Части первой ст 151 упк рф. Обо Всём

Подследственность и ее виды (статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации)

Подследственность - это совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых закон определяет, какой следователь или орган дознания должен вести по делу предварительное расследование.

Действующий уголовно-процессуальный закон разграничивает подследственность по предметному (родовому), альтернативному (смешанному), территориальному (местному) и персональному признакам.

Предметная (родовая) подследственность - это подследственность по составу расследуемого преступления, выраженному в его квалификации. До настоящего времени предварительное следствие остается основной формой предварительного расследования.

Предметная подследственность определена законом для каждого субъекта, ведущего предварительное расследование, - для органов дознания, следователей Следственного комитета РФ, ФСБ России, МВД России, ФСКН России.

Рассмотрим вначале подследственность органам дознания. Закон (ч. 3 ст. 150 УПК) предусматривает проведение дознания по широкому кругу уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести. Таков ряд преступлений о посягательстве на личность, здоровье граждан, общественный порядок, экологическую безопасность, порядок осуществления правосудия, собственность, экономику, порядок управления и др. По письменному указанию прокурора в подследственность органов дознания могут быть переданы иные, помимо перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК, дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. Федеральный закон 2007 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» существенно расширил подследственность органов дознания, передав им ведение расследования не только по делам, возбужденным в отношении определенных лиц (так было раньше), но и по делам, возбужденным по факту преступления, т. е. когда лицо, совершившее преступление, неизвестно.

Подследственность преступлений органам дознания дифференцируется в УПК применительно к специфике деятельности каждого из них.

По основной массе преступлений дознание возложено законом на дознавателей органов МВД России (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК).

Пограничные органы ФСБ России ведут дознание по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253, 256, ч. 1 и 2 ст. 322 и ч. 1 ст. 323 УК (п. 3 ч. 3 ст. 151 УК). Дознавателями органов судебных приставов расследование ведется по делам о преступлениях, названных в п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК. В таможенных органах дознавателям подследственны дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 194, ч. 1 ст. 200 1 УК.

Дознаватели органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы в силу УК ведут расследование по делам о неосторожном уничтожении или повреждении имущества (ст. 168), нарушении правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 219), неосторожном уничтожении или повреждении лесов (ч. 1 и 2 ст. 261).

Дознавателям (следователям) органов ФСКН России подследственны дела о преступлениях, названных в п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК.

Следователями Следственного комитета РФ дознание производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УПК, совершенных лицами, указанными в подп, «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК.

Закон также определяет предметную подследственность органам предварительного следствия, дифференцируя ее для каждого следователя соответствующего ведомства. Статья 151 УПК определяет, какие преступления расследуют следователи Следственного комитета РФ, а какие - следователи органов внутренних дел, следователи органов ФСБ России и следователи ФСКН России.

Анализ подследственности преступлений, указанной в ст. 151 УПК, позволяет сделать вывод о том, что одни и те же преступления входят в подследственность разных следователей. Например, дела о терроризме могут расследовать следователи Следственного комитета РФ, следователи органов ФСБ России и следователи МВД России. Такое явление образует альтернативную (смешанную) подследственность. Она связана с предметной подследственностью и состоит в том, что в рамках последней выделяются дела об отдельных преступлениях, предварительное следствие по которым могут с учетом определенных дополнительных факторов вести следователи, принадлежащие к разным ведомствам. Такими дополнительными факторами выступают данные о том, каким следователем выявлено преступление альтернативной подследственности, кем возбуждено уголовное дело, связанное с основной подследственностью.

Так, закон устанавливает, что преступления о нарушении авторских прав, квалифицированных кражах, мошенничестве, присвоении, растрате, грабеже, разбое, некоторые относящиеся к сфере экономической деятельности, а также к сфере общественной безопасности (захват заложников, бандитизм и др.), связанные с наркотиками и психотропными веществами, экстремизмом, некоторые преступления против правосудия и проч, могут расследоваться следователями органа, выявившего эти преступления (ч. 5 ст. 151 УПК).

По уголовным делам о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений, а также по так называемым должностным преступлениям (в том числе о взяточничестве), некоторым преступлениям против правосудия и др. предварительное следствие производится независимо от предметной подследственности следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК).

При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственным разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор (ч. 7 и 8 ст. 151 УПК).

Территориальная (местная) подследственность состоит в том, что дознаватель, следователь ведут предварительное расследование в пределах обслуживаемого им территориального образования (район, область) или выделенного следственного участка.

Законом в ряде случаев установлена и персональная подследственность. Она состоит в том, что компетенция того или иного органа расследования определяется в ряде случаев социальными либо профессиональными особенностями лица, о котором ведется производство. Так, согласно п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК все дела о преступлениях против военной службы, совершенных военнослужащими, а также гражданами во время прохождения ими военных сборов и военными строителями (ст. 331 УК), расследуются следователями Следственного комитета РФ. Данное положение закона относит к их подследственности и преступления, совершенные лицами отдельных категорий, в отношении которых применяется особый порядок производства (ст. 447 УПК), а также должностными лицами органов ФСБ России, СВР России и других правоохранительных органов. Исключением является случай, когда лица, перечисленные в ст. 447 УПК, совершили государственную измену, шпионаж, разглашение государственной тайны, утрату документов, содержащих государственную тайну. Дела об этих преступлениях согласно ч. 4 ст. 151 УПК подследственны следователям органов ФСБ России. Как уже отмечалось, если указанные лица совершили преступления, входящие в компетенцию органов дознания (ч. 3 ст. 150 УК), дознание также проводится следователями Следственного комитета РФ.

Персональную подследственность имеют и дела лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости или заболевших психическим расстройством после совершения преступления (ч. 1 ст. 433 УПК). Дознание по таким делам, независимо от характера деяния, не производится: обязательно предварительное следствие (ч. 1 ст. 434 УПК), производимое одним из следователей в рамках предметной подследственности. Не вполне ясно, каким именно следователем оно должно проводиться, если в обычной ситуации, т. е. в отношении психически здоровых лиц, дело подследственно органу дознания. Представляется, что в этом случае предварительное следствие должен вести следователь органов внутренних дел.

Проявления преступности многообразны. Таковой деятельностью занимаются люди всех слоев общества, территориальной дислокации, должностного положения. Этот фактор законодатель учел путем введения в УК понятия подследственности. Описано оно в ст. 151 УПК Российской Федерации (РФ). Это положение закона фактически распределяет обязанности между разными правоохранительными органами.

Статья 151 имеет важное практическое значение. УПК РФ в целом регулирует поведение процессуальных лиц. Они обязаны взаимодействовать, выполнять вмененные обязанности исключительно по установленным правилам. А нормы статьи помогают избегать конфликтов в вопросах передачи дел из одного учреждения/подразделения в другой. Имеются у ст. 151 УПК и иные функции.

