Город львов в советское время. Современная история львова

За Львовом прочно укрепилась слава "самого украинского из украинских городов". Именно отсюда Украину постоянно учат, как ей быть на самом деле Украиной, а не "Малороссией". Но вот интересный факт: сам Львов стал украинским городом относительно недавно и исключительно благодаря советской власти, которую галицкие национал-патриоты при каждом удобном случае клянут на чем свет стоит. В перечне этих обвинений важное место занимает русификация - пришли, мол, "москалi-окупанти i русифiкували українське мiсто Львiв".

Например, в 30-х годах во Львове проживало всего лишь несколько сотен выходцев из России, а к 1989 г. число русских в городе достигло 127 тыс. человек; до 1939 г. во Львове не было ни одной русской школы, а через 50 лет их насчитывалось 24. Вот она - русификация "украинского Львова"! А кое-кто даже жалуется, что "москали" заняли роскошные квартиры в престижных районах города, выселив оттуда... украинцев. И приток русского населения, и появление русских школ при советской власти, всT это было. Но проходил ли этот процесс в ущерб украинцам? Сопровождался ли он сокращением численности украинцев в городе, понижением их социального и профессионального статуса? Да и был ли вообще Львов украинским городом до установления в Галичине советской власти?

27 января 1938 г. на заседании статистической комиссии "Наукового Товариства iм. Шевченка" во Львове д-р Владимир Огоновский выступил с докладом на тему "Национальная, социальная и профессиональная структура населения Львова по переписи населения 9.12.1931 г." Текст этого доклада был опубликован в 1938 г. в виде брошюры под названием "Львiв у цифрах". На основе данных, приведенных в этой брошюре, общая численность населения города по состоянию на 9.12.1931 г. составляла 312.231 человек. По конфессиональному признаку это население распределялось следующим образом:

греко-католиков 49.747 чел. или 15,9%
православных 1.077 чел. или 0,3%
римо-католиков 157.490 чел. или 50,5%
моисеевых (т.е. иудаистов) 99.595 чел. или 31,9%
прочих 4.322 чел. или 1,4%

Что касается распределения по национальному признаку, то следует учесть, что национальность тогда, как и прежде во времена Австрии, определялась по разговорному языку. Состав населения Львова "щодо мови найближчої" выглядел так:

украинцев 24.245 чел. или 7,8%
русинов 10.892 чел. или 3,5%
поляков 198.212 чел. или 63,5%
евреев 75.316 чел. или 24,1%
прочих 3.566 чел. или 1,1%

Здесь требуется пояснение, почему отдельно указана численность украинцев и русинов, и что это означает

В прошлом термин "русские" являлся обобщающим названием для великороссов, малороссов, белорусов, т.е. для всех восточных славян, живших некогда на территории древней Руси. (В России после революции 1917 г. большевики оставили название "русские" только за одной из ветвей русского народа - за великороссами, а украинцев и белорусов официально признали отдельными народами, чем оказали неоценимую услугу местным националистам.)

Также и коренное население Галицкой Руси называло себя русинами, русскими. Во второй половине XIX в. в среде галицких русинов произошло размежевание на так называемых старорусинов, которые, оставаясь на почве исторической традиции, признавали себя частью единого русского народа (поляки называли сторонников этого движения "москвофилами") и на молодорусинов или украинофилов, которые приняли идею отдельности малорусского (украинского) народа. Постепенно украинофилы отказались от названия "русины", вначале именуя себя русинами-украинцами, а затем и просто украинцами.

Во времена Австрии термин "украинцы" не признавался официально как обозначение национальности и служил названием определенного политического движения в среде галицких русинов. Только в ходе Первой мировой войны, когда галицко-русское ("москвофильское") движение в Галиции было разгромлено, австрийские власти признали термин "украинцы" как обозначение национальности.

Но после Первой мировой войны галицко-русское движение снова возродилось, и в Польше в 1931 г., как видим, употреблялось и то и другое наименование. Преобладали тогда уже украинцы, которые во Львове более чем вдвое превышали число тех, кто продолжал считать себя русинами.

В то же время по данными переписи населения 1931 г. по трем воеводствам - Львовскому, Тарнопольскому и Станиславовскому общий перевес украинцев над русинами был не столь велик, так как среди греко-католиков в этих трех воеводствах к украинцам себя причислили 1.660.826 человек, к русинам - 1.116.166 человек.
Также требует пояснения тот факт, что в сумме численность украинцев и русинов меньше численности греко-католиков. Это следствие того, что национальность определялась по языку, и означает, что остальные греко-католики подали своим разговорным языком польский и причислены к польской национальности. Этим же объясняется то, что евреев меньше, чем лиц моисеевого вероисповедания, а поляков больше, чем римокатоликов.

