Когда православный календарь предусматривает сплошные седмицы. Седмица: что это такое

В церковнославянском языке слово «седмица» полностью соответствует привычному нам варианту «неделя». Но есть один нюанс: наши предки словом «неделя» называли не все семь дней, а только один из них? тот, который мы сейчас именуем воскресеньем. С него начинался семидневный отсчёт, и в этот день подобало отдыхать. Слово «неделя» и произошло от «не делать», то есть отдыхать. Седмицей же звали весь цикл из семи дней. Кроме обычных седмиц в православном календаре есть и особенные. Поговорим о них.

Прежде всего, узнаем, о том, что представляет собой сплошная седмица. Что такое седмица, мы выяснили, а вот каково значение слова «сплошная»? Чтобы в этом разобраться, сделаем небольшое отступление, обратившись к церковному уставу. Дело в том, что в течение недели (седмицы) он предписывает соблюдение двух однодневных постов.

Первый из них? в среду. Это день, когда Иуда Искариот явился к первосвященникам и предложил им за вознаграждение предать Иисуса Христа. В память о печальном дне каждую среду православные люди соблюдают пост.

Второй однодневный пост предписан в пятницу. Он установлен в память о величайшем событии? в это день был распят Иисус Христос. Вот так в течение года все православные люди два дня в неделю соблюдают пост. Седмица в этом случае является обычной.

Пять сплошных седмиц

Есть седмицы, в которые разрешается вкушать скоромное все семь дней подряд. Именно это и называется «сплошная седмица». Что такое святки, наверное, знают все. Это время от Рождества Христова до Крещения Господня. Вот в этот период и включена первая в году сплошная седмица. Всего их пять. За две недели до начала Великого поста установлена сплошная седмица, которая называется седмицей мытаря и фарисея. Перед самым началом Великого поста? сырные семь дней. Их в народе называют Масленицей. Это тоже сплошная седмица, но в указанные дни из рациона исключается мясо.

После радостного весеннего праздника Пасхи наступает ещё одна? Пасхальная, или светлая седмица. Завершив долгие недели поста, церковь даёт нам возможность пополнить силы. И, наконец, последняя в году сплошная седмица? Троицкая. Она следует сразу после праздника Троицы. И это не случайно. Именно для того, чтобы выделить день, в который Бог впервые явил при крещении Иисуса Христа в Иордане своё триединство, и установлена сплошная седмица.

Что такое Страстная седмица?

Заканчиваются сорок дней Великого поста, установленного в память о времени, проведённом Господом нашим в пустыне. До светлого Христова Воскресенья остаётся неделя. Это последние 7 дней земной жизни Спасителя. События, наполнившие её, столь важны и драматичны, что вся неделя так и называется? Великая седмица. Ещё её называют Страстной, то есть наполненной страданиями. Имеются в виду искупительные муки, перенесённые Спасителем в течение этих дней.

Дни Великой седмицы

Название шести дней этой недели начинаются со слова «великий». В Великий понедельник церковь вспоминает чудо иссушения бесплодной смоковницы. Этим она даёт пример веры и силы молитвы, а также обречённости всего и всех, кто не несёт в себе плоды Христова учения. В Великий вторник Христос, придя в храм, многому учит, наставляет собравшихся. Первосвященники и старейшины хотят схватить Его, но не решаются. В Великую среду вспоминается возлияние некоей женщиной на главу Христа драгоценного мира, а также сговор Иуды с первосвященниками.

Великий четверг насыщен событиями, достойными воспоминаний. Это и Тайная вечеря, и омовение Христом ног учеников его, и драматические события в Гефсиманском саду, и всё то, что за ними последовало. Великая пятница? день распятия Иисуса Христа, Его великой искупительной жертвы. Следующая за ним Великая суббота? день, когда Спаситель вывел из глубин ада всех ветхозаветных праведников, разрушив его и открыв всем людям путь в вечную жизнь.

