Сведения о нормативах придомовой территории многоквартирного дома: каковы размеры участка по снип? Как определяется размер придомовой территории многоквартирного дома Подъездные пути к жилому дому.

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ


Судья: Надежина С.Ю.
Докладчик: Ганченкова В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Ганченковой В.А., Тамарова Ю.П.
при секретаре судебного заседания К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 февраля 2014 года в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционным жалобам директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Ю. и представителя ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" Б. на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 9 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия

Установила:


К.Е. обратилась в суд с иском к ОАО "Мордовская ипотечная корпорация", Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить жилой дом парковочными местами и подъездными путями.
В обоснование заявленных требований указала, что 20 января 2012 года между ней и ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" заключен договор купли-продажи квартиры N 28/12-КП, в соответствии, с условиями которого покупатели приобрели в общую долевую собственность (по 1/3 доли у каждого) квартиру, расположенную по адресу: <...>.
Жилой дом, в котором она приобрела квартиру, не имеет подъезда (подъездной дороги) к дому со стороны улицы У. Указанное обстоятельство противоречит требованиям пожарной безопасности и в случае возникновения пожара, сделает невозможным принимать меры по его тушению.
Отсутствие подъездной дороги является существенным недостатком приобретенного товара, который делает небезопасным для жизни, здоровья проживание в квартире.
Около данного жилого дома также отсутствуют парковочные места, которые предусмотрены проектом дома.
- С учетом уточненных требований просила суд обязать ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" и Администрацию городского округа Саранск в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить устройство подъезда к жилому дому N 43 по улице М. Расковой города Саранска Республики Мордовия шириной не менее 6 метров (с заездом со стороны улицы У. и далее вдоль жилого дома N 43 по улице М. Расковой города Саранска со стороны улицы М. Расковой города Саранска) на расстоянии не менее 10,5 метров от стены жилого дома N 43 по улице М. Расковой города Саранска;
- обязать ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" и Администрацию городского округа Саранск в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить устройство парковочных мест в количестве двадцати трех со стороны улицы М. Расковой города Саранска вдоль тротуара к жилому дому N 43 по улице М. Расковой города Саранска в соответствии с проектной документацией ОАО "Мордовский институт инженерных изысканий и проектирования" Шифр 91/10 ПР-7 на объект "Размещение домов многоэтажной жилой застройки с встроено-пристроенными нежилыми помещениями по улице М.Расковой на пересечении с улицей У. Жилой дом N 1", получившим положительное заключение Управления Государственной экспертизы по Республике Мордовия N 13-1-4-0374-10 от 2 декабря 2010 года;
- взыскать с ответчиков расходы по оплате судебных экспертиз в размере <данные изъяты> рублей.
Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 9 октября 2013 года исковые требования К.Е. удовлетворены частично.
Суд обязал ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить устройство парковочных мест в количестве двадцати трех со стороны улицы М. Расковой города Саранска вдоль тротуара к жилому дому N 43 по улице М. Расковой города Саранска в соответствии с проектной документацией ОАО "Мордовский институт инженерных изысканий и проектирования" Шифр 91/10 ПР на объект "Размещение домов многоквартирной жилой застройки с встроено-пристроенными нежилыми помещениями по улице М. Расковой на пересечении с улицей У. Жилой дом N 1", получившим положительное заключение Управления Государственной экспертизы по Республике Мордовия N 13-1-4-0374-10 от 2 декабря 2010 года.
Суд также обязал Администрацию городского округа Саранск в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить устройство подъезда в жилом доме N 43 по улице М. Расковой города Саранска шириной не менее 6 м (с заездом со стороны улицы У.) и далее вдоль жилого дома N 43 по улице М. Расковой на расстоянии не менее 10,5 м от стены жилого дома N 43 по улице М. Расковой.
Не согласившись с принятым решением суда, директор Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Ю. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить. Ссылался на то, что: строительство автодороги, соединяющей улицы Попова и У. не планируется, а подъездные пути к строящемуся жилому дому обязана оборудовать строительная организация, Администрация городского округа Саранск не является в данном случае надлежащим ответчиком по делу; выводы суда в мотивировочной и резолютивной частях находятся в противоречии.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" Б. просил решение районного суда отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истицей требований. Указал, что: СП 42.13330.2011 не является обязательным к применению документом, он содержит рекомендательные нормы и правила; объектом договора являлось жилое помещение в виде квартиры, а не жилой дом в целом, поэтому истица не может ставить вопрос о надежности и безопасности всего дома; аналогичный спор уже был предметом судебного разбирательства в Арбитражном Суде Республики Мордовия по иску ООО "СтройТехСнаб".
