Флот италии. Марина Милитаре в XXI веке

Итальянский военно-морской флот недавно пополнился сразу двумя фрегатами F590 «Carlo Bergamini » и F591 «Virginio Fasan » таинственной серии под кодовым названием FREMM. Эти корабли спроектированы конструкторами сразу двух стран Италии и Франции. Проект судна считается крупнейшим в военно-морской программе Европы. Кроме того корабль считается самым технологически продвинутым в мире.


Это новейший европейский многоцелевой фрегат класса FREMM совместной разработки французских и итальянских кораблестроителей. Для этого корабля практически не существует невыполнимых задач. В различных модификациях фрегат оснащается мощным вооружением, с помощью которого можно уничтожать подводные лодки, воздушные цели, поражать надводные корабли и носить удары даже по наземным объектам противника.

фрегаты класса D650 «Aquitaine»




Во Франции класса «Aquitaine »должны прийти на смену противолодочным фрегатам класса Tourville и небольшим кораблям класса F70 и эсминцам класса Cassard, которые были приняты на вооружение еще в 70-е и 80-е годы прошлого века.

Разработка нового фрегата началась в 2005 году. Первый из них был принят на вооружение в конце 2012 года. По словам корабелов фрегат FREMM не имеет себе равных в данном классе сразу по нескольким показателям. В первую очередь по современнейшему оборудованию, что позволило максимально уменьшить численность экипажа до 180 человек. Например, чтобы обслуживать эсминцы класса F70 нужно в два раза больше матросов и офицеров. Однако некоторые военные эксперты полагают, что уменьшение численности экипажа приведет к некачественному выполнению задач в аварийных ситуациях. Максимальная скорость хода корабля составляет 27 узлов. Но итальянский военный флот сохранил за собой возможность оснащение фрегата дополнительными газовыми турбинами. В таком случае корабль может разгоняться до 30 узлов.

Также французские и итальянские конструкторы устанавливают на фрегат различное радиолокационное оборудование. В зависимости от государства это могут быть либо многофункциональный радар EMPAR, либо трехмерный радар S-диапазона Héraklès, который может распознавать цели на расстоянии до 250 километров. Кроме того фрегат оснащен стационарной среднечастотной акустической станцией, которая оборудована 500 гидрофонами, что позволяет машине точно передавать данные на мостик даже в случае выхода из строя части сенсоров.

На противолодочной версии фрегата FREMM устанавливаются уже более мощные низкочастотные буксируемые сонары. Это позволяет вынести гидроакустическую станцию из шумового поля корабля.

Все корабли класса FREMM оснащены легкими противолодочными самонаводящимися торпедами MU 90. Они способны атаковать на расстоянии 25 километров и на глубине до 1000 метров. Также в обязательном арсенале фрегата имеется вертикальная пусковая установка SYLVER с 17 зенитными управляемыми ракетами среднего радиуса действия Aster15 и Aster30. С их помощью можно уничтожить самолеты, беспилотные летательные аппараты или вражеские снаряды в радиусе 20 или 70 километров.

Французские фрегаты оснащены двумя комплексами противокорабельных ракет Exocet ММ40. Их главная задача это поражение надводных целей, военных и транспортных судов противника в составе ударных групп или следующих по одиночке. Ракеты могут применяться как одиночно, так и в залпе. Они способны достигнуть мишени при любых метеоусловиях и днем и ночью, причём они не собьются с курса за счет программируемой адаптивной головки самонаведения. При интенсивных помехах или во время огневого противодействие врага ракета Exocet способна поменять частоту и стать снова незаметной для электронных ловушек противника. Мало того конструкторы оснастили одну из версий снаряда турбореактивным двигателем, чтобы поражать и береговые цели.

Смех, как известно, продлевает жизнь, а если речь заходит о Regia Marina Italiana, то жизнь продлевается вдвойне.


Гремучая смесь из итальянского жизнелюбия, халатности и разгильдяйства способна превратить в фарс любое полезное начинание. О Королевских военно-морских силах Италии ходят легенды: в годы войны итальянские моряки добились фантастического результата – потери флота превысили списочный корабельный состав ВМС Италии! Практически каждый итальянский корабль погибал/тонул/был захвачен за время своей службы дважды, а порой и трижды.

Не найти в мире другого корабля, подобного итальянскому линкору «Конте ди Кавур». Впервые грозный бэттлшип был потоплен на своей якорной стоянке 12 ноября 1940 года в ходе налета британской авиации на ВМБ Таранто. «Кавур» был поднят со дна и простоял всю войну в ремонте, пока не был затоплен собственным экипажем в сентябре 1943 года при угрозе захвата германскими войсками. Спустя год немцы подняли линкор, но под конец войны «Кавур» был вновь уничтожен авиацией союзников.

