Классный час «Как научиться управлять собой» (урок самовоспитания). Классный час «Как научиться управлять собой
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
«Комсомольский индустриальный техникум»
Воспитательный час:
"Умей владеть собой"
Классный руководитель гр. ТЭЭО-14
Кулага Т. Ф.
Классный час "Умей владеть собой"
Цель : научить учащихся избегать ненужных эмоций; прививать ценные качества культуры поведения и общения.
Ход кл. часа.
(Звучит спокойная музыка)
Ведущий: Добрый день, уважаемые десятиклассники. Вы все люди вполне взрослые и поэтому в центре внимания нашей "деловой встречи", которая так и называется "Умей владеть собой" стоит проблема эмоционального стресса и неврозов.
Почему мы об этом сегодня говорим? Я хочу задать этот вопрос врачу невропатологу.
Итак, почему сегодня необходимо говорить о вопросах по профилактике неврозов и эмоциональных стрессов?
Врач: Дело в том, что любая жизненная ситуация - болезнь близких, неурядицы в семье, неудачи в учебе, неумение организовывать свое время и возникшее из-за этого физическое перенапряжение, однообразная монотонная деятельность и т.д. могут стать причинами неврозов и эмоциональных стрессов. Это состояние опасно тем, что нервно-эмоциональное перенапряжение ведет к нарушению деятельности нервной системы, и в конечном итоге, к язвенной болезни желудка, аллергическим, кожным и другим заболеваниям.
Ведущий: Можно ли предупредить стресс и предотвратить его опасные последствия?
Врач: Можно, если научиться управлять своими эмоциями. Чтобы проверить, умеете ли вы управлять своими эмоциями и угрожает ли вашему здоровью нервный срыв, я предлагаю провести тест.
Ведущий: Это интересно! Отвечая на вопросы, записывайте количество баллов, соответствующее нашему ответу.
1.Трудно ли Вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?
Да - 3, очень часто - 2, иногда - 0, редко - 0.
2.Думаете ли Вы о своих проблемах даже в свободное время?
Очень часто - 5, часто - 4, иногда - 2, редко - 0.
3.Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли вы желание сделать это вместо него?
4.Подолгу ли Вы переживаете из-за неприятностей?
Да - 5, часто - 4, иногда - 2, редко - 0.
5.Сколько времени Вы уделяете себе вечером?
3 часа - 0, 2 часа -0, 1 час - 0, 0,5 часа -2, минуты - 4.
6.Перебиваете ли Вы, недослушав, объясняющего вам что-либо.
Да - 4, часто - 3, в зависимости от обстоятельств - 2, редко - 1.
7.О вас говорят, что Вы вечно спешите.
Да - 5, часто - 4, спешу - 1,никогда - 0.
8.Трудно ли вам отказаться от вкусной еды.
Да - 3, часто - 2, иногда - 0, редко - 0.
9.Приходиться ли Вам делать несколько дел одновременно?
Да - 5, часто - 4, иногда - 3, редко - 1.
10. Случается ли, что во время разговора Ваши мысли витают где-то далеко?
11.Не кажется ли Вам порой, что люди говорят о случайных и ненужных вещах?
Очень - 5, часто - 4, случается - 3, иногда - 0.
12.Нервничаете ли Вы, стоя в очереди?
Очень часто - 4, часто - 3, иногда - 2, редко - 1.
13.Любите ли вы давать советы?
Да - 4, часто - 3. иногда - 1, редко - 0.
14.Долго ли колеблетесь, прежде чем принять решение?
Всегда - 3. часто - 2, редко - 3, никогда - 0.
15.Как Вы говорите?
Торопливо - 3, быстро - 2, спокойно -0, медленно - 0.
А теперь подсчитаем баллы.
От 45 до 63 б. - нервный срыв для вас реальная угроза. Проверьте кровяное давление. Не пора ли изменить образ жизни?
От 20-44 б. - нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться.
До 19 б. - вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность.
0 б - если вы отвечали честно и откровенно, то единственная опасность, которая вам угрожает, это чрезмерное спокойствие.