В судебное заседание истица К.Е., ее представитель К.С., представитель третьего лица ОАО "Мордовский институт инженерных изысканий и проектирования" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представители ответчиков Администрации городского округа Саранск и ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" Т. и Б. соответственно доводы апелляционных жалоб поддержали, представитель истицы П. возразил относительно жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 27 июня 2008 года между Администрацией городского округа Саранск и ООО "Мордовский центр инвестиций" заключен договор N 006 аренды земельного участка общей площадью 10 400 кв. м с кадастровым номером 13:23:09112228:27 для размещения домов многоэтажной жилой застройки.
3 марта 2010 года между ООО "Мордовский центр инвестиций" и ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" заключен договор б/н переуступки права аренды указанного земельного участка.
Распоряжением первого заместителя Главы Администрации городского округа Саранск от 23 июля 2010 года N 691-рз утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 13:23:09112228:27.
На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 14 марта 2011 года N 579 "О разделе земельного участка по улице М. Расковой на пересечении с улицей У. в городе Саранске", 18 апреля 2011 года между Администрацией городского округа Саранск и ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" было заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка N 006 от 27 июня 2008 года, согласно которому Арендодатель предоставляет Арендатору в аренду земельные участки площадью 4329 кв. м с кадастровым номером 13:23:09112228:35, площадью 2047 кв. м с кадастровым номером 13:23:09112228:36, площадью 44024 кв. м с кадастровым номером 13:23:09112228:34.
21 января 2011 года Администрацией городского округа Саранск ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" выдано разрешение на строительство N 13301000-5 на объект капитального строительства: "Размещение домов многоэтажной жилой застройки с встроено-пристроенными нежилыми помещениями по улице М. Расковой на пересечении с улицей У. Жилой дом N 1".
К указанному разрешению приложено заключение Управления градостроительства и архитектуры Администрации городского округа Саранск на указанный объект капитального строительства, из которого следует, что расчетное количество машино-мест для парковки легковых автомобилей, учитывая количество квартир (126) в проектируемом доме по адресу: <...> составляет 63 машино-места. Основной подъезд к жилому дому запроектирован по внутриквартальному подъезду со стороны улицы У. и улицы Попова, также предусмотрен дополнительный проезд со стороны улицы У.
1 августа 2011 Администрацией городского округа Саранск ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" выдано разрешение на строительство N 13301000-442 (новая редакция разрешения на строительство N 13301000-5 от 21 января 2011 года) на указанный объект капитального строительства, в котором не предусмотрено парковки для легковых автомобилей со стороны улицы М. Расковой и подъездных путей с заездом со стороны улицы У.
29 декабря 2011 года городской администрацией ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" выдано разрешение на ввод в эксплуатацию N 13301000-132 объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>.
20 января 2012 года между ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" и К.Е., действующей за себя и за несовершеннолетних К.К.С. и К.Д.А. заключен договор купли-продажи однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <...>.
Из искового заявления истицы усматривается, что свои требования последняя основывает на положениях Закона от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Разрешая дело и возлагая на ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить устройство парковочных мест в количестве двадцати трех со стороны улицы М. Расковой города Саранска, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие парковочных мест является несоответствием проектной документации жилого дома.
Данный вывод суда основан на неправильном применении закона.
В соответствии с нормами частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи, а при отсутствии в договоре условий о качестве товара - пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (пункт 2 статья 469, пункт 1, 2 статья 4 Закона "О защите прав потребителей").
При этом проверка качества товара, порядок которой не установлен специально законом, осуществляется покупателем в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи (пункт 2 статья 474 Гражданского кодекса Российской Федерации), что применительно к спорным правоотношениям означает осмотр покупателем приобретаемой квартиры.
Из материалов дела следует, что 29 декабря 2011 года разрешением Администрации городского округа Саранск N 13 ru 13301000-132 многоквартирный жилой дом принят в эксплуатацию.
Данное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию никем не оспорено, является действующим и подтверждающим соответствие жилого дома предъявляемым к такому роду объектам требованиям.
Договор же купли-продажи квартиры заключен после решения приемочной комиссии о принятии дома в эксплуатацию и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В этот же день (20 января 2012 года) между сторонами подписан акт передачи квартиры, согласно которому ответчик передал квартиру в соответствии с условиями договора купли-продажи. Претензий по передаче предмета договора у сторон не имеется.
