Земли которые используются или предназначены для обеспечения. Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земель

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения


1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.5. Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется:
1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Статья 88. Земли промышленности


1. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.2. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в пункте 1 настоящей статьи земель.3. Размеры земельных участков, предоставляемых для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.4. Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются в соответствии со статьей 79 настоящего Кодекса после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода.

Статья 89. Земли энергетики


1. Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.2. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.3. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 90. Земли транспорта


1. Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.2. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.3. В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения автомобильных дорог;
2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
3) установления полос отвода автомобильных дорог.3.1. Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.4. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения искусственно созданных внутренних водных путей;
2) размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
3) выделения береговой полосы.Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.5. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.6. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
2) размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
3) установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.7. В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.

Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики


1. Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.2. В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:
1) эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
2) кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
3) подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
4) наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
5) наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.

Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности


1. Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.2. В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.3. Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 93. Земли обороны и безопасности


1. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.2. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.3. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.4. Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.5. Исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.6. В условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных участков для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном статьей 51 настоящего Кодекса.7. В целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.

Самостоятельную категорию земель составляют земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее также - земли специального назначения). В законодательстве перечень нужд, для которых могут быть предоставлены земельные участки данной категории, не является исчерпывающим. Такое положение легко объяснимо, поскольку в связи с постоянным развитием науки, техники появляются новые виды деятельности и возникает потребность в установлении специального правового регулирования отношений по использованию земель, предоставляемых для этих видов деятельности (например, относительно новые виды деятельности - это телевидение, информатика, космическая деятельность). В науке земельного права уже не один десяток лет для удобства обозначения рассматриваемой категории земель использовался термин «земли специального назначения», который получил отражение и в современном законодательстве.

Землями специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

В основном земли специального назначения используются в качестве пространственного базиса для размещения иных объектов, поэтому значение имеет не их плодородие, а иные характеристики (место нахождения, наличие инфраструктуры и т.п.). Земли специального назначения имеют «ленточную» форму расположения под линейными сооружениями (земли транспорта, охранные зоны подземных кабелей связи и др.) или расположены компактно - так называемые площадные (традиционные) земельные участки.

Ленточные земельные участки располагаются под сооружениями связи, транспорта, промышленности, предназначенными для транспортировки или передачи продукции (услуг) различных отраслей экономики (линии связи, линии электропередачи, трубопроводы и т.п.). Такие сооружения обычно размещаются на территориях земельных участков различных категорий (населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения и др.). Земельные участки, предоставляемые для линейных объектов, характеризуются протяженностью и наличием полосы отвода. Исходя из того, что земли специального назначения отграничены от земель иных категорий (и, как подчеркивается в их легальном определении, - это земли, расположенные за границами населенных пунктов) - при расположении соответствующих сооружений на территории поселений земельные участки под этими объектами входят в состав земель населенных пунктов, а не специального назначения.

На площадных земельных участках размещаются вокзалы, склады, цехи и другие объекты.

В зависимости от характера специальных задач, для решения которых используются или предназначены земли специального назначения, они подразделяются на:

  • земли промышленности;
  • земли энергетики;
  • земли транспорта;
  • земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
  • земли для обеспечения космической деятельности;
  • земли обороны или безопасности;
  • земли иного специального назначения.

Площадь земель иного специального назначения, отнесенных к данной категории, составила 0,7 млн га. Земли иного специального назначения представлены участками, выделенными мелким организациям, автозаправочным станциям, объектам энергетики и т.п. Сюда относятся участки под выкупленными в собственность цехами промышленных предприятий, под зверохозяйствами, а также под объектами соцкультбыта, расположенными за чертой поселений, такими как школы, больницы, ветеринарные пункты, индивидуальные жилые дома, свалки, кладбища, монастыри и пр. Таким образом, в настоящее время к землям иного специального назначения отнесены предоставленные для различных целей земельные участки, не учтенные в других категориях земель.

Общая площадь земель рассматриваемой категории на 1 января 2011 г. составила 16,8 млн га (из них земли обороны и безопасности составляют 70,9%). За последние несколько лет произошло незначительное увеличение общей площади земель данной категории. Переводы земель в основном осуществлялись из категории земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса.

Особенности правового режима каждого вида земель специального назначения устанавливаются ЗК РФ (ст. 88-93) и учитываются при проведении зонирования территорий.

