Новый закон о регистрации права собственности. Разъяснения по тарифам. Упрощенный порядок регистрации. Стало ли проще

«О государственной регистрации недвижимости». Он характеризуется прежде всего тем, что комплексно регламентирует отношения по оформлению недвижимости, охватывая сферы и кадастрового учета, и государственной регистрации прав на недвижимость. То есть, по существу, в Законе № 218-ФЗ объединены предметы регулирования двух самостоятельных законов – № 221-ФЗ и № 122-ФЗ. Что же изменится с 1 января 2017 года в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним?

Без регистрации никуда

Оформление прав на недвижимое имущество в соответствии с действующим законодательством РФ – очень важная процедура, без которой правообладатель такого объекта не сможет его ни продать, ни подарить, ни иным образом им распорядиться.

Иными словами, правообладатели вправе распоряжаться своим недвижимым имуществом только после его государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В настоящее время нормативными правовыми актами, на основании которых осуществляются кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении объектов недвижимого имущества, являются два федеральных закона: Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Однако с 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости). Он характеризуется прежде всего тем, что комплексно регламентирует отношения по оформлению недвижимости, охватывая сферы и кадастрового учета, и государственной регистрации прав на недвижимость. То есть, по существу, в Законе о недвижимости объединены предметы регулирования двух самостоятельных вышеуказанных законов.

Что же изменится с 1 января 2017 года в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним?

Две услуги одновременно

Одним из главных грядущих событий является объединение двух баз по недвижимости – Единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН) и создание на их основе Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Создание одного реестра, содержащего сведения о правах на недвижимость, об ограничениях и технических характеристиках, существенно упростит процедуры кадастрового учета и регистрации прав.

В настоящее время оформление сделок на рынке недвижимости выглядит следующим образом. Человек сначала должен пойти в кадастровую палату и поставить объект недвижимости на кадастровый учет. И только затем он может начать заниматься регистрацией прав. При этом заявителю необходимо подавать разные пакеты документов в Росреестр и кадастровую палату для проведения данных процедур. Все это, конечно, очень неудобно.

Вступление в силу Закона о недвижимости упростит процесс оформления документов на недвижимость и сэкономит время заявителя. С января 2017 года заявители смогут получать услуги по кадастровому учету объекта и регистрации прав на него одновременно. В регистрирующий орган нужно будет подать одно заявление, и одновременно в течение 10 дней будут выполнены и кадастровый учет, и регистрация прав. Если заявитель захочет получить одну из услуг Росреестра, то на регистрацию прав уйдет не более семи дней, а на постановку на кадастровый учет – не более пяти дней.

Однако в тексте закона предусмотрено не так много случаев, когда государственная регистрация права и кадастровый учет объекта действительно осуществляются одновременно, а именно:

–при создании объекта недвижимости, для которого не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию;

–образовании объекта недвижимости;

–прекращении существования объекта недвижимости;

–государственной регистрации ограничений и обременений.

Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом учете недвижимости и госрегистрации прав. Закон о недвижимости позволяет при личном обращении подавать сведения без привязки к месту нахождения недвижимости, то есть желающий пройти процедуры госрегистрации сможет обратиться в любое удобное подразделение Росреестра или МФК. По ныне действующему законодательству заявитель должен обращаться в территориальный орган по месту расположения объекта недвижимости.

Вся история в одной выписке

Законом о недвижимости предусмотрено, что сведения, содержащиеся в ЕГРН, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменений сведений, содержащихся в ЕГРН, ранее внесенные сведения сохраняются. То есть появляется история объекта недвижимости – в реестре будут сохраняться все операции по нему, которые можно будет получить в одной выписке.

Выписка из ЕГРН с 01.01.2017 года будет теперь главным документом, подтверждающим право собственности гражданина на недвижимость. Форм выписок из ЕГРН несколько, все они утверждены Приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378. Приказом предусмотрены следующие формы выписки:

–форма выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;

–форма выписки из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости;

–форма выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;

–форма выписки о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

–порядок заполнения утвержденных форм.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, представляются Росреестром в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе. При этом Закон о недвижимости сокращает не только сроки регистрации, сведения из Единого реестра недвижимости также будут представляться быстрее. Если необходима выписка об объекте недвижимости, ее можно будет получить в течение трех дней вместо пяти.

