Условия формирования характера. Факторы, влияющие на формирование характера

В какой степени характер человека стабилен?
Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников.
Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.
Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми.
В характерных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает формы поведения взрослых.
Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.
Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.
Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок становится взрослым и обзаводится собственной семьей.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (вспомним первую стадию личностного развития по Э.Эриксону).

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляют«я в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка данного возраста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительные подкрепления).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни.

Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями, другими взрослыми не подтверждает как правильные те характерные формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Личность и характер человека
После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность, тем более что подобный вопрос мы уже обсуждали в связи с рассмотрением темперамента.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым.

Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.

Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта — замкнутость, а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, — экстраверсия и интроверсия.

Много полезного в понимание генезиса и функционирования этих черт характера внес К.Юнг. «Рассматривая течение человеческой жизни, — писал он, — мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого — прежде всего его собственной внутренней жизнью».

Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй — интровертированным.

Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг.

В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний.

Такова самая общая характеристика этих двух, наиболее распространенных типов личности, основанных на разных чертах характера. Рассмотрим подробнее их другие психологические особенности.

С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно.

Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, истероидностью, психастеничностью.

Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.

Почти такую же устойчивость, как экстраверсия и интроверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт, проявляющихся в уже рассмотренных нами защитных механизмах.

Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.

Как изменить свой характер
Как правило, новые черты характера наиболее быстро и полно проявляются в человеке, если они схожи с уже существующими. После тридцатилетнего возраста кардинальные изменения характера происходят крайне редко. И все же меняться никогда не поздно.
Человек всегда может изменить черты характера, которые ему не нравятся.

Для этого существуют множество методик, но все они базируются на одном: желание измениться должно быть внутренним и осознанным.
Хорошим помощником в изменении характера станет системный подход.

Выпишите на отдельный листик черты характера, от которых вы хотите избавиться. Напротив каждой черты напишите, в чем она проявляется. Зная это, вам будет легче контролировать себя и не допускать неприятных вам действий.

Характер человека создается долго, избывать неприятные черты сложно, это требует кропотливого и длительного труда. Но это не невозможно и особую трудность представляет буквально первая неделя. Когда контроль над проявлением «темной» стороны вашего характера перейдет в привычку, следить за своим поведением станет значительно легче.

И очень скоро то, что вам не нравилось в вашем характере, перестанет осложнять вам жизнь и общение с близкими.

Например, вашей отрицательной чертой является гневливость. Она проявляется в том, что вы, не дослушав собеседника, успеваете нагрубить ему. Вам стоит начать контролировать свои действия: попытайтесь дослушать собеседника до конца, посчитайте до пяти или десяти, прежде чем сказать резкость.

Также хорошие результаты в изменении своего характера дает образец для подражания. Выбрав какой-то образец (им может быть как реальное, так и вымышленное лицо), вы начинаете равняться на него.

И спрашиваете себя, как бы он поступил на вашем месте. Копируя желаемую манеру поведения, вы также будете вырабатывать у себя правильные привычки и минимизируете проявления отрицательных черт характера. Здесь можно сделать лишь такое замечание: не старайтесь скопировать чье-либо поведение в точности, как оно есть, поверхностно.

Да и вряд ли у вас это выйдет. Нужно понимать, что вы по-своему индивидуальны, а потому некоторая черта будет проявляться со своим свойственным только вам оттенком.

Например, вы хотите быть таким же твердым в общении с клиентами, как и ваш коллега по работе. Это вовсе не означает, что вы должны в точности копировать его действия. Т.е. если вам со стороны видится, как ваш коллега невозмутимо и уверенно общается с каждым из клиентов, то, следуя ему, несколько неправильно надевать «маску невозмутимости и уверенности», полностью подражая его мимике и интонации.

Вернее, только этого будет недостаточно. Лучше, если вы еще и попытаетесь разобраться, за счет чего ему удается быть таким. Наверняка, ваш коллега хорошо разбирается в своем вопросе, обладает большим словарным запасом и это придает ему уверенности в разговоре.

Возможно, он более адекватно реагирует на критику, отсеивая личные, какие-либо необоснованные претензии и выделяя лишь действительно проблемные моменты, тем самым избегая ненужных споров и конфликтов. Т.е. вы должны разложить по полочкам характер человека, который служит для вас образцом для подражания, и постараться выработать эти качества в себе.