Ведущий: Мы попытались выяснить, угрожает ли вашему здоровью нервный срыв. Кому нужно относиться к жизненным ситуациям спокойнее и уметь в нужный момент расслабиться.
Второй этап - "Физминутка".
Ведущий: Физкультура и спорт помогают заряжаться положительными эмоциями, т.к. воспитывают культуру движения, поддерживают организм в высоком функциональном состоянии.
Физзарядка в полчаса
Может сделать чудеса.
Коль устал ты не на шутку,
Проведем физкультминутку.
Ведущий: Мы зарядились с вами положительными эмоциями и хорошим настроением.
Третий этап - "Здоровая душа - душа здоровья".
Ученые установили, что веселые люди живут дольше.
Еще в XVI веке уч. фран. Врач Амбруаз Парэ говорил: "Веселый человек всегда выздоравливает". Вам необходимо тренировать свои эмоции и помнить при этом, что есть прекрасный способ разрядки стрессовой ситуации - это смех.
Класс делится на 3 группы:
1 ряд - "смелые"
2 ряд - "ловкие"
3 ряд - "находчивые"
Цель: "Смех - дело серьезное" - выяснить насколько вы обладаете чувством юмора и как это может вам помочь в жизненной ситуации.
Задание: я называю жизненную ситуацию - вы находите остроумный, не лишенный чувства юмора ответ.
Задание 1 команде:
Вы едете в переполненном транспорте, пассажир, пытающийся пробраться к выходу, грубо толкает вас и раздраженно говорит: "Что стоишь, как корова?"
Задание 2 команде:
Вы находитесь в зрительном зале кинотеатра, проходите к своему месту, но оно занято. На вашу просьбу освободить его вам отвечают: "Откуда появился этот неопознанный объект"?
Задание 3 команде:
Вы на уроке. Вас вызывают отвечать к доске. Вы отвечаете, но учитель неудовлетворен вашим ответом и недовольно замечает: "Не голова, а дом Советов".
Вопрос на засыпку: "Почему у бублика дырка в виде круглика?"
Вам приз - связка баранок.
Четвертый этап - "Умей владеть собой"
Это поможет усвоить вам 7 заповедей.
Прошу приготовиться командам.
Внимание, кроссворд!
1.Какой ситуации следует избегать при выяснении отношений с родителями, товарищами, чтобы не привели к стрессу? (конфликт)
2.Это чувство зачастую приводит к стрессу. Поддаваясь ему, человек приходит в ярость, в этот момент он способен сделать непоправимое - нанести душевную боль другому человеку. (гнев)
3.Какое чувство может повредить ваше здоровье и довести до нервного срыва, если вы переживаете волнения за судьбу близкого человека. (тревога)
4.Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями, с тем, что вас тревожит, поделитесь с доброжелателем - это облегчит ваше положение. (страх)
5.Если вы постоянно стремитесь достичь непосильных высот и боитесь быть хуже других, то во что перейдет ваша боязнь, волнение, тревога? Что усугубляет конфликт? (брань)
6.Если вы не прислушиваетесь к мнению товарищей, настаиваете на исполнении своего нелепого, пустякового желания, то как можно назвать вашу прихоть? (каприз)
Ведущий: Кроссворд разгадан! Остается только назвать 7 заповедь, её определяет слово "стресс".
На этом мы заканчиваем нашу встречу, всего вам доброго, крепкого здоровья и отличного настроения! Помните, что здоровье в ваших руках!
Умейте владеть собой!
Цель: 1. Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях.
2. Составление практических советов, правил, которые помогут не конфликтовать по мелочам и уметь слышать и понимать другого человека.
Задачи:
1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.
2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.
3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.
4. Обучить навыкам саморегуляции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный час в 7 классе.
Можно ли научиться управлять собой?
Побирей Лариса Александровна
Цель: 1. Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях.
2. Составление практических советов, правил, которые помогут не конфликтовать по мелочам и уметь слышать и понимать другого человека.
Задачи:
1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.
2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.
3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.
4. Обучить навыкам саморегуляции.
Форма работы : Занятие с элементами тренинга
Ход занятия
- Учащимся предлагается поработать в группах и определить тему и цель занятия.
