Конфликт нагорный карабах причины – История катастрофы. Как начинался конфликт в Нагорном Карабахе

Кому выгодна новая армяно-азербайджанская война? В Нагорном Карабахе начались масштабные боевые действия. В ночь на 2 апреля 2016 года войска Азербайджана начали наступление по всей линии соприкосновения с вооруженными силами Армении и Нагорно-Карабахской республики.

Идут бои с применением артиллерии, таков и авиации. Обе стороны обвиняют друг друга в эскалации конфликта, однако характер боевых действий азербайджанской стороны свидетельствует о заранее спланированной операции. Застарелый конфликт между двумя народами региона: христианами-армянами и родственными туркам азербайджанцами-мусульманами вспыхнул с новой силой.

Почему конфликт невыгоден Армении

Возобновление Нагорно-Карабахского конфликта наиболее невыгодно Армении, которую ранее вполне устраивал статус-кво. Конфликт конца 80-х начала 90-х кончился в ее пользу. Поддержание конфликта в замороженном состоянии могло тянуться как угодно долго. Фактически территория находилась под армянским контролем. Армении незачем было провоцировать Азербайджан. После поражения в Нагорном Карабахе в 90-х Азербайджан значительно усилил и модернизировал свою армию. Помогли деньги от продажи нефти и газа, таким ресурсом Армения не обладает.

По численности армии, количеству населения, в том числе резервистов, экономическому потенциалу Азербайджан превосходит Армению и Нагорно-Карабахскую республику вместе взятые. Это означает, что война означает для Армении риск поражения. Кроме того, Армения вынуждена будет принять тысячи беженцев, (Азербайджану принимать некого, т.к. азербайджанцев в Нагорном Карабахе не осталось), что ляжет тяжелым грузом на социальную систему страны.

Опасности для Азербайджана

Для Азербайджана текущая геополитическая ситуация – далеко не самая благоприятная для начала войны, что связано с союзническим отношениями России и Армении. Единственное, на что Азербайджан может надеяться, - невмешательство в конфликт России, если боевые действия не выйдут за пределы Нагорного Карабаха. В случае конфликта с Россией, Азербайджан обречён на поражение как Грузия в 2008 году. Но риск превращения размороженного конфликта в полномасштабную региональную войну очень высок.

Почему война невыгодна России?

Из крупных геополитических игроков возобновление конфликта наиболее невыгодно России. Россия – гарант мира на Южном Кавказе и союзник Армении по ОДКБ. В случае войны между Армений и Азербайджаном Россия обязана помочь Армении, если та обратится к ней с такой просьбой. Однако в последние годы Россия, сохраняя хорошие отношения с Арменией, сблизилась и с Азербайджаном до такой степени, что начала туда поставлять оружие. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в прошлом году демонстративно не приехал на саммит Восточного партнерства ЕС, а в парламент Азербайджана был внесен законопроект о расторжении многих прежних договорённостей с США. Война означает крушение всей прежней архитектуры международных отношений, которую Россия кропотливо выстраивала в регионе.

На территории Армении расположены российские военные базы. В случае эскалации войны Россия может быть в нее втянута, что также не в интересах этой страны, занятой войной в Сирии и конфликтом на Украине. Как минимум от активной политики в Сирии придется отказаться.

Опасности для Турции

Турция как региональный игрок могла бы получить некоторые выгоды от конфликта на севере. В первую очередь это заставило бы Россию меньше внимания уделять сирийской проблеме, что усилило бы позиции самой Турции в этом вопросе. Кроме того, Азербайджан началом боевых действий подорвал собственные отношения с Россией, а значит, ему не останется ничего иного, независимо от исхода войны, как сближаться с Турцией. Показательно, что ранее министр иностранных дел Турции Чавушоглу заявил, что его страна поддержит «освобождение оккупированных территорий Азербайджана», т.е. агрессию против Нагорного Карабаха.

В то же время война, если она выйдет за границы Карабаха несет риски и для Турции. Турция будет вынуждена начать оказывать помощь Азербайджану. Учитывая гражданскую войну в курдских районах самой Турции, это отвлечёт внимание Анкары от Сирии.

Почем война выгодна США

Единственная страна, которая заинтересована как в размораживании конфликта в Нагорном Карабахе, так и в превращении его в полномасштабную войну, куда могут быть втянуты и Россия, и Турция – это США. После того как выяснилось, что Россия ухитрилась вывести одни войска из Сирии, но при этом при помощи других взять Пальмиру, США активизировали попытки по выведению России из игры. Кровавый конфликт в непосредственной близости от российских границ лучше всего подходит на эту роль. США также заинтересованы и в ослаблении роли Турции в сирийском вопросе. Тогда они смогут в полной мере использовать курдский фактор.

Если Россия поддержит Армению, то США смогут окончательно получиться контроль над Азербайджаном. Если Россия не поддержит Армению, это будет использовано как аргумент для переориентации страны на США. В отличие от Турции, США взаимодействуют с обеими сторонами конфликта и в любом случае не останутся в проигрыше.

Во время вторжения в Нагорный Карабах президент Азербайджана Ильхам Алиев находился в Вашингтоне. Накануне он встретился в вице-президентом США Джо Байденом. Это было последнее высокопоставленное лицо, с которым говорил Алиев, перед тем как его армия начала наступление. Во время встречи президент Азербайджана подчеркнул, что позиция Барака Обамы как Президента страны-сопредседателя - США о недопустимости существующего статус-кво имеет большое значение

Позже Алиев заявил, что приветствует мирное разрешение конфликта, но на основе урегулирования территориальной целостности Азербайджана. Поведение Алиева свидетельствует о том, что он получил поддержку со стороны внешних сил, в первую очередь США. Ранее 15 марта он совершил визит в Анкару, где этот вопрос тоже, скорее всего, обсуждался.

Показательно, что США не поспешили осудить начало Азербайджаном боевых действий либо как-то повлиять на находящегося в Вашингтоне президента этой страны. Что касается Турции, президент этой страны – Реджеп Эрдоган, выразил свои соболезнования Алиеву в связи с гибелью азербайджанских военнослужащих. Министр обороны Турции Исмет Йылмаз заявил о «справедливой позиции» Азербайджана и выразил Баку решительную поддержку. Объективно, война может ударить и по интересам этой державы, но нынешнее турецкое руководство многократно доказало, что может идти на поводу у США вопреки собственным реальным интересам.

