Кто является основателем науки международного права. Зарождение науки международного права

Появление крупных государств и дипломатических отношений между ними вызвало к жизни и соответствующую теорию. Возникает дипломатическое право и право международное. Нидерландец Бальтазар Айала опубликовал в 1582 г. сочинение «О праве войны и военных учреждениях». В нем он развил учение о посольской неприкосновенности, обосновав его данными опыта и соображениями целесообразности. Большое распространение подучила работа итальянца Альберико Джентили «О посольствах» (1585 г.). Этот автор был одним из наиболее известных предшественников основателя международного права - голландца Гуго Гроция. Родом из Анконы, Альберико Джентили перешел в протестантизм, вынужден был уехать из Италии и стал профессором Оксфордского университета. Ему как юристу пришлось высказаться по поводу деятельности испанского посла Мендозы, который принял участие в заговоре против королевы Елизаветы в пользу Марии Стюарт. По этому поводу он написал целый трактат о правах и обязанностях посла. Джентили оказал глубокое влияние на развитие науки о международном праве в Англии.

Пальма первенства в отношении разработки науки международного права принадлежит, несомненно, Гуго Гроцию (1583-1645 гг.). Историческое значение знаменитого голландского юриста заключалось в том, что в век бесконечных войн между абсолютистскими, т.е. дворянскими государствами, сопровождавшихся грабежами и разорением, он попытался теоретически обосновать и защитить буржуазную собственность и вместе с этим ввести войну в рамки правовых норм. Сочинение, которое создало Гроцию славу - «О праве войны и мира», исходило из права собственности как «естественного права» человека, права, «диктуемого здравым смыслом, т.е. природой». На основе естественного права строится право положительное, т.е. законы, издаваемые государством. Источником положительного права является договор. Договор лежит в основе международного права. Государства, рассматриваемые Гроцием, как отдельные собственники, договариваются между собой о нормах, регулирующих отношения между ними не только в мирное время, но и во время войны. Война, по Гроцию, является фактом естественным: она вытекает из человеческого стремления к самосохранению. Однако война должна быть предпринимаема только в интересах восстановления справедливости. Когда она уже разгорелась, вести ее надо в пределах права и добросовестно. Чтобы война была справедливой, от воюющих сторон требуется уважение свободы торговли, свободы эмиграции, свободы морей, неприкосновенности вражеской собственности в тех пределах, в каких не требуется «возмещение убытков и удовлетворение притязаний за счет врага».

В своем труде Гроций посвятил правам посла целую главу (XVIII). Она интересна в том отношении, что описывает обычаи, которые сложились к началу XVII века в области посольского права. «Всеми признаны, говорит Греции, - два основных права посла: I) право быть принятым тем сувереном, к которому он послан; 2) неприкосновенность личности самого посла, его свиты и его имущества». Гроций подчеркивает, что права посла не столько вытекают из неизменных принципов естественного права, сколько зависят от воли отдельных народов, другими словами, от обычаев страны. Поэтому и первое и второе из основных прав посла в разных странах имеют различный объем. Право посла быть принятым вовсе не означает, что суверен, к которому он направлен, обязан его принять. Необходимо лишь, чтобы отказ в приеме посла был строго обоснован. Если посол отправлен врагом, вторгшимся в страну, или явился с целью подстрекать чужих подданных к мятежу, он с полным основанием лишается права быть принятым. Точно так же обстоит дело и с неприкосновенностью посла (§1V). Большая или меньшая неприкосновенность посла зависит от обычаев страны, в которой он аккредитован. Во всяком случае, думает Гроций, личность посла должна быть изъята из-под действия правила, согласно которому каждый иностранец подчиняется законам той страны, где он находится. С личной неприкосновенностью посла связана и его экстерриториальность. «Так как, - говорит Гроций (гл. XVIII, §IV, 8), - согласно международному праву посол представляет особу своего монарха, он находится как бы вне территории того государства, в котором выполняет свои функции. Отсюда следует, что он не обязан соблюдать законы страны, в которую послан. Если он совершит преступление, то следует либо закрыть на это глаза, либо выслать его за пределы государства; в случае если преступление его наносит стране, где он является послом, существенный ущерб, нужно требовать от его государя либо наказания, либо выдачи посла. Такой же неприкосновенностью пользуются свита посла и его имущество. Что касается права убежища в посольстве, то это право имеется налицо лишь в том случае, если допускается сувереном, при котором посол аккредитован». Гуго Гроций изложил теоретические основы международного права, и в этом огромное значение его труда. В XVII веке стали издаваться сочинения, которые ставили себе более скромные цели - именно дать послу практическое руководство для наилучшего выполнения возложенных на него поручений. Такими были: пособие по дипломатии англичанина Ричарда Сача (1650 г.) и особенно книга голландца Авраама Викфора «Посол и его функции» (1676 г.). Она выдержала несколько изданий и в течение долгого вретени была настольным руководством дипломатов.

