План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда: образец. Мероприятия по улучшению условий и охраны труда Основные мероприятия по улучшению условий труда

<*> Skachkova G.S. Actions on improvement of labor conditions and works safety: the order of performance and financing.

Скачкова Галина Семеновна, заведующая сектором трудового права и права социального обеспечения Института государства и права Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор.

В настоящей статье рассматриваются различные источники финансирования (бюджетные и внебюджетные) мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Особо подчеркивается, что работодатель сам определяет конкретный перечень этих мероприятий. Работник не несет таких расходов.

Ключевые слова: мероприятия по улучшению условий и охраны труда, источники финансирования (бюджетные и внебюджетные), работодатель, работник.

The article describes different (budgetary and non-budgetary) sources of financing of actions on improvement of labor conditions and works safety. It is highlighted that the employer shall specify the exact list of these actions. The employee shall not carry out expenses in this regard.

Key words: actions on improvement of labor conditions and works safety, (budgetary and non-budgetary) sources of financing, employer, employee.

Переход России к рынку требует новых подходов в обеспечении эффективности функционирования социально-трудовых отношений, поскольку экономические и людские потери в связи с неудовлетворительными условиями труда, состояние здоровья работающего населения России оказывают самое непосредственное влияние на демографическую ситуацию и на состояние экономики.

Свидетельством внимания к демографическим процессам в стране явилось принятие Указа Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" <1>. В документе подчеркивается, что в целях сокращения уровня смертности и травматизма работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо совершенствовать правовое регулирование отношений в области улучшения условий и охраны труда.

<1> СЗ РФ. 2007. N 42. Ст. 5009.

План мероприятий по реализации в 2008 - 2010 гг. Концепции демографической политики РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 170-р <2>, предусматривал проведение ряда мероприятий по улучшению условий и охраны труда в субъектах РФ с учетом особенностей последних.

<2> СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 771.

В частности, в соответствии с п. 12 этого Плана Минздравсоцразвития России Приказом от 23 октября 2008 г. N 586 утвердило Программу действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 - 2010 гг. <3>.

<3> Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2009. N 1.

Как сказано в данном документе, основной задачей новой системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи post factum к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель может быть достигнута созданием системы управления профессиональными рисками путем проведения комплекса мероприятий, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников.

Минздравсоцразвития России в соответствии с п. 14 указанного выше Плана Приказом от 17 февраля 2010 г. N 91 утвердило Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда <4>.

<4> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 17 февраля 2010 г. N 91 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда" // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2010. N 4.

Целями такого мониторинга были названы: а) комплексная оценка ситуации в области условий и охраны труда в РФ и разработка рекомендаций по ее улучшению; б) повышение эффективности системы социального страхования, оптимизации страховых тарифов и выработка мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда <5>.

<5> Такого рода мониторинги условий и охраны труда уже проводятся в субъектах РФ. См., например, распоряжение Мособлтруда от 7 февраля 2011 г. N 6-Р "О проведении мониторинга условий и охраны труда в Московской области" // СПС "КонсультантПлюс".

Следующий этап в реализации Концепции демографической политики РФ основывается на Плане мероприятий по реализации ее положений в 2011 - 2015 гг., утвержденном распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2011 г. N 367-р <6>.

<6> СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1655.

В частности, п. 16 Плана предусматривает подготовку нормативных правовых актов, предусматривающих внедрение системы финансовых и страховых стимулов к сохранению здоровья - для граждан, к повышению ответственности за здоровье работников - для работодателей. В свою очередь, п. 15 предусматривает разработку комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, и реализацию таких мероприятий.

Комплекс таких мероприятий, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 14 февраля 2012 г. N 125 "Об утверждении Комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, на 2012 - 2015 годы" <7>, включает в себя:

<7> СПС "КонсультантПлюс".

  1. совершенствование информационной системы о состоянии условий труда и профессиональных рисках; 2) формирование прогноза возникновения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; 3) совершенствование трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в целях внедрения в систему управления охраной труда механизмов управления профессиональными рисками; 4) совершенствование системы нормативов в области охраны труда; 5) внедрение механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда; 6) совершенствование системы медицинской помощи и медицинской профилактики работников; 7) повышение качества обучения в области охраны труда; 8) повышение качества обеспечения работников средствами индивидуальной защиты; 9) организационные мероприятия.

В Приказе Минздравсоцразвития России от 14 февраля 2012 г. N 125 по каждой из групп мероприятий данного Комплекса указаны вид принимаемого документа (аналитическая справка, доклад, приказ, проект федерального закона, распоряжения или постановления Правительства РФ и т.д.), сроки исполнения и ответственные исполнители (соответствующие департаменты Минтрудсоцзащиты России <8>).

В целях улучшения условий и охраны труда, снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории субъекта РФ, Минтрудсоцзащиты России направило в регионы страны разработанный Департаментом заработной платы, охраны труда и социального партнерства проект Типовой программы субъекта РФ по улучшению условий труда.

Таким образом, впервые во всех регионах России будет применен единый подход к планированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Типовая программа улучшения условий и охраны труда в субъекте РФ содержит основные цели и задачи программы, срок реализации, целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам, методику оценки эффективности программы.

В Паспорте Типовой программы названы следующие ее задачи: внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории субъекта РФ; совершенствование нормативно-правовой базы субъекта РФ в области охраны труда; непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения <9>.

<9> См.: Мероприятия по реализации Программы улучшения условий и охраны труда на 2012 - 2015 годы (Типовая программа Минздравсоцразвития России от 19.12.2011). URL: http://www.minzdravsoc.ru.

Территориальные программы, основанные на Типовой программе, охватят период с 2012 по 2015 г. <10>.

<10> См., например: Постановление правительства Московской области от 27 декабря 2011 г. N 1643/52 "Об утверждении Программы действий по улучшению условий и охраны труда в Московской области в 2012 - 2015 годах" // Информационный вестник правительства Московской области. 30 апреля 2012 г. N 4 (ч. 2).

Главной задачей новой системы управления охраны труда является переход от реагирования на страховые случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников. Основой системы управления профессиональными рисками должна стать сплошная аттестация рабочих мест по условиям труда <11>.

<11> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" // Российская газета. 24.06.2011.

То есть должна проводиться оценка условий труда на каждом рабочем месте в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Неправильная или недостоверная оценка условий труда, допущенная при проведении аттестации рабочих мест, в значительной степени влияет на состав и объемы компенсаций, предоставляемых работнику, поэтому имеет большое значение качество ее проведения.

Соответственно, возрастает роль и государственной экспертизы условий труда, проводимой Рострудом и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда <12>.

<12> См.: Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 "Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 18. Ст. 1716.

