Классный час «Как научиться управлять собой» (урок самовоспитания). Классный час «Как научиться управлять собой

Министерство образования и науки

Донецкой Народной Республики

«Комсомольский индустриальный техникум»

Воспитательный час:

"Умей владеть собой"

Классный руководитель гр. ТЭЭО-14

Кулага Т. Ф.

Классный час "Умей владеть собой"

Цель : научить учащихся избегать ненужных эмоций; прививать ценные качества культуры поведения и общения.

Ход кл. часа.

(Звучит спокойная музыка)

Ведущий: Добрый день, уважаемые десятиклассники. Вы все люди вполне взрослые и поэтому в центре внимания нашей "деловой встречи", которая так и называется "Умей владеть собой" стоит проблема эмоционального стресса и неврозов.

Почему мы об этом сегодня говорим? Я хочу задать этот вопрос врачу невропатологу.

Итак, почему сегодня необходимо говорить о вопросах по профилактике неврозов и эмоциональных стрессов?

Врач: Дело в том, что любая жизненная ситуация - болезнь близких, неурядицы в семье, неудачи в учебе, неумение организовывать свое время и возникшее из-за этого физическое перенапряжение, однообразная монотонная деятельность и т.д. могут стать причинами неврозов и эмоциональных стрессов. Это состояние опасно тем, что нервно-эмоциональное перенапряжение ведет к нарушению деятельности нервной системы, и в конечном итоге, к язвенной болезни желудка, аллергическим, кожным и другим заболеваниям.

Ведущий: Можно ли предупредить стресс и предотвратить его опасные последствия?

Врач: Можно, если научиться управлять своими эмоциями. Чтобы проверить, умеете ли вы управлять своими эмоциями и угрожает ли вашему здоровью нервный срыв, я предлагаю провести тест.

Ведущий: Это интересно! Отвечая на вопросы, записывайте количество баллов, соответствующее нашему ответу.

1.Трудно ли Вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?

Да - 3, очень часто - 2, иногда - 0, редко - 0.

2.Думаете ли Вы о своих проблемах даже в свободное время?

Очень часто - 5, часто - 4, иногда - 2, редко - 0.

3.Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли вы желание сделать это вместо него?

4.Подолгу ли Вы переживаете из-за неприятностей?

Да - 5, часто - 4, иногда - 2, редко - 0.

5.Сколько времени Вы уделяете себе вечером?

3 часа - 0, 2 часа -0, 1 час - 0, 0,5 часа -2, минуты - 4.

6.Перебиваете ли Вы, недослушав, объясняющего вам что-либо.

Да - 4, часто - 3, в зависимости от обстоятельств - 2, редко - 1.

7.О вас говорят, что Вы вечно спешите.

Да - 5, часто - 4, спешу - 1,никогда - 0.

8.Трудно ли вам отказаться от вкусной еды.

Да - 3, часто - 2, иногда - 0, редко - 0.

9.Приходиться ли Вам делать несколько дел одновременно?

Да - 5, часто - 4, иногда - 3, редко - 1.

10. Случается ли, что во время разговора Ваши мысли витают где-то далеко?

11.Не кажется ли Вам порой, что люди говорят о случайных и ненужных вещах?

Очень - 5, часто - 4, случается - 3, иногда - 0.

12.Нервничаете ли Вы, стоя в очереди?

Очень часто - 4, часто - 3, иногда - 2, редко - 1.

13.Любите ли вы давать советы?

Да - 4, часто - 3. иногда - 1, редко - 0.

14.Долго ли колеблетесь, прежде чем принять решение?

Всегда - 3. часто - 2, редко - 3, никогда - 0.

15.Как Вы говорите?

Торопливо - 3, быстро - 2, спокойно -0, медленно - 0.

А теперь подсчитаем баллы.

От 45 до 63 б. - нервный срыв для вас реальная угроза. Проверьте кровяное давление. Не пора ли изменить образ жизни?

От 20-44 б. - нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться.

До 19 б. - вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность.

0 б - если вы отвечали честно и откровенно, то единственная опасность, которая вам угрожает, это чрезмерное спокойствие.