Пунктом 5 договора купли-продажи квартиры закреплено, что до подписания настоящего договора покупатель осмотрел квартиру и не имеет претензий по качеству отделки, состояния сантехнического и электрического оборудования, что также подтверждается подписью К.Е.
На момент заключения договора купли-продажи и подписания акта передачи истица знала о состоянии передаваемого ей жилого помещения и, руководствуясь принципом свободы договора, добровольно согласилась с приобретением такого объекта недвижимости. Наличие парковки для легковых автомобилей и подъездных путей, которые просит оборудовать истица, в стоимость приобретенной квартиры, не входило.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции не учтен тот факт, что ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" и Администрация городского округа Саранск прав истицы, как потребителя не нарушали и оснований для предъявления таких требований не имелось.
Поскольку договор купли-продажи квартиры заключен после ввода жилого дома в эксплуатацию, истица не являлась участником долевого строительства данного дома, договор долевого участия в строительстве на его начальном этапе с ней не заключался, при регулировании спорных правоотношений Закон от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" применению не подлежит.
Более того, подъездные пути относятся к общему имуществу здания, режим пользования которым должен быть установлен по правилам статей 249, 289 и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с этим, подъездные пути не являются предметом договора купли-продажи от 20 января 2012 года.
Кроме того, материалами дела установлено, что в разрешение на строительство данного дома 1 августа 2011 года Администрацией городского округа Саранск вносились изменения, которые не предусматривали парковку для легковых автомобилей со стороны улицы М. Расковой и подъездные пути с заездом со стороны улицы У.
Так, проектной документацией ОАО "Мордовский институт инженерных изысканий и проектирования" на жилой дом в окончательном варианте не было предусмотрено строительство противопожарного проезда со стороны улицы М. Расковой с заездом с улицы У. города Саранска и парковочных мест позади жилого дома.
Несмотря на то, что данный факт был установлен судом первой инстанции, он не получил правильной правовой оценки и ошибочно был проигнорирован при разрешении исковых требований.
Экспертным заключением Центра некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз Федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева" N 185/02-13 от 10 июля 2013 года установлено, фактическое местоположение жилого дома N 43 по улице М. Расковой города Саранска не соответствует местоположению этого дома, указанному в проектной документации ОАО "Мордовский институт инженерных изысканий и проектирования" на объект "Размещение домов многоэтажной жилой застройки с встроено-пристроенными нежилыми помещениями по улице М. Расковой на пересечении с улицей У. Жилой дом N 1".
Расхождение между местоположением жилого дома N 43 по улице М. Расковой города Саранска в проектной документации и фактическим местоположением вышеуказанного дома на местности составляет 1,25 м. По проектной документации ОАО "Мордовский институт инженерных изысканий и проектирования" жилой дом должен находиться на 1,25 м восточнее относительно фактического месторасположения.
Данным заключением также установлено, что фактически запроектированные ранее парковочные места, выходят за пределы выделенного земельного участка с кадастровым номером 13:23:09112228:27 с северной стороны на 1,4 м и с южной стороны на 2,3 м.
В связи с этим, суд первой инстанции, возлагая обязанность по устройству парковочных мест за застройщика, не учел, что устройство данной парковки может нарушить права других лиц, поскольку ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" обязано будет произвести строительные работы на земельном участке, не предоставленном и не отведенном ему для строительства многоквартирного жилого дома.
Удовлетворяя требования истицы в части устройства подъездных путей по улице М. Расковой с заездом с улицы У. города Саранска и возлагая данную обязанность на Администрацию городского округа Саранск, суд первой инстанции исходил из того, что спорный жилой дом разрешением городской администрацией принят в эксплуатацию.
Данный вывод суда нельзя признать правильным и соответствующим действующему законодательству, поскольку на орган местного самоуправления возложена не свойственная ему обязанность.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выполнение указываемых истицей работ объективно не может быть осуществлено ответчиками, а требования истицы к данным ответчикам о выполнении вышеперечисленных работ не имели под собой какого-либо законного основания.
Следовательно, правовых оснований, для возложения обязанности, как на ОАО "Мордовская ипотечная корпорация", так и на Администрацию городского округа Саранск об обеспечении устройства подъезда к жилому дому и устройства парковочных мест, не имеется.
С учетом этого, доводы апелляционных жалоб заслуживают внимания.
В связи с этим, решение суда подлежит отмене, по делу следует вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К.Е. к Администрации городского округа Саранск, открытому акционерному обществу "Мордовская ипотечная корпорация" об обеспечении устройства подъезда к жилому дому N 43 по улице М. Расковой города Саранска, устройства парковочных мест со стороны улицы М. Расковой города Саранска, отказать.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:


решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 9 октября 2013 года отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К.Е. к Администрации городского округа Саранск, открытому акционерному обществу "Мордовская ипотечная корпорация" об обеспечении устройства подъезда к жилому дому N 43 по улице М. Расковой города Саранска, устройства парковочных мест со стороны улицы М. Расковой города Саранска, отказать.

Председательствующий
Г.К.ЕКОНИЯ

Судьи
В.А.ГАНЧЕНКОВА
Ю.П.ТАМАРОВ

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на " " при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Здравствуйте, Наталья!

В соответствии Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491)

I. Определение состава общего имущества

1. Состав общего имущества определяется:
а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;
в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
2. В состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Т.е. эта территория относится к общему имуществу, а значит Вы имеете право пользоваться данным участком на ровне со всеми жильцами дома.

Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме
[Жилищный кодекс РФ] [Глава 6] [Статья 36]

2. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Так что действий УК незаконны, пишите жалобу в Государственную жилищную инспекцию города Москвы (http://mgi.mos.ru/), на действия УК.

Поскольку все придомовые территории проходят специальную регистрацию в государственных органах, то узнать их границы можно, воспользовавшись соответствующими базами данных . Самой доступной из них является Публичная Кадастровая Карта , доступная на сайте Росреестра.

Более точную информацию можно найти в кадастровом паспорте, который должен храниться у председателя домоуправления. Другой вариант — подать запрос в государственный единый реестр прав на недвижимости. Он поможет узнать не только внешние границы участка, но и его площадь, дату регистрации в реестре и другие полезные сведения.

ВАЖНО. Величина придомового участка определяется соответственно Градостроительным кодексом.

Что входит в состав участка вокруг многоквартирного дома?