При ее проведении оцениваются условия труда работников, претендующих на досрочную трудовую пенсию за работу во вредных, опасных условиях труда, правильность предоставления работникам компенсаций (повышенной оплаты труда, дополнительных отпусков и т.д.) за тяжелую работу, работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Трудовой кодекс РФ в ст. 226 предоставляет работодателю право самому исходя из специфики своей деятельности определять конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

При этом работодатель может воспользоваться положениями такого документа, как Постановление Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков" <13>.

<13> Российская газета. 28.03.2012.

Утвержденный согласно приложению к данному документу Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков называет, в частности, такие мероприятия, как:

  1. проведение в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков;
  2. реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков;
  3. внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;
  4. устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
  5. внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и др.

Приведенный в Постановлении Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда не является исчерпывающим: работодатель может включить в этот перечень и другие мероприятия.

Для того чтобы обеспечить реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, необходимо их финансировать.

Статья 226 Трудового кодекса РФ, предусматривая различные источники (бюджетные и внебюджетные) финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, особо указывает на то, что работник не несет таких расходов.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках различных программ (федеральных, отраслевых, территориальных и др.) за счет средств различных бюджетов, указанных в ч. 1 ст. 226 Трудового кодекса РФ.

Следовательно, имеются в виду средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников. Использование такого рода средств на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Относительно источников финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда следует назвать и Постановление Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда" <14> (далее - Постановление Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507).

<14> СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3095.

В этом документе сказано, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда.

Правительство РФ в Постановлении от 7 июля 2000 г. N 507 указало на следующий порядок распределения средств от штрафов (в процентах), взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда:

  • 30 - органу исполнительной власти субъекта РФ, ведающему вопросами охраны труда;
  • 40 - на текущий счет Минтрудсоцзащиты России;
  • 30 - Государственной инспекции труда.

Порядок учета и отчетности об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда, утвержден Постановлением Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19 <15>.

<15> Бюллетень Минтруда РФ. 2001. N 36.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда, представляют в Минтрудсоцзащиты России отчеты о взыскании и использовании сумм административных штрафов за нарушение законодательства РФ по форме согласно приложению N 1 к Постановлению Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19.

Государственные инспекции труда в субъектах РФ в сроки, установленные для представления бухгалтерской отчетности, представляют в Минтрудсоцзащиты России отчеты о взыскании и использовании сумм административных штрафов за нарушение законодательства РФ по форме согласно приложению N 2 к Постановлению Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19.

Минтрудсоцзащиты России обеспечивает:

  • разработку и исполнение отраслевой программы улучшения условий и охраны труда за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда, поступающих на текущий счет Минтрудсоцзащиты России и государственных инспекций труда в субъектах РФ;
  • осуществление регулярных проверок правильности взыскания и целевого использования средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда;
  • ежегодное, в срок до 1 апреля, представление в Правительство РФ и в Минфин России информации об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда.

Учет поступления и использования средств от штрафов, взыскиваемых за нарушения законодательства о труде и об охране труда, осуществляется в соответствии с Приказами Минфина России:

а) от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" <16>;

<16> Российская газета. 19.01.2011.

б) от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" <17>.

<17> Российская газета. 09.02.2011.

В отраслях экономики, субъектах РФ и организациях могут функционировать фонды охраны труда, при создании которых необходимо руководствоваться ст. 118 Гражданского кодекса РФ и ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <18>.

<18> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Основная задача фонда состоит в том, чтобы на основе социального партнерства органа исполнительной власти субъекта РФ, объединений работодателей и профессиональных союзов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории субъекта РФ, изыскивать и эффективно использовать финансовые ресурсы для обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников.

Фонд является государственным финансово-кредитным учреждением и имеет статус юридического лица. Денежные средства фонда находятся в оперативном управлении органа по труду субъекта РФ, не входят в состав его бюджета и не подлежат изъятию. Бюджет фонда и отчет о его выполнении утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ <19>.

<19> См.: письмо Минтруда России от 19 января 1995 г. N 106-ВК "О Рекомендациях по подготовке положения о территориальном фонде охраны труда" // СПС "КонсультантПлюс".

Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или локальными соглашениями об охране труда <20>. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться для проведения мероприятий по охране труда.

<20> Работодателю при планировании мероприятий по охране труда следует руководствоваться Постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. N 11 "Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда" (Закон. 1995. N 10) и письмом Департамента охраны труда Минтруда России от 5 января 1996 г. N 3-13 "Рекомендации по разработке программ улучшения условий и охраны труда в организациях" // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно положениям ст. 226 ТК в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ <21> увеличился, по сравнению с ее первоначальной редакцией, процент средств, направляемых на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (кроме государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений, которые освобождены от выполнения данной обязанности).

<21> СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878.

Такое финансирование осуществляется сейчас в размере не менее 0,2% (ранее - не менее 0,1%) от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Особое внимание при финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда уделяется финансовому обеспечению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, правила которого должны ежегодно утверждаться Минтрудсоцзащиты России.

В качестве примера можно привести Приказ Минздравсоцразвития России от 10 февраля 2012 г. N 113н "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2012 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" <22>.

<22> Российская газета. 13.04.2012.

В данном документе определен перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, финансируемых в 2012 г. за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Так, финансовому обеспечению подлежат расходы страхователя на: а) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; б) обучение по охране труда определенных категорий работников (руководителей организаций малого предпринимательства, руководителей и специалистов служб охраны труда организаций; членов комитетов (комиссий) по охране труда и др.); в) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и др.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования России в текущем календарном году. При этом объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Фонд социального страхования России в 2012 г. и в плановый период 2013 и 2014 гг. осуществляет в ряде субъектов РФ реализацию пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков, с целью систематизации профессиональных заболеваний, которые отмечаются на рабочих местах в бюджетных учреждениях.

Финансовое обеспечение мероприятий по аттестации рабочих мест будет осуществляться за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджета Фонда социального страхования России. Объемы финансирования предусмотрены ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг." <23>.

<23> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. V). Ст. 7050.

В этих целях принято Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1082 "О порядке финансового обеспечения в 2012 г. мероприятий по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, а также в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков" <24>. Минздравсоцразвития РФ утвердило правила финансирования в 2012 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами <25>.

<24> СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 127.
<25> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 17 февраля 2012 г. N 133н "Об утверждении форм отчетности по результатам финансового обеспечения в 2012 году мероприятий по аттестации и организации аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, а также в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков, порядка и сроков их предоставления" // БНА РФ. 2012. N 27.

Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, которое определяет и перечень субъектов РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, - это г. Санкт-Петербург, а также Республика Мордовия, Белгородская, Пензенская, Саратовская и Смоленская области.

