Домашнее задание по теме профессии подготовительная группа. Лексическая тема «Профессии в детском саду

Новая лексика

Существительные:

строитель, каменщик, маляр, учитель, продавец, плотник, стекольщик, архитектор, воспитатель, повар, врач,

медсестра. Названия инструментов, связанных с данными профессиями (см. тема « Инструменты »).

Глаголы:

поднимать, класть, управлять, красить, собирать, строить, чинить, лечить, учить.

Прилагательные:

высокий, низкий, красивый, блочный, кирпичный, де вянный, городской, внимательный, строгий, умный, умел

Наречия:

красиво, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро, лов

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Профессии».

ХОД игры : воспитатель читает детям стихотворение, затем просит их постараться вспомнить, названия каких профессий

встречаются в стихотворении, какие ещё профессии они знают.

Я ДОМА НЕ ЛЮБЛЮ СИДЕТЬ

Я дома не люблю сидеть,

Мне нравится ходить.

Люблю ходить, люблю глядеть,

Друзей с собой водить.

Люблю глядеть на облака,

На солнечный восход;

На то, как гулкая река

Разламывает лёд.

На то, как мастерит столяр

Стол, стул иль табурет,

И красит комнаты маляр

В любой весёлый цвет.

Как дворник убирает двор -

Сгребает в кучу снег,

И как танцует полотёр -

Весёлый человек .

Как в бурю , в зной или в мороз ,

Под ветра острый свист

Ведёт тяжёлый паровоз

Бесстрашный машинист.

Я дома не люблю сидеть,

Нет, не люблю сидеть.

Мне нравится на мир глядеть,

На солнечный глядеть!

Е. Благинина

Игра «Стихи-небылицы»

Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

стихотворение и найти в нём ошибки.

Ловко дом возвёл учитель,

Пишет музыку певец,

Шьёт одежду продавец.

С. Чешева

Игра «Угадай, кем я хочу быть?»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, связную речь, актуализировать словарный запас по темам «Профессии»,

«Инструменты».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям подумать, кем они хотели бы быть, описать свою профессию так, чтобы другие дета

отгадали.

Например:

Ребёнок: Мне нужны такие инструменты: ножницы, расчёска , бритва , фен .

Остальные дети: Ты хочешь быть парикмахером.

Игра «Кто чем управляет»

Цель: закреплять умение употреблять существительное в форме творительного падежа.

Ход игры. Воспитатель выставляет на панно картинки с изображением транспорта и предлагает сказать, кто каким

транспортом управляет.

(Водитель) ... управляет автобусом.

(Шофёр) ... управляет грузовиком.

(Машинист) ... управляет поездом.

(Вертолётчик) ... управляет вертолётом.

(Лётчик) ... управляет самолётом.

(Капитан) ... управляет кораблём.

(Мотоциклист) ... управляет мотоциклом.

(Велосипедист) ... управляет велосипедом.

(Космонавт) ... управляет ракетой.

Игра «Кто чем занимается?»

Цели: развивать грамматический строй речи, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.

Например:

Врач (что делает?) лечит людей.

Учитель... Повар...

Пожарный... Портниха...

Дворник... Почтальон...

Продавец... Художник...

Воспитатель... Парикмахер...

Игра «Объясняй-ка»

Цели: развивать грамматический строй речи, словообразование: учить пониманию и толкованию сложных слов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям объяснить, из каких слов получились названия профессий.

Слова: рыболов, лесоруб, дровосек, зверовод, коневод, овощевод, садовод и т. д.

Игра «Кому что нужно?»

Цели: развивать слуховое внимание, формировать грамматический строй речи, учить употреблению дательного

падежа существительных, образованию относительных прилагательных.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложение , найти ошибку , исправить ее , повторить

предложение правильно.

Кастрюля нужна... повар {повару).

Пила нужна... плотник (плотнику).

Станок нужен... токарь (токарю).

Мука нужна... пекарь (пекарю).

Кисти нужны... художник (художнику).

Топор нужен... лесоруб (лесорубу).

Ножницы нужны... портной (портному).

Молоток нужен... сапожник (сапожнику).

Игра «Рассыпанные слоги»

Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и зрительную память, активизировать словарный

запас по теме «Профессии».

Ход игры . Воспитатель предлагает детям «починить» слова, которые рассыпались. На ковролинографе - слоги: ТОР - ПО -

ПА - ЖЕ - РИК - МА - ДОВ - НИК - СА - ДОЖ - ХУ - НИК -

ИН - ХЕР - НЕР - ДОК - ВАР. Дети составляют из них слова.

Слова: художник, парикмахер, доктор, садовник, инженер, повар.

Игра «Назови звуки»

Цели : совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый и последний звуки в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый и последний звуки в словах - названиях профессий.

