Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса

Рахматуллина Наталия Узбековна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №8 «Ручеек» Кукморского муниципального района Республики Татарстан» 2015г.

В качестве специальной технологии обучения детей пению мною используется «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова – известного учителя – исследователя, имеющего многолетнюю практику врача – фониатра.

Данный метод является наиболее эффективным, когда прогрессирующее ухудшение экологической ситуации влияет на гортань человека и та все в большей степени выполняет функцию фильтра – отстойника, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха, когда становится все больше видов деятельности, в которых голос и речь используются как постоянно действующие орудия труда, причем в неблагоприятной акустической обстановке (шумовой фон, стрессы, пыль, химия), когда голосовой аппарат, голос и речь ребенка формируется исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и со множеством случайных и вредных воздействий, что приводит к неравномерному развитию механизмов голосообразования, отсутствию координации между слухом и голосом, неадекватности эмоциональной детонации в речи, хриплому голосу при здоровой гортани и другим негативным последствиям.

Применение фонопедического метода развития голоса В. В. Емельянова в работе с дошкольниками заключается в использовании доступных упражнений комплекса упражнений, адаптированных к особенностям детского восприятия и физиологическим возможностям голосового аппарата дошкольников, освоение элементарных навыков управления голосовым аппаратом, основанных на общих закономерностях голосообразования.

Вариативность использования интонационно – фонетических упражнений первого комплекса позволяет значительно разнообразить занятия с детьми, повысить их интерес к процессу пения и желание учиться управлять своим голосом.

Следует отметить, что наряду с развивающей задачей упражнений В. В. Емельянова прежде всего направлены на сохранение детских голосов. Адаптированные упражнения первого комплекса можно использовать как один из способов подготовки детей к пению (распевание) или в процессе непосредственно вокально-хоровой работы.

Голосовые игры на основе фонопедического метода В. В. Емельянова готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению и являются полезными для развития сценической речи, свободы самовыражения.

Система упражнений для показаний певческого голосообразования (по методике В. В. Емельянова)

Артикуляционная гимнастика

1.Покусать кончик языка.

2.Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.

3.Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.

4.Провести языком между губами и зубами как – бы очищая зубы.

5.Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.

6.Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по – разному цокают копытами. Большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие – пони цокают быстро и высоко.)

7.Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.

8.Закусить изнутри щеки боковыми зубами.

9.Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.

10.Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.

11.Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевыми мышцами пальцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.

12.Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить её и ощутить пальцами движения мышц.

13.Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза.

14.Поставить пальцы на челюстно – височные суставные сочленения и помассировать их открывая рот.

15.Максимально открыв рот, обнажив зубы, наморщив переносицу, включив мышцы под глазами, широко открыв глаза сделать 4 движения языком вперёд – назад, при неподвижной челюсти и губах.

«У Жирафа есть вопрос, для чего высокий рост,

Видно с этой высоты, всех, кто прячется в кусты»

17.Вибрант гортани. Стихи читаются рокочущим звуком шумового характера без возникновения фиксированной звуковысотности.

Рокот, шорох, скрип и скрежет, пасть разинет – уши режет»

18.«Бронтозаврик». В этом упражнении выполняется звуковысотная последовательность «Фальцетный режим, грудной режим, с постепенным понижением интонации и увеличением силы тона. Устанавливается связь объёмно – пространственных представлений с высотой и силой тона.

«Кто там бродит по болоту, ноги как у бегемота,

Голова на длинной шее, хвост за ним ещё длиннее».

19.Греть руки дыханием.

20.«От шёпота до крика». Произносить на одном дыхании: раз, два (шёпотом), три, четыре (тихий голос), пять, шесть(средний голос), семь, восемь(громкий голос), девять(очень громко), десять(крикнуть)!!!

«Эта песенка про смех, мы поём её для всех,

Так смеются медвежата, и тигрята и слонята.

Они басом все хохочут, всё вокруг гремит, грохочет»

«Эта песенка про смех, мы поем её для всех,

Так смеются лягушата, и цыплята и мышата,

Они тоненько хохочут, всё вокруг свистит стрекочет!»

Литература:

В. В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса», «Развивающие голосовые игры», 2002 г.


Нарушение голоса оказывает существенное влияние на формирование коммуникативной функции речи, так как снижает ее разборчивость и внятность, вызывают затруднения у окружающих в ее восприятии. А у самого ребенка патологические изменения нередко сопровождаются вторичными психологическими отклонениями. Дети физиологических групп также имеют в некоторых случаях проблемы с интонацией, темпом и ритмом (осиплость, глуховатый, тусклый тембр).

В последние годы появились данные об увеличении числа детей с функциональными нарушениями голоса, что связано с гриппозными эпидемиями, острыми респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями. Поэтому назрела необходимость своевременной и точной диагностики этих нарушений, соблюдения мер профилактики и гигиены голоса, а также устранения стойких нарушений голоса логопедическими упражнениями.

Наиболее часто диагностируется в детском возрасте периферическое функциональное нарушение голоса - спастическая дисфония - расстройство голоса, возникающее вследствие его перенапряжения при чрезмерной громкости (крик в играх, спорте, хоровом пении, подражание различным звукам, голосам людей, животных), неправильной технике голосоподачи.

Каждый звук является результатом сложной мускульной работы целого комплекса органов, участвующих в произношении, - языка, губ, щек, зубов, мягкого и твердого неба, верхней и нижней челюстей (особенно нижней). Кроме того, на звучание голоса оказывает влияние работа мимических мышц, раздражения кожи лица, слизистая оболочка ротоглоточного резонатора. Дыхательная система ("энергетическая") сообщает энергию для колебаний голосовых складок, увеличивает амплитуду их колебаний, обеспечивая силу голоса. Таким образом, голосообразовательная функция человека подчинена регулирующему влиянию центральной нервной системы, взаимосвязана и обусловлена работой дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Одной из задач по развитию просодических компонентов речи является развитие артикуляционной моторики и мимики, общей и мелкой моторики.

Артикуляционный массаж

Для правильного голосоведения большое значение имеет артикуля ция. Для развития артикуляции необходимо использовать кинезиотерапевтическую артикуляционную гимнастику, активизирующую мышцы губ, языка, глотки и гортаноглотки. Массаж активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус го лосовых мышц. Любой массаж целесообразно начинать с общей разминки тела и голоса.