В этой статье мы рассмотрели, что такое сплошная седмица, что такое Страстная седмица, какой смысл в них вкладывает церковь. Это очень важные понятия, без которых невозможно произвести полноценное выполнение годового круга богослужений.

Седмица (буквально «семерка», от слав. седмь; греч. έβδομάς, от έπτά – «семь») – церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла.

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В сплошные седмицы отсутствуют посты по средам и пятницам.

Сплошные седмицы в 2019 году

Сплошных седмиц пять:
1. Святки – с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января.
2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого Поста – 17 — 23 февраля.
3. Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса) – 4 — 10 марта.
4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи – 28 апреля — 4 мая.
5. Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – 16 — 22 июня.

Можно ли причащаться на сплошной седмице?

Подходит к концу сплошная седмица - одна из подготовительных недель перед Великим постом. В связи с этим у многих прихожан возникает вопрос: а как причащаться в ближайшие субботу и воскресенье, ведь обычная подготовка к принятию Святых Христовых Таин включает в себя, в том числе, телесный пост? Следует ли дерзать приступить к Чаше, не постившись, или наоборот, нужно поститься обычным порядком и при этом игнорировать установления церковного устава, предполагающего в сплошную седмицу отсутствие поста даже в среду и пятницу? А может, вообще в этот период не следует приступать к причастию?

За разъяснением этого сложного для многих момента обратимся к нескольким уважаемым и авторитетным священнослужителям. Их попросили ответить на два вопроса: можно ли причащаться на сплошной седмице и в следующее за ней воскресенье? если да, то как следует готовиться к причастию в эти дни?

Наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов):

– В понимании этого вопроса нам нужно разделять обилие пастырских практик и частных мнений, которые могут быть, и требования устава. Есть граница для частных богословских мнений и пастырских практик, и в данном случае состоит она в том, что Литургия в этот день совершается, а это значит, что Церковь благословляет причащение верующих.

Мне довелось в жизни встречаться со священниками, которые убеждены в том, что в сплошные седмицы нельзя причащать, и категорически отказывают в этом верующим. Приходилось видеть, насколько это зачастую было болезненно для людей.

И понятно, почему, ведь те могут находиться в разных духовных и душевных состояниях. Например, бывает период какой-то особой скорби у человека, когда он естественным образом постится, поэтому греха не будет, если в сплошную седмицу он по состоянию души и тела не будет вкушать скоромного, а по расположению души будет устремлен к причастию, будет искать у Христа помощи в своих сложных обстоятельствах. Поэтому причащаться можно, нужно и необходимо в таких случаях, и Церковь как любящая Мать ни в коем случае не отвергает своих чад от этого укрепления – самого большого, которое она может дать – через причастие Святых Тела и Крови Христовых.

Мудрый устав церковный знает сплошные седмицы. В то же время это не значит, что к причастию в данный период можно не готовиться постом, молитвой. В сплошные седмицы, как и всегда, необходима подготовка к причастию, а вот конкретные вопросы уже нужно оставлять на усмотрение пастыря и его духовного чада: например, именины могут случиться в этот период - как верующему попоститься, чтобы достойно принять причастие? При рассмотрении таких вопросов есть множество индивидуальных, частных обстоятельств, которые нужно принимать во внимание.

Ну, а в целом, если есть послабление поста и, в частности, полная его отмена в среду и пятницу на сплошной седмице, то думается, что можно определенное послабление в этой части приготовления и предусмотреть. Это дело индивидуального духовного суждения пастыря и пасомого.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель московского храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Николай Балашов:

– Причащаться, конечно, можно. В те дни, когда нельзя причащаться, и Литургия не служится, например, в Великую пятницу на Страстной седмице.

Подготовка к причастию на сплошной седмице зависит от человека и от того, как часто он причащается. Думаю, что тем, кто причащается часто, - скажем, каждую неделю - достаточно соблюдать установленные посты. Этому правилу в основном и следует духовенство. А как налагать на других бремена, которых сам не несешь? Думаю, это дурно и неправильно. А вот тем, кто причащается совсем редко, – скажем, раз в году или и того реже – и по какой-то причине нуждается в Таинстве именно в эти дни, я бы, пожалуй, посоветовал попоститься хотя бы несколько дней, хоть седмица и сплошная.