Слова: повар, врач, инженер, плотник, машинист, столяр, каменщик, художник, маляр, архитектор.

Игра «Кем быть?»

Цели: развивать связную речь, учить связному монологическому высказыванию, активизировать словарь детей

по теме «Профессии».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить рассказ.

Однажды в детском саду дети мечтали о том, кем они будут, когда станут взрослыми. Петя сказал:

Я хочу лечить людей. Я буду (кем?)... .

А я, - сказала Юля, - когда вырасту, стану воспитывать маленьких детей. Я буду (кем?)... .

Это что! - ответил Вася. - Вот я скоро стану людей из огня спасать, с пожаром бороться. Я буду (кем?)... . .

Подумаешь, пожарный! - засмеялась Катя. - Я вот картины писать начну. Я стану (кем?)... .

Самый маленький мальчик Олег посмотрел на ребят и тихо сказал:

А я буду готовить для вас еду. Я стану (кем?)...

С. Чешева

Текст для пересказа

ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всём разговаривали.

Спросил как-то дедушка внука:

А для чего, Петенька, людям руки нужны?

Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

А ещё для чего? - спросил дед.

Чтобы ложку держать.

А ещё?

Чтобы кошку гладить.

А ещё?

Чтобы камешки в речку бросать...

Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он маленький был и по своим рукам обо всех других

судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь свет держится.

Е. Пермяк Вопросы:

О чём дедушка спросил Петю? Что отвечал Петя?

Почему Петя отвечал так? Для чего же человеку

больше всего руки нужны?

Текст для пересказа

ДВА ПЛУГА

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга.

Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу, а другой долго и совершенно бесполезно лежал,

провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как

серебро, и был даже ещё лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без

всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это

время ты пролежал на боку, ничего не делая.

К . Ушинский

Вопросы :

Как и где были сделаны два плуга?

К кому попал один плуг и, что случилось с другим?

Как выглядели оба плуга, когда встретились снова?

О чём говорили два плуга?

Лексическая тема «Профессии пап. Инструменты» (29.01.18-02.02.18)

старшая группа №10

Задачи

Интегрируемые образовательные области

Отметка о решении поставленных задач

1. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях

2. Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах.

3. Развивать внимание, память, мышление; воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых. Учить понимать пословицы и объяснять их смысл.

4. Учить выразительно передавать в рисунке образы животных; выбирать материал для рисования по своему желанию, развивать представление о выразительных возможностях выбранного материала. Учить рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей. Закреплять технические навыки и умения в рисовании. Продолжать развивать детское изобразительное творчество. Учить детей создавать изображения из бумаги. Закреплять умение вырезывать части овальной формы. Закреплять умение вырезывать на глаз мелкие детали (шапка, пуговицы и др.), аккуратно наклеивать изображения на большой лист. Упражнять в вырезывании симметричных частей одежды из бумаги, сложенной вдвое (рукава, штаны Петрушки).

5.Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц. Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольник квадрат, треугольник, круг. Продолжать учиться ориентироваться на листе бумаги.

6.Формировать у детей умение строить различные мосты; закрепить представление о из назначении и строении; закреплять умение соблюдать пропорциональность и симметричность.

Образовательная деятельность в режимных моментах в рамках изучаемой темы

Комплекс УГГ: см. картотеку январь 5 неделя

Комплекс гимнастики после сна: см. картотеку январь 3 неделя

Физкультминутка:

«Профессии»
Мы в профессии играли ходьба на месте
В миг мы лётчиками стали! прямые руки в стороны
В самолёте полетали - покружиться вокруг себя
И шофёрами вдруг стали! ходьба на месте
Руль теперь в руках у нас руки перед собой, «держим руль»
Быстро едем, просто класс! бег вокруг себя с рулем
А теперь на стройке мы ходьба на месте
Кладём ровно кирпичи. руки перед собой согнуты в локтях
Раз- кирпич и два, и три – поднимаем руки вверх
Строим дом мы, посмотри! соединить прямые руки над головой
Вот закончена игра,
Нам на стульчики пора.

Пальчиковая гимнастика:

Профессии

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтер, строитель.

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю. (Втянуть руки вперед ладонями вверх.)

«Повар»

Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу)

А тут отключили свет.

Повар леща берет (Загибают большие пальцы )

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья, (Загибают средние пальцы )

Угли бьет поварёшкой. (Загибают безымянные пальцы )

Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец)

И очень доволен он. (Разводят руками)

СХТД: Тема: «Снежинки» (рисование по трафареты, набрызг).

Цель: Учить изображать явления природы на бумаге; знакомить с холодны-

ми оттенками голубого и синего цвета.