Ведущий: Мы попытались выяснить, угрожает ли вашему здоровью нервный срыв. Кому нужно относиться к жизненным ситуациям спокойнее и уметь в нужный момент расслабиться.

Второй этап - "Физминутка".

Ведущий: Физкультура и спорт помогают заряжаться положительными эмоциями, т.к. воспитывают культуру движения, поддерживают организм в высоком функциональном состоянии.

Физзарядка в полчаса

Может сделать чудеса.

Коль устал ты не на шутку,

Проведем физкультминутку.

Ведущий: Мы зарядились с вами положительными эмоциями и хорошим настроением.

Третий этап - "Здоровая душа - душа здоровья".

Ученые установили, что веселые люди живут дольше.

Еще в XVI веке уч. фран. Врач Амбруаз Парэ говорил: "Веселый человек всегда выздоравливает". Вам необходимо тренировать свои эмоции и помнить при этом, что есть прекрасный способ разрядки стрессовой ситуации - это смех.

Класс делится на 3 группы:

1 ряд - "смелые"

2 ряд - "ловкие"

3 ряд - "находчивые"

Цель: "Смех - дело серьезное" - выяснить насколько вы обладаете чувством юмора и как это может вам помочь в жизненной ситуации.

Задание: я называю жизненную ситуацию - вы находите остроумный, не лишенный чувства юмора ответ.

Задание 1 команде:

Вы едете в переполненном транспорте, пассажир, пытающийся пробраться к выходу, грубо толкает вас и раздраженно говорит: "Что стоишь, как корова?"

Задание 2 команде:

Вы находитесь в зрительном зале кинотеатра, проходите к своему месту, но оно занято. На вашу просьбу освободить его вам отвечают: "Откуда появился этот неопознанный объект"?

Задание 3 команде:

Вы на уроке. Вас вызывают отвечать к доске. Вы отвечаете, но учитель неудовлетворен вашим ответом и недовольно замечает: "Не голова, а дом Советов".

Вопрос на засыпку: "Почему у бублика дырка в виде круглика?"

Вам приз - связка баранок.

Четвертый этап - "Умей владеть собой"

Это поможет усвоить вам 7 заповедей.

Прошу приготовиться командам.

Внимание, кроссворд!

1.Какой ситуации следует избегать при выяснении отношений с родителями, товарищами, чтобы не привели к стрессу? (конфликт)

2.Это чувство зачастую приводит к стрессу. Поддаваясь ему, человек приходит в ярость, в этот момент он способен сделать непоправимое - нанести душевную боль другому человеку. (гнев)

3.Какое чувство может повредить ваше здоровье и довести до нервного срыва, если вы переживаете волнения за судьбу близкого человека. (тревога)

4.Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями, с тем, что вас тревожит, поделитесь с доброжелателем - это облегчит ваше положение. (страх)

5.Если вы постоянно стремитесь достичь непосильных высот и боитесь быть хуже других, то во что перейдет ваша боязнь, волнение, тревога? Что усугубляет конфликт? (брань)

6.Если вы не прислушиваетесь к мнению товарищей, настаиваете на исполнении своего нелепого, пустякового желания, то как можно назвать вашу прихоть? (каприз)

Ведущий: Кроссворд разгадан! Остается только назвать 7 заповедь, её определяет слово "стресс".

На этом мы заканчиваем нашу встречу, всего вам доброго, крепкого здоровья и отличного настроения! Помните, что здоровье в ваших руках!

Умейте владеть собой!

Цель: 1. Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях.

2. Составление практических советов, правил, которые помогут не конфликтовать по мелочам и уметь слышать и понимать другого человека.

Задачи:

1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.

2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.

3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.

4. Обучить навыкам саморегуляции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в 7 классе.

Можно ли научиться управлять собой?

Побирей Лариса Александровна

Цель: 1. Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях.

2. Составление практических советов, правил, которые помогут не конфликтовать по мелочам и уметь слышать и понимать другого человека.

Задачи:

1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.

2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.

3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.

4. Обучить навыкам саморегуляции.

Форма работы : Занятие с элементами тренинга

Ход занятия

  1. Учащимся предлагается поработать в группах и определить тему и цель занятия.

У читель: Послушайте несколько примеров и определите тему и цель занятия.