Главная же подготовка, конечно, не в диете, а в испытании совести, в жажде иной жизни: «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).

Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов:

– Нет Божественной литургии, за которой верующим нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. И в этом смысле никакая сплошная седмица не является периодом, когда православный человек не должен причащаться, если имеет к тому побуждение и желание.

Что касается вопроса о том, следует ли держать пост перед причастием в сплошную седмицу, то, руководствуясь духом и буквой Типикона, следует отметить, что устанавливать для себя пост в то время, когда Церковь его отменяет, значит, как минимум, самочинствовать и налагать бремена, которых налагать не нужно.

С точки зрения внешней подготовки к причащению все просто: в сплошную седмицу кушайте то, что разрешается, - то есть скоромное, но не устраивайте себе пир «от пуза» накануне причащения. Ведь понятно, что и в постный день можно съесть три килограмма жареной картошки вплоть до того, чтоб потом страдать от несварения желудка, это тоже не будет должным способом приготовления к принятию Святых Христовых Таин. Тем более следует воздержаться от неадекватного употребления алкоголя.

Какие препятствия могут возникнуть у желающего причаститься в сплошную седмицу? С моей точки зрения, препятствие может быть только одно: недопустимо приступать к Святым Тайнам тому, кто сознательно и лукаво откладывает причастие на сплошную неделю, чтобы не готовиться к нему. Предположим, причащается человек три или четыре раза в год, и вместо того, чтоб дождаться Великого поста, поговеть, собраться, он говорит: «Причащусь-ка я на сплошной седмице после Недели мытаря и фарисея, на Масленице и в Светлую неделю – так можно будет не поститься перед принятием Святых Таин». Понятно, что если идеей причастия в этот период является не устремление ко Христу, а бегство от поста, то человек, который руководствуется такими мыслями, поступает лукаво, ему можно посоветовать ради пользы его же духовного и телесного здоровья подумать о себе и пока не причащаться.

Заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы игумен Исидор (Тупикин):

– Причащаться на сплошной седмице не только можно, но и нужно. Совершение священником Божественной литургии предполагает причащение присутствующих на ней.

Как быть с постом перед причастием? Если речь идет о так называемых «практикующих» верующих (часто причащающихся, понимающих смысл поста), то по индивидуальному благословению духовника возможно причащение без многодневного поста – достаточно будет только лишь накануне воздержаться от скоромной пищи и иных удовольствий.

Участие в Таинстве исповеди перед причащением, сердечное покаяние и осознание своего недостоинства перед Богом открывают нам возможность причащения не только в седмицу Недели мытаря и фарисея, но и в Светлую седмицу и на Святках.

Доцент Московской Духовной академии, главный редактор научного богословского портала «Богослов.ru» протоиерей Павел Великанов:

– А разве может быть в Церкви такая ситуация, что Божественная литургия служится «ни для кого»? Ведь священник не служит ради себя: «Твоя от Твоих Тебе приносяще О ВСЕХ И ЗА ВСЯ». Конечно же, можно причащаться на сплошной седмице, и особенно полезно в преддверии Великого Поста, чтобы обезопасить себя от мнения о значимости наших «подвигов». Премудрая Церковь призывает нас минимизировать все наши подвиги – даже обычно совершаемые при подготовке к причащению – и смело приступать к Чаше, только не с высокомерным ощущением – «а я и в этом совершенно Церкви послушен!» – а с противоположным ощущением собственного непотребства, с обостренным чувством нужды в Боге – именно такой, какая и была у мытаря.

Вопрос подготовки к причастию требует индивидуального подхода, но в целом, как мне представляется, в эту седмицу имеет смысл сохранить только тот неопустительный минимум, без которого дерзать приступать к Чаше было бы уже просто наглостью – а именно сохранить молитвенное чтение Правила ко причащению, без трех канонов и акафиста - так же, как это происходит на Светлой седмице. Только на Пасху мы преисполнены благодатью Воскресшего Христа, а здесь – умаляем себя «до зела», не соблюдая поста, ограничивая только себя не в выборе еды, а в ее количестве. Ведь встать с легким чувством голода можно и из-за стола со скоромными блюдами.