В рамках пилотного проекта персональную ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда наряду с работодателями несут также и руководители органов исполнительной власти по видам экономической деятельности.

Все мероприятия должны реализовываться в соответствии с трехсторонним соглашением между Минтрудсоцзащиты России, Фондом социального страхования России и администрацией субъекта РФ о взаимодействии, предусматривающим обязательства сторон по реализации проекта, использованию его результатов, в том числе при планировании мероприятий по улучшению условий труда работников. Региональным отделением Фонда проводится конкурсный отбор аттестующей организации по реализации пилотного проекта. Работа по аттестации рабочих мест будет проводиться совместно с профсоюзами.

Работодатели могут обращаться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда социального страхования России по месту своей регистрации до 1 августа текущего календарного года.

На основании проделанной работы планируется разработка программы субъекта РФ по охране труда с целью дальнейшего управления профессиональными рисками. Выделяемые средства будут направляться на возмещение затрат работодателей на улучшение условий и охраны труда, что должно частично компенсировать их затраты на указанные цели, на профилактику производственного травматизма и профзаболеваний.

Трудовой кодекс обязывает работодателей проводить мероприятия, направленные на обеспечение безопасных условий труда своего персонала, и планировать работу по их улучшению. Ежегодно они должны выделять на это не меньше 0,2% всех производственных затрат.

Решение о том, какие необходимо провести мероприятия, принимает сам работодатель, поскольку никто не знает лучше него специфику своего предприятия и потребностей в корректировке охраны труда его сотрудников.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

За отсутствие в организации Плана мероприятий по охране труда персонала работодатель может быть привлечен к административной ответственности и получить санкции в виде денежного штрафа или приостановления деятельности.

В 2019 году курс на модернизацию российского законодательства в сфере охраны труда продолжается.

Центральные моменты

Основная структура

План мероприятий по улучшению условий и охраны труда должен четко структурироваться.

Согласно общепринятому порядку документ включает несколько крупных групп мер, направленных на обеспечение безопасности трудовых процессов в организации:

  • организационные;
  • технические;
  • санитарно-бытовые и лечебно-профилактические;
  • меры по обеспечению работников СИЗ;
  • операции по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности.

Кем регулируется перечень

На предприятии создается специальная служба охраны труда для обеспечения безопасных условий трудового процесса и их улучшения по мере необходимости. За построение системы охраны труда назначаются ответственные лица.

Формирование группы лиц, которые будут отвечать за непосредственную разработку плана мероприятий по улучшению условий труда, производится на основании приказа.

Соблюдение Плана мероприятий контролируется государственными органами, вышестоящими органами профсоюзов, сторонами коллективного договора и службой охраны труда предприятия.

Что обычно входит в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда

В План включаются мероприятия, в которых у организации имеется объективная необходимость. К примеру, исходить можно из особенностей производственного процесса. Важно учитывать имеющиеся у компании технические возможности, необходимые для реализации соответствующих мероприятий.

Минздравсоцразвития специально для помощи работодателям разработал Типовой перечень мероприятий по охране труда на предприятии, утвержденный приказом № 181н от 01.03.2012 г. Его приложение содержит список мер, рекомендованный к включению в План.

Все они классифицируются на 6 групп:

Организационные Касаются непосредственно организации труда: формирование списка опасных работ, инструктаж персонала, медосмотры, планы ремонта оборудовании, расследование несчастных случаев на производстве и аварий, страхование ответственности и пр.
Санитарные Должны разрабатываться еще на этапе проектирования и в дальнейшем совершенствоваться при возникновении потребности. Так, в ежегодный план может быть включена модернизация вентилируемой системы, улучшение освещения и т.д.
Технические Направлены на обеспечение безопасности при расположении оборудования, инженерных коммуникаций, транспортных и грузоподъемных средств, а также в ходе работы с ними.
Общие Включают такие мероприятия, как автоматизация работы, сигнализация, дистанционное управление.
Частные Например, соблюдать требования электробезопасности, обеспечивать защиту от излучений, устанавливать ограждения.
Индивидуальные Меры, направленные на обеспечение работников предприятия СИЗ: выбор наиболее эффективных средств, организация правильного их хранения, обучение персонала правилам их применения.

Типовой перечень носит рекомендательный характер. Он берется предприятиями за образец для формирования собственных ежегодных планов путем корректировок, исходя их специфики своей деятельности, возникающих потребностей и поставленных задач.

Образец плана мероприятий по охране труда:

Планирование мероприятий по улучшение условий труда в организации осуществляется на срок 1-3 года. Производится оно на этапе составления проекта бюджета на плановый период. Результаты этого планирования оформляются Планом, рекомендуемая форма которого представлена в приложении приказа Минздравсоцразвития № 181н.

Типовой перечень помогает работодателям решать вопросы того, как разработать наиболее эффективный план необходимых мер для своего предприятия. Каждое мероприятие принимает специально создаваемая комиссия.

Допускается оформление плана, как раздела коллективного соглашения или договора. В нем отражается расчет срок реализации по каждому мероприятию, а также должности и ФИО ответственных за их проведение специалистов. Сотрудники ДОУ оформляют План надлежащим образом, затем он подписывается руководителем предприятия и утверждается его приказом.

Технические меры контроля

Примерный перечень технических мероприятий по улучшению условий охраны труда на предприятии может быть следующий:

  • модернизация технических устройств, защищающих персонал от поражения электричеством;
  • контроль состояния вентиляционных и отопительных систем;
  • ремонт освещения, замена осветительных приборов;
  • регулярный ремонт зданий и помещений, восстановление крыш, отмостков;
  • ревизия отопительной системы;
  • выполнение предписаний надзорных органов;
  • осуществление мер, направленных на повышение эффективности энергосбережения и др.

Самые продуктивные примеры

К наиболее эффективным примерам мероприятий по улучшению условий охраны труда следует отнести:

  • совершенствование технологических процессов для снижения до минимума негативного воздействия на персонал вредных и опасных факторов;
  • организация систем автоматического контроля уровня вредных и опасных факторов на производстве;
  • сокращение до нормативного уровня количества вредных веществ в воздухе рабочих помещений, негативно воздействующих механических колебаний и излучения;
  • обеспечение новыми средствами и совершенствование существующих средств коллективной защиты сотрудников;
  • правильная организация рабочих мест, обеспечивающая безопасную работу;
  • организация и проведение инструктажей, обучения и контроля знаний работников по охране труда;
  • разработка и введение в действие инструкций и иных локальных актов по охране труда;
  • устройство ограждений;
  • монтаж предохранительных, защитных и сигнализирующих об опасности устройств;
  • автоматизация и механизация в целях совершенствования технологических процессов;
  • модернизация и обслуживание производственного и вспомогательного оборудования;
  • приведение уровней искусственного и естественного освещения в рабочих зонах к соответствию нормам и поддержание такого состояния;
  • установка автоматических установок для обеспечения персонала питьевой водой;
  • обеспечение работников необходимыми СИЗ, организация их правильного хранения и использования;
  • проведение медосмотров (обследований): предварительных и периодических.