Конфликт между Азербайджаном с одной стороны, а также Арменией и НКР с другой обострился 2 апреля 2016 года: стороны обвинили друг друга в обстрелах приграничных территорий, после чего завязались позиционные бои. По данным ООН, в ходе боёв погибли не менее 33 человек.

Нагорный Карабах (армяне предпочитают использовать старинное название Арцах) – небольшая территория в Закавказье. Изрезанные глубокими ущельями горы, переходящие на востоке в долины, небольшие быстрые реки, леса внизу и степи выше по склонам гор, прохладный климат без резких перепадов температур. Издревле эта территория была заселена армянами, входила в состав разных армянских государств и княжеств, на её территории находятся многочисленные памятники армянской истории и культуры.

В то же время с XVIII века сюда проникает значительное тюркское население (термин «азербайджанцы» тогда ещё не был принят), территория входит в состав Карабахского ханства, которое управлялось тюркской династией, и большинство населения которого составляли тюрки-мусульмане.

В I-ой половине XIX века в результате войн с Турцией, Персией и отдельными ханствами всё Закавказье, включая Нагорный Карабах, отходит к России. Несколько позже оно было разделено на губернии без учёта этнического признака. Так Нагорный Карабах в начале XX века входил в состав Елизаветпольской губернии, большая часть которой была заселена азербайджанцами.

К 1918 г. Российская империя в результате известных революционных событий распалась. Закавказье стало ареной кровавой межэтнической борьбы, до времени сдерживаемой российской властью (Стоить отметить, что во время предыдущего ослабления имперской власти во время революции 1905-1907 гг., Карабах уже становился ареной столкновений между армянами и азербайджанцами.). Новообразованное государство Азербайджан претендовал на всю территорию бывшей Елизаветпольской губернии.

Армяне, составлявшие большинство в Нагорном Карабахе, желали либо быть независимыми, либо присоединиться к Армянской республике. Ситуация сопровождалась военными столкновениями. Даже когда оба государства, Армения и Азербайджан, стали советскими республиками, между ними продолжался территориальный спор. Он был решён в пользу Азербайджана, но с оговорками: большая часть территорий с армянским населением была выделена в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) в составе Азербайджанской ССР.




Причины, по которым союзное руководство приняло именно такое решение, неясны. В качестве предположений выдвигается влияние Турции (в пользу Азербайджана), большее влияние азербайджанского «лобби» в союзном руководстве по сравнению с армянским, желание Москвы сохранить очаг напряжённости, дабы выступать верховным арбитром и т.д.

В советское время конфликт тихо тлел, прорываясь то петициями армянской общественности за передачу Нагорного Карабаха Армении, то мерами азербайджанского руководства по ползучему вытеснению армянского населения из прилегающих к автономной области районов. Гнойник прорвался, как только союзная власть ослабела в ходе «перестройки».

Конфликт в Нагорном Карабахе стал знаковым для Советского Союза. Он явственно показал нарастающую беспомощность центрального руководства. Он впервые продемонстрировал, что Союз, казавшийся в соответствии со словами своего гимна нерушимым, можно разрушить. В некотором роде именно нагорно-карабахский конфликт стал катализатором процесса распада Советского Союза. Таким образом, его значение выходит далеко за пределы региона. Трудно сказать, каким путём пошла бы история СССР, а значит и всего мира, если бы Москва нашла силы быстро урегулировать этот спор.

Конфликт начался в 1987 г. с массовых митингов армянского населения под лозунгами воссоединения с Арменией. Азербайджанское руководство при поддержке союзного однозначно отвергает эти требования. Попытки урегулирования ситуации сводятся к проведению собраний и изданию документов.

В этом же году появляются первые беженцы-азербайджанцы из Нагорного Карабаха. В 1988 г. проливается первая кровь – двое азербайджанцев гибнут в столкновении с армянами и милицией в населённом пункте Аскеран. Информация об этом инциденте приводит к армянскому погрому в азербайджанском Сумгаите. Это – первый случай массового этнического насилия в Советском Союзе за несколько десятилетий и первый удар похоронного колокола по советскому единству. Далее насилие нарастает, увеличивается поток беженцев с обеих сторон. Центральное правительство демонстрирует беспомощность, принятие реальных решений отдаётся на откуп республиканских властей. Действия последних (депортации армянского населения и экономическая блокада Нагорного Карабаха со стороны Азербайджана, провозглашение Нагорного Карабаха частью Армянской ССР со стороны Армении) раскаляют обстановку.

С 1990 г. конфликт перерастает в войну с применением артиллерии. Активно действуют незаконные вооружённые формирования. Руководство СССР пытается применить силовые меры (преимущественно против армянской стороны), но уже поздно – сам Советский Союз прекращает существование. Независимый Азербайджан провозглашает Нагорный Карабах своей частью. НКАО провозглашает независимость в границах автономной области и Шаумяновского района Азербайджанской ССР.

Война длилась до 1994 г., сопровождаясь военными преступлениями и большими жертвами мирного населения с обеих сторон. Многие города были обращены в руины. С одной стороны в ней участвовали армии Нагорного Карабаха и Армении, с другой – армии Азербайджана при поддержке добровольцев-мусульман из разных стран мира (обычно упоминают афганских моджахедов и чеченских боевиков). Закончилась война после решительных побед армянской стороны, установившей контроль над большей частью Нагорного Карабаха и прилегающими районами Азербайджана. После этого стороны согласились на посредничество СНГ (в первую очередь, России). С тех пор в Нагорном Карабахе сохранялся хрупкий мир, иногда нарушаемый перестрелками на границе, но проблема далека от решения.

Азербайджан твёрдо настаивает на своей территориальной целостности, соглашаясь дискутировать лишь об автономии республики. Армянская сторона столь же твёрдо настаивает на независимости Карабаха. Основное препятствие для конструктивных переговоров – взаимное ожесточение сторон. Натравливая народы друг на друга (или, по крайней мере, не препятствуя разжиганию ненависти), власть попала в ловушку – теперь им самим невозможно сделать шаг навстречу другой стороне, не будучи обвинёнными в предательстве.

