Плюсы развития внутреннего рынка страны. Объем и уровень развития внутренних рынков

Внутренние рынки промышленно развитых капиталистических стран

Экономическое развитие стран во многом определяется характером и глубиной общественного разделения труда, в процессе которого происходит развитие внутренних рынков. Условия их функционирования влияют на эффективность производства, как отдельных его видов, так и экономической системы в целом. Внутренний рынок, под которым подразумевают систему обмена внутри национального хозяйства без экспортно-импортного сектора, выступает первичным элементом всей системы функционирования мирового хозяйства. Он включает внутренние связи, которые характеризуют масштабы и формы взаимодействия различ-ных видов производства, входящих в состав народного хозяйства. Внешние связи обслуживают участие национального хозяйства в мировой экономике. Анализ внутренних рынков показывает движущие силы хозяйственных процессов в каждой отдельно взятой стране и в определенной степени в подсистеме в целом.

Объем и уровень развития внутренних рынков

  • 1. Масштабы внутренних рынков большинства промышленно развитых стран, определяемых по величине ВВП, выделяются среди всех стран мира. Они входят в число 50 ведущих рынков. Только при подсчете валового продукта на базе покупательной способности валют, при котором учитывается нерыночный сектор развивающихся стран, позиции западных государств выглядят несколько слабее. В этом случае в число десяти крупнейших экономик мира входят только шесть западных национальных хозяйств. Отмечая величину ВВП как один из показателей объема внутреннего рынка, следует отметить, что целый ряд малых стран отличается высокой степенью интернационализации их хозяйственной деятельности. Так, экспортная квота у Бельгии составляет 70% ВВП, у Ирландии -- 67, Нидерландов -- 52, Австрии -- 40, Швейцарии, Дании -- 37% ВВП. В этих пределах в таких странах отмечается и импортная квота. Следовательно, объем внутренних рынков малых стран относительно ВВП невелик, и они во многом зависят от определенных секторов мирового рынка. У крупных развитых стран иностранный сегмент в производстве и реализации ВВП составляет 20--30%, а у США и Японии -- 10--15%.
  • 2. Другим обобщающим показателем объема и степени развития внутреннего рынка служит доход на душу населения. В целом этот показатель по промышленно развитым странам в пять раз превосходит среднемировой уровень. Все страны рассматриваемой подсистемы мирового хозяйства входят в число 30 ведущих по этому показателю стран мира. Первые места по величине ВВП на душу населения занимают Швейцария, Люксембург, Япония, Швеция, Норвегия, Дания, а в низшую группу входят Греция, Испания, Португалия, Ирландия, ЮАР.
  • 3. Величина рынка зависит от числа обслуживаемых потребителей. Чем больше общество, на потребности которого рассчитано внутреннее производство, тем шире возможности для его развития, хотя определенная часть потребителей выступает в качестве производителей. Поэтому численность населения служит определенным ориентиром потребительного и производительного потенциала общества, хотя прямой связи между размерами населения и объемом внутреннего рынка нет. Роль числа потребителей обычно обратно пропорциональна уровню развития страны. Большинство индустриально развитых стран относится к числу средних и малых стран. Только у двух государств (США и Япония) численность населения превышает 100 млн. человек, у четырех -- 50 млн. человек, а у десяти стран она не превышает 10 млн., у Исландии и Люксембурга число потребителей менее 0,5 млн. Небольшая численность населения наряду с высоким уровнем развития производительных сил способствует специализации производства и активному участию в международном разделении труда, побуждает малые и средние страны к экономической интеграции. международный экономический рынок
  • 4. Характерная черта рынков стран Первого мира -- удовлетворение спроса почти всего населения товарным производством. Это обусловлено распространением наемного труда, качественным характером найма. В среднем доля лиц наемного труда составляет порядка 85% самодеятельного населения, в том числе в Британии и США -- свыше 90%. Неформальная деятельность в большинстве западных стран играет незначительную роль. Определенное исключение составляют южно-европейские страны. Соответственно важной чертой внутренних рынков выступает тесная взаимосвязь сферы производства и потребления.
  • 5. Емкость внутренних рынков находится в зависимости от взаимосвязи между подразделениями и отраслями экономики, от их спроса на основные элементы конечного продукта. В рассматриваемых странах внутренние рынки характеризуются высоким уровнем межотраслевых и внутриотраслевых поставок, включающих промежуточную продукцию и продукцию инвестиционного назначения. Основным фактором межотраслевых связей выступает вертикальная интеграция, которая привадит к усилению зависимости воспроизводственных процессов в каждой отрасли от других отраслей, как по линии спроса, так и предложения.
  • 6. Одним из важнейших показателей развития внутренних рынков выступает уровень развития денежных отношений рынка, выразителем которого может служить отношение кредитных обязательств внутри страны к ВВП. В первой половине 90-х годов кредиты, полученные в ведущих западных странах, превышали 100% ВВП по сравнению с 50--60% в 50-е годы.
  • 7. Наряду с общей емкостью внутренних рынков важное значение имеет состав и характер потребления, которое представляет собой использование потребительной стоимости. Оно складывается из производственного и потребительского спроса. Производственное потребление входит в процесс производства и включает производство средств производства (орудий и предметов труда) и потребление рабочей силы, т. е. расходование его физической и духовной энергии. Непроизводственное потребление происходит за пределами производства. В процессе его используются или окончательно потребляются предметы потребления. Таким образом, в процессе производственного потребления продукты создаются, а в процессе непроизводственного они потребляются.

Производственный спрос определяется состоянием производственной сферы, а совокупный потребительский спрос -- денежными требованиями в основном физических лиц. В свою очередь, как производственный спрос, так и потребительский зависят от частного и государственного секторов. В длительной исторической ретроспективе происходило снижение доли частного потребления ВВП. В 1820 г. она, очевидно, составляла около 85%, в начале 90-х годов текущего столетия -- 61% ВВП. В последние десятилетия более высокими темпами росло частное потребление.

Потребление (спрос) и производство (предложение) -- этапы одного процесса. Целый ряд исследователей считает, что отношение людей к средствам потребления стало более важным, чем отношения к средствам производства, забывая, что последнее обеспечивает доступность первого. В конечном счете, уровень потребления определяется развитием производства, производительных сил.

К началу XXI века российская экономика оказалась на крайне неблагоприятной стартовой позиции.

В итоге небывало глубокого для мирного времени и затяжного кризиса экономика отброшена на несколько десятилетий назад по объему производства, конкурентоспособности продукции, уровню и качеству жизни, эффективности управления.

При этом объективные причины и факторы сочетались с крупными стратегическими ошибками, просчетами и другими субъективными факторами .

И тем не менее российская экономика не утратила свою жизнеспособность, потенциальную возможность возрождения, развития и перехода к постиндустриальной стадии развития. Сохранились высокий уровень образования, квалификации значительной части трудового потенциала страны, развитая социокультурная сфера (прежде всего наука, культура и образование), которая становится ключевой в становлении постиндустриального общества.

Страна обладает разнообразными видами природных ресурсов — минеральных, земельных, лесных, водных. По многим из них продолжает оставаться уникальной кладовой мира на XXI век и может воспользоваться этим для извлечения мировой природной ренты как ресурса развития.

