Государства участники рассматривают как нерушимые. Различие между принципом нерушимости государственных границ и другими принципами международного права
Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности европейских государств.
Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР
с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств - участников упомянутых договоров. В этих договорах выражены два существенных элемента: признание существующих границ и отказ от каких-либо территориальных притязаний.
Принцип нерушимости границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года: "Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы".
Посягательство на государственные границы - это односторонние действия или требования, направленные на изменение положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности. Поэтому признание этого принципа означает также и отказ от каких-либо территориальных притязаний, то есть, как говорится далее в тексте принципа, государства "будут соответственно воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей территории любого государства-участника".
Государства - участники СБСЕ тем самым выразили свое признание или подтверждение существующих границ европейских государств. Это признание является международно-правовым, что влечет определенные юридические последствия, в частности это признание нельзя аннулировать. Международно-правовое признание фактически сложившейся границы приравнивается к соглашению государств относительно существующей границы.
Таким образом, основное содержание принципа нерушимости границ можно свести к трем элементам: 1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом; 2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем; 3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.
Принцип нерушимости границ имеет много общего с традиционным принципом международного права - неприкосновенности государственных границ. Содержание последнего включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил. Оно включает также право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми и транспортными средствами.
Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия. Принцип нерушимости границ, согласно Заключительному акту 1975 года, действует только в отношениях государств - участников этого акта, то есть европейских государств, а также США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего международного права и действует на всех континентах, независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу.
Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его , отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.
Легальное закрепление понятия государственной границы получило в ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе РФ»: «Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ». Приведенное определение применимо к границе любого другого государства.
Определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.
Различают границы:
- орографические (линии, проведенные с учетом рельефа местности - речное русло, горный водораздел и т.д.);
- геометрические (прямые линии, которые устанавливаются от одной до другой точки без учета рельефа местности);
- комбинированные границы (на некоторых своих участках проведены с учетом рельефа местности и являются орографическими, а на других участках проведены без учета рельефа местности и являются геометрическими).
В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница, которой называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.
Границы государства устанавливаются в договорном порядке. Международное допускает изменение государственных границ, а значит и принадлежности государственной территории путём подписания соответствующего международного договора.
Принцип нерушимости государственной границы сформировался после окончания Второй мировой войны в связи с желаниями государств признать сложившиеся границы. Он нашёл своё воплощение в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в ряде других последующих международно-правовых документов.
Принцип неприкосновенности территории государства означает запрет насильственного присоединения территории страны, что выражается в обязанности государства:
- соблюдать существующие границы;
- не допускать необоснованного, т.е. произвольного перемещения границы (пограничных столбов и др. знаков);
- не допускать случаев незаконного пересечения государственной границы вне установленных пунктов пропуска или без соответствующих разрешений.
В соответствии с основополагающими принципами международного права - нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств - границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.
Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы :
- Сделка о продаже территории.
- Компенсация за передаваемую территорию.
- Обмен территориями.
- Восстановление исторических прав на территорию.
- В порядке наказания государства за .
Делимитации и демаркации границ
Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.
Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии. В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации.
Этими документами о демаркации являются протоколы, в которых указываются места постановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.
Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.
Российское законодательство о государственной границе
Вопрос о границах имеет важное значение для каждого государства. Особенно велико его значение для России, имеющей границы с 16 государствами общей протяженностью более 60 тыс. км. Российское законодательство о государственной границе основывается на Конституции РФ и ее международных договорах и включает прежде всего упомянутый Закон «О Государственной границе РФ», а также принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, законы и иные субъектов РФ. В этой связи можно привести Основы пограничной политики РФ , утвержденные Президентом России 5 октября 1996 г.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.
Законом установлены следующие принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы:
- обеспечение безопасности РФ и международной безопасности;
- взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с иностранными государствами;
- взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
- мирное разрешение пограничных вопросов.
РФ сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.
Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:
- на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
- на море - по внешней границе территориального моря РФ;
- на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
- на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах - в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
- на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде. Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.