Артикуляционная гимнастика "Маляр"

Словарь по теме:

Существительные: шофер, водитель, машинист, летчик, капитан, конструктор, кровельщик, почтальон, штукатур, маляр. Плотник, пограничник, моряк, строитель, хлебороб, рабочий, военный, молоток, топор, пила, клещи, ножниц, нож сверло, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень, тиски, рубанок гвоздь, дрова, гайка, винт, железо, медь, золото, серебро.

Прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый, кожаный, металлический, серебряный, нейлоновый, деревянный, пуховый, стеклянный.

Глаголы: забивать, рубить, пилить, откручивать, закручивать, шить, резать, зажимать, собирать, разбирать, водить, управлять, разносить, строить, штукатурить, крыть, охранять.

(тёмно - синей, голубой, фиолетовый);

СЧХЛ: В.В.Маяковского «Кем быть?», «Моя улица» С.Михалков, Г.Люнцин

«Строитель»

Дидактические игры:

«Что на что похоже» Цель. Подводить детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы, а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам.

«Найди различия» . Цель : развивать произвольное внимание, наблюдательность, закрепить умение различать и называть цвета.

Кто больше назовет профессий, для которых нужен телефон ”. Цель: формировать у детей представление о пользе телефона в жизни человека.

«Собери предмет». Цель. Побуждать детей к поиску недостающих деталей; формировать понимание того, что отсутствие какой-либо части делает невозможным использование предмета.

Ситуация общения: «Все профессии нужны, все профессии важны». Цель: формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Проблемная ситуация: Ситуативный разговор «Кто и что помогает папе по хозяйству». Цель: формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции.

Социально-эмоциональные игры:

«Подари мне радость». Цель: закрепить представление детей о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе, продолжать формировать представления о социальной роли каждого члена семьи.

« Моя дружная семья». Цель: формировать положительную самооценку, закреплять знание домашнего адреса и телефона, имени и отчеств родителей, их профессий.

Психогимнастическое упражнение.
Цель: Учить изображать эмоциональное состояние людей разных профессий, используя выразительные движения и пластику.
- Каждый из вас должен выбрать любую профессию и изобразить ее не только действием, но и мимикой. Как вы покажете шофера, художника, музыканта, парикмахера?

Подвижные игры:

«Охотники и зайцы» - упражнять детей в метании, ориентировке в пространстве. «Мы веселые ребята» - учить детей бегать, увертываться, не попадаться ловишки.

«Снежная карусель» - упражнение в ловкости, беге, прыжках.

«Чье звено скорее соберется» - учить детей бегать и быстро строиться.

Сюжетно-ролевая игра: « Строительство» /старший возраст/

Ознакомление с окружающим

Обогащение игрового опыта

Изменение предметно-игровой среды

Активизирующее общение взрослого с детьми

1. Беседа с детьми.

Цель: познакомить детей с трудом людей на стройке и разнообразием строительных профессий/каменщик, маляр, штукатур, электрик, сантехник, сварщик, мастер…/

Чтение «Каменщик», «Маляр», «Плотник» С.Баруздин

Внесение строительного материала, инструменты, строительная техника, журналы по дизайну.

Воспитатель предлагает детям разделиться на бригады и поручает каждой бригаде определенный участок работы. Как играть? Кто кем будет? Что нужно для игры? Что будете делать?

2. Рассматривание иллюстраций о строительстве

Цель: уточнение последовательности этапов строительства.

Загадывание загадок об инструментах

Изготовление с детьми плана строительства журналов по дизайну

Выбор объекта строительства; выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку; строительство, сдача объекта.Какими должны быть люди на стройке? Почему?

3. Просмотр презентации «На стройке»

Цель: посмотреть как люди разных профессий выполняют одно общее дело.

Д/и “Кому что нужно для работы?”

Строительный материал каски, инструменты.

Форма строителя. Бросовый материал(кисти, плотный картон) Набор игрушек зверюшек.

Бригадир советует каменщикам как лучше класть стены, шоферам подсказывает, какой материал необходимо привести, грузчикам помогает организовать погрузку и выгрузку с помощью кранов Обсуждение дисциплинированных правил организаций игры.

Мероприятия по взаимодействию с семьями воспитанников:

Цель: познакомить родителей с активностью детей в зимний период на прогулке. Повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей навыков безопасного поведения на прогулке в зимний период времени; формировать готовность родителей к сотрудничеству в вопросах развития у детей навыков безопасного поведения; помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.

Индивидуальные беседы «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».

Содержание развивающей предметно-пространственной среды: внести в книжный уголок иллюстрации с изображением зимних профессий пап и инструментов, произведения писателей «Каменщик», «Маляр», «Плотник» С.Баруздин, В.В.Маяковского «Кем быть?», «Моя улица» С.Михалков, Г.Люнцин «Строитель»: в центр настольно – печатных игр внести дидактические игры: “Кому что нужно для работы?” «Что перепутал художник», «Что на что похоже», «Найди различия», «Собери предмет».