Упомянутая атака на военно-морскую базу Таранто стала хрестоматийным примером итальянской пунктуальности, аккуратности и исполнительности. Погром в Таранто, учиненный британскими летчиками, сопоставим по своему масштабу с Перл-Харбором, однако британцам потребовалось в двадцать раз меньше усилий, чем японскими ястребам для нападения на американскую базу на Гавайях.


Надстройки линкора "Конте ди Кавур" жалобно смотрят на нас из воды


20 фанерных бипланов «Суордифиш» за одну ночь разнесли в клочья главную базу итальянского флота, потопив три линкора прямо на якорных стоянках. Для сравнения – чтобы «достать» немецкий «Тирпиц», прячущийся в полярном Альтен-фьорде, британской авиации пришлось совершить около 700 боевых вылетов (не считая диверсий с использованием мини-субмарин).

Причина оглушительного разгрома в Таранто элементарна – трудолюбивые и ответственные итальянские адмиралы по неясным причинам не натянули, как следует, противоторпедную сеть. За что и поплатились.

Не менее скверно выглядят другие невероятные приключения макаронников итальянских моряков:

Подводная лодка «Ондина» пала в неравной борьбе с южноафриканскими траулерами Protea и Southern Maid (бой у побережья Ливана, 11 июля 1942 г.);

Эсминец «Себенико» был взят на абордаж экипажем немецкого торпедного катера прямо в порту Венеции 11 сентября 1943 года – сразу после капитуляции фашистской Италии. Бывшие союзники вышвырнули за борт итальянцев, отобрали эсминец и, переименовав «Себенико» в ТА-43, использовали его для охраны средиземноморских конвоев вплоть до весны 1945 года.

Итальянская подлодка «Леонардо да Винчи» завалила у берегов Африки быстроходный 21000-тонный лайнер «Императрица Канады». На борту лайнера находилось 1800 человек (погибло 400) – половина из которых, по иронии судьбы, были итальянскими военнопленными.
(впрочем, итальянцы здесь не одиноки – подобные ситуации происходили регулярно в годы Второй мировой)

и т.д., и т.п.

Итальянский эсминец "Дардо" встречает окончание войны


Неслучайно британцы придерживаются мнения: «итальянцы гораздо лучше строят корабли, чем умеют на них воевать».

А строить корабли итальянцы и вправду умели – итальянская школа кораблестроения всегда отличалась благородными стремительными линиями, рекордными скоростями хода и непостижимой красотой и грацией надводных кораблей.

Фантастические линкоры типа «Литторио» - одни из лучших линкоров предвоенной постройки. Тяжелые крейсеры типа «Зара» - гениальный расчет, где использованы все преимущества от выгодного географического положения Италии посреди Средиземного моря (к черту мореходность и автономность – родной берег всегда близок). В результате, итальянцам удалось воплотить в конструкции «Зар» оптимальное сочетание защищенности/огня/подвижности с упором на тяжелую броню. Лучшие крейсеры «вашингтонского» периода.

И как здесь не вспомнить черноморский лидер «Ташкент», тоже построенный на верфях Ливорно! Полный ход 43,5 узла, да и в целом, корабль получился отличный.


Линкоры типа "Литторио" ведут огонь по кораблям британской эскадры (бой у мыса Спартивенто, 1940 год)
Итальянцы добились попадания в крейсер "Бервик", серьезно повредив последний


Увы, несмотря на передовое техническое оснащение, Regia Marina – некогда мощнейший из флотов на Средиземном море, бездарно проиграл все сражения и превратился в посмешище. Но так ли все было на самом деле?

Оклеветанные герои

Британцы могут шутить сколько угодно, но факт остается фактом: в боях на Средиземном море флот Её Величества потерял 137 кораблей основных классов и 41 подлодку. Еще 111 надводных боевых единиц потеряли союзники Великобритании. Разумеется, половина из них была потоплена немецкой авиацией и подводниками Кригсмарине – но даже оставшейся части достаточно, чтобы навечно записать итальянских «морских волков» в пантеон великих морских воителей.

Среди трофеев итальянцев –

Линкоры Её Величества «Вэлиент» и «Куин Элизабет» (подорваны итальянскими боевыми пловцами на рейде Александрии). Сами британцы классифицируют эти потери, как constructive total loss. Говоря русским языком – корабль превращен в побитую груду металла с отрицательной плавучестью.
Поврежденные линкоры, один за другим, повалились на дно Александрийской бухты и выбили из строя на полтора года.

Тяжелый крейсер «Йорк»: потоплен итальянскими диверсантами с помощью быстроходных катеров, нагруженных взрывчаткой.

Легкие крейсера «Калипсо», «Каир», «Манчестер», «Нептун», «Бонавенчер».

Десятки подлодок и эсминцев под флагами Великобритании, Голландии, Греции, Югославии, Свободной Франции, США и Канады.

Для сравнения - советский ВМФ в годы войны не потопил ни одного вражеского корабля крупнее эсминца (ни в коем случае не в упрек русским морякам – иная география, условия и характер ТВД). Но факт остается фактом – в активе у итальянских моряков десятки ярких морских побед. Так имеем ли мы право смеяться над достижениями, подвигами и неизбежными ошибками «макаронников»?