Слайд №1

  1. Марафонец
  2. Посланец наполеона
  3. Врач Леонид Рогозов

(См. модульный курс стр.35)

  1. Блок анализа и оценки

Как выражение «Учитесь властвовать собой» связано с темой занятия?

Слайд №2

Очень многие люди умели и умеют владеть собой, но есть и другие…

Слайд №3,4,5

А теперь определите, когда, в каких ситуациях необходимо владеть собой, своим поведением, своими поступками?

Приложении 1

Какими последствиями для одной и другой группы оборачиваются эти умения

Приложении 2 (5 мин)

Какие внутренние рычаги помогают управлять поведением человека?

Приложении 3

Расшифруйте понятия:

Самоубеждение

Самовнушение

Приложении 4

  1. Блок самоанализа и самооценки

Какой из методов управления поведением вами более принимаем? Почему?

Отработка приёмов самоубеждения

Ясчитаю, что в моём характере эта черта мне…

Аргументы за Аргументы против

  1. А ещё когда нам нужно владеть собой?

(В стрессовых ситуациях)

Какую ситуацию можно назвать стрессовой?

Давайте проведем тест и выясним, насколько вы стрессоустойчивы

  1. Это интересно! Отвечая на вопросы, записывайте количество баллов, соответствующее нашему ответу.

Тест.

  1. Трудно ли Вам обратиться к кому-либ о с просьбой о помощи?

Да – 3, очень часто – 2, иногда – 0, редко – 0.

  1. Думаете ли Вы о своих проблемах даже в свободное время?

Очень часто – 5, часто – 4, иногда – 2, редко – 0.

  1. Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли вы желание сделать это вместо него?
  1. Подолгу ли Вы переживаете из-за неприятностей?

Да – 5, часто – 4, иногда – 2, редко – 0.

  1. Сколько времени Вы уделяете себе вечером?

3 часа – 0, 2 часа –0, 1 час – 0, 0,5 часа –2, минуты – 4.

  1. Перебиваете ли Вы, недослушав, объясняющего вам что-либо.

Да – 4, часто – 3, в зависимости от обстоятельств – 2, редко – 1.

  1. О вас говорят, что Вы вечно спешите.

Да – 5, часто – 4, спешу – 1,никогда - 0.

  1. Трудно ли вам отказаться от вкусной еды.

Да – 3, часто – 2, иногда – 0, редко – 0.

  1. Приходиться ли Вам делать несколько дел одновременно?

Да – 5, часто – 4, иногда – 3, редко – 1.

  1. Случается ли, что во время разговора Ваши мысли витают где-то далеко?
  1. Не кажется ли Вам порой, что люди говорят о случайных и ненужных вещах?

Очень – 5, часто – 4, случается – 3, иногда – 0.

  1. Нервничаете ли Вы, стоя в очереди?

Очень часто – 4, часто – 3, иногда – 2, редко – 1.

  1. Любите ли вы давать советы?

Да – 4, часто – 3. иногда – 1, редко – 0.

  1. Долго ли колеблетесь, прежде чем принять решение?

Всегда – 3. часто – 2, редко – 3, никогда – 0.

  1. Как Вы говорите?

Торопливо – 3, быстро – 2, спокойно –0, медленно – 0.

А теперь подсчитаем баллы.

От 45 до 63 б. – нервный срыв для вас реальная угроза. Проверьте кровяное давление. Не пора ли изменить образ жизни?

От 20-44 б. – нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться.

До 19 б. – вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность.

0 б – если вы отвечали честно и откровенно, то единственная опасность, которая вам угрожает, это чрезмерное спокойствие.

Учитель: Мы попытались выяснить, угрожает ли вашему здоровью нервный срыв. Кому нужно относиться к жизненным ситуациям спокойнее и уметь в нужный момент расслабиться.

Можно ли предупредить стресс и предотвратить его опасные последствия?

Ученые установили, что веселые люди живут дольше.

Еще в XVI веке уч. фран. Врач Амбруаз Парэ говорил: «Веселый человек всегда выздоравливает». Вам необходимо тренировать свои эмоции и помнить при этом, что есть прекрасный способ разрядки стрессовой ситуации – это смех.

