Подготовка к впр по русскому языку онлайн. Подготовка к ВПР

В школу введена новая форма определения качества обучения ― ВПР по русскому языку в 5 классе. Поделимся опытом проведения этой работы в апреле.

Тревогу испытывают учителя, родители и дети. Какие задания в работе: простые или сложные? Справятся ли ученики? Когда и как готовиться к ВПР?

Всероссийские проверочные работы в 5 классе проводятся дважды ― в октябре и апреле учебного года. Первая из них рассчитана на 45 минут и похожа на диагностическую контрольную работу, состоящую из пяти заданий. Эти задания хорошо известны обучающиеся, которые только недавно закончили начальную школу. О характеристике самой работы, её результатах и подготовке к ней мы писали в ноябре 2017 года . Теперь обратимся ко второй работе, которая проводится в апреле.

Апрельская ВПР гораздо сложнее: время увеличено до 60 минут, в ней и заданий в два раза больше, чем в первой, октябрьской ВПР.

Поскольку текущий учебный год завершён и подведены все результаты промежуточного контроля, можно проанализировать выполнение ВПР уже с учётом тех данных, что у нас есть.

В нашем 5 классе обучается 28 учащихся, из них успевают в 3 четверти на «5» - 9, «4» - 14, «3» - 4. Результаты ВПР в апреле: на «5» - 11, «4» - 11, «3» - 6. Кто-то из ребят написал лучше, чем обычно, иные даже хуже, чем могли.

Чтобы иметь представление о составе заданий апрельского ВПР, рассмотрим её варианты. Каждое задание мы подробно разберём с точки зрения выполнения, критериев оценивания и самых частых детских ошибок.

Задание №1

Вначале предлагается работа с текстом, состоящим из 97-98 слов. Нужно текст списать, раскрыв скобки, вставив пропущенные буквы и необходимые знаки препинания. Оценивается умение соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, а также умение правильно списывать текст без пропущенных и лишних слов, без слов с изменённым графическим обликом.

Разбалловка по грамотности щадящая: даже при наличии двух ошибок можно получить 3 балла из 4 возможных, а при 5 ошибках ― 1 балл. При описках, если их 4-7: на перестановку, замену или пропуск букв, пропуск одного слова или запись лишнего слова, ― можно тоже получить 1 балл из 2 возможных.

Вот какой был предложен текст первому варианту (деформированный текст для ученика):

Мал..ч..ки пр..шли в музей за час до закрытия. Ра(з/с)пол..жение залов было извес..но. Сначала о(д/т)делы ж..вотного и р..стительного мира разных промыслов. Потом нужный им зал быта помещика. (З/с)десь наход..т..ся о(б/п)становка усадебн.. дома. (4) Изящ..ная меб..ль, обитая ж..лтым атласом со сказоч..н..ми птицами, высокие з..ркала ― укр..шение зала.

Пре(д/т)вечерн.. луч.. со..нца пробивался в окна скво(з/с)ь скла(д/т)ки занавесок. Т..мнели к..ртины бл..стела ст..клянная (3) посуда.

Генка остался в к..ридоре, чтобы в случа.. опас..ност.. предупредить т..варища. В это время Миша и(з/с)следовал бронзовую (2) птицу. На ней должно находит..ся отверстие для ключа. Да где же оно Мал..ч..к ощуп..ва..т птич..ю гол..ву крыл..я (1) . Поиски результатов (не)д..ют. Тайна остаёт..ся тайной. (По А. Рыбакову).

Цифрами выделены привычные ребятам виды грамматических разборов:

1 - фонетический,

2 - морфемный,

3 - морфологический,

4 - синтаксический.

Оригинал текста, предложенный для проверки:

Мальчики пришли в музей за час до закрытия. Расположение залов было известно. Сначала отделы животного и растительного мира, разных промыслов. Потом нужный им зал быта помещика. Здесь находится обстановка усадебного дома. (4) Изящная мебель, обитая жёлтым атласом со сказочными птицами, высокие зеркала ― украшение зала.

Предвечерний луч солнца пробивался в окна сквозь складки занавесок. Темнели картины, блестела стеклянная (3) посуда.

Генка остался в коридоре, чтобы в случае опасности предупредить товарища. В это время Миша исследовал бронзовую (2) птицу. На ней должно находиться отверстие для ключа. Да где же оно? Мальчик ощупывает птичью голову, крылья (1) . Поиски результатов не дают. Тайна остаётся тайной. (98 слов).

Когда ребёнок выполняет списывание, он должен про себя прочитать текст и воспроизвести его адекватно содержанию. Но текст тексту рознь. Встречаются текстовые ловушки, которые трудно предугадать. Например, в первом предложении текста используется глагол ПР..ШЛИ. Автор выбрал слово прИшли, а ученик расшифровал место пропуска буквы иначе: прОшли. Это, конечно, описка.

Или ещё пример. Четвёртое предложение (Потом нужный им зал быта помещика.) понять вне контекста не удаётся, потому что оно неполное. Нужно связать его с двумя предыдущими (Расположение залов было известно. Сначала отделы животного и растительного мира, разных промыслов.), одно из них тоже неполное. Возникло затруднение у сильного учащегося: нужен ли здесь какой-либо знак препинания или нет? Ему показалось, что возникла смысловая пауза, и он выделил её с помощью тире: Потом нужный им зал ― быта помещика.

Примечательно, что в предложении (Сначала отделы животного и растительного мира, разных промыслов.) многие ученики не смогли узнать однородные дополнения (отделы ЧЕГО? мира и промыслов).

Для второго варианта дали другой текст:

Ос..нь п..ра л..стопада. Ра(з/с)л..телся х..лодный вет..р. Старая липа в(з/с)д..хнула и как будто выд..хнула из себя миллион з..л..тых лист..ков (2) . Прил..тевший с сев..ра вет..р рванул со всей силой. (Не)уд..ржались озя(б/п)шие лист..я и остались на ч..рных ветвях ре(д/т)кие монетки. Так поиграл вет..р с липой.

Куда теперь помчит..ся вет..р Под..брался он к небольш..й туч..к.. дунул. (4)

И брызнула она мелк..м дождиком по окрес..ностям. Другую тучу по(д/т)хв..тил вет..р и погнал. Вдру(г/к) из-под этих туч.. вырвался яркий (3) луч.. и осв..тил в..рхушки д..рев..ев. Мокрые леса сразу забл..стали всеми (1) кра(з/с)ками ос..ни. З..л..тые л..сточ..ки засыпали землю и последние гр..бы но я наш..л подб..рёзовики и подосинов..ки. (По М. Пришвину).

Оригинал текста второго варианта для проверки:

Осень ― пора листопада. Разлетелся холодный ветер. Старая липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков (2) . Прилетевший с севера ветер рванул со всей силой. Не удержались озябшие листья, и остались на чёрных ветвях редкие монетки. Так поиграл ветер с липой.