Артикуляционный массаж В.В. Емельянова

  1. Покусать кончик языка.
  2. Покусать язык по всей длине.
  3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
  4. Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.
  5. Закусить изнутри щеки боковыми зубами.
  6. Провести надавливающий массаж и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи своими пальцами.
  7. Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев
  8. Положить указательные пальцы обеих рук под глаза и поднимать лицевыми мышцами пальцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.
  9. Поставить указательные пальцы на переносицу. Сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.
  10. Поставить пальцы на челюстно-височные суставные сочленения и помассировать их, открывая рот.
  11. Взять левой рукой правый локоть, согнуть кисть правой руки под прямым углом к предплечью и на образовавшуюся "полочку" положить подбородок. Выдвинуть подбородок так, чтобы он не отошел от тыльной стороны кисти, а кисть не изменила своего положения. "Подбородок вперед, нос вверх".
  12. Максимально открыть рот, обнажив зубы, наморщив переносицу, включив мышцы под глазами. Широко открыв глаза, сделать 4 движения языком вперед-назад при неподвижной челюсти и губах.

Резонаторный массаж

Голос становится тусклым, если не работают резонаторы. Для активизации резонаторных используем резонаторный массаж (постукивание пальцами по частям тела), поглаживающий и вибрационный массаж гортани. Производятся ритмичные, энергичные движения по передней поверхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях с легким надавливанием на область щитовидного хряща, кашлевые движения, подражания голубиному воркованию, стону, мычанию, что может сочетаться с вибрационным массажем гортани. Вибрационный массаж заключается в поколачивании частей тела с одновременным произнесением звука (М).

Резонаторный массаж Е.С. Алмазовой

  1. Постукивать по груди - произносить "М".
  2. Постукивать по лбу от центра к вискам - произносить "М", Н,МИ,НИ".
  3. Постукивать по крыльям носа - зажимать и отпускать ноздри -произносить "м-м-м".
  4. Постукивать над верхней губой произносить "ви-ви-ви".
  5. Постукивать под нижней губой - произносить "зи-зи-зи".
  6. Постукивать по второму подбородку ребром ладони и произносить "м-м-м" (губы сомкнуты, челюсти разомкнуты).
  7. Постукивать по спине в области лопаток - произносить"м-м-м".
  8. Кончик языка между губами - произносить "м-м-м".

Фонопедические упражнения В.В. Емельянова

Специфика проведения фонопедиеских упражнений заключается не только в том, что обращается особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движения с шепотным, а в дальнейшем и с громким звуком.

В проведении данных упражнений используем "толстый" - низкий речевой голос и "тонкий" - высокий речевой голос. В логопедической практике при постановке голоса опираемся на приемы, используемые отечественными педагогами по вокалу и сценической речи, фонопедические упражнения с элементами массажа гортани, неба, голосовых связок.

Песенка про смех


Мы поем ее для всех - ха-ха-ха!
Так смеются медвежата - ха-ха-ха!
И тигрята, и слонята - ха-ха-ха!
Они басом все хохочут - ха-ха-ха! -
Все вокруг гремит, грохочет- ха-ха-ха!

Это песенка про смех - ха-ха-ха!
Мы поем ее для всех - ха-ха-ха
Так смеются лягушата - ха-ха-ха.
И цыплята, и мышата - ха-ха-ха.
Они тоненько хохочут - ха-ха-ха.
Все вокруг свистит, стрекочет - ха-ха-ха.

От шепота до крика

Произносить на одном дыхании (движение рук по телу вверх).

Раз, два (шепот), три, четыре (тихий голос), пять, шесть (средний голос), семь, восемь (громкий голос), девять (очень громко), десять (крикнуть).

Бегемот

Произносить грудным и фальцетным режимами (вибрирует мягкое небо -храп на вдохе и выдохе).
Сладко спит в своей постели бегемот - хр-хр-хр.
Видит он во сне морковку и компот - хр-хр-хр.
Спит он, широко разинув рот, - хр-хр-хр.
И во сне он громким голосом поет - хр-хр-хр!

Едем

"Губной вибрант" (помогаем указательным пальцем).

На машине едем к маме бр-бр-бр.

Мы не ели, мы не спали - бр-бр-бр.

Целый день мы за рулем - бр-бр-бр.

все нам было нипочем - бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не рычи - бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не урчи - бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не фырчи - бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не ворчи - бр-бр-бр.

Вопросы - ответы

Используем гласные, интонируем вверх (вопрос) и вниз (ответ).

у-у-у-У. У-У-У-у;

у.у_у-О - О-О-О-у; о-о-о-А - А-А-А-о; и т.п.

Упражнения, направленные на отработку речевого дыхания

Для коррекции физиологического дыхания используем различные виды дыхательной гимнастики. Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, которая тонизирует и тренирует группы мышц, нужные для голосоведения. Речевое дыхание - это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование.

Самомассаж лица

Фритц Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способность мозга сопоставлять факты, а значит и на развитие речи. Комплекс доктора был апробирован и творчески развит И.А. Блыскиной (С.-Петербург). Подключая интонирование, меняя высоту голоса, темп и ритм, мы используем эти упражнения для развития просодики. Предварительно изучаем массажные линии на лице. Вначале ребята выполняют массаж по показу, затем самостоятельно. Руки растираем и разогреваем

И затем теплом своим нежно умываем. Пальчики сгребают все плохие мысли, Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Их вперед сгибаем, тянем их за мочки. И затем руками трогаем мы щечки.

Самомассаж кистей и пальцев рук

Этот массажный комплекс был разработан В.Б. Галкиной, Н.Ю. Хомутовой на основе рекомендаций А.А. Бирюкова, он состоит из упражнений самомассаж тыльной стороны кистей рук; самомассаж ладоней, пальцев рук; упражнений для суставов пальцев с элементами сопротивления; расслабляющий самомассаж кистей и пальцев рук.

Вырос у нас кабачок

Пальцы в кулачках, На каждую строку разгибать по одному пальцу и растирать круговыми движениями

Вырос у нас чеснок

Разогнуть указательный палец правой руки и растирать круговыми движениями

перец, томат, кабачок,

Средний палец правой руки

Тыква, капуста, картошка

Безымянный палец правой руки.

Лук и немножко горошка

Мизинец правой руки

Овощи мы собирали

Мизинец левой руки

Ими друзей угощали.

Безымянный палец левой руки

Квасили, ели, солили

Средний палец левой руки

С дачи домой увозили

Указательный палец левой руки.

прощай же на год

Большой палец правой руки.

Наш друг огород!

Большой палец левой руки.

Аурикулярный массаж

Массаж ушных раковин (аурикулярный), показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развивать всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности. Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить его в практику. Технология аурикулярного массажа заключается в целенаправленном влиянии на зоны артикуляционного аппарата. Рекомендуется массировать по порядку четыре определенные зоны.

. Игра с ушками

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем "козелок".

Напротив ушко мы помнем

раз, два, три, четыре, пять - продолжаем мы играть,

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять -

Продолжаем мы играть из ушка к верхушке

Дорожка ведет.

По этой дорожке

Наш пальчик пройдет.

