Ротация государственных гражданских служащих. Ротация на государственной службе

Глава государства подписал закон, устанавливающий ротацию чиновников.

Теперь начальникам не придется долго засиживаться на одном месте: каждые три-пять лет человека будут ждать дорога дальняя и кресло в казенном доме.

В первую очередь под ротацию должны попадать руководители контрольных и надзорных органов. Речь не только о прокуратуре: за порядком в стране наблюдает большая масса граждан начальников.

Например, федеральная инспекция труда смотрит, как работается людям. Санэпидстанция контролирует, чтобы не заводились крысы. А налоговая инспекция считает наши деньги. И так далее, и тому подобное. Простой обыватель может и не знать названия тех десятков ведомств, которые выписывают грозные предписания в той или иной сфере. Однако они есть, и они действуют.

Нередко бывает, что руководитель районного звена какой-нибудь незнаменитой инспекции сидит на своем месте так хорошо и долго, что врос не только корнями в землю (точнее - в кресло), но коттеджами, лимузинами, банковскими счетами.

Любая, пусть и маленькая должность с полномочиями может приносить совсем немалые доходы. Это не секрет.

Потому и нужна ротация. Как задумывается, она не позволит чиновникам обрастать коррупционными связями. В последнее время из-за активности правоохранителей взятка стала чуть ли не глубоко интимным делом: ее можно взять только от хорошо знакомого человека. И то есть риск, что схватят. А с незнакомым прокурором-варягом, приезжим рыбинспектором, как считают сторонники ротации, договариваться будет гораздо трудней.

Любопытная цитата. Еще в советские годы один писатель заметил: "Осенью на Дальнем Востоке браконьеры ловят рыбу, рыбинспекторы ловят браконьеров. Но и у тех, и у других на зиму бочка икры в сарае". А все потому, что и рыбаки, и рыбинспекторы зачастую сидели за одними партами в школах.

Теперь закон устанавливает сроки и порядок проведения ротации гражданских служащих. План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем ведомства.

Обязать к перемене мест могут и чиновников из обычных ведомств, не являющихся контрольными и надзорными. Но здесь решение будет приниматься отдельно.

Согласно закону, на федеральном уровне должен быть установлен перечень должностей, подлежащих ротации.

В список "перелетных" должны быть обязательно включены руководители территориальных подразделений ведомств, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротация федеральных гражданских служащих, занимающих иные должности, тоже может проводиться. Закон разрешает президенту и правительству составить такие списки.

При переводе на новое место службы чиновнику оплатят все расходы, связанные с переездом, в том числе контейнеры для вещей.

На новом месте гражданину начальнику предоставят служебное жилье или будут доплачивать, чтобы он смог снять подходящую квартиру.

В отдельных случаях закон разрешает чиновнику отказаться от переезда. На это у него могут быть две причины. Первое: человек болен, и переезд ему противопоказан. Второе: кто-то из родных не сможет жить в новой местности.

Для реализации закона потребуется выделение из федерального бюджета 322,5 миллиона рублей в расчете на год. В связи с этим федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.

В случае отказа от предложенной должности по ротации по указанным причинам чиновнику не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе.

Однако на практике должность могут и не предложить. Так что человеку придется выбирать: либо семья, либо карьера. Кстати, многие чиновники ведомств, где предусмотрена ротация, часто отказываются от переезда или участия в списках на выдвижения именно потому, что не хотят оказаться неизвестно где.

Но и от служебного роста люди в таком случае отказываются. Наверх идут легкие на подъем.

«Об утверждении формы плана проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих и порядка его утверждения»

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1103 «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения;
  • Приказ Минтруда России от 21 декабря 2012 г. № 616н «Об утверждении методики определения предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, применяемой для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации»
  • Приказ Минтруда России №1157н от 25 декабря 2014 г. «Об утверждении предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения на 2015 год, применяемой для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации»
  • Приказ Минтруда России от 26 июня 2015 г. № 402н «О внесении изменений в приложение к приказу Минтруда России от 25 декабря 2014 г. n 1157н "об утверждении предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения на 2015 год, применяемой для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации»
  • Приказ Минтруда России №344н от 2 августа 2013 г. «Об утверждении предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения на 2014 год, применяемой для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации»
  • Приказ Минтруда России от 10 августа 2015 г. № 545н «Об утверждении предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения на 2016 год, применяемой для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации»
  • Письмо Минтруда России №18-0/10/1-1684 от 17 апреля 2013 г. «О финансировании в 2013 году мероприятий по осуществлению ротации федеральных государственных гражданских служащих категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции»
    • Методические рекомендации по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих (версия - 4.0)
    <*> Kalinin G.I. Rotation of civil servants. The gaps. The questions. Legal problems of implementation.

