистично изображать распятие. Первая достоверно известная попытка реконструировать подлинное распятие была осуществлена в 1801 г. в Великобритании. Тогда Королевская Академия искусств выкупила труп повешенного убийцы Джеймса Легга у госпиталя, куда тот был сдан для анатомических опытов, и в присутствии членов академии - скульпторов и художников - было осуществлено его распятие на кресте. Убедившись, что тело не может висеть будучи прибитым к кресту через ладони, англичане оказались вынуждены прибегнуть к помощи верёвок, которыми они притянули локти к поперечной перекладине.

Много позже реконструкцией казни на кресте занялся доктор Пьер Барбе, врач из госпиталя Св. Иосифа в Париже, увлечённый изучением Туринской плащаницы. В 1930-х гг. он провёл около 40 экспериментов на трупах и отдельных человеческих конечностях, в ходе которых доказал, что человеческое тело не может быть удержано вертикально на кресте в случае забивания гвоздей в ладони. По мнению Барбе, палачи должны были забивать гвозди только так, как это видно на Туринской плащанице - в место схождения лучевой и локтевой костей у запястья, именуемое анатомами "пятном Дестота". Сделанное открытие Пьер Барбе использовал как одно из доказательств подлинности христианской реликвии.

Раз уж пришлось упомянуть о Туринской плщанице, добавим, что вопрос её подлинности имеет несколько существенных аспектов. Один из таковых существенных аспектов состоит в том, что необходимо доказать её истинную подлинность в сравнении с другими "подлинными" плащаницами. Дело в том, что в Средние века католики в силу присущей их церкви меркантильности и стремлении извлекать практическую выгоду из христианской идеи, понаделали огромное количество "подлинных плащаниц" ; исторические предания сохранили упоминания о более чем сотне таких артефактов, разбросанных по соборам Западной Европы. Сами того не понимая, католики грубо девальвировали, обесценили идею почитания святых реликвий. Достаточно сказать, что даже сейчас - в 2007 г. - в Западной Европе католиками сохраняются и почитаются "подлинными" 26 плащаниц (напр., в Безансоне, Ксабрегасе, Шампье, Турине и др. местах), кроме того выставлены на обозрение сразу 2 "подлинные" чаши Иосифа Аримафейского (т.н. Грааль), а терновый венок, который якобы был помещён на голову Спасителю, в настоящее время не имеет ни одной колючки - за минувшие столетия все они были обломаны и проданы или подарены "в розницу". Кстати, попытки сосчитать число разошедшихся по миру "шипов" из этого тернового венца, даёт число более 300 (!). Такого количества колючек нет вырастает даже на целом кусте терновника. Правда, объективности ради следует признать, что в новейшую эпоху католическая Церковь перестала настаивать на том, что имеющиеся в её распоряжении плащаницы являются подлинными артефактами. Нынешняя точка зрения Ватикана на эти реликвии сводится к тому, что они считаются "иконами" на ткани, т.е. изображениями, призванными пробуждать религиозные чувства, и отнюдь не аутентичны тем пеленам, в которое было завёрнуто тело Спасителя нашего Иисуса Христа.

Пьер Барбе посчитал доказаным, что гвозди распинаемым забивали не в ладони, а в место на предплечьи сразу позади запястья. Его исследования дали и ещё один неожиданный результат: дело в том, что через "пятно Дестота" проходит крупный нерв, передающий импульсы к пальцам руки, и забиваемый гвоздь неизбежно должен был этот нерв задеть. А в этом случае большой палец руки рефлекторно заворачивался внутрь ладони, остальные же пальцы оставались прямыми. Подобное загибание большого пальца к центру ладони наблюдалось у покойников спустя даже несколько дней после смерти, а значит, тем более такое явление д.б. проявляться у живых людей.

Примечательно, что некоторые иконы, датируемые концом 12 - началом 14-го веков, изображают распятого Спасителя как раз с гвоздями в запястьях и пригнутыми к ладоням большими пальцами рук. На более поздних иконах традиция подобного изображения распятия исчезает. Объяснение этому любопытному факту может быть одно: европейские иконописцы 13-го века могли видеть распятых людей во время крестовых походов и путешествий в Палестину, захваченную крестоносцами; арабы иногда распинали пленных христиан и будущие художники анатомически точно воспроизводили то, что видели своими глазами. Позднее информация о сделанных наблюдениях забылась и распятия приобрели свой канонический, но не соответствующий действительности вид.

Такова была версия Пьера Барбе, основанная на косвенных соображениях и опытах над покойниками. Долгое время она не находила подтверждения, поскольку археология не располагала ни одним скелетом распятого человека. Но в июне 1968 г. в Иерусалиме были сделаны находки, позволившие впервые в точности реконструировать способ казни через распятие.