Согласно жилищному кодексу РФ в ее состав могут входить следующие объекты инфраструктуры:

  1. земельный участок, на котором возведен дом;
  2. зеленые зоны и иные элементы озеленения и благоустройства;
  3. детские и спортивные площадки;
  4. места для парковки и коллективной стоянки транспортных средств;
  5. оборудованные места для сушки белья;
  6. электрические подстанции и трансформаторы;
  7. индивидуальные гаражи и погреба, а также специальные проезды для пожарной техники.

Все означенные выше объекты должны находиться внутри территории придомовой зоны.

Как принято проводить озеленение?

К разрешенным видам деятельности по озеленению придомовых территорий относятся:

  • устроение цветочных клумб, газонов, посадка низкорослых кустарников и уход за ними;
  • изготовление железных ограждений для зеленой зоны;
  • обустройство балконов ящиками с цветами (при этом они должны соответствовать проекту дома;
  • установка дополнительных креплений возможна лишь с разрешения).

При проведения озеленения запрещаются:

  1. посадка;
  2. пересадка;
  3. спиливание и кронирование многолетних деревьев, а также сухостоя.

ВАЖНО. Подобные работы должны выполняться соответствующими службами, либо самими жильцами, но после получения необходимых разрешений в органах местного самоуправления.

Работы по озеленению на территориях, находящихся в долевой собственности, проводятся на деньги владельцев долей.

Каковы особенности благоустройства?

Кроме озеленительных работ, в благоустройство придомовых территорий входит обустройство детских и спортивных площадок , установка ограждений, уборка снега и мусора и другие работы. При этом следует знать, что размещение детских и спортивных площадок должно быть выполнено как можно ближе к самому дому , но при этом не должно мешать свободному проезду машин, а также не закрывать проезды для пожарной и иной спецтехники.

Ограждения на придомовой территории допускается возводить следующих видов:

  • зеленая изгородь высотой до полутора метров;
  • декоративные ограды из железа, камня или дерева;
  • а также установка шлагбаумов для частичного ограничения проезда.

Кроме этого, допускается установка сплошных заборов вокруг детских площадок , мест складирования отходов и других целевых объектов, а также устройство временных заборов при проведении строительных работ.

СПРАВКА. Возведение сплошных заборов вокруг придомовой территории не допускается.

Сколько составляет ширина проезда?

Ширина основной дороги для проезда автомобильного транспорта внутри придомовой территории должна равняться 3 метрам, а переулки и дороги второстепенного значения должны иметь ширину 2,75 метра.

Но следует учесть, что обязаны выделяться и специальные проезды для машин пожаротушения. Согласно СНиП их ширина напрямую зависит от высоты строения. При этом, их минимальная ширина должна быть не менее 6 метров, а максимальная — не более 16 метров.

В некоторых случаях допускается считать их ширину вместе с тротуаром, примыкающим к подъезду. Кроме этого, если дорога в придомовой зоне заканчивается тупиком, то в нем обязательно должна находиться разворотная территория для пожарной спецтехники с размерами не менее 15 метров Х 15 метров.

Стоянка машин в проездах или их длительное перегораживание категорически запрещаются.

Руководствуясь описанными выше правилами, жильцы любого дома могут выполнять благоустройство и возведение разрешенных объектов на своей придомовой территории.

Стоит знать, что такие решения должны приниматься коллективно советом жильцов, а для возведения крупных объектов или озеленения с помощью деревьев нужно получить разрешение в органах самоуправления.

Границы участка определяются выпиской из кадастрового учета, где будут подробно указаны все владельцы, а также границы территории.

Для обеспечения безопасности жильцов многоквартирных, а в больших городах, мегаполисах, таких как Москва с Санкт-Петербургом, еще и высотных домах; работников, сотрудников предприятий/организаций, многочисленных посетителей, находящихся в многоэтажных зданиях общественного назначения – офисных, торговых, деловых, развлекательных, административных центрах, возможность беспрепятственного подъезда к ним спецтехники пожарных подразделений МЧС России крайне востребована.