Принципы разработки

План мероприятий по улучшению условий и охраны труда разрабатывается специальным отделом по охране труда или уполномоченным специалистом совместно с иными структурными подразделениями организации.

В ходе формирования Плана работодатель должен провести анализ несчастных случаев, произошедших в компании, и вызвавших их факторов. На основе полученных результатов разрабатываются решения по их устранению и предотвращению.

При разработке документа важно учесть определенную информацию:

  • анализ имеющихся условий труда: контрольных заключений, актов Н-1, карт СОУТ;
  • финансовый план организации;
  • сведения проверок органов надзора;
  • предложения комиссии по охране труда компании.

В случае возникновения затруднений с разработкой Плана, работодатель или его представители всегда могут обратиться в специализированное учреждение. Профессиональная школа охраны труда помогает самостоятельно разрабатывать и внедрять необходимую документацию в короткие сроки.

При составлении Плана обязательно указываются сроки реализации каждого предусмотренного мероприятия, источники финансирования и ответственные лица.

Осуществление мероприятий оформляется приказами, распоряжениями, программами, планами-графиками. Для выполнения плановых мероприятий выделяются требующиеся ресурсы. Контроль реализации каждого мероприятия обязателен.

Законодательством не установлена обязанность согласования годового плана по охране труда с профсоюзным органом. Но на практике оно обычно определяется коллективным соглашением или договором, которое заключает предприятие с профсоюзом.

Детали финансирования

Пристальное внимание работодателя должно уделяться обоснованию и финансированию мероприятий по созданию, охране и улучшению условий труда.

Финансирование плановых мероприятий может осуществляться за счет следующих источников:

  • целевыми кредитами банка, выдаваемыми для модернизации производства;
  • инвестициями при наличии у мероприятий капитального характера;
  • амортизационным фондом в случае осуществления мероприятий совместно с ремонтными работами по основным средствам;
  • взносами в ФСС на соцстрахование от несчастных случаев на производстве.

Главный нормативный акт, в котором закреплен перечень мероприятий по охране труда, проводимых фирмами-работодателями, - приказ Минтруда РФ от 01.03.2012 № 181н. В приложении к данному НПА (нормативно правовому акту) перечислены следующие мероприятия, которые можно включить в план:

  • спецоценка условий труда и проведение необходимой работы исходя из ее результатов;
  • технологическая модернизация производства;
  • инсталляция систем сигнализации о нештатных ситуациях;
  • инсталляция систем защиты оборудования от повреждений;
  • приобретение и модернизация средств защиты работников;
  • нанесение на оборудование и иные объекты инфраструктуры сигнальных цветов, знаков безопасности;
  • установка автоматизированных систем контроля за вредными и опасными факторами на производстве;
  • монтаж и совершенствование систем защиты работников от электрического тока;
  • установка систем обеспечения безопасной эксплуатации промышленного оборудования;
  • повышение безопасности процессов, связанных с обработкой опасных и горючих химических веществ;
  • механизация процессов работы с сырьем, оптовой продукцией, отходами с производственных линий;
  • механизация очистки производственной инфраструктуры;
  • модернизация производственной инфраструктуры в целях повышения ее экологичности;
  • инсталляция и совершенствование систем вентиляции на предприятии;
  • обеспечение достаточного уровня освещения на предприятии;
  • установка и модернизация инфраструктуры, предназначенной для организации отдыха сотрудников;
  • установка оборудования, предназначенного для обеспечения сотрудников питьевой водой;
  • обеспечение сотрудников, работающих во вредных или опасных условиях, средствами защиты;
  • организация хранения средств защиты;
  • приобретение необходимых технических средств для проведения инструктажей и обучения по охране труда;
  • проведение соответствующих инструктажей и обучения;
  • обучение работников навыкам оказания первой помощи;
  • специальное обучение сотрудников, отвечающих за опасные объекты на производстве;
  • проведение медосмотров на предприятии;
  • инсталляция оборудования медицинского назначения, покупка необходимых лекарств и препаратов;
  • модернизация пешеходной инфраструктуры в целях повышения безопасности труда;
  • осуществление производственного контроля;
  • обеспечение работников инструкциями по охране труда;
  • оптимизация планировки помещений на предприятии в целях повышения безопасности труда;
  • обустройство специализированных полигонов для проведения занятий по безопасности труда;
  • проведение физкультурных и оздоровительных мероприятий для работников;
  • содействие инициативам работников по пропаганде и ведению здорового образа жизни.

Планирование организационно-технических мероприятий по охране труда

Фирма-работодатель осуществляет планирование данных мероприятий по следующему алгоритму:

  1. Создается служба охраны труда или назначаются лица, ответственные за выстраивание системы охраны труда в фирме (ст. 217 ТК РФ).
  2. Издается приказ о формировании группы лиц, ответственных за разработку плана мероприятий по охране труда.
  3. Разрабатывается план, включающий мероприятия из перечня, приведенного в приказе № 181н, в которых у фирмы есть объективная потребность, например исходя из специфики производственных процессов, а также с учетом наличия у предприятия технической возможности проводить соответствующие мероприятия. План составляется на определенный год, и в нем отражается расчетный срок проведения каждого мероприятия. Можно также зафиксировать в нем Ф. И. О. и должности сотрудников, ответственных за выполнение конкретных мероприятий.
  4. План мероприятий утверждается в соглашении по охране труда (принятом в качестве отдельного документа или приложения к коллективному договору).

Скачать образец плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Загрузить образец плана мероприятий по охране труда вы можете на нашем портале. Вам доступен документ, структура которого основана на перечне соответствующих мероприятий, утвержденном приказом № 181н.

Типовой план мероприятий по охране труда утвержден приказом № 181н. В процессе разработки собственного внутрикорпоративного плана фирма может включить в него те мероприятия из ведомственного перечня, которые считает нужным и способна осуществить исходя из технических возможностей и специфики производства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

1. Безопасность жизнедеятельности

1.1 Мероприятия по улучшению условий и охраны труда

Охрана труда - важная составляющая деятельности ОАО "РЖД", так как работа на железнодорожном транспорте имеет ряд факторов, негативно влияющих на здоровье человека, - напряженность и тяжесть труда, шум, вибрация, недостаточная освещенность, химический фактор.

В связи с этим, в аппарате компании создано Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, а на железных дорогах - соответствующие службы.

