За Каким Плечом Твой Ангел - Хранитель? На каком плече сидит твой ангел хранитель.

Ангел-хранитель сопровождает человека на протяжении всей жизни. Дается он через таинство крещения. И после крещения начинается ожесточенная борьба за душу человека.

Кто с кем воюет? Нечистый дух, или бес. Он не дремлет, силясь завладеть человеческой душой. Ангел же ее охраняет. Вот и разгорается битва.

На каком плече сидит ангел, а на каком - бес? И как они сражаются друг с другом? Давайте выяснять.

Ангел - наш помощник

Что входит в задачу ангела-хранителя, мы перечислили выше. Если человек ведет правильную и Богоугодную жизнь, после смерти его душу забирают ангелы.

Мы часто расстраиваем своего невидимого хранителя. Каким образом? Собственными грехами. Давайте объясним на примере.

Представьте, что у вас есть подопечный. Допустим, это ребенок. И он постоянно испражняется. Вы должны находиться рядом с ним, но помыть малыша нет возможности. Вот и приходится дышать "ароматами", исходящими от ребенка. Он же совсем не чувствует запаха, который источает. Проблемы с обонянием. Радостно играет, агукает и раз за разом справляет нужду.

Фу, какая гадость! Неприятно находиться рядом с таким существом, правда?

Теперь понимаете, каково нашему ангелу? Когда мы грешим, то похожи на ребенка из примера. Наши грехи издают зловонное амбре. И заставляют ангела отходить от нас. Он плачет, но ничего не может сделать. И совсем оставить нас нельзя, и рядом находиться невозможно.

Кстати, на каком плече сидит ангел-хранитель? Считается, что на правом. И когда он отлетает от нас, то на сцену выходит бес.

Бес - погибель для нас

Почему погибель? Потому что основная его цель - затянуть душу человеческую в ад. И работает он вовсю, стараясь реализовать это.

Каким образом действует нечистый? Искушая человека, предлагая ему совершить грех. Разумеется, слово "предлагая" здесь нужно рассматривать не в том смысле, что говорит. Нет, просто умело подталкивает.

К примеру, человек знает, что блуд - это страшный грех. Тут в работу включается нечистый дух. Он начинает закладывать в мысли всякие фантазии. На эти фантазии реагирует тело. В итоге человек совершает грех. Бесу только это и нужно. Он ликует и радуется, ангел же стоит в сторонке и горько плачет.

На какой стороне плеча сидит ангел, а какую занимает бес? Согласно легендам, которые нам в детстве рассказывали, ангел занимает все правое плечо. Нечистый, соответственно, левое.

Почему именно плечи

Ангел и бес на плечах символизируют борьбу добра и зла. Но почему местом их обитания выбраны плечи? На каком плече ангел находится?

Если на то пошло, то не на плече, а за плечом. Считается, что человек идет, а за ним следуют ангел-хранитель и нечистый дух. Ангел справа, бес - слева.

С чем это связано? Все дело в том, что сакральная. Крестимся мы правой рукой, иконы дома вешаем в правом углу (на Восток). Даже слово "правда" произошло от слова "правый". И человека верующего, живущего по заповедям Божьим, мы называем праведником. Раз уж все начинается с правой руки, то и ангела сюда же поставили. Добро по правую сторону якобы.

Теперь поговорим о левой стороне. Вроде бы слева сердце расположено. Почему бы не должен ходить ангел по ней? Чтобы быть ближе к сердцу?

Вопросы риторические, ибо все плохое связано с левой стороной. Если у человека день не задался, говорят, что он встал с левой ноги. К людям-левшам относятся настороженно, по крайней мере, раньше так было. Халтуру и нечестный доход называют "левыми" деньгами.

Понятно, что левое - это плохо. Бесу самое место за левым плечом, он же плохой.

Что говорят священники?

Если священнику задать вопрос о том, на каком плече ангел-хранитель у человека сидит, батюшка слегка удивится. Хотя вряд ли: наши священники ко всему привычные, чего их только не спрашивают.

И что же они говорят по этому поводу? Деление на правое и левое плечо символическое. На самом деле мир не делится в соответствии с осью тела человеческого. Все куда более глубже и сложнее, чем нам кажется.

Какой вывод напрашивается?

