Занятие паровозик из родничково. Психологическое занятие для подростков «игроки в поле жизни Упражнение паровозик

Дина Фомина
Тренинг для воспитателей «Доверие»

Тренинг для воспитателей «Доверие»

Данный тренинг поможет созданию положительных, доверительных взаимоотношений участников тренинговой группы, что необходимо при долгосрочной работы группы.

Цель: формирование доверительных отношений в тренинговой группе

Задачи:

Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;

Снятие эмоционального напряжения участников группы

Вводная часть:

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодняшний наш тренинг направлен на сплочение и развитие доверия в нашей тренинговой группе.

Сплочение – это возможность для группы стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Давайте подумаем есть у нас у всех общие цели?

Работа в одном саду, взаимодействие в коллективе;

Переход в работе на ФГОС;

В рамках тренинга можно получить психологическую помощь, не в полном объеме как во время консультирования, но тем не менее, всегда на тренингах идет саморазвитие и личностный рост;

Можно научиться полезным приемам и навыкам: расслабления, борьбы со стрессом или апатией, работы в команде).

Переаттестации;

Открытые занятия.

Для того чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!

Во время работы не забывайте о правилах работы в группе.

– На каждом тренинге мы будем учиться осознавать свое состояние: состояние тела, свои эмоции и чувства. Сегодня с этого и начнем.

Цель: диагностика состояния членов группы.

Материал: заготовка рисунка человечка, наборы карандашей соответствующие люшеровским цветам.

Техника проведения: психолог предлагает участникам каждому чувству и эмоции присвоить свой цвет и раскрасить этим цветом домик, а затем раскрасить силуэт человека.

Инструкция: «Сейчас я предлагаю вам взять бланки и наборы карандашей. Теперь можете разойтись по залу, и занять любое удобное для вас место. Займите удобное положение, и подумайте о своем настроении. Какое оно у вас на данный момент? Обратите внимание и на тело. В какой части вашего тела сосредоточена та или иная эмоция. я прошу вас присвоить каждому чувству свой цвет и раскрасить этим цветом силуэт человека».

Обратите внимание:

Что в данный момент у вас в голове?

Какое чувство у вас в груди?

Какое чувство в руках и ногах?

Каким цветом хочется это отобразить?

Каждый по очереди расскажет о своем человечке и о своем настроении.

I. Разминка

– Теперь немного взбодримся и поиграем.

Упражнение «Кошка и мышка»

Цель: снятие барьеров в общении, снятие эмоционального напряжения

Процедура проведения: Участники образуют круг и берутся за руки. Выбирают кошку и мышку. Мышка находится внутри круга, а кошка снаружи. Кошка должна поймать мышку. Игроки, образующие круг защищают мышку от кошки. Кошке же разрешается прорывать сцепленные руки, подпрыгивать и перепрыгивать через них. Если кошка прорвется в круг, мышка может выбегать наружу. Когда кошка поймает мышку, они становятся в цепь игроков, образующих круг. А участники выбирают новых кошку и мышку.

I. Основная часть:

Упражнение «Взаимные презентации»

– Следующее упражнение поможет нам чуть лучше узнать себя и друг друга.

Цель: сплочение группы, самопрезентации участников, получение участниками обратной связи.

Инструкция:

«Сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму.

Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ, отвечая на вопрос «Я и моя профессия».

Второй этап: вы рассказываете своему партнеру о себе и своем рисунке, расскажите друг другу о себе как можно подробнее.

Третьим этапом работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:

Как я вижу свою профессию;

Что я ценю в самом себе;

Предмет моей гордости;

Что я умею делать лучше всего.

«Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Его задача - попытаться войти в роль своего партнера на время презентации, стать им, думать, рассуждать, чувствовать, переживать так, как кажется стоящему, вел и отвечал бы его партнер. Сидящий же, все это время молчит и как все остальные слушает.

После этого любой член группы имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден будет молчать»

Комментарий 2. Вопросы, которые задают участники группы и ведущий выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться самых разных тем, например:

Какие качества ты наиболее ценишь в людях?

Что ты считаешь самым отвратительным?

Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?

Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т. п.

Обсуждение: Расскажите о своих мыслях и чувствах. Что вы чувствовали и думали, когда готовили самопрезентацию? О чем думали, когда собирали информацию о другом человеке, конга ее представляли? Удалось ли вжиться в роль? Тяжело ли было говорить от имени другого?

Комментарий 3. Вопросы:

Оцени успешность твоей презентации своего партнера.

Удалось ли партнеру верно изложить сведения о тебе?

Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?

Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

Деление на группы

– Теперь немного разрядим обстановку. Для следующего упражнения нам нужно разделиться на пары. Для этого встаньте и потихоньку, чтобы никто не выдел посмотрите, что написано на ваших стульях.

Теперь выйдите в зал и беззвучно изобразите то, что написано на ваших карточках. Задача каждого - найти свою пару, то есть тот же самый предмет. Когда вы решите, что нашли свою пару, объединитесь с ней, но не говорите, пока упражнение не закончится.

Упражнение «Объелись мёда»

Цель: сплочение, снятие барьеров в общении, снятие эмоционального напряжения.

Ход: Участники делятся на пары и садятся на пол напротив друг друга. «Вы ели мёд и взялись за руки, а руки слиплись. Вам нужно встать, не расцепляя рук». Потом мёд ели впятером, всемером, вдесятером, и т. д., всем отрядом. При этом, все участники садятся близко-близко по кругу и также должны встать, не расцепляя рук.

Упражнение «Паровозик»

Цель: развитие доверия и сплоченности в коллективе.

Ход: Участники встают друг за другом и держатся за талию впередистоящего. Все кроме первого в колонне человека закрывают глаза. Задача первого человека провести паровозик по комнате через препятствия, задача остальных – довериться главному вагону.

Обсуждение:

Как вы себя чувствовали в роли вагона? Какие ощущения испытывали?

Упражнение «На риск»

Инструкция: «Сейчас мы с вами проделаем упражнение, связанное с определенным риском, и, наверное, даже с опасностью. Прошу войти в круг тех, кто хочет поучаствовать, хочет мне помочь. Доверьтесь мне!».

После того как все желающие войдут в круг, ведущий объявляет: «Всем спасибо, все молодцы. А упражнение уже закончено!»

Обсуждение:

Почему вы вызвались в добровольцы?

Почему вы решили не принимать участие в упражнении.

Повлияла ли фраза: «Доверьтесь мне» на ваше решение?

Легко ли доверяться другим людям?

Кому довериться легче всего?

Упражнение «Слепой и поводырь»

Цель: активизация внимания на своих ощущениях, развитие доверия и сплоченности в коллективе.

Участники делятся на пары. Один – слепой, надевает повязку на глаза. Другой – поводырь, берет слепого за руку и води по зданию. Слепой вслух сообщает, что он чувствует, думает, представляет во время движения. Затем слепой и поводырь меняются ролями.

Обсуждение:

Рассказ о своих впечатлениях ощущениях.

Как ты чувствовал себя, когда был "слепым"?

Вел ли тебя твой "поводырь" бережно и уверенно?

Знал ли ты все время, где ты?

Нашел ли ты что-нибудь любопытное, что интересно потрогать, понюхать или послушать?

Как ты себя ощущал в роли поводыря?

Старался ли ты привести своего партнера к тем местам, где ему точно что-то понравилось бы?

Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера?

Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?

III. Заключение

Упражнение «Эмоциональная диагностика»

Цель: диагностика состояния членов группы на окончание тренингового занятия.

Рефлексия: нелегко доверять другим людям. Иногда мешает собственная неуверенность, иногда неудачный опыт. Но постарайтесь больше доверять друг другу в профессиональном плане и больше помогать друг другу. Будьте искреннее на тренингах. Ведь у нас много общих целей, давайте достигать их вместе.

Упражнение «Ассоциация со встречей»

Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. Например: «Если бы наша встреча была животным, то это была бы.

Тренинг для воспитателей «Доверие»

Данный тренинг поможет созданию положительных, доверительных взаимоотношений участников тренинговой группы, что необходимо при долгосрочной работы группы.
Цель: формирование доверительных отношений в тренинговой группе
Задачи:
создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;
снятие эмоционального напряжения участников группы

Вводная часть:

Ведущий:
– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодняшний наш тренинг направлен на сплочение и развитие доверия в нашей тренинговой группе.
Сплочение – это возможность для группы стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Давайте подумаем есть у нас у всех общие цели?
Примеры:
работа в одном саду, взаимодействие в коллективе;
переход в работе на ФГОС;
в рамках тренинга можно получить психологическую помощь, не в полном объеме как во время консультирования, но тем не менее, всегда на тренингах идет саморазвитие и личностный рост;
можно научиться полезным приемам и навыкам: расслабления, борьбы со стрессом или апатией, работы в команде).
Переаттестации;
Открытые занятия.
Для того чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!
Во время работы не забывайте о правилах работы в группе.