Линкор HMS Queen Elizabeth на рейде Александрии


Не меньшую славу Regia Marina принесли подводники - такие асы, как Джанфранко Гаццана Приороджа (потопил 11 транспортов суммарным в/и 90 000 тонн) или Карло Феция ди Коссато (16 трофеев). Всего плеяда из десяти лучших итальянских асов подводной войны потопила свыше ста кораблей и судов союзников суммарным водоизмещением 400 000 тонн!


Ас-подводник Карло Феция ди Коссато (1908 - 1944)


За годы Второй мировой войны итальянские корабли основных классов совершили 43 207 выходов в море, оставив за кормой 11 миллионов огненных миль. Моряки ВМС Италии обеспечили проводку бесчисленного множества конвоев на Средиземноморском ТВД – согласно официальным данным, итальянские моряки организовали доставку 1,1 млн. военнослужащих и более 4 миллионов тонн различных грузов в Северную Африку, на Балканы и на острова в Средиземном море. Обратным маршрутом везли драгоценную нефть. Зачастую грузы и личный состав размещались прямо на палубах боевых кораблей.

Статистика гласит: транспортные суда под прикрытием Regia Marina доставили на Африканский континент 28 266 итальянских и 32 299 немецких грузовиков и танков. Кроме того, весной 1941 года были перевезены 15 951 единиц техники и 87 000 вьючных животных по маршруту Италия – Балканы.

Всего за период боевых действий боевые корабли ВМС Италии выставили на коммуникациях в Средиземном море 54 457 мин. Морская патрульная авиация Regia Marina совершила 31 107 боевых вылетов, проведя в воздухе 125 тысяч часов.


Итальянские крейсера «Дюка д’Аоста» и «Эудженио ди Савойя» выставляют минное заграждение у побережья Ливии. Через несколько месяцев на выставленных минах подорвется британское ударное соединение. На дно уйдут крейсер "Нептун" и эсминец "Кандагар"

Как вяжутся все эти цифры с нелепым образом криворуких бездельников, только и делающих, что жующих свои спагетти?

Итальянцы с давних времен были великими мореходами (Марко Поло), и было бы слишком наивно полагать, что в годы Второй мировой они просто так выбросили «белый флаг». ВМС Италии принимали участие в боях по всему миру – от Черного моря до Индийского океана. А быстроходные итальянские катера отметились даже на Балтике и на Ладожском озере. Кроме того, корабли Regia Marina действовали в Красном море, у побережья Китая, и, разумеется, на холодных просторах Атлантики.

Итальянцы здорово потрепали флот Её Величества - лишь одно упоминание о «черном князе» Валерио Боргезе приводило в смятение все британское Адмиралтейство.

Бандито-диверсанто

«…итальянцы, в определенном смысле, куда меньшие солдаты, но гораздо большие бандиты» /М. Веллер/
Верные традициям легендарной «сицилийской мафии», итальянские моряки оказались непригодны для честных морских баталий в открытом формате. Побоище у мыса Матапан, позор в Таранто – линейные и крейсерские силы Regia Marina показали свою полную неспособность противостоять вышколенному флоту Её Величества.

А раз так – значит надо заставить врага играть по итальянским правилам! Подводные лодки, человеко-торпеды, боевые пловцы и катера со взрывчаткой. Британский флот ожидали крупные неприятности.


Схема атаки ВМБ Александрия


…В ночь с 18 на 19 декабря 1941 года британский патруль выловил из Александрийской бухты двух чудаков в «лягушачьих» одеждах. Понимая, что дело нечисто, британцы задраили все люки и двери в водонепроницаемых переборках линкоров, собрались на верхней палубе и приготовились к худшему.

Схваченных итальянцев после короткого допроса заперли в нижних помещениях обреченного линкора, в надежде что «макаронники» наконец «расколются» и все же объяснят, что происходит. Увы, несмотря на грозящую им опасность, итальянские боевые пловцы стойко хранили молчание. До 6:05 утра, когда под днищами линкоров «Вэлиент» и «Куин Элизабет» сработали мощные подрывные заряды. Еще одна бомба разорвала флотский танкер-заправщик.

Несмотря на хлесткую «пощечину» от ВМС Италии, британцы отдали должное экипажам «человеко-торпед».

"Можно лишь восхищаться хладнокровной отвагой и предприимчивостью итальянцев. Все было тщательно продумано и спланировано".


- адмирал Э. Каннигхэм, командующий Средиземноморскими силами флота Её Величества

После случившегося британцы судорожно глотали воздух и искали способы, направленные на защиту своих военно-морских баз от итальянских диверсантов. Входы во все крупные средиземноморские ВМБ – Александрию, Гибралтар, Ла-Валетту были наглухо перекрыты сетями, на поверхности дежурили десятки патрульных катеров. Каждые 3 минуты в воду летела очередная глубинная бомба. Тем не менее, за последующие два года войны жертвами людей-лягушек стали еще 23 судна и танкера союзников.