А еще очень хорошо в качестве подготовки к встрече с Взыскующим сердца – взять, да и сделать наконец-то то самое доброе дело, которое так давно отложено «в долгий ящик». И, сделав его, не возомнить о себе, а посчитать этот поступок не более, чем возвратом давнего долга. И, приклонив глаза долу, идти навстречу Христу – к Чаше с Его Телом и Кровью.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Просмотрено (34688) раз

СЕДМИЦА
(седьмица). По русскому православному календарю, каждый день недели знаменует священное событие, и икона с изображением этих событий, в соответствии с каждым днем, должна помочь проводить их сознательно и с должным благоговением.
Икона с изображением дней недели именуется «Седмицей». На ней неделя начинается с воскресения, и день этот отмечен Воскресением Христовым, т.е. Сошествием во Ад. (Великим постом неделя кончается воскресением). В понедельник поминаются Силы Небесные, потому следующий образ - «Собор архангела Михаила». Вторник - день, посвященный св. Иоанну Крестителю и обозначенный Крещением Христа. Среда, день Богоматери, - Благовещение. Во втором ряду слева - четверг, день, который готовит ко дню печали, - изображено Омовение Ног. День горести и поста - пятница - Распятие Христа Спасителя. Между четвергом и пятницей - светлый и радостный день субботний, канун Светлого Воскресения, Праздника Праздников и Торжества из Торжеств. Новозаветный «день приготовления» - суббота, заменившая ветхозаветную пятницу. В радостный день субботний Христос в ореоле славы, с предстоящими Богоматерью, св. Иоанном Крестителем и ангелами. Все окружающие Его в белых одеждах, даже св. Иоанн Креститель сменил свое обычное одеяние из верблюжьей шерсти на белые ризы. Русское крестьянство, которое сохраняло в чистоте обычаи Православной Церкви, надевало в субботу чистые рубахи и зажигало лампады у икон.
День субботний иногда выделяется отдельной иконой и именуется тогда «Суббота Всех Святых». Христос в славе держит открытое Евангелие и окружен Небесными Силами, Богоматерью и св. Иоанном Крестителем. В нижнем поясе стоят лики святых: юродивые, праотцы, преподобные жены, пустынники, пророки, апостолы, мученики, к которым Христос является перед Вторым пришествием и которые не будут судимы.
С IV века, по постановлению Церкви, стали обязательны посты в среду и пятницу и в одинаковой мере обязательно присутствие в церкви в Воскресение и празднование этого дня. На Руси, в первые века принятия христианства, Церковь старалась внушить и пояснить необходимость постов, прибегая к проповеди и посланиям, обещая награду на небесах за соблюдение постов и наказание за отступления. В народном воображении среда и пятница стали воплощаться в образы ангелов или святых, милующих и карающих.
«Параскева» - значит по-гречески «день приготовления», т.е. по календарю «пятница». Св. Параскева стала, таким образом, олицетворять пятый день недели. В житии св. Параскевы сказано, что она родилась у благочестивых родителей, соблюдавших посты. Другая св. Параскева, по житию, была дочерью царя и, приняв христианство, приняла и мученический венец.
Св. Параскева стала на Руси таинственной помощницей, покровительницей и в то же время обвинительницей перед Господом Богом. По народному поверью, св. Параскева, величественная, как царица, посещала самые скромные жилища, проверяя, все ли чисто и в порядке. Если она находила неопрятность, то наказывала ленивую хозяйку. На воскресных прядильниц она напускала судороги и заусеницы и грозилась их обвинить на Страшном Суде. Она обещала, что у родителей, не соблюдавших постов, будут дети воры и пьяницы. Если курицу посадить в пятницу на яйца - цыплята не вылупятся и т.д. Следуя этому, люди перестали предпринимать что-либо в этот день. Пятница превратилась в день, приносящий неудачу в делах. С другой стороны, св. Параскева Пятница ограждала от убийств, наводнения, зубной и головной боли. Она посылала хороший урожай и устраивала счастливые браки. Чтобы ее задобрить, купцы строили на ярмарках специальные часовни под названием «Пятницы».
Св. Параскева Пятница была как мать наказующая и милующая и принимала участие во всех мелочах жизни. Ее икона украшалась цветами, которые потом сушились и принимались как лекарство. На русских иконах св. Параскева Пятница - молодая женщина с венцом на голове и в алом шитом золотом одеянии. Ее греческое имя «Параскева» часто упускается на иконах и сокращенная надпись читается «св. Пятница».
В давнее время в Малороссии «понедельничали», т.е. соблюдали пост и в понедельник. Произошло это потому, что вел. кн. Владимир Святой вскоре после Крещения Руси повелел всем присутствовать в воскресенье в церкви. Те, которые этого не исполняли, были наказуемы в понедельник. Стали поститься, чтобы задобрить понедельник во избежание наказания.
Н.Ш.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Синонимы :

