Ручная работа. Георгий Панайотов

По церковному преданию, Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия" ("Путеводительница"), была написана Святым Евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Византийский император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленский Успенский собор. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
В 1238 году, услышав глас от иконы, повелевавший ему защитить Смоленск, самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых.
В XIV веке Смоленск находился во владении литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1389-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от Царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались два её списка. Один был поставлен в Благовещенском соборе, а другой - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали святую икону в Смоленск.
В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.
Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили наши предки эти иконы - написанную Святым Лукой и список с неё, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля (10 августа) было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.
Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в XIX веке, - 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.
Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви.

Его иконы поражают необыкновенной жизнерадостностью, яркими красками и живыми, выразительными деталями в гармоничном соединении со строгим каноном. Эклектика и элементы модерна в произведениях Георгия Панайотова легко и органично сочетаются с традициями византийской и древнерусской иконописи, позволяя по-новому взглянуть на таинственный мир иконы. Таковы жизнеутверждающая и полная света работа "Господь и Адам дают имена животным", изображение ангела-хранителя в сиреневых одеждах, трепетно склонившегося над младенцем на золотом фоне, и многие другие уникальные произведения.

Молодой и горячо признанный искусствоведами мастер к 20-ти годам уже отмечен многими наградами, его произведения экспонировались в России, на Украине, в Болгарии, Германии и Франции. Георгий - автор иконостаса в храме святой Ольги в Гродно. А икона преподобного Серафима Саровского его работы находилась в собрании Патриарха Алексея II. Сейчас он пишет образы для иконостаса Георгиевской церкви на городище Воронич в Пушкинских Горах и учится в Академии художеств.

Георгий - уроженец Белоруссии. В пятилетнем возрасте он оказался на родине отца - в Болгарии. В Велико Тырново, когда мальчику было 5 лет, состоялось его первое знакомство с иконописным искусством. Георгий с мамой гуляли по городу и зашли в ателье (мастерскую) иконописца Рашко Бонева.

Прелесть болгарских ателье заключается в том, что в них можно посмотреть, как работает мастер, пообщаться с ним. Георгия поразило, что такая красота может создаваться человеком. Мастер подарил мальчику маленькую дощечку, подготовленную к нанесению изображения. Вскоре юный художник приступил к созданию своего первого образа - Христа Пантократора.

- Георгий, скажите, какие у вас остались впечатления от первого соприкосновения с иконописью?

Поразил процесс написания иконы. Обычно видишь их уже готовыми в храме, а здесь я впервые наблюдал, как они создаются. Как наклеивается позолота, рисуются лики и одежды, грунтуется и шлифуется доска - все это сразу стало мне очень интересным.

- А что Вас привлекает в написании икон?

Каждый раз открываешь для себя что-то новое. Раскрыть историю святого, которого пишешь, посмотреть его изображения, выбрать наиболее понравившееся и сделать, например, с него копию. Это чувство открытия сохраняется у меня до сих пор.
Это ощущение возникает каждый раз, когда путешествуешь, смотришь на старые памятники или на современные иконы. Интересно узнавание чего-то старого в новых работах.

- Как надо готовиться к работе - молиться, поститься?

Да, конечно. Но первым делом нужно много прочитать о святом, которого пишешь. Перед началом работы надо определиться с деталями и тонкостями того или иного извода.

- Бывает ли такое, что Вас просят написать икону какого-то святого, а он Вам не близок?

Скорее просто бывают святые, про которых ничего не знаешь. Поэтому интересно работать и с такими заказами тоже. Например, не было разработано иконографии святого Тимофея Воронежского Святогорского. Была икона, которая изображает чудо явления иконы Божией Матери отроку Тимофею. Но она скорее иллюстративна, показывает сам сюжет: святой Тимофей изображен со спины и является как будто второстепенным персонажем. Важно само действие - явление иконы. А в моей работе задача была иная: сделать образ святого персональным, разместить его портретное изображение. И тогда я начал раскапывать про него исторические материалы.

Оказалось, что Александр Пушкин брал прототипом для некоторых героев своих произведений этого отрока - он тоже жил в этой местности. Образ русоволосого пастушка со светлыми глазами, в белой рубахе, подпоясанного веревкой, часто встречается в русском искусстве - от иллюстраций к детским сказкам до федоскинских шкатулок.