Среди жителей Львова людей, сознательно считавших себя украинцами, было всего лишь 7,8%, но в подсчетах, проведенных д-ром В.Огоновским за основу взят конфессиональный признак, и термин "украинцы" применяется ко всем греко-католикам, составлявшим, как указано, 15,9% всего населения Львова.
Какова же была тогда социальная и профессиональная структура населения Львова?
Количество грамотных среди поляков и евреев старше 10 лет достигало во Львове 92%, среди украинцев - 77%. Среди работающих украинцев 73% были работниками физического труда, среди поляков - 50%, среди евреев - 32%. Работников умственного труда среди работающих поляков и евреев было по 20%, в то время как среди украинцев только 7%.
Поляки во Львове преобладали в администрации (71%), на транспорте и в связи (76%), в сфере образования и промышленности. Евреи доминировали в торговле - 62%; поляков в торговле было занято 27%, украинцев 11%. В адвокатуре, нотариате, среди практикующих врачей евреи составляли 71%. тогда как украинцы по 7%.

Зато 45% всех украинцев было занято в домашней прислуге, евреев - 4%. Из работающих украинок домашней прислугой работали 64%, из работающих полек - 25%, евреек - 5%. Что касается наиболее богатых жителей города, тех, которые использовали наемную рабочую силу, то они с членами семей составляли 6% всего населения города, 11% еврейского, 4% польского и 2% украинского населения.

Подводя итоги, докладчик так характеризовал положение украинцев во Львове (перевод с украинского языка):
"Следовательно, украинцы во Львове - это, в основном, молодой, свободный (т.е. не состоящий в браке, - Л.С.), наплывающий, не очень грамотный, преимущественно рабочий элемент. На 30.000 всех украинцев и украинок, которые зарабатывают во Львове, есть 9.700 слуг, 2.000 сторожей, 1.400 неквалифицированных рабочих и 9.000 квалифицированных рабочих и ремесленников. Кроме домашней прислуги, украинцы нигде не имеют относительно большого числа, а что касается 11% в торговле, то там на 4.000 украинцев половина сторожа... Об интеллигентных профессиях и говорить нечего. Еще в промышленности украинские рабочие и ремесленники играют некоторую роль, но как наемная сила".

Каждый, кто способен объективно проанализировать приведенные цифры, легко поймет, какое место занимали украинцы во Львове в 30-х годах XX века. По национальному составу Львов был тогда польско-еврейским городом, а ни в коей мере не украинским. Украинцы уступали полякам и евреям не только в численности, но и значительно отставали от них по своему социальному и профессиональному уровню.

Кстати, о фешенебельных квартирах в престижных районах, откуда якобы выселили украинцев. Если до 1939 г. там и появлялся украинец, то разве что в качестве прислуги. Жаловаться на выселение могли бы поляки и евреи, которые занимали тогда эти квартиры. Но львовских евреев во время немецкой оккупации истребили гитлеровцы. После войны советская власть вынудила львовских поляков уехать в Польшу.
Так город утратил свой польско-еврейский характер...

Сейчас галицкие националисты называют советскую власть "москальской", русской властью, стараясь свалить на русских всю ответственность за репрессии сталинских времен. Однако, как бы кто ни пытался это представить, советская власть не была по своей сути русской властью. Об этом свидетельствует и участь галицких русинов.

Несмотря на тяжелые потери, понесенные галицко-русским движением во время Первой мировой войны, в 30-х годах еще более миллиона галичан считали себя русинами, русскими, частью русского народа в старом, традиционном значении этого понятия. И если бы власть, пришедшая на земли Галицкой Руси в 1939 году, была русской властью, она, по логике вещей, должна была бы всемерно поддержать галицко-русские организации, содействовать распространению идеи русского единства в Галичине. Однако эти организации были закрыты, а советские чиновники всех галицких русинов принудительно, против их воли, записали украинцами.

Конечно, в 1939 г. советский режим закрыл и галицко-украинские организации, существовавшие к тому времени. Но украинские националисты имели мощную базу за границей, где и продолжили свою деятельность. На советской же Украине власть приложила все усилия, чтобы уничтожить даже память о существовании галицко-русского движения, о людях, которые, подвергаясь преследованиям со стороны польских и австрийских властей, сохраняли верность идее национально-культурного единства Руси.

