Кто подписывает международные договоры. Рекомендации о порядке подготовки материалов, относящихся к заключению и прекращению международных договоров российской федерации

Заключение международных договоров представляет собой процесс, который включает следующие стадии: подготовка и принятие текста договора, установление аутентичности текстов договора и выражение согласия договаривающихся сторон па обязательность договора.

Заключению договора предшествует договорная инициатива, т.е. предложение какого-либо государства или же группы государств заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора. Договорная инициатива облегчает процесс заключения договора, прежде всего работу над самим текстом.

Законодательство государств и правила международных организаций определяют, какие органы могут от их имени заключать договоры. Как правило, договоры от имени государств или международных организаций заключают специально уполномоченные такими органами лица. Этим лицам выдается документ, который называется полномочиями. Полномочия могут выдаваться на все стадии заключения договора или только на какую-то определенную стадию.

Международное право установило, что определенные лица, представители государств или международных организаций, не нуждаются в полномочиях. Это положение нашло закрепление в ст. 7 Венской конвенции 1969 г. В этой статье предусматривается, что главы государств, главы правительств и министры иностранных дел не нуждаются в полномочиях и могут совершать все действия, относящиеся к заключению договоров. Главы дипломатических представительств и представительств при международных организациях, а также главы делегаций на международных конференциях также не нуждаются в полномочиях лишь в целях принятия текста договора.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Президент РФ, Председатель Правительства РФ и Министр иностранных дел РФ могут вести переговоры и подписывать договоры без предъявления полномочий. Федеральный министр и руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции ведут переговоры и подписывают договоры также без предъявления полномочий. Без предъявления полномочий глава российского дипломатического представительства или глава представительства при международной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста договора между Россией и государством пребывания или в рамках международной организации.

Полномочия предоставляются соответствующим лицам Президентом РФ либо Правительством РФ. Они оформляются соответственно от имени Президента РФ либо Правительства РФ, МИД России. В отношении договоров межведомственного характера полномочия предоставляются федеральным министром или руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

Международная организация представляется лицом, имеющим специальные полномочия, либо лицом, которое на основании правил международной организации представляет ее без предъявления полномочий (ст. 7 Венской конвенции 1986 г.).

Подготовка текста договора осуществляется путем переговоров через обычные дипломатические каналы, на международных конференциях и в международных организациях. Путем дипломатических переговоров подготавливаются, как правило, тексты двусторонних договоров. В международных организациях подготавливаются тексты многосторонних договоров, и такая подготовка осуществляется их главными органами либо специально созданными для таких целей вспомогательными органами. Так, в рамках ООН действует Комиссия международного права, вспомогательный орган ГА ООН, которая подготовила ряд проектов конвенций. В международной практике имеются примеры, когда международная конференция сама вырабатывала проект договора. В качестве примера можно назвать Конвенцию по морскому праву 1982 г., текст которой III Конференция ООН готовила с 1974 по 1982 г.

Принятие текста договора. Принятие текста договора является необходимой процедурой. Международная практика выработала различные формы принятия текстов договора. Такими формами могут быть подписание или парафирование текста договора. На международной конференции текст договора принимается путем голосования за него двух третей государств, присутствующих и участвующих в голосовании, если иное не было установлено ее участниками (ст. 9 Венской конвенции 1969 г.).

В международных организациях тексты договоров принимаются в соответствии с правилами таких организаций. Текст договора обычно включается в качестве приложения к принимаемой в этой связи резолюции.

Текст договора может быть принят в международных организациях и на международных конференциях посредством консенсуса, т.е. без голосования, путем согласования позиций участников и при отсутствии официальных возражений со стороны любого из участников.

Принятие текста договора сопровождается и такой процедурой, как установление его аутентичности. Аутентичность текста договора означает, что данный текст является подлинным и достоверным. После того как установлена аутентичность, текст договора не подлежит дальнейшим изменениям.

Как указывается в ст. 10 Венской конвенции 1969 г., "текст договора становится аутентичным и окончательным" путем процедуры, о которой условились участвующие в переговорах государства, либо путем подписания ad referundum (условное подписание), парафирования самого текста договора или же заключительного акта конференции, содержащего этот текст.

Подписание ad referendum означает, что такое подписание нуждается в последующем подтверждении соответствующим государством или соответствующей международной организацией. Парафирование предполагает подписание, как правило, инициалами уполномоченных лиц первой или последней страницы либо каждой страницы текста договора.

Последней стадией заключения договора является выражение субъектов международного права согласия на его обязательность. Международная практика к таким способам относит подписание, обмен документами, образующими договор, ратификацию, акт официального подтверждения, утверждение, принятие, одобрение, присоединение к договору. Это нашло закрепление в ст. 11 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. Однако данный перечень не является исчерпывающим. Как указывается в названных статьях, стороны могут договориться и об иных способах выражения согласия на обязательность договора.

Наиболее распространенным способом выражения согласия на обязательность договора является подписание. Подписание двусторонних договоров осуществляется в порядке альтерната (чередования). Альтернат в отношении двусторонних договоров означает, что подписи представителей государств ставятся друг против друга либо одна под другой. В экземпляре договора (на двух языках) подпись слева (в текстах на арабском языке – справа) или сверху ставит представитель того государства, у которого будет храниться данный экземпляр договора. В таком экземпляре название этого государства упоминается первым.

Подписи под многосторонними договорами ставятся одна под другой в алфавитном порядке названий государства на языке, о котором договорились участники. Обычно подписание многостороннего договора открыто до определенного срока либо до вступления в силу.

В том случае, если подписание предшествует ратификации, утверждению или одобрению, Венские конвенции 1969 и 1986 гг. (ст. 18) предусматривают, что государства и международные организации должны воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели.

Ратификация – это один способов выражения согласия государств на обязательность договора. Как правило, ратификация осуществляется высшим органом государственной власти – парламентом либо главой государства.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг. не определяют, какие конкретно договоры подлежат ратификации. В них только устанавливается, что договор подлежит ратификации, если об этом условились договаривающиеся государства либо их представители подписали договор под условием ратификации.

Законодательные акты государств предусматривают, какие договоры подлежат обязательной ратификации. Так, в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" ратификация осуществляется в форме федерального закона. В законе устанавливается, что подлежат ратификации, например, договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов; договоры, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; договоры о территориальном разграничении и др.

Международные организации в целях выражения своего согласия на обязательность договора применяют акт официального подтверждения, который приравнивается к ратификации.

Утверждение, принятие, одобрение также являются способами выражения согласия на обязательность договора. Они применяются в том случае, если об этом условились договаривающиеся стороны либо это предусмотрено нормативными актами таких сторон. Обычно утверждение, принятие и одобрение осуществляются тем государственным органом, органом исполнительной власти, от имени которого заключен договор.

Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" предусматривает применение таких способов, как утверждение и принятие, которые могут осуществляться Президентом РФ, Правительством РФ либо федеральным органом исполнительной власти. Утверждение и принятие международного договора, как следует из закона, возможно и в форме федерального закона.

Присоединение используется в том случае, когда государство или международная организация, не участвовавшие в переговорах по заключению договора, решили стать его участниками. Присоединение осуществляется в отношении договоров, вступивших в силу. Присоединение может осуществляться в форме ратификации, утверждения, принятия или одобрения, что определяется либо положениями соответствующего договора, либо нормативными актами государства.

Согласие на обязательность договора может быть выражено государствами и международными организациями путем обмена документами (нотами или письмами), образующими договор.

Международное право признает, что государства и другие субъекты имеют право делать оговорки.

В соответствии со ст. 2 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. под оговоркой понимается одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого эти субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации.

Государство или международная организация не могут делать оговорки в тех случаях, когда они договором запрещены либо не совместимы с его объектом и целями. Иногда договор прямо предусматривает, к каким его положениям разрешается делать оговорки.