Неважно, какой системой исправления себя вы воспользуетесь. Важно, чтобы вы искренне хотели измениться к лучшему, тогда для вас не будет ничего невозможного. Помните, что нет предела совершенству, развивайте в себе все самое лучшее.

ПСИХОЛОГИЯ

1 . Характер в структуре личности

Еще в глубокой древности философы, врачи, а затем и психологи обратили внимание на то, что у каждого человека проявляются свои специфические особенности в работе, общении и особенно в стиле или манере поведения, то есть каждый человек отличается от других своими особыми приметами. Сочетание особых примет, свойственных данному индивиду назвали характером. В переводе с греческого языка слово характер означает «чеканка», «примета». И, несмотря на то, что еще за тридцать веков до новой эры древневавилонский мудрец Аккадер построил первую типологию характеров, исследования этого разностороннего, многоаспектного явления продолжаются до сих пор.

В современной психологии характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения .

Устойчивые отличительные особенности личности, относящиеся к ее характеру, называют чертами характера. Разнообразие и разносторонность характера как психического свойства личности, может быть описано большим количеством черт. Так, например, английский психолог Р. Кеттел для исследования феномена личности на базе словаря из 18 тыс. слов выбрал 4,5 тысячи слов, обозначающих черты личности и поведения. В настоящее время для обозначения характерологических черт личности в русском языке используется около 1500 наименований.

Для описания характера каждая его черта может быть представлена как шкалированный параметр, имеющий в крайних пределах отрицательное и положительное значение. Например: жадность – щедрость, замкнутость – общительность, леность – трудолюбие и т.д.

Характер – это не простая совокупность черт. Характер человека получает наиболее явное выражение в его поступках, действиях и поведении. Алгоритм формирования характера человека и значение его поступков лаконично выражено в известной восточной поговорке: «Посей поступок – пожнешь привычку, посей привычку – пожнешь характер, посей характер – пожнешь судьбу». Поступки, которые человек неоднократно повторяет, становятся его привычками, затем усваиваются как особенные, отличительные его черты и составляют существо его характера. Комплекс взаимосвязанных привычных действий и поступков личности составляют фундамент ее характера.

Привычными действиями и поступками для индивида становятся те, которые являются важными и значимыми в его жизни, посредством которых ему неоднократно удавалось успешно решать важные для него задачи. Только такие действия и поступки усваиваются личностью и становятся устойчивыми в своих проявлениях. Именно сочетание таких устойчивых особенностей и составляет характер данной личности.

Важнейшими факторами формирования характера являются проявления личности в системе отношений к окружающей действительности , в том числе и к самому себе как к другому. Эта система включает:

У индивида применительно к каждому типу отношений могут сформироваться как положительные, так и отрицательные черты характера. Какая черта характера будет свойственна конкретной личности, зависит от тех условий и факторов, под влиянием которых она формировалась. К ним относятся: темперамент, семья, школа, социальные группы и характер деятельности. Рассмотрим влияние каждого из перечисленных факторов на формирование и развитие характера.

Некоторые черты характера обнаруживаются уже в раннем возрасте. Некоторые из них обусловлены особенностями природной организации человека и в основном типом нервной системы. Особенности темперамента могут как способствовать, так и тормозить развитие определенных черт характера. В итоге свойства темперамента и характера образуют прочный сплав, обуславливающий динамическую сторону характера. Такие природно обусловленные черты характера являются достаточно устойчивыми и малоизменяемыми с возрастом.

В семье характер ребенка формируется и развивается в общении с окружающими людьми . Путем прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление ребенок усваивает формы поведения взрослых. Способы обращения взрослых с ребенком, манера общения взрослых друг с другом в его присутствии, действия матери и отца по отношению к нему, быт, материальные условия и моральная обстановка могут вызвать различный психологический эффект воздействия, существенным образом повлиять на качество формирования черт характера. В семье в первую очередь закладываются такие черты как общительность – замкнутость, щедрость – жадность, отзывчивость – черствость, человеколюбие – мезантропия (человеконенавистничество).

В дошкольном возрасте у детей формируются деловые качества, так как в этот период они включаются в посильный домашний труд, деловые игры, выполняют трудовые поручения, как дома, так и в детском саду. В характере подкрепляются и сохраняются те черты, которые постоянно получают одобрение со стороны взрослых. Считается, что именно в этот период закладываются «деловые» черты: трудолюбие – лень, добросовестность – недобросовестность, ответственность – безответственность и т.д.