В зависимости от конкретной ситуации, не менее важна, буквально жизненно необходима, как и правильно организованная, технически обеспеченная автоматическими системами оповещения безопасная , , или , исправность, укомплектованность ПК, и .

Свободные пути следования людей – не загроможденные старой мебелью, грудами ненужной документации коридоры, лестничные клетки запасных выходов, незакрытые на навесные/врезные замки двери; ключи от которых имеются неизвестно где.

Назначение

  • Для возможности установки пожарных автомобилей на гидрант для длительной бесперебойной подачи воды для тушения пожара.
  • Установки подъемной спасательной техники в надежном устойчивом состоянии на ровной площадке с твердым покрытием, предназначенной для этих целей.
  • Проезда, свободного разворота, выезда, связанного с заменой/ротацией специальной техники в ходе тушения пожара в зависимости от сложившейся, часто изменяющейся ситуации.

Надо сказать, что проблемы нормального, свободного проезда пожарных автомобилей в большей степени касаются жилой и общественно-административной застройки любых постоянно или сезонно населенных пунктов – от мегаполисов до дачных поселков.

На территории промышленных предприятий, где в большинстве случаев по-прежнему установлено единоначалие и жесткая структура управления от директора до начальника смены, бригадира, старшего оператора, имеются так или иначе ответственные, часто материально, лица; там ситуация с содержанием пожарных проездов и подъездов к зданиям цехов, складов, технологических установок, заложенных, созданных по плану, обстоит вполне нормально. Их не застраивают, не перегораживают, чаще всего даже не захламляют, что не может не радовать.

Нормы

Казенная, уже не вызывающее должного эффекта, фраза о том, что требования безопасности, в том числе пожарной, образно говоря, написаны кровью самих жертв, не выполнявших, не соблюдавших их случайно или из-за халатности, безалаберного, наплевательского отношения к любым ограничениям собственного «Я»; в данном случае неприменима к большинству ситуаций, связанных с пожарным проездом к горящим зданиям, сооружениям.

Как правило, когда пожарные подразделения не могут выполнять свои обязанности по установке автомобилей на гидранты, развертывать необходимые действия по экстренной эвакуации людей из окон здания, заполненного ядовитыми продуктами процесса горения, в котором находится очаг огня, и продолжается его стремительное распространение, то виноваты в этом обычно другие люди:

  • Проектировщики, обожающие вести так называемую точечную застройку «старых» микрорайонов, реконструкцию зданий с расширением их габаритов из-за различных пристроек, устройства/установки ранее не предусмотренных малых архитектурных форм, детских/спортивных площадок. И все это без учета существующих пожарных разрывов, проездов, площадок для разворота, установки специальной техники.
  • Работники местных администраций, направо и налево выдающие разрешения/согласования о возможности установки/строительства так нужных населению в шаговой доступности киосков, палаток, павильонов по розничной торговле ежедневно необходимых товаров, включая фальсифицированный алкоголь типа «боярышник де люкс». А то, что эти сооружения временного или капитального характера очень часто значительно уменьшают ширину пожарного проезда, подъезда к расположенным неподалеку зданиям, или делают движение по нему вовсе не возможным делом, так кто об этом знает, помнит в каждодневных неусыпных заботах об электорате.
  • Не думающие ни о ком, кроме себя и своих сиюминутных интересов, жильцы дома, сотрудники, дежурный персонал, многочисленные посетители горящего здания, припарковавшие личные автомобили по неистребимой, наглой привычке так, что, как говорится, не пройти – не проехать уже никому.

Раньше необходимость обеспечения проходов, проездов к зданиям/сооружениям, строениям в части обеспечения ПБ регламентировала ст. 67 Многие специалисты, считающие себя экспертами пожарного дела с настойчивостью, достойной лучшего применения, продолжают цитировать ее требования. Но, вот в чем проблема – данная статья «Технического регламента о требованиях ПБ» отменена еще с 12.07.2012. Вот такой казус случился.