Режим государственной границы включает правила:
- содержания Государственной границы;
- пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
- перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
- пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
- ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
- разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
С учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств некоторые из вышеуказанных правил могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.
Для разрешения вопросов соблюдения режима государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки государственной границы руководителем ФСБ России по согласованию с МИД России в соответствии с международными договорами РФ назначаются пограничные представители РФ (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители).
Запрещающий какое-либо одностороннее изменение линии границы на местности, а т.ж. пересечение границы в нарушение соответствующих международных соглашений и внутренних правил государств. Установленная на местности линия границы должна строго соблюдаться. Обозначающие линию границы пограничные знаки не подлежат произвольному перемещению в одностороннем порядке. Как правило, не изменяется линии границы и в тех случаях, когда она установлена по пограничной реке, а река изменяет положение своего русла, если в соглашении сопредельных государств не установлено иное правило.
Нормы и о государственной границе опираются на принцип нерушимости границ и территориальной целостности государств и повсеместно применяются в международной практике. Любые изменения линии границы могут происходить лишь по соглашению сопредельных государств и в соответствии с международным правом. В силу своего суверенитета и, в частности, территориального верховенства каждое самостоятельно устанавливает порядок пересечения его границы гражданами, транспортом и грузами, или такой порядок устанавливается по соглашению заинтересованных государств с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. В соответствии с Законом РФ "О государственной границе Российской Федерации" РФ неприкосновенна. Любые попытки нарушить ее решительно пресекаются. Для обеспечения не прикосновенности границы сопредельные государства заключают соглашения о режиме взаимной границы и иные специальные соглашения. РФ имеет почти со всеми сопредельными странами соглашения о режиме взаимной границы и о развитии мирного сотрудничества на границах. Все они исходят из П.н.г.г.
Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .
Смотреть что такое "ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ" в других словарях:
ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ - общепризнанный принцип международного права, запрещающий какое либо одностороннее изменение линии границы на местности, а тж. пересечение границы в нарушение соответствующих международных соглашений и внутренних правил государств. Установленная… … Юридическая энциклопедия
- (см. ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Юридический словарь
неприкосновенности государственной границы принцип - общепризнанный принцип международного права, запрещающий какое либо одностороннее изменение линии границы на местности, а также пересечение границы, нарушающее международные соглашения и внутренние правила государства. Любые изменения линии… … Большой юридический словарь
Содержание: 1) К. в Западной Европе. 2) История К. в России до освобождения (1861). 3) Экономическое положение К. после освобождения. 4) Современное административное устройство К. I. К. в Западной Европе. Судьбы крестьянского или земледельческого …
История России … Википедия
Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политическая система России Политическая система Конституция России … Википедия - I Приднепровская Россия IX XII вв. земель, занятых племенами, определились частью естественными пределами линиями водораздельных волоков, частью перекрестным столкновением отдельных волн колонизационного потока. Быть может, взаимная борьба… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
Данный принцип возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях.
Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Согласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».
Данный принцип распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия. Любой неравноправный международный договор прежде всего нарушает суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН, поскольку Организация Объединённых Наций «основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов», которые, в свою очередь, приняли на себя обязательство «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов».
Считается, что принцип возник с 1648 года (Вестфальское соглашение после тридцатилетней войны), когда представители государств собрались за круглым столом как равноправные участники.
Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970 г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Права государств в соответствии с этим принципом заключается в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой. Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее. В свете этого определяются основные обязанности государств - неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам - нарушителям принципа. Основное содержание принципа нерушимости границ сводится к трем элементам:
· признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
· отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
· отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.
С принципом территориальной неприкосновенности и целостности тесно «вязан принцип неприкосновенности и нерушимости государственных границ, составляющий одну из важнейших основ безопасности каждого государства в отдельности и всего мирового сообщества государств в целом.
Каждое государство имеет территорию, ограниченную сухопутными, воздушными, а то и водными границами.