Оговорка изменяет действие договора в целом либо его отдельного положения, к которому сделана оговорка, между государством, сделавшим такую оговорку, и другими участниками договора. Государство может возразить против оговорки и заявить, что договор действует, за исключением положения, к которому сделана оговорка, либо договор не будет действовать в целом между ним и участником, сделавшим оговорку. Если государство признает оговорку, то договор будет действовать между ним и участником, сделавшим оговорку, за исключением соответствующего положения договора.

Оговорка, возражения против оговорки и согласие с ней должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся сторон. Если оговорка была сделана при подписании договора, который подлежал ратификации, акту официального подтверждения, принятию или утверждению, то она должна быть подтверждена сделавшим оговорку участником при выражении своего согласия на обязательность договора.

Государство, сделавшее оговорку, может в любое время ее снять. Снятие оговорки или возражения против оговорки осуществляются в письменной форме.

Ратификация, акт официального подтверждения, принятие, утверждение или присоединение оформляются официальными документами. Такими документами служат ратификационные грамоты и документы об официальном подтверждении, утверждении, принятии или присоединении. Эти документы являются, как следует из ст. 16 Венских конвенций 1969 и 1986 гг., формами согласия па обязательность договоров.

В случае двусторонних договоров происходит обмен ратификационными грамотами и документами об официальном подтверждении, принятии или утверждении.

В отношении многосторонних договоров осуществляется сдача названных документов на хранение.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг. (ст. 16) предусматривают, что вместо обмена или сдачи ратификационных грамот или иных документов может применяться и такая упрощенная форма, как уведомление о выражении согласия на обязательность договора. Эта форма применяется в том случае, когда она предусматривается в самом договоре. Уведомление осуществляется, как правило, в виде ноты.

Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что на основании федерального закона о ратификации международного договора Президент РФ подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел (ст. 18). Обмен ратификационными грамотами и сдача этих грамот на хранение производится, если стороны не договорились об ином, МИД России либо по его поручению дипломатическим представительством в иностранном государстве или российским представительством при международной организации (ст. 19).

Депозитарий – это хранитель подлинного текста договора, т.е. аутентичного текста. Он назначается в отношении многосторонних договоров.

В качестве депозитария может быть назначено одно или несколько государств, международная организация либо главное должностное лицо такой организации. Так, депозитарием Венских конвенций 1969 и 1986 гг. и Конвенции по морскому праву 1982 г. является Генеральный секретарь ООН.

В соответствии со ст. 77 Венской конвенции 1969 г. и ст. 78 Венской конвенции 1986 г. в функции депозитария входят хранение подлинного текста договора и переданных ему полномочий, а также всех документов, относящихся к договору: ратификационных грамот, других документов о согласии на обязательность договоров, документов о денонсации, заявлений об оговорках и возражений против них и т.д. Кроме этого, депозитарий осуществляет и такие функции, как подготовка заверенных копий с подлинного текста договора для рассылки участникам, получение подписей иод договором, получение и хранение документов, уведомлений или сообщений, изучение вопроса о том, находятся ли эти подписи, документы, уведомления и сообщения в полном порядке и надлежащей форме, информирование участников о таких документах, уведомлениях и сообщениях, регистрация договора в Секретариате ООН и другие функции.

Функции депозитария являются по своему характеру международными. Депозитарий при исполнении своих функций обязан действовать беспристрастно.

Статья 102 Устава ООН предусматривает, что государства – члены ООН должны при первой возможности зарегистрировать любой международный договор. В том случае, если договор не будет зарегистрирован, ни одна из сторон договора не может на него ссылаться ни в одном из органов ООН. В соответствии с правилами регистрации и опубликования договоров, одобренными резолюцией ГА ООН от 14 декабря 1946 г., только вступивший в силу договор подлежит регистрации. Регистрация может быть произведена одной из сторон договора. Если договор зарегистрирован одной из сторон договора, то другие стороны освобождаются от обязательства такой регистрации.

Участники Венских конвенций 1969 и 1986 гг. на основании ст. 80 и 81 соответственно обязаны направить вступившие в силу договоры в Секретариат ООН для регистрации или для хранения в делах и для опубликования.

Регистрацию договоров производят и другие международные организации, например ИКАО, МАГАТЭ, МОТ. Даже если договор зарегистрирован в международной организации, он подлежит, как следует из Венских конвенций, обязательной регистрации в Секретариате ООН.

Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" на МИД России возлагается обязанность регистрировать международные договоры РФ в Секретариате ООН и в соответствующих органах других международных организаций.

Зарегистрированные Секретариатом ООН договоры публикуются в специальной серии "Treaty series". Договоры публикуются и другими международными организациями.

Многими государствами предусматривается порядок публикации договоров, заключенных с их участием. Внутригосударственная публикация носит наименование промульгации.

Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" предусмотрен следующий порядок опубликования международных договоров. Как указывается в ст. 30, вступившие в силу для России международные договоры, решения о согласии на обязательность которых было принято в форме федеральных законов, подлежат официальному опубликованию в Собрании законодательства Российской Федерации (они также публикуются в Бюллетене международных договоров, являющемся официальным изданием). Остальные международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) публикуются в Бюллетене международных договоров. Договоры межведомственного характера публикуются по решению федеральных органов исполнительной власти в официальных изданиях соответствующих органов.

Закон также предусматривает создание Единой государственной системы регистрации и учета международных договоров РФ, находящейся в ведении МИД России.

И необходимым атрибутом основных субъектов МП.

Заключению договора предшествует договорная инициатива , т. е. предложение какого-либо государства или же группы государств или международной организации заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора. Договорная инициатива облегчает процесс заключения договора, прежде всего работу над самим текстом.

Можно выделить основные стадии заключения договора и предвари­тельный этап , который включает в себя проверку полномочий тех лиц,которые прибыли на заранее согласованную встречу для того, чтобы пред­ставлять конкретные государства и в последующем иметь право вести пе­реговоры, подписывать международно-правовые акты и т.д. Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов власти и управления. Органы государства при этом действуют через специально уполномоченных на то лиц, имеющих особые документы, называемые полномочиями.

В полномочиях удостоверяются право на ведение переговоров, принятие договора, установление его аутентичности, подписание и другие способы выражения согласия на обязательность договора. Полномочия должны выдаваться компетентными органами государства в соответствии с его внутригосударственным правом. Например, полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ предоставляются:

  • в отношении договоров, заключаемых от имени РФ,- Президентом, а в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, по вопросам, относящимся к ведению Правительства,- Правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента или Правительства Министерством иностранных дел;
  • в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства,- Правительством РФ. Такие полномочия оформляются Министерством иностранных дел;
  • в отношении договоров межведомственного характера - федеральным министром, руководителем иного федерального органа .

Выдача полномочий должностным лицам международных организаций регулируется внутренним правом каждой организации.

Полномочия могут выдаваться на все стадии заключения договора или только на какую-то определенную стадию. Проверку полномочий на международных конферен­циях или при многосторонних переговорах выполняют специ­ально созданные комиссии или комитеты. В соответствии со ст. 7 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. без специальных полномочий договоры могут подписы­вать:

  1. глава государства;
  2. глава правительства;
  3. министр иностранных дел.

Основные стадии заключения международного договора

1) Выработка, согласование и принятие отдельных положений дого­вора.

Разработка и согласование текста происходят:

  • по дипломатическим каналам;
  • на международных конференциях;
  • в рамках международных межправительственных организаций.

Тексты двусторонних договоров принимаются единогласно. Много­сторонние - путём консенсуса или большинством в 2/3 голосов.

2) Установление аутентичности договора, т.е. юридической равно­значности, равноподлинности.