Статья 62 Закона о недвижимости содержит норму о том, что сведения ЕГРН являются актуальными только на момент их предоставления из реестра. Это очень важное уточнение, поскольку уже в день выдачи документа сведения, содержащиеся в реестре, могут измениться, и соответственно лицо, запрашивающее сведения, должно понимать, что на них не следует полагаться длительное время.

Стоимость и доставка

Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291 утверждены расценки за представление сведений, содержащихся в ЕГРН. По сравнению с расценками ЕГРП они выросли.

Так, стоимость выписки из ЕГРН об объекте недвижимости в виде бумажного документа для физических лиц составит 750 руб., для юридических лиц – 2200 руб. За представление выписки в электронном виде размер платы меньше (это касается всех форм выписок): 300 руб. для физического лица и 600 руб. для юридического. Тарифы вступают в силу с 01.01.2017.

В настоящее время плата за представление выписки о зарегистрированных правах на объект недвижимости в бумажном виде составляет 200 руб. для физических лиц и 600 руб. для юридических, в электронном виде – 150 и 300 руб. соответственно.

Введена новая услуга – доставка документов курьером. Для того чтобы органы регистрации прав доставили готовые документы в любое удобное место и время, всего лишь нужно при подаче заявления указать способ получения «курьерская доставка». Данная услуга является платной.

Новый объект – машино-место

В Законе о недвижимости закреплен новый объект недвижимости – машино-место. Теперь собственники машино-мест смогут регистрировать свои права на них в обычном для остальных объектов недвижимости порядке.

Местоположение машино-места будет устанавливаться посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места.

Границы машино-места будут определяться проектной документацией здания, сооружения и обозначаться или закрепляться лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краски, использования наклеек или иными способами).

Границы машино-места на этаже будут устанавливаться либо восстанавливаться путем определения расстояния от не менее двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола), до характерных точек границ машино-места (точек деления границ на части), а также расстояний между характерными точками границ машино-места.

По желанию обладателя права на машино-место характерные точки границ машино-места могут быть дополнительно закреплены специальными метками на поверхности пола.

В порядке взаимодействия

Еще одно нововведение – кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться без участия правообладателя. Закон о недвижимости предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений. Например:

–МВД России – информацию об изменении сведений о физлице;

–ФНС России – информацию об изменении сведений об организациях и ИП;

–органов ЗАГС – сведения о смерти человека;

–нотариусов – сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Хочется надеяться, что тесное межведомственное взаимодействие будет способствовать усложнению всевозможных мошеннических действий на рынке недвижимости.

При поступлении документов в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН и уведомляет правообладателя о внесении.

Сложные моменты

Однако, как всегда, не все так гладко. Есть моменты, которые станут сложнее.

1. Значительно увеличен перечень оснований для приостановления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав. В статье 26 Закона о недвижимости закреплено 55 оснований. При этом вызывает опасение возможность «широкого» применения такого основания приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав, как непредставление (непоступление) документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам (подп. 5 п. 1).

Можно получить отказ по причине непредставления в Росреестр информации по межведомственным запросам не из-за отсутствия сведений как таковых, а из-за того, что уполномоченный орган не представил соответствующих сведений в установленный законом срок.

Вместе с тем Законом о недвижимости предусмотрено, что в случае если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается, то есть получается, что увеличивается и перечень оснований для отказа.

2. Сроки регистрационных действий сокращены, а сроки для приостановки увеличены. Сроки приостановления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав составят:

–три месяца – по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

– шесть месяцев – по инициативе заявителя. При этом в Законе о недвижимости уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время государственная регистрация прав по решению государственного регистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя – на три месяца.

3. Действующий в настоящее время закон не предусматривает условий, при которых документы у заявителя не будут приняты. Закон о недвижимости закрепляет причину, по которой в приеме документов могут отказать. Такой причиной является невозможность установить либо подтвердить личность заявителя.

4. Закон о недвижимости предусматривает, что если пакет документов отправляется по почте, то все документы из данного пакета должны быть заверены у нотариуса, иначе заявление не будет рассмотрено. На сегодняшний момент нужно заверить у нотариуса только подпись гражданина на заявлении.