Смотреть что такое "СЕДМИЦА" в других словарях:

    Суббота, неделя Словарь русских синонимов. седмица сущ., кол во синонимов: 4 неделя (10) … Словарь синонимов

    СЕДМИЦА, седмицы, жен. (церк. книжн. устар.). Неделя. «И на первую седмицу братья едут в град столицу.» Ершов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    седмица - седмица. Произносится [седьмица] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    седмица - ы; ж.; устар. = неделя сплошная седмица страстная седмица сырная седмица … Словарь многих выражений

    Неделя, церк., др. русск., сербск. цслав., русск. цслав. седмица, укр. седмиця, болг. седмица, сербохорв. сѐдмица – то же. Калька греч. ἑβδομάς семь, семерка; неделя или народнолат. septimāna; см. Скок, RЕS 5, 23; Шрадер–Неринг 2, 665. Счет… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Седмица - (ц.слав. – семь) – так православная церковь называет неделю, как состоящую из семи дней. Каждый день седмицы имеет свое посвящение: воскресенье – воспоминанию и прославлению Воскресения Христова; понедельник – духам, посылаемым Богом на помощь… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Седм’ица (Иер.5:24 ; Дан.10:2 ,3) период в семь дней, неделя. В Иер.5:24 , возм., имеет и более широкое значение: благоприятное время … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ж. устар. то же, что неделя Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Седмица, седмицы, седмицы, седмиц, седмице, седмицам, седмицу, седмицы, седмицей, седмицею, седмицами, седмице, седмицах (