Класс делится на 3 группы:

1 ряд – «смелые»

2 ряд – «ловкие»

3 ряд – «находчивые»

Цель: «Смех – дело серьезное» - выяснить насколько вы обладаете чувством юмора и как это может вам помочь в жизненной ситуации.

Задание: я называю жизненную ситуацию – вы находите остроумный, не лишенный чувства юмора ответ.

Задание 1 команде:

Вы едете в переполненном транспорте, пассажир, пытающийся пробраться к выходу, грубо толкает вас и раздраженно говорит: «Что стоишь, как корова?»

Задание 2 команде:

Вы находитесь в зрительном зале кинотеатра, проходите к своему месту, но оно занято. На вашу просьбу освободить его вам отвечают: «Откуда появился этот неопознанный объект»?

Задание 3 команде:

Вы на уроке. Вас вызывают отвечать к доске. Вы отвечаете, но учитель неудовлетворен вашим ответом и недовольно замечает: «Не голова, а дом Советов».

Вопрос на засыпку: «Почему у бублика дырка в виде круглика?»

А ещё какие существуют приёмы снятия стресса? .

Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)

– Итак, у нас получилось 2 колонки.

– Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?

– Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?

Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).

– Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?

Вывод – Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Психолог также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри)

V. Практический блок.

1. Чтение рассказа «Вот если бы все было не так» Из цикла сказок о «Веселом Памси»

– Предлагаю послушать небольшую детскую историю про дракончика Памси, который всегда говорил: «Вот если бы все было не так…» и попал в состояние напряжения и грустил.

Дракончик Памси продолжал грустить, и был очень удивлен, когда его друг посоветовал ему прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.

– Итак, Ты, Памси, грустишь из-за того, что не выдыхаешь огонь, как это делают взрослые драконы, и твоя шерсть не такая гладкая, как у них. Твой папа не живет с вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями, из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом? Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом.

Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые. Памси был удивлен.

– Как это – только светлые? – спросил он.

– Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся, – Друг наклонился и сорвал два цветка.

– Назовем один из них «Даже если…», а другой – «В любом случае…». Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил.

Вместо слов «Вот если бы все было по-другому» говори так: «Даже если я не умею выдыхать огонь, как взрослые, в любом случае, у меня есть друзья, такие же как я, и хотя они тоже пока многого не умеют делать, как взрослые, нам бывает очень хорошо вместе. Даже если папа не живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае, нам с ним бывает очень весело, и у меня остается время поиграть с друзьями.

Памси сделал большие глаза – оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!

– Неужели, это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? – спросил он Друга.

– Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.

– Как твое настроение сейчас? – спросил Друг.

– О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.

Обсуждение.

– У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.

Вывод – мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать. Итак, давайте сейчас внесем в колонку здоровые способы запись: правильные мысли – «Даже если… В любом случае…» (Психолог вносит в колонку здоровые способы).

Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.

3.Что делать в ситуации напряжения.

– Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях (см. приложение

А) Успокойтесь.

«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать.

Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.

Медленно сделай глубокий вдох.

Задержи дыхание и сосчитай до четырех.

Медленно выдохни.

Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.

В) Мышечное расслабление.

Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.

Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.

4. Обучение навыкам саморегуляции

Упражнение 1 «Продумай заранее».

Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.

Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.

Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.

Подумайте, что скажете и что сделаете.

Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.

Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.

Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?

Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать.

Упражнение 2 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)

Сядьте спокойно в комфортной позе.

Закройте глаза.

Медленно расслабьте мышцы.

Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.

Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.

Рефлексия.

Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут.

Упражнение 3 «Домик».

Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.

Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.

Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.

Упражнение 4 «Кнопка».

Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.

Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.

Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».

В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.

Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.

А теперь ребята я прошу вас дать мне несколько советов

У меня произошла следующая ситуация: я была очень расстроена вашим поведением во время митинга 9 Мая. Как я должна была успокоиться? Помогите!

А теперь мои советы вам (Памятки раздать)

Рефлексия.

Слайд №6

Приложение

ПАМЯТКА

Учись владеть собой!