В состав земель специального назначения могут включаться зоны с особыми условиями использования земель. Охранные, санитарно-защитные, охранно-защитные, зоны вредного воздействия и иные зоны с особыми условиями использования земель создаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов. Установление вокруг указанных объектов зон с особыми условиями использования земель связано с наличием повышенной экологической опасности этих объектов и деятельности на них людей.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Так, могут быть установлены запреты на применение химических средств борьбы с вредителями растений.

Ширина устанавливаемых зон с особыми условиями использования земельных участков различна и зависит от характера объекта.

Таким образом, установление зон с особыми условиями использования имеет двоякую цель: обеспечение экологической безопасности людей, предотвращение (ограничение) негативного воздействия определенных объектов на окружающую среду, генетический фонд, а также обеспечение функционирования этих объектов.

Порядок использования отдельных видов земель специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования определяется ч. 5 ст. 87 3К РФ.

Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливаются санитарные разрывы - расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов. Величина разрыва определяется в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений. Порядок установления санитарных разрывов отличается от порядка установления зон с особыми целями использования. Кроме того, санитарные разрывы, например, автомобильных дорог определяются не на всем протяжении прохождения трассы автомобильной дороги, а лишь в тех случаях, когда рядом расположена жилая застройка, ландшафтно-рекреационная зона, зона отдыха, курорта.

Большое количество земельных участков из земель специального назначения принадлежит на праве собственности Российской Федерации, например земельные участки, занятые объектами атомной энергетики, земли железнодорожного транспорта, но в целом земли данной категории могут находиться в различных формах собственности: частной, муниципальной, государственной. Субъектами, использующими земли специального назначения, являются, как правило, юридические лица. Земли специального назначения могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование, в том числе работникам организаций отдельных отраслей экономики в виде служебного надела. Также не исключается предоставление этих земель на праве аренды и пользования.

За последние 5 лет частная собственность на земли специального назначения встречается все чаще, но в целом количество земель у частных лиц ничтожно мало. По данным на 1 января 2011 г. в частной собственности находилось 160,4 тыс. га (1,0% всех земель специального назначения), в том числе в собственности граждан - 19,9 тыс. га и в собственности юридических лиц - 140,5 тыс. га. В государственной и муниципальной собственности находилось 16,7 млн га (99,0%), из них в федеральной собственности зарегистрировано 10,4 тыс. га земель, в собственности субъектов РФ - 223,1 тыс. га, в муниципальной собственности - 27,6 тыс. га.

Одной из особенностей правового режима данной категории земель является нормирование земельных участков, предоставляемых для специальных нужд. В нормативных актах устанавливаются нормы отвода для железных дорог, трубопроводов, нефтяных и газовых скважин, аэродромов, под опоры линий электропередачи и в других случаях. Когда же нормы отвода законодательно не установлены, то размеры выделяемых земельных участков определяются в соответствии с проектной и иной технической документацией с учетом требований к эксплуатации объектов.

  • Глава II. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ
  • Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ
  • Глава IV. ОГРАНИЧЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИМИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ (СЕРВИТУТ, ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ), АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.08.2018 N 341-ФЗ) Статьи 20 - 21. Утратили силу с 1 марта 2015 года. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
  • Глава V. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
  • Глава V.1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
  • Глава V.2. ОБМЕН ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, НАХОДЯЩИЙСЯ В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
  • Глава V.4. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, МЕЖДУ СОБОЙ И ТАКИХ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
  • Глава V.5. БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПЕРЕДАЧА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ИЛИ В СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
  • Глава V.6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, БЕЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И УСТАНОВЛЕНИЯ СЕРВИТУТА, ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ) (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
  • Глава VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
  • Глава VII. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
  • Глава VII.1. ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД (введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
  • Глава VIII. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ПРИ УХУДШЕНИИ КАЧЕСТВА ЗЕМЕЛЬ, ОГРАНИЧЕНИИ ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ (в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 499-ФЗ, от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
  • Глава IX. ЗАЩИТА ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И РАССМОТРЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ
  • Глава X. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ И ОЦЕНКА ЗЕМЛИ
  • Глава XI. МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ, ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И РЕЗЕРВИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
  • Глава XII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 234-ФЗ)
  • Глава XIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ
  • Глава XIV. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • Глава XV. ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
  • Глава XVI. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • Глава XVII. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ
  • Глава XVIII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА
  • Глава XIX. ЗОНЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ (введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
  • Статья 87 ЗК РФ. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

    1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).

    Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

    2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

    1) земли промышленности;

    2) земли энергетики;

    3) земли транспорта;

    4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

    Земли специального назначения — это земли, основной функцией которых является обеспечение транспортной инфрастуктуры и пространственного базиса для различных промышленных объектов на предоставляемых сельскохозяйственных участках, обладающих наименьшей ценностью в земельном кадастре. Согласно статье 87 Земельного Кодекса Российской Федерации, они используются для промышленных нужд, инфраструктуры в транспортной отрасли, нужд обороны; в области коммуникаций, энергетики и т.д.

    При выделении земель специального назначения в установленном законом порядке (№ 237 от 03.07.2016г.) проводится комплекс государственных процедур, позволяющих определить кадастровую стоимость участка. Данные мероприятия проходят в несколько этапов:

    1. Утверждается решение о проведении государственной кадастровой оценки.
    2. Определяется кадастровая стоимость; подготавливается отчет.
    3. Утверждается определившаяся стоимость.

    Функциональность данных земель отражается в существовании права деления их на категории с учетом целей, для которых они предназначены. Например, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и др .

    Для выделенных участков специального назначения установлен особый режим пользования. Его необходимость основана на обеспечении безопасности гражданам, которые по разным причинам могут пострадать от стратегических, региональных или государственных объектов, а также в целях невозможности частного их использования.

    Располагаются они за пределами населенных пунктов , но не всегда, так как могут принадлежать объектам муниципальных образований или находиться в собственности. Согласно статье 87 Земельного Кодекса РФ земли специального значения могут быть переданы в безвозмездное пользование для сельскохозяйственных и других целей.

    Земли специального назначения являются самостоятельной категорией, в состав которой входят земельные участки, подразделяющиеся на несколько подгрупп:

    Правовой режим этих участков регулируется статьями 88-93 Земельного Кодекса Российской Федерации.

    Рассмотрим более подробно специфику формирования участков, предназначенных для промышленных нужд, обеспечения деятельности транспортной и энергетической отраслей, а также радиовещания и связи.

    Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания

    Участки, находящиеся в составе земель данного спецназначения, располагаются за границами поселений ; подчинены определенной организации и эксплуатируются в зависимости от целевого назначения. Территории, которые входят в их состав могут быть использованы для иных целей только в том случае, если на них получены права, полностью соответствующие положениям Земельного Кодекса, законам общефедеративного характера и утвержденным нормам.

    В состав этих земель включаются охранные, санитарные и другие зоны, относящиеся к особому режиму пользования. Данные зоны устанавливаются для обеспечения безопасности и создания условий для эксплуатации объектов. Они не изымаются у непосредственных их владельцев или пользователей, для них предусмотрен отдельный эксплуатационный режим, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые могут противоречить целевому назначению; устанавливаются на основании соответствующих документов (правовых актов или решений государственных органов, предоставляющих земли в пользование).

    Одной из особенностей правового режима земель промышленности, транспорта, энергетики, связи и радиовещания – строжайшее нормирование размеров предоставляемых участков для их использования в несельскохозяйственных целях . В статье 33 Земельного Кодекса Российской Федерации прописаны условия выделяемой площади для такого типа участков. Размеры устанавливаются на основании утвержденных норм отвода земель для того или иного вида деятельности или в соответствии с правилами пользования, учитывая при этом документацию проектной, землеустроительной и градостроительной служб. Если нормы не установлены, то площадь участка определяется в проекте строительного объекта.

    Категория земель промышленности включает в себя участки, используемые или предназначенные в целях обеспечения определенной в промышленной отрасли деятельности, организации и эксплуатации объектов промышленного производства, а также прав участников земельных отношений на основаниях, предусмотренных федеральными законами, Земельным Кодексом и законами субъектов РФ.

    Земли промышленности предназначены для:

    • возведения и размещения административных и производственных строений, зданий, сооружений, обслуживающих временных построек;
    • обеспечения деятельности и эксплуатации различных промышленных объектов;
    • разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям нефтегазовой и горнодобывающей промышленности.

    На основании положений земельного законодательства, данные участки могут быть как в государственной собственности, так и в частной, а законными собственниками могут являться юридические и физические лица.

    Земли транспорта

    Земли транспорта — это территории, к целевому назначению которых, в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, относится обеспечение деятельности и эксплуатации следующих объектов: автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и других видов транспорта.