В апреле 1942 года итальянцы перебросили на Черное море штурмовой отряд из быстроходных катеров и мини-подлодок. Поначалу «морские дьяволы» базировались в Констанце (Румыния), затем в Крыму и даже в Анапе. Результатом действий итальянских диверсантов стала гибель двух советских подлодок и трех грузовых судов, не считая множества вылазок и диверсий на побережье.

Капитуляция Италии в 1943 году застала отдел «специальных операций» врасплох – «черный князь» Валерио Боргезе только что начал подготовку к очередной грандиозной операции – он собирался чуть-чуть «пошалить» в Нью-Йорке.


Итальянские мини-подлодки в Констанце


Валерио Боргезе - один из главных идеологов и вдохновителей итальянских боевых пловцов

Колоссальный опыт команды Валерио Боргезе был по достоинству оценен в послевоенные годы. Все имеющиеся приемы, технологии и наработки стали основой для создания и подготовки специальных подразделений «морских котиков» по всему миру. Неслучайно, именно боевые пловцы Боргезе являются главными подозреваемыми в гибели линкора «Новороссийск» (трофейный итальянский «Джулио Чезаре») в 1955 году. По одной из версий, итальянцы не смогли пережить свой позор и уничтожили корабль, лишь бы он не ходил под вражеским флагом. Впрочем, все это всего лишь предположения.

Эпилог

В начале XXI века военно-морские силы Италии представляют собой компактный европейский флот, вооруженный самым современными кораблями и системами морского .
Современный итальянский флот ничуть не похож на кривую Пизанскую башню: подготовка и оснащение итальянских моряков соответствует самым строгим стандартам и требованиям НАТО. Все корабли и летательные аппараты встроены в единое информационное пространство, при выборе вооружения ориентир смещен в сторону чисто оборонительных средств – зенитные ракетные системы, противолодочное оружие, средства ближней самообороны.

В составе ВМС Италии находятся два авианесущих корабля. Имеется качественная подводная компонента и базовая морская авиация. Военно-морские силы Италии регулярно принимают участие в миротворческих и специальных миссиях по всему Земному шару. Ведется постоянное обновление технических средств: при выборе оружия, радиоэлектронных средств обеспечения навигации, обнаружения и связи приоритет отдается ведущим европейским разработчикам – британской BAE Systems, французской Thales, а также собственной корпорации «Маркони». Судя по результатам, у итальянцев все получается здорово.

Тем не менее, не стоит забывать слова полководца Александра Суворова: Нет земли на свете, которая была бы так усеяна крепостями, как Италия. И нет земли, которая была бы так часто завоевана.


Новейший итальянский авианосец "Кавур"


"Андреа Дориа" - один из двух итальянских фрегатов типа "Горизонт" (Orizzonte)

Статистические данные -
«Итальянский флот во Второй Мировой войне», автор капитан 2 ранга Марк Антонио Брагадин

Иллюстрации –
http://www.wikipedia.org/
http://waralbum.ru/

В результате разгрома гитлеровской коалиции во второй мировой войне потеряла почти весь свой военно-морской флот. По Мирному договору ей было запрещено иметь и строить подводные лодки, а общий тоннаж боевых кораблей ВМС не должен был превышать 67 500 т. Однако после вступления Италии в 1949 году в агрессивный блок в нарушение статей Мирного договора правящие круги страны при поддержке приступили к восстановлению и активному строительству своих ВМС.

В настоящее время, как сообщается в иностранной печати, в итальянских ВМС насчитывается свыше 120 боевых кораблей (их тоннаж значительно превышает упомянутые выше ограничения), около 130 вспомогательных судов (общее водоизмещение 75 000 т.) и до 100 противолодочных самолетов и вертолетов. Численность личного состава ВМС 45 тыс. человек.

ВМС Италии состоят из флота, авиации ВМС и морской пехоты. Флот включает эскадру, тральные силы и вспомогательные суда. Эскадра, объединяющая все боевые корабли основных классов, организационно состоит из дивизий надводных кораблей и групп подводных лодок, а также подвижного тыла. Кроме того, имеются отряд учебных кораблей, дивизион торпедных катеров и прибрежные группы катеров, которые в зависимости от обстановки придаются дивизиям кораблей. Тральные силы включают все тральщики и подразделяются на группы траления, приписанные к отдельным военно-морским округам. Морская авиация имеет в своем составе около 30 противолодочные самолетов , до 20 самолетов и около 50 противолодочных вертолетов и AB-204B. Самолеты морской авиации сведены в три авиагруппы и находятся в оперативном подчинении командования ВMC. Большая часть противолодочных вертолетов AB-204B используется с кораблей. Морская пехота представлена батальоном и несколькими диверсионно-разведывательными подразделениями.