Таким образом, то, чего не смогли сделать поляки, подавляя "москвофильство" в XIX веке, чего не смогли сделать австрийцы, посылая в годы Первой мировой войны десятки тысяч галицких русинов на расстрелы и виселицы, за колючую проволоку Талергофа и в казематы Терезина, то сделала советская власть - окончательно искоренила в сознании галичан идею русского единства...
По мере строительства в послевоенном Львове промышленных предприятий, открытия новых учебных заведений, население города росло, причем большей частью за счет галичан, выходцев из сельской местности, которые, получая во Львове образование, специальность, пополняли ряды рабочего класса и интеллигенции.

Так именно при советской власти Львов превратился в украинский город, где украинцы стали численно преобладающей национальностью, а в профессиональном отношении выделялись не количеством домашней прислуги и сторожей, а заняли достойное место в индустрии, науке, образовании, медицине и т.д.

Оценка действий советской власти в Галичине не может быть однозначной. Можно рассматривать это как своеобразный исторический парадокс, но является фактом, что советский режим, беспощадно боровшийся с украинским национализмом, практически выполнил те основные задачи, решить которые своими силами галицкие националисты были не в состоянии.
Он оторвал Галичину от Польши и выселил поляков, ликвидировал галицко-русские организации и записал всех галицких русинов украинцами, создал промышленность и науку, подготовил для них местные национальные кадры, а затем спокойно сошел со сцены, преподнеся на прощание националистам подарок в виде "незалежної Української держави" и, в частности, оставив после себя действительно "українське мiсто Львiв".

На башне городской ратуши теперь развевается сине-желтый флаг, памятники советской эпохи в основном снесены и улицы переименованы, "москалей" из руководства вычистили, добивают русские школы - успехи налицо! Вот только промышленность Львова неуклонно скатывается к тому уровню, на котором она находилась во времена Польши, и тысячи галичан, покидая "українське мiсто Львiв" с его сине-желтыми флагами и переименованными улицами, вновь осваивают профессию домашней прислуги в странах Запада.

Все-таки в 30-х годах львовскому украинцу для того, чтобы наняться чернорабочим или прислугой к поляку, не надо было, по крайней мере, оформлять заграничный паспорт, а сейчас приходится. И вот из-за этих "клятых москалей" - оторвали Галичину от Польши, вот теперь украинцы и маются...

Львовский ресторан «Дом Легенд»

Львов - самый крупный город Западной Украины, обладающий статусом культурной столицы Украины. Но до получения такого статуса, проделал трудный путь сквозь века. В ранний период истории Львов был одним из центров торговли Галицко-Волынского княжества. В средние века город стал столицей одной из провинций Речи Посполитой и перенёс множество пожаров, эпидемий, за город постоянно велись войны. В 1772 году и он входит в состав Австро-Венгерской Империи. Что характерно, в состав, какой бы империи не входил Львов, как бы он не назывался, он всегда рос, развивался и притягивал людей, давая возможность им реализовать свой потенциал.

В 1919 году после длительных сражений, как политических, так и военных, Львов возвращается в состав Польши . Первым делом власти возвращают городу историческое название и статус столицы Русского воеводства. В период с 1919 года по 1939, когда Львов входил в состав Польши, настроение населения было очень противоречивым. Часть населения поддерживало вернувшуюся польскую власть (в основном – буржуазно-капиталистические поляки, которым восстановление польской власти, возвращало многие привилегии). Другая часть населения поддерживала коммунизм, который активно пропагандировался Россией. был центром распространения коммунистических идей во всей Польше и граничащих с ней государств. Коммунизм был близок по духу для трудового населения, которое здесь после всех конфронтаций находилось в плачевном состоянии, но не могло добиться от польской власти хоть каких-нибудь поблажек.

В 1939 году в Львове практически не развивалась промышленность, а наоборот усиливалась безработица, чтобы народ держать под контролем. Но, не смотря на все проблемы, Львов развивался и рос. Население города за 20 лет управления польскими властями увеличилось с 200 до 300 тысяч человек. К городу присоединились многие окрестные сёла. Город постепенно восстановил себе статус одного из самых важных центров культуры и науки Польши.