С началом обучения в школе сфера общения ребенка с окружающими расширяется. В начальных классах в первую очередь закрепляются те черты характера, которые получают поддержку и одобрение в школе. Чаще всего они сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Другие черты характера, которые ребенок приобрел дома, могут не получать поддержки ни у сверстников, ни у взрослых. В этих случаях начинается ломка характера, которая, как правило, сопровождается эмоциональной напряженностью, внешними и внутренними конфликтами. Правильное и согласованное применение приемов воспитания учителями и родителями может привести к частичному изменению черт характера или формированию компромиссного поведения. Возможна и временная маскировка (сокрытие) определенных черт характера.

С развитием и закреплением волевых и эмоциональных черт характера в подростковом возрасте и основных нравственных и мировоззренческих качеств в ранней юности заканчивается в основном становление характера личности.

Большое влияние на становление характера оказывают социальные группы (компании друзей, группы сверстников, субкультура групп, религиозные общины и организации), микросоциум (двор, квартал, микрорайон, деревня, поселок). Формирование черт характера осуществляется на стадии индивидуализации личности, когда обостряется противоречие между потребностями «быть как все» и «стать самим собой». В зависимости от того, что является нормой для данной группы, и как разрешается это противоречие, могут сформироваться такие черты, как открытость или скрытность, смелость или трусость, честность или лживость, принципиальность или конформность, твердость или слабохарактерность. В социальной группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные условия для развития и закрепления лучших черт характера.

Содержание и характер деятельности, в которую включается субъект, могут оказать существенное влияние на развитие и формирование характера. Деятельность и поведение определяются мотивами, целями, а также направленностью личности. В зависимости от преобладающих мотивов, потребностей и целей могут сформироваться различные черты характера. Так у одного человека основу деятельности составляют материальные потребности, а у другого – духовные. Один человек живет и работает для того, чтобы есть, другой ест для того, чтобы жить и работать. Есть люди, которые становятся рабами вещей, другие всецело поглощены творчеством. Кто-то любит и может преодолевать трудности на пути, а кто-то плывет по течению. В зависимости от направленности личности могут сформироваться такие черты как нравственность или безнравственность, целеустремленность или бесцельность, оптимизм или пессимизм, тактичность или бестактность.

Характер во многом результат самовоспитания – относительно позднего приобретения онтогенеза. Когда личность достигает определенного уровня самосознания и способности к самоопределению, самовоспитание становится значительной силой формирования, изменения и корректировки различных черт характера. Каждый человек, используя приемы самовоспитания - самоприказ, самоодобрение, самовнушение - в состоянии корректировать и чеканить свой характер в процессе адаптации к реальному миру.

Из приведенного выше становится очевидным, что структура характера представляет собой сложное образование. В структуру характера входят отдельные черты и группы черт, которые не изолированы друг от друга, а взаимосвязаны и образуют единое целое. Среди черт можно выделить такие, которые являются ведущими, основными, и такие, которые выступают как второстепенные. При этом последние могут определяться основными, а могут и не гармонировать с ними. В соответствии с этим в жизни встречаются как личности с цельным, так и с противоречивым характером.

Наличие большого количества характерологических черт личности привело к необходимости классификации (типологизации) характеров.

Изучением проблемы типологизации характеров занимается специальная отрасль психологии – характерология , имеющая такую же длительную историю, как и сама психология. На протяжении всей истории характерологии неоднократно предпринимались попытки построить типологию характеров, используя для этого различные признаки: положение звезд (Птолемей), строение души (Платон), наличие в организме определенного гумора (Гиппократ), космогонические факторы (Парацельс), тип телосложения (Кречмер), душевные наклонности (А.Ф. Лазурский), динамические особенности структуры характера (Л.С. Выготский) и др. Все эти классификации построены на основе результатов наблюдений и их обобщения, поэтому не являются научно обоснованными.

Наиболее развитыми классификациями признаны классификации, разработанные немецким психологом и психиатром К. Леонгардом и отечественным психиатром А.Е. Личко. Признаками их классификации являются проблемы психопатий в общении человека с другими людьми и его отношение к трудовой деятельности. Эти классификации построены на концепции «акцентуированной личности».