Основу итальянского флота составляют крейсер, два фрегата и четыре эскадренных миноносца, оснащенные американскими ракетными системами , и , а также эскадренные миноносцы (четыре единицы) и сторожевые корабли (23). Почти все они построены недавно и оснащены современным артиллерийским и минно-торпедным оружием, а также относительно новыми радиолокационными и гидроакустическими станциями. Большинство из них имеет на вооружении противолодочные вертолеты. По сообщениям итальянской прессы, новые корабли оборудованы системами автоматического дистанционного управления механизмами и приспособлены к ведению боевых действий в условиях применения ядерного оружия.

Кроме того, в составе флота находятся 11 подводных лодок, четыре морских, 36 базовых и 20 рейдовых тральщиков, восемь торпедных катеров, три десантных транспорта и два танкодесантных корабля, катера со сменным вооружением и ракетный катер на подводных крыльях.

Десятилетней программой развития ВМС Италии, принятой в декабре 1974.года, предусматривается строительство четырех сторожевых кораблей УРО (полное водоизмещение 2500 т.), двух подводных лодок типа «Сауро» и четырех ракетных катеров на подводных крыльях (водоизмещение 220 т.), переоборудование десяти тральщиков в тральщики - искатели мин, а также оснащение некоторых кораблей ракетным оружием и современной электронной аппаратурой. На эти цели выделено 1 000 млрд. лир.

Командование ВМС Италии в ходе боевой подготовки флота уделяет большое внимание вопросам противолодочной и противовоздушной обороны соединений кораблей в море, траления и высадки морских десантов, а также защиты морских коммуникаций, особенно в прибрежной зоне. Эти вопросы постоянно отрабатываются почти на всех учениях, проводимых как по национальным планам, так и по линии НАТО.

Военно-политическое руководство агрессивного блока НАТО в своих военных приготовлениях отводит Италии особое место, образно называя ее гигантским «авианосцем» или «мостом, переброшенным через Средиземное море». При этом оно учитывает расположение Италии в стратегически важном районе Южно-Европейского ТВД, которое позволяет ее флоту контролировать морские коммуникации, связывающие европейские страны Североатлантического блока с государствами Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии, обладающими огромными запасами нефти и других видов стратегического сырья. А получение из этих стран указанного сырья, особенно нефти, как утверждают западные военные специалисты, окажет существенное влияние на ведение военные операций на Европейском театре войны. Кроме того, превосходство в силах на Средиземном морс, по оценке командования НАТО, создает выгодные условия для нанесения удара во фланг Вооруженных сил стран Варшавского Договора, а также чает возможность контролировать морские коммуникации, ведущие из Черного моря в Средиземное.

Все это учитывается командованием блока при определении места и роли ВМС Италии в общих планах использования объединенных вооруженных сил НАТО на .

По оценке командования НАТО, Италия располагает в настоящее время военно-морскими силами, которые по своему боевому составу занимают четвертое место среди ВМС капиталистических стран (после США, Великобритании и Франции). Они считаются важным компонентом объединенных вооруженных сил блока на упомянутом ТВД. Роль и значение ВМС Италии особенно возросли после выхода Франции из военной организации НАТО. До этого, как сообщалось в иностранной печати, ВМС Италии в системе блока отвечали за безопасность лишь центральной части Средиземного моря, а после вывода французских ВМС из-под контроля НАТО морская зона ответственности итальянского флота распространилась и на его западную часть.

Военно-политическое руководство Североатлантического блока в рамках военных приготовлений создали на Южно-Европейском ТВД специальное командование объединенных ВМС НАТО, основное предназначение которого состоит в том, чтобы в случае войны осуществлять оперативное руководство военно-морскими силами стран блока и координировать их боевые действия в отдельных районах Средиземноморского бассейна.

В состав объединенных ВМС НАТО на ТВД входят военно-морские силы Италии, Греции и Турции, а также английские корабли, американские дизельные подводные лодки и базовая патрульная авиация, находящиеся на Средиземном море. Все эти силы и средства в мирное время подчинены национальным командованиям. Передача их в оперативное подчинение командования блока планируется только с началом войны, при объявлении чрезвычайного положения или на период проведения учений объединенных ВМС. Объединенные ВМС НАТО на театре возглавляет итальянский адмирал, который отвечает за разработку планов их использования, контролирует боевую и оперативную подготовку ВМС Италии, Греции и Турции, организует и проводит учения с участием объединенных ВМС.

Как сообщалось в иностранной прессе, на объединенные ВМС блока возлагаются следующие задачи: обеспечение и поддержка боевых действий ударных ВМС, борьба с подводными лодками и надводными кораблями противника, блокада Черноморских проливов с целью воспрещения выхода кораблей противника из Черного моря в Средиземное, поддержка сухопутных войск на приморских направлениях, обеспечение высадки и действий морских десантов, защита морских коммуникаций.