Ведущий:
– На каждом тренинге мы будем учиться осознавать свое состояние: состояние тела, свои эмоции и чувства. Сегодня с этого и начнем.
Цель: диагностика состояния членов группы.
Материал: заготовка рисунка человечка, наборы карандашей соответствующие люшеровским цветам.
Техника проведения: психолог предлагает участникам каждому чувству и эмоции присвоить свой цвет и раскрасить этим цветом домик, а затем раскрасить силуэт человека.
Инструкция: «Сейчас я предлагаю вам взять бланки и наборы карандашей. Теперь можете разойтись по залу, и занять любое удобное для вас место. Займите удобное положение, и подумайте о своем настроении. Какое оно у вас на данный момент? Обратите внимание и на тело. В какой части вашего тела сосредоточена та или иная эмоция.я прошу вас присвоить каждому чувству свой цвет и раскрасить этим цветом силуэт человека».
Обратите внимание:
Что в данный момент у вас в голове?
Какое чувство у вас в груди?
Какое чувство в руках и ногах?
Каким цветом хочется это отобразить?
Анализ:
Каждый по очереди расскажет о своем человечке и о своем настроении.

I. Разминка

Ведущий:
– Теперь немного взбодримся и поиграем.
Упражнение «Кошка и мышка»
Цель: снятие барьеров в общении, снятие эмоционального напряжения
Процедура проведения: Участники образуют круг и берутся за руки. Выбирают кошку и мышку. Мышка находится внутри круга, а кошка снаружи. Кошка должна поймать мышку. Игроки, образующие круг защищают мышку от кошки. Кошке же разрешается прорывать сцепленные руки, подпрыгивать и перепрыгивать через них. Если кошка прорвется в круг, мышка может выбегать наружу. Когда кошка поймает мышку, они становятся в цепь игроков, образующих круг. А участники выбирают новых кошку и мышку.

I. Основная часть:

Упражнение «Взаимные презентации»
Ведущий:
– Следующее упражнение поможет нам чуть лучше узнать себя и друг друга.
Цель: сплочение группы, самопрезентации участников, получение участниками обратной связи.
Инструкция:
«Сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму.
Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ, отвечая на вопрос «Я и моя профессия».
Второй этап: вы рассказываете своему партнеру о себе и своем рисунке, расскажите друг другу о себе как можно подробнее.
Третьим этапом работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:
Как я вижу свою профессию;
Что я ценю в самом себе;
Предмет моей гордости;
Что я умею делать лучше всего.
«Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Его задача - попытаться войти в роль своего партнера на время презентации, стать им, думать, рассуждать, чувствовать, переживать так, как кажется стоящему, вел и отвечал бы его партнер. Сидящий же, все это время молчит и как все остальные слушает.
После этого любой член группы имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден будет молчать»
Комментарий 2.Вопросы, которые задают участники группы и ведущий выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться самых разных тем, например:
Какие качества ты наиболее ценишь в людях?
Что ты считаешь самым отвратительным?
Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?
Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т.п.
Обсуждение: Расскажите о своих мыслях и чувствах. Что вы чувствовали и думали, когда готовили самопрезентацию? О чем думали, когда собирали информацию о другом человеке, конга ее представляли? Удалось ли вжиться в роль? Тяжело ли было говорить от имени другого?
Комментарий 3. Вопросы:
Оцени успешность твоей презентации своего партнера.
Удалось ли партнеру верно изложить сведения о тебе?
Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?
Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?
Деление на группы
Ведущий:
– Теперь немного разрядим обстановку. Для следующего упражнения нам нужно разделиться на пары. Для этого встаньте и потихоньку, чтобы никто не выдел посмотрите, что написано на ваших стульях.
Теперь выйдите в зал и беззвучно изобразите то, что написано на ваших карточках. Задача каждого - найти свою пару, то есть тот же самый предмет. Когда вы решите, что нашли свою пару, объединитесь с ней, но не говорите, пока упражнение не закончится.
Упражнение «Объелись мёда»
Цель: сплочение, снятие барьеров в общении, снятие эмоционального напряжения.
Ход: Участники делятся на пары и садятся на пол напротив друг друга. «Вы ели мёд и взялись за руки, а руки слиплись. Вам нужно встать, не расцепляя рук». Потом мёд ели впятером, всемером, вдесятером, и т.д., всем отрядом. При этом, все участники садятся близко-близко по кругу и также должны встать, не расцепляя рук.
Упражнение «Паровозик»
Цель: развитие доверия и сплоченности в коллективе.
Ход: Участники встают друг за другом и держатся за талию впередистоящего. Все кроме первого в колонне человека закрывают глаза. Задача первого человека провести паровозик по комнате через препятствия, задача остальных – довериться главному вагону.
Обсуждение:
Как вы себя чувствовали в роли вагона? Какие ощущения испытывали?
Упражнение «На риск»
Инструкция: «Сейчас мы с вами проделаем упражнение, связанное с определенным риском, и, наверное, даже с опасностью. Прошу войти в круг тех, кто хочет поучаствовать, хочет мне помочь. Доверьтесь мне!».
После того как все желающие войдут в круг, ведущий объявляет: «Всем спасибо, все молодцы. А упражнение уже закончено!»
Обсуждение:
Почему вы вызвались в добровольцы?
Почему вы решили не принимать участие в упражнении.
Повлияла ли фраза: «Доверьтесь мне» на ваше решение?
Легко ли доверяться другим людям?
Кому довериться легче всего?
Упражнение «Слепой и поводырь»
Цель: активизация внимания на своих ощущениях, развитие доверия и сплоченности в коллективе.
Участники делятся на пары. Один – слепой, надевает повязку на глаза. Другой – поводырь, берет слепого за руку и води по зданию. Слепой вслух сообщает, что он чувствует, думает, представляет во время движения. Затем слепой и поводырь меняются ролями.
Обсуждение:
Рассказ о своих впечатлениях ощущениях.
- Как ты чувствовал себя, когда был "слепым"?
- Вел ли тебя твой "поводырь" бережно и уверенно?
- Знал ли ты все время, где ты?
- Нашел ли ты что-нибудь любопытное, что интересно потрогать, понюхать или послушать?
- Как ты себя ощущал в роли поводыря?
- Старался ли ты привести своего партнера к тем местам, где ему точно что-то понравилось бы?
- Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера?
- Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?