    Калинин Георгий Иванович, начальник правового отдела Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.

    С целью повышения эффективности государственной службы и противодействия коррупции были приняты изменения в действующее законодательство, предусматривающие ротацию государственных гражданских служащих. Однако что касается возможности их применения, то здесь видятся серьезные проблемы и возникают вопросы. Механизм ротации государственных гражданских служащих уже сейчас требует серьезной доработки и устранения противоречий. Недостаточное и противоречивое регулирование ротации может привести к дискредитации и падению престижа государственной гражданской службы.

    Ключевые слова: ротация, государственная гражданская служба, федеральный орган исполнительной власти, должность, категория, полномочия, гарантии.

    To improve efficiency of the civil service and fighting corruption, changes were made to existing legislation for the rotation of civil servants. However, with the possibility of their application are seen serious problems and questions arise. The mechanism of rotation of civil servants now requires serious improvement and the elimination of contradictions. Inadequate and inconsistent regulation of rotation may lead to a compromise and a decline in the prestige of the state civil service.

    Key words: personnel rotation, state civil service, the Federal body of Executive power, post, category, powers, guarantees.

    С 1 января 2013 г. вступили в силу изменения в действующее законодательство, предусматривающие ротацию государственных гражданских служащих <1>. Инициатива Президента Российской Федерации по данному вопросу была узаконена. Цели - благие: повышение эффективности государственной службы и противодействие коррупции (ч. 1 ст. 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <2>). Фактически положения этого Закона еще не были применены на практике. Однако с возможностью его применения уже видятся серьезные проблемы и возникают некоторые вопросы.

    <1> См.: Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе" // Российская газета. N 278. 2011. 9 декабря.
    <2> См.: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ) // Российская газета. N 162. 2004. 31 июля; СЗ РФ. 2013. 10 июня. N 23. Ст. 2874.

    Некоторые исследователи-правоведы, такие, как Ю.Н. Старилов <3>, М.В. Пресняков <4>, С.Е. Чаннов <5>, О.И. Тиунов <6>, уже обращались к вопросу ротации государственных гражданских служащих. Например , С.Е. Чаннов указывал на имеющиеся пробелы в способе перезаключения бессрочного служебного контракта на срочный в процессе подготовки к ротации, но в целом его статья по данной проблематике носила характер комментария. Упоминалась ротация государственных служащих также в статьях Т.М. Заниной <7> и В.Г. Клочкова <8>. Однако в целом вопрос нормативно-правового регулирования механизма ротации с научной точки зрения еще требует разработки. По нашему мнению, проблем и противоречий в этом вопросе гораздо больше.

    <3> Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права. 2004. N 9.
    <4> Пресняков М.В. Приоритетные направления формирования кадрового состава государственной гражданской службы // Гражданин и право. 2011. N 8.
    <5> Чаннов С.Е. Ротация государственных служащих // Кадровик. 2012. N 8; Информационно-аналитический портал "Предпринимательство и право". URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=728.
    <6> Хабриева Т.Я., Тиунов О.И., Кашепов В.П. и др. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций: Монография / Отв. ред. О.И. Тиунов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2013.
    <7> Занина Т.М. О разработке комплекса мер по формированию высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы в современных условиях // Административное право и процесс. 2011. N 7.
    <8> Клочков В.Г. Причины роста и меры по борьбе с коррупцией // Безопасность бизнеса. 2006. N 2.

    Ротации подлежат отдельные должности государственной гражданской службы, перечень которых утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти (ч. 2 ст. 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Вроде бы привязка к конкретным должностям налицо. Однако если внимательно вчитаться в содержание этой части данной статьи, то получается, что в Перечень включаются должности гражданской службы категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Исходя из этого федеральные органы исполнительной власти утвердили перечни, в которые включили все должности категории "руководители" <9> в своих территориальных органах. Получается, что привязка уже идет не к должности, а к функциям органа. При этом далеко не все отделы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти осуществляют непосредственно контрольно-надзорные функции, есть и отделы обеспечивающего характера, например, правовые, бухгалтерского учета, делопроизводства и т.п. Хотя отдельные подобные должности могут быть в группе коррупционного риска (например, связанные с заключением государственных контрактов), но зачем осуществлять ротацию руководителей всех таких отделов - не всегда и не совсем понятно.