5. Нет гарантий неприкосновенности зарегистрированного права: нужно прекратить практику истребования у добросовестного владельца (приобретателя) во всех случаях, а пострадавшей стороне только выплачивать возмещение. Наш реестр продолжает сохранять условие о том, что зарегистрированное право может быть оспорено. И получается, что оно может быть оспорено всегда. То есть нет ситуации, когда зарегистрированное право – это действительно объективно существующее неоспоримое право. То есть полагаться на него в гражданском обороте все равно нужно с оглядкой на оспоримость. В Англии, например, каждый может внести запись в реестр в отношении недвижимости. Если по истечении 12 лет никто не оспорил, то право становится «вечным», «неоспоримым». Это и создает стабильность гражданского оборота.

В 2016 год мы вступили с изменениями в госрегистрации, установленными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 29.12.2015 № 391-ФЗ. Данный закон дополнил действовавший тогда закон № 122-ФЗ следующими случаями обязательной нотариальной заверки сделок:

  • по продаже доли в праве общей собственности третьему лицу (п. 1 ст. 24);
  • продаже земельной доли (п. 3 ст. 24.1);
  • продаже недвижимого имущества на условиях опеки или доверительного управления, а также имущества несовершеннолетних и недееспособных (п. 2 ст. 30).

Новые правила регистрации недвижимости, действовавшие в 2016 году

В середине 2016 года произошел еще ряд изменений:

  • Законом «О внесении изменений…» от 02.06.2016 № 172-ФЗ расширен круг сделок по отчуждению общей собственности на недвижимое имущество, требующих нотариального заверения. Сюда вошли все такие сделки, в том числе сделки по продаже своих долей всеми участниками собственности по одной сделке.
  • Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 351-ФЗ отменена нотариальная регистрация сделок по продаже земельных долей.

Таким образом, в 2017 год мы вошли с обязательным участием нотариуса:

  • в продаже долей в общей собственности (п. 1 ст. 42 закона № 218-ФЗ);
  • продаже недвижимого имущества на условиях опеки или доверительного управления, а также имущества несовершеннолетних и недееспособных (п. 2 ст. 54 закона № 218-ФЗ).

Еще одним новшеством 2016 года стало упразднение свидетельств о госрегистрации права (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 360-ФЗ, вступивший в силу с 15.07.2016). Теперь государственная регистрация права подтверждается выпиской из реестра прав. Такое же положение содержит и ст. 28 закона № 218-ФЗ.

Изменения в госрегистрации недвижимости с 2017 года

Закон № 218-ФЗ внес немало изменений в существующий порядок госрегистрации. Систематизируем и рассмотрим новшества подробнее. Итак, новый порядок регистрации недвижимости предусматривает такие нововведения, как:

  • создание нового ЕГРН, объединяющего существовавшие ранее ЕГРП и ГКН;
  • возможность одновременной постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации прав на него;
  • изменение порядка представления документов на госрегистрацию;
  • уменьшение сроков производства регистрационных действий;
  • признание машино-мест объектом недвижимости;
  • изменение оснований и сроков приостановки госрегистрации;
  • появление основания для отказа в приеме документов;
  • увеличение госпошлины за выдачу выписок и копий документов из реестра.

Рассмотрим каждое из нововведений детально.

Единый государственный реестр недвижимости

ЕГРН — свод достоверной и систематизированной информации:

  • о зарегистрированных объектах недвижимого имущества;
  • учтенных правах на такое имущество;
  • основаниях возникновения таких прав;
  • собственниках и других правообладателях имущества.

Такое определение ЕГРН приводится в ч. 2 ст. 1 закона № 218-ФЗ.

Кроме того что данный реестр объединил в себе ЕГРП и ГКН, введено еще несколько новшеств:

  • Реестр ведется в электронной форме (кроме реестровых дел, в которых содержатся письменные документы заявителя).
  • Произошло расширение реестра границ. В частности, добавятся границы лесничеств, игорных зон, охотничьих угодий и т. д.
  • Введено понятие дежурной кадастровой карты. Такие карты предназначены исключительно для внутреннего пользования сотрудниками Росреестра. В отличие от публичных, они содержат границы и номера частей земельных участков, зданий и сооружений.