Куда теперь помчится ветер? Подобрался он к небольшой тучке, дунул. (4) И брызнула она мелким дождиком по окрестностям. Другую тучу подхватил ветер и погнал. Вдруг из-под этих туч вырвался яркий (3) луч и осветил верхушки деревьев. Мокрые леса сразу заблистали всеми (1) красками осени. Золотые листочки засыпали землю и последние грибы, но я нашёл подберёзовики и подосиновики. (97 слов).

Орфографические ошибки, допущенные учениками при списывании данных по вариантам текстов, связаны с правилами:

  • правописание корня с чередованием Е-И (заблистали),
  • правописание приставок на -з/-с (расположение),
  • правописание неизменяемых приставок (подхватил),
  • правописание двойных согласных на стыке приставки и корня (исследовал),
  • правописание Ь после шипящих (луч, туч, изящная),
  • правописание Ь в ТСЯ-ТЬСЯ (должно находиться),
  • правописание окончаний существительных (в случае),
  • правописание личных окончаний глаголов (находится),
  • правописание НЕ с глаголом (не дают, не удержались),
  • правописание суффиксов глагола (ощупывает),
  • правописание суффиксов существительных (подберёзовиков),
  • правописание непроизносимых согласных (известно, окрестностям),
  • правописание мнимых непроизносимых согласных (опасности),
  • правописание непроверяемых словарных слов (здесь).

Пунктуационные ошибки, допущенные учениками:

  • лишняя запятая после наречий (сначала, потом, здесь, вдруг),
  • лишняя запятая после частиц и вопросительных слов (Да где же оно? Куда теперь помчится ветер?),
  • лишняя запятая перед одиночным союзом И в постом предложении с однородными членами (Старая липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков.),
  • отсутствие вопросительного или восклицательного знаков в конце простого предложения, а иногда постановка двух знаков сразу в вопросительном предложении (Да где же оно?!),
  • отсутствие запятой между однородными членами (Подобрался он к небольшой тучке, дунул. Сначала отделы животного и растительного мира, разных промыслов.),
  • отсутствие запятой между частями сложного предложения с союзом И (Не удержались озябшие листья, и остались на чёрных ветвях редкие монетки.),
  • отсутствие тире между подлежащим и сказуемым (Осень ― пора листопада.).

Задание №2

Для фонетического разбора были предложены слова КРЫЛЬЯ и ВСЕМИ. В пояснениях к проверке сказано, что «модель разбора свободная», самое главное ― это указать характеристику звуков и количество букв, звуков и слогов. То есть необязательно делать транскрипцию слова, делить слово на слоги, писать названия букв и указывать пары для согласных звуков. А ведь без этих подробностей фонетический разбор и не разбор вовсе! В нём нарушена логика рассуждения о том, почему слово написанное отличается от слова сказанного.

Мы учим детей устно проговаривать весь разбор, правильно называть буквы и звуки, не путать их между собой, пояснять несовпадение звукового и буквенного состава. Безусловно, письменный разбор схематичен, но сжимать его до минимума... И ведь остаётся много времени, когда дети всё сделали, проверили, а до звонка покинуть аудиторию нельзя, перемена в эти 60 минут не предусмотрена (только по желанию возможны единичные выходы).

Вот образцы ответов, которым следует проверяющий учитель и не обращает внимания на другие ошибки, связанные с указанными уже деталями (транскрипция, пары, названия букв).

крылья (1)

к - [к] - согласный, глухой, твёрдый р - [р] - согласный, звонкий, твёрдый ы - [ы ] - гласный, ударный

л - [л’] - согласный, звонкий, мягкий

я - [й’] - согласный, звонкий, мягкий, [а] - гласный, безударный

6 букв, 6 звуков, 2 слога

в - [ф] - согласный, глухой, твёрдый*

с - [с’] - согласный, глухой, мягкий

е - [э] - гласный, ударный

м - [м’] - согласный, звонкий, мягкий

и - [и] - гласный, безударный

5 букв, 5 звуков, 2 слога

* возможна характеристика: в - [ф’] - согласный, глухой, мягкий

К числу ошибок можно отнести

  • отсутствие количества букв и звуков,
  • отсутствие количества слогов,
  • неверный подсчёт количества букв и звуков,
  • неверный подсчёт количества слогов,
  • потерю одного из звуков, который обозначает йотированная буква в определённой позиции ([й’] - согласный, звонкий, мягкий),
  • вместо гласного звуков [а], [э] указываются буквы Я, Е,
  • вместо мягкого согласного звука [м’] указывается твёрдый звук [м].

Среди ошибок, за которые не снижаются баллы:

  • неправильное название букв «Л» (эл), «К» (кэ), «Р» (рэ), «М» (мэ),
  • неверно называет букву «В», которая обозначает звук [ф]/[ф’]*,
  • отсутствие или неверное обозначение пар у согласных звуков.

Практически безупречно выполнен обучающимися морфемный разбор слов бронз|ов|ую|, лист|ик|ов|.

Корень бронз-, суффикс -ов-, окончание -ую.

Корень лист-, суффикс -ик-, окончание -ов.

Морфологический разбор имён прилагательных СТЕКЛЯННАЯ и ЯРКИЙ отличается от нашего разбора только тем, что не указывается постоянный признак ― разряд, среди непостоянных признаков необязательно указывать положительную степень сравнения и полную форму для качественных прилагательных.

Образцы морфологического разбора для проверки:

стеклянная (3) (посуда)

  1. стеклянная (посуда) - имя прилагательное, обозначает признак предмета: посуда (какая?) стеклянная;
  2. начальная форма - стеклянный; в единственном числе, в женском роде, в именительном падеже;

яркий (3) (луч)

  1. яркий (луч) - имя прилагательное, обозначает признак предмета: луч (какой?) яркий;
  2. начальная форма - яркий; в единственном числе, в мужском роде, в именительном падеже;

в предложении является определением.

Среди распространённых ошибок следующие:

  • вместо единственного числа указывается форма множественного (посуда),
  • прилагательное выписано не с существительным, а с глаголом (блестела стеклянная),
  • не указана падежная форма,
  • не указана синтаксическая роль.

К ошибкам, за которые не снижаются баллы, можно отнести

  • указание полной формы и положительной степени у относительного прилагательного,
  • неверное определение разряда у слова СТЕКЛЯННАЯ.

Для синтаксического разбора были даны простые предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Не снижаются баллы, если в характеристике не указывается, что предложение двусоставное, полное, осложнено или нет. Необязательна схема предложения и указания частей речи над членами предложения.

Образцы для проверки:

Здесь находится обстановка усадебного дома. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: обстановка (подлежащее), находится (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (находится) здесь - обстоятельство; (обстановка) дома - дополнение; (дома) усадебного - определение.