С наступлением гитлеровских войск в 1939 году на Польшу, жизнь Львова снова вошла в стадию активной конфронтации. Как позднее выяснилось, Львов вместе со всей Западной Украиной, по тайному соглашению Германии и Советского Союза, должен был перейти под руководство коммунистов, войдя в состав Украинской СССР. Таким образом, после недолгого окружения красная армия вошла в город. Рабочий класс с большой искренностью поддержал коммунистов так, что их встретили с радушием и почестями. В городе на какое-то время наступило спокойствие. Но через два года немцы напали на СССР, и за город снова начались сражения. После оккупации Германией Львова, в нем велись массовые расстрелы и притеснения еврейского народа. При таком отношении к населению в городе быстро сформировалось сильное подпольное движение, которое проводило акции, срывавшие все немецкие планы. В июле 1944 года в ходе сложных боев Львов был освобожден от фашистских захватчиков и присоединен к Украинской ССР.

Современный Львов

После окончания Второй Мировой Войны из города эмигрирует большая часть польского населения, а их место занимают украиноязычное население окрестных сёл и русскоговорящее население со всего Советского Союза. Благодаря тому, что основные военные действия велись южнее города, Львов сохранил большую часть своих исторических памятников, которые и в наши дни являются культурным достоянием Львова.

Советские власти приняли решение отстроить в самые сжатые сроки, и сюда начинают стекаться строительные силы с Москвы, Свердловска, Ленинграда и других промышленных центров огромной страны. Постепенно в городе строят промышленные гиганты, которые выпускают продукцию на весь Советский Союз. Так, здесь производят транспортные погрузчики, автобусы ЛАЗ. Во всем Союзе известна продукция трикотажных и обувных фабрик Львова. Здесь функционируют большие военные предприятия, на которых производится оборудование для танков и самолетов, а так же аппараты для ракетной программы Советского Союза. С ростом производства в городе возникает потребность в качественном образовании, и сюда переезжают работать многие научные специалиста страны. Во Львове организуют огромное количество научно-исследовательских учреждений, проектно-конструкторских институтов и университетов.

Львов, Музей - аптека.

С ростом промышленности население города увеличивает свою численность с 300 тысяч человек (на 1941 год) до 900 тысяч (на конец 90-х годов). Площадь Львова увеличивается в два раза за счет постройки новых современных, по тем временам, микрорайонов. В городе обустраивают всю необходимую инфраструктуру - здесь строят школы и садики, стадионы и дворцы культуры, театры и кинотеатры.

После распада Советского Союза, Львов становится центром возрождения украинской культуры. Постепенно он из большого промышленного центра превращается в культурный центр Украины. съезжаются тысячи туристов со всего постсоветского пространства во все сезоны года. И хотя зима во Львове выделяется промозглостью и дождливостью, все равно, город полон туристов. Приятно, что жители города хорошо относятся к приезжим и с выбором жилья в частном секторе Львова не возникает проблем. Исключениями являются большие культурные события Украины, которые часто проходят именно во Львове.

Львов 2013 – большой современный туристический центр, способный принять одновременно сотни тысяч туристов с теплотой и радушием.

После окончания Первой мировой, польсько-украинськой и советско-польской войн, население города быстро восстанавливалось прежде всего за счет притока польского элемента с коренных польских территорий в лице государственных служащих, студентов, рабочих и служащих железной дороги и государственных оборонительных, полиграфических, железнодорожно-ремонтных предприятий.

Учитывая приток еврейских беженцев из галицкой периферии численность евреев в городе тоже выросла. Перепись населения 1921 г. зафиксировала общее восстановление его довоенной численности. В городе проживало 219388 лиц, в частности 111860 римо-католиков (50,99%), 76854 иудеев (35,03%), 27269 греко-католиков (12,43%). Остальные 3405 лиц (1,55%) принадлежали к другим конфессиям. Сравнительно с данными переписи 1910 г., количество поляков возросло на 6,06%, евреев — на 33,92%, вместо того численность украинцев за военные тяжелые времена уменьшилась на 30,89%. Занятое население составляло 103598 лиц. В том числе 64278 мужчин (62,05%) и 39320 женщин (37,95%). Среди 21942 служащих на мужнин приходилось 68,29%; среди 43736 рабочих -57,62%. Значительная часть занятых — 21053, в том числе 11859 рабочих приходилось на графу «горное дело и промыслы». Безработных с иждивенцами, но без семей насчитывалось 25470 лиц — 11,6% всего населения города. Еще 13459 лиц относились к домашней челяди с иждевенцами (6,1% всего населения). Частица иждивенцев в графах «безработные» и «домашняя служба» была невысокой, соответственно 37,7% и 12,5%. Основную массу домашней службы представляли нанимаемые женщины (10286 ос.). Мужчин среди домашних рабочих было 677. Среди всех 15859 так называемых занятых безработных мужчин было 8099, женщин — 7765.