Новый порядок регистрации и постановки недвижимого имущества на учет

Законом № 218-ФЗ внесены значимыеизменения в процедурупредставления документов:

  • Введена обязанность органа регистрации самостоятельно запрашивать в налоговой инспекции учредительные документы юридического лица — заявителя (п. 9 ст. 18 закона № 218-ФЗ).
  • Появилась возможность направить документы через уполномоченное лицо органа регистрации при выездном приеме (п. 1 ст. 18).
  • Заявление на госрегистрацию можно подать в любое подразделение органа регистрации или МФЦ вне зависимости от того, где расположен объект недвижимости (п. 2 ст. 18).
  • Упрощен порядок госрегистрации прав, возникших из публичных отношений. В случае возникновения прав или установления обременений актами госорганов орган, принявший такой документ, самостоятельно направляет документы на регистрацию в срок не позднее 5 рабочих дней с момента возникновения права или обременения (п. 2 ст. 19).
  • На регистрацию передается только 1 оригинал документа, представленного на бумажном носителе, служащий основанием для возникновения, прекращения, перехода права. Второй экземпляр остается у заявителя, а не возвращается после регистрации, как было прежде (п. 5 ст. 18).
  • При представлении документов по почте кроме нотариального удостоверения подписи на заявлении требуется заверить у нотариуса доверенность и саму сделку (п. 12 ст. 18).
  • По окончании регистрационных действий документы могут быть доставлены заявителю курьером. Правда, такая доставка является платной (пп. 19, 20 ст. 29).

Сроки производства регистрационных действий

Напомним, что закон № 122-ФЗ содержал одинаковый срок для постановки объектов на кадастровый учет и госрегистрации права собственности — 10 рабочих дней (далее — р. д.).

С 01.01.2017 закон № 218-ФЗ предусматривает следующие сроки для производства регистрационных действий:

  • постановка объекта недвижимости на кадастровый учет осуществляется в течение 5 р. д. при подаче заявления непосредственно в орган регистрации и 7 р. д. при подаче через МФЦ;
  • госрегистрация права собственности — в течение 7 и 9 р. д. соответственно;
  • одновременное совершение 2 перечисленных действий займет 10 и 12 р. д.

Сроки госрегистрации прав на основе нотариально удостоверенных сделок останутся прежними — 3 р. д. или 1 р. д. при условии отправки документов нотариусом в электронном виде. Подача таких документов через МФЦ увеличит срок до 5 р. д.

Регистрация машино-мест

Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 315-ФЗ в ГК РФ введено понятие «машино-место». Машино-место теперь включено в перечень недвижимого имущества. Чтобы приобрести статус недвижимости, подлежащей госрегистрации, оно должно соответствовать следующим критериям:

  • предназначаться для парковки автомобиля;
  • быть расположено в строении;
  • быть не ограничено либо частично ограничено строительной конструкцией;
  • иметь четко установленные границы.

Ранее узаконить машино-место можно было только в виде доли в праве общей долевой собственности, что вызывало такие затруднения при продаже, как:

  • необходимость соблюдения преимущественного права сособственников, т. е. возможность продать третьему лицу возникала по истечении 1 месяца с момента письменного предложения о продаже машино-места другим собственникам (п. 2 ст. 250 ГК РФ);
  • необходимость обязательного оформления такой сделки у нотариуса (п. 1 ст. 24 закона № 122-ФЗ).

П. 3 ст. 6 закона от 03.07.2016 № 315-ФЗ устанавливает, что для выдела в натуре и госрегистрации права собственности на машино-место требуется представить документ, составленный сособственниками, устанавливающий порядок пользования недвижимостью, которая находится в общей долевой собственности.

Новшества в отказе и приостановке госрегистрации

В правилах, регулирующих отказ в госрегистрации и ее приостановку, выделим следующие изменения:

  • предусмотрен только 1 повод для отказа в приеме документов — непредставление лицом, лично подающим заявление на госрегистрацию, документа, удостоверяющего его личность (п. 15 ст. 18 закона № 218-ФЗ);
  • предусмотрен 1 повод для отказа в госрегистрации — неустранение причин, послуживших поводом для приостановки (ст. 27 закона № 218-ФЗ);
  • определено 55 оснований для приостановки регистрационных действий (п. 1 ст. 26 закона № 218-ФЗ);
  • увеличились сроки приостановки с 1 месяца по инициативе регистратора и 3 по инициативе заявителя до 3 и 6 месяцев соответственно (п. 2 ст. 26, п. 1 ст. 30 закона № 218-ФЗ).