III. Заключение

Упражнение «Эмоциональная диагностика»
Цель: диагностика состояния членов группы на окончание тренингового занятия.
Рефлексия: нелегко доверять другим людям. Иногда мешает собственная неуверенность, иногда неудачный опыт. Но постарайтесь больше доверять друг другу в профессиональном плане и больше помогать друг другу. Будьте искреннее на тренингах. Ведь у нас много общих целей, давайте достигать их вместе.
Упражнение «Ассоциация со встречей»
Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. Например: «Если бы наша встреча была животным, то это была бы...

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель: улучшение психологического климата в коллективе; снятие психического и физического напряжения; получение положительных эмоций; сплочение коллектива; развитие коммуникативных способностей; профилактика эмоционального выгорания.

Время занятия : 60 - 90 минут.

Материалы: карточки с правилами группы, мяч, карандаши, фломастеры, ручки; половина листа А4 по количеству участников; образец рисунка ведущего к упражнению «Рисунок»; магнитофон; записи мелодий релаксации; раздаточный материал для упражнения «Да – нет»; бланки для педагогов «Неоконченные предложения».

Ход занятия

Звучит тихая мелодия.

Приветствие, знакомство с правилами группы.

Ведущий объясняет особенности предстоящей работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы:

  • доверительный стиль общения (называть друг друга так, как вы привыкли в жизни);
  • общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе»);
  • свои суждения выдвигать в форме: «Я думаю», «Я считаю»;
  • искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников);
  • конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников);
  • определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступающего);

Эти правила выставляются на доску, чтобы они были перед глазами на протяжении всего занятия.

Знакомство по кругу (с мячом)

Давайте познакомимся друг с другом поближе. Сейчас, каждому из вас я по очереди буду бросать мяч, ваша задача - представиться и подобрать к своему имени прилагательное, начинающиеся с первой буквы имени (например, С ветлана – с ообразительная)

Упражнение «Рисунок» (цель: показать многообразие взглядов, при выполнении одинаковых инструкций)

Вам выдаются листы (по половине листа А 4), ваша задача - выполнять задание по инструкции ведущего молча, так, как вы его поняли, не задавая при этом дополнительных вопросов (стараться не смотреть на работу соседей)

Инструкция: посередине листа рисуем дерево, от дерева вправо дорожку, в верхнем углу -солнце, рядом с деревом дом, около дорожки цветы. На небе тучки.

А теперь все разверните свои рисунки и посмотрим, что получилось.

Одинаковые ли получились результаты? (нет)

Как думаете, почему? Ведь инструкция для всех была одинаковая! (не было обратной связи, нельзя было уточнить задание)

Какие ощущения испытывали при выполнении? Была ли раздражительность?