Погладим ее мы

Чтоб гладкой была...

Наша игра.

Снизу в ушке ямка есть нужно ямку растереть,

раз, два, три, четыре, пять -

Ушкам отдыхать пора.

Вот и кончилась игра.

Поглаживание ушных раковин.

Плантарный массаж

Стопы ног - это еще один экран состояния системы и органов человека. Массаж стоп иначе называется плантарным или индийским. Его после предварительного обучения проводят родители дома. На подошве массажа кожных рецепторов, там находятся около 72 тысяч нервных окончаний, через который организм связан с внешней средой. Зоны на стопах взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные (вегетативные) центры. При массаже ноги должны быть максимально расслаблены, проводится он в положении сидя или лежа. В последнем случае ребенок ложится на живот, под голеностопные суставы ему кладутся небольшие валики.

Вначале массировать всю стопу (поглаживание, растирание, надавливание), растирать подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь поглаживать всю стопу и проводить вращательные движения пальцев и голеностопного сустава. Массаж большого пальца требует более длительного воздействия (до минут). Возможно использование массажных мячиков.

Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, патология эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация.

Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики, с применением "внушения" формул правильной речи помогают в решении данной проблемы.

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий, ориентированных на индивидуальность ребенка, позволит ему в будущем добиться значительных успехов, сделать блестящую карьеру и состояться как личность.

____________________________________________

Литература

  1. Мамаева Н.Л. Использование здоровьсберегающих технологий в совершенствовании просодической стороны речи дошкольников -Дошкольная педагогика - 2013-№ 10, с 48-51.
  1. Кудинова М.Н. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников / Логопед -2010-№2.

Методический материал

«Нетрадиционные упражнения на развитие голоса на основе использования системы В. Емельянова»

Цель - развитие диапазона.

Распевание. Представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков.

Основные приемы ф онопедического метода В.Емельянова для малышей:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Шумовые звуки артикуляционного аппарата (глухие и звонкие согласные).

3. Осознание озвученности вдоха и выдоха.

4. Сигналы доречевой коммуникации – в основе голосовой активности человека лежат так называемые голосовые сигналы доречевой коммуникации, заложенные в человеке генетически, эволюционно.

5. Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций.

Фонопедические упражнения являются вспомогательными по отношению к вокальной работе, они стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании.

Эти фонопедические упражнения помогают расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания, яркости. Усилить насыщенность звука, полетность, проявить большую певучесть звука. Заметнее освободить, раскрепостить певческое звучание и певческий процесс в целом. Методика предусматривает выработку основных показателей певческого голосообразования и тренаж соответствующих мыщц при помощи упражнений.

Фонопедический комплекс состоит из 6 групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны.

1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Она состоит из упражнений , где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль.

Разработка мягкого неба.

1)«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.

2) Произносить гласные звуки с позевыванием.

Разработка нижней челюсти.

1) «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки да­вят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

2) Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.

Разработка щёк

1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновре­менно.

2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

3) «Шарик-2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое пока­лывание).

4) «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

Разработка губ.

1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напря­жением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.

2) «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

3) «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягивают­ся в улыбке.

4)«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

5)«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.

Разработка языка.

1) «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

2) «Печем пироги» (а) «Месим тесто» – размять язык зубами,

б) «Лепим пирог» – похлопать губами по языку, в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящий­ся в распластанном положении на нижней губе.

3) «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет 10.

4) «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.

5) «Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух.

6) «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.

7) «Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.

8) «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зу­бам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.

9) «Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазы­ваться, все делать точно и четко.

10) «Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, за­тем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точ­ные и чистые.

11) «Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.

12) «Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отры­вая языка, открывать и закрывать рог. Закончить щелканьем языка.

13) «Болтушка» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.

14) «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не за­острен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

15) «Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приот­крыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД -ТД-ТД.

16) «Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3-3.

17) «Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.

18) «Поймаем звук Л» – во время произнесения звука А ши­рокий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличи­вая темп движения, вы услышите звук Л.

2.ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).

Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдо­слова, которые складываются в псевдо-фразы.

Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»).

Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, - «штро - бас». Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.

Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.

Шестое упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных, способствующее расширению диапазона:
Методика исходит из наличия в необработанном голосе двух регистров. Резкий переход из регистра в регистр – регистровый порог. Он состоит в резком скачкообразном изменении тембра голоса с непроизвольный повышением тона. Регистровый порог сопровождается характерным звуком, именуемым в практике «миксом», «переломом», «срывом». Целью упражнения является активизация голосового и артикуляционного аппарата в речевом режиме. Тесситура упражнений не ниже фа малой и не выше ми – бемоль первой октав. («А – О – У»,А – Э – И»). Средством активизации фонационного выдоха является широко используемое в обыденной жизни движение выдувания воздуха через сомкнутые в трубочку губы, как при задувании свечи. Временно отключается мускулатура грудной клетки и брюшного пресса. Цель упражнения – тренаж мышц гортани в певческом режиме.

Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.

Восьмое упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издавание звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.

Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.

1-4 упражнения - Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и так далее)

5 упражнение - «Волна».

6 упражнение - «От шепота до крика».

7 упражнение - « А!!!»

8 упражнение - «Крик - вой».

9 упражнение - Соединение упражнений «Волна» и «Крик - вой» на одном движении.

10 упражнение - «Крик - вой - свист».

11 упражнение - «Волна с криком чаек» (В одном движении упражнения № 9 и 10).

Упражнения этой группы объединяет работа над громкостью звучания голоса в разных регистрах, по выявлению максимальных возможностей. Упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном, незамаскированном эстетической обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения.

Внимание! Данные упражнения предназначены для разрабатывания правильного звукоизвлечения, способствуют рассасыванию певческих узелков, восстановлению смыкания связок.

1.Представили, будто полоскаем горло, только голову вверх не закидываем, а медленно поворачиваем слева-направо, производя звуки "полоскания горла" до тех пор, пока хватает дыхания.
2.Глубоко взяли дыхание ртом, медленно выдыхая, мычим, при этом одновременно легонько стукаем указательными пальцами по ноздрям.
3.То же самое, что и второе упражнение, только вместо постукивания пальцами по ноздрям, стучим по носо-губным (мимическим) морщинкам.

4.Легонько стучим пальцами по верхней губе, произнося при этом "бы-бы-бы-бы-бы", пока хватит дыхания.
5.Легонько стучим пальцем по нижней губе, произнося при этом "вы-вы-вы-вы-вы" или "зэ-зэ-зэ-зэ".
6.Глубоко взять дыхание ртом. Кулачком стучим по груди, от одного плеча к другому, произнося нараспев "А -а-а-а-О-о-о-о-У-у-у-у". Не спешим, экономим дыхание.