К счастью, хоть в ст. 90 этого же закона, регламентирующей обеспечение деятельности подразделений МЧС, осталось пусть и декларативное упоминание о том, что для зданий/сооружений обязано быть обеспечено устройство:

  • Пожарных проездов/подъездных путей для пожарной техники, которые должны быть специально выполненными для этих целей или совмещенными; т.е., по-видимому, имеются существующие проспекты, улицы, переулки, а также дороги, разворотные площадки, парковки внутри дворов жилой и общественной застройки городов, поселков.
  • Средств подъема бойцов пожарных подразделений на кровлю зданий/сооружений. Надо думать, это речь идет о наружных пожарных лестницах.
  • Противопожарного водопровода, сухотрубов и пожарных резервуаров (емкостей). Ну, хоть о пожарных гидрантах и водоемах там, где нет централизованной системы водоснабжения не забыли.

Правда, остался не отмененным давнишний, переживший даже перестройку, СНиП 2.07.01-89*, знакомый всем сотрудникам пожарной охраны, занимающимся нормативно-технической деятельностью, а также проектировщикам. В 2010 году, видимо, за заслуги в деле обеспечения ПБ, его еще назвали , оставив практически в неизменном виде. Поэтому до 2013 года он один и мог выдвигать требования по обеспечению пожарных проездов к зданиям/сооружениям в застройке городских и сельских поселений.

В стороне не остались лишь власти столицы, знающие о проблемах в застройке, где с 1999 года такие требования существуют в МГСН 1.01-99, также известным как ТСН 30-304-2000 г. Москвы, регламентирующий нормы/правила проектирования планировки/застройки.

Лишь в 2013 году появился новый документ, устанавливающий жесткие комплексные требования к ограничению распространению пожара на любых защищаемых объектах. Это , в нем в главе 8 весьма подробно изложены требования того, как должен быть спроектирован, устроен проезд пожарной техники к зданиям на стадии проектирования, строительства, а также реконструкции.

В частности, он должен быть обеспечен:

  • Вдоль всего здания многоквартирного жилого дома с двух сторон, если его высота равна или более 28 м. На практике, это стандартная 9-этажная блок-секция, различные серии проектов которой построены в стране от Калининграда до Владивостока.
  • Со всех сторон, если это здания детского дошкольного заведения, больницы, дома для престарелых/инвалидов или спальный корпус детского интерната, а также средних школ, гимназий, технических и гуманитарных колледжей и училищ.
  • К цехам, складам, различных технологическим установкам, резервуарам хранения промышленных предприятий: с одной стороны здания/сооружения, если их ширина не превышает 18 м; с двух – при ширине больше 18 м, а также если имеется незастроенная внутренняя территория – двор.
  • Со всех сторон, если здание имеет общую площадь застройки больше 10 тыс. кв. м. или ширину более 100 м.

Ширина

А также четко определена минимальная необходимая ширина пожарного проезда в зависимости от высоты здания, сооружения:

  • Если меньше 13 м, то 3,5 м.
  • От 13 до 46 м – 4,2 м.
  • Выше 46 м – не менее 6 м.

Не забыты и традиционные нарушители требований обязательного наличия пожарного проезда. Так, на территории любого загородного поселка, объединяющего любителей работы в огороде, саду или отдыха на даче, ширина всех (!) улиц обязана быть не меньше 7 м, а проездов – 3,5 м; что позволит пожарным подразделениям беспрепятственно и быстро добраться до любого дома, строения на каждом участке, приступить к тушению.

Земельные юристы нашей компании оказывают услуги по оформлению подъездных путей к жилым домам, включая согласование, экспертизы и кадастровые работы.