Что хотелось сделать? (выругаться, все бросить, уточнить задание)

Как думаете, что надо сделать для того, что бы избежать ситуации недопонимания? (Точнее и конкретнее выражать свои мысли, а для этого важно ориентироваться на собеседника, иметь обратную связь)

Теперь сделаем это упражнение, но с использованием обратной связи. Я буду давать те же самые инструкции, но теперь вы можете задавать уточняющие вопросы.

Сравниваем результат с образцом ведущего.

Есть ли разница между выполнениями 1 и 2 - го образца рисунка.

Ощущения после выполнения 2го рисунка? Сложнее или проще было? (проще, т.к можно было задавать уточняющие вопросы)

Какие выводы можно сделать по результатам этого упражнения? (важно ориентироваться на собеседника, его уровень, опыт; важно не то, что говоришь, а то что услышали, должна быть чёткая организация речевого сообщения)

А сейчас немного отдохнём и разомнёмся.

Упражнение «Паровозик»

(цель: развитие групповой сплоченности коллектива; развитие коммуникативных способностей; невербальное общение; помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими)

Ведущий разбивает группу на тройки, в каждой тройке есть паровоз, пассажир и машинист. Паровоз находится впереди и идёт первым с вытянутыми вперёд руками, пассажир становиться за ним в серединку и передаёт управление; машинист замыкает триаду, держит пассажира за плечи и управляет всем поездом.

Инструкция: У пассажира и паровоза закрыты глаза. Машинист направляет свой паровоз (обходит препятствия) так, чтобы не получилось столкновений с другими поездами и препятствиями. Говорить во время упражнения никому нельзя, вы должны «слушать» телесные команды машиниста.

Когда группы сформированы поменять местами роли.

Машинисты переходят в другую тройку на роль паровозов или пассажиров, а паровозы и пассажиры могут перейти на роль машинистов.

Задача ведущего - расставлять препятствия, следить за техникой безопасности.

Во время упражнения дается сигнал – меняются тройками и ролями паровоз, машинист и пассажир.

Итог: При обсуждении акцент ставится на том, насколько было спокойно в роли паровоза, который идёт первым, но не знает в какую сторону (у него завязаны глаза, как и у пассажира), насколько можешь доверять машинисту и « пассажиру». Как это было – быть в роли паровоза, пассажира, машиниста?

Каковы ваши ощущения? Чего не хватало?

Уютно ли вы чувствовали себя в каждой из ролей?

Кто чувствовал себя комфортно в роли паровоза, машиниста, пассажира? (выслушать ответы участников)

Цель: проследить свои ощущения, проанализировать их в ситуациях, где требуется проявить доверие к другому человеку.

Вывод ведущего: те, кто хорошо себя чувствовал в роли машиниста – у того существуют задатки лидера. Все люди разные, кто - то готов вести группу, а кто-то более комфортно чувствует себя в роли ведомого. Многое зависит от того, кто рядом – доверяете ли вы этому человеку. Обратите внимание на то, что самое сложное – вести «паровоз с пассажиром» - так же и руководитель чувствует ответственность за свою команду.

Упражнение «Да – значит Нет». (цель: соблюдение правил конструктивного ведения разговора, научить говорить "нет" или выражать свою точку зрения, свое мнение в приемлемой форме, без обид и злобы.)

Нередко люди при общении друг с другом не умеют соблюдать правила конструктивного ведения разговора.

Упражнение проводится в общем кругу. Участники разбиваются на пары.

Ведущие выдают готовые спорные утверждения: "Все дети - невыносимы", "Пожилые люди - мудрые и спокойные", "Все коллеги ценят и уважают друг друга", "Родители никогда не понимают своих детей", «Руководитель всегда прав».

После этого по мере готовности участники произносят (зачитывают) свою фразу. Остальные дают ответ в следующей форме. Сначала нужно обязательно согласиться с тем, что было сказано. После этого - продолжить разговор, выражая свое согласие или несогласие с тем, что было сказано.

Примеры фраз: "Да, однако...", "Да, и все же...", "Да, и если..."

Итог: часто в жизни бывает так, что мы не согласны с каким-либо утверждениями, но при этом не всегда корректно и конструктивно выражаем свое несогласие.А ведь если правильно построить разговор, конфликта можно избежать.И к этому надо стремиться.

И закончить наше занятие хотелось бы упражнением «Моечная машина»

Упражнение «Моечная машина»

(цель: сплочение коллектива, снятие физического и нервного напряжения).