- А какова история иконы, на которой изображены Александр Пушкин и митрополит Филарет?

Образ интересен тем, что он был разработан иконописцем архимандритом Зеноном (Теодором), который решил аллегорически написать Пушкина не столько в одеждах XIX века, а в образе античного поэта - с лирой в руках, лавровым венком и в тунике. Действительно, Пушкин и митрополит Филарет общались - сохранились их стихотворные письма. Поэт писал в стихах, а митрополит, перефразируя его стихи, отвечал также в стихотворной форме. Моей задачей было разработать этот небольшой рисунок и адаптировать его под большой формат, сделать монументальнее, тяжеловеснее.

- Значит, на иконах могут быть изображены не только святые?

Конечно. Если мы возьмем житийные сцены, то на иконах могут быть изображены мучители святого, грешники или его друзья. На иконе может быть изображено все, что угодно, только это должно быть богословски оправдано.

- Как удается иконописцу в рамках строгого канона проявлять свое творческое начало?

Рассматривая древние образцы, понимаешь, что для иконописца канон был как чужой язык. Когда изучаешь иностранный язык, сначала учишь слова, потом делаешь из них словосочетания, выражаешься заученными фразами, а уже потом сам начинаешь думать на этом языке. И получается, что органично выражаешь мысли.

Так и в иконописи. Когда к тебе приходит глубокое понимание языка иконописи и начинаешь на нем свободно говорить, понимаешь, что многое можешь себе позволить в рамках канона. Интересно одно изображение святого Георгия на болгарской фреске XVI века:.он дрался с драконом, а потом сел на трон - и у него развязана портянка.

- Икона ведь воспринимается как что-то строгое, аскетичное. А такие живые детали не противоречат канону?

Интересно, что на Руси иконы всегда так воспринимались - это было нечто незнакомое для народа. С принятием христианства люди стали с трепетом и опаской относиться и к воспринятой культуре. У греков же иконография зародилась органично, и отношение к церковной жизни было несколько иным, более спокойным. Это было активной частью их жизни.

А были какие-то интересные моменты в технике, которые Вас поразили? Говорят, Вы открыли для себя интересный способ изображения облаков через прикосновение пальца?

Да, я посмотрел одну старую икону святого Пантелеймона Болгарского XVII века. У нее был сине-зеленый акварельный фон, и меня поразило, как были сделаны облака.

Я попробовал - развел на доске зелено-синий цвет и стал прикладывать то тряпку, то палец. Этот отпечаток дает легкость - проступает воздушный белый грунт, и понимаешь, как мастер это делал.

Необычным способом накладывали твореное золото в Древней Руси и Византии. Оно использовалось для создания ассиста - золотых штрихов на одеждах святых. Брали листики сусального золота и стирали вместе со слюной улитки. Чтобы улитка пустила слюну, ее подносили к свече, и она начинала пузыриться своей слизью.Эту слизь собирали, смешивали с золотом и получалось клейкое вязкое вещество.

В наше время при написании икон поступают более гуманно: все это заменяется гуммиарабиком и водой.

Еще из таких вот старых, непробиваемых технологий - написание букв по золоту. Золото гладкое, краска часто может скатываться, поэтому можно намазать его чесноком - отрезается долька и ею натирается поверхность. Или же добавляется в краску мыло. Такие тонкости передаются от мастера к мастеру.

- С какими трудностями вы сталкиваетесь при работе?

Каждый раз бывает по-разному. Например, очень непростые складки, которые нужно расположить по цветам. Бывает, что самая большая сложность - в лике, когда святого никто не писал. Например, икона священномученика Григория Сербаринова, настоятеля Скорбященского храма на Шпалерной, который был приговорен к расстрелу в 1937 году за отказ снять с себя сан. Его икону я создавал по архивным фотографиям НКВД. Тут была отдельная задача - создать не рисунок с портрета, а икону.

- Какими качествами должен обладать иконописец?