Глубина пропасти между народами хорошо прослеживается по освещению конфликта обеими сторонами. Не присутствует и намёка на объективность. Стороны дружно умалчивают невыгодные для себя страницы истории и безмерно раздувают преступления противника.

Армянская сторона делает упор на исторической принадлежности края Армении, на незаконности включения Нагорного Карабаха в состав Азербайджанской ССР, на право народов на самоопределение. Живописуются преступления азербайджанцев против мирного населения – такие как погромы в Сумгаите, Баку и т.д. При этом реальные события приобретают явно преувеличенные черты – как например рассказ о массовом людоедстве в Сумгаите. Поднимается связь Азербайджана с международным исламским терроризмом. С конфликта обвинения переходят на устройство азербайджанского государства вообще.

Азербайджанская сторона, в свою очередь, упирает на давние связи Карабаха с Азербайджаном (вспоминая тюркское Карабахское ханство), на принцип нерушимости границ. Также поминаются преступления армянских боевиков, при полном забвении своих. Указывается на связь Армении с международным армянским терроризмом. Делаются нелестные выводы о мировом армянстве в целом.

В такой обстановке действовать международным посредникам чрезвычайно трудно, в особенности учитывая факт, что и сами посредники представляют различные мировые силы и действуют в разных интересах.

Стороны заявляют о своей решимости отстаивать принципиальные позиции – целостность Азербайджана и независимость Нагорного Карабаха, соответственно. Возможно, этот конфликт будет разрешён только, когда сменятся поколения и ослабнет накал ненависти между народами.





Метки:

Карабахский конфликт – этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Нагорный Карабах, населенный преимущественно армянами, в начале XX века дважды (1905 – 1907, 1918 – 1920 гг.) становился ареной кровопролитного армяно-азербайджанского конфликта. Автономия в Нагорном Карабахе была создана в 1923 г., с 1937 г.- Нагорно-Карабахская автономная область. После окончания второй мировой войны руководство Армении подняло вопрос о передаче НКАО в состав республики, однако не получило поддержку руководства СССР. В интервью газете «Зеркало» Гейдар Алиев утверждает, что будучи первым секретарем ЦК КП Азербайджанской ССР (1969-1982) проводил политику, направленную на изменение демографического баланса в регионе в пользу азербайджанцев. (см. Приложение 3)

Совсем другие возможности предоставила начатая М. С. Горбачевым политика демократизации советской общественной жизни. Уже в октябре 1987 г. на митингах в Ереване, посвященном экологическим проблемам, прозвучали требования передачи НКАО Армении, которые впоследствии были повторены в многочисленных обращениях, направлявшихся в адрес советского руководства. В 1987-1988 гг. в регионе усиливается недовольство армянского населения, поводом для которого послужило социально-экономическое положение.

Карабахские армяне чувствовали себя объектом различных ограничений со стороны Азербайджана. Основная причина недовольства заключалась в том, что Азербайджанские власти умышленно вели дело к разрыву связей области с Арменией и проводили политику культурной деарменизации региона, планомерного заселения его азербайджанцами, выдавливания армянского населения из Нагорно-Карабахской автономной области, пренебрегая при этом его экономическими нуждами. К этому времени доля армянского большинства в численности населения снизилось до 76% эксплуатируемая властями в Баку область была экономически обедневшей, а армянская культура региона была подавлена. Несмотря на близость области к Армении люди не имели возможности принимать трансляции Ереванского телевидения, а обучение армянской истории в школах было запрещено.

Со второй половины 1987 г. армянами активно проводилась компания по сбору подписей за присоединение Нагорно-Карабахской автономной области к Армянской ССР. В Москву отправлялись делегации от карабахских армян «проталкивать» свое дело в Центральном Комитете КПСС. Влиятельные армяне (писатель Зорий Балаян, историк Сергей Микоян) активно лоббировали карабахский вопрос за границей.

Лидеры национальных движений, стремясь обеспечить себе массовую поддержку, делали особый упор на то, что их республики и народы «кормят» Россию и союзный Центр. По мере углубления экономического кризиса это вселяло в сознание людей мысль о том, что их процветание может быть обеспечено лишь в результате выхода из состава СССР. Для партийной же верхушки республик создавалось исключительная возможность обеспечить быструю карьеру и благосостояние. «Команда Горбачева» оказалась не готова предложить пути выхода из «национального тупика» и потому постоянно медлила с принятием решений. Ситуация начала выходить из-под контроля.

В сентябре-октябре 1987 г. первый секретарь Шамхорского района Компартии Азербайджана М. Асадов вступает в конфликт с жителями армянского села Чардахлы Шамхорского района (северный Карабах, вне пределов НКАО) в связи с протестами жителей села против увольнения директора совхоза – армянина, при этом произошли избиения и аресты нескольких десятков жителей села (см. Приложение 4). В Ереване в связи с этим проходит небольшая демонстрация протеста.

В ноябре 1987 г. в результате межэтнических столкновений азербайджанцы, проживающие в Кафанском и Мегрийском районах Армянской ССР, выезжают в Азербайджан. Азербайджанские власти используют партийные рычаги, чтобы осудить «националистические», «экстремистско-сепаратистские» процессы.

11 февраля 1988 г. в Степанакерт выезжает многочисленная группа представителей правительства Азербайджана и руководства Компартии Азербайджана, которую возглавляет второй секретарь ЦК КП Азербайджана Василий Коновалов. В группу входят также заведующий отделом административных органов ЦК КП Азербайджана М. Асадов, заместители руководителей республиканских КГБ, МВД, прокуратуры, Верховного Суда и обеспечивающие их безопасность сотрудники правоохранительных органов.

В ночь с 11 на 12 февраля в Степанакерте проходит расширенное заседание бюро обкома КПАз с участием приехавших из Баку руководителей. На бюро принимается решение осудить «националистические», «экстремистско-сепаратистские» процессы, набирающие силу в регионе, и провести 12-13 февраля «партийно-хозяйственные активы» в городе Степанакерте и во всех районных центрах НКАО, а затем – на уровне автономной области, с тем, чтобы противопоставить растущему народному недовольству всю мощь единого партийно-хозяйственного аппарата.