Акцентуация характера – это крайний вариант нормы как результат усиления отдельных черт. Если представить какую-либо черту характера в виде шкалированного параметра, то количественная выраженность крайней границы нормы и будет акцентуированной чертой. Акцентуация характера делает человека уязвимым по отношению к определенного рода воздействиям и, как правило, на некоторое время затрудняет адаптацию личности в социальной группе. Наиболее ярко и тотально акцентуация проявляется в подростковом возрасте. По мере взросления у большинства людей происходит сглаживание акцентуированных черт. При этом в характере сохраняются «слабые места», наиболее чувствительные к тем или иным условиям. Нельзя, однако, утверждать, что акцентуация – это диагноз, и что это всегда плохо. Чрезмерность той или иной черты характера может нести как отрицательный, так и положительный эффект. Существует несколько классификаций акцентуаций характера.

А.Е. Личко предложил классификацию характеров, включающую одиннадцать их типов: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный. Классификация немецкого ученого К. Леонгарда включает двенадцать типов акцентуаций: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимный, дистимный, циклоидный, лабильный, экзальтированный, тревожный, эмотивный, экстравертированный, интровертированный.

Так как описания акцентуированных черт по А.Е. Личко и К. Леонгарду во многом идентичны, ниже приводятся краткие описания акцентуаций характера согласно К. Леонгарду.

Говоря об индивидуальных различиях людей, в частности об особенностях характера, необходимо помнить, что в каждом из нас есть хорошее и плохое, удобное и неудобное для окружающих. Общаясь с представителем той или иной ярко выраженной акцентуации характера, нужно учитывать его слабые и сильные места, приспосабливая к ним свои индивидуальные качества. Только в таком случае общение с окружающими людьми может быть бесконфликтным и продуктивным.

2 . Способности в структуре личности

Каждый человек в своей жизни сталкивается с тем, что один виды деятельности ему удается освоить быстро и легко, а другие – с большим трудом. В одних видах деятельности успех достигается непринужденно и без особых усилий, а в других даже упорная и длительная работа не приносит желаемого результата. Для понимания и объяснения этих фактов в психологии используется понятие способности .

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности .

Способность обнаруживается в том, насколько индивид легко и быстро, надежно и основательно получает знания, приобретает умения и овладевает навыками, составляющими основу организации и осуществления того или иного вида деятельности.

В большом разнообразии человеческих способностей можно выделить различные виды. Так, способности можно разделить на природные и специфические человеческие.

Природные способности , или естественные, в основе своей биологически обусловлены. К ним относятся элементарные формы восприятия, памяти, мышления и взаимодействия на уровне экспрессии.

Специфические человеческие способности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают личности жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные способности .

Общие способности проявляются во всех видах деятельности. В эту группу входят мнемические, умственные, речевые, коммуникативные способности и т.д. Специальные способности определяют успешность в специфических видах деятельности. В их число входят математические способности, музыкальные, спортивные, литературные, технические, лингвистические и ряд других. Если человек обладает некоторой совокупностью общих и специальных способностей, то говорят о наличии у него разносторонних способностей. Качественно своеобразное сочетание высокоразвитых общих и специальных способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности обозначается термином одаренность.

Различают также теоретические и практические способности. Способности, которые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, называют теоретическими . Успехи в конкретных, практических действиях обеспечиваются практическими способностями. В структуре личности теоретические и практические способности, как правило, друг с другом не сочетаются.

Кроме этого, различают способности учебные и творческие . Успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений и навыков определяется учебными способностями. Творческие способности обеспечивают разработку новых идей, изобретений и открытий в различных областях человеческой деятельности, создание предметов материальной и духовной культуры.

Любая способность имеет сложную структуру, являясь совокупностью психических качеств. Так, например, структура способности к общению включает: способности правильного построения речи; способности вхождения в контакт с различными людьми и расположение их к себе; способности межличностного восприятия и оценивания общающихся людей, оказания на них необходимого влияния; способности социально-психологической адаптации к различным условиям, ситуациям и обстоятельствам; способности убеждать других и добиваться взаимопонимания и т. д.

Успешность в осуществлении того или иного вида деятельности не может быть обеспечена одной отдельной способностью: она является следствием определенного сочетания нескольких способностей. При этом способности оказывают влияние друг на друга, компенсируя недостающую способность другими, высокоразвитыми способностями. Эта важнейшая особенность психики человека открывает перед ним широкие возможности: упорный труд и настойчивое развитие компенсаторных способностей делают возможным достижение мастерства.