Основные задачи охраны труда в ОАО "РЖД":

1. Улучшение условий труда на рабочих местах:

– строительство, реконструкция и ремонт санитарно-бытовых корпусов и помещений;

– оборудование пунктов обогрева и комнат приема пищи;

– монтаж, реконструкция и ремонт систем общего освещения, вентиляции и др.;

– оборудование кабин локомотивов стеклами повышенной прочности, виброзащитными креслами машиниста и т.д.;

– сокращение доли ручного труда, в частности, проведение работ по механизации производственных процессов, ремонта и строительства пути.

На реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда ежегодно выделяется не менее 0,7% от сумм эксплуатационных расходов без учета затрат на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, медицинские осмотры.

2. Обеспечение работников современными сертифицированными средствами индивидуальной защиты, которые существенно снижают уровень профессиональной заболеваемости и производственного травматизма. Разработаны и соблюдаются "Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций федерального железнодорожного транспорта".

3. Сокращение производственного травматизма, в частности, высвобождение работников с опасных зон производства и внедрение технических средств, направленных на предупреждение травматизма.

4. Снижение уровня профессиональной заболеваемости. Для решения этой задачи организованы дорожные центры профпатологии, которые обеспечены медикаментами и оснащены современным диагностическим и лечебным оборудованием, позволяющим выявлять профзаболевания на ранних этапах и принимать своевременные меры.

ОАО "РЖД" активно сотрудничает с Фондом социального страхования Российской Федерации в сфере страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний.

Нормативные требования для осуществления затрат на мероприятия по обеспечению условий и охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда -- главнейшее для современной практики понятие, так как:

– условия труда должны соответствовать этим требованиям;

– в соответствии с ними работодатель обязан проводить работы по

охране труда;

государственная экспертиза труда оценивает соответствие им

конкретных условий труда;

– их соблюдение регулируется органами государственного надзора и контроля.

В соответствии со ст. 211 Трудового кодекса РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, в которых содержатся государственные нормативные требования охраны труда, состоящая из:

– межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по

охране труда,

– строительных и санитарных норм и правил,

– правил и инструкций по безопасности,

– правил устройства и безопасной эксплуатации,

– свода правил по проектированию и строительству,

– санитарно-эпидемиологических правил, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

Государственные нормативные требования охраны труда, разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти. Пересмотр государственных нормативных требований охраны труда осуществляется в порядке, установленном для их разработки.

Соответствие условий труда требованиям техники безопасности, производственной санитарии и гигиены труда - критерий того, что осуществляемая работа по охране труда обеспечивает выполнение государственных требований, а затраты на ее выполнение являются объективно необходимыми.

Выполнение программы ОТМ ПЧ-6 Полетаево за 3 года

Таблица 1 - Мероприятия по предупреждению наездов подвижного состава на работающих (тыс. руб.)

Наименование показателей

2012 г.
факт

2013 г.
факт

Изменения, %

Приобретение портативных радиостанций.

Обустройство, ремонт и содержание маршрутов служебных проходов через железнодорожные пути на территории железнодорожных станций

Изготовление и установка знаков и табличек безопасности труда

Итого:

Из таблицы 1 видно, что на мероприятия по предупреждению наездов подвижного состава на работающих затрачено 3183,73 тыс. руб., при плане 120 тыс. руб. Перерасход составил 3063,73 тыс. руб. или 2553,1 %.

Это произошло за счет превышения затрат на ремонт и содержание служебных проходов через железнодорожные пути на 1337,44 тыс. руб., объем внедрения при плане 1 ед., составил 1983ед., а также за счет изготовления и установки знаков и табличек безопасности труда, при плане 19 тыс. руб., факт 1845,29 тыс. руб., объем внедрения при плане 5 ед., факт 1288 ед.

К уровню 2012 года рост на 2759,41 тыс. руб., или 650,31 %. К уровню прошлого года увеличение на 2323,31 тыс руб., или 270 %.

Таблица 2 - Мероприятия по предупреждению электротравматизма, тыс. руб.

Наименование показателей

Изменения, %

Устройство местного освещения в ремонтных канавах и других рабочих местах.

Приобретение переносных заземлений.

Приобретение, испытание и ремонт электроинструмента.

Приведение электропроводки в соответствие с требованиями электробезопасности.

Итого:

Из таблицы 2 видно, что затраты на мероприятия по предупреждению электротравматизма фактически составляют 176,81 тыс. руб., при плане 46 тыс. руб., перерасход составляет 130,81 тыс. руб. Это вызвано превышением затрат на приобретение переносных заземлений на 2,58 тыс. руб. или 12,29 %, а также приобретением и ремонтом электроинструментов, при плане 1тыс.руб, расходы составили 3,63 тыс. руб., перерасход составил 2,63 тыс.руб. или 263 %, приобретено и отремонтировано 80 шт, при плане 9 шт.

Приведение электропроводки в соответствие с требованиями электробезопасности существенно повлияло на увеличение расходов, при плане 4 тыс. руб., факт составил 131,4 тыс. руб., перерасход в размере - 127,4 тыс. руб. или 3189 %.

К уровню 2012 года рост на 82,12 тыс. руб. или 86,73 %. К уровню прошлого года рост на 90,96 тыс. руб. или 105,95 %.

Таблица 3 - Мероприятия по предупреждению других случаев производственного травматизма

Наименование показателей

2012 г.
факт

2013 г.
факт

Изменения, %

Приобретение, изготовление, устройство техн.платф, эстакад, площадок, вышек, пер.мостиков, тип.люлек и др.

Устройство защитных приспособлений в административных, служебно-технических и санитарно-бытовых помещениях.

Меропр. по обеспечению работников спец.одеждой, спец.обувью и др.СИЗ

Обесп. смывающими и обезвреживающими средствами

Приобретение репеллентов и средств от ожогов

Итого:

Из таблицы 3 видно, что затраты на мероприятия по предупреждению других случаев производственного травматизма при плане 2501,26 тыс. руб., фактически составили 2703,1 тыс. руб., перерасход составляет 201,84 тыс. руб. или 8,1 %. Это обусловлено тем, что на обеспечение работников спец.одеждой, спец.обувью и другими СИЗ было фактически затрачено 2558,85 тыс. руб., при плане 2400 тыс. руб., перерасход составил 158,85 тыс. руб. или 6,62 %, приобретено 5269 ед., при плане 2000 ед.

Рост так же обусловлен увеличением затрат на приобретение репеллентов и средств от ожогов, при плане 34 тыс.руб., факт 77,83 тыс. руб., перерасход в размере 43,83 тыс. руб. или 128,91 %.

К уровню 2012 года рост на 704,4 тыс. руб. или 35,24 %. К уровню прошлого года снижение на 349,76 тыс. руб. или 11,46 %.