12 февраля в актовом зале Степанакертского горкома коммунистической партии Азербайджана проводится городской партийно-хозяйственный актив с участием представителей из Баку, местных партийных руководителей, руководителей государственных учреждений, предприятий, профкомов и парторгов. В начале собрания заявлено, что за событиями в Карабахе стоят «экстремисты» и «сепаратисты», которым не удается повести за собой народ. Собрание идет по заранее подготовленному сценарию, выступающие заявляют о нерушимом братстве азербайджанцев и армян и пытаются свести проблему к критике отдельных хозяйственных недостатков. Через некоторое время на трибуну прорывается Максим Мирзоян, который подвергает резкой критике все сказанное за безразличие и пренебрежение национальной спецификации Карабаха, «азербайджанизацию» и проведение демографической политики, способствующей снижению доли армянского населения в регионе. Это выступление приводит к тому, что собрание выходит из-под контроля партийных руководителей и члены президиума покидают зал. Известие о провале собрания доходит до Аскерана, и районный партийно-хозяйственный актив также идёт не по намеченному сценарию. Попытка провести в тот же день партийно-хозяйственный актив в Гадрутском районе вообще приводит к стихийному митингу. Планы азербайджанского руководства уладить ситуацию оказались сорванными. Партийно-хозяйственные руководители Карабаха не только не осудили «экстремизм», но наоборот, активно его поддержали.

13 февраля в Степанакерте проходит первый митинг, на котором выдвигаются требования о присоединении НКАО к Армении. Горисполком даёт разрешение на его проведение, обозначив цель - «требование о воссоединении НКАО с Арменией». Зав. отделом ЦК КП Азербайджанской ССР М. Асадов безуспешно пытается помешать проведению митинга. Тем временем, как утверждают участники событий, исполнительные власти автономной области оказываются расколотыми и утрачивают контроль над ситуацией. Руководство берёт на себя Совет директоров, в который вошли главы крупных предприятий области и отдельные активисты. Совет принимает решение провести сессии городских и районных советов, а затем созвать сессию областного Совета народных депутатов.

14 февраля азербайджанское партийное руководство пытается обратиться к населению НКАО через областную газету «Советский Карабах» с обращением, в котором происходящие события расцениваются как «экстремистские и сепаратистские», инспирированные армянскими националистами. В результате вмешательства Совета директоров обращение так и не было опубликовано.

20 февраля 1988 внеочередная сессия народных депутатов НКАО обращается к Верховным Советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. После этого в Баку прибыли азербайджанские беженцы со следами побоев.

21 февраля Политбюро ЦК КПСС принимает постановление, согласно которому требование о включении Нагорного Карабаха в состав Армянской ССР представляется как принятое в результате действий «экстремистов» и «националистов» и противоречащее интересам Азербайджанской ССР и Армянской ССР. Постановление ограничивается общими призывами к нормализации обстановки, выработке и осуществлению мер по дальнейшему социально-экономическому и культурному развитию автономной области. Центральные органы власти и в дальнейшем, несмотря на обострение обстановки, будут руководствоваться этим постановлением, непрерывно заявляя, что «перекройки границ не будет».

22 февраля 1988 у армянского населённого пункта Аскеран происходит столкновение между многочисленной толпой азербайджанцев из города Агдам, направлявшихся в Степанакерт, чтобы выразить свой протест против решения областных властей об отделении Карабаха от Азербайджана, милицейско-войсковыми кордонами, выставленными на их пути, и местным населением, часть из которого была вооружена охотничьими ружьями. В результате столкновения погибли два азербайджанца.

Было ранено около 50 армян. Руководство Азербайджана старалось не афишировать эти события. 2 Более массового кровопролития в тот день удалось избежать. Тем временем в Ереване проходит демонстрация. Число демонстрантов к концу дня достигает 45-50 тысяч. В эфире программы «Время» затрагивается тема решения областного совета НКАО, где оно названо инспирированным «экстремистскими и националистически настроенными лицами». Такая реакция центральной прессы только усиливает негодование армянской общественности.

26 февраля 1988 г. - в Ереване проходит митинг, в котором участвует почти полмиллиона человек. Позднее на заседании Политбюро ЦК КПСС Михаил Горбачёв сказал, что после столкновения в Аскеране в Ереване начали распространяться листовки с призывами к армянам «брать оружие и давить турок, однако во всех выступлениях дело не доходило ни до антисоветизма, ни до враждебных выходок». И в тот же день в Сумгаите проводится митинг численностью 40-50 человек в защиту территориальной целостности Азербайджана, который уже на следующий день перерастает в армянский погром.

27 февраля 1988 г. - по телевидению выступает находившийся тогда в Баку заместитель Генерального прокурора СССР А. Ф. Катусев, который сообщает о гибели двух азербайджанцев в стычке близ Аскерана, произошедшей 22 февраля.

27-29 февраля - армянский погром в городе Сумгаите - первый массовый взрыв этнического насилия в новейшей советской истории. Том де Ваал, автор книги об истории карабахского конфликта, говорит, что «Советский Союз в мирное время никогда не переживал того, что произошло» в Сумгаите. По официальным данным Генпрокуратуры СССР, в ходе этих событий погибло 26 армян и 6 азербайджанцев. Армянские источники указывают на то, что эти данные занижены.

Весной - осенью 1988 г. были приняты Постановления Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ЦК КПСС, в марте 1988 года по поводу межнационального конфликта в НКАО, не привели к стабилизации положения, поскольку наиболее радикальные представители обеих конфликтующих сторон отвергали любые компромиссные предложения. Большинство членов областного совета депутатов и обкома партии поддержали требования о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении, которые были оформлены в соответствующих решениях сессий областного Совета и пленума обкома партии, который возглавил Генрих Погосян. В НКАО (особенно в Степанакерте) происходили ежедневные многолюдные шествия, митинги, забастовки коллективов предприятий, организаций, учебных заведений области с требованиями отделения от Азербайджана. Создаётся неформальная организация - комитет «Крунк», который возглавил директор Степанакертского комбината стройматериалов Аркадий Манучаров.