Подобрался он к небольшой тучке, дунул. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: он (подлежащее), подобрался, дунул (однородные сказуемые). Второстепенные члены предложения: (подобрался) к тучке - дополнение (возможно: обстоятельство); (тучке) небольшой - определение.

Среди ошибок следующие:

  • дополнение К ТУЧКЕ подчёркнуто как определение,
  • Не снижаются баллы за ошибки:
  • неверно составлена схема предложения с однородными сказуемыми,
  • составлена схема не простого, а сложного предложения,
  • не указаны части речи,
  • не составлена схема.

Все грамматические разборы оцениваются одинаково:

Задание №3

Много ошибок было допущено в третьем задании, где требовалось над словами поставить ударение:

Банты, красивее, позвонит, каталог.

Нужно правильно выделять ударные слоги: бАнты, красИвее, позвонИт, каталОг.

Повторишь, столяр, свекла, километр.

Верная постановка ударения: повторИшь, столЯр, свЁкла, киломЕтр.

Задание №4

Вызвало затруднение и четвёртое задание. Если его первая часть была понятна и привычна, то второе предложение дети поняли по-своему и стали указывать в первую очередь наречия, числительные и междометия. А в рекомендациях по оценке задания сказано, что указание этих частей речи необязательно. Баллы снижались, если пятиклассник не назвал местоимение и частицу.

Формулировка задания:

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

От лесного пожара овраги и опушка берёзовой рощи почернели.

На тонких травинках и цветах блестит серебряными каплями роса.

Проверка данного задания вызвала споры учителей, потому что понять формулировки, за которые ребёнок может получить до 5 баллов, оказалось делом непростым. Судите сами!

Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке

Верно определены все части речи в предложении

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Указание отсутствующих частей речи

Верно указаны все отсутствующие в предложении части речи.

ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении части речи из списка обязательных для указания

Допущена одна ошибка.

ИЛИ Одна из отсутствующих в предложении частей речи (из списка обязательных для указания) не указана

Допущены две или более ошибки.

ИЛИ Две из отсутствующих в предложении частей речи (из списка обязательных для указания) не указаны.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Задание №5

Тестовая часть начинается с пятого задания. Из четырёх вариантов нужно выбрать правильный ответ, выписать предложение и самостоятельно расставить знаки препинания.

В 5 задании предложены предложения с обращениями и прямой речью. Слова КАПИТАН, ДЕДУШКА варьируются всеми способами, то являясь подлежащим, то входя в состав обращения, то составляя часть авторских слов (А: «П». или «П», - а.).

Пример 5 задания для 1 варианта:

Пример 5 задания для 2 варианта:

Критерии оценивания:

Правильно определено предложение, и верно расставлены знаки препинания

ИЛИ Ответ неправильный

Составление схемы предложения

Схема предложения составлена верно

Схема предложения составлена верно, в ней допущена одна пунктуационная ошибка

Схема предложения составлена верно, в ней допущены две и более пунктуационные ошибки.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Среди ошибок выявлены такие:

  • отсутствие запятой после прямой речи перед словами автора (схема «П», - а.),
  • выписали предложение без прямой речи,
  • не составили схему,
  • допустили ошибки в схеме.

Задание №6

В шестом задании необходимо найти такое предложение, где знаки препинания необходимо поставить внутри предложения.

Формулировка 6 задания для двух вариантов одинакова. Вторая часть задания не вызвала трудностей, разве что некоторые ученики были невнимательны и забыли о ней. Ответ нужно написать в свободной форме, например: «В предложении есть обращение, которое всегда выделяется запятыми».

Задание для 1 варианта:

Задание для 2 варианта:


Критерии оценивания:

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две или более ошибки.

ИЛИ Ответ неправильный

Объяснение основания выбора предложения

Верно объяснён выбор предложения

Ответ неправильный

Максимальный балл

Ошибок было немного:

  • пропуск одной из двух парных запятых, выделяющих стоящее в середине предложения обращение (схема: [= , О, ].)*,
  • посчитали, что выделили запятой вводное слово,
  • написали, что обращением является слово ТЫ.

данном случае ученики не распознали частицу ДАВАЙТЕ, которая участвует в образовании повелительного наклонения глагола и является частью простого глагольного сказуемого. Кто-то даже посчитал слово ДАВАЙТЕ обращением.

Задание №7

Предложения для 7 задания содержат одиночные и повторяющиеся сочинительные союзы, которые служат средством связи в простых и сложных предложениях. Объяснение своего выбора ученик даёт свободное, например, такое: «Есть несколько грамматических основ, это сложное предложение, поэтому поставлена запятая».

Предложения для 1 варианта:

Предложения для 2 варианта:

Критерии оценивания:

Ошибки немногочисленные:

  • выписали предложение с одиночным союзом И при однородных сказуемых,
  • забыли объяснить свой выбор.

Задания №8-12

Вторая часть проверочной работы (с 8 по 12 задание) предполагает анализ текста и выявление речеведческих умений: определить основную мысль текста, состоящего из 200-220 слов, тип речи, сформулировать авторскую позицию, найти слова с указанным значением, отыскать в тексте антонимы к данному слову.

Ответы на 8 и 9 задания оцениваются одинаково ― максимум 2 балла.

Критерии для 8 задания:

Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении

Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении.

ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-два речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт

Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/ отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении

Максимальный балл

Текст для 1 варианта:

(1)Ёжик ― загадочный друг детства. (2)Все его знают, все его любят, все его находили.

(3)Знаменит он своими острыми колючками и тем, что непременно убежит, как бы его ни берегли. (4)У каждого юного натуралиста, любителя природы, был когда-нибудь ёж.

(5)Кажется, всё известно об этом хищном зверьке. (6)Любит он молоко, ловит мышей и лягушек, смело вступает в бой с гадюкой. (7)При тревоге ёжик сворачивается в колючий шар, если трогать ― грозно пыхтит и поддаёт иголками. (8)А если не трогать, то он скоро высунет из колючек свой мокрый нос, пошмыгает им и выставит глазки. (9)Нет никого ― покатится колобком. (10)Ну а если домой взять да приласкать, ёж скоро и сворачиваться перестанет. (11)И иголки его в одну сторону лягут ― хоть гладь, как котёнка. (12)Станет совсем домашним, этакий топотун-хлопотун.

(13)И вот оказывается, что у этого знакомого всем зверька тоже есть тайна.

(14)Говорил мне один лесник, человек наблюдательный и правдивый, что ёж будто бы весною... поёт! (15)Поёт по-настоящему! (16)Ежиное пение чем-то похоже на птичье. (17)Сам я поющего ежа не слыхал, но рассказы об этом слышал не раз. (18)Непременно бы надо проверить. (19)У каждого зверя, птицы, рыбы, насекомого ― у всего живого на нашей планете есть свои секреты. (20)Человеку предстоит разгадать эти тайны, чтобы познать мир природы. (По Н. Сладкову). (203 слова).