Падение в 476 г. н. э. Западной Римской империи и низложение вождем германских наемников Одоакром последнего римского императора Ромула Августула дали простор развитию феодальных отношений. Начали быстро складываться феодальная общественно-экономическая формация и вместе с ней феодальный тип международного права. Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в V-ХVII вв. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Средних веков.

Отличительными чертами этого периода являлись:

1) регионализм;

2) преобладание обычных норм над договорными;

3) значительное влияние церкви на процесс формирования норм международного права.

Единого для всех государств международного права, как и в древности, не существовало. Центрами международной жизни были: Западная Европа, Византия, Киевская Русь, затем Московское государство, Арабский Восток, Индия и Китай. Субъектами международного права в то время являлись не только монархи, папа римский, некоторые религиозные организации - рыцарские ордена (Тевтонский и Ливонский), но и так называемые вольные города и их союзы (г. Висби, Венеция, Ганзейский союз и др.).

Первые века феодализма отмечены многочисленными устными договорами, которые сопровождались либо клятвой, либо рукопожатием. Однако постепенно устанавливается форма и письменного заключения договоров. Чаще их тексты были написаны на латинском языке. Сроки действия таких договоров были самые различные (от.1 года до 50 лет и более). Давность международных соглашений к тому времени не была известна и четко определена. К расторжению международных договоров вели войны. В ту эпоху появились новые виды международных договоров: торговые, о плавании по рекам (Феррарский пакт итальянских городов о свободном плавании по реке По 1117 г.), консульские, валютные и другие соглашения. Феодальные договоры были в основном двусторонними сделками, но в истории известно заключение и многосторонних договоров. Как правило, это были мирные договоры. Так, договор1648 г. вошел в историю как Вестфальский трактат, которым закончилась Тридцатилетняя война. В основе этого трактата лежал принцип политического равновесия, и с тех пор решение европейских проблем осуществлялось не на религиозной, а на светской основе. Как же стоял вопрос разрешения международных споров? Наибольшее распространение получили третейские суды. В качестве арбитров выступали монархи, светские феодалы, папа римский, иногда образовывались коллегии из равного числа участников от каждой из сторон спора.

Как и в период зарождения международного права, так и в Средние века обществу не был известен институт постоянных дипломатических представителей. Постепенно нормы права внешних сношений стали включаться в договоры, хотя по-прежнему и оставались преимущественно обычными. Средневековая практика дипломатии исходила из принципа: «посол лицо государя носит и речи его говорит». Таким образом, послы являлись личностями неприкосновенными. Они наделялись особыми привилегиями и иммунитетами, как-то: невозможность задержания их властями государства и наложения ареста на имущество, освобождение от уплаты пошлин и т. д. Они могли рассчитывать на особые почести церемониального характера.

Вместе с тем возникает институт консулов. Первые из них начали появляться в Х в. В Средиземноморье. Консулы первоначально представляли собой избранных из числа иностранных купцов и мореплавателей лиц, которые должны были защищать их интересы перед местными властями. Получая дальнейшее развитие в Европе, институт консулов постепенно приводит к появлению соответствующих государственных учреждений.

Тяжелым оставалось положение иностранцев. Они находились в полной зависимости от феодала. Их личная безопасность и имущество не были каким-либо образом обеспечены. Имущество умершего иностранца переходило не к его наследникам, а к феодалу. Существовало так называемое береговое право. В соответствии с ним все имущество, выброшенное на берег в случае кораблекрушения, переходило в собственность феодала. С течением времени этот режим несколько смягчается, и вопросы о положении граждан, проживающих за границей, становятся предметом международных договоров.

Дальнейшее развитие получили нормы права войны. Участниками войны считались все взрослые (обычно с 14 лет) мужчины. В мусульманских странах в священной войне могли участвовать и женщины. Законы войны той эпохи оставались по-прежнему суровыми. На основе их не проводилось различие между военными и мирным населением, пленных обращали в рабство, раненых бросали на произвол судьбы, города и селения подвергались разграблениям. А вот на Руси существовал обычай объявления войны заранее («иду на вы» - предупреждение киевских князей), а также неприкосновенности мирных жителей. В более позднее время той эпохи зарождается так называемое попечение о раненых и больных.