Государственная пошлина

Госпошлина за совершение регистрационных действий изменений не претерпела, однако за выдачу выписок из реестра и копий документов существенно увеличилась:

  • госпошлина за самую часто применяемую выписку из ЕГРН на бумажном носителе, содержащую общедоступные сведения, составит 750 вместо 200 руб.;
  • госпошлина за выписку из ЕГРН на бумажном носителе об установлении недееспособности правообладателя — 950 руб.;
  • госпошлина за копию документа, содержащегося в регистрационном деле и выражающего содержание сделки, — 300 вместо прежних 100 руб.

Вот такие основные изменения в регистрации недвижимости приготовил законодатель. Думается, что они были не последними. Стоит отметить, что процесс госрегистрации недвижимости становится проще и быстрее.

Изменение в законе о регистрации недвижимости произошли очень серьёзные. И касаются они формы сделки по отчуждению недвижимости.

Статья дополнена 03.01.2017 года

Теперь закон требует удостоверять некоторые сделки у нотариуса. То есть договор отчуждения — дарения, купли-продажи, выделения доли, мены, вступит в силу только после удостоверения его нотариусом .

Изменение в законе о регистрации недвижимости:

Изменения 2017 года:

02.01.2017 вступил в силу новый закон ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года

Изменения 2015 -2016 гг. продолжают действовать!!! Они повторены в новом законе.

03.07. 2016 года внесены поправки в ст. 14. и вступили в силу. Теперь Свидетельство о регистрации права не выдается.

02.06.2016 года внесены новые изменения в закон 122 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и вступили в силу

в статье 24 : пункт 1 изложить в следующей редакции:

Сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению

Статья 24. Государственная регистрация права общей собственности на недвижимое имущество

1. Сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению.

При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю с указанием ее цены и других условий, на которых он продает ее.

Сделка по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу может быть совершена не ранее чем по истечении одного месяца со дня извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности.

В случае, если нотариусом будет установлено, что продавец доли представил документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки его доли, сделка может быть совершена до истечения срока, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.

Споры между участниками долевой собственности, возникшие при государственной регистрации права на долю в праве общей собственности, подлежат разрешению в судебном порядке.

29.12.2015 года внесены изменения, касающиеся продажи недвижимости, в Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним(122-ФЗ) .

2. Сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки, а также сделки по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным , подлежат нотариальном у удостоверению.»

Внимание!

Для тех кому уже приостановили регистрацию и з-за договора не удостоверенного нотариусом.

Чтобы вам не потерять госпошлину — подайте заявление о приостановки регистрации на три месяца:

  • во-первых -ваш договор купли-продажи не примет нотариус и будет готовить свой с другой датой
  • во-вторых сейчас у нотариуса будут очереди и вы сможете не успеть донести договор в месячный срок, на который приостановлена регистрация

Комментарий автора сайта:

  • с участием несовершеннолетних и ограниченно дееспособных,
  • сделки по продаже недвижимости на праве долевой собственности , даже если недвижимость продается целиком

подлежат удостоверению нотариусом.

  • Все остальные договоры отчуждения недвижимости по прежнему не требуют удостоверения нотариусом и вступают в законную силу сразу после подписания, а затем передаются в Росреестр для перевода права собственности на нового правообладателя.

Изменение в законе о регистрации недвижимости.

Как будет проходить такая сделка?

  • Для скрепления договоренностей между Продавцом и Покупателем на период подготовки пакета документов для нотариуса составьте и . Подписываете эти документы, Покупатель передает задаток и получает расписку от Продавца о получении денег.
  • Продавец готовит
  • Нотариус готовит Договор отчуждения (купли-продажи, дарения, выделения долей), участники сделки его подписывают и нотариус заверяет.
  • Участники сделки готовят и подписывают Акт приема-передачи, возможно этот документ подготовит нотариус за дополнительную плату.
  • Затем в Росреестр подаются заявления о переводе и регистрации права собственности на основании заверенного Договора и Акта приема-передачи.