У читель: Послушайте несколько примеров и определите тему и цель занятия.
Слайд №1
- Марафонец
- Посланец наполеона
- Врач Леонид Рогозов
(См. модульный курс стр.35)
- Блок анализа и оценки
Как выражение «Учитесь властвовать собой» связано с темой занятия?
Слайд №2
Очень многие люди умели и умеют владеть собой, но есть и другие…
Слайд №3,4,5
А теперь определите, когда, в каких ситуациях необходимо владеть собой, своим поведением, своими поступками?
Приложении 1
Какими последствиями для одной и другой группы оборачиваются эти умения
Приложении 2 (5 мин)
Какие внутренние рычаги помогают управлять поведением человека?
Приложении 3
Расшифруйте понятия:
Самоубеждение
Самовнушение
Приложении 4
- Блок самоанализа и самооценки
Какой из методов управления поведением вами более принимаем? Почему?
Отработка приёмов самоубеждения
Ясчитаю, что в моём характере эта черта мне…
Аргументы за Аргументы против
- А ещё когда нам нужно владеть собой?
(В стрессовых ситуациях)
Какую ситуацию можно назвать стрессовой?
Давайте проведем тест и выясним, насколько вы стрессоустойчивы
- Это интересно! Отвечая на вопросы, записывайте количество баллов, соответствующее нашему ответу.
Тест.
- Трудно ли Вам обратиться к кому-либ о с просьбой о помощи?
Да – 3, очень часто – 2, иногда – 0, редко – 0.
- Думаете ли Вы о своих проблемах даже в свободное время?
Очень часто – 5, часто – 4, иногда – 2, редко – 0.
- Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли вы желание сделать это вместо него?
- Подолгу ли Вы переживаете из-за неприятностей?
Да – 5, часто – 4, иногда – 2, редко – 0.
- Сколько времени Вы уделяете себе вечером?
3 часа – 0, 2 часа –0, 1 час – 0, 0,5 часа –2, минуты – 4.
- Перебиваете ли Вы, недослушав, объясняющего вам что-либо.
Да – 4, часто – 3, в зависимости от обстоятельств – 2, редко – 1.
- О вас говорят, что Вы вечно спешите.
Да – 5, часто – 4, спешу – 1,никогда - 0.
- Трудно ли вам отказаться от вкусной еды.
Да – 3, часто – 2, иногда – 0, редко – 0.
- Приходиться ли Вам делать несколько дел одновременно?
Да – 5, часто – 4, иногда – 3, редко – 1.
- Случается ли, что во время разговора Ваши мысли витают где-то далеко?
- Не кажется ли Вам порой, что люди говорят о случайных и ненужных вещах?
Очень – 5, часто – 4, случается – 3, иногда – 0.
- Нервничаете ли Вы, стоя в очереди?
Очень часто – 4, часто – 3, иногда – 2, редко – 1.
- Любите ли вы давать советы?
Да – 4, часто – 3. иногда – 1, редко – 0.
- Долго ли колеблетесь, прежде чем принять решение?
Всегда – 3. часто – 2, редко – 3, никогда – 0.
- Как Вы говорите?
Торопливо – 3, быстро – 2, спокойно –0, медленно – 0.
А теперь подсчитаем баллы.
От 45 до 63 б. – нервный срыв для вас реальная угроза. Проверьте кровяное давление. Не пора ли изменить образ жизни?
От 20-44 б. – нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться.
До 19 б. – вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность.
0 б – если вы отвечали честно и откровенно, то единственная опасность, которая вам угрожает, это чрезмерное спокойствие.
Учитель: Мы попытались выяснить, угрожает ли вашему здоровью нервный срыв. Кому нужно относиться к жизненным ситуациям спокойнее и уметь в нужный момент расслабиться.
Можно ли предупредить стресс и предотвратить его опасные последствия?
Ученые установили, что веселые люди живут дольше.
Еще в XVI веке уч. фран. Врач Амбруаз Парэ говорил: «Веселый человек всегда выздоравливает». Вам необходимо тренировать свои эмоции и помнить при этом, что есть прекрасный способ разрядки стрессовой ситуации – это смех.