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина». В роли «машины» должны побывать все участники группы.

Итог занятия:

Группа садится в круг. Ведущие спрашивают каждого (по кругу) - каковы ваши ощущения от занятия, улучшилось ли настроение? и т.п. (по паре фраз).

Мне очень важно знать ваше мнение о занятии. Заполните, пожалуйста, бланки. Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите неоконченные предложения (педагогам выдаются готовые бланки с неоконченными предложениями)

  • Я научился...
  • Я узнал, что...
  • Я нашел подтверждение тому, что...
  • Я обнаружил, что...
  • Я был удивлен тем, что...
  • Мне нравится, что...
  • Я был разочарован тем, что...
  • Самым важным для меня было...

для учащихся начальных классов VIII вида.

"ПУТЕШЕСТВИЕ С АЙБОЛИТОМ".

Ц ЕЛЬ: Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями.

ЗАДАЧИ:
Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать воображение, фантазию детей.
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие
  • Развивать слуховую память
  • Коррекция мыслительных операций
  • Развивать умение удерживать равновесие, координацию движения в пространстве.
Образовательные:
  • Продолжить обучение четырёхфазному дыханию: вдох-задержка-выдох-задержка.
  • Закрепление понятий право - лево - верх - низ
  • Продолжить обучение ориентированию на листе бумаги и в помещении.
Воспитательные:
  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
  • Воспитывать чувство уважения друг к другу.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ:
  • Тетради по психомоторике
  • Карандаши, ручки
  • Карта игры - путешествия
  • Костюм доктора Айболита: белый халат, шапочка с красным крестом
ОБОРУДОВАНИЕ:
  • Компьютер или аудио магнитофон с записями

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление. Настрой на работу.
Загадка об Айболите.
Выборы Доктора Айболита.
Письмо для Айболита
Загадка о транспортном средстве.
Упражнение "Паровозик".
Упражнение "По лесной дорожке".
Упражнение "Изобрази животное".
Игра "Разложи в ряд".
Упражнение "Наведём порядок".
Игра "Дни недели".
Практическая работа "Мишка".
Завершение занятия.

40 мин.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Вот и пришла пора нашей встречи. Ждали ли вы её?

(Ответы детей)

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попытайтесь догадаться, о ком идет речь:

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит.
Кто же это … (Айболит)

Кто знает этого доктора, ребята? Какой он? (Ответы детей)
Сегодня один из вас будет исполнять роль доктора Айболита. Эта должность очень почётна. Давайте выберем того, кто сможет её исполнить.

(Выборы доктора Айболита)

Мы получили письмо для доктора Айболита, и он нам его сейчас прочитает. (Чтение письма)

ПИСЬМО: Доктор Айболит. Пишут тебе жители солнечной Африки. Скоро у нас большой праздник и мы очень хотим, чтобы ты к нам приехал. Мы тебя любим и ждём.

Психолог: Доктор Айболит давай вместе со всеми отправимся в увлекательное путешествие. А транспортное средство, на котором мы сейчас поедем угадаем.

(ЗАГАДКА):
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (ПАРОВОЗ)

Итак, выполним упражнение "ПАРОВОЗИК".

Упражнение "ПАРОВОЗИК"

Все участники строятся друг за другом, берутся за талии и повторяют за ведущим стихотворение. Продвигаются по помещению, в котором проходит занятие. За ведущим повторяют слова:

У меня есть паровозик ту-ту-ту, чи-чи-чи
Он меня по рельсам возит ту-ту-ту, чи-чи-чи
У него труба и печка ту-ту-ту, чи-чи-чи
И волшебное колечко ту-ту-ту, чи-чи-чи

Психолог: Стоп! Машинист! Впереди - лес. Паровозик по лесу продвигаться не может. Пойдём пешком.

Упражнение для глаз "По лесной дорожке".

(Закрыть глаза)

Всем закрыть глаза пора,
Начинается игра
Если топну я ногой
То шагаем, все за мной
(Открывают глаза, Ходьба на носочках)
Если хлопну я рукой
Замри, стой на месте, не иди!!!

(Проходит игра)

Давайте узнаем, какие животные живут в лесу, по которому мы идём.

Упражнение "Изобрази животное".

Выбирается водящий из числа игроков. Он выходит из помещения. Остальные игроки договариваются, кто какое животное каждый будет изображать. Входит водящий, игроки изображают животных, водящий угадывает, кто какое животное изображает.