Изменение в законе о регистрации недвижимости. Ответственность нотариуса

Нотариус несет ответственность за законность сделки и за услугой риелтора или юриста можно не обращаться.

Научиться составить Предварительный договор и Соглашение о задатке правильно можно

  • При этом, если участвует несовершеннолетний или ограниченно дееспособный, Продавец(родители или опекуны) прежде обращается в Орган опеки и попечительства за получением разрешения(приказа) на продажу. Это обязательный документ в пакет сделки с несовершеннолетним или ограниченно дееспособным Продавцом.

Как нотариус будет устанавливать отказ других участников долевой собственности от покупки Нотариусы разъяснят в ближайшее время. Разъяснили 🙂 Нотариусы просят нотариальное согласие других участников долевой собственности на продажу. А это 1500 -2000 рублей с каждого. Теперь догадайтесь, кто это будет оплачивать. Да еще и привести всех участников долевой собственности к нотариусу будет проблема, особенно если их человек десять, как часто бывает в коммунальных квартирах. Но зато не надо ждать месяц до сделки.

Но, я так думаю, нотариус не в праве отказать, если вы уведомили других участников общей долевой собственности, послав им почтовое отправление (телеграмму или заказное письмо с описью вложения) с уведомлением о вручении. Этот вариант дешевле. Но многие сейчас в почтовый ящик не заглядывают или не получают эту корреспонденцию. При этом не забывайте, сделка может состоятся не ранее чем через месяц, со дня вручения уведомления.

Если кто-то из собственников является НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, ТО ОТКАЗ от преимущественного права покупки ТРЕБУЕТ предварительного РАЗРЕШЕНИЯ ОРГАНОВ ОПЕКИ и попечительства.

На практике произошло усложнение процедуры и дополнительные немалые расходы.

Разъяснения по тарифам

Росреестр вполне справлялся с регистрацией подобных сделок.

Хотели как лучше, получилось как всегда!

С 02.01.2017 года вступает в силу новый закон «О государственной регистрации недвижимости». Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает создание Единого государственного реестра недвижимости – государственного ресурса, объединяющего все виды информации о всех видах объектов недвижимости, из которого также будет осуществляться и предоставление соответствующей информации. А государственный регистратор наделяется полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Изменение сроков регистрации

Изменение в законе о регистрации недвижимости предполагают сокращение сроков регистрации права собственности в Росреестре.

Сегодня происходит оптимизация всех сфер деятельности страны и сфера недвижимости не станет исключением. Информация о том, что вступает в силу новый закон о регистрации недвижимости 2017, сегодня обсуждается многими россиянами. Каким будет закон и к чему стоит подготовиться гражданам РФ?

Предпосылки к введению нового закона

Сегодня регистрация права собственности и собственно учет имущества представляют собой достаточно трудоемкие и разные процедуры, которые занимают у россиян много времени и создают массу проблем, ведь в последнее время выполнять их приходится практически одновременно. С целью облегчения жизни граждан власти решили создать Едины Реестр недвижимости, который, согласно последним заявления властей позволит сэкономить время на оформлении пакета соответствующих бумаг и сделает процедуру оформления покупки или продажи своего имущества более комфортной.

Власти предоставляют россиянам информацию о том, что новый закон о регистрации прав недвижимости с 2017 года теперь позволит человеку подавать советующие бумаги на регистрацию прав собственности и учет имущества в любом пункте приема бумаг, хотя раньше сделать это можно было исключительно по месту жительства. Отдельным преимуществом при этом станет то, что подавать (собственно, как и забирать) документы можно будет в нематериальном виде, а после регистрации их даже могут доставить в наиболее удобное для заявителя место, но за данную услугу придется доплатить (услуга будет носить название «курьерской доставки»).

Отдельно специалисты говорят о том, что реестр должен преимущественно вестись в электронном виде, что позволит не только упростить процедуру регистрации, а еще и обезопасить всю имеющуюся в реестре информацию. Официальная выписка из реестра позволит подтвердить кадастровый учет или учет государственной регистрации, поэтому дополнительно требовать удостоверение, которое сможет подтвердить государственную регистрацию, никто требовать не будет.

Чего можно ожидать в новом году?