На деле комитет брал на себя функции организатора массовых протестов. Указом Верховного Совета АзССР комитет был распущен, но фактически продолжал свою деятельность. В Армении разрасталось движение поддержки армянского населения НКАО. В Ереване создан комитет «Карабах», лидеры которого призывают к усилению давления на государственные органы с целью передачи НКАО Армении. Одновременно в Азербайджане продолжаются призывы к «решительному наведению порядка» в НКАО. Общественное напряжение и национальная вражда между азербайджанским и армянским населением возрастают с каждым днём. Летом и осенью учащаются случаи насилия в НКАО, нарастает взаимный поток беженцев.

В НКАО направляются представители центральных советских и государственных органов СССР. Некоторые из выявленных проблем, годами накапливавшихся в национальной сфере, становятся достоянием гласности. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в срочном порядке принимают постановление «О мерах по ускорению социально-экономического развития Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР в 1988-1995 годах».

14 июня 1988 г. Верховный Совет Армении даёт согласие на включение Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР.

17 июня 1988 г. Верховный Совет Азербайджана принимает решение о том, что Нагорный Карабах должен остаться в составе республики: «В ответ на обращение Верховного Совета Армянской ССР Верховный Совет Азербайджанской ССР, исходя из интересов сохранения сложившегося национально-территориального устройства страны, закрепленного Конституцией СССР, руководствуясь принципами интернационализма, интересами азербайджанского и армянского народов, других наций и народностей республики, счёл передачу НКАО из Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР невозможной».

В июле 1988 г. в Армении проходили многодневные забастовки коллективов предприятий, организаций, учебных заведений, массовые митинги. В результате столкновения между митингующими и военнослужащими Советской Армии в ереванском аэропорту «Звартноц» погиб один из митингующих. 130-ый Католикос всех армян Вазген I (1955-1994) обращается по республиканскому телевидению с призывом к мудрости, спокойствию, чувству ответственности армянского народа, к прекращению забастовки. Призыв остаётся неуслышанным. В Степанакерте уже несколько месяцев не работают предприятия и организации, каждый день проводятся шествия по улицам города и массовые митинги, обстановка накаляется всё больше.

Тем временем ЦК КПАз пытается нормализовать обстановку в местах компактного проживания азербайджанцев в Армении. В Армянскую ССР продолжают прибывать беженцы из Азербайджана. По данным местных властей, на 13 июля в Армению прибыло 7265 человек (1598 семей) из Баку, Сумгаита, Мингечаура, Казаха, Шамхора и других городов Азербайджана.

18 июля 1988 г. в Кремле состоялось заседание Президиума Верховного Совета СССР, на котором были рассмотрены решения Верховных Советов Армянской ССР и Азербайджанской ССР о Нагорном Карабахе и принято постановление по данному вопросу. В постановлении отмечено, что, рассмотрев просьбу Верховного Совета Армянской ССР от 15 июня 1988 г. о переходе Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР (в связи с ходатайством Совета народных депутатов НКАО) и решение Верховного Совета Азербайджанской ССР от 17 июня 1988 г. о неприемлемости передачи НКАО в состав Армянской ССР, Президиум Верховного Совета считает невозможным изменение границ и установленного на конституционной основе национально-территориального деления Азербайджанской ССР и Армянской ССР.

В сентябре 1988 г. азербайджанское население было изгнано из Степанакерта, армянское - из Шуши. В 20-х числах сентября в Нагорно-Карабахской автономной области и Агдамском районе Азербайджанской ССР введены особое положение и комендантский час. В Армении Президиум Верховного Совета Армянской ССР принял решение о роспуске комитета «Карабах». Однако попытки партийных и государственных органов успокоить население не имели эффекта. В Ереване и некоторых других городах Армении продолжаются призывы к организации забастовок, митингов, голодовок. 22 сентября была прекращена работа ряда предприятий и городского транспорта Еревана, Ленинакана, Абовяна, Чаренцавана, а также Эчмиадзинского района. В Ереване к обеспечению порядка на улицах наряду с органами милиции привлекаются войсковые подразделения.

В ноябре - декабре 1988 г. в Азербайджане и Армении происходят массовые погромы, сопровождаемые насилием и убийствами мирного населения.

Появлялись лозунги: «Слава героям Сумгаита». Беженцами из Азербайджана, в основном в Армению, в течение конца ноября 1988 года стали более 200 тысяч армян. По различным данным, на территории Армении погромы приводят к гибели от 20 до 30 азербайджанцев. По данным армянской стороны, в Армении на межнациональной почве за три года (с 1988 по 1990) погибло 26 азербайджанцев, в том числе с 27 ноября по 3 декабря 1988 года - 23, в 1989 году - один, в 1990 - двое. По азербайджанским данным в результате погромов и насилия в 1988-1989 годах в Армении погибли 216 азербайджанцев. Основная масса убитых приходилась на северные районы, куда перед тем хлынули беженцы из районов Кировабада; в особенности же на Гугаркский район, где по данным КГБ Армении стороны было убито 11 человек.

В ряде городов Азербайджана и Армении вводится особое положение. На декабрь 1988 года приходится самый массовый поток беженцев - сотни тысяч человек с обеих сторон. В целом, к 1989 г. была завершена депортация азербайджанцев из Армении и армян из сельских районов Азербайджана (кроме Карабаха). 12 января по решению советского правительства в НКАО впервые в СССР было введено прямое управление с образованием Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью под председательством Аркадия Вольского, заведующего отделом ЦК КПСС. Были приостановлены полномочия областных партийных и государственных органов, ограничены конституционные права граждан. Комитет был призван предотвратить дальнейшее обострение обстановки и способствовать её стабилизации.

В Армении и Нагорном Карабахе было введено чрезвычайное положение. По решению советского руководства были арестованы члены так называемого комитета «Карабах» (включая будущего президента Армении Левона Тер-Петросяна).

С конца апреля - начала мая 1989 г. начался новый виток обострения обстановки в регионе, вызванный непрерывными и все нарастающими акциями «карабахского движения». Лидеры этого движения и их единомышленники перешли к тактике откровенного провоцирования столкновений армянского населения НКАО с внутренними войсками и азербайджанцами.