России благоприятствует ее географическое положение на кратчайших транспортных путях между быстро развивающимися странами Востока и Запада , что позволяет получать транспортную и туристическую ренты .

Сохранился значительный объем внутреннего рынка и началась его реинтеграция, что является базой для развития и увеличения доходов отечественных товаропроизводителей. Не до конца разрушены в прошлом мощный производственный потенциал и развитая инфраструктура, хотя они быстро устаревают и требуют крупных вложений для радикального обновления.

Существуют и противодействующие факторы , препятствующие возрождению российской экономики и повышению ее роли в мировом хозяйстве. Таковы прежде всего неблагоприятные климатические условия на большей части территории страны, пространственная разбросанность городов и сел , что ведет к повышенным издержкам транспорта и жизнеобеспечения людей, высокому в целом уровню производственных затрат.

Мешают устарелость и техническая отсталость преобладающей части основных фондов, которые почти не обновлялись в 90-е гг. и во многом не пригодны для производства конкурентоспособных товаров и услуг.

В последние годы Россия включилась в мировую экономику в качестве поставщика топлива и сырья (запасы которого, кстати, исчерпываются) и покупателя готовых изделий.

По данным Всемирного банка , внешний долг увеличился с 59,8 млрд долл. в 1990 г. до 183,6 млрд долл. в 1998 г. и достиг 62% к ВНП. Выплаты долга с процентами отягощали государственный бюджет. Однако по состоянию на 1 сентября 2013 года внешний государственный долг России сократился до 49,54 млрд долл.

Весьма низка инвестиционная привлекательность российской экономики как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Прямые иностранные инвестиции в 2000 г. составили всего 4,4 млрд долл., однако в 2012 году они возросли до 51,4 млрд долл.

Центральный комитет Партии Великое Отечество принял решение принять экономическую программу академика С.Ю. Глазьева в качестве программного документа, который ПВО будет реализовывать, придя во власть . Однако рабочая группа Партии Великое Отечество , сформированная для создания наработок и предложений по экономике, продолжает свою работу. Идёт разработка новых путей и методов развития экономики России, выхода из того сложного положения, куда она оказалась заведена в результате «реформ» осуществляемых «эффективными менеджерами».

Мы продолжаем публиковать серию статей с целью открытия широкой дискуссии и выработки решений о развитии отечественной промышленности. Первая часть - «Инфраструктура», уже была опубликована . Следом был предложен вашему вниманию второй материал – «Внутренний рынок» . Сегодня публикуется третья статья, посвящённая конкретным предложениям.

Десять шагов развития внутреннего рынка

Сентябрь 2016 года – время повышенной активности политических деятелей всего избирательного спектра: от ультралевых, готовых всё отнять и поделить, до либералов, обещающих скорые улучшения с приходом иностранных инвесторов. В политических дебатах теряется суть и смысл, уходит главное – свой отечественный внутренний рынок, собственное производство и платёжеспособный спрос – вот истинные ориентиры для развития экономики.

Именно так, через развитие своей промышленности, ориентированной на местное потребление, обеспеченное растущими доходами собственного населения развивались США и Франция, Япония и Великобритания, и именно ориентацию в развитии на рост своего внутреннего спроса провозгласил КНР в ноябре 2012 года на XVIII съезде Коммунистической партии Китая.

Независимо от идеологических пристрастий сильные державы стремятся развивать, прежде всего свою промышленность и повышать уровень благосостояния своих граждан, а слабые и зависимые государства приглашают к развитию иностранные капиталы и открывают свои рынки для зарубежных производителей.

Итак, 10 шагов развития внутреннего рынка:

1. Создать физические условия для развития производств – требуются промышленные площадки, подведённые к ним дороги и электроэнергия, газ и вода.

На текущий момент лишь 16 898 900 га являются землями промышленности и иного специального назначения в Российской Федерации, что составляет менее 1% от общего объёма земель РФ.

Общая площадь земельных ресурсов мира составляет 129 млн. кв. км (исключены площади суши Арктики и Антарктики), из них около 2% используются в промышленных целях и прочих инфраструктурных целях. В промышленно развитых странах уровень промышленного использования земельного фонда выше, чем среднемировой. Если Россия поставит себе цель достичь среднего в мире уровня 2% промышленного использования земель, то запас роста у нас впереди колоссальный – рост в два раза! Районы вечной мерзлоты занимают в России около 60% от всей сухопутной территории, но резерв в 1% на промышленность от оставшихся 10% наиболее подходящей для развития территории РФ (лесной фонд и земли запаса) выделить для инфраструктурного освоения вполне возможно.

А что же происходит сейчас – земли достаточно, а почему же на ней промышленность не развивается?

А происходит вот что - вся земля промышленности и специального назначения, к которой подведены все необходимые коммуникации и дороги, уже занята действующими промышленными предприятиями. Некоторые из этих предприятий не могут насытить работой имеющиеся мощности – в таком случае освобождаются мощности для развития других промышленников. Но в такой ситуации нет системы. Порой эти высвобождаемые мощности оцениваются прежним собственником дороже, чем возведение всей инфраструктуры с нуля – и это при полной стопроцентной предоплате до перехода права собственности на промышленную землю. А что поделаешь? На рынке – дефицит готовой к развитию производств земли.

Государство должно взять на себя функции основного инвестора и девелопера (организатора развития и выгодоприобретателя) рынка земель промышленности:

  1. Провести оценку и разработать предварительный план освоения земель запаса и земель лесного фонда под земли промышленности по всей территории РФ с учётом планируемого двукратного увеличения территории земель промышленности в течение последующих 10 лет
  2. Замкнуть стоимость подключения воды, электроэнергии, газа и подведения дорог на основного девелопера, т.е. на государство
  3. Разработать единую сетку тарифов на все энергоносители. Тарифы должны быть существенно ниже среднемировых, таким образом будет обеспечено преимущество отечественных производителей перед мировыми
  4. Произвести полную калькуляцию стоимости инфраструктурного развития земель, добавить наценку для обеспечения прибыли (!) государства от промышленного развития собственных земель, а затем вывести точную и конечную стоимость каждого участка с уже подключённой инфраструктурой
  5. Обязать банки с государственным участием принимать стоимость такого государственного промышленного участка в качестве единой безальтернативной оценки стоимости для обеспечения участия этой земли в качестве залогового инструмента при дальнейшем кредитовании отечественных промышленников
  6. Предоставить предпринимателям через банки с государственным участием долгосрочное инвестиционное кредитование на срок до 20 лет под субсидируемый за счёт эмиссионных механизмов процент (до 3% годовых в рублях)
  7. На вышеперечисленных условиях предложить новые промышленные земли с инфраструктурой на продажу промышленникам в частную собственность с рассрочкой оплаты через инвестиционное государственное кредитование

2. Насытить экономику денежной массой – требуется адресная эмиссия, денежные средства должны эмитироваться под рост промышленного производства.

Здесь стоит отметить два фактора. Первый – на текущий момент уровень монетизации (насыщенности денежными средствами) нашей экономики в три-четыре раза меньше, чем в промышленно развитых странах. Второй фактор состоит в том, что нашей экономике требуется именно адресная эмиссия, направляемая путём предлагаемых механизмов в развитие производства и увеличение валового внутреннего продукта страны.