Хотя режим нейтралитета и был явлением редким, но уже тогда заметны были более строгие права и обязанности нейтральных государств, а также и их гарантии в этом.

Нельзя не сказать о значении идеи суверенитета и равноправия государств. Суверенитет государства приравнивался к форме суверенитета монарха, так как он являлся единственным его носителем. Подтверждением тому служит изречение французского короля Людовика XIV (1638-1715): «Государство - это я». Равенство государств сводилось к равенству монархов («равный над равным власти не имеет»).

Возникает наука международного права. Ее основоположником принято считать выдающегося голландского юриста Гуго Гроция (1583-1645). В 1625 г. он издал первый систематический труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы международного права.

Великие географические открытия и возникновение в связи с этим глобальных мирохозяйственных связей постепенно приводят к формированию общего для всех уголков планеты международного права; Оно становится по преимуществу договорным, а роль и значение церкви в становлении новых норм международного права неуклонно падает.

Следующим шагом в истории является этап классического международного права, связанный с зарождением капиталистического уклада жизни.

Предыдущая

Понятие современного международного права и его соотношение с внутригосударственным правом.

МП – система норм, регулирующих межгос. отношения, созданные их участниками. МП состоит из норм, индивидуальных дозволений, предписаний и запретов, регулирующих межгос. отношения.

Функции МП:

1) координирующая – в нормах МП отражаются общепризнанные для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений;

2) регулирующая – установление государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия;

3) обеспечивающая – принятие норм, побуждающих гос-ва соблюдать междунар. обязательства;

4) охранительная – защита законных прав и интересов государства.

Два типа правовых сис­тем - международное право и внутригосударственное право .

Общие черты :

1) Они представляют собой совокупность юр. принципов и норм, выполнение которых может быть обеспечено принудительно.

2) Обладают сходной структурой: делятся на отрасли, подотрасли, институты и правовые нормы.

3) Используют практически одни и те же юр. конструк­ции и термины.

Отличия :

1) По предмету регулирования .

ВГП регулирует отношения между субъектами национального права отдельных государств.

МП регламентирует взаимоотношения субъектов МП (гос-в, народов, борющихся за свою независимость, междунар. органи­заций, государствоподобных формирований).

2) По способу создания правовых норм .

Нормы ВГП создаются в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное на­правление правового регулирования - «вертикальное», «сверху - вниз».

Нормы МП создаются «горизон­тально», его субъектами на основе свободного волеизъявления участ­ников международного общения.

3) По источникам права.

Нормы ВГП сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев.

Нормы МП выражены в форме междуна­родных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организа­ций.

4) По субъектам права .

Субъекты ВГП - государст­во, гос. органы и должностные лица, субъекты федерации, органы МСУ, Ю и ФЛ.

Субъекты МП выступают не только адресатами междунар.-правовых норм, но и их создателями.

5) По способу обеспечения исполнения норм .

Нормы ВГП обеспечиваются принуди­тельной силой государства.

Исполнения норм МП производится самими субъектами МП (индивидуально или коллективно).

История международного права и его науки.

Возникновение МП связано с появлением государств. Периодизацию развития МП можно представить в виде четырех периодов:

1. Предыстория МП. Древние века. Субъектами международных отношений были не государства, а их властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций. Средние века (VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания МП, оказалась Европа. В период Средневековья накопились значительные традиции в сфере дипломатических отношений, переговорной практики, межд. торговли (особенно морской), ведения и прекращения войны, что подготовило в конечном счете возникновение МП как такового.


2. Классическое МП. В Средние века возникает наука МП. Ее основоположником принято считать Гуго Гроция. В 1625 г. он издал труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы МП. Большой шаг вперед в развитии МП был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены «всеобщий мир и принципы справедливости», отказ от всякой войны с целью завоевания. МП стало необходимым регулятором значительного объема межд. отношений. Наметились сдвиги и в национальном праве, которое закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило правовой режим иностранцев.

3. Переход от классического к современному МП (1919-1946 гг.). В 1919 г. державы-победительницы создали Лигу Наций и приняли ее уставный документ - Статут. Эта организация была призвана обеспечить мир и сотрудничество между государствами. На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей межд. организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному МП.