Отвечая на детские вопросы о том, на каком плече сидит ангел, родители вводят детей в заблуждение. Это, конечно, легкий сарказм. Понятное дело, ребенку надо объяснять некоторые вещи на примитивном уровне. Но вырастая, надо бы задумываться о том, что не все так просто. В том числе и в вопросе нахождения рядом с нами ангелов и демонов.

Ангел не сидит на плече. Он незримо находится возле нас. Равно как и бес не занимает левое плечо. Он просто ждет, когда же мы пойдем на поводу у него в очередной раз. И отгоним от себя ангела этим.

Как правильно креститься?

Раз мы выяснили, на каком плече сидит ангел наш, теперь поговорим о крестном знамении.

Католики крестятся слева направо. Мы - наоборот. Подробная инструкция ниже:

    Складываем три пальца правой руки вместе. Большой, указательный и средний. У нас получается щепотка.

    Касаемся этой щепоткой лба, затем переходим к животу. Касаемся пупка.

    После этого прикасаемся к правому плечу.

    Затем - к левому.

    Опускаем руку, делаем поясной поклон.

Все очень просто, правда? Хотелось бы, раз речь зашла о правильности крестного знамения, вспомнить одно интересное суеверие. Оно настолько абсурдно, что не упомянуть нельзя.

Вы знали, что католики пересаживают беса на правое плечо? Ангела же сгоняют? Это они делают, когда крестятся слева направо. Теперь знаете.

Как молиться ангелу?

На каком плече сидит ангел наш? Он не сидит, он работает. Охраняет нас, глупых, от греха пытается уберечь. А мы, вместо того чтобы обращаться к нему молитвенно, отгоняем заступника нашего подальше.

Когда обращаются к ангелу? В любых ситуациях: в момент опасности, когда тяжело и плохо, в момент болезни. Зовите своего хранителя, данного при крещении.

Какие слова молитвы для этого нужны? Наверное, молитва к ангелу очень сложная? Отнюдь. Запомните эти слова:

Святый Ангеле-Хранителе, Угодниче Божий, моли Бога о мне грешном/грешной.

Всего девять слов. Запомнить не так уж и трудно, верно?

Чаще обращайтесь к ангелу и не забывайте благодарить его. За то, что он рядом. Не бросает нас, а терпеливо ждет, когда же подопечные обратят внимание на его призывы. Давайте не будем слушать искусителя нечистого, а обратимся со всей душой к своему ангелу.

Заключение

Сегодня мы развеяли очередное заблуждение относительно того, на каком плече сидят ангел и бес. Все эти деления "по плечам" подходят для объяснения маленьким детям. Мы - взрослые, и должны понимать, что все гораздо глубже, чем наши детские представления о мире.

Есть известный церковный анекдот. Как-то настоятель храма приходит принимать работу иконописца. И вдруг видит, что ангел изображен в таких, знаете ли, самых настоящих ботинках. Настоятель возмутился и спрашивает: «Где ж это вы любезный, видели ангела в ботинках?» А тот ему отвечает: «Интересно! А где это Вы видели ангела без ботинок?»

Смысл этой притчи очевиден. Подавляющее большинство людей ангелов в своей жизни не видело и, следовательно, черпают информацию отнюдь не из своего опыта или опыта ближайшего окружения. В Православии существует много источников знания и много подходов к вопросу об их достоверности и авторитетности.

Безусловно, основа христианского знания - Священное Писание или Библия. Есть также опыт церковной жизни, опыт богообщения, что-то из которого было так или иначе отражено во многих текстах различной степени авторитетности, включающих не только вероучительные, богослужебные, исторические, но даже фольклорные. Если подойти формально, то на основании этих источников об ангелах можно говорить бесконечно долго и картина вырисуется обширная, не исключено, что будут в ней и противоречия.

В христианстве сложилась определенная система построения и формирования вероучения, благодаря которой становится возможным определить главное и непреложное, указать на важные авторитетные дополнения и отдать на усмотрение христиан второстепенные моменты, не противоречащие главному. Этот принцип еще в 4 веке сформулировал блаженный Августин: в главном единство, во второстепенном многообразие, во всем любовь.

Священное писание (Библия) - это книга церкви. Писалась она разными людьми на протяжении полутора тысячелетий, но собиралась в единую книгу и провозглашалась именно как письменное свидетельство о Божественном откровении именно христианской церковью на протяжении первых четырех веков своего существования. К V веку Библия как сборник важнейших и авторитетнейших книг для христиан имела тот вид, в котором она существует и сегодня; ее состав был признан полным и неизменным. Все это важно для нас вот почему. Не существует книг «самих по себе», есть книги читаемые и воспринимаемые, по-своему толкуемые. Поскольку, именно христианская церковь первых веков для своих нужд собрала и утвердила Библию, то христиане справедливо усваивают себе нераздельное право в правильном понимании и толковании Библии. Это не означает, что у христиан есть тайное учение с толкованиями, их учение всегда было открыто и доступно не только для изучения, но и для полемики.