    Земли железнодорожного транспорта

    • участки, предназначенные для железнодорожного транспорта;
    • участки для размещения зданий и построек, необходимых при эксплуатации и функционировании железнодорожного транспорта (станций, вокзалов, ремонтных депо);
    • специальные охранные зоны и полосы отвода (для складов, заправочных станций, разгрузочных площадок и складов, целевым назначением которого является хранение объектов и предметов особого статуса правового регулирования.

    На основании указа Минтранса и Земельного Кодекса Российской Федерации на выделенных участках данного типа могут размещаться полосы отвода, сооружения, предназначенные для эксплуатации объектов железнодорожной отрасли; участки могут сдаваться в аренду юридическим и физическим лицам для сельскохозяйственных целей, складирования грузов и др.

    Земли данного вида транспорта включают участки, предназначенные для содержания и эксплуатации федеральных автомобильных дорог и придорожных полос с особым режимом пользования.

    Для земель автотранспорта также устанавливаются полосы отвода. Статья 90 Земельного Кодекса Российской Федерации говорит об обеспечении дорожного движения конкретно на полосах отвода, а также о передаче участков юридическим и физическим лицам. На данных участках допускается размещение объектов соответствующего сервиса (зон отдыха и т.п.).

    На границе полосы отвода запрещается:

    • размещать объекты, не предназначенные для автомобильной дороги;
    • распахивать земельные участки, косить траву, рубить деревья, пасти скот и т.п.;
    • устанавливать рекламные конструкции, не соответствующие регламентам технического характера;
    • устанавливать информационные щиты и указатели, не имеющие отношения к правилам дорожного движения и обеспечения безопасности на дороге.

    Согласно пункту 4 статьи 25 Закона №257-ФЗ земельные участки передаются на условиях частного или публичного сервитута. Данные участки, как правило, находятся на территории общего пользования и закреплены за ведомственными организациями, поэтому сдавать их в аренду нельзя. Положения об условиях сервитута и его применения прописано в Государственном Кодексе Российской Федерации.

    Понятие сервитута включает в себя обеспечение проезда и прохода на определенную территорию, а также строительные работы на объектах автомобильного транспорта.

    Земли водного и морского транспорта

    В целях функционирования данного вида объектов отводятся следующие земельные участки:

    • для создания и размещения искусственных водных путей;
    • для объектов, необходимых при функционировании и эксплуатации водного и морского транспорта (станций, портов, причалов и т.п.);
    • для участков береговой полосы.

    Согласно Водному Кодексу Российской Федерации , на береговых территориях водного и морского транспорта необходимо устанавливать участки береговой полосы, которые проходят вдоль границы воды и предназначены для общественного пользования. Величина данной полосы должна составлять 20 метров; в случае, если береговая полоса относится к каналам и рекам, ее длина должна быть не менее 10 километров, а величина 5 метров. На территории нахождения береговой полосы приватизировать и сдавать в аренду участки запрещается.

    Земли аэровоздушного транспорта

    Для эксплуатации и функционирования аэровоздушного транспорта выделяются участки, предназначенные для аэропортов, взлетно-посадочных полос, аэродромов, вокзалов и других объектов недвижимости, необходимых для воздушно-транспортной отрасли.

    Земли трубопроводного транспорта

    К данной категории земель специального назначения относятся участки, предназначенные для следующих целей: обеспечения деятельности организаций в отрасли трубопроводного транспорта, эксплуатации объектов данного транспорта и размещения газовых и нефтепроводов, а также иных трубопроводных объектов, которые необходимы для ремонта и (или) развития подземных и наземных зданий, сооружений, устройств и размещения охранных зон с особыми условиями пользования.

    Границы выделяемых охранных зон для участков трубопроводного транспорта определяются в соответствии со строительными нормами, правилами охраны магистральных трубопроводов и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами. На данных земельных участках в пределах объектов системы газоснабжения строительство любых зданий и сооружений не допускается. Также не разрешается чинить препятствия собственнику системы газоснабжения (организации) при осуществлении работ по ремонту и обслуживанию объектов, устранении возникших аварий или катастроф.

    Земли энергетики

    Землями данной категории считаются территории, предназначенные для эксплуатации и функционирования объектов энергетики. Согласно законодательству Российской Федерации, к ним относятся энергетические системы и объекты ядерной энергетики, которые находятся в ведении органов власти. Это говорит о том, что пользоваться землями энергетики и являться их пользователями могут организации, относящиеся к государственной форме собственности.