Психолог: А сейчас мы попадём на урок, который проходит в лесной школе. Здесь учатся лесные жители. Я зачитаю вам, кто чем занимается на уроке в лесной школе, а вы должны ответить на вопрос, правильно это или нет!

Зайчонок внимательно слушал учителя и грыз вкусную морковку.
У лисёнка сломалась ручка и он попросил тихим шёпотом у соседа запасную.
Рысёнок не захотел слушать учительницу, открыл учебник и начал читать самостоятельно.
Белочка в парте играла орешками.
Медвежонку тяжело было сидеть на маленьком стульчике, он поднял лапу и попросил, чтобы его пересадили на большой стул.

Психолог: Незаметно мы вышли на опушку леса. И увидели солнышко.

Упражнение для глаз: "Солнышко".

На счёт 1-8 чертим глазами круг в одну сторону, а затем на 1-8 в другую. Солнышко очень яркое: зажмуриваем глаза на счёт 1-4 и открываем широко на счёт 5-8. Психолог: Смотрите, ребята, впереди море! Оно лежит прямо до горизонта.

Упражнение для глаз "Горизонт".

Чертим кончиком пальца правой руки линию горизонта справа налево на счёт 1-4 и наоборот на счёт 5-8.

Психолог: Сейчас мы полетим над морем. А на чём, узнаем выполнив Графический диктант в тетрадях.

Упражнение "Графический диктант".

3 клетки вверх
3 клетки по диагонали вверх влево
5 клеток вверх
2 клетки по диагонали вверх вправо
6 клеток вправо
2 клетки по диагонали вниз право
5 клеток вниз
3 клетки по диагонали вниз влево
3 клетки вниз
4 клетки влево.

На чём же мы полетим (Дети: На воздушном шаре)
Летит над морем наш воздушный шар, а навстречу ветер.

Дыхательное упражнение "Ветер".

На четыре счета (1, 2, 3, 4) дети находятся в состоянии покоя.
На четыре счёта (1, 2, 3, 4)дети вдыхают воздух через нос,
затем на четыре счёта (1, 2, 3, 4) задержка дыхания,
затем на 4 счёта (1, 2, 3, 4) выдох через рот, при этом губы сложить трубочкой.
Психолог: А вот и долгожданная Африка. Здесь нас ждут весёлые зверушки. Друзья доктора Айболита. (На столе расставлены игрушечные зверушки. Дети выбирают по одной игрушке.) Начинается весёлый праздник.

(Дети с игрушками танцуют весёлый танец на мотив "Чунга - чанга". После завершения танца все возвращаются домой. Релакс. Все садятся на стульчики. Закрывают глаза).

Психолог: А сейчас мы полетим обратно домой на сверхзвуковой ракете "Дружба". Закройте глазки и представьте большую, красивую, блестящую ракету. Она движется очень быстро. И издаёт гудящий звук. Наберите воздуха. Сделайте глубокий вдох и при выдохе издайте звук "У-у-у-у!!!" Наша ракета успешно завершила свой полёт и мы с вами оказались снова в нашей школе, в нашем классе. На этом наше путешествие подошло к концу. Давайте подведём итоги: скажите, что вам понравилось, что запомнилось.

Звуковая гимнастика основана на методе звукового дыхания М. Л. Лазарева и фонопедическом методе развития голоса В. А. Емельянова, которые направлены на укрепление и лечение голосового и дыхательного аппарата. Голосовые игры способствуют также обогащению тембра голоса ребенка.

Упражнения на растягивание позвоночника помогают детям следить за правильной осанкой. Позвоночник играет ключевую роль в здоровье человека. Поэтому так важно научить ребенка правильно сидеть и стоять, не горбится. Несколько йоговских упражнений, заключающихся в потягивании мышц спины, способствуют развитию гибкости позвоночника и формированию правильной осанки. Для этой же цели педагог предлагает детям по очереди постоять у «стены здоровья» - части стены без плинтуса, чтобы ребенок, стоя около нее, мог прикоснуться к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком.

Бег и ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке

Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце прогулки дети выполняют пробежку вокруг здания детского сада (скорость 1,0 – 1,2 м/с.), после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме, который отбивает педагог на бубне или барабане.

Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества. Ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов способствует тренировке функций головного мозга, что создает предпосылки к успешному овладению элементами учебной деятельности в бедующем.

Воспитатель должен тщательно подбирать игры для прогулок с учетом возраста детей, при этом необходимо учитывать различную степень подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней и большой подвижностью). Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные игровые задания. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в сюжетные игры (например «Аист и лягушки») и игры с предметами (мячами, скакалками, обручами и т.п.). У старших дошкольников пользуются популярностью игры-эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования, спортивные (футбол, хоккей, городки, настольный теннис, баскетбол, бадминтон и др.).