Земельный участок, на котором размещены капитальные объекты недвижимости, либо имеется право на строительство таковых, должен быть обеспечен проездом. Минимальная ширина такого подъездного пути составляет три с половиной метра. Если не создать подобную дорогу, к территории не смогут подъехать пожарные службы или скорая помощь. Да и в целом нормальная эксплуатация участка и жилья нарушается. Организовать подъезд можно двумя путями:

  1. Самостоятельно прокладывать полотно, проводя сопутствующие работы по устранению препятствий (процедура крайне сложная и требующая досконального знания закона);
  2. Обратиться в местный муниципалитет или иные органы с заявлением о прокладке путей (здесь могут отказать по сотне различных причин, начиная с нехватки денег и заканчивая неподходящей категорией земли под домом).

В первом случае придется получать разрешения, готовить проект и сметную документацию, проходить согласования в районной администрации и тратиться на сами работы. Иначе дорогу, размещенную на муниципальной земле, признают самовольным строением, обязав снести. Организовать подъездные пути к жилому дому помогут эксперты нашей компании. Мы действуем исключительно в рамках закона, предлагая оптимальные решения по каждой конкретной ситуации.

Стоимость услуг по оформлению подъездных путей - от 80000 рублей.

С какими трудностями сталкивается владелец жилья при создании подъездного пути?

Самовольные строения в местном муниципалитете не возьмут на баланс, а значит, обслуживанием дороги придется заниматься самостоятельно. В результате ремонт, очистка от снега и прочие работы ложатся на собственника дома. И это при условии, что дорогу разрешат оставить. Ответственность за несчастные случаи на подъездном пути также ложится на построившего эту дорогу человека. В любом случае, подобный вариант рассматривают немногие домовладельцы, готовые расстаться с крупной суммой на дорожное полотно и десятками часов на подготовку и согласование бумаг.

Попытка создать подъезд к дому через местную администрацию кажется проще. Всего то и нужно, что написать заявление в администрацию района, а затем ждать результата. В ходатайстве обычно просят приступить к проектированию и строительству дороги, указав адрес, номер участка и другие координаты. В отказе будет написано об отсутствии в текущем бюджете средств на данное строительство или о том, что данное строительство давно планируется и скоро начнется. Даже если районная администрация рекомендует местному главе вынести постановление о разработке проекта планировки, работа может так и не начаться. В результате придется обращаться в суд.

Оформление подъездных путей к жилому дому

Существуют и некоторые сложности в самой процедуре. Не важно, каким способом создаются подъездные пути к жилому дому, необходимо:

  • обратиться в БТИ за схемой планировочной организации территории;
  • убедиться, что она согласована руководителем районного градостроительства;
  • проверить, где на схеме расположен дом, и требуется ли подъезд к нему;
  • заказать разработку проектной документации, а затем провести ее согласование;
  • убедиться, кому принадлежит участок под дорогой, запросить генеральный план;
  • получить разрешение на строительство или подать прошение в муниципалитет.

Если дело не двигается с места, следует направить повторное заявление, где нужно потребовать разъяснений по проделанной работе. Все мероприятия проводятся в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Последствия самовольного строительства подъездных путей

Без подъездной дороги элементарные поездки за продуктами в непогоду могут превратиться в настоящее испытание. Однако и ждать, когда подойдет очередь строительства, готовы не все. Но и укладывать плиты или асфальтовое полотно чревато, ведь в результате могут:

  • наложить крупные штрафы, размер которых зависит от нарушителя (физическое или юридическое лицо);
  • обязать через суд демонтировать результаты работ, особенно если подъезд не соответствует градостроительным нормам.

Есть выход проще – позвоните в нашу компанию, обозначьте проблему, а мы сделаем все остальное. Добьемся выдачи нужных разрешений, докажем необходимость срочной постройки полотна и обяжем (даже через суд) администрацию оборудовать дом подъездными путями.

Оформим подъездные пути к вашему дому