    Земли энергетики выделяют для:

    • размещения гидроэлектростанций, атомных станций и ядерных установок;
    • эксплуатации и функционирования тепловых электростанций;
    • размещения линий электропередач и подстанций;
    • других энергетических объектов и построек, необходимых для работы всего энергетического комплекса.

    Земельные участки, предназначенные для линий электропередач и размещения опор, подтверждают свое назначение в Постановлении Правительства Российской Федерации (№486).

    Охранные зоны и порядок эксплуатации энергетических объектов определен в Постановлении Правительства Российской Федерации (№160). На основании этого постановления границы, выделяемых охранных зон, определяет организация, имеющая электросетевое хозяйство (пункт 6).

    На территории охранных зон запрещается:

    • проводить работы, которые могут препятствовать безопасности в электросетевой отрасли;
    • скапливать свалки;
    • выбрасывать едкие вещества и тяжести более 5-ти тонн;
    • складировать горючее;
    • размещать инфраструктурные объекты (больницы, рынки, парки, школы, детские учреждения и т.д.;
    • пользоваться летательными устройствами (например, воздушным змеем);
    • сажать и вырубать деревья, заниматься мелиорацией земли, взрывать что-либо, проводить земляные работы на глубине больше, чем 30 см;
    • поливать сельскохозяйственные растения струей воды больше, чем 3 м.

    Земли связи и радиовещания

    Земли связи и радиовещания предоставляются для размещения следующих объектов :

    Основы правового режима земель данной категории определены в Федеральном Законе «О связи», который был принят 20.01.1995 года . Правила охраны линий и сооружений прописаны в постановлении 71 Правительства Российской Федерации 09.06.1995 г.

    Иные земли спецназначения

    1. Земли космической деятельности (выделяются для эксплуатации и функционирования объектов аэрокосмической отрасли);
    2. Земли безопасности и обороны (предназначены для обеспечения деятельности Внутренних Сил Российской Федерации и поддержания способностей оборонять государство);
    3. Земли иного спецназначения (законодательная база не дает точного четкого определения, однако, на законодательном уровне учитывается возможное наличие нетипичных случаев, связанных с землями).

    Под землями промышленности понимаются те земли, которые используются государством для реализации нужд, связанных с обеспечением деятельности организаций и компаний, осуществляющих эксплуатацию объектов промышленности. Данная категория земель выделена в отдельную категорию земельных участков, поэтому к ней применяются и особые нормы.

    Правовое положение земель промышленности

    Правовой режим земель промышленности определяется и действующим Земельным кодексом РФ, и различными федеральными законами (в том числе законами на уровне субъектов федерации), которые содержат определение и в которых определено использование данных земель для промышленных целей.

    Для того чтобы в полной мере реализовать статью 87 Земельного кодекса России, для земельных участков промышленного назначения установлены особые правила использования. Так, допускается строительство, реконструкция и возведение различных зданий, сооружений и прочих объектов недвижимости, которые необходимы организациям и компаниям, осуществляющим промышленную деятельность.

    Кроме того, не запрещается установление границ санитарных и охранных зон таких земельных участков, которые находятся в управлении и обслуживании соответствующих компаний.

    Земельные участи для реализации промышленных нужд выделяются государством, как на правах собственности, так и на правах аренды или пользования без указания конкретного срока использования.

    Размеры земель для промышленных нужд устанавливаются в строгом соответствии с проектной документацией или же соответствующими нормативно-правовыми актами. Данный вопрос чаще всего регулируется на уровне муниципалитета, в ведомстве которого находятся земельные участки. Именно органы муниципальной власти разрабатывают проектную документацию или утверждают предложенный организацией, которая будет осуществлять промышленную деятельность, план.

    На размер участка, который будет выделен под промышленные нужды, влияет и конкретный вид деятельности, и количество расположенных зданий, сооружений и построек, размер необходимой санитарной зоны, в пределах которой не могут быть выделены участки под частное или жилое строительство, для сельскохозяйственных и прочих нужд.

    Земельные участки, выделенные под промышленность, могут быть предоставлены пользователям в порядке аренды или собственности, в порядке бессрочного пользования в том случае, если это не препятствует нормальному и целевому использованию земли. Кроме того, если на участке расположены объекты федеральной собственности, то передача прав или части прав на такой участок остается на усмотрение федеральных исполнительных органов власти.