Осуществляется путём:

  • парафирования (проставление инициалов или подписание каждой страницы двустороннего договора, лицом, на то уполномоченным);
  • включения текста договора в заключительный акт международной конференции или принятия резолюции в международной органи­зации, открывающей договор для подписания.

3) Выражение согласия государства на обязательность для него договора осуществляется несколькими способами. Среди них
ст. 11 Венской конвенции 1969 г. называет:

  • подписание договора;
  • обмен документами, образующими договор;
  • ратификация договора;
  • принятие договора;
  • утверждение договора;
  • присоединение к договору;
  • применение любого другого способа, о котором усло­вились договаривающиеся стороны.

Подписание договора с соблюдением правила альтерната (подпись представителя государства в экземпляре договора, который ему предна­значен и составлен на его языке, должна располагаться или слева или вверху). Если стороны условились, то договор может вступать в силу с момента подписания.

Подробнее о правилах подписания договора

Международная практика выработала определенные правила подписания договоров. Так, подписи представителей государств под двусторонним договором располагаются друг против друга или одна под другой. В текстах на обоих языках первое место (левое или верхнее) занимает подпись представителя того государства, у которого хранится данный экземпляр договора. В названии договора на первом месте также ставится наименование государства, у которого будет храниться экземпляр подлинника договора. В текстах договора на языках, текст которых пишется справа налево, первым местом считается подпись на правой стороне. Под многосторонним договором подписи представителей располагаются одна над другой в алфавитном порядке названий государств на том языке, о котором договорились участники. При этом очередность подписания представителями государств может начинаться не с первого места, а с любого другого, определенного жребием.

Обмен документами, образующими договор , есть выражение согла­сия государств на обязательность для них договора, если они условились об этом обмене документами.

Утверждение (принятие) договора - это одобрение его тем органом, в компетенцию которого входит его заключение в форме федерального за­кона. Утверждаются только те договоры, которые не требуют ратификации.

Присоединение к договору (как к действующему, так и к тому, что ещё не вступил в силу) осуществляется тогда, когда государство не участ­вовало в разработке и заключении договора.

Ратификация договора

Ратификация - это утверждение договора высшим законодательным органом государства. Предложение о ратификации вносится или президентом, или правительством.

Ратификация требуется, как это следует из Венских конвенций, когда она предусмотрена самим договором либо когда представитель государства подписал договор под условием ратификации. Законодательство многих государств устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации.

При обсуждении данного предложения об­ращается внимание на соответствие договора законодательству РФ, даётся финансово-экономическое обоснование и делается вывод о целесообраз­ности данного решения. В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О международ­ных договорах РФ » 1995 г. ряд международных договоров подлежит обя­зательной ратификации в парламенте страны. К этим договорам относятся:

  • исполнение которых требует изменения действующих или при­нятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрены законом;
  • предметом которых являются основные права и свободы челове­ка и ;
  • о территориальном разграничении РФ с дру­гими государствами, включая договоры о прохождении Государ­ственной границы РФ, а также о разграниче­нии исключительной экономической зоны и континентальногошельфа РФ;
  • об основах межгосударственных отношений по вопросам, затра­гивающим обороноспособность РФ, по во­просам разоружения или международного контроля над воору­жениями,по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;
  • об участии РФ в межгосударственных сою­зах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их орга­нов для РФ.

Решение о ратификации оформляется в виде федерального закона и подписывается Президентом РФ.

Двусторонний договор вступает в силу после обмена ратификацион­ными грамотами с наступлением срока, указанного в договоре. Многосто­ронние договоры вступают в силу с момента сдачи депозитарию заранее определённого сторонами требуемого количества ратификационных гра­мот.

В международном праве действует презумпция действительности международного договора, закрепленная в ст. 42 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. К ратификации приравнивается акт официального подтверждения, который осуществляется международной организацией в целях выражения согласия на обязательность договора.

Заключение международного договора представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных стадий, главные из которых - согласование текста договора и различные способы выражения согласия на обязательность договора. Они, в свою очередь, состоят из ряда этапов, таких как подписаг8ние, ратификация, утверждение, присоединение и др. Любой международный договор является результатом согласования воли государств или других субъектов международного права. Государства заключают договор в лице своих высших органов государственной власти или управления. Международные организации заключают договоры через свои компетентные органы, указанные в их уставах или других нормативных актах этих организаций.

В подавляющем большинстве случаев органы государства, заключая международные договоры, действуют через специально уполномоченных на то лиц. Для этого им выдаются особые документы, называемые полномочиями. В соответствии со ст. 7 Венской конвенции 1969 г. главы государств, главы правительств и министры иностранных дел могут представлять своё государство без специальных полномочий. К такой категории лиц относятся также главы дипломатических правительств, но только в целях принятия текста договора; для подписания договора им нужны специальные полномочия. Однако в подавляющем большинстве органы государства, заключая международные договоры, действуют через специально на то уполномоченных лиц. В полномочиях удостоверяются право на ведение переговоров, принятие договора, установление его аутентичности, подписание и другие способы выражения согласия на обязательность договора.

Полномочия должны выдаваться компетентными органами государства в соответствии с его внутригосударственным правом. Например, полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ предоставляются: а) в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, - Президентом, а в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, по вопросам, относящимся к ведению Правительства, - правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента или Правительства Министерством иностранных дел; б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства, - Правительством РФ. Такие полномочия оформляются министерством иностранных дел; в) в отношении договоров межведомственного характера - федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти. Кроме полномочий лица, ведущие переговоры, получают от своих правительств инструкции, которые определяют позицию делегаций по обсуждаемым вопросам.

По Конституции Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г. в пределах своих полномочий заключает международные договоры (ст.21). Председатель Правительства и министр иностранных дел РФ в силу своих функций и в соответствии с международным правом ведут переговоры и подписывают международные договоры.

Федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции вправе вести переговоры и подписывать международные договоры межведомственного характера.

Федеральный закон «О международных договорах РФ» определяет полномочия государственных органов относительно инициативы заключения договоров. Предусмотрены две процедуры - рекомендации и предложения о заключении международных договоров. Федеральный Закон о международных договорах Российской Федерации. Комментарий. М.,1996. С..29 Рекомендации в зависимости от характера затрагиваемых вопросов представляются на рассмотрение Президента или Правительства РФ. Правом на это обладают по вопросам их ведения Государственная Дума, Совет Федерации, субъекты Федераций, а также Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Генеральная прокуратура, Центральный банк и Уполномоченный по правам человека.

Предложения о заключении международных договоров представляются Президенту непосредственно Министерством иностранных дел. Другие федеральные ведомства по вопросам их ведения представляют предложения совместно с Министерством иностранных дел или по согласованию с ним.

При заключении двусторонних договоров участники обмениваются полномочиями, а при заключении много сторонних (на специальной конференции или в рамках международной организации) полномочия сдаются в секретариат или специальный комитет по проверке полномочий.

Одним из основных этапов разработки договора являются переговоры по согласованию текста договора. Имеются три основные формы выработки согласованных договорных текстов: через обычные дипломатические каналы; международные конференции; международные организации (при подготовке многосторонних договоров). Проекты многосторонних договоров нередко подготавливаются международными органами, в частности, органами ООН.

Принятие текста договора чаще всего осуществляется голосованием. Тексты двусторонних договоров принимаются единогласно. Многосторонние договоры могут приниматься путём консенсуса (без голосования) или 2/3 голосов. Консенсуальная форма активно применялась при подготовке Заключительного акта Совещания в Хельсинки (1975 г.).