Класс делится на 3 группы:
1 ряд – «смелые»
2 ряд – «ловкие»
3 ряд – «находчивые»
Цель: «Смех – дело серьезное» - выяснить насколько вы обладаете чувством юмора и как это может вам помочь в жизненной ситуации.
Задание: я называю жизненную ситуацию – вы находите остроумный, не лишенный чувства юмора ответ.
Задание 1 команде:
Вы едете в переполненном транспорте, пассажир, пытающийся пробраться к выходу, грубо толкает вас и раздраженно говорит: «Что стоишь, как корова?»
Задание 2 команде:
Вы находитесь в зрительном зале кинотеатра, проходите к своему месту, но оно занято. На вашу просьбу освободить его вам отвечают: «Откуда появился этот неопознанный объект»?
Задание 3 команде:
Вы на уроке. Вас вызывают отвечать к доске. Вы отвечаете, но учитель неудовлетворен вашим ответом и недовольно замечает: «Не голова, а дом Советов».
Вопрос на засыпку: «Почему у бублика дырка в виде круглика?»
А ещё какие существуют приёмы снятия стресса? .
Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)
– Итак, у нас получилось 2 колонки.
– Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?
– Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?
Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).
– Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?
Вывод – Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Психолог также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри)
V. Практический блок.
1. Чтение рассказа «Вот если бы все было не так» Из цикла сказок о «Веселом Памси»
– Предлагаю послушать небольшую детскую историю про дракончика Памси, который всегда говорил: «Вот если бы все было не так…» и попал в состояние напряжения и грустил.
Дракончик Памси продолжал грустить, и был очень удивлен, когда его друг посоветовал ему прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.
– Итак, Ты, Памси, грустишь из-за того, что не выдыхаешь огонь, как это делают взрослые драконы, и твоя шерсть не такая гладкая, как у них. Твой папа не живет с вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями, из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом? Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом.
Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые. Памси был удивлен.
– Как это – только светлые? – спросил он.
– Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся, – Друг наклонился и сорвал два цветка.
– Назовем один из них «Даже если…», а другой – «В любом случае…». Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил.
Вместо слов «Вот если бы все было по-другому» говори так: «Даже если я не умею выдыхать огонь, как взрослые, в любом случае, у меня есть друзья, такие же как я, и хотя они тоже пока многого не умеют делать, как взрослые, нам бывает очень хорошо вместе. Даже если папа не живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае, нам с ним бывает очень весело, и у меня остается время поиграть с друзьями.
Памси сделал большие глаза – оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!
– Неужели, это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? – спросил он Друга.
– Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.
– Как твое настроение сейчас? – спросил Друг.
– О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.
Обсуждение.
– У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.
Вывод – мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать. Итак, давайте сейчас внесем в колонку здоровые способы запись: правильные мысли – «Даже если… В любом случае…» (Психолог вносит в колонку здоровые способы).
Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.
3.Что делать в ситуации напряжения.
– Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях (см. приложение
А) Успокойтесь.
«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать.
Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.
Медленно сделай глубокий вдох.
Задержи дыхание и сосчитай до четырех.
Медленно выдохни.
Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.
В) Мышечное расслабление.
Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.
4. Обучение навыкам саморегуляции
Упражнение 1 «Продумай заранее».
Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.
Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.
Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.
Подумайте, что скажете и что сделаете.
Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.
Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.
Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?
Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать.
Упражнение 2 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)
Сядьте спокойно в комфортной позе.
Закройте глаза.
Медленно расслабьте мышцы.
Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.
Рефлексия.
Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут.
Упражнение 3 «Домик».
Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.
Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.
Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.
Упражнение 4 «Кнопка».
Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.
Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.
Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».
В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.
Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.
А теперь ребята я прошу вас дать мне несколько советов
У меня произошла следующая ситуация: я была очень расстроена вашим поведением во время митинга 9 Мая. Как я должна была успокоиться? Помогите!
А теперь мои советы вам (Памятки раздать)
Рефлексия.