Понятие

Ст. 151 УПК РФ напрямую не растолковывает слово «подследственность». Суть такового следует из логики кодекса. А именно определяет набор правил, по которым криминальные материалы распределяются между участниками правоохранительной системы для организации первичного следствия.

Подследственность бывает нескольких видов. Это связано с рациональностью организации разбора уголовных деяний. Виды подследственности таковы:

  1. Предметная. Связана с общественной опасностью совершенного деяния.
  2. Территориальная. Имеется в виду место совершения проступка, нахождения подозреваемого.
  3. Личная.
  4. Альтернативная.
  5. Взаимосвязанная.
  6. Вертикальная.

Разрабатывая нормы ст. 151 УПК законодатель учитывал необходимость предоставления сторонам процесса возможности избежать казусных, не правовых ситуаций. Поэтому в статью введено правило разрешения спорных вопросов. Такая функция передана прокуратуре (п. 8 ст. 151 УПК).

Под предметной подследственностью понимают передачу дел органам, указанным в кодексе. Определяющим фактором является опасность деяния для общества. Нормы подробно отражены в ч. 2-6 ст. 151 УПК РФ. Например, Следственному комитету (СК) передаются дела об убийстве, бандитизме, о некоторых посягательствах на половую неприкосновенность.

Территориальная подследственность выражается в том, что дело передается в подразделение, обслуживающее определенную местность. Расшифровывается понятие в 152-й статье УПК. Информация о противоправном деянии уголовного характера должна передаваться в орган, работающий в месте совершения проступка. Причем, в данном случае учитывается и родовая подследственность. То есть выбирается та часть правоохранительной системы, которой поручена работа с соответствующими материалами.

Существуют преступления многоплановой территориальности.

Начинает свою деятельность подозреваемый в одном городе, а последний эпизод происходит в другом. Иногда за тысячи километров от первого. В этой ситуации дело принято передавать по конечному адресу. Но решение . Вполне возможен вариант расследования по месту пребывания/жительства обвиняемого.

Личная подследственность предполагает учет должностных полномочий подозреваемого в определении правоохранительного органа для проведения предварительного следствия. Так, СК проводит мероприятия в отношении провинившихся судей, адвокатов, прокуроров и следователей.

Об альтернативной подследственности говорится в п. 5 ст. 151 УПК. Согласно ее нормам, по некоторым делам предварительные материалы должен собирать тот орган, который выявил преступную деятельность. Перечень статей УК приведен тут же. То есть альтернативный вид касается не всех преступлений.

Подследственность по связи дел предполагает передачу материалов из одного органа в другой. Всеми эпизодами в отношении подозреваемого должен заниматься один следователь. Кроме того, они разбираются комплексно в судебной инстанции.

Определение: подследственность – это свод норм уголовного законодательства, регулирующий распределение полномочий между частями правоохранительной системы. Приведены таковые в ст. 151 УПК.

Связь с подсудностью

Цель следствия – это доведение материалов расследования до судебного разбирательства. Данная работа предполагает соответствие деятельности правоохранителей конституционным основам государства. Дело в том, что судебная власть в РФ независима. Это одна из трех ветвей, призванных совокупно внедрять в жизнь принципы демократии. Поэтому подсудность и подследственность конкретных уголовных дел связаны лишь отчасти.

Госорган, принимающий решение в отношении преступника, функционирует по отдельному закону. В определенном смысле суд стоит над процессом. Он должен обеспечить достижение справедливости. Судья ведет конкретное производство, одновременно, выполняя контрольную функцию. То есть он должен выявлять и исправлять ошибки других процессуальных лиц, в том числе правоохранителей.

Судопроизводство организовано на принципах территориальности. Россия – это федерация. В каждом субъекте действует система судов. Ее полномочия распространяются на территорию региона. Исключение является Верховный Суд РФ. Он принимает решения, обязательные для исполнения в пределах страны в целом.

Подследственность и подсудность пересекаются в последнем из указанных выше видов – вертикальном. Предварительное следствие передается в часть правоохранительной системы, соответствующую суду, где должен идти процесс. Речь идет о конечном перечне статей УК. Например, если провинился высший чиновник региона, то материалы отработают следователи соответственного управления СК.

В остальном соблюдаются принципы судебной власти. К производству учреждение принимает дела, относящиеся к территориальной компетенции. При выявлении дополнительных, в том числе экстерриториальных факторов, не передает его в иной орган. Разбирает до вынесения вердикта самостоятельно.

Решение по уголовному процессу инстанции, в чьи полномочия дело не относится, признается незаконным. Подать соответствующую апелляцию может одно из процессуальных лиц. Чаще всего имя является сторона защиты. Кроме того, законом дано право адвокату предъявлять обоснованный отвод суду. Последний принимает по нему решение.

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Система органов дознания

Ст. 151 УПК распределяет полномочия в соответствии с тяжестью уголовных проступков, личностью правонарушителя, общественной опасностью деяний. В ее тексте указаны конкретные правоохранительные учреждения. А именно:

  • Следственный комитет (п. 2 пп. 1, п. 3 пп. 7);
  • Федеральная служба безопасности (п. 2 пп. 2, п. 4);
  • Органы внутренних дел (п. 2 пп. 3, п. 3 пп. 1);
  • пограничная служба (п. 3, пп. 3);
  • Федеральная служба судебных приставов (п. 3 пп. 4);
  • Госпожарнадзор (п. 3 пп. 6);
  • таможенный орган (п. 3 пп. 9).

Кроме того, законодательство дает право проводить предварительное следствие иным лицам в определенных условиях. К ним относятся капитаны судов, руководители исследовательских партий, главы посольств. Полномочия они приобретают в том случае, если по объективным причинам невозможно привлечь к расследованию правоохранителей.

Само понятие подследственности предполагает определенный набор полномочий. Причем таковой не связан с ее видом. Следователи обязаны , собрать доказательную базу. Они предварительно классифицируют деяние. То есть определяют статью УК, которой соответствует проступок. Это необходимо для предъявления обвинения. Окончательное решение принимается только в судебном процессе.

Кроме того, существует распределение обязанностей внутри правоохранительных органов. Дознавателям поручают работу с материалами небольшой тяжести. Если же совершен тяжкий проступок, то заявление идет в работе следователя. Таковое правило в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса напрямую не отражено. Оно описано во внутриведомственных актах.

Для понимания: законодательство дает право прокурору изменить подследственность (п. 8 ст. 151).

В тексте не указана причина и участники спора о том, кто будет разбирать заявление пострадавшего. Следовательно, прокуратура имеет формальное право изъять дело и поручить его предварительное расследование иному органу.