Итоговое мероприятие по теме недели: Выставка портфолио родителей « Профессии пап».

Предварительная работа:

ИЗО: рассматривание картин с профессий, просмотр мультфильмов, игры в игровом уголке, чтение книг.

Конструирование: рассматривание иллюстраций с изображением разных мостов, игры со строительным материалом, беседа о назначении мостов и их строении, и/ упражнение: «Найди два одинаковых моста», «Назови части моста».

ФЭМП: Дидактические игры «Состав», «Где спряталась матрешка?»

Ознакомление с окружающим: игры – забавы во время прогулки, наблюдение за транспортом, подвижные игры и спортивные упражнения на участке.

Планирование мероприятий, направленных на выявление и поддержку интересов и способностей детей: предложить детям организовать конкурс по украшению участке.

Речевой материал

Лексическая тема «Профессии»

Профессии.

Имя существительное: врач, учитель, воспитатель, повар, портной, парикмахер, продавец, садовник, летчик, шофер, артист, сапожник, строитель, рабочий, спортсмен, почтальон, пожарный, ткач, пастух, трубочист.

Прилагательные: строительный, рабочий, садовый, сапожный, столярный, спортивный, рыболовный, врачебный, учительский, водительский, пожарный, пастущий, детективный, директорский, парикмахерский, художественный, юридический.

Глаголы: работать, строить, учить, воспитывать, разводить, шить, готовить, чинить.

Формирование грамматического строя речи.

  • Усвоение некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа.

Врач- врачи

Воспитатель - воспитатели

Продавец- продавцы

Садовник- садовники

Летчик- летчики

Водитель- водители

Сапожник- сапожники

Строитель- строители

Пожарный- пожарные

Ткач- ткачи

Пастух- пастухи

Артист- артисты

Спортсмен- спортсмены

Трубочист- трубочисты

Тракторист- трактористы

Портной- портные

Рабочий- рабочие

Военный- военные

Учитель- учителя

Повар- повара

  • Образование имени существительного женского рода от существительного мужского рода.

Повар- повариха

Портной- портниха

Ткач- ткачиха

Продавец- продавщица

Воспитатель- воспитательница

Учитель- учительница

Садовник- садовница

Певец- певица

Художник- художница

Писатель- писательница

Летчик- летчица

Журналист- журналистка

Официант- официантка

Спортсмен- спортсменка

Актер (артист)- актриса (артистка)

Санитар- санитарка

Пастух- пастушка

Парикмахер- парикмахерша

  • Практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к профессиям.

У строителя инструмент (какой?)- строительный

У рабочего инструмент- рабочий

У садовника инструмент- садовый

У столяра инструмент- столярный

У спортсмена- инструмент- спортивный

У рыболова снасти- спортивный

У врача кабинет- врачебный

У директора кабинет- директорский

У учителя кабинет- учительский

У водителя права- водительские

У пожарных машина- пожарная

У пастуха рожок- пастуший

У детектива агентство- детективное

У парикмахера ножницы- парикмахерские

У художника выставка- художественная

У юриста образование- юридическое

У летчика поле- летное

  • Усвоение некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными и глаголами единственного и множественного числа.

Врач лечит- врачи лечат

Воспитатель воспитывает- воспитатели воспитывают

Продавец продает- продавцы продают

Садовник сажает- садовники сажают

Водитель водит- водители водят

Строитель строит- строители строят

Пожарный тушит- пожарные тушат

Ткач ткет- ткачи ткут

Пастух пасет- пастухи пасут

Портной шьет- портные шьют

Рабочий работает- рабочие работают

Учитель учит- учителя учат

Повар варит- повара варят

  • Усвоение некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа в сочетании с глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.

Врач лечит- врачи лечили

Садовник сажает- садовники сажали

Летчик летает- летчики летают

Водитель водит- водители водили

Сапожник чинит- сапожники чинили

Строитель строит- строители строили

Пожарный тушит- пожарные тушили

Ткач ткет- ткачи ткали

Пастух пасет- пастухи пасли

Артист выступает- артисты выступали

Певец поет- певцы пели

Спортсмен тренируется- спортсмены тренируются

Тракторист пашет- трактористы пашут

Трубочист чистит- трубочисты чистят

Экскаваторщик работает- экскаваторщики работают

Портной шьет- портные шьют

Рабочий работает- рабочие работали

Военный воюет- военные воевали

Учитель учит- учителя учат

Повар варит- повара варят

Сторож сторожит- сторожа сторожат

  • Усвоение некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными мужского и женского рода в сочетании с глаголами прошедшего времени

Учитель учил- учительница учила

Воспитатель воспитывал- воспитательница воспитывала

Певец пел- певица пела

Писатель писал- писательница писала

Продавец продавал- продавщица продавала

Садовник сажал (цветы)- садовница сажала (цветы)