Формирование и развитие способностей обусловлено рядом факторов как биологического, так и социального характера. Биологически обусловленными предпосылками для развития способностей являются задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга и организма в целом. Задатки составляют природную основу развития способностей. Это только одно из условий формирования способностей. Так, гибкость и высокий рост человека являются лишь задатками, но не спортивными способностями.

Задатки проявляются в склонностях – стремлении заниматься той или иной деятельностью, легкости усвоения привлекательного материала и умении конструировать новое.

Основой формирования способностей является активность человека, которая, в свою очередь, обусловлена культурной средой и особенностями обучения и воспитания. Превратятся ли задатки в способности, а способности – в практические знания умения и навыки, зависит от того, насколько адекватно социальная среда стимулирует познавательную, трудовую и социальную активность личности. Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Если человек на практике перестает пользоваться данной способностью, то со временем эта способность теряется. При постоянном проведении человеком специальных занятий и упражнений способности могут стать высокоразвитыми.

Уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность . Талант – это сочетание способностей, дающее личности возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Структура таланта, как правило, включает совокупность специальных способностей. В качестве важных благоприятных условий развития таланта выступают насущные потребности общества, государства, эпохи. Талант предполагает осуществление интенсивного напряженного труда, в процессе которого накапливается специфический жизненный опыт, приобретается необходимый комплекс умений и навыков, составляющий основу реализации таланта, превращая его из возможности в действительность. Проявление и реализация таланта в действительности составляет подлинное мастерство . Талант – это предпосылка мастерства, а мастерство – это возможность проявления таланта, ставшая действительностью.

Наивысшим уровнем развития способностей является гениальность , которая выражается в творческих результатах, достигнутых в ряде областей и составляющих эпоху в развитии культуры и жизни общества.

Для достижения успеха в деятельности кроме наличия способностей и склонностей необходимы такие качества личности, как трудолюбие, организованность, целеустремленность, настойчивость. Самокритичность, требовательность к себе, скромность являются теми чертами характера, которые способствуют дальнейшему развитию способностей. Уверенность в своей исключительности, питаемая похвалами и восторгами, часто губительна для способностей.

Понятие «характер» многолико, хотя, пожалуй, оно является одним из наиболее часто употребляемых в повседневной жизни. В психологии существуют разные взгляды на природу характера: одни считают, что он наследственно обусловлен; другие – что он целиком определяется условиями жизни; третьи – что характер имеет как наследственно обусловленные, так и приобретенные свойства.

Характер – совокупность индивидуальных особенностей личности человека, устойчиво проявляющихся в деятельности и общении, в его отношении к себе, людям, объектам реального мира и обусловливающих типичные для него формы поведения в схожих ситуациях.

Говоря об особенностях характера человека, часто имеют в виду черты его личности. Черты личности – это особенности поведения человека, проявляющиеся систематически в различных ситуациях.

Черты личности можно классифицировать по различным критериям:

– по отношению человека к себе (самоуверенность, неуверенность в себе, самокритичность, самолюбие);

– по отношению к труду, делу, собственности (трудолюбие, аккуратность, бережливость, пассивность, ответственность);

– по отношению человека к другим людям и обществу в целом (патриотизм, космополитизм, правдивость, лживость, общительность, открытость, замкнутость, эгоизм).

Характер формируется на основе темперамента, во многом формируется под влиянием окружающей человека социальной среды, определяет содержание поведения и деятельности. Характер человека – всегда продукт общества. Этим и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным социальным группам. В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: профессиональные, возрастные, национальные и др. Нетрудно описать типичный характер учителя, врача, военного.

Сложность проблемы типизации характеров состоит не только в огромном количестве личностных черт, но и в большом числе вариантов взаимодействия отдельных черт. Попытки построения типологии характеров предпринимались неоднократно на протяжении всей истории психологии. К примеру, классификация немецкого ученого К. Леонгарда основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. По наблюдениям К. Леонгарда, у 20–50 % людей некоторые черты характера настолько заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Акцентуации характера – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. К. Леонгард выделяет двенадцать типов акцентуаций характера.