Официально новый закон о регистрации недвижимости 2017 для регистраторов содержит информацию о том, что теперь процесс регистрации недвижимого имущества будет проходить с новыми правилами, которые будут следующими:



Отдельным преимуществом является, по факту, то, что теперь процедура регистрации будет проходить максимально быстро, ведь в среднем на ее проведения придется потратить всего лишь две недели, хотя раньше он занимала два-три месяца. Свидетельство на имущество, которое будет подтверждать факт собственности, теперь выдаваться не будет, но это тоже считается преимуществом, потому что дополнительные бумаги хранить дома не придется.

Ольга Черкашина-Шмидт,
руководитель практики недвижимости, юридическая фирма Alta Via

01 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – 218-ФЗ ). Стоит сразу отметить, что лишь часть 4 статьи 66 и статья 68, касающиеся различного рода компенсационных выплат со стороны Российской Федерации, вступают в силу с 01 января 2020 г.

Вступление в силу 218-ФЗ означает, что 01.01.2017 г. автоматически утратят силу положения следующих базовых документов в рассматриваемой области:
– Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту – 122-ФЗ). 122-ФЗ утрачивает силу с 01.01.2017 практически полностью, действующей остается лишь статья 31.1 «Основания выплаты Российской Федерацией компенсации за утрату права собственности на жилое помещение», что вполне логично, принимая во внимание факт вступления статей 218-ФЗ, регулирующих обозначенную тематику только с 2020 г.;
– Федеральный закон Российской Федерации № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту – 221-ФЗ) не утрачивает силу как таковой, но преображается до неузнаваемости. Так, с 01.01.2017 г. изменяется название упомянутого закона на ФЗ «О кадастровой деятельности», а все положения, касающиеся ведения государственного кадастра недвижимости и порядка кадастрового учета утрачивают силу.

Итак, вступление 218-ФЗ 01.01.2017 г. знаменует собой, если не окончательную реализацию давно поставленной задачи слияния реестров (ЕГРП и ГКН), то достаточно серьезный этап реализации соответствующей цели.
Что нового для повседневной работы и практики на рынке недвижимости принесет вступление в силу 218-ФЗ? Рассмотрим подробнее некоторые изменения.
I. Выписки из публичных реестров. Специалисты, работающие с недвижимостью, за многие годы работы привыкли к тому, что, знакомясь с новым объектом недвижимого имущества, необходимо было заказывать как минимум 2 выписки: из ЕГРП и из ГКН. Важно это было потому, что реестры велись по отдельности, содержали разную информацию об объекте и о правах на него, а по тем позициям, где информация реестров пересекалась между собой (например, в части площади объекта недвижимого имущества) могли содержаться разночтения, что приводило исследователя к пониманию наличия ошибки и необходимости ее устранения.
01.01.2017 г. реестры ЕГРП и ГКН объединяются в ЕГРН – Единый государственный реестр недвижимости . Для рутинного пользователя это означает, что выписка теперь будет одна .
Исчерпывающая информация по данному вопросу представлена в Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.06.2016 г. № 378 «Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 г. № 968». Данный документ предоставляет возможность ознакомиться с формами различных выписок из Единого государственного реестра недвижимости, а также с правилами их заполнения.
Благодаря другому документу, Приказу Министерства экономического развития РФ от 10.05.2016 г. 291 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН», нам уже сейчас предоставлена возможность ознакомиться с объемом затрат, предстоящих в 2017 г. в обозначенной области. Так, например, выписка из ЕГРН об объекте недвижимости за одну единицу в виде бумажного документа обойдется физическому лицу в 750 руб., а юридическому лицу – в 2200 руб.

II. Предоставление учредительных документов – отныне право, а не обязанность юридического лица . Приятной новостью для лиц, часто сталкивающихся с необходимостью организовывать подачу документов на государственную регистрацию, стала норма части 9 статьи 18 218-ФЗ, которая дословно звучит следующим образом:
«Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность, а также документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица, если иное не установлено федеральным законом. Орган регистрации прав самостоятельно запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, учредительные документы такого юридического лица. Заявитель вправе представить учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица (при наличии печати) копии этих учредительных документов по собственной инициативе ».