  • СЕДМИЦА
  • СЕДМИЦА
    древнерусское название недели (седмь - …
  • СЕДМИЦА
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Седмица - древнерусское название недели (седмь - семь). ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте …
  • СЕДМИЦА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    седми"ца, седми"цы, седми"цы, седми"ц, седми"це, седми"цам, седми"цу, седми"цы, седми"цей, седми"цею, седми"цами, седми"це, …
  • СЕДМИЦА в словаре Синонимов русского языка:
    неделя, …
  • СЕДМИЦА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. устар. То же, что: …
  • СЕДМИЦА в Словаре русского языка Лопатина:
    седм`ица, -ы, тв. …
  • СЕДМИЦА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    седмица, -ы, тв. …
  • СЕДМИЦА в Орфографическом словаре:
    седм`ица, -ы, тв. …
  • СЕДМИЦА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    седмицы, ж. (церк.-книжн. устар.). Неделя. И на первую седмицу братья едут в град столицу. …
  • СЕДМИЦА в Толковом словаре Ефремовой:
    седмица ж. устар. То же, что: …
  • СЕДМИЦА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. устар. то же, что …
  • СЕДМИЦА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. устар. то же, что …
  • СПЛОШНАЯ СЕДМИЦА в Словаре церковных терминов:
  • СПЛОШНАЯ СЕДМИЦА в Православных церковных терминах:
    неделя, в которой в среду и пятницу нет поста: святки, третья неделя перед Великим постом; масленица; Пасхальная (Светлая) седмица - …
  • СПЛОШНАЯ СЕДМИЦА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сплошная седмица - неделя, в которой в среду и пятницу нет поста. Таковыми являются: седмица …
  • ВЕЛИКИЙ ПОСТ в Словаре церковных терминов:
  • ВЕЛИКИЙ ПОСТ в Православных церковных терминах:
    важнейший из многодневных постов, начинается за семь недель до праздника Пасхи и кончается субботой Страстной седмицы. Великому посту предшествуют три …
  • ПРОПИСНАЯ-СТРОЧНАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Словарь "Прописная-строчная" представляет собой краткий свод основных выражений православной церковной лексики, принятый в Издательстве Московской Патриархии. …
  • ПЕРЕХОДЯЩИЕ ПРАЗДНИКИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Переходящие празднования Православной Церкви …
  • ИННОКЕНТИЙ (БОРИСОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иннокентий (Борисов) (1800 - 1857), архиепископ Херсонский и Таврический, знаменитый русский богослов и …
  • ЕВЛАМПИЙ (ПЯТНИЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евлампий (Пятницкий) (1794 - 1862), архиепископ б. Тобольский и Сибирский. В миру Пятницкий …
  • ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий, Вербное воскресенье - переходящий двунадесятый праздник - совершается в воскресенье, …
  • ЛАВРЕНТИЙ (В МИРУ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ НЕКРАСОВ)
    Лаврентий (в миру Михаил Иванович Некрасов) - духовный писатель и проповедник (1836 - 1908), магистр киевской духовной академии. Был ректором …
  • ЕВЛАМПИЙ (ПЕТР ПЯТНИЦКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Евлампий (в миру Петр Пятницкий, 1794 - 1862) - духовный писатель, магистр Московской духовной академии; был епископом екатеринбургским, орловским, вологодским, …
  • СПЛОШНЫЕ СЕДМИЦЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    недели, в которые православные во все дни сплошь освобождаются от поста (в древности они у нас назывались всеедными). Таковы: 1) …


Пост – дни воздержания, в том числе от скоромной пищи. Постное меню полностью исключает следующие продукты: мясо, молоко и любые молочные продукты, яйца и блюда, включающие их в свой состав. Не забываем, что постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. В посте телесном на первом плане - воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном - воздержание от услаждения наших пороков, оставление грехов и прегрешений и упражнение в добродетелях. Духовный пост состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. То есть, не есть животной пищи, но ругаться матом, осуждать всех, развлекаться, думать о удовлетворении похотных мыслей и т.д. – постом не считается. « бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям.» Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Главное в посте – не только постная пища, но борьба со страстями. Надо и не есть животного, и вести более правильную жизнь, конечно же чаще посещая церковь. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Также в посты нельзя играть свадьбы (в т.ч. венчаться).

Сплошная седмица – неделя без поста. Сплошные седмицы (неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу.

Постные дни и сплошные седмицы в Православии на 2017 год:

Каждая среда и пятница (за исключением сплошных седмиц). Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа Иудой на страдание и смерть, а в пятницу - в воспоминание самих страданий и смерти Его. Пост считается строгим, то есть нельзя никакую животную пищу. В эти дни иногда (летом и осенью) разрешается рыба – т.е. следите за православным календарем.

18 января. Пост 1 день! Крещенский сочельник (Навечерия Крещения Господня) – вечер перед тем, когда Иоан Креститель (Предтечи) крестил Иисуса Христа. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром (примерно 11 утра) и первого причащения крещенской воды. В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления.

6 февраля – 12 февраля. Сплошная седмица! Мытаря и фарисея. (уничтожение в себе гордости и фарисейского самомнения – наихудших из страстей, а также увеличение молитвы мытаря ««Боже, милостив буди мне, грешному!»
Это первая подготовительная неделя к Великому посту. Эту седмицу именуют также «предвозвещение» — начинается подготовка к великой битве с собственными страстями и грехами, которая предстоит каждому постящемуся.