Следующий этап:

1. Очень полезны хроматические распевки. Мычим распевочку (c,# c, d,# d, e, f,# f, g и назад - g,# f, f, e,# d, d,# c, c) толчками на выдохе выделяя каждую нотку в подвижном темпе. Диапазон не большой, сперва - квинта (постепенно увеличиваем) в низком регистре с удобной тесситурой.

2. Начинаем известную хроматическую распевочку. Увеличиваем размер распевки до октавы (ни в коем случае не напрягаем связки!) После мычания попевки, поём её с открытым ртом, на " А! А! А!" в том же духе, что и мычали: перед каждой ноткой берём дыхание, голосоподача - активная.


3.По звукам трезвучия исполняем стаккатто на слоги "Ма-ми-мо-ми-ма", далее на полтона повышаем и т.д.


4.На одной ноте исполняем слоги "Гра-грэ-гри-гро-гру", затем "Да-дэ-ди-до-ду" и т.д.


5.Очень полезно чередование слогов "Лё" и "ля". На стаккатто, на одном дыхании поём на слог "лё" подряд ноты диапазона квинты (c, d, e, f, g), быстро берём дыхание и продолжаем на слог "Ля" (g, a, h, c, d) и вниз сперва подобным образом (сперва на "Ля" квинту вниз, затем повторяясь на ноте" g" переходим на "лё".

Не забывайте перед каждым занятием делать очень полезное упражнение «Полоскание горла», и начинать распевки с закрытым ртом.

Подготовила преподаватель вокальной студии Штрауб И. А..

Зудина Татьяна Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 130 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Приволжского района г.Казани
Населённый пункт: Город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОНОПЕДИЧЕСКОГО МЕТОДА РАЗВИТИЯ ГОЛОСА" по методике В.В. Емельянова.
Дата публикации: 04.10.2017
Раздел: дошкольное образование

В.В. Емельянова.

Эмоциональность, яркость выступления детского певческого коллектива

всегда очаровывает зрителей. За таким выступлением детей кроется

кропотливая работа. Чтобы удержать интерес воспитанников музыкальный

руководитель не только тщательно продумывает каждое хоровое занятие, но

находится в постоянном поиске.

Распевка очень важная часть вокального воспитания дошкольников, но

кропотливая и однообразная работа над распевками уменьшает интерес

младших школьников к пению. Как сделать распевку интересной? Над этим

вопросом задумывался хотя бы раз каждый музыкальный руководитель. У

каждого педагога свои пути решения этого вопроса. За годы работы с детьми

«накопилось» много приёмов.

Ответ на этот вопрос помог найти «Фонопедический метод развития голоса»

В.В.Емельянова. Метод называется фонопедическим благодаря его

восстановительно-профилактической и развивающей направленности.

ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были

достигнуты великолепные результаты у детей с самым различным уровнем

вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание

как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониатров. ФМРГ

Емельянова уже около 30 лет эффективно применяется на всех уровнях – от

детского сада до консерваторий и оперных театров.

В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет

индивидуально к каждому ребёнку с учётом его природных особенностей.

Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать

различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не

возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или

может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса.

способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и

гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у

детей способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за

прогрессом в собственном обучении. Маленький вокалист обретает

способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать

и слышать.

ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные

какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего

Работая с младшими школьниками, мы активно используем методом В.В.

и дети 4-7 лет с удовольствием играют.

Когда с детьми говорим про регистры: НИЗКИЙ (ТОЛСТЫЙ) и высокий

(тонкий) читаем стишки. НИЗКИЙ (ТОЛСТЫЙ) регистр – толстым голосом:

Скороговорка

СЛОНЫ УМНЫ, СЛОНЫ СМИРНЫ,

СЛОНЫ СПОЙНЫ И СИЛЬНЫ.

СЛОН

ДАЛИ ТУФЕЛЬКИ СЛОНУ.

ВЗЯЛ ОН ТУФЕЛЬКУ ОДНУ

И СКАЗАЛ: - НУЖНЫ ПОШИРЕ,

И НЕ ДВЕ, А ВСЕ ЧЕТЫРЕ!

Самуил Маршак

а вот пример для высокого (тонкого)регистра:

Мошки

Облепили лампу мошки,

Греют тоненькие ножки.

Осторожно, мошки!

представлены в одном стихотворении

ЁЖИК И ЛИСИЦА

Бежит ёжик вдоль дорожек,

Да скользит по льдy.

ГОВОРИТ ЕМУ ЛИСИЦА:

"ДАЙ ПЕРЕВЕДУ"

Отвечает серый ёжик:

У меня две пары ножек

Сам я перейдy."

Самуил Маршак

Мышка или кошка?

ЖИЛ НА СВЕТЕ КОТ_КОТИШКА

ПО ПРОЗВАНЬЮ ХИТРЫЙ ТИШКА

И жила на свете мышка

по прозванью просто Мышка.

Тише, тише, тише, тишь.

В темноте крадётся Мышь.

А за нею очень тихо,

А ЗА НЕЙ КРАДЕТСЯ ТИХОН

С. Иванов.

Сова и синица

У СОВЫ У СТАРОЙ

НЕ ГЛАЗА, А ФАРЫ -

КРУГЛЫЕ, БОЛЬШИЕ,

СТРАШНЫЕ ТАКИЕ.

А у птички у синички,

У синички-невелички,

Глазки, словно бусинки,

Малюсенькие.

В. Берестов

Тишка

С НАМИ В ДОМЕ КОТ ЖИВЕТ,

ПЕСНИ ВЕСЕЛО ПОЕТ:

«МУР-Р-Р...», «МЯУ!»

Рядом с ним котенок Тишка.

Он совсем еще малышка:

Образные, конкретные примеры помогают детям быстро и легко освоить

материал.

Упражнение В.В. Емельянова «Штро-бас» - хххх

Произносить стихотворный текст нужно урчащим звуком без возникновения

фиксированной звуковысотности. Руки, согнуты в локтях, находятся

параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз: пальцы совершают

хаотические колебательные движения, передающие общее расслабление.

Произвольное включение и осознание режима работы гортани – штро-бас-

А в реке, где много ила, "ххх",

Слышно песню крокодила "ххх".

Вот проблема! Вот напасти! "ххх" -

Все боятся страшной пасти! "ххх"

Нет у бедного друзей, "ххх".

Ищет их он много дней, "ххх".

Крокодил лишь слезы льет, "ххх",

Упражнение В.В. Емельянова «Страшная сказка»

Рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы рук поставлены на щёки и

вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться.

Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица - испуганное.

Произносить последовательность гласных тихим низким голосом, придавая ему

эмоциональную

включать

по степенно

оптима льной

фонетиче ской

бл и з о с т и

последовательности

гласного

происходит

атаки, слитно, наподобие соединения гласных на Legato в пении.