Гипертимный тип. Его можно узнать по склонности к чрезмерно повышенному настроению, оптимизму. Склонен к позерству, непостоянен в профессиональных интересах. Авантюрист по натуре. растрачивает богатый от природы потенциал неэффективно.

Дистимный тип. Характеризуется низкой контактностью, апатичностью. Работу на скорость не любит, но относится добросовестно. Плохо адаптируется к обстановке, к новым людям. К лидерству не стремится, ценит дружбу. Борец за справедливость.

Циклотимный тип. Характерна неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций. Колебания работоспособности, энергии и настроения приводят к работе рывками.

Демонстративный тип. Выделяется стремлением быть в центре внимания, склонен к бахвальству, стремлению к яркому, экстравагантному. В работе склонен уходить от решения неотложных вопросов, симулировать недомогание, строить интриги. Устремлен к руководящим должностям и престижным профессиям.

Педантичный тип. Настроение ровно. Твердо придерживается усвоенных правил, традиций, взглядов. В работе сверхточен, аккуратен и обязателен. Смысл его жизни – порядок. Сам он – «человек – инструкция». Трудно переключается с одного занятия на другое.

Застревающий тип. Часто предан одной навязчивой идее, ради которой способен на самопожертвование. Долго помнит обиду, склонен к мести. Может злоупотреблять властью и терроризировать сотрудников. В работе любит, когда ему подражают, признают и подчеркивают заслуги.

Тревожный тип. Человек с заниженной самооценкой. Перед всем новым теряется. Инициативу не проявляет. Осторожен. Работает по указке. С людьми дружелюбен. Болезненно переносит насмешки.

Возбудимый тип. Раздражителен, склонен к приступам гнева, импульсивен. В состоянии эмоционального возбуждения может нагрубить, применить «рукоприкладство». Поведение его предсказать трудно. Часто – любитель крепких напитков, обильный еды. В нормальном состоянии энергичен, деловит, добросовестно исполняет свои обязанности по работе, хороший семьянин.

Эмотивный тип. Ему свойственно желание помогать другим, сострадание, сочувствие, тактичность. Беззащитен перед хамством. Его работоспособность зависит от настроения. Исполнителен, обладает чувством долга.

Экзальтированный тип. Обладает высокой контактностью, влюбчивостью. Могут быть конфликтными. Трудно дается работа с элементами монотонии, повторяемости. Инструкции вносят дискомфорт в его деятельность. Ему свойственны несдержанность чувств, эгоизм, слезливость.

Экстравертированный тип. Словоохотливый человек, легко идущий на контакт. Имеет много друзей, знакомых и «нужных» людей. Находится под сильным влиянием окружающих, которые часто формируют его мнение. Любит развлечения, внешние эффекты.

Интровертированный тип. Погруженный в свой внутренний мир человек, отгороженный от других своими мыслями и переживаниями. Чрезвычайно раним и обидчив. Зачастую его рассуждения не соответствуют реальности. Принципиален.

Личность может обладать либо одним доминирующим типом акцентуации, либо несколькими равноценными.

Формирование и развитие характера. Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Считается, что наиболее интенсивное формирование характера происходит в период от двух до десяти лет. Это возраст высокой восприимчивости ребенка к словам, поступкам, к поведению взрослых и своих сверстников, связанной с особенностями функционирования головного мозга. В дошкольном возрасте складываются первичные черты характера: доверие к окружающим, открытость к общению, доброта (или их антиподы). В старших классах школы специфика влияния социума зависит от личного отношения подростка к человеку, его отношения к самому себе, степени уверенности в себе, уровня самооценки, средств массовой информации и т.д. В 7–15 лет формируются черты, определяющие отношения с людьми, оформляется эмоционально-волевая сфера. К 15–17 годам личность приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая сохраняется на протяжении всей жизни. Общая тенденция динамики характера 25–30 летнего возраста заключается в укреплении рациональных черт (рассудительность, выдержка, ответственность и др.). После 30-летнего возраста вероятность характерологических изменений резко снижается. Закрепляются такие черты как настойчивость, целеустремленность, упорство, стремление к знаниям, склонность к обучению и т.п. В 50 лет, по Р. Немову, человек проходит рубеж, на котором встречаются прошлое с будущим, расстается с грезами и фантазиями, старается соответствовать текущим обстоятельствам. В более позднем возрасте человек вступает в фазу умиротворенной, неторопливой, размеренной жизни.