Установление аутентичности текста. После завершения переговоров наступает необходимость зафиксировать тот факт, что подготовленный текст является окончательным и дальнейшим изменениям не подлежит. Это называется установлением аутентичности договора. Аутентичность текста двустороннего договора может устанавливаться путем парафирования, т.е. постановки уполномоченными своих инициалов. Кроме этого, применяются следующие способы установления аутентичности текста многосторонних договоров: путем включения его текста в заключительный акт международной конференции, принятия международной организацией специальной резолюции, например открывающей договор для подписания. Часто стадия установления аутентичности совпадает с подписанием договора.

Согласие на обязательность договора выражается в разных формах: подписание, ратификация, обмен документами, образующими договор, утверждение, принятие, присоединение.

Подписание договора является важнейшим способом выражения согласим государства на обязательность для него договора, если он не требует последующей ратификации. Оно дает также право, подписавшему договор государству совершить ратификацию, присоединение. Подписание двусторонних договоров между государствами осуществляется на основе принципа альтерната или чередования.

Ратификация - это утверждение договора высшим органом государственной власти, в результате чего он приобретает обязательную для этого государства силу. В соответствии со ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если а) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; б) участвующие в переговорах государств договорились о необходимости ратификации; в) представитель государства подписал договор под условием ратификации; г) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или 6ыло выражено во время переговоров.

Порядок ратификации определяется внутренним правом государства. В соответствии с Конституцией РФ ратификация осуществляется Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания. Обязательной ратификации, согласно Закону о международных договорах РФ, подлежат договоры: а) вносящие изменения в законодательство; б) об основных правах человека; в) о территориальном разграничении; г) об основах отношений, а также по вопросам разоружения, мира и безопасности; д) об участии в союзах и организациях, если такие договоры предусматривают передачу осуществления части полномочий РФ или юридическую обязательность решений. Известны случаи вынесения вопроса о ратификации особенно важных договоров на референдум.

На основании акта о ратификации глава государства подписывает ратификационную грамоту. Процесс ратификации считается завершённым после обмена ратификационными грамотами (в случае многостороннего договора) или после сдачи её на хранение (в случае многостороннего договора).

Утверждение (принятие) означает одобрение договора тем: органом, в компетенцию которого входит его заключение. Утверждаются только те договоры, которые не подлежат ратификации, но предусматривают необходимость их утверждения. Согласно ст. 20 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» утверждение, принятие договоров осуществляются: Президентом РФ, Правительством РФ в зависимости от вида договора, а также федеральными органами исполнительной власти, от имени которых подписаны договоры.

Присоединение имеет место тогда, когда государство, не участвующее в заключении договора, изъявило желание стать его участником на условиях, в нем предусмотренных. Присоединение возможно как к действующему договору, так и к договору который не вступил в силу. В Российской Федерации присоединение осуществляется теми же органами, что и утверждение (ст. 21 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).

Оговорка - одностороннее официальное заявление государства при подписании, ратификации, принятии или утверждении им международного договора или присоединения к нему, посредством которого государство желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству. Дипломатический словарь. Т.2. М., 1986. с.295. Оговорка не может быть сделана, если: а) данная оговорка запрещается договором; б) договор предусматривает, что можно сделать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит; в) оговорка несовместима с объектом и целями договора.

Право на оговорку является суверенным правом каждого государства. Оно дает возможность стать участником договора, государствам, которые принимают основные положения договора, его объект и цели, но в силу различных причин не могут согласиться с отдельными, чаще всего второстепенными, частями договора. Оговорка и возражение против нее должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся государств - участников договора или имеющих право стать ими. Есть немало договоров, не допускающих оговорок вообще (например, Договор о создании Экономического союза стран СНГ).

Если оговорка сделана при подписании договора, подлежащего ратификации, принятию или утверждению, она обычно содержится в ратификационной грамоте, в протоколе об обмене или сдаче на хранение ратификационных грамот или же в обоих этих документах. Государство - участник договора может в любое время снять свою оговорку или возражения против неё.

Депозитарий. Депозитарием называется хранитель подлинника многостороннего договора и всех относящихся к нему документов (заявлений, оговорок, ратификационных грамот, документов о принятии, присоединении, денонсации и т.д.). Депозитарием может быть одно или несколько государств, международная организация или главное административное должностное лицо такой организации (например, Генеральный секретарь ООН является депозитарием Пактов о правах человека 1966 г). Если депозитариями является несколько государств (например, по Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г. депозитариями являются правительства СССР, Великобритании и США), то можно сдать документы, относящиеся к данному договору, одному из указанных правительств.

Права и обязанности депозитария установлены Венской конвенцией 1969 г. (ст. 77), но иногда оно определяются в самом многостороннем договоре. Функции депозитария состоят: а) в хранении подлинного текста многостороннего договора и переданных депозитарию полномочий; б) в подготовке заверенных копий с подлинного текста и подготовке любых иных текстов договора на таких других языках, которые могут быть предусмотрены договором, в) в получении подписей под договором, в информировании участников о документах, уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору; г) в информации государств о том, когда число подписей, ратификационных грамот или документов о принятии, утверждении или присоединении, необходимых для вступления договора в силу, было получено или депонировано; д) в регистрации договора в Секретариате ООН.

Регистрация. Вопрос о целесообразности регистрации решают сами государства-участники. Согласно ст. 102 Устава ООН всякий договор, заключенный любым членом Организации, может быть зарегистрирован в Секретариате ООН, который вносит зарегистрированный договор в специальный реестр и публикует его.

Отказ в регистрации договора в Секретариате ООН не позволяет сторонам ссылаться на него в споре, разбираемом в системе органов мирного разрешения споров, действующей в ООН, в частности в Международном суде ООН.

В России договоры публикуются в Собрании законодательства РФ и Бюллетене международных договоров.

Стадии заключения международных договоров

1. Согласование воль государств и других субъектов МП относительно содержания и текста международного договора, а также определенных просил поведения участников. Эта стадия осуществляется либо путем предоставления предложений по дипломатическим каналам, либо на международных конференциях.

Если подготовка текста осуществляется на конференции, то для данной стадии определена специальная процедура.

Если подготовка текста осуществляется в рамках международной организации, то она осуществляется по правилам международной организации.

При постатейном принятии условия международного договора, он принимается по принципам консенсуса - всеобщего одобрения. В силу принципа консенсуса голосовать против нельзя (пример: в 1982 г. при принятии конвенции по морскому праву, Мальта заявила отказ подписывать конвенцию. В силу принципа консенсуса остальные государства не смогли подписать конвекцию и прибегли к давлению на Мальту, которая в итоге согласилась подписать конвенцию.)

2. Подписание (утверждение, ратификация, парафирование и т.д.)

В силу общего принципа международные договоры подписываются:

Межгосударственные договоры - подписываются главами государств

Межправительственные.

Межведомственные договоры - подписываются главами соответствующих ведомств

Дипломатические представитель может по поручению главы своего государства подписать любой договор.

Некоторые понятия присущие подписанию международных договоров.

« Подпись со скрепой» - подписание международного договора главой ведомства иностранных дел.

Парафирование - правило, согласно которому в каждом нижнем углу каждой страницы ставится подписи участников договора, которые скрепляются печатью. На последней странице договор подписывается в целом.

Правило альтерната - в двухстороннем договоре каждый подписывает свой экземпляр первым. В многостороннем договоре договор подписывают по очереди в порядке латинского алфавита.

Аутентичность текстов - тексты договора оформляются на языках участников договора, при этом разноязычные тексты должны по своему логическому содержанию соответствовать друг другу. При этом обязательно указание, что в случае разночтений, преимущество имеет текстовка на том или ином языке.

Депозитарий - хранитель текста договора, может выступать в лице одной из сторон договора, какой-либо международной организации или третьей стороны. В договоре оговариваются функции депозитария, как- то: хранение текста договора, принятие ратификационных грамот, разрешение споров по договору и др.