Государство должно создать условия для суверенной эмиссии:

  1. Принять меры по реформе Центрального Банка РФ (Центробанк должен снова стать Госбанком). К основной задаче обеспечения устойчивости курса национальной валюты должна быть добавлена задача поддержки экономической политики Правительства РФ.
  2. Обязать Госбанк принимать облигации, эмитируемые Государственным оператором (девелопером) развития земель промышленности России, в качестве обеспечения для эмиссии денежных средств, направляемых на строительство инфраструктуры и обеспечение льготных процентных ставок по инвестиционным промышленным кредитам (под 3% на 20 лет в рублях).
  3. Обязать Госбанк принимать облигации, эмитируемые Государственным оператором (лизингодателем) развития промышленного производства России, в качестве обеспечения для эмиссии денежных средств, направляемых поддержку сбыта продукции отечественных производителей и обеспечение льготных процентных ставок по лизинговым кредитам (под 3% на 10 лет в рублях).

3. Ввести валютное регулирование – требуется ограничить спекулятивное использование капитала, ограничить отток капитала.

Предложенные меры по обеспечению дополнительной эмиссии денежных средств приведут к росту денежной массы, а это в краткосрочной перспективе подвигнет участников экономической деятельности к соблазну направлять высвобождающиеся средства не в долгосрочные программы развития производств, а на совсем другие цели. Так как рынок будет в полной мере насыщен товарами отечественного производства высокого качества лишь в среднесрочной перспективе, то на первоначальном этапе для многих предпринимателей будет интереснее вкладывать свободные средства в торговлю импортными товарами или выводить эти средства в «тихие гавани». Эти отрицательные факторы необходимо купировать:

  1. Обеспечить выход России из ВТО
  2. Разработать меры по протекции отечественных производителей за счёт вдумчивого и обоснованного увеличения таможенных ввозных пошлин на импортную продукцию, аналоги которой производятся в России
  3. Увеличить плату за вывоз капитала из России. Здесь следует пояснить, что текущее законодательство преследует основной целью привлечение иностранных инвесторов. На деле получается всё наоборот, чистый вывоз капитала из России превышает ввоз.

Чистый ввоз/вывоз капитала РФ

По данным Центрального банка Российской Федерации:

Всего, в том числе

банки

прочие секторы

2000 год 23,1 1,7 21,4
2001 год 13,6 4,0 9,6
2002 год 7,0 3,0 4,0
2003 год 0,3 -12,8 13,1
2004 год 8,6 0,7 7,9
2005 год 0,3 3,7 -3,4
2006 год -43,7 -27,9 -15,8
2007 год -87,8 -50,5 -37,3
2008 год 133,6 84,5 49,1
2009 год 57,5 32,4 25,1
2010 год 30,8 -22,8 53,6
2011 год 81,4 27,5 53,8
2012 год 53,9 -7,9 61,8
2013 год 61,6 17,3 44,4
2014 год 153,0 86,0 67,0
2015 год (оценка) 58,1 34 24,1

В статистике ЦБ, как в зазеркалье, знак «+» означает вывоз капитала, знак «-» - ввоз.

При существующих условиях капиталы можно переводить в офшоры почти бесплатно (брокеры берут около 5% за свои услуги и полную цепочку операций):

Схема вывоза капитала и обналичивания через авторские платежи (роялти)

4. Принять меры по поддержке отечественного станкостроения и машиностроения – требуется стимулировать путём субсидирования лизинговой ставки российские и шире евразийские предприятия к приобретению именно машин и станков, произведённых в России.

Действия Правительства РФ по поддержке отечественного автопрома уже привели к открытию новых заводов мировых автомобильных концернов на территории России. Подобные меры следует применить для поддержки отечественных станкостроителей, машиностроителей и производителей другого высокотехнологичного оборудования:

  1. Создать государственную структуру (Государственный оператор развития промышленности) при министерстве промышленности и торговли РФ, в координации с министерством финансов РФ, с целью обеспечения субсидирования продаж товаров промышленного производства России с использованием инструмента лизинговых и экспортных кредитов.
  2. Обеспечить финансирование Государственным оператором развития промышленности (лизингодателем) покупки отечественными предприятиями продукции отечественного станкостроения и машиностроения (под 3% на 10 лет в рублях)
  3. Организовать в режиме наибольшего благоприятствования аккредитацию отечественных производителей по группам производимого оборудования и машин, а также по группам продукции, планируемой к запуску в производство
  4. Обеспечить участие аккредитованных предприятий в программах продаж своей продукции с использованием льготного лизинга
  5. Обеспечить аккредитованным предприятиям финансовую поддержку экспорта продукции станкостроения и машиностроения, через целевое кредитование иностранных контрагентов в рублях на закупку оборудования в России
  6. Обеспечить аккредитованным предприятиям финансовую поддержку в виде долгосрочных инвестиционных кредитов (под 3% на 10 лет в рублях) на разработку и создание новых видов и типов оборудования, а также на внедрение их в производство
  7. Снизить налог на добавленную стоимость для аккредитованных предприятий на продукцию отечественного станкостроения и машиностроения до 10% (сейчас такой налог действует для медицинского оборудования)

5. Принять меры по развитию железнодорожного транспорта, грузоперевозок по воде, авиаперевозок – требуется развитие отечественного кораблестроения, авиастроения и развитие современной железнодорожной инфраструктуры.

Россия должна начать зарабатывать на своём уникальном географическом и геополитическом положении.

Сейчас грузовладельцам выгоднее направлять контейнеры из Китая в Европу и Россию морем через Суэцкий канал. При создании соответствующей инфраструктуры дешевле и быстрее будет осуществлять перевозки по железной дороге. Китай понимает важность этого вопроса и движется в направлении развития Шёлкового пути или правильнее будет сказать - путей. Один шелковый путь может пройти по территории РФ, другой преимущественно по странам Средней Азии и Ближнего Востока. Передача организации построения и финансирования такого пути из Азии в Европу в руки Китая геополитически невыгодна России, так как проецирует влияние Китая на страны регионов, по которым пройдёт такой путь.