    <9> См., напр.: Приказ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 13 декабря 2012 г. N 635 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных управлениях Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих" // Российская газета. N 18. 2013. 30 января.

    Нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в Перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих, относится к существенным условиям служебного контракта (п. 10 ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Без этого пункта служебный контракт недействителен. Исходя из этого, федеральные органы исполнительной власти начали перезаключение служебных контрактов с соответствующими гражданскими служащими с бессрочных на срочные <10>. Механизм такого перезаключения описан в Методических рекомендациях Минтруда России <11>. Понятно, что с вновь принимаемыми на данные должности сотрудниками теперь однозначно должен заключаться срочный служебный контракт (п. 7.1 ч. 4 ст. 25 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Однако почему же контракт должен перезаключаться с уже находящимися на должности служащими. Перезаключение фактически дает данному Закону обратную силу, да еще и закону, фактически ухудшающему положение отдельной (пусть и особой) категории граждан. По нашему мнению, данная норма хоть и не подпадает под прямой запрет на придание закону обратной силы, содержащийся в Конституции Российской Федерации <12> и других нормативных актах, но тем не менее нарушает основные принципы правового регулирования, что недопустимо.

    <10> См., напр.: письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 7 мая 2013 г. N ФС-НВ-4/5230 // Официальный сайт Россельхознадзора. URL: http://www.fsvps.ru/.
    <11> См.: Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 сентября 2012 г. "Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти" // Солидарность. 2012. 26 сентября - 3 октября. N 35.
    <12> См.: Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. N 7. 2009. 21 января.

    Вообще, со срочным служебным контрактом связано много проблем, но основная проблема видится в следующем. Одним из существенных моментов государственной гражданской службы является поступление на нее и замещение должности по результатам конкурса. Это сделано для отбора на замещение должностей лучших, наиболее подготовленных кандидатов. Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы также обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) на должностной рост на конкурсной основе <13>. Однако, согласно п. 1 и 3 ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категории "руководители", при заключении срочного служебного контракта конкурс не проводится. Понятно, что, если госслужащий назначается на должность в порядке ротации, он уже проходил конкурсную процедуру. А если он назначается на такую должность впервые (например, в случае увольнения другого гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность, по его инициативе)? По Закону конкурс проводиться не должен, и фактически на руководящую должность будет назначен не лучший кандидат, а "первый встречный" (например, направленный службой занятости), которому, в случае его соответствия квалификационным требованиям (образование, специальность, стаж), государственный орган не вправе будет отказать в должности.

    <13> См.: Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (с изм. от 19 марта 2013 г.) // Российская газета. N 20. 2005. 3 февраля; СЗ РФ. 2012. 25 марта. N 12. Ст. 1242.

    Ротация проводится в соответствии с планом, утверждаемым руководителем федерального органа исполнительной власти (ч. 3 ст. 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Форма плана нормативным актом не утверждена, имеется лишь примерная форма, приведенная в вышеназванных Методических рекомендациях Минтруда России. Таким образом, планирование ротации носит общероссийский характер. На таком уровне и при таком большом объеме сведений не исключены ошибки. Рассмотрим один из возможных случаев. Государственного гражданского служащего по недосмотру не включили в план ротации, однако служебный контракт с ним перезаключили на срочный. Что делать, когда срок его контракта истечет? Ведь формально его необходимо будет уволить, но новую должность в порядке ротации он не получит.

    Гражданский служащий может отказаться от предложенной ему в порядке ротации должности по указанным в Законе уважительным причинам (ч. 8 ст. 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Таких причины две: заболевание госслужащего, в связи с которым замещение соответствующей должности в порядке ротации противопоказано по медицинскому заключению; а также невозможность проживания членов его семьи (супруга и иждивенцев) в местности, куда в порядке ротации будет направлен госслужащий (также по медицинскому заключению). В этом случае ему должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданского служащего (ч. 9 ст. 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Предложение той же самой должности, которую госслужащий замещает уже сейчас, не допускается. А как же быть, если в органе должность, соответствующая квалификации госслужащего, - только одна (например, для того же начальника правового отдела или, наоборот, начальника какого-либо узкоспециализированного отдела по направлению надзора)? Получается, что этот госслужащий находится в гораздо менее выгодном положении, чем другие, он в таком случае однозначно должен быть уволен, а его права уже априори ущемлены.