  • Любое дело согласовывай с жизнью.
  • Тщательно выбирай линию поведения.
  • Прислушивайся к мнению взрослых.
  • Анализируй своё мнение и мнение других людей.
  • Критически относись к собственному выбору линии поведения

Если ты оказался в ситуации тревожного состояния

А) Успокойся

«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда Тебя покидать.

Не бывает безвыходных ситуаций.

Б) Постарайся восстановить дыхание

Подумай о своем дыхании. Начни дышать глубоко и медленно.

Проделай следующее упражнение:

  • Медленно сделай глубокий вдох. Задержи дыхание и сосчитай до четырех. Медленно выдохни.

Повтори процедуру 4-5 раз.

В) Постарайся расслабиться

  • Приседай, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
  • Сожми кулаки, затем стряхни, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.

Обучайся навыкам саморегуляции

Упражнение №1. «Успокойся».

  • Сядь спокойно в комфортной позе. Если хочешь, закрой глаза.
  • Вообрази себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.
  • Постарайся почувствовать себя настолько спокойно, насколько можешь.
  • Подумай, что скажешь и что сделаешь.
  • Придумывай возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуешь себя абсолютно спокойно.

Преодолеть тревожность помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать

Упражнение №2. «Расслабление под музыку».

  • Сядь спокойно в комфортной позе.
  • Закрой глаза. Медленно расслабьте мышцы.
  • Представь, что находишься там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.

    Повелевать собой – величайшая власть. Сенека

    Можно ли научиться управлять собой?

    Цель: 1. учиться владеть собой в различных ситуациях; 2. Составление практических советов, правил, которые помогут понимать себя и не конфликтовать по мелочам с другими людьми

    Правила работы в группе В группе должен быть организатор обсуждения, Каждый может высказать свою версию решения, Один говорит, а остальные слушают, Каждая версия обсуждается в группе, В группе согласуется общее решение, Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

    Человек может управлять своим поведением Человек не может управлять своим поведением Последствия со знаком + Последствия со знаком -

    Самоубеждение _ Самовнушение Спор с самим собой, анализ возможных средств достижения поставленной цели, способность вести себя не так как хочется, а так как нужно Это способность принимать решения без сопротивления, без анализа

    Я считаю, что в моём характере эта черта мне… Аргументы за аргументы против

    Правильные мысли Даже если… В любом случае…

    Учитесь властвовать собой

    На занятии было легко… На занятии было трудно… Я понял… Я открыл для себя… Мне было интересно узнать… Я буду применять…


    Классный час «Как научиться управлять собой. Моральные качества. Поступки в повседневной жизни .»

    Цели: Познакомить учащихся с понятием моральный поступок;

    учить быть вежливым, воспитанным, отвечать за свои поступки, объективно оценивать свое поведение, управлять своими действиями;

    развивать умение анализировать свои поступки, контролировать свои действия, делать выводы;

    воспитывать духовно богатую, высокоморальную личность, гражданина, моральные качества характера и поведения, желание отстаивать справедливость, честность.

    Ход мероприятия

    1.Организация класса. Приветствие.

    2.Определение целей и задач классного часа.

    Сегодня на классном часе мы поговорим о том, что помогает человеку чувствовать себя комфортно в обществе . Вспомним о золотом правиле морали. О том, какое поведение достойно уважения и как жить, руководствуясь правилами общественного общежития.

    Тема нашего классного часа зашифрована на доске:

    чинаусять акк ойобс авляупрть- как научиться собой управлять.

    А теперь давайте поиграем в игру «Микрофон». (Детям предлагается ответить на вопросы)

    Чем отличается коллектив от группы людей?

    Какими достижениями может гордиться наш коллектив?

    От урока я ожидаю…

    На уроке я хочу узнать…

    3. Работа над содержанием мероприятия.

    Учитель:


    -Мы все хотим жить среди воспитанных людей, и сами хотим быть воспитанными. Давайте вместе попробуем перечистить качества, которые присущи воспитанному человеку:

    (работа в группах)

    воспитанный

    вежливый


    тактичный

    деликатный

    корректный

    внимательный

    приветливый

    любезный


    милосердный

    обходительный

    сочувствующий

    уважительный

    Учитель:


    -Перечислив все качества, которые отличают воспитанного человека, давайте вспомним и золотое правило морали. А прежде скажите, что такое мораль? (Ответы детей. Словарная работа над словом мораль.)