III. Понятие государственной регистрации сущностно не изменилось . Хотелось бы остановиться на данном пункте, связанном с чуть более глубокой теоретической проработкой вопроса, в связи с тем, что по ходу работы над законопроектом понятие государственной регистрации было изменено. Так, первоначальная версия законопроекта будущего 218-ФЗ определяла государственную регистрацию следующим образом:
«Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт, закрепляющий принадлежность объекта недвижимости определенному лицу и подтверждающий возникновение, изменение, переход, прекращение права на такой объект недвижимости или ограничение такого права и обременения недвижимого имущества (права на него) (далее - регистрация права). Регистрация права осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на объект недвижимости может быть оспорено только в судебном порядке».
Приведенная формулировка была подвергнута критике Комитетом Государственной Думы РФ по земельным отношениям и строительству . Так, заключение от 10.10.2014 г. № 102 по проекту ФЗ № 597863-6 «О государственной регистрации недвижимости» содержит следующую информацию:
«В соответствии с частью 3 статьи 1 законопроекта государственная регистрация прав на недвижимое имущество – это юридический акт, закрепляющий принадлежность объекта недвижимости определенному лицу и подтверждающий возникновение, изменение, переход, прекращение права на такой объект недвижимости или ограничение такого права и обременения недвижимого имущества (права на него).
Таким образом, предлагается отказаться от существующего понятия государственной регистрации прав на недвижимое имущество, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона № 122-ФЗ, согласно которому государственная регистрация – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Представляется, что предлагаемое законопроектом определение государственной регистрации не в полной мере соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также искажает суть государственной регистрации и не учитывает принципа признания ранее возникших прав и прав, возникающих в силу закона, то есть независимо от государственной регистрации (статья 68 законопроекта). Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Следовательно, согласно ГК РФ государственной регистрации подлежат именно права, закрепляющие принадлежность недвижимого имущества определенному лицу, а не сама по себе государственная регистрация является актом, закрепляющим такую принадлежность. Как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2001 года № 132-О, государственная регистрация не затрагивает самого содержания гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
В этой связи государственная регистрация не может закреплять принадлежность объекта определенному лицу, поскольку является способом признания и подтверждения такой принадлежности».

Текущая версия дефиниции государственной регистрации в рамках 218-ФЗ звучит следующим образом:
«Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав)» .

В результате, взгляд на роль государственной регистрации в рамках рассматриваемого закона по сравнению со 122-ФЗ не изменился. Однако примечателен тот факт, что версия определения, предложенная изначально законопроектом, существенно расширяла, по нашему мнению, взгляд на сущность такого инструмента как государственная регистрация недвижимости, сужая одновременно представление о моменте возникновения права.

IV. Государственная регистрация права на машино-место стала реальностью .
Часть 1 статьи 130 ГК РФ с 01.01.2017 г. дополнится абзацем 3 следующего содержания:
«К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке».

Приведенная позиция законодателя, безусловно, нашла отражение в тексте нового 218-ФЗ, предусматривая возможность кадастрового учета машино-мест. Так, часть 6.2 статьи 24 рассматриваемого документа гласит:
«6.2. Границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами) …».

Напомним, что до принятия указанных нововведений, оформление права собственности на машино-место было возможно только при помощи института общей долевой собственности на здание/помещение, в котором располагалось машино-место.

V. Кратко перечислим еще несколько нововведений, приходящих в практику вместе со вступлением в силу 218-ФЗ :
кадастровый учет и государственную регистрацию прав теперь можно провести одновременно, общий срок составит не более 20 рабочих дней;
единственным случаем для отказа в приеме документов станет отсутствие возможности идентифицировать заявителя, когда не установлена личность лица, обратившегося за осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
изменения по срокам коснулись, в частности: 1) кадастрового учета – 5 рабочих дней; 2) государственной регистрации прав – 7 рабочих дней; 3) государственной регистрации ипотеки – 7 рабочих дней (за исключением ипотеки жилых помещений); 4) нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона – 1 рабочий день;
увеличены сроки приостановления кадастрового учета и государственной регистрации права – до 6 месяцев по инициативе заявителя;
государственная регистрация станет возможна без участия правообладателя на базе данных, полученных в результате межведомственного взаимодействия, например, при направлении нотариусом свидетельства о праве на наследство.

Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» ознаменует за собой абсолютно новый этап в развитии отношений, связанных с учетом и регистрацией недвижимого имущества.