    Хотя в Законе сказано, что назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы (ч. 7 ст. 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), однако в ст. 35 "Расторжение срочного служебного контракта" этого Федерального закона нет отдельного основания по расторжению контракта в связи с ротацией. По какому основанию (статья и пункт нормативного акта) будет уволен госслужащий, что указывать в приказе на увольнение и какую запись делать в трудовой книжке, не понятно. Отсутствие отдельного основания увольнения в порядке ротации также формально не гарантирует предоставления гражданскому служащему должности сразу после увольнения. Необходимо, по нашему мнению, упорядочить процедуру увольнения в порядке ротации, совместив процедуру истечения срока контракта и процедуру перевода.

    Законодатель не разъясняет также, как быть в случае, если государственный служащий отказался от замещения должности в порядке ротации по другим причинам (например, просто по собственному желанию, точнее - нежеланию).

    Как видно из положений Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ротация государственных гражданских служащих предусмотрена прежде всего в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти. Большинство органов власти уже утвердили соответствующие перечни должностей в своих территориальных органах <14>. А как же быть с центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти? Ведь при замещении должностей в аппаратах также возможны коррупционные риски, должностные лица центральных аппаратов также осуществляют контрольно-надзорные функции.

    <14> См., напр.: Приказ Федеральной налоговой службы от 18 марта 2013 г. N ММВ-7-4/121@ "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах Федеральной налоговой службы, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих" // Российская газета. N 92. 2013. 26 апреля.

    В связи с вышеизложенным логично было бы также нормативно определить и запустить процедуру ротации государственных гражданских служащих субъектов РФ, замещающих соответствующие должности с контрольно-надзорными функциями, между регионами.

    Кроме всего прочего, следует обратить внимание на гарантии государственным гражданским служащим в случае переезда в другую местность в порядке ротации, прежде всего - в связи с необходимостью обеспечения его и его семьи жильем <15> (п. 9.1 и п. 9.2 ч. 1 ст. 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). В этом случае даже дополнительные бюджетные расходы на ротацию в размере 322,5 млн. рублей в год <16> выглядят сильно заниженными. Если провести аналогию, то, например, расходы на единовременную субсидию чиновнику и членам его семьи в случае необходимости улучшения жилищных условий при признании их нуждающимися в таком улучшении должны составлять около миллиона рублей на одного человека <17>. А ведь жилье для обеспечения гражданского служащего в порядке гарантий при ротации необходимо не просто предоставить, его сначала необходимо где-то взять, например построить, а это - дополнительные расходы.

    <15> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения" // СЗ РФ. 2012. 5 ноября. N 45. Ст. 6241.
    <16> См., напр.: Президент узаконил обязательную ротацию чиновников каждые 3 - 5 лет // Справочно-правовая система ПРАВО.RU. Новости. Госслужба. URL: http://pravo.ru/news/view/65350/.
    <17> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" (с изм. от 25 марта 2013 г.) // Российская газета. N 17. 2009. 4 февраля; СЗ РФ. 2013. 1 апреля. N 13. Ст. 1559.

    Механизм ротации государственных гражданских служащих должен заработать не менее чем через три-пять лет после вступления в силу нормативно-правовых актов о ротации. Однако, как видно из данной статьи, этот механизм уже сейчас требует серьезной доработки и устранения противоречий. Если ротация "забуксует", это только дискредитирует сам институт государственной службы, престиж которой уже начал падать из-за большого количества запретов и ограничений, например в связи с существенным расширением представляемых сведений о доходах и расходах, а также с ужесточением ответственности за это. Это бьет прежде всего по чиновникам-исполнителям среднего звена, лишая государственные органы подготовленных, опытных, квалифицированных кадров.

    Литература

    1. Занина Т.М. О разработке комплекса мер по формированию высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы в современных условиях // Административное право и процесс. 2011. N 7. С. 20.
    2. Клочков В.Г. Причины роста и меры по борьбе с коррупцией // Безопасность бизнеса. 2006. N 2. С. 33.
    3. Пресняков М.В. Приоритетные направления формирования кадрового состава государственной гражданской службы // Гражданин и право. 2011. N 8. С. 3.
    4. Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права. 2004. N 9. С. 11.

    КонсультантПлюс: примечание.

    Статья С. Чаннова "Ротация государственных служащих" включена в информационный банк согласно публикации - "Вопросы трудового права", 2012, NN 6, 7.