    Мораль- это самая ценная моральная истина, которую создало человечество за время своего существования. Правило морали называют нормой норм: мы должны требовать от себя того, чего требуем от других. Эта норма- образец отношений между людьми, и этот образец имеет обязательный характер. (Дети объясняют смысл этого правила)

    Совершая определенный поступок, сравнивайте себя с другими людьми. Задумайтесь, чего вы в той или иной ситуации ожидали бы от других. И поступайте так! Я предлагаю нам вместе составить «Моральный кодекс класса». (Дети объясняют значение этого слова)

    На карточках написаны правила.

    (Дети дополняют их недостающими словами, работая в парах.)

    Работа по таблице на доске.

    Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо. Агрессивность-признак слабости.

    Все в классе равны независимо от материального положения, национальности, пола, расы и убеждений.

    Каждый имеет право на имя, должен обращаться к другим только по имени.

    Никто не должен чувствовать себя униженным и оскорбленным. Никому нельзя придумывать оскорбительные клички и прозвища.

    Все должны уважать право на собственность и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать, не прятать, не портить и не выкидывать их. Также уважения требует и школьная собственность.

    Никто не должен бояться выражать свою точку зрения по любому вопросу и быть осмеянным.Инакомыслие не является преступлением.

    Будь личностью, которая отвечает за свои поступки и слова. Не обманывай, всегда говори правду. Не хвастайся, особенно тем, что не является твоей собственной заслугой.

    Не говори за глаза о человеке . Скажи однокласснику все прямо, а не на ухо подруге или другу.

    Дорожи честью класса, гимназии, старайся ее отстоять и приумножить.

    Уважай мнение старших, умей их выслушать и понять.

    (Эти правила вывешиваются в классном уголке)

    4.Физкультминутка.

    5.Продолжение работы над темой классного часа.

    Учитель:


    Я хочу перечислить качества двух людей. Вы попробуйте дать им характеристику.

    1.Нервный,несдержанный,агрессивный,эгоистичный,мелочный,бездушный,ворчливый,хмурый,безжалостный,злой.(Конфликтный человек)

    2.Спокойный,выдержанный,умный,внимательный,великодушный,сердечный,искренний, милосердный, вежливый, человечный.(Бесконфликтный человек)

    Каким человеком хотите вырасти вы?

    Как не стать конфликтным? (Дети пантомимой показывают: не горячиться, не заводиться, держать себя в руках.)

    Помните, что сдержанность- самый лучший стиль поведения.Угадайте, что помогает развязать любые сложные узелки проблем в отношениях? (Загадка о доброте)

    6.Итог мероприятия.

    Учитель:


    -Давайте попробуем развязать узелки человеческих отношений. (На веревочках узелки с советами)

    1.Спорьте, но не ссорьтесь.

    2.Обговаривайте, но не оговаривайте.

    3.Искорените фразы «Ты всегда…»

    4.Забудь, что было вчера, не накапливай злость до последней капли.

    5. Остынь. Набери воздух, сосчитай до 10, не дыши, а потом

    6.Умей поставить себя на место другого.

    7.Утверждай не собственное - Я, а справедливость.

    8.В несчастье ищи не истину, а согласие.

    9.Меньше выясняй отношения, больше создавай.

    10.Будьте всегда взаимовежливы.

    Мы развязали все узелки. Я надеюсь, что отношения в нашем классе станут еще более крепкими, дружескими, уважительными. И никакие сложные ситуации и проблемы не завяжут новые узелки в наших отношениях.

    Помните, что человек начинается с добра. А настоящий человек- это человек добрый, мудрый, искренний, щедрый, светлый, который умеет любить и сочувствовать, защитить и приголубить, уважить и посоветовать. Это человек с добрым сердцем и светлой душой.

    В каждом из нас много хорошего , доброго. Старайтесь и дальше беречь и приумножать эти добрые поступки. Чтобы ваше лицо было всегда радостным от того, что вы сделали добро. Пусть на вашем лице никогда не исчезает улыбка!

    В году 365 дней.

    В каждом дне-24 часа.