Все эти задачи постоянно отрабатываются на учениях и маневрах, которые ежегодно проводятся не только по планам оперативной и боевой подготовки объединенных ВМС, но и объединенных вооруженных сил НАТО на Южно-Европейском ТВД. Судя по сообщениям зарубежной печати, степень участия итальянских ВМС в отработке и решении перечисленных задач следующая.

Обеспечение и поддержка ударных ВМС

Как известно, ударные ВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД включают 6-й флот США, который с 1948 года постоянно находится в Средиземном море. В мирное время он подчинен Пентагону. В случае войны или на период проведения крупных учений с привлечением всех видов вооруженных сил 6-й флот передастся в оперативное подчинение главнокомандующего НАТО на Южно-Европейском ТВД. При возникновении кризисной ситуации итальянские корабли УРО (крейсер, два фрегата и четыре эскадренных миноносца) планируется придать ударным ВМС НАТО для усиления 60-го оперативного соединения 6-го флота. Это, по мнению командования НАТО, окажет значительную поддержку ударному соединению до прибытия других кораблей американского флота из военно-морских баз, расположенных на территории США.

В зарубежной прессе сообщалось, что в задачу 60-го оперативного соединения входит: нанесение ударов как обычным, так и ядерным оружием по наземным и морским целям; оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам, действующим на приморском направлении и морским десантам при их высадке и ведении боевых действий на берегу. На отработку этих задач совместно с кораблями НМС Италии и других стран НАТО на Средиземном море затрачивается более половины времени, отводимого ежегодно на боевую подготовку 6-го флота, что, по мнению американских военных специалистов, обеспечивает высокую мобильность и постоянную боевую готовность объединенных ВМС для ведения ограниченных войн. К обеспечивающим действиям в зависимости от складывающейся обстановки относятся мероприятия по противолодочной, противовоздушной и противоминной обороне в морской зоне ответственности итальянского флота, проводимые специально выделенными корабельными силами.

Борьба с подводными лодками и надводными кораблями противника

По взглядам командования НАТО, успех решения основных задач военно-морскими силами на ТВД будет в значительной степени зависеть от эффективности борьбы с подводным флотом противника. Подводная угроза считается в настоящее время основным препятствием на пути к завоеванию военно-морскими силами НАТО господства на море в будущей войне. Поэтому отработка задач борьбы с подводными лодками преобладает над другими видами боевой подготовки объединенных ВМС на театре. С этой целью ежегодно проводятся специальные двусторонние учения типа «Медасвекс», а также разнообразные по составу привлекаемых сил и средств учения и маневры.

В последнее время на учениях стало уделяться больше внимания, чем раньше, борьбе с надводными кораблями. Это связано, как свидетельствуют сообщения иностранной печати, с выходом в Средиземное море советского Военно-Морского Флота, который стал препятствием на пути осуществления агрессивных замыслов стратегов НАТО в данном районе.

Блокадные действия в зоне Черноморских проливов и мероприятия по противодесантной обороне своего побережья, по мнению военно-морских специалистов стран НАТО, должны осуществлять специально созданные ударные группы из крупных кораблей объединенных ВМС, а также отряды минных и сетевых заградителей ВМС прибрежных государств. Выставлять сетевые и минные заграждения предусматривается на подходах к военно-морским базам, портам, проливной зоне и десантно-доступным районам побережья заблаговременно, то есть до возникновения непосредственной угрозы вооруженного конфликта.

Поддержка сухопутных войск

Поддержка сухопутных войск, действующих на приморских направлениях Южно-Европейского ТВД, отрабатывается на крупных ежегодных учениях типа , проводимых объединенными вооруженными силами на театре. Как правило, к таким учениям привлекается большое количество кораблей 6-го флота США, ВМС Великобритании, Италии, Греции и Турции. При решении задач по оказанию поддержки сухопутным войскам в наступлении, а также в противодесантной обороне своего побережья командование объединенных ВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД первостепенное значение придаст кораблям с ракетным и артиллерийским вооружением. Судя по сообщениям иностранной печати, это командование в ходе проводившихся учений формировало ударные группы, основу которых составляли итальянские корабли УРО.

Обеспечение высадки и действий морских десантов

Морские десантные операции занимают значительное место в планах оперативной и боевой подготовки флотов стран НАТО. Почти на всех крупных учениях объединенных вооруженных сил блока на Южно-Европейском ТВД в качестве тактического десанта постоянно участвует батальон морской пехоты ВМС Италии совместно с подразделениями морской пехоты США и Великобритании. Эскадренные миноносцы и сторожевые корабли привлекаются к охранению десанта на переходе морем, а вспомогательные суда - для доставки морского десанта к месту высадки и материально-технического обеспечения его действий на берегу.

Защита морских коммуникаций

Успешное ведение войны командование НАТО ставит в непосредственную зависимость от надежного обеспечения морских коммуникаций. Большая протяженность путей сообщений в Средиземном море вызывает необходимость иметь значительное количество разнообразных сил и средств для их защиты. Считается, что в будущей войне перевозки войск, оружия, боевой техники и других военных грузов морем могут возрасти по сравнению с такими же перевозками во время второй мировой войны.