Текст для 2 варианта:

(1)Геня Пираплётчиков считал свою нелепую фамилию обидной. (2)Помимо этого, у него был вечно заложен нос, дышал он ртом ― все его задирали, дразнили. (3)Всё это делало Геню несчастным человеком. (4)Но однажды бабушка и мама решили пригласить обидчиков на Генин день рождения.

(5)К четырём часам на столе стояло бабушкино угощение, а Геня с тоской думал, что сейчас ввалятся враги, шумные и непримиримые... (6)Он нервно складывал кораблик из газеты. (7)Геня ― великий мастер бумажного искусства, искусства оригами.

(8)Пришли ребята и чинно расселись вокруг стола. (9)Мать заиграла на пианино «Турецкий марш», и мальчики заворожённо смотрели на её руки, порхающие над клавишами. (10)Ужасное напряжение пропало, мелькнула гордость: его мама чудесно играет, и все в восторге от этого.

(11)Решили поиграть в фанты, но их ни у кого не оказалось. (12)Один мальчик увидел бумажный кораблик и сказал: «Мой фант!» (13)И Геня стал делать фанты для всех: лодка, журавлик, хлебница... (14)Готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. (15)Мальчик щедро раздавал свои бумажные чудеса. (16)Его благодарили, и он уже не испытывал ни страха, ни неприязни. (17)Геня был не хуже других ― больше того, ребята восхищались его талантом. (18)Он словно впервые увидел их лица, они были совершенно другие ― радостные, благодарные, доброжелательные.

(19)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки и думал, как просто иметь друзей и быть другом, если ты сам относишься к людям с пониманием и добротой. (По Л. Улицкой). (221 слово).

Основная мысль формулируется в свободной форме.

В первом тексте основная мысль выражена в 19―20 предложениях.

Но среди ответов встречались и такие:

  • Ёж ― загадочный друг детства.
  • Даже дикого зверя можно расположить к себе.
  • Как бы ни старались узнать все тайны природы, что-то всё равно останется неизвестным.

Во втором тексте основная мысль сформулирована тоже в конце текста (19 предложение): своим примером мама и бабушка убедили мальчика, что иметь друзей можно, только нужно и самому прикладывать для этого усилия.

В ответах можно было найти формулировки:

  • Геня понял, как нужно относиться к людям, даже если это обидчики.
  • Даже самый несчастный человек может стать счастливым.
  • Чтобы с тобой дружили, нужно самому уметь дружить.
  • Каждый человек имеет свой талант.
  • День рождения Гени.
  • Не надо высмеивать недостатки других. Нужно восхищаться достатками.
  • Можно найти путь к любому человеческому сердцу, но не каждый это может сделать.
  • Не надо судить человека по внешности, он может оказаться талантливым и приятным в общении.

В 9 задании были заданы вопросы:

1 вариант

Ответ на вопрос формулируется в свободной форме. Для первого варианта он может быть таким: «Ёжик может петь, и его пение похоже на птичье» (14-16 предложения).

Однако был и такой ответ:

  • Ёжик имеет острые колючки и при опасности скатывается в клубок.

2 вариант

Ответ на вопрос второго варианта находится в 1-2 предложениях текста: «Геня несчастен по двум причинам. Во-первых, смешная и обидная фамилия. Во-вторых, заложенность носа мешала дышать, поэтому сверстники над мальчиком смеялись и дразнили его».

Кто-то ответил так:

  • У него не было друзей.
  • Его постоянно задирали, и он не надёялся на то, что к нему отнесутся хорошо.
  • Он не умел по-доброму относиться к любым людям.

Критерии для 9 задания:

Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок.

Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме может быть допущено не более трёх ошибок (в их числе - только один речевой недочёт)

Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

В ответах ребят встретились ошибки:

  • отсутствие запятой в сложном предложении перед союзами ЧТО, КАК, ЕСЛИ,
  • отсутствие запятых при вводном сочетании ПО ЕГО МНЕНИЮ,
  • написание слова БУДТО через дефис.

С 10 заданием справилось несколько человек, правильно определив тип речи предложенного фрагмента текста ― рассуждение.

1 вариант

(13)И вот оказывается, что у этого знакомого всем зверька тоже есть тайна. (14)Говорил мне один лесник, человек наблюдательный и правдивый, что ёж будто бы весною... поёт! (15)Поёт по-настоящему!

2 вариант

(16) Его благодарили, и он уже не испытывал ни страха, ни неприязни. (17)Геня был не хуже других ― больше того, ребята восхищались его талантом.

Основная часть пятиклассников посчитала, что фрагмент про ёжика и знакомого лесника принадлежит к повествованию. Кто-то решил, что если есть прилагательные (наблюдательный и правдивый), то это описание. Подобный выбор сделали ученики, выполнявшие 2 вариант. Они тоже были уверены, что это повествование, а не рассуждение.

За правильное выполнение 10―12 заданий даётся всего 1 балл.

Задание № 11 для 1 варианта:

В предложениях 12-14 найдите слово со значением «любящий говорить правду, честный»:

(12)Станет совсем домашним, этакий топотун-хлопотун. (13)И вот оказывается, что у этого знакомого всем зверька тоже есть тайна. (14)Говорил мне один лесник, человек наблюдательный и правдивый, что ёж будто бы весною... поёт!

Задание № 11 для 2 варианта:

В предложениях 6-7 найдите слово со значением «тот, кто достиг большого умения в работе, творчестве, деле»:

(6)Он нервно складывал кораблик из газеты. (7)Геня ― великий мастер бумажного искусства, искусства оригами.

С этим заданием справились почти все ученики, только некоторые выписали не одно слово, а целое словосочетание ВЕЛИКИЙ МАСТЕР, невнимательно прочитав задание.

Задание №12 для 1 варианта:

В предложениях 11-13 найдите антоним к слову «дикий» и выпишите его:

11)И иголки его в одну сторону лягут - хоть гладь, как котёнка. (12)Станет совсем домашним, этакий топотун-хлопотун. (13)И вот оказывается, что у этого знакомого всем зверька тоже есть тайна.

Задание №12 для 2 варианта:

В предложениях 4-5 найдите антоним к слову «тихий» и выпишите его:

(4)Но однажды бабушка и мама решили пригласить обидчиков на Генин день рождения. (5)К четырём часам на столе стояло бабушкино угощение, а Геня с тоской думал, что сейчас ввалятся враги, шумные и непримиримые...

С заданием 12 все ученики легко справились.

Итак, характеристика и описание вариантов проверочной работы в 5 классе завершено. Результаты её известны. Каковы же выводы?