После возрождения польского государства Львов покинули много специалистов, преимущественно управленцев, экономистов, научных работников, которые получили должности в Варшаве и других польских городах. В тех частях Польши, которые до 1918 г. принадлежали Германии и России, в отличие от Галиции, не было высших польских учебных заведений, итак там остро не хватало просвещенных людей и опытных управленцев. Львов стал источником квалифицированных кадров для всей Польши, но ценой обедненности собственного кадрового потенциала.

В следующие годы динамика роста населения Львова, по подсчетам Анджея Бонусяка, выглядела так: 1925 — 237 тыс. 1930 — 242 тыс. 1931 — 312 тыс. 1935 — 317 тыс. 1939 — 319 тыс.

Как видим, прирост населения был довольно медленным (70-тысячный прыжок между 1930 и 1931 годами состоялся за счет увеличения территории города). Впрочем, если данные за 1931 г., зафиксированные переписью населения, не вызывают особых предостережений, то цифры за следующие годы лишь приблизительные. Исследователи приводят значительно высшие цифры для 1939 г. (например, Гжегож Грицюк — 333,5 тыс., авторы «Истории Львова» (Львов, 1984) — близко 340 тыс.). Во всяком случае, в 1930- х гг. Львов был третьим по количеству населения городом Польской Республики, уступая Варшаве и Лодзи, но опережая Познань и Краков.

Несмотря на то, что в междувоенные годы экономика Львова находилась в состоянии стагнации и не достигла даже уровня 1913 г., население увеличивалось за счет чиновничье-мещанского элемента, домашней челяди, военных и их семей, ученической и студенческой молодежи, которая рекрутировалась также из края, выброшенных безземельем искателей заработка в большом городе. В сферу промышленности и строительства активно вторгался украинский элемент. На численности городского населения, по перепеси 1931 г., сильно обозначилось присоединение в 20-х гг. к Львовской городской гмине пригородных сел Замарстынова, Клепарова, Голоска Малого, Знесения, Сигновки, Кульпаркова, приселка Левандовки от Белогорщи, части гмены Крывчицы. По этим причинам до 1931 г.. население города выросло на 42,32% и достигло 312231 лицо. При этом число римо-католиков увеличилось на 42,32% и достигло 157490 лиц (50,44%), число жителей иудейского вероиповедования возросло на 29,56% и достигло 99595 лиц (31,89%). Греко-католики имели наивысший прирост — 82,43%, хотя часть среди всего населения и дальше оставалась меньше двух других групп — 15,93%. Число других достигло до 5399 лиц (1,73%).

Занятое население представляло почти половину. Также половину (77424 человек) представляли наемные работники и работницы. По областям хозяйства и общественной деятельности они распределялись следующим образом: в городничестве и лесничестве — 198 лиц (0,25%); в горном деле и промышленности- 29459 (31,6%); в торговле и снабжении — 11486 (14,8%); в коммуникациях и транспорте — 6625 (8,6%); в общественной и церковной службе — 2533 (3,3%); в образовательной и культурной службе — 1235 (1,6%); в здравоохранении и опеке — 3405 (4,4%); в домашней службе — 21015 (27,1%); в других областях — 1468 (1,9%). По всей видимости, наиболее динамичным был рост рабочих физической работы, что были заняты в домашней службе и обслуживали буржуазию, чиновничество, другие мещанские слои.

Острее, чем во время Австрии стала проблема безработицы. Реальное состояние безработицы во Львове оценить нелегко, поскольку разные источники приводят разную статистику. Согласно переписи 1931 г., во Львове было свыше 32 тыс. безработных, что представляло свыше 10 % населения города (втрое больше чем в 1921 г.). В январе 1932 г. городской магистрат зарегистрировал 332 безработных работников металообрабатывающей отрасли, 1297 строителей, 1674 из других областей, всего 3303 лица. Еще больше безработных тогда же зарегистрировал окружной епископский комитет помощи безработным: 5323 лица, из которых 3529 лиц физической работы и 1794 — умственной. Вместе с членами семей безработное население было на уровне 10789 лиц.