В июле в Азербайджане образована оппозиционная партия - Народный Фронт Азербайджана. Внеочередная сессия Совета народных депутатов Шаумяновского района Азербайджанской ССР приняла решение о вхождении района в состав НКАО.

В августе в НКАО состоялся съезд представителей населения области. Съезд принял обращение к азербайджанскому народу, в котором выражалась озабоченность нарастающим отчуждением между армянским и азербайджанским народами, переросшим в межнациональную вражду, содержался призыв к взаимному признанию неотъемлемых прав друг друга. Съезд также обратился к коменданту Особого района, офицерам и солдатам Советской армии и подразделениям МВД СССР с предложением активного сотрудничества с целью обеспечения мира в регионе. Съезд избрал Национальный Совет (председатель - народный депутат СССР В. Григорян), перед которым была поставлена задача практической реализации решения сессии областного Совета народных депутатов от 20 февраля 1988 года. Президиум Национального Совета направил обращение в Совет Безопасности ООН с просьбой о содействии в обеспечении защиты армянского населения края.

Руководство Азербайджанской ССР в качестве меры давления на НКАО и Армению предпринимает их экономическую блокаду, перекрыв доставку народнохозяйственных грузов (продовольствия, топлива и стройматериалов) железнодорожным и автомобильным транспортом через свою территорию. НКАО оказалась практически изолирована от внешнего мира. Многие предприятия были остановлены, бездействовал транспорт, не вывозился урожай.

28 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял постановление об упразднении Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью, согласно которому, в частности, Азербайджан должен был «создать на паритетных началах с НКАО республиканский оргкомитет и восстановить деятельность Совета народных депутатов НКАО». В созданный оргкомитет, который возглавил второй секретарь ЦК КП Азербайджана Виктор Поляничко, не вошли представители от НКАО, деятельность Совета народных депутатов НКАО не была возобновлена, не были выполнены требования Указа по обеспечению статуса реальной автономии НКАО, соблюдению законности, охране жизни и безопасности граждан, недопущению изменений сложившегося национального состава в НКАО. В дальнейшем именно этот орган разрабатывал и осуществлял силами милиции, ОМОН и внутренних войск операции по депортации (выселению) армянского населения Нагорного Карабаха и соседних районов. Сессия Совета народных депутатов НКАО самостоятельно провозгласила возобновление своей деятельности и не признала Республиканский оргкомитет, что привело к созданию в НКАО двух центров власти, каждый из которых признавался лишь одной из конфликтующих этнических групп.

1 декабря Верховный Совет Армянской ССР и Национальный Совет НКАО, «основываясь на общечеловеческих принципах самоопределения наций и отзываясь на законное стремление к воссоединению двух насильственно разделённых частей армянского народа», на совместном заседании приняли постановление «О воссоединении Армянской ССР и Нагорно-Карабахской автономной области».

С 13 по 20 января 1990 г. Имели место армянские погромы в Баку, где к началу года оставалось уже лишь около 35 тыс. армян. Центральные органы власти СССР проявляют преступную медлительность в принятии решений с целью остановить насилие. Лишь спустя неделю после начала погромов в Баку были введены войска для предотвращения захвата власти антикоммунистическим Народным фронтом Азербайджана. Эта акция привела к многочисленным жертвам среди гражданского населения Баку, пытавшегося помешать вводу войск.

14 января - Верховный Совет Азербайджанской ССР объединяет два соседних района - армянонаселённый Шаумяновский и азербайджанский Касум-Исмайловский в один - Геранбойский. В новом административном районе армяне составляют лишь 20 процентов населения.

15 января Президиум Верховного Совета СССР вводит чрезвычайное положение в НКАО, приграничных с ней районах Азербайджанской ССР, в Горисском районе Армянской ССР, а также в пограничной зоне вдоль государственной границы СССР на территории Азербайджанской ССР. Была образована Комендатура района чрезвычайного положения, ответственная за осуществление этого режима. В её подчинении находились приданные ей подразделения внутренних войск МВД СССР.

В связи с введением чрезвычайного положения была приостановлена деятельность областного и районных советов народных депутатов НКАО, Нагорно-Карабахского обкома КПАз, партийных и всех общественных организаций и объединений в Степанакерте и четырёх армянонаселённых районах. В то же время в Шушинском районе, где жили практически одни азербайджанцы, была сохранена деятельность всех конституционных органов власти. В отличие от армянских населённых пунктов, в азербайджанских сёлах НКАО партийные организации не упразднили; наоборот, в них были созданы парткомы с правами райкомов КПАз. Снабжение жителей НКАО продовольственными и промышленными товарами осуществлялось с перебоями, было прекращено пассажирское сообщение по железной дороге, резко сократилось количество авиарейсов Степанакерт - Ереван. Из-за не хватки продовольствия положение в армянских населенных пунктах становилось критическим, армяне Карабаха не имели наземного сообщения с Арменией и единственным средством доставки туда продовольствия, медикаментов, а также эвакуации раненых и беженцев была гражданская авиация. Внутренние войска СССР, расквартированные в Степанакерте пытались резко сократить такие рейсы - вплоть до вывода бронетехники на взлетную полосу. В связи с чем армяне в Мартакерте для поддержания связи с внешним миром построили грунтовую взлетно-посадочную полосу, способную принимать самолеты типа АН-2. Однако 21 мая азербайджанцы при поддержки военных распахали взлетную полосу и разгромили оборудование.

3 апреля был принят Закон СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения». Всё большую роль начали играть незаконные вооружённые формирования, получавшие поддержку местного населения, которое видело в них своих защитников и мстителей за нанесённые обиды. В течение 1990 и первой половины 1991 г. в результате раскручивающейся спирали насилия и растущей активности этих формирований гибли и получали ранения военнослужащие, сотрудники МВД, мирные граждане. В места компактного проживания армянского населения на территории Азербайджана (НКАО и прилегающие к ней районы) проникали вооружённые группы и с территории Армении. Здесь отмечались многочисленные случаи нападений на мирных граждан, угонов скота, захватов заложников, нападений на войсковые наряды с применением огнестрельного оружия. 25 июля был издан Указ Президента СССР «О запрещении создания незаконных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения». 13 сентября подразделения азербайджанского ОМОНа предприняли штурм села Чапар Мартакертского района. В ходе атаки кроме стрелкового оружия были использованы минометы и гранатометы, а также вертолеты с которых сбрасывались ручные гранаты. в результате штурма погибло 6 армян. 25 сентября два азербайджанских вертолета таким же образом бомбили Степанакерт.