В абстрактном и конкретном варианте (стихотворный текст) упражнения –

продолжают

контролировать

расстояния

расслабленные мышцы щёк, невзирая на неразборчивость текста.

Возможен вариант сочетания абстрактного и конкретного вариантов, например:

педагог – «Ухал…», дети – «У» и наоборот.

Произвольное включение и осознание грудного режима работы гортани –

Абстрактный вариант: Конкретный вариант:

У Ухал. Охал.

УО Ахал филин:

Эхо слышалось в лесу:

УОАЭ Звери в страхе разбежались.

УОАЭЫ Песни Фили испугались.

Литература

Петербург, 1996 год

Кацер О.В. « Игровая методика обучения детей пению» СПб.:

"Музыкальная палитра", 2005. - 47 стр.

Е.В. Калмыкова: «Игровые технологии обучения в детском саду»

Издательство: Генезис, 2007 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА :

Здоровьесберегающие технологии на уроках вокала. Пение как оздоровление.

Пономаренко

Надежда Ивановна,

преподаватель

МОМПК

Егорьевск, 2012г

I. Введение. Здоровьесбереженье как требование жизни……………. …….3

II. Пение как здоровьесбереженье.

1. Мотивация здорового образа жизни……………………………………..3

2. Отношение к пению в античные времена………………………………. 4

3. Влияния классического (резонансного) пения на организм человека…5

4. Оздоравливающем действие «Физвокализа» А.И.Попова……………...7

5. Звукотерапия и рифмотерапия……………………………………………8

6. Пение как лучшее дыхательное упражнение. Гимнастика

А. Н. Стрельниковой…………………………………………………………10

IY. Заключение………………………………………………………………….11

Y. Литература …………………………………………………………………...14

YI. Приложение. Конспект урока ………….………………………………… 15

XXI век – век высоких скоростей, нанотехнологий, глубоких социально-политических, идеологических и духовных изменений в жизни нашей страны – предъявляет высокие требования к здоровью человека. Для решения важнейших задач, стоящих перед обществом необходимо здоровое поколение нации, физически и нравственно развитые дети. По данным же Минздравсоцразвития России показатели здоровья наших детей и подростков неутешительны: 53% имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет - хронические заболевания. Лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений можно назвать здоровыми. Студенты в этом отношении представляют категорию населения с повышенными факторами риска, к которым относятся нервное и умственное перенапряжение, малоподвижный образ жизни, постоянные нарушения режима питания, труда и отдыха, наличие вредных привычек и т.п. В образе жизни студентов часто наблюдается отсутствие заботы о здоровье. Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. «Очевидной становится необходимость воспитания культуры здоровья и создания здоровьесберегающих условий в образовательной среде, где смысл актуализации определяется возможностью перехода воспитания в мотивированный, индивидуальный и саморегулируемый процесс». Поэтому так важно реализация образовательных программ в сфере здоровьесбережения, расширения представлений о здоровом образе жизни, способах самооздоровления, психорегуляции и т.д. Всё это мы можем видеть на уроках вокала. Ведь сам процесс пения – это и есть оздоровление, если можно так сказать, «здоровьесберегающая технология». Почему? Попробуем разобраться.

Пение – это род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека, а точнее все его тело. Поэтому так важно состояние здоровья поющего, и мы каждый урок вокала начинаем с вопроса студенту о его самочувствии. Вот и мотивация здорового образа жизни! Вокалист, чтобы заниматься, должен быть здоров, петь в больном состоянии не рекомендуется, поэтому ему необходимо вести здоровый образ жизни, соблюдать свод определенные правила – гигиену голоса. Хочешь хорошо петь – заботься о своем физическом и душевном здоровье, о комфортном спокойном состоянии себя любимого.

Ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с голосом хорошего певца по силе эмоционально-художественного и лечебного воздействия. Об этом знали еще наши предки. В античные времена отношение к музыке было как к занятию, не уступающему по важности медицине. Например, Аристоксен (354-300 г. до н.э.) говорил, что «тело очищает врачевание, а душу – музыка, как искусство пения со словом». Участвовать в хоре в те времена считалось священным долгом. По словам Платона, хоровое пение есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее всё хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, и слово «необразованный» трактовали, как «неумеющий петь в хоре». Аристотель (384-322 г. до н.э.) отмечал влияние музыки на человеческую этику и психику и утверждал, что «обучение пению следует начинать с молодого возраста». В отличие от нас для древних греков музыка являлась, прежде всего, активным стимулятором выполняемой под нее деятельности и только потом средством приятного отдыха и праздного развлечения.

Действие пения на человека еще в древности использовалось у многих народов для борьбы с самыми разнообразными недугами (наши далекие предки интуитивно угадывали наличие в пении огромной оздоровительной силы, но не умели научно объяснить этот феномен). К примеру, в Древнем Египте с помощью хорового пения лечили от бессонницы. В Древней Греции Демокрит превозносил пение как специфическое средство для исцеления некоторых видов бешенства, а Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных болезней и помешательства. На Руси славяне считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее естественное состояние. Поэтому работа со звуком (его силой, долготой, высотой), ритмом, дыханием, интервалами не только приближает к качественному и техничному исполнению песен, но и в большей степени обеспечивает успех в кропотливой работе над коррекцией и формированием личности человека.

Методы вокалотерапии (именно так называется лечение пением) активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо), депрессий (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей и др. В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Она воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Причем действие музыки рефлекторно, оно не контролируется нашим сознанием. Звук улавливается ухом. Его рецепторы воспринимают вибрацию и передают ее в мозг. Он реагирует на воздействие, которое выражается в создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на психику человека; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Каждый из нас с рождения обладает совершенным терапевтическим аппаратом, одной из функций которого является резонанс. Этот аппарат - наш голос, который всегда вибрирует, когда звучит (при разговоре, пении, шепоте). Только 15 - 20% производимого человеком звука направлено во внешнее пространство, остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибраций и вызывая резонирование органов, тканей и более тонких структур человеческого организма. Подтверждением огромного влияния классического (резонансного) пения на организм человека является перечень певцов-долгожителей: И.С.Козловский, М.Д.Михайлов, С.Я.Лемешев и др.. Управляя собственным голосом при помощи различных тонов и гласных звуков, мы имеем возможность «настраивать» наш организм так же, как это делает настройщик с роялем при помощи камертона, входя в резонанс с самим собой, возвращая пением собственному телу здоровые вибрации. Любой орган нашего тела имеет свой "голос". Звучание" больных органов отличается от звучания здоровых, но их ненормальное «звучание» можно скорректировать, научив человека правильно (в свете резонансной техники голосообразования) петь.