Ратификация - в ряде государств ряд договоров подлежит последующему одобрению высшим органом государственной власти соответствующего государства. При этом оформляется ратификационная грамота, которая состоит из:


1. Преамбулы

3. Положений о действии в отношении государства.

Один из экземпляров сдается контрагенту или депозитарию.

Способы выражения согласия на обязательность договораСогласие государства на обязательность для него договора может быть выражено подписанием договора, обменом документами, образующими договор, ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором условились.

21. Действие международных договоров в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Международный договор начинает действовать с момента вступления его в силу до прекращения и не имеет обратной силы. Это действие международного договора во времени. Государства до вступления международного договора в силу могут оговорить его временное применение. Действующим международный договор является тогда, когда он обрел и не утратил юридическую силу. Вступивший в силу международный договор становится юридически обязательным для всех его участников. Так, договоры могут вступать в силу с момента подписания, ратификации, обмена ратификационными грамотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот.
Международный договор может заключаться на определенный срок, на неопределенный срок и не содержать указания на срок действия либо иметь указание на бессрочность договора. Положение о сроке международного договора указывается в самом договоре.
На определенный срок заключаются двусторонние и многосторонние договоры. Двусторонние договоры могут содержать условие того, что по истечении определенного срока действия они будут оставаться в силе до тех пор, пока один из участников договора не заявит о своем выходе из него. Некоторые договоры могут содержать положения, по которым срок международного договора будет продлен автоматически на 3 года или 5 лет.
Продление будет осуществляться до тех пор, пока один из участников международного договора не денонсирует договор либо откажется продлевать его действие. Продление договора называется пролонгацией. В случае, если срок международного договора истек, то стороны могут договориться о его продлении. Такое продление срока международного договора называется возобновлением (или восстановлением) срока действия международного договора.
Бессрочным является договор, который не указывает на срок его действия и не содержит условий его прекращения, либо который прямо предусматривает бессрочность его действия.
В международно-правовых актах нередко вместо термина «действие» используется термин «применение». В международном праве иногда считается, что с момента вступления международного договора в силу он действует, но не применяется, а применяется тогда, когда наступит ситуация, которая обусловлена в самом международном договоре. Так, например, соглашения о правилах ведения войны будут действовать, но применяться будут, когда возникнет вооруженный конфликт.
Международный договор обязателен для всех участников договора, в отношении всей его территории. Это действие международного договора называется «действие в пространстве и по кругу лиц».

22. Толкование международных договоров в практике международных судов.

Уяснение подлинного намерения сторон договора и действительного смысла его положений. Цель толкования - по возможности наиболее полная реализация условий международного договора, что тем самым обеспечивает проведение в жизнь одного из основных принципов международного права - pacta sunt servanda. Многие ученые относят Т. м.д. к числу наиболее важных вопросов международного права вообще и договорного права в частности. Несомненный приоритет в праве толкования договора принадлежит его участникам. В самом договоре может быть предусмотрена передача такого права Международному Суду ООН, международным органам и организациям, третейским судам, согласительным комиссиям. В процессе Т.м.д органы, осуществляющие эту функцию, применяют определенные принципы толкования, выработанные многолетней международной практикой: международные договоры необходимо толковать в строгом соответствии с основными началами международного права; договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте (ст. ст. 31-33 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.); должно соблюдаться единство толкования, независимо от характера источников права, поскольку международные договоры едины как правовые акты суверенных государств; Т.м.д. не должно затрагивать прав договаривающихся государств; толкование должно способствовать достижению целей и задач договора, а не приводить к отрицательному правовому эффекту; при толковании следует исходить из преимущественной силы специальных статей, а не из общих положений; толкование вызывающих сомнение статей или их элементов делается в пользу обремененной обязательствами стороны. Приведенный перечень не закреплен в каком-либо международном акте и носит характер доктринального обобщения международной практики, тем не менее, следование этим принципам значительно облегчает работу осуществляющих Т.м.д. органов по установлению подлинных договорных обязательств. Помимо принципов толкования существуют определенные приемы, при помощи которых представляется возможным уяснить смысл статей договора в соответствии с намерениями его участников. Приемы Т.м.д., в ходе которого непосредственно используется текст международного договора, подразделяются на:
а) грамматическое - словам придаются те значение и смысл, в каком они были использованы сторонами договора. Юридическим терминам придается то значение, какое они имеют в правовых системах договаривающихся стран;
б) логическое - намерение сторон и их воля выясняются путем сопоставления различных статей договора либо составных его частей (преамбула, приложение и т.д.);
в) телеологическое - анализ статей договора с точки зрения целей, которые преследовались сторонами;
г) систематическое - уяснение содержания одного договора путем сопоставления и сравнения его с другим договором;
д) распространительное пограничительное - реальный смысл юридического акта сопоставляется со словесным выражением этого смысла;
е) историческое - толкование договора основывается на исторических условиях, которые сопутствовали его заключению.
Кроме того, в целях толкования прибегают к использованию подготовительных материалов (нотная переписка, проекты статей, протоколы обсуждения статей, последующая практика и т.д.).

23. Прекращение действия международных договоров. Недействительность международных договоров.

Прекращение действия международного договора означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать для них права и обязательства.
Все способы прекращения международного договора можно подразделить на:
правомерные и недозволенные; волевые и автоматические.
К волевым способам прекращения международного договора относятся:

отмена; новация; денонсация; аннулирование.
Автоматические способы прекращения договора: истечение срока действия договора; наступление отменительного условия; прекращение существования субъекта договора; гибель договорногообъекта;
появление новой императивной нормы международного права; война.

В ст. 46–53 Венской конвенции 1969 г. указано на конкретные обстоятельства недействительности международного договора. Международный договор объявляется недействительным, если:

1. он заключен с явным нарушением внутренних конституционных норм, касающихся компетенции и порядка заключения договора (ст. 46 Венской конвенции);

2. согласие на обязательство по договору дано по ошибке, если ошибка касается факта или ситуации, существовавших при заключении договора и представлявших собой существенную основу для согласия на обязательность договора (ст. 48 Венской конвенции);

3. государство заключило договор под влиянием обманных действий другого участвующего в переговорах государства (ст. 49 Венской конвенции);

4. согласие государства на обязательность для него договора было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвующим в переговорах государством (ст. 50 Венской конвенции);

5. представитель государства дал согласие на условия договора под принуждением или угрозами, направленными против него (ст. 51 Венской конвенции);

6. заключение договора явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН (ст. 52 Венской конвенции);

7. договор в момент заключения противоречит основным принципам международного права (ст. 53 Венской конвенции).

Различают виды недействительности международного договора:

1. относительная – признаками являются: нарушение внутренних конституционных норм, ошибка, обман, подкуп представителя государства;

2. абсолютная – к признакам относятся: принуждение государства или его представителя; противоречие договора основным принципам или императивной норме общего международного права (jus cogens).

Если договор признан недействительным, то либо его участники полностью освобождаются от обязательств выполнения договора в дальнейшем, либо устраняются основания, которые послужили причиной недействительности договора, либо договор при согласии участников пересматривается весь или в какой-то его части.

24. Оговорки и заявления к международным договорам. (только оговорки)

Оговорка - одностороннее действие, посредством которого государство желает исключить из текста договора положение, которое по его мнению противоречит тексту договора или по другим основаниям.

Оговорка может быть сделана с условиями:

1. Если договор прямо не запрещает оговорок, а также пои подписании, ратификации, утверждении и присоединении к международному договору.

2. Если договор подлежит ратификации, то оговорка сделанная при подписании, должна быть воспроизведена, в ратификационной грамоте.

3. Если договор заключен между ограниченным числом участников, или если из объекта и целей следует, что он должен применяться между отдельными участниками, то договор должен приниматься всеми участниками договора, однако, если одна -из сторон возражает против оговорки, то это не препятствует участию государств в -ним договоре, но между тем государством, которое возражает против оговорки и государством, которое то сделала правоотношение по вопросу оговорки не действует.