30 апреля 1990 г. начало так называемой операции «Кольцо» по исполнению Указа Президента СССР от 25.07.1990 г. «О запрещении создания незаконных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения», проводившейся силами подразделений МВД Азербайджанской Республики, внутренних войск МВД СССР и Советской Армии с конца апреля по начало июня 1991 г. в НКАО и прилегающих районах Азербайджана. Операция, имевшая в качестве официальной цели разоружение армянских «незаконных вооружённых формирований» и проверку паспортного режима в Карабахе, привела к вооружённым столкновениям и жертвам среди населения. В ходе операции «Кольцо» была осуществлена полная депортация 24 армянских сел Карабаха.

1 мая Сенат США единогласно принял резолюцию, осуждающую преступления, совершенные властями СССР и Азербайджана против армянского населения Нагорного Карабаха, Армении и Азербайджана. 15 мая высаженный десант азербайджанского ОМОНа возле армянских сел Спитакашен и Арпагядук приводил к полной депортации жителей этих сел

20 июля в результате атаки армянских боевиков близ села Бузулук Шаумяновского района получили повреждения три Ми-24, а один из летчиков был ранен.

28 августа 1990 г. Азербайджан провозгласил независимость. В декларации «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики» сказано, что «Азербайджанская Республика является преемницей существовавшей с 28 мая 1918 года по 28 апреля 1920 года Азербайджанской Республики».

2 сентября состоялась Совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов, провозгласившая образование Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и населенного армянами прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР. По мнению депутатов они руководствовались Законом СССР от 3 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР».

Осенью 1990 г. Агдамское отделение Народного фронта Азербайджана создаёт Агдамский батальон ополчения под командованием Багирова. 25 сентября начинается 120-суточный обстрел Степанакерта противоградовыми установками «Алазань». Эскалация военных действий разворачивается практически на всей территории НКР. 23 ноября Азербайджан аннулирует автономный статус Нагорного Карабаха. 27 ноября Госсовет СССР принял постановление с призывом к сторонам о прекращении огня, выводе из зоны конфликта всех «незаконных вооружённых формирований» и отмене постановлений, изменяющих статус НКАО. В декабре создана Национальная армия Азербайджана. 10 декабря - в самопровозглашённой НКР проведён референдум о независимости.

С момента заключения 5 мая 1994 года Бишкекского соглашения о прекращении огня, судьба более четырёх тысяч граждан Азербайджана, которые все ещё числятся пропавшими без вести, остается неясной. Начиная с 1992 года Международный комитет Красного Креста тесно сотрудничает с Азербайджанским обществом Красного Полумесяца, оказывая при этом содействие властям в выполнении обязательств в области международного гуманитарного права и осуществления права семей лиц, пропавших без вести, на информацию о судьбе их близких.

Итогом военного противостояния стала победа армянской стороны. Несмотря на численное преимущество, превосходство в боевой технике и живой силе, при несравнимо больших ресурсах Азербайджан потерпел поражение.

За время войны между Азербайджаном и непризнанной НКР, в результате бомбёжек и обстрелов азербайджанской армией гражданского населения НК, погибло 1264 мирных жителей (из них более 500 женщин и детей). Без вести пропало 596 человек (179 женщин и детей). Всего с 1988 по 1994 г. в Азербайджане и непризнанной НКР было убито более 2000 гражданских лиц армянской национальности.

Армянские формирования подбили более 400 единиц бронетехники (31 % из имеющихся у Республики Азербайджан на тот период времени), в том числе 186 танков (49 %), сбили 20 военных самолетов (37 %), более 20 боевых вертолётов Национальной армии Азербайджана (более половины вертолётного парка ВС Республики Азербайджан).

В итоге военного противостояния непризнанной НКР и Республики Азербайджан, под контроль армянских формирований перешла территория 7 районов бывшей АзССР - 5 полностью и 2 частично (Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Джабраильский, Зангеланский - полностью, и Агдамский и Физулинский частично) общей площадью 7060 кв.км., что составляет 8,15 % территории бывшей Азербайджанской ССР. Под контролем Национальной армии Азербайджана находится 750 кв. км территории непризнанной НКР - Шаумянский (630 кв.км.) и небольшие части Мартунинского и Мардакертского районов, что составляет 14,85 % общей площади НКР. Кроме того, под контроль Азербайджана перешла часть территории Республики Армения - Арцвашенский анклав.

Беженцами стали 390 000 армян (360 000 армян из Азербайджана и 30 тыс. из НКР). Следует учесть, что многие азербайджанцы из Армении смогли перед выездом продать свои дома или квартиры и приобрести жилье в Азербайджане. Часть из них произвела обмен жильём с покидающими Азербайджан армянами.

В основе любого конфликта лежат как объективные, так и субъективные противоречия, также ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какой-либо проблеме, либо противоположные цели, методы или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов.

По мнению одного из основоположников общей теории конфликта Р. Дарендорфа концепция общества свободного, открытого и демократического вовсе не решает всех проблем и противоречий развития. От них не застрахованы не только развивающиеся страны, но и те, где имеется устоявшаяся демократия. Социальные конфликты несут угрозу, опасность распада общества.



Нагорный Карабах – регион в Закавказье, в восточной части Армянского нагорья. Восемьдесят процентов населения Нагорного Карабаха – армяне.

Вооруженный конфликт Армении с Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха разгорелся в начале 90-х годов прошлого века. Активные боевые действия 1991-1994 годов привели к многочисленным жертвам и разрушениям, около 1 миллиона жителей стали беженцами.