  1. Частые ошибки детей при написании работы связаны с неумением выполнять инструкцию, то есть следовать образцу разбора (он делает именно так, как его научили, а не переучивается на ходу!).
  2. Ученики часто забывают перечитать задание и адекватно выполнить вторую часть этого же задания (составить схему или объяснить свой выбор).
  3. Не нужно пугать детей, волнение и стресс мешают выполнить самые обычные задания.
  4. Демоверсия ВПР должна быть известна всем участникам образовательного процесса, чтобы снять тревожные ожидания о сложности заданий, неизвестности.
  5. Обычная система работы учителя включает в себя всё основное, что важно для проведения ВПР, ничего сверх этого делать не надо (натаскивание и «нарешивание» тестов будет вредно и излишне!).
  6. ВПР трудно проверять, учитель должен иметь таблицу, куда нужно оперативно вносить баллы по каждому ученику. Эти сведения потом диктуются техническому специалисту, чтобы быстро сделать отчёт.

Всероссийские проверочные работы - это годовые контрольные работы по отдельным учебным предметам для оценки уровня общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов. Отличительная особенность ВПР – единство подходов к составлению вариантов, проведению самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны. Это не аналог ЕГЭ.

Расписание проведения Всероссийских проверочных работ по русскому языку в 2019 году:

4 классы: 15-19 апреля 2019 года(в любой день недели)
демоверсия ВПР 4 класс описание 4 класс

5 классы: 25 апреля 2019 года
демоверсия ВПР 5 класс описание 5класс
6 классы: 23 апреля 2019 года
демоверсия ВПР 6 класс описание 6 класс

11 классы: ВПР проводится по решению школы

Сборник Всероссийских проверочных работ по русскому языку 25 вариантов

Процедура проведения:

Процедура проведения Всероссийской проверочной работы предельно прозрачна и не требует от школьников никаких дополнительных действий. Наиболее распространенная модель ее организации такова: сначала школа регистрируется на федеральном портале сопровождения ВПР; для нее автоматически заводится личный кабинет. За три дня до проведения работы (точное расписание будет обнародовано ближе к весне) материалы Всероссийской проверочной работы размещаются на портале в виде зашифрованных архивов. Шифр школы получают через личный кабинет. Также в личном кабинете находятся критерии оценивания и электронная форма для сбора результатов. Проверочная работа проводится в школе и занимает 1 - 2 академических часа (для начальной школы - 1 час). Рекомендуемое время проведения - второй-третий урок. Проверяют работы тоже учителя вашей школы в день проведения работы. Затем результаты вводятся в форму и отправляются напрямую в единую информационную систему, чтобы с ними могли работать эксперты.

Текст 1.
1) В течение всего пребывания в Греции Василий Петрович рассчитывал показать сыновьям музеи. 2) Но ни мраморные изваяния богов, ни глиняные черепки, ни плоские чаши, расписанные по чёрному фону разными фигурами, ничего не могли прибавить к восторгу, вызванному видом Акрополя. 3) Очутившись в узких улицах, по-восточному живописных, но тоже ничего не прибавлявших нового к тому, что так поражало в Константинополе, семья рискнула зайти в кафе. 4) Здесь было не так уж жарко, пахло кипящим кофе, жареной бараниной и ещё чем-то пряным. 5) Мысленно прикинув, во сколько же это может обойтись, отец заказал две порции на троих чего-нибудь по-гречески. 6) Гречанка вытерла кухонным полотенцем столик и поставила баранину с греческим соусом. 7) Пока они, нацепив на вилки кусочки хлеба, начисто вытирали остатки янтарного соуса, гречанка гладила Павлика по голове смуглой, как бы закопчённой рукой. 8) Не раз в кофейню заходили торговцы. 9) Один, весь увешанный длинными нитками с нанизанными на них губками, держал банку, в которой плавали небольшие рыбки. 10) А другой в поднятых вверх руках держал разноцветные газовые шары, превратившие на миг греческую кофейню в таинственную лавку.

Предложение 1.
В течение - производный предлог, написание которого надо запомнить. Пребывания - приставка пpe-имеет значение «находиться где-то». Рассчитывал - приставка рас-, так как далее следует глухой согласный; суффикс -ыва-, так как в 1-м лице единственного числа глагол оканчивается на -ываю (рассчитываю). Показать - покажет.

Предложение 2.
Ни изваяния, ни черепки, ни чаши - союз ни...ни. Глиняные - прилагательное с суффиксом -ян. Черепки - черепок. Расписанные - приставка рас-, так как далее следует глухой согласный; причастие, образовано от глагола совершенного вида, значит, нн. Фигурами - словарное слово. Ничего - местоимение с приставкой ни-, находящейся в безударном положении. Не могли - не с глаголом пишется раздельно, кроме глаголов, которые не употребляются без не. Прибавить - приставка при- имеет значение присоединения. Восторгу - словарное слово. Вызванному - причастие, образовано от глагола совершенного вида, значит, нн.
Запятые ставятся при однородных членах (ни мраморные изваяния богов, ни глиняные черепки, ни плоские...), при причастных оборотах (чаши, расписанные по чёрному фону фигурами, ничего...; восторгу, вызванному видом Акрополя).

Предложение 3.
Узких - узок. По-восточному - наречие с приставкой по-и суффиксом -ому. Тоже - союз, же нельзя опустить. Ничего - местоимение с безударной приставкой ни-. Не прибавлявших - частица не пишется раздельно с причастием, так как есть зависимые слова (ничего, нового), окончание -их (к а к и х?). Поражало - словарное слово. В Константинополе - существительное 2-го склонения в предложном падеже. Рискнула - риск.
Запятые ставятся при деепричастном обороте (очутившись в узких улицах).

Предложение 4.
Здесь - словарное слово. Не так - раздельное написание не с наречием не на -о, -е. Уж - отсутствует мягкий знак, так как это наречие-исключение. Кипящим - (к а к и м?) кофе. Жареной - отглагольное прилагательное, образовано от глагола несовершенного вида (жарить), нет пояснительных слов. Ещё - наречие-исключение. Чем-то - местоимение с суффиксом -то. Пряным - прилагательное, н является частью корня, суффикс отсутствует.
Запятая ставится при однородных членах (...кипящим кофе, жареной...).

Предложение 5.
Мысленно - наречие, образовано от прилагательного мысленный, в котором суффикс -енн. Прикинув - приставка при- с неясным значением, поэтому слово нужно запомнить. Сколько же - частица, пишущаяся всегда раздельно. Заказал - заказ. На троих - предлог с числительным. Чего-нибудь - местоимение с суффиксом -нибудь. По-гречески - наречие с приставкой по- и суффиксом -и.
Необходимые знаки препинания в предложении расставлены.

Предложение 6.
Вытерла - чередующиеся гласные в корнях -тир- - -тер-, за корнем не следует суффикс а-, поэтому -тер~. Кухонным - прилагательное, образованное от существительного с основой на -н (кухня). Полотенцем - окончание существительного после ц находится в безударном положении.
Знаки препинания отсутствуют.