Летчик летал (на самолете)- летчица летала (на самолете)

Художник рисовал- художница рисовала

Повар варил (суп)- повариха варила (суп)

Портной шил- портниха шила

Ткач ткал- ткачиха ткала

Артист выступал (на сцене)- артистка выступала (на сцене)

Журналист писал (статью)- журналистка писала (статью)

Официант накрывал (на стол)- официантка накрывала (на стол)

Санитар работал- санитарка работала

Спортсмен тренировался- спортсменка тренировалась

Пастух пас (стадо)- пастушка пасла (стадо)

Парикмахер сделал (прическу)- парикмахерша сделала (прическу)

  • Усвоение навыка согласования числительных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа.

Учитель

Врач

Воспитатель

Строитель

Ткач

Повар

Парикмахер

Садовник

Летчик

Артист

Сапожник

Спортсмен

Художник

Журналист

Пастух

Продавец

Учителя

Врача

Воспитателя

Строителя

Ткача

Повара

Парикмахера

Садовника

Летчика

Артиста

Сапожника

Спортсмена

Художника

Журналиста

Пастуха

Продавца

Учителей

Врачей

Воспитателей

Строителей

Ткачей

Поваров

Парикмахеров

Садовников

Летчиков

Артистов

Сапожников

Спортсменов

Художников

Журналистов

Пастухов

Продавцов

  • Употребление простых предлогов «на» «в» в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

Моряк- корабль-

Моряк служит на корабле.

Строитель-стройка-

Строитель работает на стройке.

Артист- сцена-

Артист выступает на сцене.

Повар- кухня-

Повар готовит на кухне.

Летчик- самолет-

Летчик летает на самолете.

Официант- стол-

Официант накрывает на стол.

Врач- больница-

Врач лечит в больнице.

Учитель- школа-

Учитель учит в школе.

Продавец- магазин-

Продавец продает в магазине.

Садовник- сад-

Садовник работает в саду.

Спортсмен- спортзал-

Спортсмен тренируется в спортзале.

Парикмахер- парикмахерская-

Парикмахер работает в парикмахерской.

Офицер- армия-

Офицер служит в армии.

  • Согласование глаголов настоящего времени с существительными а роде.

Игра «Что я сделал не скажу лучше я вам покажу».

Ход игры: Перед играющими лежат предметы (инструменты по профессиям). Дети по очереди берут какой-нибудь предмет и выполняют с ним действия. Остальные дети описывают действия показывающего ребенка и узнают профессию которую он изображает. Например: «Вова пишет книгу. Он писатель». «Женя стрижет волосы. Она парикмахер». «Саша шьет иглой. Она портниха». Ваня солит суп. Он повар». Коля слушает фонендоскопом. Он врач». «Катя принесла письмо. Она почтальон». «Даша рисует картину. Она художник».

Игра «Угадай мою профессию».

Ребенок выбирает на столе у педагога реальные предметы игрушки или предметные картинки относящиеся к определенным профессиям и говорит: «Я взял нож доску половник. Какая у меня профессия?». Дети должны угадать о какой профессии идет речь и назвать действия которые выполняет человек этой профессии. («Эта профессия- повар. Повар готовит еду»).

Игра «Отгадай профессию».

Ребенок загадывает профессию дети задают ему вопросы:

Какие инструменты необходимы для этой профессии?

Нужна ли специальная одежда для этой профессии? Какая?

С кем (или с чем) работает человек этой профессии?

Чем занимаются люди этой профессии?

Формирование и расширение

Лексической стороны речи.

  • Уточнение глагольного словаря дифференциация сходных действий.

Шьет- вяжет- вышивает

Строит- чинит- ремонтирует

Поливает- наливает- выливает

  • Словообразование (сложные слова).

(проговаривать хором и индивидуально )

Рыбу ловит- рыболов

Пчел разводит- пчеловод

Землю копает- землекоп

Трубы чистит- трубочист

Лес рубит- лесоруб

Сад разводит- садовод

Цветы разводит- цветовод

Пожар тушит- пожарный

Детей учит- учитель

Детей воспитывает- воспитатель

На тракторе работает- тракторист

На экскаваторе работает- экскаваторщик

Ткань ткет- ткач (ткачиха)

Сапоги шьет- сапожник

Продает- продавец

Работает- рабочий

Строит- строитель

Стада пасет- пастух

  • Автоматизация звука (Р) во фразах.

Рабочий работает.

Рыбак рыбачит.

Продавец продает.

Сторож сторожит.

Фотограф фотографирует.

Сварщик сваривает.

Рассказчик рассказывает.

Нормировщик нормирует.

Странник странствует.

Уборщица убирает.

  • Образование и употребление родственных слов.

Строитель- стройка строительство строить строительный постройка застройка выстроенный.