Моторная плотность прогулки должна быть не менее 60%.

Игры-хороводы, релаксационные упражнения и бодрящая гимнастика

Игры-хороводы проводятся в кругу и сопровождаются движениями в соответствии с текстом. Не обязательно разучивать песни с детьми, достаточно того, чтобы их хорошо знал воспитатель. Дети естественно включаются в пение, сначала только подпевая и выполняя движения, и постепенно осваивают всю песню. Хороводные движения ребенок вслед за воспитателем. В хороводной игре он может проявить свою индивидуальность, реализуя себя через речь, мышление социальные контакты.

В хороводы и игры малой подвижности хорошо играет в группе, где пространство ограничено. Дети интересны игры-замиралки (английская игра «Вновь солнышко смеется»), игры-подражания (русская игра «У дядюшке Якова»), игры-забавы («Ладушки»).

Релаксационные упражнения выполняют для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация – состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Мы рекомендуем детям выполнить несколько упражнений перед дневным сном: сняв верхнюю одежду, плавно потянуться, сделать дыхательные упражнения в медленном темпе под спокойную музыку и затем лечь в кровать, принять удобную позу и закрыть глаза, слушая негромко звучащую колыбельную, спокойную классическую или релаксационную музыку.

Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна при открытых фрамугах. Её цель – сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. Она может состоять из 4 – 6 упражнений, которые дети выполняют лежа или сидя в постели поверх одеяла. Можно заменить комплекс бодрящей гимнастики самомассажем или речевыми упражнениями с движениями. Перед началом гимнастики следует включить мелодическую музыку, вызывающую положительные эмоции. Для пробуждения желательно использовать произведения композиторов-классиков (В. –А. Моцарта, П Чайковского, Ф. Шопена и др.), а также музыку, имитирующую звуки природы. Под музыку дети просыпаются, некоторое время слушают ее, затем выполняют упражнения в постели, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в хорошо проветренную комнату (температура должна быть около 17-19 ºС). Далее под бодрую музыку выполняют упражнения ритмической или ритмопластической гимнастики. В качестве варианта вместо них можно провести оздоровительный бег в трусиках и майках по общественным помещениям детского сада: из группы бег по лестнице вверх, коридору, через зал, по лестницы вниз, по нижнему коридору обратно в группу. Завершают комплекс дыхательными упражнениями. После выполнения всего комплекса дети одеваются.

Общая продолжительность бодрящей гимнастики – 7 – 15 мин. Она дает хороший оздоровительный эффект в сочетании с контрастными воздушными ваннами. Желательно менять комплекс бодрящей гимнастики 1 – 2 раза в месяц.

Комплекс «Птички» (для младших дошкольников)

После дневного сна в спальне педагог включает кассету «Малыш и птички». Упражнения выполняются на кроватях под звучание классической музыки и фонограмму пения птиц. Каждое упражнение повторяется 3 – 4 раза, педагог в это время читает стихи.

Упражнение «Птички просыпаются»

Дети, лежа на кроватях, медленно поднимают руки вверх – вдох, опускают их вдоль туловища – выдох.

Птички проснулись,

Друзьям улыбнулись,

Вверх потянулись.

Упражнение «Птички расправляют крылышки»

И. п. – лежа на спине, руки разведены в стороны и согнуты в локтях. Свести локти перед грудью – развести их в стороны.

Расправляют крылышки

Птички-невелички,

Разминают крылышки

Воробьи, синички.

Упражнение «разминаем ножки»

И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе. Оттянуть носочки – согнуть ноги в голеностопном суставе.

А теперь разбудим ножки,

Поиграем все немножко.

Упражнение «Ножки»

И. п. – то же. Поочередно сгибать и разгибать ноги.

Чтоб за веточки держаться.

Нужно ножки разминать,

Их сгибать и выпрямлять.

Упражнение «Потягушки»

И.п. – сесть на кровать по-турецки, руки перед грудью, пальцы сцепить в «замок». Поднять руки вверх, вывернуть «замочек» ладонями вверх, потянуться за руки – вернуться в и.п.

Вот так птички потянулись.

Все они уже проснулись.

Ходьба по «дорожкам здоровья» , разложенными на полу из спальни до умывальной комнаты.

А теперь пора вставать,

По дорожкам шагать,

Умываться, одеваться.

Птичкам хочется летать.