По официальным данным полиции, в марте 1936 г. зарегистрировали 7970 безработных, а в апреле 1937 — 10789 лиц.

Разные общественные комитеты не были в возможности предоставить существенную помощь безработным. Допомоговый комитет при костеле св.Мартина в ноябре 1931 г. писал к Окружному епископскому комитету: «В приходе находится около тысячи семей, которые, без никакого сомнения, нуждаются в помощи. Начатая их регистрация прекращена, поскольку наплыв тех, кто вызывается, был настолько многолюдный, что дальше их записывать было бы ненужным отуманиванием бедных людей, поскольку к такому числу прийти с необходимой помощью не имеем возможности». Много семей безработных были многодетными. В одном из списков, составленных в приходе костела св.Мартина, числилась 171 семья, из которых 46 имели трое и больше детей, в том числе 35 — по три-четыре ребенка, 7 — по пять детей, 3 — по шесть, а одна — семеро.

Осенью 1931 г. к еврейскому общественному комитету опеки над бедными семьями обратилось 3500 семей. Помощь же была выделена лишь для 400.

За время между переписями 1921 и 1931 гг. часть однокомнатных квартир в городе выросла с 27 до 32%, а людей, которые жили в таких квартирах — с 20,1 до 26,5%. Много людей жили в служебных помещениях. Но как только они освобождались из работы, организации требовали высвобождения помещений.

Много городских участков и домов характеризировались трудными материальными и моральными условиями обитания в них. Вот некоторые характерис-тики жилых домов, взятые из полицейских донесений: «быт старый, от многих лет неремонтированная, грязная, заселенная рабочей людностью, убогой, неопрятной» (ул.Байзера, 1); «дом грязный, население неопрятное. В партере живет вор Авль Леон» (ул.Курковая, 28); «быть… содержится хорошо. В партере живет квартирный вор Мищишин Марьян, в сутенерах также Петр Бараник (ул.Копцова, 2); при характеристиках многих домов добавленные дописки: «стая воров и путан» (ул.Пешая, 2); «стая воров поточных» (ул.Шкарпова, 2); «удержание домашнего отеля для карманников» (ул.Сенкевича, 12а); «сходятся воры и держат путан» (Старый Рынок, 5); «держит сестру путану, сходятся воры» (пл.Стрелецкая, 2); «сам кассовый вор» (ул.Замковая, 10); «вор сам и его брат Соломон» (ул.Льва, 10); «женщина удерживает путан» (Старый Рынок, 1) и т.п.

В районе ул.Шпытальной — от ул.Карной до ул.Казимировской — было официально разрешено так называемый промысел путан, хотя те предлагали свои услуги и на центральных улицах. Определенное воображение о численности деклассированных элементов во Львове представил заключенный полицией Справочник арестованных 1933 г. В нем фигурирует 2180 лиц, из которых 365 подвергались арестам многоразово. Какой-то Михаил Чайковский аж 11 раз за год, Стузз Зофия, Тимощук Андрей, Шидловский Казимир — по 6 раз, много — по 4-5 раз. Распространенным было бродяжничество и другие негативные явления большого города, экономика которого находилась в состоянии постоянной стагнации и упадка.

От середины 30-х гг. во Львове, как и во всей Польши, начали появляться беглецы из Германии. Для опеки над ними был создан «Объединенный еврейский комитет предоставления помощи выходцам из Германии».

Вопреки всем социальным деформациям в городе, которые вызвались кризисными явлениями в экономике польского государства, основную массу населения города продолжали представлять те же социальные слои, которые были фиксированы переписью 1931 г. Хозяйственная стагнация и углубления внутренней поляризации в составе украинских, польских и еврейских общественно-политических структур, а также общее обострение отношений между тремя основными национальными группами делали социально-политическое напряжение в городе все более тревожным. [Использованные материалы]

Львов - крупный культурный и научный центр Украины, а также один из самых красивых и интересных городов Европы.

В конце 12-го века земли современного Львова и его окрестности входили в состав Галицко-волынского княжества. Первые же письменные упоминания о городе содержатся в Галицко-Волынской летописи и датируются 1256 годом. Именно с этого времени и ведется официальное летоисчисление Львова.