Для обеспечения морских перевозок в Средиземном мире планируется привлекать большую часть итальянских эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей. Как сообщалось в иностранной печати, все торговые суда стран НАТО при прохождении там в военное время будут сводиться в конвои, обеспечение проводки которых в западной и центральной частях Средиземного моря будет возлагаться на ВМС Италии. Но если в военных действиях примет участие и , то итальянский флот будет ответствен только за эскортирование конвоев в центральной части моря. При этом тральные силы ВМС Италии предназначаются для выбора и обеспечения безопасных маршрутов в море и подходов к итальянским портам.

В соответствии с планами командования НАТО противолодочные самолеты морской авиации Италии будут входить в состав объединенных авиационных патрульных сил НАТО на Средиземном море.

В настоящее время, судя по сообщениям иностранной печати, командование объединенных вооруженных сит НАТО на Южно-Европейском ТВД изучает возможность перераспределения имеющихся в НАТО сил на Средиземном море, что вызвано недавним заявлением греческого правительства о выходе Греции из военной организации блока, а также некоторым сокращением численности английских ВМС в данном районе. Все это, как полагают некоторые иностранные специалисты, может повлечь за собой новое увеличение морской зоны ответственности итальянского флота, которая составит примерно 3/4 бассейна Средиземного моря, а также Адриатическое и Тирренское моря.

ВМС Италии считаются современными и обладающими высокой боеготовностью, но, по мнению некоторых военно-морских специалистов, они все же не в состоянии эффективно контролировать и обеспечивать морские коммуникации в Средиземном море. Поскольку ударные силы ВМС НАТО (6-й флот США) в случае возникновения вооруженного конфликта предусматривается задействовать для оказания поддержки объединенным сухопутным войскам на ТВД, то для усиления итальянских ВМС считается целесообразным привлечь эскадренные миноносцы и сторожевые корабли английского флота, прибытие которых планируется из метрополии. Для усиления южного фланга блока командование предлагает на базе существующего с мая 1970 года соединения ВМС НАТО для действий «по вызову» (по одному кораблю из ВМС США, Великобритании, Италии, Греции и Турции) создать постоянное соединение военно морских сил НАТО на Средиземном море, подобное постоянному соединению ВМС НАТО на Атлантике.

По сообщению итальянской печати правительство Италии изучает вопросы размещения на своей территории тех американских военных баз, которые могут быть ликвидированы в Греции. Как известно, США уже добились соглашения на оборудование и использование военно-морской базы Маддалена, а в настоящее время (после заявления Греции о выходе из военном организации НАТО) командование блока уже начало осуществлять планы «компенсации» за счет восстановления заброшенных военных сооружений времен второй мировой войны на принадлежащих Италии островах в Средиземном море. В частности, такие работы под наблюдением специалистов Пентагона начались на о. Пантеллерия.

Таким образом, в общей системе подготовки НАTO к войне руководство этого блока рассматривает итальянские ВМС как значительную силу на Южно-Европейском ТВД и отводит им важную роль в осуществлении контроля за морскими путями сообщений в бассейне Среди земного моря В свою очередь и милитаристские круги Италии предпринимают все меры для дальнейшего укрепления позиций агрессивного блока империализма в этом стратегически важном районе миpa.