Предложение 7.
Нацепив - нацепит. Начисто - в наречиях с приставкой на- обычно пишется о. Вытирали - за корнем следует суффикс -а, поэтому -тир-. Как бы - частица, пишущаяся всегда раздельно. Закопчённой - причастие, под ударением в суффиксе пишется ё, образовано от глагола совершенного вида, значит, нн.
Ставятся запятые при деепричастном обороте (...они, нацепив на вилки кусочки хлеба, начисто...).

Предложение 8.
Не раз, т.е. много раз (ср.: ни разу, т.е. никогда). Торговцы - после ц в окончаниях существительных пишется ы.
Знаки препинания отсутствуют.

Предложение 9.
Увешанный - причастие, образованное от глагола на -ать (увешать); от глагола совершенного вида, значит, нн. Длинными - прилагательное, образованное от существительного с основой на -н. Нанизанными - причастие, образованное от глагола совершенного вида, значит, нн. Держал - держит. Небольшие - прилагательное, можно заменить синонимом без не (маленькие).
Запятые ставятся при причастном обороте (Один, весь увешанный длинными нитками с нанизанными на них губками, держал...), отделяется придаточное (...банку, в которой...).

Предложение 10.
Вверх - наречие, пишется слитно. Держал - держит. Разноцветные - сложное прилагательное, образованное от словосочетания разные цвета. Превратившие - приставка пре- имеет значение «по-иному». На миг - наречие, словарное написание. Таинственную - прилагательное, суффикс -енн.
Запятые при причастном обороте (...шары, превратившие на миг...).

2. Окончания причастий и прилагательных можно проверить по вопросу какой?. (Кроме слов в форме мужского рода в именительном падеже и в сходном с ним винительном падеже. Они имеют окончания -ий, -ий, -ой. Эти слова нельзя проверять вопросом к а к о й?) В остальных случаях, если вопрос к а к и м?, пиши окончание -ым(-им); если к а к о м?, то -ом(-ем).
Ответ:

по меже (к а к о й?) заросшей (дат. пад.) Ехавший человек (им. п., муж. р.), Дианку (какую?) умнейшую , листьями (какими?) опавшими , меже (к а к о й?) заросшей (прич.), птица (к а к а я?) мчавшая ся.

3. В суффиксах действительных причастий настоящего времени -ущ-(-ющ) и ащ-(-ящ-) пишется буква у или ю, если причастие образовано от глагола 1 спряжения; буква а или я, если причастие образовано от глагола 2 спряжения.
В суффиксах страдательных причастий настоящего времени -ем- и им- пишется буква е, если причастие образовано от глагола 1 спряжения; буква и, если причастие образовано от глагола 2 спряжения. Перед суффиксами ~вш- и -ш- действительных причастий прошедшего времени пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола перед -ть. В страдательных причастиях прошедшего времени перед буквами нн(н) пишется гласная а{я), если причастие образовано от глагола на -ать(-ять). Буква е пишется перед нн(н) в причастиях, образованных от глаголов на -ить или -еть.
Пробовавший (действ, прич. прош. вр.) - от глагола пробовать. Плачущая (действ, прич. наст, вр.) - от глагола плакать, 1 спр. Собранных (страдат, прич. прош. вр.) - от глагола собрать, на -ать. Знаменитейшие (прилагат. в превосходной степени. Не путать с действительными причастиями настоящего времени!). Нарушаемого (страдат. прич. наст, вр.) - от глагола нарушать, 1 спр. Занавешенными (страдат. прич. прош. вр.) - от глагола занавесить, не на -ать(-ять).
Ответ:

плачущая - от глагола 1 спр. плакать, нарушаемого - от глагола 1 спр. нарушать.

4. Две буквы к пишутся в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени, образованных:
- от глаголов совершенного вида;
- от глаголов несовершенного вида, имеющих при себе пояснительные слова.
В кратких страдательных причастиях пишется всегда одна буква н.
В наречиях и кратких прилагательных (отглагольных) пишется столько же н, сколько в слове, от которого они образованы.
В отымённых прилагательных пишется одна буква н в суффиксах -aн-,-ян-, -ин- (искл. стеклянный, деревянный, оловянный), две буквы н пишутся в суффиксах -онн-, -енн- и в прилагательных, образованных от основы существительного на -н.
Разочарованно - наречие, образовано от полного причастия совершенного вида (разочарованный), в котором нн. Путаный - образовано от глагола несовершенного вида (путать), в предложении нет к нему пояснительных слов, значит, это отглагольное прилагательное. Разорванные - полное причастие совершенного вида (от глагола разорвать). Деревянный - отымённое прилагательное-исключение. Серебряная - отымённое прилагательное с суффиксом -ян-. Пустынна - краткое отымённое прилагательное (образовано от пустынный, которое образовано от основы существительного на к - пустым + н).
Ответ:

1) Страдательные причастия прошедшего времени - разорванные
2) Краткие причастия - отгорожена
3) Наречия - разочарованно
4) Отглагольные прилагательные - путаный
5) Отымённые прилагательные - деревянный, серебряная
6) Краткие прилагательные - пустынна.

5. Ответ:
По давно (когда?) не езженной (какой?) дороге

6. В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а, если эти наречия образованы от бесприставочных прилагательных. И пишется буква о, если наречия образованы от прилагательных, в которых уже были приставки.
В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о.
Сначала (от начальный, нет приставки). Направо - наречие с приставкой на-. Снова (от новый, нет приставки). Изредка (от редкий, нет приставки). Доверчиво (от доверчивый, есть приставка до-). Изнеженно (от изнеженный, есть приставка.
Ответ:

Суффикс -о: направо, доверчиво, изнеженно
Суффикс -а: сначала, изредка, снова

7. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени -енн- и -ен- после шипящих под ударением пишется буква ё, без ударения - е.
На конце наречий после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения - е. (Исключение: ещё.)
Раздражающе - наречие, буква е находится в безударном положении, коп­чёными - отглагольное прилагательное, суффикс -ён- находится под ударением; старичок - существительное, суффикс ок находится под ударением; кошёлку - существительное, гласную в корне можно проверить - кошелёк; свежо - наречие, буква о находится под ударением, трущобные - прилагательное, образовано от существительного трущоба, смягчённые - причастие, суффикс -ённ находится под ударением.
Ответ:

Причастия: копчеными, смягчённые Наречия: раздражающе, свежо

8. На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак. Исключения: уж, замуж, невтерпёж.
В существительных 3-го склонения, в глаголах 2-го лица единственного числа и в неопределённой форме после шипящих пишется мягкий знак.
Мягкий знак не пишется в существительных не 3-го склонения, в кратких прилагательных с основой на шипящую.
Ответ:

Рожь - сущ. 3-е скл.,сплошь - наречие, разжечь - глагол неопр.ф., луч - сущ. 2-е скл., туч - сущ. 1-е скл, мн.ч..настежь - наречие, хорош - краткое прилаг. Орфограмма называется «Употребление мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи».