На практике система православного вероучения построена примерно следующим образом. Прежде всего, должно быть ясное свидетельство Священного Писания, воспринимаемое в общем контексте православного понимания Библии. По некоторым вопросам высказались церковные соборы, причем, чем представительнее собор, тем авторитетнее и непреложное его мнение. Авторитетность их проистекает из простого принципа. На этих собраниях было возможно сформулировать те основы вероучения, которые, по слову одного из древних церковных писателей, признавались всеми христианами, во все времена и всюду, где есть христиане.

Есть письменное наследие святых отцов - людей прославленных церковью за их жизнь и деятельность. Авторитетность этих текстов основана на подвижнической религиозной и нравственной жизни этих христиан, на их глубоком достоверном опыте богообщения, опыте изучения и воплощения в жизнь тех заповедей, что даны нам Христом Богом в Священном Писании. Правда, тут надо сделать одну оговорку. Наиболее авторитетны те мнения святых отцов, что согласуются между собой. То есть те вопросы, в которых большая часть святых высказывалась схожим образом, признаются авторитетными, если даже этот вопрос не затрагивался в Священном писании и на церковных соборах.

Только на основании вышесказанного возможно говорить об ангелах. Более того, можно утверждать, что учение православной церкви об ангелах достаточно скромно. Сведения, предоставляемые Священным писанием обрывочны и разрознены. Это понятно. Центральная тема Библии - отношение человека и Бога. Никто и ничто не может затмить этой темы. Свойственные языческим народам подробнейшие повествования о тех существах, что населяют пространство между Богом и людьми отсутствует в Библии. Человек и Бог общаются напрямую. Ангелы появляются по каким-то особым случаям и в особые моменты, и только тут приоткрываются некоторые сведения о них. Авторитетные церковные соборы темой ангелов не занимались. Святые отцы об ангелах писали, как правило, в том же контексте, что и Библия, то есть достаточно редко, разрозненно; и почти всегда это была дополнительная тема их повествования.

Что же можно сказать об ангелах достоверно, исходя из основных источников церковного знания?

Об ангелах и ангельских чинах

Слово «ангел» переводится на русский как «вестник». Один из современных церковных писателей достаточно удачно, но несколько грубовато сравнил ангелов с почтальонами. Это так называемые служебные духи, сотворенные Богом для особых поручений и функций. Судя по известным свидетельствам Священного Писания ангелы, как и люди, являются личностными существами, то есть обладают самосознанием и свободой воли. Ангелов именуют святыми. Это значит, что они непричастны злу и живут тем, что исполняют и являют людям волю Божью.

Библия часто говорит об ангельских воинствах. Таким образом, нам открывается служебность их существования, структурная разделенность и иерархичность. Впрочем, об этом можно судить только гадательно. Библия называет несколько чинов ангелов и даже некоторые имена ангельских «военачальников». Всем известны как минимум два из них - это Гавриил, принесший благую весть Деве Марии и Михаил, давший отпор падшему ангелу - сатане.

По аналогии или под влиянием языческих учений о небесных иерархиях веке в четвертом появился аналогичных труд анонимного христианского автора, надписанный именем святого первого века Дионисия Ареопагита. В нем представлена попытка дать стройное учение об ангелах, которые разделены на девять функциональных чинов, группируемых по три. Но эта тема не получила развития в дальнейшем и не имеет достаточных оснований в Священном Писании. По сути, она так и осталась частным мнением нескольких древних авторов. Такое подробное учение следует признать непротиворечащим христианству, но все же необязательным элементом христианской веры.

Для вероучения важна следующая тема. Кто такие ангелы, какое отношение они имеют к Богу и к человеку? В учебниках по вероучению и богословию содержится примерно следующее. Ангелы - это служебные духи, сотворенные Богом для целей не всегда ведомым и понимаемым людьми. Духами они названы, поскольку их природа иная, чем у людей, в сравнении с окружающим нас миром «нематериальная». Ангелы никоим образом непричастны тварному миру, их нельзя «измерить» и «засечь» приборами. Но все же ангелы не могут быть в полном смысле слова нематериальными. В сравнении с Богом, если можно так выразится, их природа по своему материальна.