4. Участник, сделавший оговорку вправе в любой момент ее снять

25. Международный обычай как источник международного права. Средства доказывания opinio juris.

Международный (международно-правовой) обычай – форма воплощения норм международного права, возникающих стихийно в практике межгосударственного общения, которая не является письменной. Международный обычай – термин, который используется как для обозначения одного из основных источников международного права, так и для обозначения самих норм международного права, возникающих не в результате целенаправленного правотворческого процесса и существующих не в письменной форме. Международный обычай – форма существования определенной категории норм международного права, их источник, а содержание международного обычая – нормы международного обычного права.

В качестве вспомогательных источников международного права рассматриваются документы, принимаемые органами международных организаций (резолюции, декларации и др.), судебные решения, мнения наиболее видных специалистов в области международного права (доктрина). К судебным решениям, которые являются вспомогательными источниками, относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов.

Появлению международного обычая предшествует обыкновение, т.е. определенная повторяемость однородных действий. Однако для того чтобы это обыкновение переросло в международный обычай, необходимо признание за ним со стороны большинства субъектов международного права качества правовой нормы - opinio juris.

26. Акты международных организаций и их роль в международном праве. Теория «мягкого права».

Статус актов международных межправительственных ор­ганизаций определяется их уставами. В пределах своей компе­тенции органы этих организаций принимают, как правило, акты-рекомендации либо акты правоприменительного характера. Так, согласно ст. 10, 11, 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея упол­номочена "делать рекомендаций", а согласно ст. 25 члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности, но сами эти ре­шения связаны с его правоприменительной деятельностью.

Сама по себе международная организация не вправе пре­вращаться в международного "законодателя". Вместе с тем го­сударства - члены организации - могут использовать органи­зацию для нормотворческой деятельности. На сессиях Генераль­ной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени организации разработанных в ее рамках международных договоров. Так было в отношении Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Конвенции о ме­ждународной ответственности за ущерб, причиненный косми­ческими объектами (1971 г.), Международных пактов о правах человека (1966 г.), Международной конвенции о борьбе с захва­том заложников (1979 г.) и других актов. В этих случаях текст договора публикуется в документах ООН в виде приложения к резолюции Генеральной Ассамблеи. Но именно договор (после его подписания государствами и вступления в силу), а не резо­люция, приобретает значение источника международного пра­ва. Аналогичный метод применяется и в других международ­ных организациях универсального характера. Несколько при­меров: в рамках Международного агентства по атомной энер­гии были приняты тексты Конвенции об оперативном оповеще­нии о ядерной аварии и Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (1986 г.), в рам­ках Международной организации труда - текст Конвенции о племенных и ведущих коренной образ жизни народах в неза­висимых странах (1989 г.), в рамках Организации Объединен­ных Наций по вопросам образования, науки и культуры - Кон­венция о мерах, направленных на запрещение и предупрежде­ние, незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.). Вместе с тем выделяются сво­ей особой юридической значимостью те акты международных организаций, которым самими государствами-членами прида­ется нормативный характер. Такие резолюции принимаются главными (высшими) органами организаций в соответствии с их функциями в тех случаях, когда эффективное осуществление этих функций невозможно без создания новых форм междуна­родного права и, следовательно, придания резолюциям статуса источников международного права.

Можно считать общепризнанной обязательную юридиче­скую силу норм резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. Декларация о предоставлении неза­висимости колониальным странам и народам". Этот акт не ограничивался подтверждением или толкованием действовав­ших в то время международно-правовых норм, а в соответст­вии с целями и принципами Устава ООН установил новые им­перативные нормы относительно полного запрещения колониа­лизма и обязанности немедленного предоставления независи­мости народам колоний. Это означало новое, по сравнению с гл. XI-XIII Устава ООН, решение вопросов, затрагивающих статус несамоуправляющихся территорий и международной системы опеки. Примечательно, что в последующих документах ООН и в актах нашего государства ссылки на положения Дек­ларации равнозначны по юридической характеристике ссыл­кам на международные договоры.

Недавно в нормотворческую деятельность включился и Совет Безопасности ООН, решения которого до сих пор ограни­чивались правоприменением. Значение источника международ­ного права имеет утвержденный его резолюцией 827 от 25 мая 1993 г. Устав (Статут) Международного трибунала с целью су­дебного преследования лиц, ответственных за серьезные нару­шения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.

Относительно деятельности некоторых других междуна­родных организаций можно констатировать принятие ими административно-регламентационных актов типа стандартов Ме­ждународной организации гражданской авиации (ИКАО), са­нитарных правил Всемирной организации здравоохранения, правил МАГАТЭ по безопасному обращению с радиоактивны­ми материалами. Возможность принятия правил в рамках Ме­ждународного органа по морскому дну предусмотрена в Кон­венции ООН по морскому праву (ст. 160, 162 и др.). При положительном отношении государств такие правила могут восприни­маться как нормативные положения.

В рамках ООН и других международных организаций дей­ствуют принимаемые их органами акты, относящиеся к их внут­ренней жизнедеятельности, но содержащие не только правила внутриорганизационного характера, но и нормы взаимоотноше­ний организации (ее органов и государств-членов (например, предписания резолюций Генеральной Ассамблеи о взносах го­сударств-членов в бюджет ООН). Совокупность таких норма­тивных положений принято называть внутренним правом ООН либо внутренним правом какой-либо иной организации.

"МЯГКОЕ" ПРАВО - в международной практике термин, означающий рекомендательные нормы. Появление этого термина было обусловлено принятием Генеральной Ассамблеей ООН большого количества резолюций, носящих согласно Уставу ООН рекомендательный характер (за исключением резолюций по внутриорганизационным вопросам ООН и финансово-бюджетным вопросам) и не являющихся нормами международного права.

27. Jus cogens (императивные нормы международного права).

ИМПЕРАТИВНАЯ НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

(лат. -jus cogens) - в соответствии со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. - норма, "которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер". Нормы jus cogens могут основываться на международных договорах или на международно-правовых обычаях. Локальное соглашение государств относительно изменения содержания нормы jus cogens недействительно. Императивные нормы не кодифицированы, но императивный характер носят все основные принципы современного общего международного права, являющиеся главным критерием правомерности всех международно-правовых норм. Наличие в международном праве императивных норм не сдерживает процесса создания новых, прогрессивных норм, направленных на более эффективное обеспечение международного мира и безопасности, на дальнейшее развитие долговременного взаимовыгодного сотрудничества государств.

К стадиям заключения международных договоров относятся согласование и принятие текста договора, установление его аутентичности и выражение согласия на обязательность договора.

Согласно Венской конвенции 1969 г. представителем государства является лицо, обладающее полномочиями, удостоверяющими право этого лица на ведение переговоров, принятие текста договора, установление его аутентичности, а также на выражение согласия государства на обязательность для него договора.

Полномочиями называется документ, выданный представителю государства или иного субъекта международного права на совершение определенных действий, направленных на заключение международного договора. Право установления органа, в чью компетенцию входит выдача полномочий, принадлежит участнику договора, если не имеется иной специальной международной договоренности. Например, согласно правилам процедуры Венской дипломатической конференции ООН по праву международных договоров для целей заключения Венской конвенции о праве международных договоров полномочия лиц, участвующих в конференции, должны быть выданы главой государства, главой правительства или министром иностранных дел.

Полномочия по международному праву имеют такой же правовой смысл, как и доверенность по внутреннему праву: представитель создает права и обязанности не для себя лично, а для представляемого им субъекта международного права.

Представители субъектов международного права действуют либо на основании полномочий и в объеме прав, указанном в полномочиях, либо ex officio , т.е. в силу занимаемой должности или выполнения функций.