Следует принять меры по развитию собственной транспортной инфраструктуры:

  1. При помощи мер адресной эмиссии обеспечить развитие железнодорожной инфраструктуры – путей сообщения, терминалов, подвижных составов (локомотивы и вагоны должны быть отечественного производства)
  2. При помощи мер адресной эмиссии обеспечить развитие портовой инфраструктуры, а также отечественного коммерческого кораблестроения (отрицательный пример из нашей реальности – отечественные специалисты, на финской верфи Arctech Helsinki Shipyard, принадлежащей Объединенной судостроительной корпорации, строит суда по заказу нашего «Совкомфлота» - «заводы верфи Arctech Helsinki полностью загружены нашими заказами» - гордо рапортует высокий чиновник вице-президент ОСК Загородный Евгений Николаевич)
  3. При помощи мер адресной эмиссии обеспечить развитие сети региональных аэропортов, а также отечественного гражданского авиастроения (отрицательный пример из нашей реальности – в Комсомольске-на-Амуре китайской стороной организовано производство китайских турбовинтовых самолётов Xian MA60 для региональных рейсов, которые являются модернизированной копией советского Ан-24, технологию производства которого наша страна видимо утратила - «Это пример практической реализации проекта территории опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке. Проект будет осуществляться в Комсомольске на Амуре в орбите одного из самых современных в мире авиационных предприятий», - прокомментировал глава Минвостокразвития Галушка Александр Сергеевич; больше похоже на пример того, как иностранный капитал лоббирует свои интересы, ведь Xian MA60 не смог пройти сертификацию в США, Австралии и странах Европы, а в то же время у нас есть готовый к производству более совершенный турбовинтовой Ил-114 для осуществления региональных рейсов, только он сейчас нигде не производится, и китайцы инвестировать в его производство на территории России не планируют)

6. Создать сеть государственных логистических распределительных центров для обеспечения оборота сельскохозяйственной продукции – требуется связать всю страну единой сетью государственных торгово-закупочных предприятий (хладокомбинатов, амбаров, плодоовощных баз).

Периодически возникает недовольство торговыми сетями (ритейлерами), вызывает озабоченность большая наценка, порой беспокоит низкосортный ассортимент по ряду позиций. Но ведь торговым сетям от глобальных мировых брендов нет государственной альтернативы. И это только то, что на поверхности. А ведь, чтобы качественные отечественные продукты были произведены и проданы без лишних логистических затрат, должны работать хладокомбинаты, амбары и плодоовощные базы, которые будут закупать у фермеров и агрохолдингов свежую продукцию. Эти логистические центры должны быть установлены по всей стране и связаны между собой автомобильными и железными дорогами, а также речным транспортом.

Товары между государственными логистическими центрами должны перемещаться во всех направлениях – с севера на юг и с запада на восток.

Должна применяться высокотехнологичная многооборотная пластмассовая тара, вместо одноразовых картонных коробок, как это происходит в Европе и США и как это было у нас в СССР

7. Принять меры по развитию отечественного племенного и семенного фонда для сельского хозяйства – требуется снять зависимость от зарубежной генной инженерии нашего растениеводства, мясомолочной и рыбной промышленности.

Зависимость нашего сельского хозяйства от иностранного племенного фонда очень велика. Этот факт даёт возможность для развития племенных отечественных предприятий. Следует разработать программу поддержки научных разработок в этом направлении и дальнейшего применения полученного опыта в сельскохозяйственном производстве

8. Обратить особое внимание на развитие нефтехимической промышленности – требуется обеспечить кратное увеличение заработка на отечественных нефти и газе.

Энергоносители – нефть и газ являются основными доходными статьями нашего государства. Однако, мало кто знает, что Россия импортирует продукцию химической промышленности на сумму большую, чем экспортирует нефтехимических продуктов собственной переработки, почти в полтора раза. Резерв для роста собственного ежегодного производства продуктов нефтепереработки оценивается в 35 млрд. долларов США на текущий момент, а с учётом принятия мер по поддержке роста отечественного производства во всех сферах эта цифра может быть удвоена

9. Обеспечить развитие сектора услуг.

По доле в создаваемой стоимости в среднем в мире на сельское хозяйство приходится лишь 10%, на промышленность – 30-40%, на услуги – 50-60%.

Важно понимать истинное значение сектора услуг. Среднестатистический гражданин тратит прямо или косвенно большую часть своих доходов на всевозможные увлечения (досуг) от чтения книг и посещения театров, до занятий спортом и туристского отдыха.

Развитие этих сфер экономики способствует увеличению ВВП и повышает платёжеспособный спрос со стороны участников экономической деятельности, задействованных в этой сфере.

Парадокс, но планомерное устойчивое увеличение зарплат учителям и врачам, сотрудникам музеев и детским спортивным тренерам, а также прочим гос. служащим улучшает общую экономическую ситуацию в стране, создаёт обеспеченный рублями спрос на рынке при условии, что бо льшая часть этих рублей пойдёт на закупку товаров отечественного производства

10. Обеспечить соблюдение самых высоких стандартов качества – требуется возродить парадигму «отечественное – значит качественное».

При всех предпринятых выше мерах очень важно обеспечить производство продукции самого высокого качества. Очевидно, что стимулирование спроса на отечественную продукцию при введении ощутимых пошлин на зарубежные аналоги приведёт к стремлению максимально быстро и с наименьшими затратами наладить производство максимально широкого ассортимента в России. Как это было раньше в Китае. Быстро и малыми затратами – означает низкокачественно и неконкурентоспособно.

Следует изначально установить самые высокие стандарты качества (ГОСТы), требовать их соблюдения. Предприятие может быть аккредитовано для мер гос. поддержки только при условии регулярного и систематического соблюдения стандартов качества.

Отечественное – значит качественное!

Подведем итог.

Россия – это страна огромных возможностей. Надо только сменить парадигму мышления наших управленцев. Вместо – заработать и достичь экономии, надо – расширять собственные возможности и достигать результата на благо народа России. Когда что-либо строишь, разрабатываешь, исследуешь и развиваешь, то в краткосрочной перспективе всегда будешь менее эффективным с точки зрения прибыли, чем когда распродаёшь или сокращаешь.

К власти должны прийти патриоты, которые будут мыслить интересами страны и народа, мыслить на долгие годы вперёд, чтобы у нашего Отечества было великое будущее!

Петрунин Анатолий Сергеевич,

Предприниматель, экономист, член Партии Великое Отечество.