Бесы

Библия открывает нам, что часть ангелов осознанно и свободно отказалась от служения Богу, восстала против Него и тем отпала от Творца. Причиной тому указывается гордость одного из «старших» ангелов - Денницы и многих его «последователей». Отпавшего от Бога «главаря» именуют дьяволом или сатаной, что означает противник Божий.

Для нашей темы важно понимать, что бесами, чертями или демонами в православии именуются падшие ангелы. Смысл их существования - противление Богу и Его творению. По отношению к людям это выражается в стремлении отвратить их от Бога и подчинить себе. Это может осуществляться в разных формах, среди которых наиболее очевидными являются безнравственный образ жизни, языческая, в том числе оккультная религиозность и откровенный сатанизм.

Важно понимать, что тема падших ангелов тесно связана с темой свободы человека и возможности им манипулировать. По достаточно разработанному аскетическому учению святых отцов совершенно ясно, что бесы не могут подчинить себе кого-либо против его воли, более того, они даже не в состоянии знать помышлений человека. Их метод - это как бы нашептывание зла, обольщение и обман, результатом чего может стать грех, уныние, свободная отдача им своей воли через постоянное и нераскаянное зло, что приобщает грешника как бы к их «природе» и дает бесам власть над ним. Однако вера в Бога, стремление жить по вере никак не могут быть побеждены бесами. Всегда у человека есть возможность отказаться от зла, жить по заповедям Христа.

Об ангелах хранителях

Библейское откровение говорит о том, что одним из ангельских служений является забота о людях, оберегание их от зла, защита от бесовских наваждений и нападений. Те из ангелов, кто охраняет людей и помогает им узнать и исполнить волю Божью, именуются ангелами-хранителями. По сложившемуся поверию, которое вполне соответствует православному вероучению, но не является строго догматическим, ангелы-хранители есть у всех людей. В самом примитивном варианте это поверье выражено в уверенности некоторых людей, что такие ангелы находятся всегда справа, а их антиподы - бесы - слева от каждого человека. Часто даже это изображается в виде двух советчиков, нашептывающих человеку добрые и злые мысли соответственно. Конечно, это лишь детская наивная картинка, через которую фольклор отразил веру в наличие ангелов хранителей.

Из библейского повествования видно, что помимо людей ангелы-хранители даются Богом по Его усмотрению церквям, целым народам, поселениям и некоторым обществам.

В православной церкви сложилась традиция молитвенного обращения к ангелам вообще, к конкретным ангелам и к ангелам-хранителям. Уже говорилось, что ангелы - это свободные личности, которые служат Богу и заботятся о Его творении. Вполне естественно и даже мудро просить ангелов о помощи и защите. Православная церковь призывает христиан утром и вечером обращаться к ангелам с молитвой.

Вот слова известной краткой молитвы: «Ангел Христов, святой мой хранитель и покровитель души и тела моего! Прости мне всё, в чём я согрешил в сегодняшний день, и избавь меня от всякого коварного замысла врага, чтобы мне никаким грехом не прогневать моего Бога. Но молись за меня, грешного и недостойного раба, чтобы представить меня достойным благости и милости Святейшей Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.»

Не смотря на то, что мы живем в мире развитых технологий и в эпоху стремительного развития науки, мы не перестаем верить древним приметам. Нередко свое невезение мы сваливаем на черную кошку, перебежавшую нам дорогу или на разбитое зеркало... Во всем мы пытаемся найти смысли и тайные знаки, но редко задумываемся над историей возникновения суеверий и примет .

Если мы нечаянно рассыпаем соль, то непременно ждем ссоры с близким человеком. Однако мало кто знает, что эта примета дошла до нас из Древней Руси. В старину соль была очень дорогой. Иметь соль на столе мог себе позволить далеко не каждый. Как всем известно, гостей тогда встречали «хлебом-солью», тем самым проявляли уважение и гостеприимство. И если гость захотел вдруг обидеть хозяина дома, то он ронял солонку. Просыпать соль – это проявить неуважение к хозяевам. Соответственно, между между гостем и хозяевами затевалась ссора.

Плюнуть через левое плечо, чтобы не сглазить. По старым поверьям, на правом плече каждого человека сидит ангел, а на левом – черт. Тем самым, желая обезопасить себя от воздействия темных сил, мы и плюем на чертика, сидящего на левом плече.