Распределение обязанностей между правоохранителями

Перечень преступлений, которые должен разбирать тот или иной орган, детально указан в пунктах рассматриваемой статьи. Как правило, порядок не нарушается. Так, подследственности СК подлежат такие виды уголовных проступков:

  1. Убийства. Дело может сразу поступить в комитет или быть передано ввиду открывшихся обстоятельств. Не всегда дознание однозначно квалифицирует убийство с первого момента.
  2. Доведение до самоубийства. Здесь сходная ситуация. Данного вида преступления трудно . В СК материалы попадают, если появляется подозрение об участии в акте третьих лиц.
  3. Изнасилование. Таковое деяние сразу передается в СК. Основание – заявление пострадавшего лица. Некоторые иные посягательства на половую неприкосновенность.
  4. Тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними в отношении лиц, не достигших 18 лет. Это также сфера следователей СК.
  5. Любой проступок, совершенный должностным лицом правоохранительной системы. Имеются в виду работники самого СК, ФСБ, МВД и других компетентных органов.
  6. Причинение смерти по неосторожности. То есть любой вид смерти с наличием криминальных признаков приводит материалы в СК.
  7. Уголовное ущемление прав и свобод личности. Например, нарушение норм проведения плебисцитов. С таковыми заявлениями работают сотрудники СК.
  8. Некоторые случаи подрыва государственных устоев (делят обязанности с ФСБ).
  9. Преступления против нравственности, общественного здоровья.
  10. Некоторые криминальные посягательства в экономической сфере.
  11. Бандитизм. Дело может находиться в МВД. После определенной работы переквалифицироваться и быть переданным в СК.
  12. Преступные посягательства в экологической сфере.
  13. Криминальные нарушения в области эксплуатации транспорта.
  14. Уголовные деяния, совершенные органов местного самоуправления и госслужащими, подтачивающими устои власти. Самый распространенный случай – взяточничество.
  15. Покушения на правосудие и воинскую службу.
  16. Преступные посягательства на мир и безопасность человечества.

Кроме того, СК в рамках персональной подследственности работает с материалами, касающимися должностных лиц. К ним относятся все избранные люди от местного депутата до члена Совфеда, военные, прокуроры, разведчики и другие. Определяет подразделение руководитель комитета. А генпрокурор РФ в рамках госконтроля проверяет материалы, вносит коррективы, выдает задания.

Следователи ФСБ работают с информацией о таких преступлениях:

  • в экономической сфере;
  • террористический акт;
  • шпионаж;
  • измена;
  • посягательства на конституционный строй и безопасность государства;
  • против мира (ст. 353 -355, 359 УК).

Таможенные органы проводят предварительный сбор материалов в отношении посягательств в соответствующей сфере. К таковым относятся подведомственны дела о контрабанде, уклонении от внесения таможенной пошлины и другие. В компетенцию ССП отнесено расследование уголовных правонарушений, касающихся воспрепятствования работе судебных инстанций.

С остальными правонарушениями работают сотрудники МВД.

Следует отметить, что на их долю выпадает самый большой по численности объем расследований. По статистике, тяжких уголовных нарушений в стране происходит намного меньше, чем небольшой или средней тяжести.

Часть полномочий участников правоохранительной системы пересекается. Это определяется признаками, составляющими альтернативную подследственность. Орган, выявивший нарушение авторского права, обязан довести дело до суда. Иному участнику системы таковое не передается.

Иная ситуация, если в ходе расследования выявлены признаки вовлечения в криминальную деятельность несовершеннолетнего. Таковое деяние отнесено к компетенции СК. Значит, материалы передаются следователям Следственного комитета (п. 7). Такое же правило действует в отношении следующих нарушений УК:

  • несообщение об уголовном деянии (ст. 205.6 УК);
  • нецелевое расходование средств бюджета (285.1);
  • ложное сообщение о преступлении (донос);
  • отказ от дачи показаний (308);
  • ложная информация, предоставленная суду экспертом, переводчиком или специалистом (307);
  • принуждение к обману суда (309);
  • обнародование данных расследования (310);
  • раскрытие информации о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи (311), правоохранителя (320);
  • укрытие преступника (316).

Система подследственности создана так, чтобы распределить обязанности между участниками правоохранительных органов и, одновременно, организовать деятельное взаимодействие. Первоначально заявление передается следователю учреждения, указанного в нормах закона. Однако, по выявленным обстоятельствам материалы могут быть отправлены в иное место. Решение принимается прокурором, осуществляющим надзор по признаку территориальности.

Правовой комментарий

Уголовное законодательство не статично. В стране постоянно происходят перемены. Корректируется система правоохранительных органов, развиваются технологии, в новые сферы проникает преступность. Поэтому текст УПК также совершенствуется.

Это необходимо для «закрытия дыр» в системе защиты общества.

Например, расследованием криминальных проявлений в области оборота наркотических средств и психотропных веществ до 2016 года занималось специальное подразделение. Теперь таковое реорганизовано. Законодатель исключил п. 5 из рассматриваемой статьи. То же касается вовлечения несовершеннолетних в криминальную деятельность. Расследование по таким эпизодам всегда производилось органом, который выявил нарушение. Теперь оно отнесено к компетенции СК.

Не рассмотрен выше еще один вид подследственности. Его принято называть универсальным. Он проистекает из текста ст. 37 УПК. В соответствии с ним прокурор может передавать материалы, в связи с которыми возбуждено производство, в любой орган. Естественно, делается это на основании действующего законодательства и наличия серьезной аргументации.

Однако правовая наука не выделяет универсальный вид подследственности в отдельный. И основание тому – это указание в статье 37 УПК на необходимость учитывать иные нормы кодекса, в том числе ст. 151. Прокуратуре необходимы действительно веские основания, чтобы забрать материалы у одного следователя и передать их иному участнику правоохранительной системы.

Несмотря на широкие полномочия, прокуратура не стоит над следствием. За ее деятельностью надзирает суд. Последний имеет право опротестовать неправомерное решение. Теоретически спор может дойти до Генпрокурора или ВС РФ. На практике таковое случается крайне редко.

Отдельно законодатель разобрал ситуацию, когда объединяются различные по подследственности дела. Следователю какой структуры их передать для дальнейшей работы должен определить прокурор. Здесь учитывается вертикальный вид подследственности. То есть решение принимается на том уровне, на каком будет проводиться судебное разбирательство.

Пока законодатель не внес изменения в разбираемую статью, касающуюся полномочий Росгвардии. Значит, не за горами новая корректировка кодекса. Вероятно, этому органу будет поручена работа с криминальными проявлениями в области оборота психотропных веществ. Но точно это станет известно, когда будут приняты изменения в УПК. Закон не может оставаться статичным. Общество стремительно развивается, преступность идет на шаг впереди. Следовательно, необходима постоянная напряженная работа экспертов-криминалистов, ученых и законодателей.