  • 9. Международное производство.
  • 10 Распределение богатства. Бедность.
  • 11. Глобализация хозяйственной деятельности. Уровень глобализации.
  • 12. Общая характеристика внутренних рынков развитых стран.
  • 13. Глобализация и экономическое развитие национальных хозяйств.
  • 14. Саудовская Аравия с мировой экономике, особенности развития, социальная структура хозяйства, вэс.
  • 15. Региональная экономическая интеграция.
  • 16.Южная Корея: специфика социально-экономической модели и интеграции в мировую экономику.
  • 17. Финансирование мирового хозяйста
  • 18. Структурные сдвиги в мировом хозяйстве.
  • 19. Экономический рост и социальный прогресс.
  • 20. Международная задолженность, её воздействие на экономическое развитие
  • 21. Продовольственная безопасность. Голод. Его масштабы и пути решения.
  • 22. Демократическая республика Конго в мировом хозяйстве.
  • 23. Минеральные ресурсы и экономическое развитие.
  • 24. Особенности социальной структуры хозяйства кнр
  • 25. Численность и динамика населения мира, его распределение по странам и регионам. Понятие демографического перехода.
  • 26. Бразилия в мировой экономике.
  • 27. Экономическое развитие России. Место страны в мировой экономике.
  • 28. Использование рабочей силы, ее характерные черты. Безработица.
  • 29. Общая характеристика внутренних рынков развитых стран.
  • 30. «Теневая экономика». Масштабы и влияние на социально-экономическое развитие.
  • 31. Развитие сельского хозяйства мира в 1980-2000-е годы
  • 32.Япония: сравнительная характеристика модели развития, динамика и структура экономики, место в мировой экономике.
  • 33. Милитаризация мирового хозяйства.
  • 35. Обрабатывающая промышленность в мировом хозяйстве. Роль, динамика, структура.
  • 36. Мировой экономический порядок, его эволюция.
  • 37. Ниокр в мировой экономике. Их показатели, распределение по группам стран. Влияние.
  • 38. Сбережения и накопления в мировом хозяйстве. Роль. Динамика. Прибыли.
  • 39 Основные признаки развитых стран
  • 40. Индия в мировой экономике. Показатели развития. Социально-экономическая структура хозяйства.
  • 41. Характерные черты экономического развития ес в 1990-2000-е годы.
  • 42. Дифференциация экономического развития развивающихся стран.
  • 43. Основные черты хозяйственного механизма ес.
  • 44. Развивающиеся страны в мировой экономике. (смотри на листочке моем лучше)
  • 45. Сша в мировом хозяйстве. Особенности и факторы развития.
  • 46. Структура предложения на внутренних рынках развивающихся стран.
  • 47. Характерные черты социально-экономической структуры хозяйства сша.
  • 48. Развивающиеся страны в мэо в 1990-2000е годы.
  • 49. Индия в мировой экономике. Показатели развития. Социально-экономическая структура хозяйства.
  • 50. Механизм мирового хозяйства, его функции, инструменты.
  • 51. Экономическое развитие России. Место страны в мировой экономике.
  • 52. Развивающиеся страны в международном движении капитала.
  • 53. Рф в международных экономических отношениях.
  • 54. Основные направления экономической стратегии и геополитики развитых стран.
  • 55. Основные черты хозяйственного механизма Японии.
  • Вопрос 56. Внешняя торговля развивающихся стран. Новая география торговли.
  • 57. Развитие человека. Качество жизни.
  • 58.Основные направления внешнеэкономической стратегии сша
  • 59. Международная миграция рабочей силы. Виды и последствия международной трудовой миграции.
  • 60. Машиностроение мира
  • 61. Показатели мирового развития и участия страны в мировом хозяйстве
  • 29. Общая характеристика внутренних рынков развитых стран.

    Экономическое развитие стран во многом определяется характером и глубиной общественного разделения труда, в процессе которого происходит развитие внутренних рынков. Условия их функционирования влияют на эффективность производства как отдельных его видов, так и экономической системы в целом. Внутренний рынок, под которым подразумевают систему обмена внутри национального хозяйства без экспортно-импортного сектора, выступает первичным элементом всей системы функционирования мирового хозяйства. Он включает внутренние связи, которые характеризуют масштабы и формы взаимодействия различных видов производства, входящих в состав хозяйства. Внешние связи обслуживают участие национального хозяйства в мировой экономике.

    Объем и уровень развития внутренних рынков

    1. Масштабы внутренних рынков большинства развитых стран, определяемых по величине ВВП, выделяются среди всех стран мира. Они входят в число 50 ведущих рынков. Только при подсчете валового продукта на базе покупательной способности валют, при котором учитывается нерыночный сектор развивающихся стран, позиции развитых государств выглядят несколько слабее. В этом случае в число десяти крупнейших экономик мира входят только шесть национальных хозяйств. Отмечая величину ВВП как один из показателей объема внутреннего рынка, следует отметить, что целый ряд малых стран отличается высокой степенью интернационализации их хозяйствен-, ной деятельности.

    2. Другим обобщающим показателем объема и степени развития внутреннего рынка служит доход на душу населения. В целом этот показатель по развитым странам в зависимости от методов подсчета в 3,5 - 5 раз превосходит среднемировой уровень. Все страны рассматриваемой подсистемы мирового хозяйства входят в число 35 ведущих по этому показателю стран мира.

    3. Величина рынка зависит от числа обслуживаемых потребителей. Чем больше общество, на потребности которого рассчитано внутреннее производство, тем шире возможности для его развития, хотя определенная часть потребителей выступает в качестве производителей. Поэтому численность населения служит определенным ориентиром потребительного и производительного потенциала общества, хотя прямой связи между размерами населения и объемом внутреннего рынка нет.

    4. Характерная черта рынков развитых стран - удовлетворение спроса почти всего населения товарным производством. Это обусловлено распространением наемного труда, качественным характером найма. Соответственно важной чертой внутренних рынков выступает тесная взаимосвязь сферы производства и потребления.

    5. Одним из важнейших показателей развития внутренних рынков выступает уровень развития денежных отношений рынка, выразителем которого может служить отношение кредитных обязательств внутри страны к ВВП.

    Производственный спрос определяется состоянием производственной сферы, а совокупный потребительский спрос - денежными требованиями в основном физических лиц.

    30. «Теневая экономика». Масштабы и влияние на социально-экономическое развитие.

    Теневая экономика.

    Теневая экономика обозначает всякую экономическую активность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами. Теневая экономика – это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни.

    Теневая экономика как совокупность неучтенных и противоправных видов экономической деятельности включает в себя три самостоятельных сегмента: 1) неформальная («неофициальная») экономика – легальные виды экономической деятельности, в рамках которых имеет место нефиксируемое официальной статистикой производство товаров и услуг; часто наблюдается при сокрытии этой деятельности от налогов, но также охватывает неоформленную трудовую деятельность в личных подсобных хозяйствах, строительстве, торговле и других отраслях; 2) криминальная («нелегальная», «подпольная » ) экономика – все запрещенные международным и национальным правом виды экономической деятельности; к этому сегменту относятся экономические агенты, занятые незаконным производством или сбытом продуктов и услуг (например, врачи, практикующие без лицензии); 3) фиктивная экономика – экономика приписок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с получением и передачей денег; сюда же включается и деятельность, направленная на получение необоснованных выгод и льгот экономическим агентами на основе организованных коррупционных связей.

    На масштабы и динамику теневой экономики определяющее влияние оказывают следующие факторы: роль и величина государственного сектора в национальной экономике; размеры налогового бремени ; официальные процедуры регистрации и видения бизнеса ; масштабы безработицы и бедности в стране ; уровень этики (общественной морали) в стране, а также уровень социально-экономического развития страны.

    В развитых странах неформальный сектор составляет 10-30% ВВП. Он занимает видное место в ряде отраслей промышленности (швейной, обувной, мебельной), а также в строительстве и сфере обслуживания. В сфере заняты в основном иммигранты и местные работники, которые стремятся увеличить свой доход, выполняя обычную работу и уклоняются при этом от уплаты налогов. Все происходило с молчаливого согласия центральных и местных властей. Причиной тому является заинтересованность властей в смягчении социальной напряженности.

    В развивающихся странах сложилась дуалистическая(двойственная) экономическая и социальная структура: современный «формальный» сектор индустриальных предприятий и «неформальный» сектор в услугах, мелком ремесленном и сельскохозяйственном производстве. Темпы роста занятости в неформальном секторе выше, чем в легальном производстве. В неформальном секторе занято 35-60% рабочей силы и производится 30-60% ВВП. 300 млн. человек в неформальном секторе, в том числе 75 млн. – на мельчайших промышленных предприятиях.