Основание Львова

Считается, что Львов был основан Даниилом Галицким (князь Галицкий и Волынский, Великий князь Киевский и первый король Руси), по достоинству оценившим природные ландшафты здешних мест, идеально подходящие для создания нового хорошо укрепленного поселения. В своей знаменитой хронике «Тройной Львов» (лат. Leopolis triplex) поэт, историк и бургомистр Львова Бартоломей Зиморович, посвятивший внушительную часть своей жизни изучению истории любимого города, пишет: «Увидев на самой границе своих владений выгодную в военном отношении гору, защищенную снизу, будто кольцом покрытых лесом долин и самой крутизной, которая может сдержать врага, он немедленно приказал построить здесь крепость и решил перенести сюда свою княжескую резиденцию». Свое название город получил в честь сына Даниила Галицкого – Льва Данииловича. В 1272 году Львов стал столицей Галицко-Волынского княжества.

Средние века

В 1349 году ослабленный междоусобицами и частыми нападениями монголо-татар Львов оказывается под контролем Польши, а уже в 1356 году польский король Казимир III Великий дарует городу Магдебургское право. Львов начинает стремительно расти и развиваться, чему в немалой степени способствует и крайне удачное его расположение на пересечении важных торговых путей. Окончательно же закрепило за Львовом статус одного из крупнейших торговых центров Восточной Европы получение в 1379 году городом права иметь свои склады. Будучи мощным форпостом Польши на юго-востоке, процветающий Львов привлекал все новых и новых переселенцев став вскоре многонациональным городом, жители которого исповедовали самые разные религии. Экономический рост также способствовал развитию города как культурного и научного центра.

К концу 15-го века усиливающаяся турецкая экспансия на Запад фактически перекрыла все торговые пути, тем самым нанеся тяжелый урон экономике Львова. Город бедствовал, переживая, пожалуй, один из сложнейших периодов в своей истории. Последней каплей стал страшный пожар в 1527 году, который практически полностью уничтожил готический Львов. Тем не менее, жители не бросили город, сумев не только его отстроить (правда, уже в стиле ренессанса), но и возродить былую купеческую славу. Ранее благосостояние местных купцов в основном базировалось на торговле товарами следовавшими транзитом через Львов, теперь же упор был сделан на местные товары – рыбу, воск, пушнину и т.д. Вскоре потекли рекой и иностранные товары. Жизнь на львовском Рынке вновь забила ключом. Активно развивались в этот период во Львове и ремесла.

Новое время

Неудивительно, что процветающий Львов, известный как крупный торгово-ремесленный центр далеко за его пределами, представлял определенный интерес для различных завоевателей. В 17-м веке город пережил множеством осад (казаков, шведов, турок, татар и т.д.), но несмотря ни на что выстоял. И все же уже в 1704 году основательно ослабленный Львов впервые почти за 400 лет был захвачен армией шведского короля Карла XII и разграблен. Конечно же, это не могло не сказаться на благосостоянии города, и Львов постепенно пришел в упадок. Не способствовал возрождению города и общий кризис, царивший во владениях Речи Посполитой.

Львов находился под полным контролем Польши вплоть до 1772 года (за исключением небольшого периода в 1370-1387гг., когда городом управляли венгерские наместники). В 1772 году после первого раздела Речи Посполитой Львов вошел в состав Австрийской империи (с 1867 года Австро-Венгерская империя) став столицей одной из ее провинций - Королевства Галиции и Лодомерии. В период господства австрийцев был проведен ряд административных и хозяйственных реформ, снесены старые городские стены, что позволило существенно расширить его границы, налажена телефонная связь, построена железная дорога, электрифицированы улицы и многое другое. Существенные изменения претерпела и культурная жизнь города – построены два театра, восстановлен Львовский университет, открыты Реальная (Торговая) школа, Техническая академия и частная библиотека Оссолинских (сегодня Львовская научная библиотека им. В. Стефаника), развивалось издательское дело…

Двадцатый век

После распада в 1918 году Австро-Венгерской империи Львов на некоторое время стал частью Западно-Украинской народной Республики, что повлекло за собой вооруженный военный конфликт, вошедший в историю как Польско-украинская война, на фоне которой развернулась и так называемая Советско-польская война или Польский фронт. В результате подписания Рижского мирного договора Львов снова оказался во власти Польши, под контролем которой и пребывал до 1939 года в качестве столицы Львовского воеводства.