Слайд №6
Приложение
ПАМЯТКА
Учись владеть собой!
- Любое дело согласовывай с жизнью.
- Тщательно выбирай линию поведения.
- Прислушивайся к мнению взрослых.
- Анализируй своё мнение и мнение других людей.
- Критически относись к собственному выбору линии поведения
Если ты оказался в ситуации тревожного состояния
А) Успокойся
«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда Тебя покидать.
Не бывает безвыходных ситуаций.
Б) Постарайся восстановить дыхание
Подумай о своем дыхании. Начни дышать глубоко и медленно.
Проделай следующее упражнение:
- Медленно сделай глубокий вдох. Задержи дыхание и сосчитай до четырех. Медленно выдохни.
Повтори процедуру 4-5 раз.
В) Постарайся расслабиться
- Приседай, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
- Сожми кулаки, затем стряхни, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.
Обучайся навыкам саморегуляции
Упражнение №1. «Успокойся».
- Сядь спокойно в комфортной позе. Если хочешь, закрой глаза.
- Вообрази себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.
- Постарайся почувствовать себя настолько спокойно, насколько можешь.
- Подумай, что скажешь и что сделаешь.
- Придумывай возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуешь себя абсолютно спокойно.
Преодолеть тревожность помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать
Упражнение №2. «Расслабление под музыку».
- Сядь спокойно в комфортной позе.
- Закрой глаза. Медленно расслабьте мышцы.
- Представь, что находишься там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
Повелевать собой – величайшая власть. Сенека
Можно ли научиться управлять собой?
Цель: 1. учиться владеть собой в различных ситуациях; 2. Составление практических советов, правил, которые помогут понимать себя и не конфликтовать по мелочам с другими людьми
Правила работы в группе В группе должен быть организатор обсуждения, Каждый может высказать свою версию решения, Один говорит, а остальные слушают, Каждая версия обсуждается в группе, В группе согласуется общее решение, Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
Человек может управлять своим поведением Человек не может управлять своим поведением Последствия со знаком + Последствия со знаком -
Самоубеждение _ Самовнушение Спор с самим собой, анализ возможных средств достижения поставленной цели, способность вести себя не так как хочется, а так как нужно Это способность принимать решения без сопротивления, без анализа
Я считаю, что в моём характере эта черта мне… Аргументы за аргументы против
Правильные мысли Даже если… В любом случае…
Учитесь властвовать собой
На занятии было легко… На занятии было трудно… Я понял… Я открыл для себя… Мне было интересно узнать… Я буду применять…
Классный час «Как научиться управлять собой. Моральные качества. Поступки в повседневной жизни .»Цели: Познакомить учащихся с понятием моральный поступок;
учить быть вежливым, воспитанным, отвечать за свои поступки, объективно оценивать свое поведение, управлять своими действиями;
развивать умение анализировать свои поступки, контролировать свои действия, делать выводы;
воспитывать духовно богатую, высокоморальную личность, гражданина, моральные качества характера и поведения, желание отстаивать справедливость, честность.
Ход мероприятия
1.Организация класса. Приветствие.
2.Определение целей и задач классного часа.
Сегодня на классном часе мы поговорим о том, что помогает человеку чувствовать себя комфортно в обществе . Вспомним о золотом правиле морали. О том, какое поведение достойно уважения и как жить, руководствуясь правилами общественного общежития.
Тема нашего классного часа зашифрована на доске:
чинаусять акк ойобс авляупрть- как научиться собой управлять.
А теперь давайте поиграем в игру «Микрофон». (Детям предлагается ответить на вопросы)
Чем отличается коллектив от группы людей?
Какими достижениями может гордиться наш коллектив?
От урока я ожидаю…
На уроке я хочу узнать…
3. Работа над содержанием мероприятия.