    Главные факторы, препятствующие легальному бизнесу и тем самым, способствующие разрастанию неформального сектора, - это высокие налоги, громоздкие, и дорогие регистрационные процедуры, трудности доступа к легальному кредиту.

    Ввиду невозможности получить банковский кредит почти весь неформальный сектор финансируется за счет семейных сбережений, займов друзей, ростовщиков и неформальных кредитных кооперативов. Условия работы в неформальном мелком бизнесе неудобны, регулярная заработная плата отсутствует, так же как пенсии и охрана труда. В то же время спонтанная деятельность неформальных предпринимателей обеспечивает постепенный переход от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу.

    В странах с переходной экономикой неформальный сектор выполняет две важные позитивные функции: во-первых, удовлетворяет спрос на потребительские товары и услуги, по которым определяющим фактором для покупателя является не качество, а цена, и, во-вторых, обеспечивает занятость, хотя и нерегулярную, низкодоходную, лишенную социальных гарантий.

    В неформальной экономике этой группы стран можно выделить два сектора. Первый – сфера вторичной занятости, многие работают по совместительству в нескольких местах без официального оформления с уклонением от налогообложения дополнительных заработков. Вторая сфера – стихийная торговля, примитивные услуги, что обусловлено спадом производства в современных отраслях. Одновременно это показатель низкого дохода значительных слоев населения.

    Криминальная экономика . Важнейшими составными частями этого сегмента теневой экономики, являются: производство товаров и услуг преступного типа, наркобизнес, секс-индустрия, игорный бизнес, контрабанда, незаконная миграция, легализация (отмывание доходов, полученных преступном путем.

    Криминальная экономика складывается из двух компонентов: 1) «перераспределительная преступность» - преступные действия, сводящиеся исключительно к перераспределению доходов и имущества вне связи с каким-либо производством (кражи, грабежи, рэкет и т.д.) 2) «производительная преступность» - преступный бизнес, приносящий доходы от производства и продажи запрещенных законом товаров и услуг (наркотики, проституция и др.).

    Складывающаяся мировая криминальная экономика находится под контролем мощных транснациональных преступных группировок, которые действуют прежде всего в США, Италии, Японии, Колумбии, Нигерии, Китае. Это ведет к образованию криминальных транснациональных корпораций.

    Фиктивная экономика. Данный сегмент теневой экономики тесно связан со стремлением экономических агентов получить «ренту», т.е. выгоды, обусловленные особым положением в системе экономических связей. Важнейшее место в фиктивной экономике занимает административная рента – извлечение прибыли за счет использования субъектом своего положения в системе государственного регулирования. Коррупция среди чиновников – самая массовая по числу участников разновидность фиктивной экономики.

    Доля неформального сектора теневой экономики в России в 2002 году оценивалась в 20% ВВП и, по данной статистики снизилась с середины 90-х гг., когда она достигала 25%. По отношению к ВВП объем криминальной и фиктивной экономики еще 15-20% к ВВП.

    Мы уже упоминали о том, что международная торговля - древнейший вид экономической деятельности.

    После долгих исследований ученые-экономисты смогли выделить основные причины существования международной торговли. Символически они показаны на рис. 15-1, и далее мы обсудим каждую из них более подробно.

    Рис. 15-1. Экономические основы международной торговли

    Неравное распределение природных ресурсов (благ). Самая первая из причин возникновения международной торговли задана природой: она состоит в неравном распределении природных ресурсов между различными странами и народами. Если в одной стране есть месторождения нефти, а в другой - хрома, то, для того чтобы в обеих странах детали для автомобилей могли изготавливаться из хромированных сталей, а на автозаправочных станциях был бензин, эти страны должны торговать друг с другом, меняя нефть на хром. Именно по этой модели Россия вывозит за рубеж нефть и черную икру, а ввозит бананы и ананасы.

    Но эта логика не объясняет, почему страны торгуют и товарами, каждый из которых они могут производить сами. Например, американцы покупают (импортируют) японские автомобили и телевизоры, хотя у них самих мощная автомобильная и телевизионная промышленность.

    Импорт - покупка жителями одной страны товаров, изготовленных в других государствах .

    Экспорт - продажа жителям других стран товаров, произведенных отраслями отечественной экономики .

    Принцип абсолютного преимущества. В поисках ответа на этот вопрос экономическая наука сначала обратила внимание на абсолютные различия в затратах на производство одинаковых продуктов.

    Сравним, например, затраты на производство льна и сахарной свеклы в России и на Украине. Из-за различий в почвенно-климатических условиях выращивание льна на Украине обеспечивает куда меньший урожай с 1 га, чем в России, где, напротив, ниже урожайность сахарной свеклы (не хватает тепла). Если эти страны будут специализироваться каждая на своем, а потом обменяются плодами своих трудов, то оба народа выиграют. Они используют свои пашни наиболее эффективным образом.

    Вот почему еще в рамках СССР Россия специализировалась на выращивании льна, поставляя на Украину льняные ткани, а сахар получала с Украины, где его производили из выращенной на здешних полях свеклы.

    На языке экономистов такая основа международной специализации производства и торговли называется принципом абсолютного преимущества.

    Принцип абсолютного преимущества : страны выигрывают от торговли друг с другом, если каждая из них специализируется на производстве товаров, которые она может изготавливать с абсолютно меньшими затратами ресурсов, чем ее торговые партнеры.

    Специализация на основе принципа абсолютного преимущества ведет к тому, что человечество в целом достигает наивысшей эффективности использования ресурсов Земли. Возникающее в итоге мировое хозяйство обеспечивает производство каждого вида товаров той страной, где на это тратится наименьшее количество ресурсов. Поэтому развитие международной торговли имеет столь важное значение для всех стран планеты и ему уделяется столь большое внимание как правительствами , так и международными организациями.

    Принцип относительного преимущества. Понять логику международной торговли, зная только о неравном распределении природных благ и сути принципа абсолютного преимущества, все же невозможно.

    Это стало ясно для экономической науки уже в начале XIX в., когда во многих странах завершился процесс первичной индустриализации. Ряд стран при этом оказался в числе лидеров, и у них абсолютные затраты на производство продукции самых различных отраслей стали ниже, чем в менее развитых странах. Если бы международная торговля в этих условиях развивалась на основе только принципа абсолютного преимущества, то страны-лидеры должны были бы перестать приобретать товары у менее развитых стран, а этого не случилось.

    Следующий шаг к пониманию тайн международной торговли был сделан великим английским ученым-экономистом Давидом Рикардо (1772-1823). Он сумел увидеть в развитии внешней торговли влияние еще одного принципа - принципа относительного преимущества.

    Принцип относительното преимущества - каждой стране выгоднее экспортировать те товары, для которых цена выбора у нее относительно ниже, чем в других странах.

    Иными словами, каждой стране стоит специализироваться в производстве тех товаров, расширение выпуска которых сопряжено с меньшей ценой выбора, чем в странах, которым она хочет эти товары продавать.

    В реальной коммерческой практике никто, конечно, таких научных расчетов не ведет. Их вполне заменяет анализ соотношения цен на внутренних и зарубежных рынках , поскольку это соотношение при прочих равных условиях соответствует различиям в относительной эффективности производства товаров.