1 сентября с вторжения в Польшу началась Вторая мировая война. В соответствии с секретным дополнительным протоколом к Договору о ненападении между Германией и СССР (Пакт Молотова-Риббентропа), Львов входил в сферу интересов последнего. Тем не менее, 12 сентября 1939 года Вермахт начал осаду города. После небольшого конфликта вопрос был урегулирован и немецкие войска отошли от города. 21 сентября советское командование начало переговоры с поляками, результатом которого стало воссоединение западно-украинских земель с Украинской Советской Социалистической Республикой в составе СССР. За воссоединением последовали массовые репрессии и депортация в Сибирь украинцев и поляков.

В 1941 году в ходе наступления немецкой армии советские войска покинули Львов, но перед отступлением органы НКВД без суда и следствия расстреляли в львовских тюрьмах более 2500 украинцев, поляков и евреев (большая часть заключенных являлась представителями местной интеллигенции). Наиболее же печальными страницами в истории немецкой оккупации города в 1941-1944 гг. стали «Убийство львовских профессоров», «Холокост во Львове» и «Львовское гетто». Львов был освобожден советскими войсками в июле 1944 года и стал административным центром Львовской области в составе УССР, а также важным центром возрождения украинской нации.

В 1991 году после распада СССР Львов остается административным центром Львовской области, но уже в составе независимой Украины.


Большой герб Львова. Щит с гербом города увенчан серебряной городской короной с тремя башенками, как символ административного центра области. Щит держат лев и украинский воин.


Год основания: 1256 г. Львов отмечает день города в 1-ю субботу мая.
В 2013 году эта дата - 4 мая.

757-летие.

Западная Столица Украины.

Львов — это жемчужина Западной Украины. Город, который на протяжении веков стоял на границе между культурами Востока и Запада, город богатый историческими событиями, город уникальных архитектурных памятников и ансамблей.

Львов (укр. Львів, произносится [львив]) - первый по количеству достопримечательностей и памятников культурного наследия город Украины. Город расположен на реке Полтве, на расстоянии около 80 км от границы с Польшей. Административный центр Львовской области. Исторический центр города внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Город построен на холмах. Самая высокая точка города - курган Высокий замок. Исторически Львов строился вблизи реки Полтвы, но в 19 веке её пустили через главный городской водосток, проходящий сейчас под проспектами Шевченко, Свободы и Черновола.

Первые письменные упоминания о городе относятся к 1256 году. Основателем города считается русский король Даниил Романович Галицкий. Именно он подарил это поселение своему сыну княжичу Льву, именем которого в будущем и назвали город - Львов. Главная часть города Львов находилась на горе, которая носила название Горай, а с 17 века стала называться Лысой и была отделена от Высокого Замка глубоким оврагом. Князь Лев оставил эту местность из-за сильных ветров и перенёс свой замок в другое место.

На протяжении всей своей истории Львов никогда не переименовывался. На языках народов, оставивших заметный культурный след в городе, Львов звучит так: на украинском — Львів (Львив), на польском — Lwów (Львув), на русском — Львов, немецком — Lemberg (Лемберг), на армянском — Լվով (Львов), на крымскотатарском — İlbav (Ільбав).



Применительно ко Львову можно услышать разнообразные эпитеты, самыми известными из которых являются: «Город Льва» или «Город львов», «Королевский город», «Жемчужина короны Европы», «Город-музей», «столица Галичины», «маленький Париж», «маленькая Вена», «украинский Пьемонт», «Бандерштадт», «культурная столица Украины» и другие.

В 1990 году Львов становится «украинским Пьемонтом» - форпостом националистических перемен, связанных с распадом СССР. 14-15 мая 1999 года в Львове во дворце железнодорожников состоялся 6-й саммит президентов центральноевропейских стран.

В народе родилось несколько прозвищ Львова - Город Льва (укр. Мiсто Лева), Лемберг (историческое название), Леополис, Западная Столица.

Достопримечательности города - исторический центр Львова, Армянская церковь, Бернардинский костёл и монастырь, Доминиканский костёл и монастырь, Кафедральный (Латинский) собор, храм Христа Спасителя, церковь и монастырь святого Онуфрия, парк культуры и отдыха им. Богдана Хмельницкого, Лычаковский парк, Шевченковский гай, парк «Железная вода» и другие. Исторический центр Львова внесён в список мирового наследия ЮНЕСКО.

В 1904 году бывшие жители Львова - немцы, поляки и украинцы - основали в Канаде поселение Лемберг (немецкое название Львова), которое в 1907 году получило статус города.