Важно уметь просто рисовать. Сейчас есть расхожее мнение, что для написания иконы не нужно владеть академической живописью. На самом деле это не так. У византийских мастеров была прочная база - они являлись преемниками античной культуры, и изображение обнаженной натуры было им знакомо. Они видели статуи богов, зачастую пользовались композиционными схемами, разработанными эллинами и римлянами, копировали складки и позы с рельефов и скульптур... У первых древнерусских мастеров подобная основа отсутствовала, они "на ровном месте" пытались что-то срисовать. В результате получались несоразмерные пропорции. Крепкая структура и композиция важны для иконы.

- Как Вы считаете, где должны пребывать лучшие образцы икон - в храме или в музее?

Иконы надо всячески сохранять. Если в храме за иконой смогут так же следить, как в музее, то, конечно, ее следует вернуть. Но с богословской точки зрения, будем мы молиться перед "Троицей" Андрея Рублева или любым другим списком с нее - нет разницы. Человек молится не доске, а образу. А с точки зрения обучения новых иконописцев, когда нет уже мастеров XV века - их работы иногда могут сказать гораздо больше, чем сам мастер. Живописец - не всегда хороший педагог. Такие работы надо бережно сохранять. Чтобы больше людей смогли увидеть их при хорошем свете как образец для подражания. Чтобы у нас современная икона тоже развивалась.

Люблю Византийскую школу иконописи, XIV век. Мануил Панселин для меня эталон в технике и воплощении фресковой живописи. Люблю Феофана Грека и Андрея Рублева.

- А кто Ваши любимые художники?

С точки зрения иконописи ценны работы Виктора Васнецова, Михаила Врубеля, Михаила Нестерова. Но они все-таки больше картины, чем иконы. Мне кажется, можно было бы сделать именно в рамках иконы что-то в стиле модерн. У меня есть пример - икона ангела-хранителя. Там этот стиль сочетается с византийской иконописью.

- В чем, по-Вашему, функция искусства?

Искусство должно быть радостным - тянуть человека к красивому. Всегда было понятно, что оно не для каждого. И то, что в советское время пытались сделать "искусство для всех", показало, что это понятие в какой-то момент становится пустышкой. Нужно искать прекрасное.

- Что должен сделать иконописец для того, чтобы икона тронула человека?

Это обоюдный процесс - многое зависит от того, с каким багажом приходит человек. Бывает, что происходит стыковка, бывает - нет. Икона - это образ, который прежде всего должен помочь человеку в молитве.

В петербугском Государственном мемориальном музее А.В.Суворова до 1 октября можно познакомиться с выставкой работ Георгия Панайотова.

Грузино-болгарские связи и торгово-экономические отношения между двумя странами, «Восточное партнерство плюс» и Соглашение об Ассоциации с ЕС, транспортный коридор между Европой и Азией – об этом и многом другом рассказывает в эксклюзивном интервью newcaucasus . com специальный координатор по Восточному партнерству, глава департамента по Кавказу, Центральной Азии и Восточной Европе и Директората по Центральной Азии министерства иностранных дел Республики Болгария, экс-посол Болгарии в Молдове .

— Как вы можете оценить отношения между Болгарией и Грузией?

— Между Грузией и Болгарией существуют глубокие исторические связи, которые представляют серьезную основу для сегодняшнего, очень хорошего двустороннего сотрудничества во всех областях, в том числе экономической, политической и культурной. Очень позитивно на отношения между нашими странами действует проевропейская и проатлантическая ориентация грузинской внешней политики.

Очень интенсивно развивается и политическое сотрудничество. В в июне этого года наш вице-премьер и министр иностранных дел Екатерина Захариева участвовала во встрече группы друзей Грузии, в рамках встречи министров иностранных дел стран Евросоюза и стран партнеров ЕС. В Люксембурге г-жа Захариева встретилась с министром М.Джанелидзе. Затем мы провели двусторонние политические консультации на уровне заместителей министров иностранных дел. Хочу отметить хорошие отношения в сфере парламентского сотрудничества, спикер парламента Грузии пригласил спикера нашего парламента посетить вашу страну. Председатель парламентского комитета Болгарии по внешней политике также получил приглашение от председателя комитета по внешней политики Грузии.