20 февраля – 26 февраля Сплошная седмица! (Сырная) Масленичная (Сыропустная) неделя. Седмица – это неделя, завершающая подготовительный период к Великому Посту. Это ответственное время для каждого православного, ведь в эти семь дней идёт приготовление к самому значимому посту в году. Сыропустную Седмицу уже нельзя есть мясо, но разрешается вкушать молочную (сыр, масло) пищу и яйца. Нельзя идти на поводу у своих соблазнов: переедать, устраивать гуляний и обжорства. Следует воздерживаться от участия во всевозможных языческих традициях и обычаях. Православные христиане в Сыропустную Седмицу просят друг у друга прощения. В среду в храме читают великопостную молитву Ефрема Сирина. Если вам не приходилось читать эту молитву — изучите ее, потому, как это молитва для вас будет основной во время Великого Поста. Смысл Сырной седмицы- примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту- время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

27 февраля – 15 апреля 2017 ПОСТ! Великий пост (меняется каждый год в дате начала и конца)- важнейший из многодневных постов. Святая Четыредесятница (40 дней) —
27 февраля – 09 апреля — подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане. Также дни Великого поста – это дни покаяния
8 апреля – Лазарева суббота (Иисус воскресил Лазаря)
9 апреля – вербное воскресенье (Вход Господен в Иерусалим)
10 апреля – 16 апреля — Страстная седьмица. Неделя перед Пасхой
С рассветом (после Литургии) 16 апреля – Пасха. Кто пренебрегает Четыредесятницей… тот не празднует праздника Пасхи» (пасхальное послание свт. Афанасия Великого

17 апреля – 23 апреля Сплошная седмица! Светлая Пасхальная Седмица — каждый день недели тоже называется светлым — Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день — Светлая Суббота. В эти дни православные красят яйца и дарят друг другу. Поста во время Светлой седмицы нет. Так же запрещено самовольно налагать на себя пост.
Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. В Субботу после литургии артос торжественно благословляется. После кусочки раздаются верующим. Молящиеся, получив часть артоса, сохраняют ее в течение всего года.
Весь этот период (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе! » и ответом «Воистину Воскресе!»

5 июня – 11 июня Сплошная седмица! Троицкая седмица — это, седмица после празднования Святой Троицы. Первый день сплошной седмицы следует сразу же после Троицы и зовется «День Святого Духа». Он учрежден и благословен Церковью в честь сошествия Святого Духа. Церковь не рекомендует работать в этот день, однако этот день понедельник — является официально трудовым и здесь верующий должен для себя решить, может ли он нарушить церковный запрет.

12 июня 2017 – 11 июля 2017. ПОСТ! Петров пост (пост Пятидесятницы). —

сошествие святого духа на апостолов

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную (по правую руку) Отца (Бога), ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, – один из величайших праздников.

14 до 27 августа. ПОСТ 14 дней! Успенский пост — установлен перед великими праздниками Преображения Господня (Иисус Христос показал себя, как истинный сын Бога, когда засиял ярким светом) 19 августа и Успения Божией Матери (земная смерть для Богородицы–её переход из земного тела в вечную жизнь с неограниченной возможностью помогать людям) 28 августа.
В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг - «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.
14 августа — медовый Спас (освящается мед, но яблоки и виноград нового урожая есть нельзя)
19 августа В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. Освящаются яблоки – яблочный Спас. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

11 сентября. Пост 1 день! Усекновение главы Иоанна Предтече (Крестителя). В этот день казнили Иоанна Предтечи. Он пострадал за веру – после смерти стал могущественным молитвенником и святым.

27 сентября. Пост 1 день. Воздвижения Креста Господня. В этот день в 300 году Византийский император Константин с его матерью равноапостольной Еленой.

28 ноября -06 января Пост 40 дней!– Рождественский пост. Поскольку заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа, то этот пост называют также Филипповым.
Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.