4. Современное МП. Фундамент современного МП права был заложен Уставом ООН. В основу МП был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Одной из самых типичных черт современного МП является утверждение в нем прав человека.

История науки международного права неотделима от истории самого международного права. Вместе с тем, наука международного права как система теорий, идей и взглядов развивалась по своим внутренним законам, подчиняясь собственной логике. Международно-правовая доктрина более субъективна, чем само международное право, так как в большей степени подвержена воздействию личностных и психологических факторов. Существенным является и то, что наука международного права как самостоятельная отрасль научного знания сформировалась значительно позже международного права как совокупности норм и принципов, регулирующих международные отношения. Достаточно долгое время международно-правовые воззрения отдельных мыслителей были лишь частью их общих социально-политических взглядов.

В древности практически вся международно-правовая доктрина в той или иной степени касалась войны и средств её ведения. Рассуждения о войне можно встретить у Аристотеля, Геродота, Платона, Плутарха и других древнегреческих мыслителей, которые в своих трудах отразили антагонизм между греками и варварами. Право Древнего Рима носило ярко выраженную цивилистическую окраску, поэтому римские юристы практически никак не затрагивали в своих трудах международно-правовые аспекты. Однако уже у Цицерона есть рассуждения о справедливых и несправедливых войнах и осуждение последних. В целом римские мыслители способствовали проникновению идей естественного (вытекающего из самой природы) права в международные отношения, что впоследствии оказало огромное влияние на формирование современного международного права.

Естественно-правовое направление доктрины международного права было представлено в Средние века Фомой Аквинским, который рассматривал межгосударственные отношения как часть божественного порядка, присущего природе в целом. Фома Аквинский, вслед за Августином Блаженным, подразделял войны между государствами на справедливые и несправедливые. Оба средневековых мыслителя указывали в своих трудах на критерии справедливой войны: самооборона, неисполнение противником своих договорных обязательств и другие. Августин Блаженный в своем труде “О граде божьем” обосновал необходимость строгого соблюдения всеми государствами международных договоров.

В 1576 году француз Ж. Боден издает своё знаменитое произведение “Шесть книг о республике” , где впервые в истории международно-правовой мысли формулируется понятие суверенитета как абсолютного права монарха осуществлять юридическую власть в государстве. Несколько позже международно-правовая доктрина признала суверенитет неотъемлемым свойством каждого государства. В ХVI веке впервые появляются научные труды, целиком или преимущественно посвященные вопросам международного права. Среди них можно назвать работы А. Джентили “О посольствах” 1585 года (в ней отстаивается идея иммунитета иностранного посла от уголовного преследования в стране пребывания) и “Право войны” 1598 года, где утверждается, что война допустима только при наличии у воюющих сторон уважительных причин. Наконец, в 1625 году появляется первый труд, в котором была сделана попытка систематизировать все вопросы, касающиеся действующего в то время международного права. Речь идёт о работе Гуго Гроция “О праве войны и мира” - самом известном произведении средневековой доктрины международного права. Гуго Гроций указывал на двойственную природу международного права: с одной стороны, в его основе лежит общая воля государств, основанная на обычае или договоре, с другой стороны - межгосударственные отношения необходимо отражают естественный (божественный) порядок. Можно сказать, что мыслитель положил начало делению права на естественное и позитивное, благодаря чему позже сформировались две основные правовые школы - естественно-правовая и нормативная (позитивно-правовая). Многие ученые считают, что появление труда “О праве войны и мира” свидетельствует о появлении науки международного права в её классическом понимании.


В ХVIII веке естественно-правовое направление науки международного права отстаивали Х. Вольф, С Пуффендорф (Германия) и другие ученые, а позитивно-правовое - К. Бинкерсхук (Голландия), Р. Зеч (Англия). С другой стороны, швейцарский учёный Э. Ваттель в своём произведении “Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов” (1758 год) утверждал, как и Г. Гроций, что международное право включает в себя как естественное, так и позитивное начало, причём естественное право уравнивает все народы и государства независимо от их численности, территории и военной мощи. Немецкий учёный Г. Ф. Мартенс теоретически обосновал деление позитивного международного права на обычное и более распространенное в Европе конвенционное (договорное). В конце ХVIII века Г. Ф. Мартенс издал “Собрание договоров о союзе” - один из первых сборников международных соглашений, состоявший из восьми томов. Самым же первым систематизированным сборником считается выпущенный Г. В. Лейбницем “Кодекс дипломатии и международного права”, вышедший в 1693 году.