Кроме прямого воздействия на организм, резонанс имеет еще одно удивительное свойство: способность к формообразованию . Под воздействием гармоничных звуков молекулы жидкости выстраиваются в симметричные узоры, круги, звезды, «снежинки». А какофония «рисует на воде» малопривлекательные, и даже отталкивающие картины. Человеческий организм состоит из воды на 80%, и потому, хотим мы этого или нет, окружающие нас звуки имеют колоссальное влияние не только на нашу психику, но и на наше физическое тело. Между тем, ни для кого уже не тайна, что дисгармоничные звуки агрессивной окружающей среды (особенно в крупных городах) разрушительно действуют и на мозг, и на организм в целом. Мы подвергаемся этому воздействию ежедневно в течение многих лет, и нам требуется ежедневное же восстановление. И лучший способ вернуть себе утраченную гармонию - это «исцеление подобного - подобным» - пение. Но не всякое пение может быть полезным. Музыкальный терапевт Адам Книст в результате исследования о воздействии рок – музыки на человека пришел к выводу, что основная проблема этого воздействия обусловлена мощностью звука, который вызывает истощение, панику, расстройство пищеварения, гипертонию и т. п. Сочетание определенных ритмов и большой громкости звучания воздействует на область нашего мозга, которая отвечает за восприятие внешней информации, и оказывает негативное действие, снижая порог действительности. Кроме этого, установлен «механизм передачи эмоций – изменение частотного расположения обертонов голоса: при выражении радости обертоны гармоничны, а при гневе – дисгармоничны. Поскольку гнев в рок-музыке выражен наиболее сильно, этим и объясняются ее разрушительные для психики человека воздействия» .

Эффект свободного, резонансного пения, направленного на другого ли человека или на самого себя, удивляет своей результативностью. Знаменитый композитор, ученый и мистик Карлхайнц Штокгаузен считал, что благодаря голосотерапии медицина вскоре избавится от необходимости оперативного вмешательства в мозг, воздействуя на поврежденные участки исключительно звуком, в том числе – голосом самого человека.

Об оздоравливающем действии биоакустического резонанса во всем теле, сопровождающего пение или речь, говорил и А.И.Попов - создатель системы восстановления, а в дальнейшем и совершенствования голоса «Физвокализ».

Для восстановления своего голоса, утраченного после тяжелейшего заболевания горла, вместо пения он стал читать вслух стихи своих любимых Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета! «И я почувствовал, что голос мой крепнет, а горло перестало болеть, - рассказывал А. Попов. - Советую всем: не ленитесь читать вслух! Причем на русском языке. Он певуч. Благодаря этому его свойству, организм человека компенсирует недостаток углекислого газа, который расширяет мелкие кровеносные сосуды». Но чтение было лишь первым шагом на пути создания системы. Оказалось, "воспитать" в себе голос можно, научившись управлять определенными мышцами, которые напрямую связаны с пением и речью. Например, для того чтобы ваш голос был упруг и звонок, нужно всегда сидеть, держа спину прямо, втянув низ живота и говорить "грудью". Правильное звучание создаёт особую звуковую волну, которая, пронзая человека от макушки до пят, массирует не только каждый внутренний орган, но каждую мышцу и даже клеточку его тела, расшлаковывая их. Организму зачастую просто недостает вибраций собственного голоса, а ведь вибрации – основа жизни! Этот дефицит и восполняет физвокализ - мощное средство самоисцеления, которое нормализует физиологические и психофизиологические процессы в организме, создавая оптимальный нервно-мышечный тонус, особенно благотворно действуя на дыхательную, сердечно-сосудистую и пищеварительную систему. В общем, всё в организме связано: для хорошего звучания голоса нужно специальным образом натренированное тело (мышцы), а уже вибрации, которые сопровождают пение или речь в виде биоакустического резонанса во всем теле, начинают оздоравливать его. После многочисленных исследований был найден оптимальный комплекс физических упражнений, при которых голосу придается как бы новое звучание, используемое для улучшения работы всех внутренних органов. Эти упражнения помогут при многих хронических заболеваниях, в том числе при радикулите, остеохондрозе, трахеите, воспалении легких и других. Они исправляют плоскостопие, обладают омолаживающим эффектом . Физвокализ был признан как оздоровительная система еще в 1981 году. По мнению Попова, осмысленный подход человека к своему организму как биооргану, применение физвокальной тренировки поможет осуществить давнюю мечту людей - достижение духовного и физического совершенства.

О лечебных свойствах отдельных звуков , произносимых, а лучше пропетых собственным голосом люди знали со времен самых древних цивилизаций. Особое значение им придавали в Индии и Китае, где с их помощью лечили самые различные заболевания. Чудодейственной силе звука отдавали должное и на Руси, ему даже отводилась некая мистическая роль. Самый простой пример: получив травму, человек стонет, не потому, что хочет позвать на помощь. Как теперь выяснялось, стоны имеют эффект анестезии, возбуждая деятельность одних участков мозга, и подавляя активность других. Стоны стимулируют выброс в кровь эндорфинов, которые по болеутоляющему действию сильнее морфия в 50 раз! Медицинская наука, все чаще обращается к опыту традиционных практик (их до сих пор называют «нетрадиционной медициной»).

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии (т.е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане их пропевания), то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

· звук "А"– снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь, немедленно вызывает расслабление;

· звук "И" – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;

· звук "О" – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;

· звук "М" - снимает стресс, дает возможность полностью расслабиться;

· звуки "В", "Н", "М", "Э" – улучшают работу головного мозга;

· звуки "Ц", "К", "Щ", "И", "Ы" – лечат уши;

· звуки "У", "Ы", "X", "Ч" – улучшают дыхание;

· звуки "О", "А", "С", "М", "И" – лечат заболевания сердца.

Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания, так называемые "мантры". В частности, созвучие:

· "ОМ" – снижает кровяное давление;

· "АЙ", "ПА" – снимают боли в сердце;

· "АП", "АМ", "АТ", "ИТ", "УТ" – исправляют речь;

· "УХ", "ОХ", "АХ" – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии .

Таких сочетаний очень много и перечислять их просто не имеет смысла. Все они основаны не на смысловом значении, а на целебном воздействии колебаний, возникающих при их произнесении. Издавна знали, что некоторые слова, предложения, сказанные в надлежащем тоне, могут быть действительно незаменимым лекарством. На этом строятся бытующие в народе всевозможные заговоры и заклинания. Но, конечно же, наибольшей магической силой обладают созданные и отшлифованные веками молитвы, несущие в себе не только смысловое значение, но и реальную позитивную энергетику слов и звукосочетаний. Исследования в области звуковой терапии дают прекрасные результаты в лабораториях всего мира, и многие уже называют ее «медициной будущего», причем ученые склоняются к тому, что наиболее эффективным и безопасным, в качестве источника целительного звука, является голос.