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Читайте далее:
  • Раздел VIII. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
    • Глава 21. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
    • Глава 22. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ
    • Глава 23. ПРИВЛЕЧЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ
    • Глава 24. ОСМОТР. ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ. СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
    • Глава 25. ОБЫСК. ВЫЕМКА. НАЛОЖЕНИЕ АРЕСТА НА ПОЧТОВО-ТЕЛЕГРАФНЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ. КОНТРОЛЬ И ЗАПИСЬ ПЕРЕГОВОРОВ. ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О СОЕДИНЕНИЯХ МЕЖДУ АБОНЕНТАМИ И (ИЛИ) АБОНЕНТСКИМИ УСТРОЙСТВАМИ (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 143-ФЗ)
    • Глава 26. ДОПРОС. ОЧНАЯ СТАВКА. ОПОЗНАНИЕ. ПРОВЕРКА ПОКАЗАНИЙ
    • Глава 27. ПРОИЗВОДСТВО СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
    • Глава 28. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
    • Глава 29. ПРЕКРАЩЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
    • Глава 30. НАПРАВЛЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА С ОБВИНИТЕЛЬНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ПРОКУРОРУ
    • Глава 31. ДЕЙСТВИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОКУРОРА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ, ПОСТУПИВШЕМУ С ОБВИНИТЕЛЬНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ
    • Глава 32. ДОЗНАНИЕ
    • Глава 32.1. ДОЗНАНИЕ В СОКРАЩЕННОЙ ФОРМЕ (введена Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ)
  • ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
    • Раздел IX. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
      • Глава 33. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К СУДЕБНОМУ ЗАСЕДАНИЮ
      • Глава 34. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛУШАНИЕ
      • Глава 35. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
      • Глава 36. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ
      • Глава 37. СУДЕБНОЕ СЛЕДСТВИЕ
      • Глава 38. ПРЕНИЯ СТОРОН И ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ПОДСУДИМОГО
      • Глава 39. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРИГОВОРА
    • Раздел X. ОСОБЫЙ ПОРЯДОК СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
      • Глава 40. ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ ПРИ СОГЛАСИИ ОБВИНЯЕМОГО С ПРЕДЪЯВЛЕННЫМ ЕМУ ОБВИНЕНИЕМ
      • Глава 40.1. ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОСУДЕБНОГО СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ (введена Федеральным законом от 29.06.2009 N 141-ФЗ)
    • Раздел XI. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА У МИРОВОГО СУДЬИ
      • Глава 41. ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ, ПОДСУДНЫМ МИРОВОМУ СУДЬЕ
    • Раздел XII. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
      • Глава 42. ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ, РАССМАТРИВАЕМЫМ СУДОМ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
    • Раздел XIII. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ ВТОРОЙ ИНСТАНЦИИ
      • Глава 43. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ И КАССАЦИОННОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ, НЕ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ (СТАТЬИ 354 - 360) Утратила силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 29.12.2010 N 433-ФЗ.
      • Глава 44. АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА (СТАТЬИ 361 - 372) Утратила силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 29.12.2010 N 433-ФЗ.
      • Глава 45. КАССАЦИОННЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА (СТАТЬИ 373 - 389) Утратила силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 29.12.2010 N 433-ФЗ.
      • Глава 45.1. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ (введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 433-ФЗ)
    • Раздел XIV. ИСПОЛНЕНИЕ ПРИГОВОРА
      • Глава 46. ОБРАЩЕНИЕ К ИСПОЛНЕНИЮ ПРИГОВОРОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ
      • Глава 47. ПРОИЗВОДСТВО ПО РАССМОТРЕНИЮ И РАЗРЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛНЕНИЕМ ПРИГОВОРА
    • Раздел XV. ПЕРЕСМОТР ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПРИГОВОРОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ СУДА
      • Глава 47.1. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ (введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 433-ФЗ)
      • Глава 48. ПРОИЗВОДСТВО В НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ (СТАТЬИ 402 - 412) Утратила силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 29.12.2010 N 433-ФЗ.
      • Глава 48.1. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ (введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 433-ФЗ)
      • Глава 49. ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ ВВИДУ НОВЫХ ИЛИ ВНОВЬ ОТКРЫВШИХСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.
  • ЧАСТЬ ПЯТАЯ.
  • ЧАСТЬ ШЕСТАЯ.
  • Статья 151 УПК РФ. Подследственность

    //=ShareLine::widget()?>

    1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

    2. Предварительное следствие производится:

    1) следователями Следственного комитета Российской Федерации - по уголовным делам:

    (в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ , от 28.12.2010 N 404-ФЗ )

    а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 - 110.2 , 111 частью четвертой , 120 , 126 , 127 частями второй и третьей , 127.1 частями второй и третьей , 127.2 частями второй и третьей , 128 , 131 - 149 , 151.2 , 169 , 170.1 , 171.2 , 172.1 , 172.3 , 185 - 185.6 , 194 частями третьей и четвертой , 198 - 199.4 , 200.4 , 200.5 , 200.6 , 201 , 201.1 , 204 , 204.1 , 205 - 205.2 , 205.3 , 205.4 , 205.5 , 208 - 212.1 , 215 , 215.1 , 215.3 частями второй - пятой , 216 - 217.2 , 227 , 235.1 , 237 , 238 , 238.1 , 239 , 240.1 , 242.1 , 242.2 , 246 - 249 , 250 частями второй и третьей , 251 частями второй и третьей , 252 частями второй и третьей , 254 частями второй и третьей , 255 , 258.1 частями второй , второй.1 , третьей и третьей.1 , 263 , 263.1 , 270 , 271 , 271.1 , 279 , 282 - 282.3 , 284.1 , 285 - 291.1 , 292 - 293 , 294 частями второй и третьей , 295 , 296 , 298.1 - 305 , 317 , 318 , 320 , 321 , 327.2 , 328 , 330.1 , 330.2 , 332 - 354.1 и 356 - 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    (в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 257-ФЗ , от 07.11.2011 N 304-ФЗ , от 07.12.2011 N 420-ФЗ , от 29.02.2012 N 14-ФЗ , от 20.07.2012 N 121-ФЗ , от 28.07.2012 N 141-ФЗ , от 28.06.2013 N 134-ФЗ , от 02.07.2013 N 150-ФЗ , от 02.07.2013 N 186-ФЗ , от 02.11.2013 N 302-ФЗ , от 28.12.2013 N 380-ФЗ , от 05.05.2014 N 128-ФЗ , от 04.06.2014 N 142-ФЗ , от 28.06.2014 N 179-ФЗ , от 21.07.2014 N 218-ФЗ , от 21.07.2014 N 258-ФЗ , от 31.12.2014 N 532-ФЗ , от 23.05.2015 N 129-ФЗ , от 23.06.2016 N 199-ФЗ , от 03.07.2016 N 324-ФЗ , от 06.07.2016 N 375-ФЗ , от 19.12.2016 N 436-ФЗ , от 07.06.2017 N 120-ФЗ , от 29.07.2017 N 250-ФЗ , от 29.12.2017 N 469-ФЗ , от 23.04.2018 N 99-ФЗ , от 23.04.2018 N 114-ФЗ , от 27.06.2018 N 157-ФЗ , от 29.07.2018 N 229-ФЗ , от 27.12.2018 N 520-ФЗ , от 27.12.2018 N 530-ФЗ )