Следующая веха в истории международно-правовой науки - формирование международного права как академической дисциплины, преподаваемой в высших учебных заведениях. В XIX веке соответствующие курсы начинают читаться в Германии (Й. Клюбер, А. Гефтер, Ф. Лист, Ф. Гольцендорф), в Англии (Р. Филлимор, Т. Твисс), во Франции (Ж. Рейневаль), в США (Г. Уитон, Дж. Кент) и т.д.

В период между двумя мировыми войнами на доктрину международного права существенное влияние оказывали идеи советской международно-правовой школы , яркими представителями которой были В. Э. Грабарь, В. Н. Дурденевский, С. Б. Крылов, Д. Б. Левин и другие. Именно советское государство последовательно отстаивало международно-правовое запрещение агрессивных войн, колониализма, аннексий, контрибуций, признание права наций и народов на самоопределение, защиту социальных прав и свобод человека.

В ХХ веке наука международного права превратилась в самостоятельную отрасль правовой науки со всеми присущими ей атрибутами: научными направлениями, школами, печатными изданиями, организационными структурами (кафедрами, институтами и др.). Международно-правовая наука, по-прежнему испытывая огромное влияние со стороны международной практики, стала, в свою очередь, активно воздействовать на действующее международное право. В частности, прогрессивное развитие международного права (в отличие от кодификации, “опережающее” действующие нормы) является заслугой учёных, активно внедряющих свои концепции и теории в международные отношения. Признание огромной роли доктрины международного права выражается, в частности, в том, что её представители неизменно являются членами Международного Суда ООН. Советская школа международного права была представлена в прошлом столетии такими именами, как И. П. Блищенко, В. С. Верещетин, А. Л. Колодкин, Ю. М. Колосов, И. И. Лукашук, С. В. Молодцов, Г. И. Тункин, Н. А. Ушаков и многими другими.

Что касается казахстанской науки международного права , то она в качестве самостоятельной научной школы находится на этапе становления. Лишь в конце прошлого века в Казахском национальном университете имени аль-Фараби была создана кафедра международного права, открыта специальность “международное право” и осуществлен первый выпуск специалистов в данной области. Основоположником казахстанской школы международного права по праву считается доктор юридических наук, профессор М. А. Сарсембаев. В настоящее время научные исследования в области международного права ведутся такими учёными, как Ж. О. Кулжабаева, С. Ж. Айдарбаев, Ж. М. Аманжолов, М. С. Досымбекова, Ж. Т. Сайрамбаева, А. А. Салимгерей и другими.

Контрольные вопросы

1.Каковы основные подходы к периодизации истории международного права?

2.Каковы отличительные признаки международного права древности?

3.Почему международное право в средние века носило региональный характер?

4.Когда появились первые постоянные посольства?

5.В чём сущность современного международного права?

6.Назовите основных представителей науки международного права в Средние века.

7.Чем различаются естественно-правовая и позитивно-правовая концепции международного права?

Литература

Баскин Ю. А., Фельдман Д. И. История международного права. - М., 1990.

Грабарь В. Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647-1917). - М., 1958.

Коровин Е. А. История международного права. Вып. 1. - М., 1946.

Левин Д. Б. История международного права. - М., 1962.

Сарсембаев М. А. Международное право. - Алматы, 1996.

Сарсембаев М. А. Международное право в истории Казахстана и Средней Азии. - Алма-Ата, 1991.

Международное право (далее МП) является достоянием мировой цивилизации. Возникло оно с появлением государств и их функций. На раннем этапе своего становления МП начало функционировать в виде регионально международно-правовых систем. Впервые в истории человеческого общества МП зародилось на территориях древнего Китая и Индии, позднее в древней Греции и древнем Риме. Законы Ману в древней Индии содержали правила об установлении посольских отношений между странами о неприкосновенности послов иностранных государств. Эти законы требовали гуманного отношения к военнопленным и раненым. Одна из основных мыслей этого свода относится к законам не истребления мирных жителей о достижении победы над вооружёнными противниками. Гуманные нормы войны зафиксированы в древнейшем документе Китая, в трактате о военном искусстве. Котируемой ХVII веком до н. э. путешествовавшие послы, закрепляющие своей деятельностью дипломатические отношения между государствами древнего Китая пользовались неприкосновенностью. Государствам этого периода был знаком институт международного суда, разрешавший между ними споры. В других государствах целей науки МП не было, были отдельные высказывания древних мыслителей, философов, ораторов по тем или иным аспектам международно-правовых отношений. Платон, Аристотель, Цецерон и другие выступали с осуждением не справедливых воин. Заслугу древнеримским юристам можно поставить за то, что они первыми разработали право народа и обозначили его термином «jus gentium» лат.