Садовник- сад садовница садик садочек, полисадник, полисадничек, садовый, посадочный (материал).

Учитель - учительница, ученик, учеба, учительский, учить, учебный, учебник, заучивать.

Летчик- летчица, летать, полет, взлет, самолет, летающий, полететь, улететь, прилететь, вылететь, летчик.

Развитие лексико- синтаксического анализа.

Цель: закрепление навыка построения предложений.

Игра «Регулировщики».

Детям предлагается стать регулировщиками. Но регулировать они будут не уличное движение, а речь ведущего. Слушая произносимые вслух предложения, они должны будут поднимать сигналы- точки- в том месте, где предложения заканчиваются. Ведущий обязан остановиться тогда, когда дети поднимут сигнал. Если они ошиблись, ведущий указывает им на ошибку, демонстрируя тот фрагмент предложения, который дети приняли за целое. Таким образом, усваивается понимание того, что предложение выражает законченную мысль. Текст читается два раза. Первый раз дети прослушивают. На второй- выполняют задание.

Текст для игры.

В детский сад пришли два новичка- Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спросил Колю:

Где работает твоя мама?

А разве ты не догадался? – удивился Коля. – Она же так пахнет лекарствами. Моя мама- врач. Заболеет человек- мама вылечит. А твоя мама, где работает?

А ты не знаешь?- сказал Толя. – Она же так пахнет хлебом. Моя мама пекарь. Она кормит людей. Без хлеба не мог бы жить никто.

И врач?- спросил Коля.

И врач- ответил Толя.

Новые туфли .

Папа подарил Светлане новые туфли. Света была рада. Она пошла в них в школу. Света берегла туфли. Она знала- туфли делали много мастеров.

Один мастер кроил туфли из кожи. Другие пришивали подошвы, прибивали каблуки.

Мастерам помогали машины.

Кузнецы.

В нашем селе большая новая кузница. Она расположена в конце улицы.

В кузнице целый день работают кузнецы. У кузнецов много разных дел.

Они готовят машины и прицепы для работы в поле, куют цепи, подковы для коней .

Развитие связной речи.

  1. Составление описательного рассказа по схеме.
  2. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
  3. Рассказывание по картинке (Козырева с.144 «Фотограф»).
  4. Обучение составлению рассказов- описаний с элементами рассуждения (игра «Как ты узнал?», «Кто кем хочет быть?»).
  • Составление описательного рассказа (по схеме)

Игра «Писатель»: Ребенку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал рассказ о какой- либо профессии. Один ребенок выходит под аплодисменты друзей и рассказывает свою «придумку».

Игра «Самый главный»: Педагог раздает детям предметные картинки и представители разных профессий, кто из них самый главный. Дети описывают предмет, изображенный на картинке, по схеме от первого лица и заканчивают свой рассказ словами: «Я самый главный». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужны и полезны.

Игра «Загадки»: Один ребенок загадывает профессию и описывает ее, а остальные дети отгадывают, о ком он говорит. Ребенок, который угадал название профессии, составляет следующий описательный рассказ.

  • Составление рассказов- описаний с элементами рассуждения.

Игра «как ты узнал»?

Цель: Учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Ход игры. Перед детьми раскладывают карты, на которых нарисованы представители разных профессий. Эти карты раздают игрокам. Дети рассматривают картинки, а затем по очереди рассказывают, почему они решили, что перед ними именно эта профессия. Объясняют, выбирая только существительные признаки.

Игра «Кто кем хочет быть».

Ход игры. Игроки по очереди выбирают себе одну или несколько картинок с любимыми профессиями и рассказывают о них. Вместе с ведущим они выясняют, какими способностями и чертами характера должен обладать человек данной профессии.


Ольга Блинова
Домашнее задание «Профессии»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Тема этой недели «ПРОФЕССИИ » .

побеседовать с ребёнком о том, что на свете есть очень много профессий , спросить его, какие профессии он знает , кем бы он хотел стать, когда вырастет;

спросить у ребёнка, что делают люди разных профессий , какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны;

рассказать ребёнку о своей профессии , о том, где и кем вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям;

если есть возможность, отведите ребёнка на место вашей работы.

2. Игра с мячом «Закончи мое предложение» . Взрослый говорит начало предложения и кидает ребенку мяч, а ребенок ловит мяч и заканчивает предложение.

Учитель детей. (учит) .

Пожарный пожар. (тушит) .

Повар обед. (варит) .

Парикмахер волосы. (укладывает, сушит) .

Милиционер за порядком. (следит) .

Портниха одежду. (шьет) .

Писатель книги. (пишет) .

Врач людей. (лечит) .

3. Дидактическое упражнение «Что будет, если.»

Взрослый задает вопросы по своему выбору.

Что будет, если повара перестанут готовить пищу?