1987 – 1988 гг

В регионе возросло недовольство армянского населения своей социально-экономической ситуацией. В октябре в Ереване прошла демонстрация протеста против инцидентов с армянским населением села Чардахлу. 1 декабря несколько десятков протестовавших жителей были избиты и задержаны милицией, в связи с чем пострадавшие обратились в Генеральную прокуратуру СССР.

В тот же период в Нагорном Карабахе и Армении был проведен массовый сбор подписей под требованием о передаче Нагорного Карабаха в состав Армянской ССР.
Делегация карабахских армян передала подписи, письма и требования в приемную ЦК КПСС в Москве.

13 февраля 1988 года

В Степанакерте прошла первая демонстрация протеста по вопросу Нагорного Карабаха. Ее участники требуют присоединения Нагорного Карабаха к Армянской ССР.

20 февраля 1988 года

Внеочередная сессия народных депутатов НКАО по требованию депутатов-армян обратилась к Верховным Советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. Депутаты-азербайджанцы отказались участвовать в голосовании.

22 февраля 1988 года

У армянского села Аскеран на территории НКАО произошло столкновение с использованием огнестрельного оружия между азербайджанцами, милицейско-войсковыми кордонами, выставленными на их пути, и местным населением.

22-23 февраля 1988 года

В Баку и других городах Азербайджанской ССР прошли первые митинги в поддержку решения Политбюро ЦК КПСС о недопустимости пересмотра существующей национально-территориальной структуры. В Армении тем временем разрасталось движение поддержки армянского населения НКАО.

26 февраля 1988 года

В Ереване состоялся массовый митинг в поддержку передачи Нагорного Карабаха Армянской ССР.

27-29 февраля 1988 года

Погромы в Сумгаите, сопровождавшиеся массовым насилием в отношении армянского населения, грабежами, убийствами, поджогами и уничтожением имущества.

15 июня 1988 года

17 июня 1988 года

Верховный Совет Азербайджанской ССР заявил, что решение этого вопроса не может входить в компетенцию Армянской ССР и счел передачу НКАО из АзССр в состав Армянской ССР невозможной.

21 июня 1988 года

На сессии областного совета НКАО вновь был выдвинут вопрос о выходе из состава Азербайджанской ССР.

18 июля 1988 года

Президиум Верховного Совета СССР решает, что Карабах остается частью Азербайджана.

21 сентября 1988 года

Москва объявляет о введении военного положения в НКАО.

Август 1989 года

Азербайджан начинает экономическую блокаду Нагорного Карабаха. Десятки тысяч человек покидают свои дома.

13-20 января 1990 года

Армянские погромы в Баку.

апрель 1991 года

Подразделения советских войск и ОМОНа начали “Операцию кольцо”, официально направленную на разоружение боевиков в армянской деревне Чайкенд (Геташен).

19 декабря 1991 года

26 января 1992 года

Первое серьезное поражение азербайджанской армии.
Десятки солдат убиты во время атаки на деревню Дашалты (Каринтак).

25-26 февраля 1992 года

Сотни азербайджанцев убиты в результате штурма армянами Ходжалы.

12 июня 1992 года

Наступление азербайджанских войск. Под контроль военных взят Шаумяновский район.

Май 1994 года

5 мая 1994 года в столице Киргизии при посредничестве России и Межпарламентской ассамблеи СНГ заключено
соглашение о прекращении огня с 12 мая 1994 года в регионе карабахского конфликта. Причем режим перемирия соблюдается без вмешательства
миротворцев и участия третьих стран.

Источники:

  • Human Rights Watch
  • Reuters
  • Web site of Nagorno Karabakh Republic office in Washington Sumgait.info
  • Chronology of the conflict prepared in August of 1990 by CIA
  • Chronology prepared by the “Memorial” Society (Russia)

ТБИЛИСИ, 3 апр - Sputnik. Конфликт между Арменией и Азербайджаном начался в 1988 году, когда Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР. Переговоры по мирному урегулированию карабахского конфликта ведутся с 1992 года в рамках Минской группы ОБСЕ.

Нагорный Карабах — историческая область в Закавказье. Численность населения (по состоянию на 1 января 2013 года) — 146,6 тысяч человек, подавляющее большинство — армяне. Административный центр — город Степанакерт.

История вопроса

Армянские и азербайджанские источники имеют различные точки зрения на историю региона. По данным армянских источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название — Арцах) в начале первого тысячелетия до н.э. входил в политико-культурную сферу Ассирии и Урарту. Впервые упоминается в клинописи Сардура II, царя Урарту (763-734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Персией, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус. В XVII-XVIII веках арцахские князья (мелики) возглавляли освободительную борьбу армян против шахской Персии и султанской Турции.

По данным азербайджанских источников, Карабах — одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина "Карабах" относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI веке входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России.

В начале мая 1920 года в Карабахе была установлена Советская власть. 7 июля 1923 года из нагорной части Карабаха (часть бывшей Елизаветпольской губернии) образована Нагорно-Карабахская автономная область (АО) в составе Азербайджанской ССР с административным центром в селении Ханкенды (ныне — Степанакерт).

Как началась война

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР".

Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

2 сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов, принявшая Декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения — 99,89% — высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

Жертвы и потери

Потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили, по разным данным, до 25 тысяч человек убитыми, более 25 тысяч были ранены, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания, без вести пропавшими числятся более четырех тысяч человек.

В результате конфликта Азербайджан потерял над Нагорным Карабахом и — полностью или частично — семью прилегающими к нему районами.

Переговоры

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке представители Азербайджана, Армении, азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха подписали протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая. Этот документ вошел в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский протокол.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В группу также входят Армения, Азербайджан, Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция.

С 1999 года проходят регулярные двусторонние и трехсторонние встречи лидеров двух стран. Последняя встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в рамках переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахской проблемы состоялась 19 декабря 2015 года в Берне (Швейцария).

Несмотря на окружающую переговорный процесс конфиденциальность, известно, что их основой являются так называемые обновленные Мадридские принципы, переданные Минской группой ОБСЕ сторонам конфликта 15 января 2010 года. Основные принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, именуемые Мадридскими, были представлены в ноябре 2007 года в столице Испании.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.