    В часе-60 минут.

    Значит в году 525600 минут. Как много времени у нас для добрых дел! (Дети поют песню «Дорогой добра»)


    Данный классный час был проведен в 3 классе. Сейчас эти дети учатся в уже 4 классе.

    Одной из главных задач, стоящей перед классным руководителем, является формирование классного коллектива, как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников и воспитание в детях моральных качеств характера и поведения. Поэтому данный классный час являлся тематическим и входил в систему классных часов , проведенных в начальной школе.

    Форма проведения данного классного часа выбиралась классным коллективом под руководством учителя. Дети принимали активное участие в его подготовке и проведении. Результатом стала выработка всеми учащимися «Морального кодекса класса». Дети приняли правила поведения в

    Цель:

    развитие навыков контроля эмоциональной ситуации.

    Задача:

    Выяснить роль эмоций в межличностном общении;

    Развивать самосознание подростков;

    Расширять знания участников о методах самостоятельной регуляции собственного эмоционального состояния.

    Упражнение «Мое настроение»

    Ведущий предлагает каждому участнику нарисовать свое настроение. После завершения-презентации рисунков и рассказы о них.

    Упражнение «Угадай»

    Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.

    Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.

    Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления.

    Тяжело было показать свои эмоции?

    Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»

    Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.

    Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого участника используется только одна ситуация.

    Ситуации:

    Друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;

    Ваш коллега отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые мешают работать;

    Вас кто-то очень обидел.

    Упражнение «Стакан»

    Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.

    Обсуждение:

    Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?

    Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?

    Заключение. Все это-вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?

    Упражнение «Дыхание»

    Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния. Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.

    Упражнение «Сердитые шарики»

    Цель: развитие самоконтроля. Психолог предлагает детям надуть шарики и завязать их. Шарик символизирует тело, а воздух в ней-гнев. Как вытащить этот гнев изнутри? Если не надувать шарик, что с ним произойдет? А с человеком? Как сделать так, чтобы воздух вышел, а шарик остался целым? Может ли человек контролировать свой гнев? Может! В формировании самоконтроля перед агрессией большую роль играет развитие психических процессов: эмпатии, идентификации.

    Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»

    Цель: обучение участников выражать свои чувства без оценок, недовольство и образ. Ведущий объединяет подростков в три подгруппы по цветам светофора. Каждая группа получает лист бумаги форматом А3 и карточку с заданием.

    Варианты заданий:

    Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете согласие;

    Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете несогласие;

    Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых оцениваете действия или поступки другого. Каждая группа по очереди представляет результаты своей работы. Психолог отмечает, что для эффективного и толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не обижая других.

    Обсуждение:

    Вам было интересно это упражнение?

    Что вы поняли?

    История «кусок хлеба»

    Как-то один человек, который уже двадцать лет не ходил в церковь, подошел к священнику. Через минуту колебания, почти со слезами, стал рассказывать: «Мои руки испачканы кровью. Произошло это тогда, когда мы отступали на фронте. Ежедневно кто-то из нас умирал от ран или голода. Нам дали приказ-не входить в дома без ружья и стрелять при малейших движениях местных жителей... В доме, куда я вошел, был только один старый и девочка-подросток.

    Хлеба дайте, хлеба! - Жадно просил я. Девочка наклонилась... Я думал, что она хотела взять какое-то оружие, бомбу. Я выстрелил...

    Девочка упала... Когда я подошел, то увидел, что она держала в руке кусок хлеба. Я убил четырнадцатилетнюю девочку, которая хотела дать мне хлеба... Вернувшись домой, я начал пить, чтобы забыть все это... Но не могу... А простит мне Бог? ». Кто ходит с заряженным ружьем, тот выстрелит. Если единственным орудием, которое есть у тебя-молоток, и ты носишь его с собой, то другие люди будут для тебя гвоздями: целый день будешь бить по ним.

    Обсуждение:

    Какие агрессивные и жестокие действия человека влияют на жизнь?

    Как относятся к таким людям в социальной среде?

    Упражнение «Эмоция по кругу»

    Цель: создание хорошего настроения. Психолог предлагает по кругу сказать о своем эмоциональном состоянии в данный момент.