Таблица 4 - Мероприятия по созданию микроклиматических условий, соответствующих требованиям норм

Наименование показателей

Изменения, %

Устройство тепловых тамбуров - переходов и коридоров между помещениями.

Устройство и оборудование установок для подачи кондиционированного воздуха (в том числе кондиционеров) на рабочие места (крановщиков, помещения диспетчерских и т.д.), в помещения для отдыха работников.

Итого:

Из таблицы 4 видно, что на мероприятия по созданию микроклиматических условий, соответствующих требованиям норм было затрачено 13,25 тыс. руб., при плане 16 тыс. руб., экономия составила 2,75 тыс. руб. или 17,19 %.

Экономия за счет снижения затрат на устройство и оборудование установок для подачи кондиционированного воздуха (в том числе кондиционеров) на рабочем месте, при плане 15 тыс. руб., 13,25 тыс. руб., приобретено 1 шт., при плане 1 шт.

К уровню 2012 года снижение на 23,4 тыс. руб. или 63,85 %. К уровню прошлого года экономия составила 14,25 тыс. руб. или 51,82 %.

Таблица 5 - Мероприятия по приведению уровней освещенности в соответствие с требованиями норм

Наименование показателей

2012 г. факт

Изменения, %

Устройство и ремонт световых фонарей

Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах.

Итого:

Из таблицы 5 видно, что расходы на мероприятия по приведению уровней освещенности в соответствие с требованиями норм фактически составляют 30,88 тыс. руб., при плане 40 тыс. руб., экономия составила 9,12 тыс. руб. или 22,8 %, за счет снижения затрат на устройство и ремонт световых фонарей на 7,22 тыс. руб. или 20,63 %.

Снижение затрат на приведение уровней естественного и искусственного освещения в размере 1,9 тыс. руб. или 38 %, также повлияло на экономию средств.

К уровню 2012 года рост на 19 тыс. руб. или 159,93 %. К уровню прошлого года рост на 12,85 тыс. руб. или 71,27 %.

Таблица 6 - Мероприятия по снижению тяжести и напряженности трудового процесса

Из таблицы 6 видно, что фактические расходы на мероприятия по снижению тяжести и напряженности трудового процесса в размере 264,46 тыс. руб. значительно превышают плановые 20 тыс. руб., перерасход составил 244,46 тыс. руб. или 1222,2 %, за счет приобретения и ремонта средств малой механизации. Приобретено и отремонтировано 220 ед., при плане 10 ед.

К уровню 2012 года рост на 121,54 тыс. руб. или 85 %. К уровню прошлого года снижение на 463,34 тыс. руб. или 63,63 %.

Таблица 7 - Мероприятия по улучшению санитарно-бытовых условий работающих.

Наименование показателей

2012 г.
факт

2013 г.
факт

Изменения, %

Расширение, ремонт, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений

Приобретение и оборудование необходимых бытовых приборов.

Итого:

Из таблицы 7 видно, что затраты на мероприятия по улучшению санитарно-бытовых условий работающих при плане 354 тыс. руб., фактически составили 227,82 тыс. руб., экономия составила 126,18 тыс. руб. или 35,64 %.

На экономию повлияло снижение затрат на приобретение и оборудование необходимых бытовых приборов на 166,17 тыс. руб. или 53,78 %, приобретено 60 ед., при плане 107 ед., что касается ремонта и оснащения санитарно-бытовых помещений, перерасход составил 33,99 тыс. руб. или 88,87 % (при плане 100 ед., факт 550 ед.).

К уровню 2012 года снижение на 137,95 тыс. руб. или 37,71 %. К уровню прошлого года снижение на 41,75 тыс. руб. или 15,49 %.

Таблица 8 - Прочие мероприятия по улучшению условий труда

Наименование показателей

2012 г. факт

2013 г. факт

Изменения, %

Приобретение аптечек первой медицинской помощи и медикаментов

Организация проведения работ по измерению и контролю опасных и вредных производственных факторов

Итого:

Из таблицы 8 видно, что затраты на прочие мероприятия по улучшению условий труда фактически составили 70,56 тыс. руб., при плане 70 тыс. руб., перерасход составил 0,56 тыс. руб. или 0,8 %.

Расходы на приобретение аптечек первой медицинской помощи и медикаментов для них превысили запланированный показатель на 1,02 тыс. руб., соответственно изменение к плану составило 3,4 %., приобретено 281 шт., при плане 150 шт. охрана труд шум вибрация

К уровню 2012 года рост на 34,22 тыс. руб. или 94,17 %. К уровню прошлого года снижение на 4,44 тыс. руб. или 5,92 %.

Таблица 9 - Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров

В таблице 9 видно, что фактические затраты на организацию проведения обязательных медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда составляют 644,8 тыс. руб., при плане 598 тыс. руб., превышение расходов на 46,8 тыс. руб. или 7,83 %.

К уровню 2012 года снижение на 181,52 тыс. руб. или 22 %. К уровню прошлого года снижение на 136,44 тыс. руб. или 17,46 %.

Таким образом, фактическая сумма затрат на мероприятия по улучшению условий и охраны труда составила 7315,41 тыс. руб., при плане 3765,26 тыс. руб. Превышение над плановым показателем на 3550,15 тыс. руб. или 94,29 %.

Анализ затрат на мероприятия по охране труда показал, что наибольшую долю расходов занимают:

– мероприятия по предупреждению наездов подвижного состава на работающих, при плане 120 тыс. руб., фактически 3183,73 тыс. руб., перерасход составил 3063,73 тыс. руб.

– мероприятия по предупреждению электротравматизма, при плане 46 тыс. руб, фактические расходы 176,81 тыс. руб., перерасход 130,81 тыс. руб.

– мероприятия по предупреждению других случаев производственного травматизма, фактические расходы составили 2703,1 тыс.руб., при плане 2501,26 тыс. руб., перерасход 201,84 тыс. руб.

– мероприятия по снижению тяжести и напряженности трудового процесса, при плане 20 тыс. руб., факт 264,46 тыс. руб., перерасход 244,56 тыс. руб.

– проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, фактические затраты 644,8 тыс. руб., при плане 598 тыс. руб., перерасход 46,8 тыс. руб.

К уровню 2012 года рост на 3377,82 тыс. руб. или 85,78 %. К уровню прошлого года рост на 1417,14 тыс. руб. или 24 %.

Разработка мероприятий, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий труда, является основополагающим аспектом безопасности производственной деятельности, и способствует предотвращению возникновения вредных факторов.

1.2 Анализ состояния условий труда экономистов

Условия труда на рабочем месте с ПВМ

Требования к помещениям для работы с ПЭВМ :

– Помещения для эксплуатации ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Эксплуатация ПЭВМ в помещениях без естественного освещения допускается только при соответствующем обосновании и наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения, выданного в установленном порядке.