    Представим себе, что цены 1 т цемента и 1 кв. м стекла в России составят по 5 тыс. р. На Украине 1 т цемента будет стоить 20 тыс. гривен, а стекла - 40 тыс. гривен. Если теперь российский предприниматель экспортирует на Украину 1 м2 стекла, то на выручку (40 тыс. гривен) он сможет купить 2 т цемента, тогда как в России - только одну.

    Если теперь он импортирует этот цемент в Россию, то получит за него 10 тыс. р. - в два раза больше, чем он затратил первоначально на производство того количества стекла, которое было им экспортировано на Украину. Разница между этими суммами, т.е. 5 тыс. р. (10 - 5), составит прибыль нашего экономически грамотного предпринимателя.

    Хотя этот расчет упрощен до предела, но именно на основе такого анализа и строится вся внешнеторговая деятельность. Любой предприниматель рассуждает очень просто: выгодно экспортировать те отечественные товары, на выручку от продажи которых можно за рубежом купить больше других товаров местного производства, чем аналогичных товаров на отечественном рынке.

    Так строят свою коммерческую практику огромные внешнеторговые фирмы. Все они руководствуются в своей деятельности принципом относительного преимущества. Эта логика внешней торговли немедленно сказывается на внутриэкономической жизни. Интересы купцов побуждают каждую страну искать такую специализацию своей экономики, которая позволит ей:

    1. наиболее рационально использовать имеющиеся у нее ресурсы;
    2. добиться наивысшего уровня благосостояния своих граждан с помощью операций экспорта и импорта.

    Процесс такой специализации создает основы не только для развития мирового рынка, но и для международного разделения и кооперации труда, т. е. организации совместной деятельности фирм различных стран при создании определенных видов конечных благ. О том, насколько глубоко может быть международное разделение труда, можно судить на следующем примере.

    Житель США , покупая у американской компании «Дженерал моторс» произведенный ею автомобиль «Понтиак», на самом деле совершает международную сделку . Он платит за эту машину 10 тыс. долл., которые распределяются следующим образом: 3 тыс. долл. идут Южной Корее, рабочие которой осуществляли простые и трудоемкие сборочные операции; 1850 долл. - Японии за купленные у нее моторы, ведущие мосты, электронные устройства; 700 долл. получает Германия за конструирование этой машины; 450 долл. перечисляются фирмам Тайваня, Сингапура и Гонконга за изготовление мелких деталей; 250 долл. уходят на счета английских фирм за организацию рекламы и сбыта автомобилей; 50 долл. стоят услуги фирм Ирландии и Барбадоса, занимавшихся обработкой данных. Итого примерно 6 тыс. долл. достается гражданам других стран.

    На долю граждан США - управляющих и акционеров «Дженерал моторс», адвокатов и банкиров, обслуживающих фирму, других участников производства этого «американского» автомобиля - приходится лишь 4 тыс. долл.

    Международная торговля, если она основана на принципе сравнительного преимущества и не встречает на своем пути никаких препятствий, оказывается выгодной для всех ее участников.

    И все же развитие международной торговли всегда было сопряжено с конфликтами и противодействием. Чтобы понять их причины, познакомимся с письмом, сочиненным более 100 лет назад французским экономистом Фредериком Бастиа (1801 - 1850) для своей книги «Экономические софизмы». Высмеивая аргументы противников свободной международной торговли, Бастиа «от имени борцов за неприкосновенность внутреннего рынка» писал:

    ПАЛАТЕ ДЕПУТАТОВ

    Мы подвергаемся ожесточенной конкуренции со стороны заграничного соперника, который обладает настолько превосходящими устройствами для производства света, что может наводнить наш национальный рынок, предлагая свой товар по сниженным ценам. Этим соперником является не что иное, как солнце. Мы обращаемся с петицией - провести закон , предписывающий закрыть все окна, отверстия и щели, сквозь которые солнечный свет обычно проникает в наши жилища, нанося этим ущерб прибыльному производству, которым мы были в состоянии одарить страну.

    Фабриканты свечей и подсвечников

    Безусловно, бороться с солнечным светом никому в голову не приходит. Но аналогичные призывы хорошо знакомы правительствам во всем мире. Бизнесмены часто прилагают огромные усилия, чтобы заставить государство перекрыть путь на национальный рынок зарубежным конкурентам. Под давлением таких требований правительства многих стран более или менее активно проводят политику протекционизма (от лат. protectio - буквально «прикрытие»).

    Протекционизм - государственная экономическая политика, сутью которой является защита отечественных производителей товаров от конкуренции со стороны фирм других стран с помощью установления различного рода ограничений на импорт.

    Ситуация проникновения на внутренний рынок товаров зарубежных производителей - постоянный источник экономических и политических трений во многих странах мира. Правительству надо так рассчитать свою экономическую политику, чтобы страна в целом выиграла, а не проиграла от появления на ее рынках импортных товаров. Рассмотрим плюсы и минусы появления на внутреннем рынке дешевых импортных товаров (табл. 15-1).

    Анализируя эту таблицу, мы видим классический пример противоречий между экономическими интересами разных групп граждан страны.

    Под давлением отраслевых лобби российское правительство вынуждено принимать меры по защите отечественных производителей от полного и быстрого краха. Для этого применяется ряд мер государственного регулирования импорта. Наиболее распространенным и гибким инструментом такого рода являются таможенные пошлины - налог в пользу государства, взимаемый при пересечении границы с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи.

    Таблица 15-1

    Сравнительный анализ достоинств и недостатков открытия внутреннего рынка для товаров зарубежных производителей
    Плюсы Минусы
    1. Граждане смогут купить больше товаров
    2. Возрастут доходы торговых фирм, и государство сможет получить с них большую сумму налогов
    3. Возрастет сумма налогов, уплачиваемых покупателями при приобретении импортных товаров
    4. Рост уровня жизни граждан, имеющих работу и возможность покупать импортные товары, улучшит внутриполитическую ситуацию в стране и увеличит шансы правящей партии победить на очередных выборах
    1. Сократятся продажи отечественных товаров
    2. Упадут доходы отечественных фирм-производителей, и государство получит от них меньшую сумму налогов
    3. Начнутся увольнения в отечественной промышленности, возрастет безработица , что приведет к падению налоговых поступлений с заработной платы при увеличении расходов на выплату пособий по безработице
    4. Безработные и владельцы отечественных фирм будут протестовать против политики нынешнего правительства, и это уменьшит его шансы на сохранение власти
    5. Возрастет зависимость страны от поставок товаров из-за рубежа, что может ослабить ее политическую независимость

    Уплатив пошлину, владелец импортируемого товара вынужден повысить на него цену, чтобы избежать убытков и получить прибыль. В результате иностранный товар становится дороже и теряет часть того относительного превосходства, которое обеспечивает ему конкурентоспособность.

    Введение таких пошлин означает и то, что покупатели начинают платить новый - особый - налог в поддержку определенной отрасли отечественной промышленности. Ее товары становятся конкурентоспособными без всяких усилий: не надо ни снижать затраты, ни улучшать качество, ни совершенствовать послепродажное обслуживание. Сбыт будет обеспечен автоматически - за счет «пошлинных гирь» на ногах конкурентов из-за рубежа.