    б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

    (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

    в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

    (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ , от 30.06.2003 N 86-ФЗ , от 04.07.2003 N 92-ФЗ , от 29.06.2004 N 58-ФЗ , от 28.12.2010 N 404-ФЗ , от 03.07.2016 N 329-ФЗ )

    г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

    (пп. "г" введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

    2) следователями органов федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189 , 200.1 частью второй, 205 , 205.1 , 205.2 , 205.3 , 205.4 , 205.5 , 208 , 211 , , 217.1 , 226.1 , 229.1 , 274.1 , 275 - 281 , 283 , 283.1 , 284 , 322 частью третьей, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355 , 359 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 103-ФЗ , от 28.12.2004 N 187-ФЗ , от 27.07.2006 N 153-ФЗ , от 21.07.2011 N 257-ФЗ , от 07.12.2011 N 420-ФЗ , от 12.11.2012 N 190-ФЗ , от 30.12.2012 N 312-ФЗ , от 28.06.2013 N 134-ФЗ , от 02.11.2013 N 302-ФЗ , от 30.12.2015 N 441-ФЗ , от 06.07.2016 N 375-ФЗ , от 26.07.2017 N 194-ФЗ )

    3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой - третьей , 113 , 114 , 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой , 123 частью третьей, 124 , 127.1 , 127.2 , 150 частями второй и третьей , 151 частями второй и третьей , 158 частями второй - четвертой , 159 частями второй - седьмой , 159.1 частями второй - четвертой , 159.2 частями второй - четвертой , 159.3 частями второй - четвертой , 159.5 частями второй - четвертой , 159.6 частями второй - четвертой , 160 частями второй - четвертой , 161 частями второй и третьей , 162 , 163 частями второй и третьей , 164 , 165 частью второй, 166 частями второй - четвертой , 167 частью второй, 171 частью второй, 171.1 частями первой.1 , второй , четвертой и шестой , 171.3 , 172 , 172.2 , 173.1 , 173.2 , 174 , 174.1 , 175 частью третьей, 176 , 178 , 179 , 180 частями третьей и четвертой , 181 частью второй, 183 , 184 , 186 , 187 , 191, 191.1 частью третьей , 192 , 193 , 193.1 , 195 - 197 , 200.1 частью второй , 200.2 , 200.3 частью второй , 201 , 202 , 205 , 206 , 207 частями второй , третьей и четвертой , 208 - 210.1 , 212.1 , 213 частями второй и третьей , 215.2 , 217.1 , 219 частями второй и третьей , 220 частями второй и третьей , 221 частями второй и третьей , 222 частями второй и третьей , 222.1 частями второй и третьей , 223 частями второй и третьей , 223.1 , 225 - 227 , 228 частями второй и третьей , 228.1 , 228.4 , 229 , 229.1 , 230 частями второй и третьей , 230.1 частью третьей , 230.2 частью второй , 231 частью второй , 232 частями второй и третьей , 234 частями второй и третьей , 234.1 частями второй и третьей , 235 , 236 , 240 частями второй и третьей , 241 частями второй и третьей , 243 частью второй , 243.2 частью третьей , 243.3 частью второй , 245 частью второй , 259 , 260 частями второй и третьей , 261 частями третьей и четвертой , 264 , 266 частями второй и третьей , 267 , 267.1 , 268 частями второй и третьей , 272 - 274 , 304 , 313 частями второй и третьей , 322.1 частью второй, 325.1 частью второй , 327 частью второй, 327.1 частями второй - шестой и 330 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации;

    (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ , от 31.10.2002 N 133-ФЗ , от 30.06.2003 N 86-ФЗ , от 08.12.2003 N 161-ФЗ , от 28.12.2004 N 187-ФЗ , от 30.12.2006 N 283-ФЗ , от 06.06.2007 N 90-ФЗ , от 29.12.2009 N 383-ФЗ , от 07.04.2010 N 60-ФЗ , от 01.07.2010 N 147-ФЗ , от 28.12.2010 N 404-ФЗ , от 03.06.2011 N 119-ФЗ , от 21.07.2011 N 257-ФЗ , от 07.12.2011 N 419-ФЗ , от 07.12.2011 N 420-ФЗ , от 01.03.2012 N 18-ФЗ , от 28.07.2012 N 142-ФЗ , от 29.11.2012 N 207-ФЗ , от 28.06.2013 N 134-ФЗ , от 23.07.2013 N 245-ФЗ , от 21.12.2013 N 365-ФЗ , от 05.05.2014 N 98-ФЗ , от 05.05.2014 N 105-ФЗ , от 21.07.2014 N 258-ФЗ , от 21.07.2014 N 277-ФЗ , от 24.11.2014 N 370-ФЗ , от 31.12.2014 N 530-ФЗ , от 30.03.2016 N 78-ФЗ , от 01.05.2016 N 139-ФЗ , от 23.06.2016 N 199-ФЗ , от 03.07.2016 N 323-ФЗ , от 03.07.2016 N 325-ФЗ от 03.07.2016 N 329-ФЗ , от 22.11.2016 N 392-ФЗ , от 19.12.2016 N 436-ФЗ , от 03.04.2017 N 60-ФЗ , от 26.07.2017 N 203-ФЗ , от 20.12.2017 N 412-ФЗ , от 31.12.2017 N 501-ФЗ , от 29.07.2018 N 229-ФЗ , от 01.04.2019 N 46-ФЗ )

    4) утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

    5) утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 329-ФЗ.

    3. Дознание производится:

    (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ , от 30.06.2003 N 86-ФЗ , от 06.06.2007 N 90-ФЗ , от 28.06.2013 N 134-ФЗ )

    2) утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

    3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 , 256 и частями первой и первой.1 статьи 258.1 (в части, касающейся преступлений, выявленных органами федеральной службы безопасности), частями первой и второй статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ , от 07.12.2011 N 420-ФЗ , от 30.12.2012 N 312-ФЗ , от 27.06.2018 N 157-ФЗ )

    4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177 , частью первой статьи 294 , статьей 297 , частью первой статьи 311 , статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ , от 27.11.2007 N 272-ФЗ , от 14.03.2009 N 38-ФЗ )

    5) утратил силу. - Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ;

    6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168 , частью первой статьи 219 , частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    закон от 03.07.2016 N 329-ФЗ;

    9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй , 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации.