В сентябре этого года госминистр Грузии по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические структуры Виктор Долидзе посетил Софию, где провел очень плодотворные встречи. Отмечу, что в этом году наши страны отметили 25-летие установления дипломатических отношений.

Что касается замороженных конфликтов в Грузии, то наша официальная позиция не меняется, мы поддерживаем территориальную целостность Грузии в рамках международно признанных границ. Мы также поддерживаем Женевский формат переговоров, Болгария вносит свою лепту в рамках Европейского мониторинга миссии EUMM, где у нас 8 представителей.

— Каким торгово-экономическим потенциалом обладают Грузия и Болгария?

— Грузия среди первых 10 торговых партнеров Болгарии. Двусторонние отношения в сфере экономики развиваются хорошо, хотя они пока не достигли должного уровня. Товарооборот между Грузией и Болгарией составляет 340 млн. долларов. Конечно, эта цифра не отражает всего нашего потенциала, который может достичь одного миллиарда.

Товарооборот снизился, — если в 2015 году цифра составляла около 440 млн. долларов, то в 2016 году — 340 млн. долларов. Из них 200 млн. — импорт из Болгарии, 140 млн. — экспорт. Но если сравнить, к примеру, с Казахстаном, то торговый обмен между Болгарией и Казахстаном составляет 12 млн. долларов. То есть, разница очень существенна.

Я надеюсь, что после расширения транспортных связей увеличится и товарооборот. Конечно, в этом плане очень положительное влияние оказывает соглашение между Грузией и Европейским Союзом по свободной торговле.

— Реально ли использовать возможности Болгарии и Грузии как транспортного коридора между Европой и Азией?

— Хочу подчеркнуть значимость инфраструктурных связей между Европой и Азией. Мы надеемся на дифференцированные поставки газа через Азербайджан и Грузию. Важно отметить инициативу Ирана по новому транспортному коридору Персидский залив - Черное море, в которую включена Болгария и Грузия. 26-27 ноября этого года в Тбилиси прошла встреча с участием представителей Ирана, Грузии, Болгарии и Греции.

Мы поддерживаем и китайскую инициативу «16+1». КНР в рамках стратегических проектов «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути» реализует формат «16+1» со странами Центрально-Восточной Европы. Проект коридора Персидский Залив – Черное море является частью Шелкового пути.

Мы хотим принимать участие в проектах расширения портов Батуми, Поти, Анаклия и Кулевского терминала. Болгарская сторона готова учавствовать в строительстве объектов инфраструтктуры, в частности, в строительстве газовых терминалов, нефтетерминалов и линий электропередач.

Есть также намерения включить Грузию в Транс-Европейскую транспортную сеть (TEN-T), которая является основой транспортной политики ЕС, расширяя ее к Восточному партнерству. Цель TEN-Т — улучшение транспортных связей внутри ЕС для облегчения передвижения людей и товаров, и включает в себя создание транспортных коридоров и другие приоритетные проекты.

Для Болгарии очень важно, что Грузия стала членом Энергетического европейского сообщества и мы готовы помочь Грузии в имплементации европейского законодательства в области энергетики. Становясь членом Энергетического сообщества, Грузия получает возможность создания энергетического сектора, соответствующего стандартам Евросоюза. Европейское энергетическое сообщество было создано в 2006 году с целью снижения зависимости новых стран–членов ЕС от российских энергоресурсов и выработки единой энергетической политики. Соглашение подписано Евросоюзом и 9 странами-союзницами, в том числе Украиной и Молдовой.

— Между нашими странами до сих пор нет прямого авиасообщения…

— В 2016 году малобюджетная авиакомпания Wizz Air начала выполнять рейсы между Кутаиси и Софией. Но затем Wizz Air решила закрыть эту линию и перенесла полеты на Салоники (Греция).

Могу сказать, что из Софии было очень много туристов, многие болгарские граждане интересовались посещением Грузии. Мы должны работать с национальными болгарскими компаниями для назначения прямого рейса в Грузию. Так, с 1 января 2018 года малобюджетная авиакомпания Buta Airways (Бута Эйрвэйз) открывает прямой рейс из Софии в Баку.