Что будет, если врачи перестанут лечить людей?

Что будет, если учителя перестанут учить детей?

Что будет, если строители перестанут строить дома ?

Что будет, если водители откажутся сесть за руль?

4. Дидактическое упражнение «Найди причину» .

Взрослый начинает предложение, ребенок заканчивает.

Сшитое платье было слишком длинным, потому что.

После посещения врача Сережа быстро пошел на поправку, потому что.

Покупатель поблагодарил продавца за товар, потому что.

Дом сгорел до основания, потому что.

В городском парке засохли на клумбах все цветы, потому что.

5. Дидактическое упражнение «Кому что нужно для работы?»

Взрослый называет профессию , ребенок должен рассказать, какое оборудование (инструменты) необходимы человеку данной профессии .

6. Загадайте ребенку загадки.

Почему меня боятся

Взрослые и дети?

Ведь жужжащая машина

Людям зубы лечит! (Стоматолог) .

Целый день кручу баранку,

Чтоб людей всех отвезти.

Нужно их доставить быстро,

Адрес правильно найти. (Таксист) .

Вам продам любой товар,

Упакую в целлофан.

О товаре расскажу,

Что купить вам, предложу. (Продавец) .

Я работаю в саду,

Но не где деревья.

Я всему детей учу.

Прихожу в сад первой. (Воспитатель)

Помогаю я врачу : делаю уколы,

Раздаю больным таблетки,

Ставлю банки и компресс.

Всем помочь готова. (Медсестра) .

С огнем бороться мы должны -

С водою мы напарники.

В беде мы людям всем нужны.

Так кто же мы? (Пожарные) .

7. Прочитайте ребенку стихи и рассказы о профессиях :

«Пожар» С. Маршака

«Айболит» К. Чуковского

«Чем пахнут ремесла» Д. Родари

«А что у вас?» С. Михалкова

«Дядя Степа» С. Михалкова

«Разноцветный мальчик» О. Дриз

- дополнительный материал по теме "Профессии".

Новая лексика

Существительные:

строитель,каменщик,маляр,учитель,продавец, плотник, стекольщик, архитектор, воспитатель, повар, врач,

медсестра.Названия инструментов,связанных с данными профессиями (см. тема « Инструменты »).

Глаголы:

поднимать,класть,управлять,красить,собирать, строить, чинить, лечить, учить.

Прилагательные:

высокий, низкий, красивый, блочный, кирпичный, де вянный, городской, внимательный, строгий, умный, умел

Наречия:

красиво, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро, лов

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели: развиватьслуховоевниманиеипамять,уточнятьи активизировать словарь по лексической теме «Профессии».

ХОДигры :воспитатель читает детям стихотворение,затем проситихпостаратьсявспомнить,названиякакихпрофессий

встречаются в стихотворении, какие ещё профессии они знают.

Я ДОМА НЕ ЛЮБЛЮ СИДЕТЬ

Я дома не люблю сидеть,

Мне нравится ходить.

Люблю ходить, люблю глядеть,

Друзей с собой водить.

Люблю глядеть на облака,

На солнечный восход;

На то, как гулкая река

Разламывает лёд.

На то, как мастерит столяр

Стол, стул иль табурет,

И красит комнаты маляр

В любой весёлый цвет.

Как дворник убирает двор -

Сгребает в кучу снег,

И как танцуетполотёр -

Весёлый человек.

Каквбурю, взнойиливмороз,

Под ветра острый свист

Ведёт тяжёлый паровоз

Бесстрашный машинист.

Я дома не люблю сидеть,

Нет, не люблю сидеть.

Мне нравится на мир глядеть,

На солнечный глядеть!

Е. Благинина

Игра «Стихи-небылицы»

Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

Ходигры. стихотворение и найти в нём ошибки.

Ловко дом возвёл учитель,

Пишет музыку певец,

Шьёт одежду продавец.

С. Чешева

Игра «Угадай, кем я хочу быть?»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, связную речь, актуализироватьсловарныйзапаспотемам«Профессии»,

«Инструменты».

Ход игры.Воспитатель предлагает детям подумать, кем они хотели бы быть, описать свою профессию так, чтобы другие дета

отгадали.

Например:

Ребёнок:Мненужнытакиеинструменты:ножницы, расчёска, бритва, фен.

Остальные дети: Ты хочешь быть парикмахером.

Игра «Кто чем управляет»

Цель: закреплятьумениеупотреблятьсуществительноев форме творительного падежа.

Ходигры. Воспитательвыставляетнапаннокартинкис изображениемтранспортаипредлагаетсказать,ктокаким

транспортом управляет.

(Водитель) ... управляет автобусом.

(Шофёр) ... управляет грузовиком.

(Машинист) ... управляет поездом.

(Вертолётчик) ... управляет вертолётом.

(Лётчик) ... управляет самолётом.