В древности центры международной жизни лишь начинали складываться. Международно-правовые нормы часто имели религиозную окраску. Истоки современного дипломатического права, права международных договоров и вооружённых конфликтов зародились в древнем государстве. В средние века феодальная раздробленность была характерной чертой развития человеческого общества.

Договоры были многочисленными, трудно было отличить публично правовые от частноправовых. Субъектами договора часто выступали феодалы города; Римская католическая церковь оказала существенное влияние на развитие Европейского феодального МП. Ею издавались правила по поводу ограничения так называемых частных воин. Она считала необходимым запрещать военные действия в те или иные дни недели. Предоставляла в церквях убежища. Практика этого периода выработала различные гарантии соблюдения международного договора. Клятва на Библии и на Коране были гарантией тех или иных международных договоров. Римские папы могли выступать в качестве гарантов договора, издавая по этому поводу специальные буллы. Как гаранты обеспечения международного договора использовались заложники. Как правило, договоры в средние века были двухсторонними, вместе с тем начинают появляться многосторонние договора. Таким был Вестфальский трактат 1648 г., который юридически оформил окончание тридцатилетней войны. По нему была признана независимость Швейцарии и Голландии. Многие княжества Германии провозглашала свобода плавания по Рейну для государств. Конечное развитие получило посольское право. Обмен посольствами стал более регулярным, в XV-XVII века появились институты консулов. В период империи консулы имели только почётное звание, позднее должностное лицо, чиновник, отправляемый правительством за границу для защиты правовых, торговых и иных интересов своих подданных.

С развитием мореплавания и международной торговли (МТ) признаётся принцип свободы судоходства в открытых морях и океанах, для всех государств закрепляется обычай морского права. В частности можно сослаться на изданный в XIV веке «консалатодельмаре» - кодекс морских обычаев. Международно-правовые воззрения в условиях феодализма получили дальнейшее развитие, хотя не было ещё науки МП. Тем не менее, рассуждения мыслителей представляют ценность для современной международно-правовой науки.

Августин Блаженный (1054-1430). Он утверждал, что люди и государства должны руководствоваться нормами справедливости.

Средневековый поэт Данте (1266-1321) в труде о монархии затрагивал вопросы МП.

Чешский король Иржи Подебрат в XV веке выдвигал идею общего Европейского союза (ЕС), и создания МОр с целью обеспечения мира.

Зарождение международно-правовой науки приходится на период позднего феодализма. В XVI-XVII века 1625 г. появился первый систематизированный труд о праве войны и мира. Написанный голландским юристом Гуго Гроцием, которого справедливо называют отцом науки МП. Он отстаивал свободу плавания в открытом море, а также решительно осуждал войны и их жестокость.

  • 1. естественно-правовое
  • 2. позитивистское
  • 3. гроцианское

Представители первого направления считали, что МП основывается только на божьей воли, а договоры лишь закрепляют эту волю.

Позитивисты считали, что только закреплённые в положении международных договоров, норм можно отнести к МП.

Последователи Гроция старались совместить естественно-правовое и позитивистское направления, труды Гуго Гроция и его последователей в XVII веке привели к созданию науки МП. С развитием капитализма в Европе, создание мирового рынка, расширение и углубление МТ повели к заключению многосторонних соглашений и к образованию межгосударственных организаций. В числе первых появились такие МОр как Международный Телеграфный Союз 1866 г., Всемирный Почтовый Союз 1874 г., Международный Железнодорожный Союз 1886 г. это вызвало качественное и ускоренное развитие МП.

К числу демократических норм принятых в МП следует отнести кодифицированные и гуманные законы, и обычаи войны, нашедшие выражение в Женевской конвенции (1867 г.) о режиме раненых и больных.

В Гаагских конвенциях 1899 - 1907 гг. прогрессивным в этих конвенциях было положение о том, что война не ведётся против мирных жителей, она ведётся между сражавшимися. Гаагские конвенции ввели в МО целую систему средств мирного разрешения споров между государствами. В Европе исчезают такие прежние способы осуществления международных договоров, как принесение клятвы, предоставление заложников, поручительство папы Римского.