9. Дефис в наречиях между частями слова пишется после приставок по-, в- (во), если в слове есть суффиксы ому (-ему)-и, ~ых{-их, также после приставки кое-, перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и в сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или повторением слов.
Через дефис пишутся:
- сложные существительные, обозначающие направление частей света;
- прилагательные, образованные путём сложения равноправных слов, от слов, обозначающих оттенки цветов, вкусовые качества, от слов, написанных через дефис;
- местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, приставкой кое-;
- некоторые непроизводные предлоги;
- частица -то, присоединяемая ко всем словам, и частица -ка с глаголами;
- междометия, образованные повторением основ, сложные междометия.
Ответ:

Наречия: откуда-то (суффикс -то), по-осеннему (приставка по-, суффикс -ему), далеко-далеко (сложное наречие, повтор слов).
Гаврила-то (существит. с частицей), ярко-синей (прилаг., обозначающее оттенок цвета), по весеннему (предлог, прилагат.), во вторых (рядах) (предлог, порядковое числительное), какой-то (местоим. с суффиксом -то), ей-богу (междомет.).
10. Приставки в наречиях на письме пишутся тремя способами:
- обычно слитно;
- через дефис;
- реже раздельно.
Орфограммами при этом являются дефис, слитное написание и пробел. Изнутри (приставка из-), по-праздничному (приставка по-, суффикс -ому), без умолку (пробел), вначале (приставка в-), наутро (приставка на-), снова (приставка с-), с маху (пробел).
Ответ:

без умолку, с маху.

11. Производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно, также слитно пишутся следующие производные предлоги: вследствие, наподобие, вроде, насчёт, ввиду, вместо, несмотря (на).
Пишутся раздельно следующие производные предлоги: в течение, в продолжение, по причине, в целях и др.
Не путать предлоги с другими частями речи, например, в начале урока (существит. с предлогом), впоследствии (наречие). Навстречу (наречие), в продолжение (произв. предлог), впоследствии (наречие), вокруг (себя) (производи, предлог), несмотря на (производн. предлог), на верх (холма) (существит. с предлогом).
Ответ:

в продолжение, вокруг, несмотря на.

12. Союзы также, тоже, чтобы (чтоб) пишутся слитно.
Их следует отличать от сочетаний так же (наречие с частицей), то же, что бы (местоимения с частицами). В этих сочетаниях частицы же, бы, как правило, могут быть опущены или переставлены на другое место.
Союзы также, тоже можно заменить союзом и, а союз чтобы - составным союзом для того чтобы. Союз зато = но.
Запомните написание следующих союзов: потому что, как бы, как будто, несмотря на то что, так как, ввиду того что, по мере того как и др.
Ответ:

Предложение 1 (то же - местоимение с частицей, частицу же можно опустить).
Предложение 2 (союз также, же нельзя опустить).
Предложение 3 (союз тоже, можно заменить союзом и).
Предложение 4 (что бы - местоимение с частицей, частицу бы можно перенести на другое место).
Предложение 5 (союз чтобы, можно заменить союзом для того чтобы).

13. Частица не придаёт отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.
Частица ни служит:
1) для выражения отрицания в предложениях без подлежащего;
2) для усиления отрицания, которое выражено частицей не или словом нет;
3) для выражения утверждения после слов кто, что, как, куда и т.п.
Предложение может получить положительный смысл, если в нём две частицы не. Не осталось, не было, не смог - частицы придают отрицательное значение глаголам; ни одного, ни своего угла, ни близких - частицы выражают отрицание в предложении без подлежащего; не мог не видеть - две отрицательные частицы придают предложению положительный смысл; как ни напрягал - частица выражает утверждение, есть слово как; нигде - приставка ни- в наречии находится в безударном положении.
Ответ:

2,3,4,8,9,11.

14. Ответ:
1) Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком.
Причастие - нависшая с зависимыми словами над высокими вершинами тополей образует причастный оборот. Оборот стоит после определяемого слова туча, значит, обособляется.
2) Посредине поляны, плотно примкнув друг к другу, стоит кучка молодых дубов.
Деепричастие примкнув с зависимыми словами плотно, друг к другу образует деепричастный оборот, который на письме всегда выделяется запятыми.
3) Месяц совсем ушёл уже с неба, и последние отблески угасли на самых высоких деревьях.
Сложносочинённое предложение, состоящее из двух простых (грамматические основы: месяц ушёл, отблески угасли), которые соединены союзом и. Значит, перед союзом и ставится запятая.
4) Сразу можно было догадаться, что причиной их беспокойства является мальчик в матросском костюмчике.
Сложноподчинённое предложение, состоящее из двух предложений, одно из которых подчинено другому и присоединяется изъяснительным союзом что. Значит, перед союзом что ставится запятая.
5) О, какое это было наслаждение - целый день ходить по магазинам, делал весёлые дачные покупки!
Междометие, стоящее в начале предложения, выделяется запятой (запятыми) или восклицательным знаком. Деепричастие делая с зависимыми словами весёлые дачные покупки образует деепричастный оборот, который на письме выделяется запятой.

Первая часть всероссийской проверочной работы по русскому языку прошла 17 апреля для учащихся 4 классов.

Первая часть проверочной работы рассчитана на 45 минут. Вторую часть, участники напишут 19 апреля.

Диктанты и выполнение два связанных с ним задания.

Цитата: Варианты 1 и 7:

Летом мы ходим из деревни на речку через поле. Там зреет рожь. Спелые колосья ржи клонятся к земле. Между ними мелькают синие звёздочки васильков и белые ромашки. Радуют глаз вьюнки мышиного горошка.

Наша речка мелкая. Дно покрывает чудесный песок золотистого цвета. В прозрачной воде снуют шустрые рыбки. Иногда они скользят почти
у поверхности, но в руки не даются.

После купания мы играем в мяч. Один раз у берега я чуть не поймал юркого рака! Он ловко уполз в густой камыш.

Задания к варианту 1

1.
2.

Задания к варианту 7

2.
3.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Цитата: Варианты 17 и 18

Холодный ветер дул лыжникам в спину. Снежная крупка запорошила лыжню и колола лицо. Но ненастная погода не пугала друзей. Они хорошо знали эти места.

Вдруг лыжи скользнули под уклон. Юра чуть не свалился в узкий овраг. С одной стороны оврага стояли молодые берёзки и дубки. Их занесло снегом по самую макушку. На холме высились старые сосны. Сквозь редкие стволы виднелся дом. Он казался маленьким. В нём топили печь.

Зимой темнеет рано. Где же мальчики?

Через час лыжники подъехали к дому.

Задания к варианту 17

2. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
3.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Задания к варианту 18

2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
3. Выпиши из текста 3-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Цитата: Варианты 4 и 10

Мама любит полевые и луговые цветы. Летом мы вновь съездим в чудесное место на окраине города. За высокими домами начинается широкий луг. Свежая сочная трава доходит до колен. Всюду мелькают синие колокольчики и белые ромашки.