ИСТОРИЯ:
Идея нерушимости границ впервые получила свое международно-правовое оформление в Договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ, заключенных в 1970-1973 гг. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств - участников договоров. В договорах выражены два существенных элемента: признание нерушимости всех существующих на день заключения договоров и в будущем границ в Европе и отказ от каких-либо территориальных притязаний, которые привели бы к нарушению границ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Государственная граница - это линия, обозначающая на картах и на местности внешние рубежи территории государства, т. е. пространственный предел действия суверенитета государства над его сухопутной и водной территориями, воздушным пространством и недрами. Государства всегда придавали важное значение защите своих границ, признавая право друг друга на установление пограничных знаков, создание вооруженных постов и т. п. Издревле считалось, что посягательство на границу составляет сasus belli - законный повод пострадавшего государства к войне. Однако в прошлые эпохи в условиях постоянных войн и переделов территорий обеспечить безопасность границ для каждого государства было весьма сложным делом.
Он действует независимо от наличия специальных соглашений по данному вопросу между конкретными государствами. Суть принципа в том, что государства обязаны соблюдать существующий режим границы, не перемещать произвольно линию границы на местности, не допускать ёё незаконного пересечения. В то же время государства имеют право осуществлять контроль за пересечением границы людьми и транспортными средствами.
Незаконные въезд, выезд, переход границы, перемещение товаров, ценностей наказываются, в зависимости от внутреннего права государства, в уголовном или административном порядке.
Если государственная граница нарушается иностранным военным кораблем или пограничным отрядом, могут быть предприняты меры по пресечению нарушения либо заявлен протест иностранному государству.
В современном международном праве в отношении признания и защиты границ утвердился императивный принцип их неприкосновенности и нерушимости. Каждое государство для обеспечения безопасности границ устанавливает определенный правовой режим границы, который регулирует вопросы надлежащего поддержания линии границы и ее пересечения. Однако в официальных документах и литературе данный принцип используется обычно с упоминанием лишь одного из его элементов: либо «неприкосновенность» (Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 15 апреля 1994 г.).), либо «нерушимость» (В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г.
рассматриваемый принцип назван «Нерушимость границ.»). Данные термины используются как синонимы, что неверно. Каждый из них имеет свое содержание и назначение.
Развитием принципа неприкосновенности границ является, согласно российской доктрине, принцип нерушимости границ. Это принцип более ограниченной сферы действия. Он признан в Европе, в этом смысле его можно считать региональным
Он действует в отношениях России с большинством сопредельных государств.
Нерушимость границ - это юридически закрепленное и признанное состояние стабильности существующих границ государств, общее признание существующей линии границы того или иного государства как установленной в соответствии с международным правом, отказ от каких-либо попыток ее изменения.
Во многих частях мира принцип нерушимости границ не действует. Об этом свидетельствуют территориальные споры, имевшие или имеющие место на других континентах.
Принцип нерушимости границ закреплен в Декларации о принципах МП 1970 года. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) содержится обязательство «воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств» на границы друг друга и границы всех государств Европы. Признание границ считается отказом от каких-либо территориальных притязаний государств Европы. Изменение границ возможно только в соответствии с международным правом.
Таким образом, европейские страны: 1) признали существующие в Европе границы; 2) отказались от территориальных притязаний, в том числе на будущие времена; 3) отказались от любых посягательств на европейские границы, в том числе и с применением силы.
В Заключительной акте были предусмотрены также меры доверия: государства обязаны уведомлять друг друга о военных учениях, которые проводятся в пределах 250 км от границ, о крупных передвижениях войск в районе границы. Договорились заключить соглашение о демилитаризованной пограничной зоне в Центральной Европе.
Согласно Венской конвенции о праве международных договоров (ст. 62, ч. 2), нельзя ссылаться на «коренное изменение обстоятельств», как на основание прекращения договора, если этот договор устанавливает границы.
В Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года определено (ст. 11), что правопреемство «само по себе не затрагивает границ, установленных договором».
Принципы неприкосновенности и нерешимости границ -своеобразное продолжение принципа территориальной целостности и неприкосновенности.