    (п. 9 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

    4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 215.4 частью второй пунктом "б" , 275 , 276 , 283 , 283.1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте "в" пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

    (в ред. Федеральных законов от 12.11.2012 N 190-ФЗ , от 30.12.2015 N 441-ФЗ )

    5. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 146 , 158 частями третьей и четвертой , 159 частями второй - седьмой , 159.1 частями второй - четвертой , 159.2 частями второй - четвертой , 159.3 частями второй - четвертой , 159.5 частями второй - четвертой , 159.6 частями второй - четвертой , 160 частями второй - четвертой , 161 частями второй и третьей , 162 , 171 частью второй, 171.1 частями первой.1 , второй , четвертой и шестой , 172 , 172.2 , 173.1 , 173.2 , 174 , 174.1 , 176 , 183 , 187 , 190 , 191 , 192 , 193 , 193.1 , 194 частями первой и второй , 195 - 197 , 200.1 частью первой , 200.2 , 201 , 201.1 , 202 , 205.4 , 205.5 , 206 , 207 частями третьей и четвертой , 208 - 210.1 , 215.4 частью второй пунктом "а" , 222 частями второй и третьей , 222.1 частями второй и третьей , 223 частями второй и третьей , 223.1 , 226 частями второй - четвертой , 226.1 , 228 частями второй и третьей , 228.1 , 228.4 , 229.1 , 234.1 частями второй и третьей , 239 , 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.3 частью второй , 263.1 , 272 - 274.1 , 282.1 - 282.3 , 284.1 , 285 , 285.4 , 286 , 308 , 310 , 327 частью второй и 327.1 частями второй и четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.

    (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 112-ФЗ , от 30.06.2003 N 86-ФЗ , от 08.12.2003 N 161-ФЗ , от 03.07.2006 N 98-ФЗ , от 30.10.2009 N 241-ФЗ , от 07.04.2010 N 60-ФЗ , от 01.07.2010 N 147-ФЗ , от 28.12.2010 N 404-ФЗ , от 07.12.2011 N 419-ФЗ , от 07.12.2011 N 420-ФЗ , от 01.03.2012 N 18-ФЗ , от 20.07.2012 N 121-ФЗ , от 29.11.2012 N 207-ФЗ , от 28.06.2013 N 134-ФЗ , от 23.07.2013 N 245-ФЗ , от 02.11.2013 N 302-ФЗ , от 21.12.2013 N 365-ФЗ , от 05.05.2014 N 98-ФЗ , от 28.06.2014 N 179-ФЗ , от 24.11.2014 N 370-ФЗ , от 31.12.2014 N 530-ФЗ , от 03.02.2015 N 7-ФЗ , от 23.05.2015 N 129-ФЗ , от 13.07.2015 N 265-ФЗ , от 30.12.2015 N 441-ФЗ , от 30.03.2016 N 78-ФЗ , от 03.07.2016 N 323-ФЗ , от 03.07.2016 N 325-ФЗ , от 03.07.2016 N 329-ФЗ , от 26.07.2017 N 194-ФЗ , от 29.12.2017 N 469-ФЗ , от 31.12.2017 7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

    8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

    Ст. 151 УПК РФ, посвященная подследственности, еще и раскрывает систему структуру уполномоченных органов и роль прокуратуры, и затрагивает иные вопросы.

    Предварительное расследование

    Предварительное расследование - второй этап производства по уголовному делу, результатом которого становится либо прекращение дела из-за отсутствия деяния или иных причин.

    Этап следствия направлен на выявление и сбор всех фактов, которые имеют отношение к преступлению. Далее собранные материалы в виде уголовного дела передаются в суд с согласия прокурора.

    Формы расследования

    Ст. 151 УПК РФ указывает на две формы расследования:

    • предварительное следствие;
    • дознание.

    Законом предусмотрена возможность проведения дознания в упрощенной форме.

    Предварительное следствие производится следователями. Их отличие от дознавателей - в большем объеме полномочий. Дознавателю, например, приходится чаще спрашивать разрешения на те или иные следственные действия у начальника органа дознания или у прокурора.

    Дознание является упрощенной формой следствия, и оно проводится по делам меньшей тяжести. Конечно же, это не значит, что виновный человек избежит тюрьмы. Примером служат дела, заведенные за уклонение или отказ от уплаты алиментов, за что виновных лишают даже свободы на короткое время (в судебной практике - примерно год).

    Если обратиться к ст. 151 УПК РФ, работа следователя посвящена более сложным составам преступлений, за которые и наказания значительно серьезнее. Например, мошенничество.

    Органы дознания кроме полиции присутствуют в ФССП, таможенной службе, ФСБ и других структурах. Следователи работают же только в и ФСБ.

    Вопросы подследственности

    Ч. 2 ст. 151 УПК РФ распределяет уголовные дела по - несколько иное понятие, включающее в себя распределение уголовных дел между следственными органами и дознавателями.

    Есть несколько вариантов распределения дел:

    • следствие ведется строго в рамках компетенции (например, СК всегда занимается убийствами, полиция - кражами и т. д.);
    • следствие ведется органом, который выявил преступление;
    • следствие ведется органом, который назначен прокурором.

    Третий вариант - согласно ст. 151 УПК РФ о подследственности, если выявлено несколько эпизодов преступной деятельности, выделение материалов дела в отдельное производство при этом невозможно. Решение спора о подследственности - в рамках компетенции прокурора.

    Аналогичным образом решаются споры о ведении дознания. Если возбуждается дело небольшой или средней тяжести и необходимо вести дознание, то материалы сразу же передаются прокурору для выбора органа дознания.

    Место расследования

    Общие условия предварительного расследования требуют обеспечить производство по месту совершения преступления. Например, если кража совершена в Ленинском районе города, то расследованием занимается ОВД, находящееся в данном районе. Аналогично вопрос решается с органами дознания, СК и ФСБ.

    Если деяние начато в одном месте, а окончено в другом, расследование обеспечивается органом по последнему месту.

    Если было совершено несколько эпизодов (отдельных деяний), куда передать дела, решает начальник вышестоящего следственного органа. Закон разрешает назначить расследование органу, на территории обслуживания которого находится обвиняемый и большее число свидетелей.

    Задача следователя - быстро собрать материалы, и последний вариант выгоден с технической точки зрения.

    Если дело касается граждан РФ, проживающих за границей

    Ст. 151 УПК РФ в новой редакции или ранее действующей формулировке не затрагивала и не затрагивает тему территориального распределения дел, в частности, если они касаются граждан, живущих за границей.

    Граждане РФ, совершившие преступление, предусмотренное УК РФ, не привлеченные к ответственности, находясь за границей, все равно подлежат преследованию. Исключение составляют случаи, когда граждане РФ привлечены к ответственности правоохранительными органами иностранного государства. Обязательно должно иметься решение суда на этот счет.

    Положение распространяется и на военных, служащих на территории частей, расположенных вне пределов России.

    Иностранец, не проживающий в России, совершивший преступление против РФ, гражданина РФ либо лица без гражданства, постоянно живущего в России, подлежит привлечению к ответственности по российским законам. Исключение - случаи, если такой человек был осужден или оправдан иностранным судом.

    В ситуации с иностранцами или гражданами, проживающими за границей, дело возбуждается по месту жительства или нахождения потерпевшего либо по месту нахождения основного числа свидетелей.