Согласно п. "a" ст. 2 Венской конвенции 1969 г. в силу их функций и без необходимости предъявления полномочий главы государств, главы правительств и министры иностранных дел считаются представляющими свое государство для совершения всех актов, относящихся к заключению международных договоров.

В двусторонних переговорах представители государств обмениваются своими полномочиями, а на международных конференциях полномочия сдаются в комитет по проверке полномочий, в другой орган конференции, составляющий доклад о результатах проверки полномочий, для его утверждения на конференции.

Если представитель государства явится на переговоры без полномочий, это может теоретически повлечь недействительность согласия представляемого таким лицом государства, однако на практике до этого дело не доходит, поскольку временные полномочия могут быть подтверждены телеграммой с заверением, что подлинные полномочия будут представлены дополнительно. Кроме того, норма Венской конвенции 1969 г. прямо допускает участие лица в переговорах без полномочий, если из договорной практики партнеров по переговорам или из иных обстоятельств следует, что эти партнеры были намерены рассматривать такое лицо как представляющее государство для совершения определенных действий и не требовать соответствующих полномочий.

Главы дипломатических представительств в силу своих функций считаются представляющими без полномочий свои государства в целях принятия текста двустороннего договора между аккредитующим и принимающим государствами.

Главы миссий при международных организациях и на международных конференциях также считаются представляющими без полномочий свои государства в целях принятия текста международного договора. На подписание международного договора главы упомянутых миссий должны иметь полномочия.

Выход представителя государства за пределы своих полномочий (ultra vires) при совершении акта, относящегося к заключению договора, приводит к тому, что совершенный акт не имеет юридического значения и влечет необходимость дополнительного подтверждения государством совершенного акта.

Для заключения международных договоров не обязательна личная встреча на переговорах или конференциях представителей государств: возможно заключение международного договора "между отсутствующими", при котором проект договора отправляется на согласование, к примеру, по электронной почте и таким путем согласовывается и скрепляется электронной подписью уполномоченных лиц. То же относится и к обмену документами, образующими международный договор. Венская конвенция 1969 г. распространяет свое действие на все способы согласования и установления аутентичности текстов международных договоров "между отсутствующими государствами" в форме обмена нотами, письмами, телеграммами и т.п.

Согласно Венской конвенции 1969 г. непосредственными носителями прав и обязанностей по международному праву являются уполномоченные представители государств, несмотря на то что они не являются субъектами международного права.

Для целей заключения международных договоров представители и органы государств обладают тремя основными группами правомочий: а) правом согласования и принятия текста договора; б) правом установления аутентичности текста договора и в) правом выражения согласия государства на обязательность для него договора. При этом парламенты дают согласие на заключение международного договора, но не обладают правом на выражение согласия на обязательность договоров и не вправе вносить изменения в аутентичные тексты договоров.

Выработка и согласование текста международного договора осуществляются по дипломатическим каналам, в ходе двусторонних переговоров, на международных конференциях и в рамках международных организаций.

Архивные материалы переговоров и документы переписки не утрачивают своего правового значения. Согласно нормам права международных договоров о толковании международных договоров такие материалы являются средством исторического толкования договоров в случае споров относительно смысла положений договоров, если иные средства толкования не привели к удовлетворительному результату.

Согласно нормам Венской конвенции 1969 г. термин "участник" (договора) означает государство, которое согласилось на обязательность для него договора и для которого договор вступил в силу. При этом понимается, что под участником договора не всегда подразумевается сторона договора.

Мирные договоры с государством, потерпевшим военное поражение, являются двусторонними, несмотря на множественность участников этого вида договоров. Так, в Мирном договоре между Союзными и Объединившимися державами и Германией (Версальский договор), подписанном в 1919 г., Германия является самостоятельной стороной договора. В качестве второй стороны договора коллективно выступили две группы государств: первая - США, Британская империя, Франция, Италия и Япония, именуемые Главными Союзными державами, вторая - Бельгия, Боливия, Бразилия, Китай, Куба, Эквадор, Греция, Гватемала, Гаити, Геджас, Гондурас, Либерия, Никарагуа, Панама, Перу, Польша, Португалия, Румыния, Сербо-Хорвато-Словенское государство, Сиам, Чехословакия и Уругвай, именуемые Объединившимися державами. Мирные договоры 1947 г., заключенные после Второй мировой войны, построены по такой же схеме.

Принятие текста международного договора - стадия заключения договора, означающая выражение согласия государств на окончательность редакции текста международного договора. Тексты договоров с небольшим числом государств принимаются с общего согласия путем голосования или консенсусом. На конференциях с большим числом государств текст договора принимается голосованием на пленарном заседании 2/3 голосов присутствующих на конференции делегатов, если этим же числом голосов не достигнута договоренность об ином порядке принятия текста. В сложных случаях текст договора принимается сначала в том комитете конференции, в котором текст вырабатывался и согласовывался, затем в редакционном комитете и лишь после этого на пленарном заседании конференции, причем по предварительной договоренности или в соответствии с процедурой принимаются разделы (главы) договора или каждая статья отдельно, затем в целом, а результаты голосования заносятся в протоколы конференции.

Принятие текста договора, выработанного в международных организациях, происходит по правилам голосования, применяемым в том ее органе, который принимает текст договора.

Установление аутентичности (окончательности и подлинности) принятых текстов международного договора - стадия заключения договора, означающая завершение согласования текстов договора, влекущее возникновение международного обязательства, запрещающего вносить в одностороннем порядке изменения в аутентичные тексты договора. Формулировки "причем оба текста имеют одинаковую силу" или "все тексты являются равно аутентичными" означают только подлинность текста договора.

Статья 85 Венской конвенции 1969 г. содержит образцовую формулировку об аутентичности текста Конвенции: "Подлинник настоящей Конвенции, английский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. В удостоверение чего нижеподписавшиеся полномочные представители, должным образом уполномоченные своими правительствами, подписали настоящую Конвенцию. Совершено в г. Вене двадцать третьего мая тысяча девятьсот шестьдесят девятого года".

Способы установления аутентичности текстов договора следующие:

Парафирование текстов договора - постановка инициалов уполномоченных (визирование) текстов или отдельных их частей и страниц. В зависимости от сложности текстов и договоренности участников инициалы или визы уполномоченных проставляются либо на каждой странице, либо на первой и последней странице, либо под каждым разделом текстов, если таковые имеются;

Включение текстов договора в состав документов заключительного акта или иного итогового документа международной конференции, подписываемого участниками;

Включение текстов договора в состав резолюции органа международной организации в качестве ее приложения. В таком порядке принимаются конвенции ООН;

Подписание текста договора ad referendum , для заключения договора требующее выражения согласия на его обязательность.

Подписание договора ad referendum отличается от парафирования тем, что является именно подписанием договора, не требующим нового подписания, как после парафирования. На подписание договора ad referendum требуется полномочие. Подписание договора ad referendum обязывает: а) принять действительные меры по выработке окончательного согласия на обязательность договора, например передать его на ратификацию, и б) воздерживаться после подписания договора ad referendum от всяких действий, которые лишили бы договор его объекта и цели (ст. 18 Венской конвенции 1969 г.). Отказ от ратификации или иной формы выражения согласия на обязательность международного договора, подписанного ad referendum , является правомерным действием.

Международный договор не обязывает государство без выражении его согласия на обязательность (opinio juris) . Но, с другой стороны, те государства, которые не согласились участвовать в международных договорах, не вправе требовать от тех, которые согласились на это, добросовестного соблюдения договоров, в которых не участвуют сами.