Ты ложишься в траву, вдыхаешь её запах. Рядом течёт интересная жизнь маленьких существ. Вот ползёт коричневый рогач. Этого жука за рожки зовут оленем. Какая тишь! Только стрекочет изумрудный кузнечик. Его и не разглядишь в зелени.

Мама в венке из цветов похожа на королеву в короне!

Задания к варианту 4

2. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это
предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
3. Выпиши из текста 3-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Задания к варианту 10

2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
3. Выпиши из текста 1-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Цитата: Варианты 5 и 11

В зоопарке брат тянет нас к забавным обезьянам. Мы наблюдаем за ловкими прыжками и играми мартышек.

Я люблю смотреть на разных зверей и птиц. Мне очень нравятся африканские слоны и жирафы. Часто я стою у огромной клетки с обычными птицами. Они мало кому интересны. Многие из них водятся в любом городе.

Но на ветке высокого тополя не разглядишь снегиря с алой грудкой. И синица в кустах у подъезда не подпустит близко, улетит. А тут все птички видны как на ладони!

Задания к варианту 5

2. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
3.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Задания к варианту 11

2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
3. Выпиши из текста 1-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Цитата: Варианты 15 и 16:

Олег и Женя идут в ближний лес за грибами. От ветра шумят ветви высоких сосен. На их коре застыла ручейками золотая смола. Под ногами трещат сухие сучья. По травинке ползёт божья коровка. Она распахнула два маленьких крылышка и улетела.

Рядом с берёзкой высится гигантский муравейник. От него лучами разошлись во все стороны узкие дорожки. По ним бегут муравьи. Они тащат пушинки, иголки. Какая мощная армия строителей!

С запада плывут лёгкие облака. Но они не закрывают солнца. Дождя днём не будет.

Задания к варианту 15

2. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
3. Выпиши из текста 2-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Задания к варианту 16

2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
3. Выпиши из текста 3-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Цитата: Варианты 2 и 8

Весна в разгаре! Сегодня к нам в дом влетела первая бабочка. На кухне по стенке вьётся гибкий плющ. Бабочка сидит на резных листьях и тихонько шевелит яркими крыльями. Словно чудесный цветок раскрыл среди зелени свои нежные лепестки.

А за окном светит почти летнее солнце. Но земля не прогрелась. На спортивной площадке мальчики гоняют мяч. Их курточки и шапки лежат на
скамейке.

Девочки чертят на дорожке поле для игры в скакалки. Радостные голоса ребят врываются в открытое окно. Скорее на улицу!

Задания к варианту 2

2. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
3. Выпиши из текста 3-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Задания к варианту 8

2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
3. Выпиши из текста 8-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Цитата: Варианты 3 и 9:

В этом году весна наступила поздно. Только в апреле зимняя тишь сменилась радостным птичьим щебетом. Теперь снег быстро тает и растекается звонкими ручьями. По лесной дороге не проехать. До дачи можно добраться в объезд.

Сугробы на дачном участке потемнели. В тени пока зябко, а на солнце жарко. Возле тропинки уже видны кочки с жухлой травкой. На одной кочке возится в земле грач.

Скоро появятся первые робкие крокусы и подснежники. На грядках вылезет свежая зелень. Яркий май явится на смену апрелю!

Задания к варианту 3

2. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
3. Выпиши из текста 6-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Задания к варианту 9

2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
3. Выпиши из текста предпоследнее предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Цитата: Варианты 13 и 14:

Раннее утро. На траве лежит роса. Над озером Долгим повис туман. В камышах застыли с удочками рыбаки.

Птички качаются на тонких ветвях деревьев. Их чудесные песни торопят восход солнца. И вот ивы и камыши окрасились в нежный розовый цвет. В озере вдруг сильно ударила щука. По воде побежали круги.

Первый солнечный луч упал в озеро. Остались от тумана только белые клочья. Рыбаки поднялись и пошли домой.

Задания к варианту 13

2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
3. Выпиши из текста 5-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Задания к варианту 14

2. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
3. Выпиши из текста 4-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Ответы к варианту №1:
Ответы к варианту №7:

Официальный образец Всероссийской проверочной работы для 4 класса.

Работа пройдёт 17 и 19 апреля 2018 года.
Время выполнения диктанта - 45 минут, второй части также 45 минут.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Скачать демоверсию:
Скачать описание работы:
Диктанты прошлого года:
Варианты прошлого года:
Варианты 2018:

Задачи демоверсии

Часть 1



Часть 2















Описание заданий

Задание 1 проверяет традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык аудирования (адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности.

Задания 2 и 3 предполагают знание основных языковых единиц. Эти задания нацелены на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми опознавательными умениями. Задание 2 проверяет умение распознавать и подчеркивать однородные члены в предложении (учебно-языковое синтаксическое опознавательное умение); задание 3 (п. 1) – умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения, задание 3 (п. 2) – умение распознавать изученные части речи в предложении (учебно-языковое морфологическое опознавательное умение).

Задание 4 направлено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативных универсальных учебных действий; задание 5 проверяет умение классифицировать согласные звуки в результате частичного фонетического анализа (учебно-языковые опознавательные и классификационные умения).

В задании 6 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации и владения изучающим видом чтения (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 7 проверяет предметное коммуникативное умение составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения общеучебными универсальными учебными действиями: адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости и соблюдать в плане последовательность содержания текста.

Задание 8 предполагает адекватное понимание и анализ обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации (общеучебные и логические универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме (правописные умения); одновременно с этим умение задавать вопрос показывает и уровень владения обучающимися коммуникативными универсальными учебными действиями, а умение преобразовывать воспринятую информацию в речевое высказывание – уровень владения общеучебными универсальными действиями.

Задание 9 выявляет и уровень учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать значение конкретного слова, используя указанный в задании контекст, и уровень предметного коммуникативного умения адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

В задании 10 одновременно проверяется: учебно-языковое умение подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместного употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.

Задания 11–14 проверяют знание обучающимися основных языковых единиц и направлены на выявление уровня владения логическими универсальными учебными действиями: анализ структуры слова; преобразование структурной схемы слова в слово; анализ грамматических признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов; установление причинно-следственных связей при выявлении этих признаков; построение логической цепи рассуждений. Задание 11 позволяет выявить уровень учебно-языкового умения классифицировать слова по составу; задания 12–14 – уровень учебно-языкового умения классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки.

Задание 15 предполагает адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия); умение на основе данной информации (содержание пословицы) и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации пословицы (предметное коммуникативное умение, логические универсальные учебные действия), способность строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения); задание также нацелено на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), осознания эстетической функции русского языка (личностные результаты).