– Естественное и искусственное освещение должно соответствовать требованиям действующей нормативной документации. Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.

– При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств - принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4-х часов в день допускается минимальная площадь 4,5 м2 на одно рабочее место пользователя.

– Для внутренней отделки интерьера помещений, где расположены

ПЭВМ, должны использоваться диффузно отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка - 0,7 - 0,8; для стен - 0,5 - 0,6; для пола - 0,3-0,5.

Полимерные материалы используются для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

– Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.

– Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ.

Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ :

– В производственных помещениях, в которых работа с использованием ПЭВМ является основной (диспетчерские, операторские, расчетные, кабины и посты управления, залы вычислительной техники и др.) и связана с нервно-эмоциональным напряжением, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата для категории работ 1а и 16 в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами микроклимата производственных помещений. На других рабочих местах следует поддерживать параметры микроклимата на допустимом уровне, соответствующем требованиям указанных выше нормативов.

– В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ.

Требования к уровням шума и вибрации на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ:

– В производственных помещениях при выполнении основных или вспомогательных работ с использованием ПЭВМ уровни шума на рабочих местах не должны превышать предельно допустимых значений, установленных, для данных видов работ в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами.

– При выполнении работ с использованием ПЭВМ в производственных помещениях уровень вибрации не должен превышать допустимых значений вибрации для рабочих мест (категория 3, тип "в") в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами.

– Шумящее оборудование (печатающие устройства, серверы и т.п.), уровни шума которого превышают нормативные, должно размещаться вне помещений с ПЭВМ.

Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ

– Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева.

– Искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В производственных и административно-общественных помещениях, в случаях преимущественной работы с документами, следует применять системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов).

– Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 - 500 лк. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. Освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк.

Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ:

– При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.

– Рабочие места с ПЭВМ в помещениях с источниками вредных производственных факторов должны размещаться в изолированных кабинах с организованным воздухообменом.

– Рабочие места с ПЭВМ при выполнении творческой работы,

требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5 - 2,0 м.

– Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

– Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5 - 0,7.

– Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейноплечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ.

– Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

– Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла)должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

– Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100 - 300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.

Охрана труда женщин

Проблемы охраны труда женщин обусловлены негативным воздействием опасных и вредных производственных факторов на женский организм, включая репродуктивную функцию. Согласно исследованиям Международной организации труда, несмотря на большую среднюю продолжительность жизни женщин по сравнению с мужчинами, они имеют худшее качество жизни в связи с наличием большого количества хронических заболеваний.

Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин:

– Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию) (статья 262 Трудового кодекса).

– Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с

подъемом и перемещением тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы. Установлены предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную. При подъеме и перемещении тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в 1 час) - 10 кг, постоянно в течение рабочей смены - 7 кг; суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены: с рабочей поверхности - 350 кг, с пола - 175 кг. При перемещении грузов на тележках, контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг. Расстояние, на которое груз перемещается вручную, - не более 5 м, высота подъема - не более 1 м, с рабочей поверхности - 0,5 м.

– Запрещается привлечение к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, выходные дни и направление в служебную командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

– Запрещается привлечение к работе в ночное время беременных женщин.

Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия.

Женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов - до восемнадцати лет), могут привлекаться к ночным, сверхурочным работам, работе в государственные праздники, праздничные дни, выходные дни и направляться в служебную командировку только с их письменного согласия.

Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

До решения вопроса о предоставлении беременной женщине в соответствии с медицинским заключением другой работы, более легкой и исключающей воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет нанимателя.

Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

Женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо общего перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка. Эти перерывы предоставляются не реже чем через три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии двух или более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва устанавливается не менее одного часа. По желанию женщины перерывы для кормления ребенка могут быть присоединены к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде перенесены как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением. Перерывы для кормления ребенка включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку.

Требования к производственной среде, трудовому процессу и рабочим местам женщин:

– Параметры факторов производственной среды (промышленные аэрозоли, химические, биологические вещества, физические факторы) на рабочих местах женщин должны соответствовать гигиеническим нормативам для этих факторов.

– Присутствие на рабочем месте химических веществ I и II класса опасности, патогенных микроорганизмов, а также веществ, обладающих аллергенным, гонадотропным, эмбриотропным, канцерогенным, мутагенным и тератогенным действием, является противопоказанием для труда женщин детородного возраста. Перечень веществ, потенциально опасных для репродуктивного здоровья, приведен согласно приложению к настоящим санитарным нормам и правилам.

– В организациях с преимущественным использованием труда женщин верхняя граница допустимой температуры воздуха в теплый период года должна соответствовать величинам, приведенным в таблице 10 Гигиенического норматива.

– Допустимые величины относительной влажности воздуха и скорости движения воздуха в теплый период года должны соответствовать величинам, приведенным в таблицах 11 и 12 Гигиенического норматива.

– При тепловом излучении, соответствующем верхней границе допустимого уровня, температура воздуха не должна превышать значений, приведенных в таблице 13 Гигиенического норматива.

– При наличии теплового излучения на уровне верхней границы

допустимого максимальную величину температуры применительно к различной продолжительности пребывания на рабочем месте согласно таблице 10 Гигиенического норматива следует уменьшить на 2 °C.

– При сочетанном воздействии параметров микроклимата допустимые величины интегрального показателя тепловой нагрузки среды (далее - ТНС-индекс) не должны быть выше величин, указанных в таблице 14 Гигиенического норматива. Среднесменные величины ТНС-индекса не должны превышать верхнюю границу допустимого значения применительно к восьмичасовой рабочей смене.

– Параметры микроклимата на рабочих местах женщин, не указанные в пунктах 8 - 11 настоящих Санитарных норм и правил, устанавливаются в соответствии с санитарными нормами и правилами, определяющими требования к микроклимату производственных помещений.

– На рабочих местах для женщин должны быть приняты меры по ограничению неблагоприятного влияния на репродуктивную функцию женщин общей вибрации.

– Оценка трудового процесса проводится в соответствии с допустимыми величинами тяжести и напряженности труда согласно санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования к гигиенической классификации условий труда.

– Для женщин предпочтительны стационарные рабочие места с работой, допускающей смену положения тела.

– Женщины должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты с учетом условий труда на рабочих местах.

– В организации должны быть предусмотрены для женщин санитарно-бытовые помещения в соответствии с санитарными нормами и правилами, устанавливающими требования к условиям труда работников и содержанию производственных организаций.