Человек, на протяжении всего своего жизненного пути занимается формированием и развитием характера , поэтому характер – это не застывшее образование. Это значит то, что каждый из нас в любой момент способен бросить вызов обстоятельствам и начать меняться. Главное свое бессилие не прятать за фразой «Такой у меня характер и ни чего с этим не поделаешь!».

Следует заметить, что процесс формирования характера на разных возрастных этапах, характеризуется определенными особенностями и обстоятельствами.

Условия формирования характера человека

Социальная среда – главное условие формирования характера и его развития человека. Проще говоря, характер человека зависит от тех людей и обстоятельств, которые окружают его в процессе взросления. Четких границ процесса формирования характера человека нет, так как в течение всей жизни, характер приобретает разные черты.

Психологи утверждают, что характер интенсивно формируется в возрасте 20 - 10 лет. Ребенок, именно в это время, начинает активно формировать свой характер в социальных отношениях через учебу, групповые игры, через общение. На детей в этом возрасте максимально влияют поведение сверстников и взрослых, их поступки и слова.

Физиологические предпосылки – еще один главный этап формирования характера человека. Особенности работоспособности головного мозга (степень подвижности процессов, их возбуждение и торможение), по-разному определяют реакцию человека на какое-либо воздействие, поступающие из внешней среды.

Факторы, которые влияют на развитие и формирование характера человека

С рождения и до школьных лет в ребенке формируются такие базовые черты как доброта, открытость в общении и доверие к окружающим. Главный фактор, который на данном этапе влияет на формирование характера – это родители. В это время их отношение играет огромную роль в развитие чувства безопасности, по большей части из которого формируются вышеперечисленные черты. Характер закрепляется с помощью родителей, которые наказывают и поощряют своих детей.

Первые годы в школе способны либо разрушить, либо закрепить основные черты характера, которые были сформированы в семье. В данный период ребенок вступает в группу, а это способствует развитию характера, формированию деловых и коммуникативных черт: аккуратность, трудолюбие, общительность и прочие.

В возрасте от 7 до 15 лет формируются такие черты характера, которые устанавливают отношения с людьми. На этом этапе формирования характера начинает развиваться эмоционально-волевая сфера.

В промежутке от 15 до 17 лет в человеке формируется высокая характерологическая устойчивость, сохраняющаяся на долгие годы. Но формирование характера и его развитие на данном этапе не останавливается. Сама жизнь, а также ее условия преподносят в него свои изменения.

В двадцать лет происходит формирование морально-нравственного облика человека и формирование мировоззрения, которые способствуют самовоспитанию. Его соответствующая сила мотивации и четкое осознание не заставят долго ждать результатов. Например, парень, который в будущем хочет быть летчиком, вряд ли будет легкомысленно курить или злоупотреблять алкоголем.

Быт, семья, взаимоотношения с противоположным полом, особенность профессиональных занятий, круг знакомых естественным образом влияют на цели и установки личности, на взгляды и мотивы, тем самым воздействуют на формирование характера. На процесс формирования и развития характера также влияет внешний информационный фон: общественная идеология, художественная литература, кино, СМИ и прочее.

В 22 – 30 лет замечается характерологическая динамика, которая связана с тем, что детские черты: капризность, уязвимость, подростковый максимализм, импульсивность начинают ослабевать, а рациональные черты: ответственность, рассудительность, выдержка начинают укрепляться.


С 30-ти лет процесс формирования характера снижается. Исключениями не являются, те , которые направлены на реализацию жизненных планов и перспектив: стремление к обучению и развитию, упорство, настойчивость, целеустремленность.

50-летний возраст является границей, где встречаются будущее и прошлое. Человек прощается со своими грезами и фантазиями, ориентируется на текущие обстоятельства, и поэтому ограничивает себя. На первом месте становиться забота о здоровье своем и близких людей. Начинается период умиротворенной, неторопливой и размеренной жизни.

Формирование характера

Если всю приведенную информацию обобщить, то можно сказать, что в психологии формирование характера – это процесс «затачивания» всех граней, который в течение всей жизни не прекращается. Характер человека на раннем возрасте «оттачивает» сама жизнь, а уже с возрастом личность берет инициативу в свои руки. А это значит, что формирование и развитие характера в разном возрасте зависит от различных факторов, и если какая-то из его граней нас не устраивает, то именно она и может повлиять на наш рост.