Нормы Венской конвенции 1969 г. установили семь форм выражения согласия государств на обязательность для них договоров, подписываемых окончательно или ad referendum : 1) подписание договора, если в тексте закреплено положение о том, что договор вступает в силу с момента подписания; 2) обмен нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор; 3) ратификация договора; 4) утверждение договора; 5) принятие договора; 6) присоединение к договору; 7) любой другой способ выражения согласия на обязательность международного договора, о котором была достигнута договоренность в любой форме.

Все вышеизложенные способы выражения согласия на обязательность международного договора в международном плане имеют одинаковую силу. Сила согласия государства на обязательность для него договора не зависит от формы выражения такого согласия и органа государства, давшего такое согласие. Выраженное любым из перечисленных способов согласие является согласием государства как такового на обязательность для него договора.

Во внутригосударственном плане нашей страны также признается одинаковая сила согласия государства на обязательность договора независимо от формы согласия, с той лишь разницей, что в России предусмотрен национальный правовой механизм автоматического разрешения коллизий между нормами российского права и ратифицированного международного договора. Такие договоры называют "самоисполнимыми".

Подписание международного договора , в котором имеется положение о том, что он вступает в силу с момента подписания, означает окончательное выражение согласия на его обязательность.

Встречаются международные договоры, в которых отсутствуют положения о моменте вступления их в силу. В таких случаях значение имеют контекст, сведения, содержащиеся в полномочиях представителей, и практика применения такого договора, свидетельствующие о намерении его участников рассматривать его в качестве обязательного с определенной даты. Согласно обыкновению и правилам телеологического толкования считается, что представители участников договора, подписывая его и действуя добросовестно и разумно, имели в виду придать договору обязательную юридическую силу.

При подписании двусторонних международных договоров применяется норма об альтернате (чередовании подписей), означающая, что в экземпляре договора, принадлежащего данному участнику договора, наименование этого участника, подписи его уполномоченных, печати и текст договора на его языке помещаются на первом месте. Для подписи первым считается место под текстом договора с левой стороны (на языках с правосторонним правописанием - с правой стороны). Если подписи ставятся одна под другой, первым местом считается верхнее.

Обмен документами может иметь двоякое правовое значение: а) установление аутентичности и принятие текста международного договора, б) выражение согласия на его обязательность. Венская конвенция 1969 г. (ст. 13) содержит следующую норму: "Согласие государств на обязательность для них договора, состоящего из документов, которыми они обмениваются, выражается посредством этого обмена, если: a) эти документы предусматривают, что обмен ими будет иметь такую силу; или b) иным образом установлена договоренность этих государств о том, что этот обмен документами должен иметь такую силу".

Ратификация международного договора - процедура получения согласия парламентского органа государства на заключение договора.

Ратификация договора имеет внутреннюю и международную составляющие. Внутренняя составляющая ратификации определяется национальным правом государства, предусматривающим порядок рассмотрения договора представительным органом и форму его согласия на обязательность договора. В Российской Федерации такой формой является закон о ратификации, принимаемый в том же порядке, что и другие законы.

В большинстве стран парламентское согласие на заключение международного договора требуется в основном в тех случаях, когда в связи с заключением договора необходимо изменение действующего законодательства, увеличение бюджетных расходов и т.д.

В ходе ратификации договора недопустимо одностороннее изменение текста; возможно принятие оговорок к многосторонним договорам и заявлений.

Венская конвенция 1969 г. регулирует международную составляющую ратификации, которая выражается в передаче документа о ратификации (ратификационной грамоты) партнеру в случае двустороннего договора либо в обмене или депонировании документа о ратификации у депозитария при заключении многостороннего договора. До передачи ратификационной грамоты согласие государства на обязательность договора считается не выраженным, а лишь заявленным как намерение. Содержание ратификационных грамот определяется обычной нормой, состоящей в том, что в грамоте указываются орган, ратифицировавший договор, наименование ратифицированного договора, место и дата его подписания. Основная часть содержит полный текст этого договора, заявлений и оговорок, если таковые были приняты, всех приложений, актов, планов и дополнительных соглашений, составляющих международный договор. В заключительной части грамоты содержится формула о том, что данный договор будет применяться добросовестно. Здесь же ставятся подпись и печать главы государства, скрепляемая подписью министра иностранных дел (контрассигнатура).

Вследствие действия нормы Венской конвенции 1969 г. разрешается делимость международных договоров, допускается ратификация части международного договора при условии, что сам договор это допускает и что с этим согласны государства-участники.

Принятие международного договора как способ выражения согласия государства на обязательность договора означает, чаще всего и в зависимости от договоренности, присоединение к договору путем его принятия на условиях, предусмотренных в тексте договора и в случае, если предусматривается именно принятие (например, Устав ВОЗ). Кроме того, принятие договора может применяться вместо ратификации в случаях, если договор ратификации не подлежит ("подписание ad referendum договора при условии его принятия"). Направление контрагентам или депозитарию письменного документа о принятии государством международного договора означает, что соблюдена внутригосударственная процедура, предусмотренная для выражения согласия на обязательность договора, а сама процедура принятия договора устанавливается государством самостоятельно и может быть различной в разных странах. Важно, чтобы контрагентам было сообщено о том, что договор принят в соответствии с законными процедурами. Для универсальных международных договоров обычно предусматривается парламентская процедура принятия, придающая согласию государства надлежащий вес и авторитет. В документе (нота или письмо главы государства или правительства) о принятии договора указывается орган, осуществивший принятие договора.

Утверждение (конфирмация) международного договора означает одобрение международного договора правительством или другим исполнительным государственным ведомством при условии, что заключение данного международного договора отнесено к его компетенции. Обычно документ об утверждении международного договора подписывается министром иностранных дел. Такая подпись снимает всякие сомнения, которые могли бы возникнуть относительно компетенции исполнительного органа, утвердившего международный договор.

Присоединение государства к международному многостороннему договору - способ выражения согласия на обязательность международного договора и одновременно способ заключения международного договора для не участвующего в договоре государства на тех условиях присоединения, которые предусмотрены самим договором. Присоединение к договору возможно и в тех случаях, когда присоединяющееся государство не участвовало в заключении договора, и в тех случаях, когда оно участвовало в согласовании текста договора и подписало его, но не выразило своего согласия на обязательность договора. Присоединение к многостороннему международному договору может происходить в форме нотификации, утверждения, принятия или в иной форме, о которой имеется договоренность.

Присоединение допускается к договорам, вступившим и не вступившим в силу. В первом случае договор станет обязательным для присоединяющегося государства с даты представления депозитарию документов о присоединении к договору; во втором случае - с даты вступления самого договора в силу, если он соберет предусмотренное в нем количество ратификаций.

Разрешается свободное присоединение к многосторонним универсальным международным договорам. Такие договоры называются "открытыми". Имеется доктрина, согласно которой любое государство вправе присоединиться к любому международному договору универсального характера. Венская конвенция 1969 г. содержит устаревшую дискриминационную норму, согласно которой участниками этой Конвенции могут быть лишь государства - члены ООН.

Под другими формами выражения согласия на обязательность международного договора понимаются в основном формы согласия, даваемые под отлагательным или отменительным условием.

Отлагательным называется условие, в соответствии с которым согласие на обязательность договора хотя и дано, но не окончательно; оно станет окончательным после совершения какого-либо действия или после наступления какого-либо события.

Отменительным называется условие, согласно которому согласие на обязательность договора является окончательным, но оно потеряет силу, если наступит какое-либо событие или выявятся какие-либо новые, до этого не известные обстоятельства, предусмотренные договором.

Так, в ратификационной грамоте США говорилось, что США ратифицируют договор на условиях, изложенных в решениях конгресса США, и при том условии, что в договоре не окажется каких-либо секретных дел или документов, которые могли бы изменить содержание Договора об ограничении морских вооружений 1930 г.

В нормах права международных договоров отсутствует предписание разумного срока действия отлагательного и отменительного условий.