    Расследование ведется по месту жительства обвиняемого, если потерпевший находится за границей.

    Принятия решения о месте проведения расследования

    Распределением дел между дознавателями и следователями занимается начальник отделов дознания или следствия соответственно. Ими сразу же принимается решение оставить материалы в своем районе.

    Если следователь или дознаватель выявляют преступление, которое по закону расследуется другой службой (например, дежурная полицейская группа выехала по вызову по убийству), обязанность следователя - возбудить дело, провести допросы, осмотреть место происшествия, сделать все, что в его силах, и передать материалы своему непосредственному начальнику.

    Дознаватель направляет материалы сразу же прокурору, однако без подписи начальника дознания прокурору материал все равно не направляется.

    Если дело забирают «наверх»

    Закон дает право вышестоящей инстанции забрать дело себе. Сообщение об этом направляется прокурору. Если дело не выходит за рамки ведомства, согласия прокурора не требуется, кроме того, надзор осуществляется прокурором более высокого ранга.

    Подобное происходит с резонансными делами. Например, дело о мошенничестве, задевшее десятки людей, получившее общественную огласку, расследуется не районными отделами, а городскими или областными управлениями.

    На сегодня сложилась практика установления подследственности в рамках одного органа подзаконными нормативными актами. Например, председатель СК вправе распределять уголовные дела между управлениями и отделениями ведомства. И следователи имеют представление о том, кто будет расследовать то или иное дело.

    Соединение уголовных дел

    В некоторых ситуациях проведение следствия признается более продуктивным при условии объединении нескольких дел в одно. Ст. 151 УПК РФ с комментариями ссылается на ст. 153 УПК. Закон предусматривает для этого следующие предпосылки:

    • совершено несколько деяний одной и той же группой лиц;
    • одно лицо совершило несколько деяний, по которым возбуждены отдельные дела;
    • лицо принимало участие в заранее не обещанном

    Последний пункт основан на понимании заранее не обещанного сокрытия как формы соучастия.

    Объединение допускается и при отсутствии подозреваемых, если есть основания предполагать, что преступления являются делом рук одних и тех же лиц.

    Соединение дел, подследственных одному органу, разрешается начальником следственного отдела. Соединение дел, которые расследует дознаватель, производится с разрешения прокурора.

    Если имеется необходимость соединить дела, подследственные разным органам, решение принимается прокурором. Решение вопроса зависит от того, чье дело серьезнее.

    Выделение уголовного дела

    Материалы дела выделяются, если:

    • соучастник совершил одно из своих преступлений отдельно от группы;
    • один из соучастников несовершеннолетний;
    • дело ведется в порядке упрощенного дознания;
    • обвиняемый заключил соглашение о сотрудничестве и его дело ведется упрощенном порядке.

    Решение о выделении дела принимается следователем или дознавателем.

    Выделение дела в отдельное производство

    Данное действие отличается обнаружением нового преступления, никак не связанного ни с тем, по которому ведется расследование, ни с лицами, которые привлечены по ведущимся делам.

    Следователь или дознаватель направляет материалы начальнику следствия и прокурору соответственно. Далее проводится проверка по аналогии с тем, как если бы было подано заявление о преступлении.

    Правда, если начальник следствия самостоятельно проводит проверку или поручает ее одному из подчиненных, прокурор направляет полученный материал или начальнику дознания или начальнику следствия.

    Постановление о выделении отдельного производства с приложенными материалами направляется прокурору.

    Проблемы законодательного регулирования

    Изменения в ст. 151 УПК РФ вносятся с достаточной регулярностью. Если ранее причина была в формировании СК, теперь они вызываются практикой споров о подследственности по ряду резонансных дел. Речь идет о крупных делах, где задеты интересы высоких чиновников, в частности сотрудников прокуратуры.

    Если сравнить редакцию ст. 151 УПК РФ в 2015 году и на сегодняшний день, кроме того что уже готовы новые изменения, становится видимой интересная тенденция. Все большее составов расследуются теми, кто их обнаружил. Если ранее, например, ФСБ должна была передать дело в СК или полицию, теперь часть дел остается у следователей ведомства. Аналогично дело обстоит и с СК.

    Кроме того, исключается вмешательство прокуратуры в связи с контролем исполнения норм о подследственности.

    Особенная часть уголовно-процессуального права подробно рассматривает вопрос об органах, которые проводят расследование преступления, и их компетенции. Подследственность, наравне с принятием дела к производству и взаимодействием этих структур между собой, есть одно из общих условий расследования.

    Что такое подследственность?

    По логике ст. 151 УПК РФ подследственность определяется как группа определенных признаков, присущих уголовному делу, в соответствии с которыми его расследование может быть отнесено к компетенции конкретного органа дознания либо предварительного следствия. Данный термин имеет тесную взаимосвязь с такими понятиями, как «компетенция», «подсудность» и «юрисдикция». Подследственность дает характеристику отношению между уголовным делом и органом, ведущим расследование, с точки зрения его признаков. Термин «юрисдикция» применяется в УПК по отношению к государству и судебным органам. Действующий Уголовный закон (в том числе в ст. 151 УПК РФ) предоставляет основания для выделения четырех признаков подследственности, а именно: родового (предметного), территориального, персонального и смешанного (альтернативного). С точки зрения теории все они имеют общие черты с видами подсудности и могут быть объединены под одним общим понятием «подведомственность».

    Подследственность: правила

    Надлежащую форму расследования и его субъекта устанавливают непосредственно правила подследственности, а опосредованно они должны обеспечить быстроту и качество подготовки уголовного дела к разбирательству в суде. Кроме того, они тесно связаны с соблюдением прав обвиняемого и потерпевшего. В частности, они способствуют правильной адресации исходящих от них жалоб и ходатайств.

    Однако главное во всем этом - то, что реализуется право обвиняемого в совершении преступного деяния человека на «естественного» (законного) дознавателя или следователя. Когда нарушаются правила подследственности (ст. 151 УПК РФ), рождаются сомнения в беспристрастности и честности органа, ведущего расследование уголовного дела, который может быть назначен, что называется ad hoc (в переводе с латыни означает «специально для данного случая»). В процессе состязательного характера пристрастность публичного обвинителя с принципом равенства сторон несовместима.

    Увы, но нарушения ст. 151 УПК РФ судебная практика наблюдает довольно часто. Важно при этом понимать, какие последствия наступают в дальнейшем. Несоблюдение правил подследственности является существенным нарушением УПК и может повлечь не только признание доказательств по уголовному делу недопустимыми, но и отмену решения суда в кассационной инстанции.

    Признаки подследственности

    Уголовно-процессуальное законодательство России подразумевает два вида подследственности: территориальную и предметную (ст. 151 УПК РФ). Остальные признаки, указанные выше, представляют собой, как правило, исключение или дополнение к основному. Так, исключения имеют место, когда:

    • статус потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого обладает особенностями;
    • присутствует связь с другим уголовным делом;
    • имеет место исключительная компетенция определенного органа уголовного преследования.