    1. Чаннов С.Е. Ротация государственных служащих // Кадровик. 2012. N 8. С. 24; Информационно-аналитический портал "Предпринимательство и право". URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=728.
    2. Хабриева Т.Я., Тиунов О.И., Кашепов В.П. и др. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций: Монография / Отв. ред. О.И. Тиунов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2013. 285 с.

    1. Ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.

    КонсультантПлюс: примечание.

    Госслужащие, на которых условие о ротации продолжает распространяться после 22.12.2018, подлежат ротации в сроки, установленные их служебными контрактами, заключенными до указанной даты (ФЗ от 11.12.2018 N 461-ФЗ).

    2. Ротация федеральных гражданских служащих проводится в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротации подлежат федеральные гражданские служащие, замещающие должности руководителей указанных органов. Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности федеральной гражданской службы категории "руководители", исполнение должностных обязанностей по которым связано с осуществлением контрольных или надзорных функций, в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, может проводиться по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти, а в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, - по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным министром.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2.2. Ротация федеральных гражданских служащих может проводиться:

    1) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, - по утверждаемым Президентом Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти;

    2) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, - по утверждаемым Правительством Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти;

    3) в других федеральных государственных органах - по утверждаемым Президентом Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений руководителей этих федеральных государственных органов, в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

    3. План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем федерального государственного органа. Форма плана проведения ротации и порядок его утверждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Ротация федерального гражданского служащего, замещающего должность федеральной гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти или его территориальном органе либо в другом федеральном государственном органе, в иной федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган либо в другой федеральный государственный орган проводится по согласованию между руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти и (или) других федеральных государственных органов, наделенными полномочиями назначать на должность федеральной гражданской службы, по которой проводится ротация, и освобождать от такой должности. Ротация федерального гражданского служащего в федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении федерального министерства, или в территориальный орган такого федерального органа исполнительной власти подлежит согласованию также с федеральным министром.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. При назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации учитываются уровень его квалификации, специальность, направление подготовки, стаж гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. Гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой ниже размера должностного оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности гражданской службы.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок от трех до пяти лет.

    КонсультантПлюс: примечание.

    Если срок действия контракта истекает менее чем через 6 месяцев после вступления в силу Федерального закона от 11.12.2018 N 461-ФЗ, уведомление госслужащего о предстоящей ротации осуществляется не позднее чем за 3 месяца до его назначения на другую должность.

    7. В течение последнего года действия срочного служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в порядке ротации, но не менее чем за шесть месяцев до окончания срока действия служебного контракта представитель нанимателя обязан в письменной форме под роспись уведомить гражданского служащего о предстоящем назначении гражданского служащего на другую должность гражданской службы в порядке ротации с указанием условий служебного контракта по новой должности гражданской службы.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7.1. Перевод гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в другом государственном органе осуществляется с его письменного согласия в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

    8. Гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по следующим причинам:

    1) наличие заболевания, препятствующего проживанию гражданского служащего и (или) членов его семьи (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации. Перечень таких заболеваний утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

    2) необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

    (см. текст в предыдущей редакции)

    9. В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в части 8 настоящей статьи, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаний и умений, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33

    Наряду с тренингами и курсами повышения квалификации в арсенале руководителей, которые хотят поднять эффективность своего персонала, есть еще ротация кадров. В статье разберем: что это такое, какие виды бывают, как и когда проводить, каких целей можно достичь.

    Из этой статьи вы узнаете:

    Ротация кадров: что это такое

    Ротация кадров в организации - это управленческий процесс, при котором сотрудники постоянно или временно перемещаются на новые должности, оставаясь в штате одной компании. Перемещение может происходить как внутри отдела, так и между подразделениями.

    Как правило, передвижение происходит горизонтально, то есть новые должности сотрудников находятся на том же структурном уровне, что и прежние. Но иногда специалистов ротируют вертикально. Это один из способов «выращивать» собственные кадры руководящего звена.

    Цели

    Ротация в организации идет на пользу не только бизнесу и руководству, но и самим сотрудникам. В списке основных целей этих перестановок:

    • Обучение сотрудников смежным профессиям. Это дает информацию для анализа личных и профессиональных качеств, а также улучшает взаимозаменяемость на производстве.
    • Уменьшение психологического напряжения в коллективе, снижение недовольства рутиной и, как следствие, повышение моральной мотивации персонала.
    • Создание кадрового резерва.
    • Подготовка к предстоящей реорганизации компании.
    • Повышение информированности персонала о задачах и процессах на предприятии.
    • Оптимизация рабочих процессов в компании.