Учитель:
-Мы все хотим жить среди воспитанных людей, и сами хотим быть воспитанными. Давайте вместе попробуем перечистить качества, которые присущи воспитанному человеку:(работа в группах)
воспитанный
вежливый
тактичныйделикатный
корректный
внимательный
приветливый
любезный
милосердныйобходительный
сочувствующий
уважительный
Учитель:
-Перечислив все качества, которые отличают воспитанного человека, давайте вспомним и золотое правило морали. А прежде скажите, что такое мораль? (Ответы детей. Словарная работа над словом мораль.)Мораль- это самая ценная моральная истина, которую создало человечество за время своего существования. Правило морали называют нормой норм: мы должны требовать от себя того, чего требуем от других. Эта норма- образец отношений между людьми, и этот образец имеет обязательный характер. (Дети объясняют смысл этого правила)
Совершая определенный поступок, сравнивайте себя с другими людьми. Задумайтесь, чего вы в той или иной ситуации ожидали бы от других. И поступайте так! Я предлагаю нам вместе составить «Моральный кодекс класса». (Дети объясняют значение этого слова)
На карточках написаны правила.
(Дети дополняют их недостающими словами, работая в парах.)
Работа по таблице на доске.
Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо. Агрессивность-признак слабости.
Все в классе равны независимо от материального положения, национальности, пола, расы и убеждений.
Каждый имеет право на имя, должен обращаться к другим только по имени.
Никто не должен чувствовать себя униженным и оскорбленным. Никому нельзя придумывать оскорбительные клички и прозвища.
Все должны уважать право на собственность и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать, не прятать, не портить и не выкидывать их. Также уважения требует и школьная собственность.
Никто не должен бояться выражать свою точку зрения по любому вопросу и быть осмеянным.Инакомыслие не является преступлением.
Будь личностью, которая отвечает за свои поступки и слова. Не обманывай, всегда говори правду. Не хвастайся, особенно тем, что не является твоей собственной заслугой.
Не говори за глаза о человеке . Скажи однокласснику все прямо, а не на ухо подруге или другу.
Дорожи честью класса, гимназии, старайся ее отстоять и приумножить.
Уважай мнение старших, умей их выслушать и понять.
(Эти правила вывешиваются в классном уголке)
4.Физкультминутка.
5.Продолжение работы над темой классного часа.
Учитель:
Я хочу перечислить качества двух людей. Вы попробуйте дать им характеристику.1.Нервный,несдержанный,агрессивный,эгоистичный,мелочный,бездушный,ворчливый,хмурый,безжалостный,злой.(Конфликтный человек)
2.Спокойный,выдержанный,умный,внимательный,великодушный,сердечный,искренний, милосердный, вежливый, человечный.(Бесконфликтный человек)
Каким человеком хотите вырасти вы?
Как не стать конфликтным? (Дети пантомимой показывают: не горячиться, не заводиться, держать себя в руках.)
Помните, что сдержанность- самый лучший стиль поведения.Угадайте, что помогает развязать любые сложные узелки проблем в отношениях? (Загадка о доброте)
6.Итог мероприятия.
Учитель:
-Давайте попробуем развязать узелки человеческих отношений. (На веревочках узелки с советами)1.Спорьте, но не ссорьтесь.
2.Обговаривайте, но не оговаривайте.
3.Искорените фразы «Ты всегда…»
4.Забудь, что было вчера, не накапливай злость до последней капли.
5. Остынь. Набери воздух, сосчитай до 10, не дыши, а потом
6.Умей поставить себя на место другого.
7.Утверждай не собственное - Я, а справедливость.
8.В несчастье ищи не истину, а согласие.
9.Меньше выясняй отношения, больше создавай.
10.Будьте всегда взаимовежливы.
Мы развязали все узелки. Я надеюсь, что отношения в нашем классе станут еще более крепкими, дружескими, уважительными. И никакие сложные ситуации и проблемы не завяжут новые узелки в наших отношениях.
Помните, что человек начинается с добра. А настоящий человек- это человек добрый, мудрый, искренний, щедрый, светлый, который умеет любить и сочувствовать, защитить и приголубить, уважить и посоветовать. Это человек с добрым сердцем и светлой душой.
В каждом из нас много хорошего , доброго. Старайтесь и дальше беречь и приумножать эти добрые поступки. Чтобы ваше лицо было всегда радостным от того, что вы сделали добро. Пусть на вашем лице никогда не исчезает улыбка!