    Но есть и еще один важный аспект, на который надо обратить внимание.

    Дело в том, что если иностранные фирмы меньше выручают от продажи своих товаров на нашем внутреннем рынке, то у них оказывается меньше денег и для того, чтобы покупать наши товары для импорта в свои страны.

    Иными словами, введение таможенных пошлин, расширяя рынок для одних отраслей отечественной промышленности, одновременно сужает его для других. Именно это имеется в виду, когда экономисты говорят: «Если мы озаботимся нашим импортом, то наш экспорт позаботится о себе сам».

    Протекционизм - столь давняя политика, что экономическая наука успела досконально изучить все его плюсы и минусы. Вывод во всех случаях оказывается один и тот же: даже если есть веские причины поддержать ту или иную отрасль отечественной экономики в борьбе с иностранными конкурентами, то лучше делать это не с помощью регулирования импорта. Куда эффективнее просто давать целевые субсидии отечественным фирмам этих отраслей.

    Для защиты внутреннего рынка и национальных производителей правительства пользуются такими инструментами протекционизма, как импортные квоты и лицензии.

    Импортная квота представляет собой устанавливаемую правительством предельную величину ввоза в страну за год определенных товаров из конкретной страны-производителя.

    Внешнеторговая лицензия по природе близка к квоте и представляет собой выдаваемое государством разрешение на ввоз в страну или вывоз из нее определенного вида товаров.

    Надо сказать, что импортные квоты - самый грубый метод защиты рынка, и правительства других стран обычно реагируют на такую политику отдельной страны очень резко, вводя аналогичные квоты на ввоз ее товаров.

    Долгий опыт «торговых войн » научил наиболее развитые страны тому, что в таких «войнах» проигрывают обе стороны и лучше не допускать начала «боевых действий». Все это в сочетании с пониманием огромного значения международной торговли для обеспечения устойчивого экономического роста заставило многие страны в XX в. пойти на отказ от протекционизма и приступить к поиску новых методов организации мирового рынка.

    В 1947 г. 23 страны подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (называемое чаще по первым буквам английского написания ГАТТ - General Agreement on Trade and Tariffs). В основу ГАТТ легли три принципа, рожденные многовековой историей международной торговли:

    1. все страны - участницы ГАТТ будут применять по отношению друг к другу одинаковые меры регулирования экспорта и импорта, не допуская дискриминации одной или нескольких стран по сравнению с другими;
    2. все страны будут стремиться к снижению таможенных пошлин, чтобы открыть путь для более полного и точного использования своего относительного превосходства и рационального международного разделения труда;
    3. страны - участницы ГАТТ откажутся от самой грубой формы зашиты своих рынков - импортных квот.

    Сегодня это Соглашение подписали уже более 100 стран. О его результативности можно судить по снижению таможенных пошлин в странах - членах ГАТТ. Так, за 80-е гг. средний импортный тариф на сырье в промышленно развитых странах снизился с 2,5 до 1,6%, а на промышленную продукцию - с 10,5 до 6,4%. Успех ГАТТ привел к созданию на его основе Всемирной торговой организации (ВТО), куда Россия сейчас пытается вступить, проводя долгие и трудные переговоры.

    Причина такого стремления проста: соблюдая принципы цивилизованной торговли по отношению друг к другу, страны - члены ГАТТ/ВТО ведут себя по отношению к странам, которые в этом Соглашении не участвуют, совершенно иным образом. И Россия ощущает это на себе очень болезненно. Она сегодня аутсайдер на мировом рынке, и ограничительные пошлины на российские товары под предлогом антидемпинговых процедур устанавливают и США, и Европейский союз , и Мексика, и Бразилия, и Индия, и Польша.

    Демпинг - продажа товара по цене ниже издержек производства или существенно ниже той, что сложилась на данном рынке.

    В итоге из-за таких барьеров для своих экспортных товаров Россия ежегодно теряет порядка 2,5-3 млрд долл. выручки от продаж. Вести переговоры по каждому случаю установления непомерно высоких пошлин на российские товары практически невозможно. Спасение может принести только вступление в ВТО, хотя оно и потребует соответствующего отказа от пошлинной защиты внутреннего рынка.

    Переговоры о присоединении России к ВТО идут с 1995 г., и все эти годы в нашей стране продолжается жаркая дискуссия сторонников и противников этого шага. Сторонники присоединения обращают внимание своих оппонентов на то, что членами ВТО уже стали 146 стран, т. е. почти вся планета. Недавно приняли Непал и Камбоджу и в ближайшие годы число сфан - членов ВТО будет увеличиваться. И потому любая страна, желающая принять равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Нет особого смысла уклоняться от этого России, поскольку экспорт играет огромную роль в экономике нашей страны.

    Вступив в ВТО, Россия:

    • получит лучшие в сравнении с существующими и недискриминационные условия для доступа российской продукции на иностранные рынки;
    • сможет воспользоваться международными механизмами разрешения торговых споров;
    • обеспечит более благоприятный климат для иностранных инвестиций ;
    • расширит возможности для российских фирм вести дела в странах - членах ВТО;
    • создаст условия для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
    • сможет участвовать в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
    • улучшит свою репутацию в мире как полноправного участника международной торговли.

    Но у такого шага есть и серьезные противники, поскольку вступление России в ВТО приведет к резкому обострению конкурентной борьбы отечественных производителей с фирмами экономически более развитых стран Запада и Востока. Между тем Россия - северная страна, и работа в этом климате требует больших затрат не только на отопление, освещение, но и на создание и поддержание тех мощностей, которые обеспечивают стране и ее предприятиям конкурентоспособность на рынке. В результате у отечественных фирм издержки зачастую оказываются выше и в условиях открытой - после вступления в ВТО - экономики такие фирмы могут быстро разориться, а их работники - лишиться работы.

    Сейчас Правительство России ведет сложные переговоры о том, на каких условиях может состояться присоединение России к ВТО, т. е. пытается добиться наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и необходимых для этого уступок (в виде снижения тарифов на импорт товаров и открытия внутренних рынков).

    Следует помнить, что противоречия между национальными и иностранными производителями в мировой экономике будут всегда, пока существуют национальные интересы отдельных стран. Весь вопрос в организации механизма устранения или сглаживания противоречий. Международные торговые организации всего лишь способ (весьма далекий от идеала) согласования интересов.

    Развитие международной торговли в XX в. действительно превратило ее в решающий фактор экономического роста для большинства стран мира. По расчетам экономистов, полная реализация всех задач либерализации мировой торговли, предусмотренных при создании ВТО, может привести к увеличению ежедневного дохода каждого гражданина развитых стран мира на 40 центов США, или на 146 долл. в год. Понимание этого заставило многие страны пойти на шаги, которые еще в начале XX в. казались просто немыслимыми.

    Речь идет о полном открытии странами своих национальных рынков в рамках торговых союзов, или, как их чаще называют, международных зон свободной торговли.

    Наиболее известная зона свободной торговли - это уже упоминавшийся выше Европейский союз (ЕС), созданный под именем Европейского экономического сообщества в 1958 г. и включающий сегодня подавляющее большинство стран Западной Европы.