    Если говорить простыми словами, передвижение помогает освежить коллектив, сделать работу более продуктивной, улучшить психологический климат.

    Не следует путать ротацию с навешиванием на одного сотрудника двойных должностных обязанностей. Некоторые работодатели думают, что это поможет оптимизировать фонд оплаты труда . Но на деле такая мера приводит к стремительному выгоранию работников. В результате падает их производительность и повышается текучка персонала.

    По уровню специализации

    Этот вид перестановок помогает решить ряд кадровых задач: сбалансировать штат, сделать сотрудников универсальными и взаимозаменяемыми, повысить их профессионализм. Возможны следующие способы ротации:

    • Смежная, когда человека переводят на должность со схожими обязанностями.
    • Принципиально новая, которая обычно сопровождается обучением и призвана решить проблему нехватки персонала.
    • Та же, но с другим характером работы, когда работник выполняет знакомые обязанности, но на новом месте. Например, в другом отделе.

    По объектам перемещения

    Это может быть ротация низшего звена, перестановки специалистов, перемещение топовых менеджеров или руководителей. Здесь нужно учесть несколько моментов:

    Передвижения на нижнем уровне нужны, как правило, лишь для обучения новичков. Перестановкам специалистов должна предшествовать большая работа отдела кадров по изучению их служебной сферы и личностных качеств. Есть специальности, к которым применять этот вид перемещений нельзя (например, бухгалтеры, программисты, проектировщики).

    По инициатору процесса

    Инициатором процесса может выступить сам работник, если, например, он увидел для себя перспективы в смежной специальности или уверен, что «вырос» из должности.

    Чаще всего ротация персонала происходит по инициативе руководства, если оно замечает снижение производительности или качества продукции. Сотрудникам отдела кадров также стоит держать руку на пульсе компании: отслеживать текучку и психологический климат, чтобы в нужный момент предложить руководителю провести необходимые перестановки.

    Причины ротации кадров по инициативе работодателя

    В числе основных причин, которые могут побудить работодателя сделать кадровые перемещения:

    • Удержание ценных работников в компании. Иногда должность становится сотруднику «мала» и он выходит на рынок труда в поисках вакансии получше. Или его начинает утомлять рутина и он становится менее эффективным чем раньше. Часто своевременное перемещение помогает сохранить кадры.
    • Взращивание собственных кадров. Если у работника есть потенциал, грамотный работодатель применяет вертикальную ротацию.
    • Оптимизация кадрового состава. Не всех работников, которые не справляются с обязанностями, надо увольнять. Иногда их достаточно понизить до того уровня, на котором они эффективны.
    • Реструктуризация компании. Появление или закрытие некоторых подразделений неизменно влечет за собой ротацию персонала.

    Как правильно провести и оформить ротацию кадров

    В основе любой успешной ротации - анализ и тщательное планирование. Только действуя по заранее разработанному плану, руководитель может получить экономический эффект от кадровых перестановок. Это с точки зрения управления.

    Но не менее важно все правильно оформить. Необходимо учесть положения статей 72–74 Трудового Кодекса, которые посвящены переводам сотрудников . Самое главное требование - получение согласия работника на перевод. Без согласия можно переводить только по острой производственной необходимости и не более, чем на месяц. Но эти случаи не имеют ничего общего с ротацией.

    Практический опыт показывает, что ротирование персонала наиболее эффективно в организациях с большим штатом - более 500 человек.

    Понять, было ли перемещение эффективным, поможет оценка персонала. Она выявляет сильные и слабые стороны работника, определяет его потенциал. При этом оценивать можно не только результативность человека, но и его деловые качества. В числе наиболее распространенных способов оценки:

    • анкетирование;
    • сбор мнений руководителей и сослуживцев;
    • сравнительный анализ с другими работниками;
    • тестирование.

    Сроки

    Единого срока проведения ротации кадров нет - он зависит от множества факторов: занимаемой должности, типа работы и личных качеств работника.

    Практический опыт показал, что оптимальный период работы специалиста на одной должности - 3 года. Руководителям подразделений, чтобы «развернуться» надо больше времени - 5–6 лет. А вот для госслужащих есть законодательные установки: согласно закону №79-ФЗ, в гражданских службах должности замещаются каждые 3–5 лет.