В году 365 дней.
В каждом дне-24 часа.
В часе-60 минут.
Значит в году 525600 минут. Как много времени у нас для добрых дел! (Дети поют песню «Дорогой добра»)
Данный классный час был проведен в 3 классе. Сейчас эти дети учатся в уже 4 классе.Одной из главных задач, стоящей перед классным руководителем, является формирование классного коллектива, как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников и воспитание в детях моральных качеств характера и поведения. Поэтому данный классный час являлся тематическим и входил в систему классных часов , проведенных в начальной школе.
Форма проведения данного классного часа выбиралась классным коллективом под руководством учителя. Дети принимали активное участие в его подготовке и проведении. Результатом стала выработка всеми учащимися «Морального кодекса класса». Дети приняли правила поведения в
Цель:
развитие навыков контроля эмоциональной ситуации.
Задача:
Выяснить роль эмоций в межличностном общении;
Развивать самосознание подростков;
Расширять знания участников о методах самостоятельной регуляции собственного эмоционального состояния.
Упражнение «Мое настроение»
Ведущий предлагает каждому участнику нарисовать свое настроение. После завершения-презентации рисунков и рассказы о них.
Упражнение «Угадай»
Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.
Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.
Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления.
Тяжело было показать свои эмоции?
Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»
Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.
Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого участника используется только одна ситуация.
Ситуации:
Друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;
Ваш коллега отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые мешают работать;
Вас кто-то очень обидел.
Упражнение «Стакан»
Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.
Обсуждение:
Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?
Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?
Заключение. Все это-вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?
Упражнение «Дыхание»
Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния. Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.
Упражнение «Сердитые шарики»
Цель: развитие самоконтроля. Психолог предлагает детям надуть шарики и завязать их. Шарик символизирует тело, а воздух в ней-гнев. Как вытащить этот гнев изнутри? Если не надувать шарик, что с ним произойдет? А с человеком? Как сделать так, чтобы воздух вышел, а шарик остался целым? Может ли человек контролировать свой гнев? Может! В формировании самоконтроля перед агрессией большую роль играет развитие психических процессов: эмпатии, идентификации.
Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»
Цель: обучение участников выражать свои чувства без оценок, недовольство и образ. Ведущий объединяет подростков в три подгруппы по цветам светофора. Каждая группа получает лист бумаги форматом А3 и карточку с заданием.
Варианты заданий:
Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете согласие;
Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете несогласие;
Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых оцениваете действия или поступки другого. Каждая группа по очереди представляет результаты своей работы. Психолог отмечает, что для эффективного и толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не обижая других.
Обсуждение:
Вам было интересно это упражнение?
Что вы поняли?
История «кусок хлеба»
Как-то один человек, который уже двадцать лет не ходил в церковь, подошел к священнику. Через минуту колебания, почти со слезами, стал рассказывать: «Мои руки испачканы кровью. Произошло это тогда, когда мы отступали на фронте. Ежедневно кто-то из нас умирал от ран или голода. Нам дали приказ-не входить в дома без ружья и стрелять при малейших движениях местных жителей... В доме, куда я вошел, был только один старый и девочка-подросток.
Хлеба дайте, хлеба! - Жадно просил я. Девочка наклонилась... Я думал, что она хотела взять какое-то оружие, бомбу. Я выстрелил...
Девочка упала... Когда я подошел, то увидел, что она держала в руке кусок хлеба. Я убил четырнадцатилетнюю девочку, которая хотела дать мне хлеба... Вернувшись домой, я начал пить, чтобы забыть все это... Но не могу... А простит мне Бог? ». Кто ходит с заряженным ружьем, тот выстрелит. Если единственным орудием, которое есть у тебя-молоток, и ты носишь его с собой, то другие люди будут для тебя гвоздями: целый день будешь бить по ним.
Обсуждение:
Какие агрессивные и жестокие действия человека влияют на жизнь?
Как относятся к таким людям в социальной среде?
Упражнение «Эмоция по кругу»
Цель: создание хорошего настроения. Психолог предлагает по кругу сказать о своем эмоциональном состоянии в данный момент.