Одним из направлений звукотерапии можно считать и рифмотерапию – лечение стихами (это интуитивно нашел и А.И.Попов, создатель системы «Физвокализа»). Давно известно, что ритмическая речь оказывает мощное воздействие на психику. Стихотворные формы, песни способны возбуждать или успокаивать человека. Они помогают расслабиться, отвлечься или выйти на нужный эмоциональный уровень. В Гетингемском университете (Германия) провели эксперимент: на группе добровольцев испытывали эффективность средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов – сон был крепким и глубоким. Рифмотерапия активизирует артикуляционный аппарат, улучшает дикцию. Ее можно использовать как своеобразную артикуляционную гимнастику, конечно при условии эмоциональной работы. Необходима активная естественность, чуть-чуть утрированная, активизированная с расчетом «на последний ряд зрительного зала».

Искусство пения – это, прежде всего, правильное дыхание , которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Давно известно, что пение - это лучшее дыхательное упражнение : тренируется дыхательная мускулатура, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких. Умение управлять дыханием способствует умению управлять своим организмом. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от заикания, кашля, бронхиальной астмы, снимает усталость и переутомление, избавляет человека от многих болезней.

Работая над дыханием, мы занимаемся так называемой парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой , известной далеко за пределами нашей страны. Ее результаты по­истине удивительны. С помощью нескольких несложных динамических дыхательных упражнений, часть которых выполняется при сжатии грудной клетки на вдохе, оказалось возможным остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный голос. В настоящее время дыхательная гимнастика Стрельниковой применяется очень широко: ее рекомендуют выполнять не только при заболеваниях дыхательной системы, но и при различных сердечно-сосудистых проблемах, вегетососудистой дистонии, половых расстройствах у женщин и мужчин. В короткие сроки она способна творить чудеса и помогает даже лежачим больным в самых тяжелых случаях. Нам же она помогает научиться правильно дышать во время пения. В гимнастике есть упражнения для тренировки диафрагмы («Насос», «Кошка», «Большой маятник»), играющей важную роль в пении. Эти же упражнения успешно используются и для исправления различных деформаций костной системы: грудной клетки (ее патологических изменений), в некоторых случаях - позвоночника (сколиозы, лордозы, кифозы), а также для увеличения подвижности суставов .

Итак, подведем итоги . Пение - весьма эффективная терапевтическая методика, которая содержит в себе музыкотерапию, звукотерапию, словотерапию и даже рифмотерапию. Это универсальное средство лечения, поскольку воздействует не на какой-то орган в отдельности, а не весь организм в целом. Глава российской музыкотерапевтической школы С. Шушарджан, раскрывая механизмы вокалотерапии, отмечает, что в процессе вокалотерапии происходит стимуляция работы внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а также вибрационных процессов, возникающих в результате фонации. Коррекционное лечебное воздействие обеспечивается и в процессе обучения нижнереберно-диафрагматическому дыханию, как наиболее физиологичному, благотворно влияющему на общее состояние организма человека . В процессе пения укрепляется певческий аппарат, певческая установка способствует воспитанию хорошей осанки. Научно доказано, что музыка повышает иммунитет, улучшает обмен веществ, приводит к снижению заболеваемости. По наблюдениям отечественных педагогов, те дети, которые посещают уроки вокала, меньше болеют и даже начинают лучше учиться по другим предметам .

Научными исследованиями доказано, что «просто» пение от души в течение 20 – 30 минут ежедневно оказывает исключительно положительное воздействие на организм человека. Оно активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат. Вокалотерапии является исключительно эффективным антистрессовым средством.

Суммируя все сказанное, можно назвать пение своеобразной «здоровьесберегающей технологией», ведь оно не только поддерживает здоровье человека, но и укрепляет его, полностью соответствуя определению. Здоровьесберегающая технология – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования . Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Необходимое качество для педагога, разделяющего идеи здоровьесберегающей педагогики - находить поводы и причины для радости - сродни способности восхищаться чем-то в людях, умело находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения. Успех порождает успех, акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Мы используем на занятиях определенные дыхательные и голосовые упражнения, которые кроме развивающих и обучающих задач, решают еще и оздоровительно-коррекционные задачи. Это могут быть, например:

· элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой;

· упражнения для развития артикуляционного аппарата – скороговорки, речевые упражнения, артикуляционная гимнастика;

· интонационно-фонопедические упражнения В.В. Емельянова;

· упражнения оздоровительного физвокализа А.И.Попова.

Здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках вокала, существует довольно много. Мы рассмотрели лишь некоторые. Есть еще терапия творчеством, фольклорная терапия, музыкально-рациональная психотерапия, музыкальная сказкотерапия и др.

Освоение студентами, будущими учителями музыки, этих технологий позволит расширить известный им арсенал традиционных методов музыкального образования, овладеть различными приёмами музыкальной терапии, реализуемыми в контексте музыкально-певческой работы.

Петь может и должен каждый, так как проблема пения глубоко научна. Пение необходимо для укрепления здоровья человека, в нем заложена величайшая профилактика старости и многих заболеваний.

Список используемой литературы.

1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой/ С. В. Дубровская. – М., 2008.

3. В. Иванов. Физвокализ: в гармонии с собой // Электронный ресурс: Код доступа. / http://www.mosoblpress.ru/38/18935

4. Карпова Т.А. Звукотерапия. В кн.: Энциклопедии традиционной народной медицины / Т.А. Карпова - М., 2002.

5. Козин А.М.Формирование культуры здоровья личности в современном обществе./ А.М.Козин// Здоровьесберегающее образование – М., 2009. - №1.

6. Костенко Л. В. Здоровьесберегающие технологии в школе // Интернет и образование. Июнь. Том 2009. № 9.- Электронный ресурс: Код доступа/ http://www.openclass.ru/node/47746

7. Лобанов Е.А Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий./ Е.А Лобанов// Музыка в школе – 2005-№3

8. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники./ В. П. Морозов.- М., 2002.

9. Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков/ Ю.С. Шевченко.// Психокоррекция: теория и практика. – М., 1995.

10. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма/ С. В Шушарджан. - М., 1998.

11. Щетинин, СМ.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. 3-е изд. / М.Н. Щетинин. – М.,2008.

Практическая часть. Конспект урока.

Учебная дисциплина «Вокальный класс».

Преподаватель: Пономаренко Надежда Ивановна. Студентка 21 гр. Юлия В.

Тема урок: Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением.