    Понятие родовой (предметной) подследственности

    Если обратиться к п. 2 ст. 151 УПК РФ, то станет ясно, что родовая подследственность, или, иначе говоря, предметная, определяется видом, родом или категорией преступного деяния. Она позволяет распределить компетенцию органов, ведущих расследование, как между различными ведомствами, так и внутри одного, создавая многоуровневую систему. Родовая подследственность, по сути, находится в зависимости от характера преступления, степени его опасности для общества, а также особенностей его объекта, то есть конкретной сферы общественных отношений, на которую оно было нацелено. Иными словами, предметный признак подследственности находит выражение в квалификации преступного деяния по той или иной норме УК РФ (Особенная часть).

    Предварительное расследование: подследственность

    Проведение предварительного расследования имеет место, когда речь идет о преступлениях, относящихся к категории тяжких или особо тяжких. При этом их львиная доля приходится на следователей ОВД. Исчерпывающий список статей, при квалификации по которым дело попадает к ним, представлен в части второй пункта 3 изучаемой статьи. В частности, это причинение вреда здоровью умышленного характера, квалифицируемого как тяжкий, грабеж, присвоение или растрата. Причем зачастую охватывается только простой и квалифицируемый состав.

    К подследственности (родовой) следователей СК, как правило, принадлежат преступления, обладающие высокой степенью опасности для общества (терроризм, изнасилование, похищение людей и пр.), совершенные несовершеннолетними против лиц в возрасте до 18 лет, а также те, что были содеяны должностными лицами, список которых представлен в части второй.

    Определенные уголовные дела, связанные с нелегальным оборотом наркотиков, ранее по подследственности принадлежали следователям (дознавателям) ФСКН. Однако в 2016 г. данная служба была присоединена к МВД. Из ст. 151 УПК РФ в новой редакции данный пункт под номером восемь в результате был исключен.

    Дознание: подследственность

    Дознание проводится в случаях с преступными деяниями, которые принадлежат к категории небольшой или средней тяжести. Их тоже довольно много. Подробный список и структура отражены в ч. 3 ст. 151 УПК РФ. Если обратиться к тексту, то становится видно, насколько узкой бывает подследственность. Так, к примеру, дознаватели из Федеральной службы судебных приставов могут вести дознание только по определенным делам, в частности по тем, что напрямую относятся к их компетенции, а именно: неуплата алиментов или злостное уклонение от выплаты кредиторских задолженностей.

    Также в пункте шестом ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознаватели государственных пожарных надзорных органов имеют полномочие на ведение дознания по преступлениям, связанным с нарушением требований пожарной безопасности, повреждением либо уничтожением лесного насаждения в результате неосторожного обращения с источниками повышенной опасности, в том числе с огнем и пр.

    Понятие местной (территориальной) подследственности

    При изучении ст. 151 УПК РФ с комментариями становится ясно, что основная задача местной подследственности заключается в том, чтобы разграничить компетенцию ведомств и органов расследования равноценного уровня в зависимости от того, где совершено преступление в географическом смысле. Подразумевается в этом случае территория, на которой последнее деяние, охватываемое составом преступления, а точнее, его объективной стороной, было совершено. При этом место наступления последствий не имеет значения. К примеру, есть два участка, каждый из которых закреплен за отдельным органом расследования. Допустим, преступник располагался в границах участка «1» и произвел выстрел в жертву, находящуюся на территории «2». Несмотря на то что тело расположено на втором участке, расследование обязаны проводить органы, за которыми закреплена первая территория.

    Однако следует иметь в виду, что первоначально возможно лишь приблизительное установление территориальной подследственности. Предварительное следствие начинается в том районе, где уголовное дело было возбуждено, либо в который оно было направлено прокурором. Не всегда свидетели, обвиняемый и следы преступления располагаются на той территории, где оно было совершено. В связи с этим предусмотрены некоторые исключения, которые обеспечивают полноту, быстроту и объективность расследования.

    Данный вид подследственности находит отражение в статье, следующей за ст. 151 УПК РФ. Границы территорий отдельных органов расследования устанавливаются нормативными ведомственными актами, учитывая административно-территориальное деление. Данный вид подследственности наиболее ярко представлен в городских участках РОВД.

    Характеристика личной или персональной подследственности

    Личная подследственность устанавливает исключения из правил предметной, в зависимости от признаков потерпевшего или обвиняемого. Существует два таких изъятия.

    • Первое производится из дознания в пользу предварительного следствия. Так, если у невменяемого лица наступило психическое расстройство (после совершения преступления), которое делает назначение или исполнение наказания невозможным, обязательно проводится предварительное расследование, даже тогда, когда по предмету признаку по делу должно было быть дознание.
    • Второй вариант изъятия возможен в тех случаях, когда преступление совершено лицом, обладающим служебным иммунитетом (судьи, прокуроры, депутаты и пр.). Оно осуществляется в пользу специальных структур из любых иных органов расследования.

    Альтернативная подследственность: понятие

    В части пятой и шестой ст. 151 УПК РФ (с последними изменениями) используется альтернативный признак подследственности. Остановимся на нем более подробно. Его суть заключается в том, что изъятие из предметной подследственности допускается в пользу того органа предварительного следствия, который непосредственно выявил преступное деяние и возбудил уголовное дело. Например, это квалифицированное мошенничество, отказ от дачи показаний, дача взятки и т. д. Иными словами, по какой-либо конкретной категории уголовных дел в зависимости от определенных обстоятельств проводится предварительное следствие органами, которые относятся к разным ведомствам.

    Что такое универсальная подследственность?

    Универсальная подследственность является своеобразным исключением из предметной. Она имеет место в том случае, когда квалификация преступного деяния (родовой признак) не имеет значения. Возникает универсальная подследственность в случаях, когда прокурор передает следователям СК при прокуратуре любое уголовное дело. Это закреплено в уголовно-правовой норме 37 (ч. 11, 12). Для подобного действия должны быть веские основания, которые требуется указать.

    Споры о подследственности

    В соответствии с частью восьмой ст. 151 УПК РФ, подследственность уголовного дела при наличии споров, конкуренции различных признаков определяет прокурор. Руководствуется он при этом общими правилами.

    1. Если происходит соединение различных категорий дел, то приоритет сохраняется за тем органом, к чьей подведомственности по предметному признаку принадлежит наиболее тяжкое преступное деяние. Как правило, органы предварительного следствия имеют весомые преимущества над дознавателем.
    2. Если конкуренция наблюдается между персональной и предметной подследственностью, то приоритетом пользуется первая, за исключением случаев, оговоренных в части четвертой ст. 151 УПК РФ с последними изменениями.
    3. Персональная подследственность также имеет большую силу при конкуренции с альтернативной.