— Какие совместные проекты осуществляют Грузия и Болгария?

— Хочу сказать о проекте по внедрению норм безопасности продуктов. Департамент сельского хозяйства США (USDA) и Болгарское Агентство по безопасности продуктов (BFSA) оказывают техническую и экспертную помощь по оценке и управлению рисками в сфере животноводства в рамках проекта «Partnership with Bulgaria on Risk Assessment and Risk Management during Food Animal Slaughter Processing». Стоимость проекта составляет 280 тысяч долларов, из них 140 000 выделены Республикой Болгария. Мы подписали меморандум по участию в этом проекте в 2016 году и продолжаем его и сегодня.

Также мы осуществляем проект с международным фондом UNICEF, помогая центру для детей с ограниченными возможностями.

Могу сказать, что Болгария успешно поддерживала кандидатуру Зураба Пололикашвили на должность генерального секретаря Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) на 2018-2021 годы. Мы также поддерживали кандидатуру Грузии в Совет Европы по правам человека ООН на 2016-2018 годы, вице-президентом был избран Шалва Цискаришвили. Сейчас мы хотим, чтобы Грузия поддержала болгарскую кандидатуру в Совет Европы по правам человека ООН на период 2019-2021 годы.

— Что такое «Восточное партнерство плюс» для Грузии, Украины и Молдовы? Насколько необходима эта инициатива?

— Грузия очень важный партнер для Болгарии, в том числе рамках Восточного партнерства. 24 ноября в Брюсселе состоялся 5-й саммит Восточного партнерства, на котором быи отмечены достижения в отношениях ЕС с его шестью восточными партнерами за последние два года, мы обсудили реализацию «20 конкретных задач на период до 2020 года».

Из декларации саммита видно, что Восточное партнерство — это равноправное участие не только Европейского союза, но и наших партнеров.

Саммит дал импульс для развития Восточного партнерства в четырех областях: экономическое развитие и возможности рынка; укрепление государственных институтов и эффективное управление; связь, энергетическая эффективность, экология, изменение климата; мобильность, прямые человеческие контакты.

Грузия, Молдова и Украина подписали соглашение об Ассоциации с Евросоюзом и безвизовом режиме. Однако, наиболее видимые результаты после подписания соглашения об Ассоциации с ЕС и безвизовом режиме показала Грузия. Это конкретные результаты, которые отражаются прямо на населении и обществе.

Шесть наших партнеров (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина) разные и находятся на разном уровне отношений с Европейским Союзом и этот принцип надо как-то применять на практике. Каждая страна имеет свои отношения с ЕС на этом этапе, учитывая и амбиции, которые имеет каждая из стран. Но в то же время, инициатива должна быть единой. На саммите был утвержден еще один очень важный для нас принцип – принцип дифференциации.

— Возможны ли дифференциация и единство вместе?

— Это возможно, так как такие страны как Армения и Азербайджан изменили свою позицию по сравннению с 2013 годом, когда отказались в самый последний момент от подписания соглашения об Ассоциации. Они оказались под внешним давлением. Тем не менее, Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армения–ЕС было подписано 24 ноября текущего года в Брюсселе.

Сейчас идут переговоры с Азербайджаном по новому соглашению с ЕС. Беларусь также проявляет интерес развивать и углублять связи с ЕС. Европейский союз готов пойти на такие соглашения, как и в случае с Арменией, которая участвует в Таможенном союзе; Армения очень настаивала, чтобы новый договор с Евросоюзом не отражался негативно на ее отношениях с Таможенным союзом. Конечно, они не подписали договор о свободной торговле.

С такими странами как Армения и Беларусь, которые участвуют в ЕАЭС, можно развивать более конкректные направления. Можно пойти на визовую либерализацию, но, конечно, не сегодня, а в перспективе. Даже на этом этапе, к примеру, торговля Армении с Евросоюзом выросла более чем на 50%. В определенной мере экономические связи уже развиваются.

— С 1 января 2018 года Болгария будет председательствовать в Совете Европы. Что станет приоритетным в отношении стран Восточного партнерства?