    Федеральная собственность на земли промышленности

    Согласно действующему законодательству некоторые земельные участки промышленного назначения находятся исключительно в федеральной собственности и не являются подведомственными муниципалитету. К ним относятся:

    • те организации и объекты, главная цель которых защита и контроль целостности границы государства;
    • те организации и объекты, которые осуществляют транспортное сообщение любого типа;
    • те объекты и организации, которые занимаются космической деятельностью;
    • те объекты и организации, первоочередная задача которых оборона и безопасность, как всего государства, так и его части;
    • объекты атомной энергетики, а также любой другой энергетической системы федерального уровня (муниципальные объекты в данный список не входят).

    Все земельные участки, отведенные под описанные выше нужды, не подведомственны муниципальным нормативно-правовым актам, находятся на контроле у федеральных органов исполнительной власти, ими же регулируются и обеспечиваются.

    Так, государственный земельный контроль имеет право в порядке плановой или неплановой проверки запросить документацию у землепользователей, проверить исполнение норм земельного законодательства, в случае обнаружения нарушений - вынести и проследить за исполнением предписаний.

    Перевод земель из категории федерально-промышленных в любую другую возможен только в том случае, если это предусмотрено нормами действующего законодательства. Так, нередко охранные объекты переводятся в разряд транспортных или же атомных. В свою очередь земли атомной энергетики после использования нуждаются в длительном восстановлении, поэтому их переход в другую категорию невозможен в течение долгого времени по экологическим мотивам и соображений безопасности.

    Установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель промышленности

    Зоны с особыми условиями использования достаточно четко перечислены в Градостроительном кодексе РФ, а некоторые аспекты их использования указаны и в Земельном кодексе РФ. Однако ни один из этих нормативно-правовых актов в полной мере не охватывает всех вопросов, касающихся таких зон.

    Наиболее полно установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования прописаны в Постановлении Правительства РФ № 384. Действующими правилами установлено, что целями таких зон является безопасность и защита со стороны государства и его представителей на местном уровне земель в ходе промышленной деятельности.

    Землеустройство санитарно-охранных зон земель промышленности возложено, согласно Постановлению РФ №384, на Федеральное агентство кадастра. Именно представители этой структуры обязаны установить, какого размера будет санитарно-охранная зона, что в нее будет входить, как она будет расположена, кем обслуживаться. Как показывает практика, санитарно-охранные зоны находятся в обслуживании у тех организаций, которые осуществляют промышленную деятельность.

    После установления границ санитарно-охранной зоны и иной зоны, которая подразумевает особые условия использования, на кадастровый план и документацию наносятся соответствующие выкопировки. Документация в обязательном порядке содержит не только текстовое, но и графическое описание границ и объектов промышленных земель и прилегающих к ним территорий, в том числе и санитарно-охранных зон. Кроме того, земельному участку присваивается соответствующий кадастровый номер.

    Подготовка документации для санитарно-защитных и прочих зон, требующих особых условий использования, требуются для обеспечения и поддержки безопасности населения.

    Те, кто являются собственниками земельных участков, находящихся в зоне санитарно-защитных зон и прочих особых зон, или в промышленной зоне, не могут в полной мере владеть и распоряжаться своими участками. На них накладываются ограничительные права, о которых собственников извещают заранее путем отправки специального уведомления в течение 15 (календарных) дней с момента присвоения землям соответствующего статуса.

    Предоставление земельных участков для разработки полезных ископаемых организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности

    Земельным законодательством предусмотрены некоторые правила организации предоставления земли под разработку и добычу полезных ископаемых. Однако пункт 4 статьи 88 Земельного кодекса России, в котором описывались все вопросы, связанные с деятельностью организаций, горнодобывающих и нефтегазовых, утратил свою силу с 1 марта 2015 года.

    Сейчас организация земель под разработку полезных ископаемых осуществляется на общих условиях, как и для всех земельных участков промышленности. Размер определяется в соответствии с необходимой для этого документацией и планами, участку присваивается кадастровый номер, он выделяется в плане района или субъекта, устанавливаются санитарные и охранные зоны, обслуживание и использование участка находится на контроле у государства, если иное не предусмотрено какими-то нормативно-правовыми актами муниципалитета.

    Контроль за разработкой полезных ископаемых соответствующими организациями, такими, как горнодобывающие и нефтегазовые, осуществляется на уровне федеральной власти и субъектов федерации.

    При этом нефтегазовые компании, как и горнодобывающие, не могут находиться в собственности только частных лиц. Одним из собственников организации обязательно является государство или его представитель, который и осуществляет контроль за реализацией и исполнением норм законодательства.