Цели урока:

Обучающие -

1. формировать и совершенствовать профессиональные умения, необходимые для овладения культурой вокального исполнительства;

2. систематизировать знания, полученные в предшествующие годы обучения;

3. сформировать у студента знания об особенностях работы артикуляционного аппарата;

4. привить умение эффективно использовать эти знания в учебной и педагогической деятельности;

5. улучшить дикцию и качество звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.

Развивающие

1. развивать музыкальное и художественное мышление студента, создавая на уроке условия для формирования и развития у него познавательных интересов, творческой активности;

2. создать условия для развития аналитических способностей студентов и навыков рефлексии;

3. способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности;

4. создать условия для повышения уровня самооценки.

Воспитательные -

1. создать условия для воспитания сознательного подхода к обучению;

2. формировать устойчивый интерес к своей будущей профессиональной деятельности, стремление к самосовершенствованию (самоконтролю, самооценке, саморегуляции) и творческой самореализации.

Задачи урока:

1. формирование у студентов знаний по теме «Артикуляция»;

2. формирование умения аналитической работы с учебным материалом;

3. сохранение артикуляционной активности при различных нюансах;

4. развитие дикционных навыков в разнообразных темпах;

5. развитие эмоционально-образной сферы психологических процессов(воображение, мышление, память) студента при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

6. умение пользоваться нижнереберно - диафрагматическим дыханием;

7. освоение навыка кантиленного пения;

  1. создание ситуаций успеха студента.

Тип урока : комбинированный урок комплексного применения ЗУН студента.

Методы работы:

по источнику знаний : наглядные – наглядно- иллюстративный метод, слайд-шоу, показ, ТСО;

словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;

практические – упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики : концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Технологии: личностно-ориентированная, развивающего обучения, элементы проблемного обучения и имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, информационная;

музыкальные технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления, здоровьесбережения арттерапевтической направленности процессов обучения и воспитания.

Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, литература, методика музыкального воспитания, практика, информатика

Оборудование: фортепиано, ноутбук, презентация по теме урока, зеркало

Используемая нотная литература:

· Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985. .

· Хрестоматия вокально-педагогического репертуара: для меццо- сопрано. Музыкальное училище I-II курсы./ Сост. П. Понтрягин. - М.: Музыка, 1970.

· Д.Кабалевский. Романс Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта»./ Ноты с сайта - www.notarhiv.ru

· Учите детей петь: Песни и упражнения развития голоса у детей (3- 5 лет). Пособие для муз. руководителей дет. сада. /Сост. Т.Орлова, С. Бекина. – М.: Просвещение, 1986.

Ход урока.

I.Объявление темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.

1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).

2.Распевание . Первый вокальный навык – «певческая установка»(развернутый ответ студента).Использование упражнений: интонационно-фонопедических , способствующих развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);

упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки , активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.

Подвести студента к постепенному осмыслению своих вокальных движений и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления студента.

3. Работа над исполнением вокализа (Ф.Абт. Вокализ №10 ).

Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.

4.Работа над исполнением произведения Д.Кабалевского Романс Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта». Задача работы над данным произведением – отрабатывая различные вокальные навыки, обратить особое внимание на кантилену, на активность всего артикуляционного аппарата студента. Для этого используется артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова (Приложение №2). Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым, высоко позиционным, улучшит дикцию.

В процессе работы студент вспоминает теоретические основы вокала (из раздела «Строение голосового аппарата» - «Артикуляционный аппарат» слайды №12 – 15). В беседе с преподавателем разбираются вокальные навыки «дикция», «артикуляция».

Используя образное мышление, воображение студента, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет учащегося к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать студенту возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.

5.Работа над исполнением произведения М.И.Глинки Песня Ильиничны из музыки к трагедии А.Кукольника «Ходит ветер у ворот». Данное произведение находится в работе сравнительно недавно. Задача работы над ним – анализируя музыкальный и литературный тексты произведения, подвести студента к осознанию, а затем и осмысленному эмоционально насыщенному исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подачи художественного слова, не упуская при этом технически правильное исполнение, сохранения дикционной активности голоса при разных нюансах.

Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима работа по активизации артикуляционного аппарата студента. Для этого используется метод мелодекламации в утрированной манере, а также методический прием мысленного пропевания, когда концертмейстер исполняет фортепианное сопровождение вокального произведения, а поющий должен внимательно слушать аккомпанемент и мысленно пропевать мелодию с активной, хотя и беззвучной артикуляцией. Это активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру.

6.Работа над исполнением детской песни под собственный аккомпанемент (М.Иорданский «Голубые санки» ). Задача работы – отработка навыков плавного голосоведения, активной подачи слова, выразительного исполнения. Особое внимание следует уделить ансамблю между пением и аккомпанированием с учетом преимуществ голоса (технология имитационного моделирования - имитация производственной задачи, с которой обучаемый будет сталкиваться в своей будущей профессиональной деятельности). Работа над песней может проходить в одном из двух вариантов: 1 - с воображаемыми детьми, 2 – педагог выступает в роли ребенка (по выбору студента).

III.Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).

IY.Домашнее задание. В Интернете найти записи исполнения лучшими вокалистами романса Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта» Д.Кабалевского, сделать сравнительный анализ интерпретаций. Выучить слова Песни Ильиничны из музыки к трагедии А.Кукольника «Ходит ветер у ворот» М.И.Глинки, выразительно декламируя в певческой позиции («Артист на сцене»). Продумать несколько исполнительных планов этого произведения.

Приложение №1.

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой .

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой

Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

· восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

· улучшают дренажную функцию бронхов,

· положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

· повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

· улучшают нервно- психическое состояние организма.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

Упражнение «Обними плечи » (Вдох на сжатии грудной клетки).

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение «Насос ». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Упражнение «Большой маятник » («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами- движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Тик- так, вдох с пола, вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.

Приложение №2.

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

· Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что акти­визировалась работа слюнных желез. Полость рта увлажнилась.

· "Шинковать" язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Также повторите эту процедуру 4-8 раз.

· Пожуйте язык попеременно на одной стороне рта, на другой, на коренных зубах, сдавливая язык. Это также еще больше увлажнит рот.

· Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. На щелчках выстраиваем унисон (ФА, СОЛЬ 1-й октавы). Попротыкайте языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется "иго­лочка". Повторите несколько раз.

· Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется "щеточка", как бы чис­тим языком зубы.

· Занимаемся губами. Покусываем нижнюю губу от одного края до другого, потом верхнюю.

· Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.

· Вытягиваем губы трубочкой вперед, рисуем губами круг, квадрат.

· После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суста­вы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти "вперед-вниз", т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.

· Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти "вперед-вниз" с от­крыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, что­бы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена "вперед-вниз" на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставлен­ного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную пози­цию назовем условно "Злая кошка" ("ЗК").


Похожая информация.