— Во время болгарского председательства в Совете Европы Восточное партнерство остается одним из приоритетов. Это приоритет так называемого трио Эстонии, Болгарии и Австрии, по сути, продлит до 18 месяцев период активной работы. Отмечу, что каждая страна-председатель ЕС занимает свой пост лишь полгода и выходом из ситуации может стать объединение программ, например, трех председательствующих друг за другом стран в одну целую, что Эстония и предложила сделать Болгарии и Австрии.

Нашей задачей станет имплементация решений Пятого саммита, мы хотим получить конкретные и видимые результаты. Мы хотим иметь более низкие тарифы на роуминг между партнерами Восточного партнерства и Евросоюзом. Более доступные кредиты для малых и средних предприятий, увеличение числа студентов по программе Евросоюза Erasmus+, направленной на поддержку сотрудничества в области высшего образования, профессионального обучения, молодежи и спорта. Больше связей в сферах науки и культуры.

Я хотел бы сказать о том, что необходимо использовать многостороннюю платформу для Восточного партнерства. Это означает включенность в процессы не только на уровне межправительственных отношений, но и гражданского общества, медиа, бизнеса и других социальных категорий.

На последнем саммите Восточного партнерства было утверждено, что ЕС может создать Европейский фонд для развития стабильности в странах Восточного партнерства. Я думаю, что это будет целевой Европейский фонд развития, который мог бы сосредоточиться на частных и государственных инвестициях в социально-экономическую инфраструктуру прежде всего в странах, подписавших Соглашение об Ассоциации и свободной торговле с ЕС — Украине, Грузии и Молдове.

Я думаю, до середины следующего года фонд будет создан, может еще во время нашего председательства в Совете Европы. В какой-то мере идея этого нового плана Маршалла сработала и ее приняли. Однако, у 28 стран-членов ЕС есть разное мнение и иногда некоторые страны как, например, Франция и Нидерланды относятся к этому более скептично.

В петербургском Музее Суворова открыта выставка " Георгий Панайотов – иконописец". Ее автор, двадцатилетний петербургский студент, создает свои работы акрилом и экспериментирует с модерновой стилистикой. Георгий Панайотов, студент Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры, познакомился с иконописью 15 лет назад. Тогда будущему иконописцу было всего пять лет. С тех пор он написал около тысячи работ и по праву считается одним из лучших молодых мастеров России.

Человек мира

Гоша родился в Белоруссии, рос в Болгарии, несколько лет назад переехал в Санкт-Петербург. С тех пор как познакомился со своим первым учителем Рашко Боневым, писал почти каждый день. И путешествовал – вместе с мамой посещал болгарские монастыри и храмы, святыни Македонии, европейские страны. Где его родина, Георгий не может определить до сих пор.

– Наверное, это все-таки Болгария. – Парень задумчиво вертит в руках бордовый буклет с информацией о своем творчестве. – Я там родился как иконописец, и меня до сих пор тянет в эту страну. А вообще я – космополит. Не исключаю, что после окончания института перееду из России в совершенно новое место. Я люблю Петербург, но в холодное время года здесь слишком темно. А для того чтобы заниматься иконописью, нужен свет.

Помог святой Мина

Сегодня иконы Георгия Панайотова можно найти в семи странах мира. На его счету более десяти авторских выставок. Вопрос о том, стоит ли показывать Гошины работы публике, был решен, когда юному дарованию было семь лет.

– В болгарском городе Велико-Тырново, где мы тогда жили, было детское кафе, – рассказывает мама Георгия, Инна Аркадьевна. – Его владельцы решили вывешивать в своем заведении работы талантливых местных ребятишек. Одним из первых, кому предложили выставиться, был Гоша. Я долго думала, не будет ли такое предложение противоречить Закону Божию.

Незадолго до выставки Инна села читать Библию и открыла ее на странице, где было написано: если ваши слова и помыслы чисты, открывайте окна и двери и идите к людям. С тех пор началось шествие Гошиных работ по миру: о Панайотове узнали во Франции и Германии, в России его продвижением занялся петербургский искусствовед Юрий Мудров. Это принесло не только известность иконописцу, но и... реальную помощь почитателям его таланта.