Таблица 10 - Допустимая температура воздуха на рабочем месте в зависимости от продолжительности непрерывного пребывания

Продолжительность пребывания на рабочем
месте, ч

Допустимая температура, °C (верхняя граница, в теплый период года)

Iа-Iб (до 174)

IIа-IIб (до 290)

III (более 290)

Таблица 11 - Допустимые величины влажности воздуха в теплый период года

Таблица 12 - Допустимые величины скорости движения воздуха при температуре воздуха +(25 - 27) °C

Скорость движения воздуха, м/с

Таблица 13 - Допустимая температура воздуха (верхняя граница) на рабочем месте при тепловом облучении

Теплый период года

Холодный период года

Допустимая температура, °C (верхняя граница)

IIа (175 - 232)

IIб (233 - 290)

III (более 290)

Таблица 14 - Допустимые величины ТНС-индекса с учетом продолжительности тепловой нагрузки (в часах), верхняя граница

Величины ТНС-индекса, °C, на период, в час

IIа (175 - 232)

IIб (233 - 290)

III (более 290)

Таким образом, охрана труда влияет на показатели работы всей компании в целом. Эффективно работающая система охраны труда уменьшает число травм и происшествий, количество профессиональных заболеваний, уменьшаются стрессы работников, снижаются производственные расходы, страховые премии, штрафы, судебные издержки, и повышает дисциплину, производительность труда, коллективную ответственность и командный дух. В итоге имидж и репутация компании повышаются, что увеличивает инвестиционную привлекательность компании.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Регулирование отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. Создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Производственная санитария и гигиена труда.

    отчет по практике , добавлен 11.05.2018

    Правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические мероприятия, направленные на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе труда. Обзор методов управления охраной труда.

    контрольная работа , добавлен 18.04.2010

    Обзор законодательных актов и нормативных документов по охране труда. Изучение системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Описания аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации производств.

    реферат , добавлен 18.01.2012

    Параметры микроклимата, освещённости, шума, вибрации, электромагнитных полей на рабочих местах. Тяжесть и напряжённость труда персонала предприятия. Анализ опасности технических систем. Мероприятия по обеспечению безопасности технологических процессов.

    отчет по практике , добавлен 18.10.2013

    Безопасность и санитарно-гигиенические условия труда на рабочем месте программиста. Расчёт воздухообмена в помещении. Освещение помещений и рабочих мест с ПК. Требования к шуму и вибрации, а также защиты от электромагнитных и электростатических полей.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2011

    Мероприятия по обеспечению безопасности труда. Виды опасных и вредных производственных факторов. Освещение производственных помещений. Методы защиты от шума и вибрации, электробезопасность. Цели и задачи нормирования микроклимата на рабочих местах.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2014

    Принципы государственной политики в области охраны труда. Требования и государственные нормативы. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Государственное управление данной сферой. Служба охраны труда в организации.

    реферат , добавлен 11.09.2016

    Государственная политика и требования в области охраны труда. Нормативная и нормативно-техническая документация. Обязанности и права сторон трудового договора по обеспечению охраны труда. Организация и функции служб охраны труда на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Научная, учебная и производственная сферы в охране труда. Организация охраны труда на предприятии, местное самоуправление. Подбор и обучение персонала.

    курсовая работа , добавлен 11.08.2010

    Влияние условий труда на производительность. Особенности безопасных условий труда на НПРУП "Экран", административно-общественный контроль охраны труда. Мероприятия по улучшению условий труда и пути повышения работоспособности на промышленном предприятии.

Главный нормативный акт, в котором закреплен перечень мероприятий по охране труда, проводимых фирмами-работодателями, — приказ Минтруда РФ от 01.03.2012 № 181н. В приложении к данному НПА перечислены следующие мероприятия, которые можно включить в план:

  • спецоценка условий труда и проведение необходимой работы исходя из ее результатов;
  • технологическая модернизация производства;
  • инсталляция систем сигнализации о нештатных ситуациях;
  • инсталляция систем защиты оборудования от повреждений;
  • приобретение и модернизация средств защиты работников;
  • нанесение на оборудование и иные объекты инфраструктуры сигнальных цветов, знаков безопасности;
  • установка автоматизированных систем контроля за вредными и опасными факторами на производстве;
  • монтаж и совершенствование систем защиты работников от электрического тока;
  • установка систем обеспечения безопасной эксплуатации промышленного оборудования;
  • повышение безопасности процессов, связанных с обработкой опасных и горючих химических веществ;
  • механизация процессов работы с сырьем, оптовой продукцией, отходами с производственных линий;
  • механизация очистки производственной инфраструктуры;
  • модернизация производственной инфраструктуры в целях повышения ее экологичности;
  • инсталляция и совершенствование систем вентиляции на предприятии;
  • обеспечение достаточного уровня освещения на предприятии;
  • установка и модернизация инфраструктуры, предназначенной для организации отдыха сотрудников;
  • установка оборудования, предназначенного для обеспечения сотрудников питьевой водой;
  • обеспечение сотрудников, работающих во вредных или опасных условиях, средствами защиты;
  • организация хранения средств защиты;
  • приобретение необходимых технических средств для проведения инструктажей и обучения по охране труда;
  • проведение соответствующих инструктажей и обучения;
  • обучение работников навыкам оказания первой помощи;
  • специальное обучение сотрудников, отвечающих за опасные объекты на производстве;
  • проведение медосмотров на предприятии;
  • инсталляция оборудования медицинского назначения, покупка необходимых лекарств и препаратов;
  • модернизация пешеходной инфраструктуры в целях повышения безопасности труда;
  • осуществление производственного контроля;
  • обеспечение работников инструкциями по охране труда;
  • оптимизация планировки помещений на предприятии в целях повышения безопасности труда;
  • обустройство специализированных полигонов для проведения занятий по безопасности труда;
  • проведение физкультурных и оздоровительных мероприятий для работников;
  • содействие инициативам работников по пропаганде и ведению здорового образа жизни.

Как составить документацию по охране труда в школе, читайте .

Планирование организационно-технических мероприятий по охране труда

Фирма-работодатель осуществляет планирование данных мероприятий по следующему алгоритму:

1. Создается служба охраны труда или назначаются лица, ответственные за выстраивание системы охраны труда в фирме (ст. 217 ТК РФ).

2. Издается приказ о формировании группы лиц, ответственных за разработку плана мероприятий по охране труда.

3. Разрабатывается план, включающий мероприятия из перечня, приведенного в приказе № 181н, в которых у фирмы есть объективная потребность, например исходя из специфики производственных процессов, а также с учетом наличия у предприятия технической возможности проводить соответствующие мероприятия. План составляется на определенный год, и в нем отражается расчетный срок проведения каждого мероприятия. Можно также зафиксировать в нем Ф. И. О. и должности сотрудников, ответственных за выполнение конкретных мероприятий.

4. План мероприятий утверждается в соглашении по охране труда (принятом в качестве отдельного документа или приложения к коллективному договору).