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой характера: Э. Кречмер, К. Юнг, З. Фрейд, А. Адлер, А.Ф. Лазурский, И.П. Павлов и др.

Для изучения проблемы формирования характера нам необходимо изучить понимание характера как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

Понятие характера

Наиболее общее понятие характера звучит следующим образом: характер – это определенная структура стойких психических свойств, которые задают всю траекторию поведения человека.

Характер также может пониматься как:

  1. определенная система, включающая в себя устойчивые мотивы поведения;
  2. мера соотношения внутреннего мира со внешним, также специфика адаптированности организма к внешнему миру;
  3. некий заданный определенный тип поведения человека.

Направления характерологии

Рассмотрим несколько направлений характерологии, которые позволят нам понять, как понимается понятие характера и основы его формирования в той или иной сфере.

  1. Констинституционно-биологическое направление. Одним из представителей данной теории является Э. Кречмер. Здесь характер рассматривается как проявление темперамента или же как детерминация конституцией (строением тела). Выделяют следующие типы:
  • астенический;
  • атлетический;
  • пикнический.
  • Психоаналитическое направление. Представители: З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др. Разумеется, характер здесь рассматривается с точки зрения бессознательных влечений. Другими словами, происходит борьба Ид (Оно, бессознательное) с Супер-Эго (Сверх-Я, сверхсознание) через Я (сознание). То есть примитивные инстинкты (Ид) пытаются вырваться на поверхность, но сдерживаются моральными инстанциями (Супер-Эго), создавая таким образом особенности сознания (Я).
  • Данная схема показана на рисунке 1 в виде айсберга так как это, на наш взгляд, способствует лучшему восприятию данной структуры. Примечание: сверхсознание – Superego, internalized ideals; сознание - Ego, executive mediator; бессознательное – Id, unconscious psychic energy.

  • Идеологическое - психоэтическая теория Робека. Характер здесь представляет собой торможение инстинктов под воздействием морали. Таким образом, эта теория имеет общие признаки с психоаналитическим направлением.
  • Рисунок 1. «Структура личности по З. Фрейду»

    Формирование характера

    Характер формируется на основе культуры общества, окружающей его социальной среды. На каждом из возрастных этапов становление характера происходит по-разному. Структурируем эти знания и рассмотрим формирование характера на каждом из возрастных этапов.

    1. Новорожденность – младенческий возраст. 0 – 1 год. Основа формирования характера – общение с окружающими людьми, в первую очередь, с матерью. Это формирование происходит столь стремительно из-за того, что эмоционально-личностное общение в этом возрасте становится ведущей деятельностью.
    2. Ранний и дошкольный возраст. 1-7 лет. Здесь, как правило, закрепляются те черты характера, которые подкрепляются (характер подкрепления может быть как положительным, так и отрицательным) окружающими взрослыми. Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:
    • доброта-эгоистичность,
    • общительность-замкнутость,
    • отзывчивость-безразличие.

    Позже формируются другие черты характера:

    • трудолюбие-лень,
    • аккуратность-неаккуратность,
    • добросовестность-злонамеренность,
    • ответственность-безответственность,
    • настойчивость-малодушие.
  • Младший школьный возраст. 7-10 лет. Так как ребенок приходит в школу, то под воздействием новой социальной ситуации развития происходит коррекция тех черт характера, которые проявляются в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. В целом, развивающаяся произвольность ребенка ведет к ответственности за результаты собственной деятельности. На основе этого происходит сравнения детей, и, как результат, формируется такая черта характера, как самоотношение.
  • Подростковый возраст. 11-15 (16) лет. Здесь развиваются волевые черты. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.
  • Ранняя юность. 17-19 лет. На данном возрастном этапы формируется основа мировоззрения личности. Юноши и девушки в этом возрасте могут вдаваться в философствования, они стремятся познать мир.
  • Следует помнить, что фундамент закладываемых здесь основ характера является достаточно прочным.

    Конечно, характер не может быть много раз преобразовывается в течение жизни человека.

    После окончания учебы самое большое "нововведение" в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения.

    Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их "антагонисты".

    Достаточно большое влияние на становление характера оказывает внешний мир, который представляется в таких аспектах, как:

    1. суждения окружающих людей о жизни,
    2. поступки окружающих людей,
    3. художественная литература,
    4. господствующая идеология в обществе.