– У одной женщины, жившей во Франкфурте-на-Майне, началась черная полоса в жизни – она попала в автокатастрофу, лишилась жилья, – рассказывает Инна. – Ее подруге приснилось: чтобы справиться с неприятностями, надо найти икону святого Мины, выполненную мальчиком с длинными волосами.

Каково же было удивление жительниц Франкфурта, когда они зашли на выставку Гоши! У входа висел фотопортрет молодого иконописца, который тогда носил длинные, почти до пояса, волосы. А среди представленных работ оказалась и икона святого Мины.

– В результате у этой женщины все наладилось. Конечно, чудо сотворила не моя работа, а святой Мина, к которому дама обратилась со своими молитвами, – уточняет Гоша.

Космонавты и донаторы

На золотистом фоне – лик святой Анастасии Узорешительницы. С двух сторон от нее – маленькие фигурки Патриарха Московского Алексия II и Папы Римского Иоанна Павла II. Чуть ниже изображены... космонавты орбитальной станции "Мир" Анатолий Соловьев и Николай Бударин. В снежно-белых скафандрах, круглых шлемах и перчатках с раструбами, они держат в руках по иконе. Это одна из последних авторских разработок Гоши Панайотова. Она посвящена миротворческой акции, которую Католическая и Православная церкви провели в 1995 году.

– Тогда обстановка в мире очень накалилась, – говорит Георгий. – Разыгрались война в Хорватии, конфликт в Боснии и Герцеговине, первая чеченская кампания. Поэтому возникла идея запустить в космос две иконы святой Анастасии, которую одинаково почитают и православные, и католики. Они кружились по орбите Земли около года, чтобы показать: христианский мир един, а мы не должны заниматься междоусобицей. Недавно в Петербурге прошла конференция по итогам этой акции, и она меня так впечатлила, что я решил написать икону.

Гошу часто спрашивают, можно ли изображать "посторонних", не святых людей на иконах. И он не устает повторять: можно. Главное, чтобы их появление было обусловлено ситуацией, которую хочет передать мастер.

– В житийных сценах часто изображаются мучители, еретики, неверующие, – объясняет он. – В сценах, где Иисус Христос воскрешает Лазаря, как правило, присутствует "массовка" – обычные люди, пришедшие посмотреть на чудо. Более того, с начала нашей эры сохраняется традиция изображать на иконах донаторов – людей, которые жертвуют на строительство храма или оказывают ему какую-либо помощь.

Акриловый бунт и модернизм

В сознании нерелигиозного человека иконопись – консервативный вид творчества, окруженный массой табу и запретов. В то время как большинство российских иконописцев предпочитает работать темперой (минеральные краски, тертые на меде, яичном желтке или искусственных эмульсиях), Георгий пишет акрилом – красками, которыми нынче расписывают даже сувенирные футболки и прочий хенд-мейд. На его рабочем столе – пластиковая миска, которую Гоша подставляет под иконы в качестве мольберта, пара карандашей, несколько ярких тюбиков с акрилом.

– Византийский богослов Иоанн Дамаскин говорил: "Любой материал, который послужит во славу Господа, может быть использован", – рассуждает Георгий. – Поэтому разумные технологические новшества в иконописи только приветствуются. Акрил удобен и долговечен, сейчас им пишут многие греческие и болгарские мастера. В России он пока не так распространен, но, думаю, за ним – будущее. То, что в эпоху Андрея Рублева писали яичной темперой, тоже было грандиозным шагом вперед по сравнению с иконами V века, которые создавались красками на восковой основе.

Кстати, акрил не единственное отступление от правил, которое можно найти, присмотревшись к Гошиным иконам. Часть работ юноши выполнена в необычном для иконописи стиле модерн.

– Евангельское слово можно передать в красках с помощью разных изобразительных средств, – уверен Георгий. – Вопрос только в том, чтобы выбранный живописный язык был адекватен времени, в котором ты живешь. Модерн – именно тот стиль, на котором развитие русской иконописи было прервано революцией. После него не было создано ничего нового, поэтому если и заниматься стилистическими поисками, то, думаю, начинать надо именно с этого момента. Хотя теоретически писать иконы можно даже в стиле техно – лишь бы они не противоречили церковным канонам и вызывали у зрителя молельную реакцию.