Разбитое зеркало – к несчастью. Семь лет горя ждут того, кто разобьет зеркало – именно такое поверье было специально придумано в Италии богатыми сеньорами. Когда в 15 веке только начали появляться стеклянные зеркала, их стоимость была очень высокой. А прислуга богатых сеньоров нередко по неосторожности разбивала их. Вот и пришлось хозяевам запугать таким суеверием всю прислугу, чтобы те были поосторожнее. Существует и другая версия происхождения этой приметы, которая основывается магических знаниях. По мнению многих эзотериков и магов зеркало обладает магическими свойствами и способно вбирать в себя энергетику человека. Если зеркало разбивалось, то вся энергия, как положительная, так и отрицательная, высвобождалась наружу, причиняя вред человеку.

Если черная кошка перебежала дорогу – жди беды. Эта примета имеет множество корней у разных народов мира. Кошку черной окраски называли пособником дьявола. Не случайно на многих изображениях ведьм и колдунов присутствует черная кошка.

Свистеть в доме нельзя – денег не будет. Это суеверие пришло от древних славян. Предки считали, нечистая сила общается друг с другом именно с помощью свиста. Возможно, речь идет о Соловье-Разбойнике, который своим свистом заставлял людей отдавать все свои богатства. Таким образом, если свистеть дома, то можно привлечь нечистую силу, которая высвистит все деньги .

Издревле люди вешали над входной дверью подкову. Кто-то до сих пор верит, что подкова над входом приносит удачу. Откуда же пошло это поверье? Существует целая легенда, объясняющая происхождение этого суеверия. Однажды к кузнецу пришел черт и попросил его подковать. Однако кузнец вовремя сообразил, с кем имеет дело и прибил его к стене. Черт взмолился о пощаде и пообещал, что исполнит любое желание кузнеца. Тогда железных дел мастер взял слово с черта. Что то не будет мешать тем людям, у которых будет висеть подкова над дверью. Есть еще одна версия возникновения этой приметы. Был в Древней Руси период, когда металл, из которого делали подковы, был чрезвычайно дорог. И бедняки не могли себе позволить подковать коня. Однако бывали случаи, когда бедняку удавалось случайно найти на дороге подкову. Тогда он считался счастливчиком. Находку он вешал над входной дверью и верил, что если удача один раз ему улыбнулась, то непременно улыбнется еще раз.

В нашей жизни мы часто сталкиваемся с этими приметами. Напишите в комментариях, какие из этих примет принесли удачу именно вам и не забывайте нажимать на кнопки и

09.07.2013 15:15

Существует народная примета, согласно которой, прыщ, внезапно возникший на носу, губе или на лбу, сулит какое-то важное...

Нашему народу свойственно использовать разные народные приметы для того чтобы уберечь себя от сглаза, дурных мыслей, неприятностей. Одной из таких примет является троекратный стук по дереву.

Три раза по дереву

Корни этой приметы уходят в дохристианскую эпоху, когда для того чтобы не навлечь на себя беду чрезмерным хвастовством, необходимо было дотронуться до дерева. В дохристианское время считалось, что в дереве живут духи, которые способны защитить человека. Стук по дереву использовался для того, чтобы приглушить свой голос, если человек вдруг перехвастался.

Современная традиция стучать три раза по дереву, уже относится к христианскому времени (дерево ассоциировалось с крестом Иисуса Христа). При этом стучать лучше всего именно по дубу, так как это дерево считается божественным. Сейчас мы используем этот ритуал, чтобы уберечь себя от сглаза, неприятностей, помня о том, что стучать по деревянному столу и осине нельзя.

Кто сидит на левом плече?

Другая не менее интересная примета, сохранившаяся до наших дней - плевок через левое плечо. Согласно с народными убеждениями у каждого из нас с правой стороны сопровождает ангел - хранитель, а с левой – черт, который постоянно искушает, толкает на грех. Слюна является биологической жидкостью, часто применимой в магии, именно поэтому с помощью такого ритуала человек избавлялся от дурных мыслей, усиливал добрые последствия предстоящих событий.

Чтобы намеренное дело сбылось обязательно стоит трижды плюнуть через левое плечо. Левая сторона также ассоциируется с неправдой, поэтому сплевывая на левое плечо, мы очищаем себя от присутствия злых сил, плюем в нечистого.