(Капитан) ... управляет кораблём.

(Мотоциклист) ... управляет мотоциклом.

(Велосипедист) ... управляет велосипедом.

(Космонавт) ... управляет ракетой.

Игра «Кто чем занимается?»

Цели: развивать грамматический строй речи, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямответитьна вопросы.

Например:

Врач (что делает?) лечит людей.

Учитель... Повар...

Пожарный... Портниха...

Дворник... Почтальон...

Продавец... Художник...

Воспитатель... Парикмахер...

Игра «Объясняй-ка»

Цели: развиватьграмматическийстройречи, словообразование:учитьпониманиюитолкованиюсложных слов.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямобъяснить,из каких слов получились названия профессий.

Слова: рыболов,лесоруб,дровосек,зверовод,коневод, овощевод, садовод и т. д.

Игра «Кому что нужно?»

Цели: развиватьслуховоевнимание,формировать грамматическийстройречи,учитьупотреблениюдательного

падежасуществительных,образованиюотносительных прилагательных.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямпрослушать предложение, найтиошибку, исправитьее, повторить

предложение правильно.

Кастрюля нужна... повар {повару).

Пила нужна... плотник (плотнику).

Станок нужен... токарь (токарю).

Мука нужна... пекарь (пекарю).

Кисти нужны... художник (художнику).

Топор нужен... лесоруб (лесорубу).

Ножницы нужны... портной (портному).

Молоток нужен... сапожник (сапожнику).

Игра «Рассыпанные слоги»

Цель: развиватьслоговойанализисинтез,зрительное вниманиеизрительнуюпамять,активизироватьсловарный

запас по теме «Профессии».

Ход игры . Воспитатель предлагает детям «починить» слова, которые рассыпались. На ковролинографе - слоги: ТОР - ПО -

ПА - ЖЕ - РИК - МА - ДОВ - НИК - СА - ДОЖ - ХУ - НИК -

ИН - ХЕР - НЕР - ДОК - ВАР. Дети составляют из них слова.

Слова: художник,парикмахер,доктор,садовник,инженер, повар.

Игра «Назови звуки»

Цели : совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый и последний звуки в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый и последний звуки в словах - названиях профессий.

Слова: повар,врач,инженер,плотник,машинист,столяр, каменщик, художник, маляр, архитектор.

Игра «Кем быть?»

Цели: развиватьсвязнуюречь,учитьсвязному монологическому высказыванию, активизировать словарь детей

по теме «Профессии».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить рассказ.

Однажды в детском саду дети мечтали о том, кем они будут, когда станут взрослыми. Петя сказал:

Я хочу лечить людей. Я буду (кем?)... .

А я, - сказала Юля, - когда вырасту, стану воспитывать маленьких детей. Я буду (кем?)... .

Это что!- ответил Вася. - Вот я скоро стану людей из огня спасать, с пожаром бороться. Я буду (кем?)... ..

Подумаешь,пожарный!-засмеяласьКатя.-Явот картины писать начну. Я стану (кем?)... .

СамыймаленькиймальчикОлегпосмотрелнаребятитихо сказал:

А я буду готовить для вас еду. Я стану (кем?)...

С. Чешева

Текст для пересказа

ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ

Петясдедушкойбольшимидрузьямибыли.Обовсём разговаривали.

Спросил как-то дедушка внука:

А для чего, Петенька, людям руки нужны?

Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

А ещё для чего? - спросил дед.

Чтобы ложку держать.

А ещё?

Чтобы кошку гладить.

А ещё?

Чтобы камешки в речку бросать...

ВесьвечеротвечалПетядедушке.Правильноотвечал. Только он маленькийбыл и по своим рукамобо всех других

судил,а не по трудовым, рабочим рукам,которыми вся жизнь, весь свет держится.

Е. Пермяк Вопросы:

О чём дедушка спросил Петю? Что отвечал Петя?

Почему Петя отвечал так? Для чего же человеку

больше всего руки нужны?

Текст для пересказа

ДВА ПЛУГА

Изодногоитогожекускажелезаиводнойитойже мастерской были сделаны два плуга.

Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл вработу,адругойдолгоисовершеннобесполезнолежал,

провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились.Плуг,бывшийуземледельца,блестел,как

серебро,ибылдажеещёлучше,чемвтовремя,когдаон толькочтовышелизмастерской;плугже,пролежавшийбез

всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи,пожалуйста,отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

Оттруда,моймилый,-отвечалтот.-Аеслиты заржавелисделалсяхуже,чем был,топотому,чтовсёэто

время ты пролежал на боку, ничего не делая.

К. Ушинский

Вопросы:

Как и где были сделаны два плуга?

К кому попал один плуг и, что случилось с другим?

Как выглядели оба плуга, когда встретились снова?

О чём говорили два плуга?