ВМС Италии

Общее руководство военно-морскими силами возложено на начальника генерального штаба вооруженных сил, непосредственное – на начальника
главного штаба ВМС, который фактически выполняет функции командующего. Через свой штаб он осуществляет управление командованиями флота, авиации
ВМС, боевых пловцов и диверсантов, а также силами 4 военно-морских округов и 2 атомных командований.
Главный штаб ВМС (Рим) является основным органом управления и занимается разработкой планов строительства, мобилизационного развертывания,
боевого использования, боевой подготовки, а также совершенствования организационно-штабной структуры. Кроме того, главный штаб организует разведку и
контрразведку, руководит набором, подготовкой, идеологической обработкой личного состава.
Организационно ВМС включают:
·флот
·эскадрильи авиации
·силы четырех военно-морских округов
·силы двух островных ВМ командования
·командование боевых пловцов
·командование диверсантов «Тезео Тезей» .
В боевой состав флота входит три дивизии НК и три бригады (ПЛ, корветов, минно-тральных сил) . Командующий флотом (штаб в Таранто) является
по совместительству командующим объединенными ВМС НАТО в центральном районе Средиземного моря.
По вопросам оперативного применения в боевой подготовке авиация ВМС подчинена главному штабу ВМС, а материально-техническое обеспечение
организуют и проводят соответствующие структуры ВВС. В ее состав включена истребительно-штурмовая авиационная эскадрилья, два крыла базовой
патрульной авиации и пять отдельных эскадрилий противолодочных вертолетов.
Побережье континентальной части Италии и остров с прилегающей акваторией разделено на 4 ВМ округа:
·Верхне-Тирренский
·Нижне-Тирренский ·Ионический
·Адриатичесикй и 2 атомных военно-морских командования:
·о. Сицилия
·о. Сардиния
Командующие округами и островными командованиями подчиняются непосредственно начальнику главного штаба ВМС.
Командующие ВМ округом отвечают за организацию обороны ВМ баз, портов и побережья, поддерживание благоприятного оперативного режима в
прибрежных водах округа, организацию материально-технического обеспечения кораблей. В его подчинении находятся ВМ базы, узлы связи, подразделения
обеспечения, склады снабжения, ремонтные мастерские, учебные заведения, госпитали, расположенные в зоне ответственности.
Общая численность личного состава ВМС Италии достигает 45000 человек: 44200 – на флоте (в т.ч. 2600 в авиации ВМС) и 800 в морской пехоте.
Корабельный состав флота (регулярные силы) включает 61 боевой корабль и 60 катеров. Наиболее современными являются легкие авианосец
«Джузеппе Гарибальди» , большая часть ПЛ, фрегатов и корветов.
Авиация ВМС подразделяется на авианосную и базовую.
Командование боевых пловцов и диверсантов состоит из отряда боевых пловцов и диверсантов и группы кораблей обеспечения.
Морская пехота представлена батальоном морской пехоты «Сан Марко» , который дислоцируется в Бриндизии и входит в состав третьей дивизии
флота.
Корабельный состав ВМС Италии
Класс корабля, катера
Количество
Дизельные ПЛ
8
Авианосцы
1
Крейсера
1
Эскадренных миноносцы
4
Фрегаты
18
Корветы и патрульные корабли
13
Танко-десантные корабли, лодки
3
Тральщики
13
Патрульные боевые катера
7
Ракетные боевые катера
6

История военно-морских сил Италии начинается в 1946 году, после того, как завершилась II мировая война. На тот момент флот находился в катастрофическом состоянии: территориальные воды были полны мин и потопленных кораблей, инфраструктура требовала возведения всех зданий с нуля, необходимо было строить новые корабли. При этом существовало ряд ограничений, согласно которым стране запрещалось иметь агрессивное ударное вооружение, она не могла использовать ядерное оружие и имела ограничения в общем количестве кораблей.

На сегодняшний день ВМФ Италии выполняет две основные задачи: защита национальных интересов и обеспечение безопасности в мире в условиях тесного сотрудничества с НАТО.

Структура и дислокация ВМС Италии

Структурно ВМС разделяют на надводный и подводный флот, авиацию и морскую пехоту совместно с подразделениями специального назначения.

Выделяют следующие военно-морские территории Италии:

  1. Северная зона
  2. Южная зона
  3. Остров Сицилия
  4. Центральная зона

Начиная с 2005 года, итальянский флот запустил процесс обновления корабельного состава и военно-морской авиации. На сегодняшний день не все запланированные суда стоят на вооружении, многие из них находятся в состоянии строительства.

Авианосцы

На данный момент итальянский флот владеет двумя авианосцами:

  • Cavour – находится в составе боевых сил с 2009 года, может выполнять роль десантного корабля, вмещает до 415 человек, 50 бронированных машин или 24 тяжелых боевых танков. Авиация состоит из 8 самолетов AV-8B Harrier II и 12 вертолетов Agusta Westland AW101.
  • Giuseppe Garibaldi – является флагманом ВМФ Италии, в строю с 1985 года, вмещает на борт 16 самолетов AV-8B Harrier II или 18 вертолетов Augusta SH-3D (AgustaWestland AW101). К 2022 году планируется замена корабля на более новый авианосец.

Также на вооружении находится 3 десантных вертолетоносца типа «Сан-Джорджо» со следующей авиацией: 5 самолетов AW-101 или 5 вертолетов Agusta Bell AB-212. Планируется списание в 2019 году.

Подлодки

Субмарины представлены в 2 классах:

  • «Торадо», тип 212 – ДЭПЛ, построенные в Германии в начале 21 века. По состоянию на 2017 год флот владеет 4 кораблями, вооружение включает ПКР «Triton», торпедное вооружение, мины.
  • «Сауро» – дизельные подлодки итальянского производства, построенные в конце80-х начале 90-х годов. На вооружении осталось 4 судна. На борту расположены торпеды Whitehead A-184 и мины.

Эсминцы

4 эскадренных миноносца класса «Orizzonte» (новые) и «Durand de la Penne» (готовятся к замене) имеют следующее вооружение на борту:

  • Противовоздушные ракеты Aster с дальностью полета от 1,7 км до 120 км;
  • Противокорабельные ракеты TESEO Mk-2/A;
  • Торпеды ВАСС B515/1;
  • 1 вертолет AW-101 или SH90A.

Линкоры

Все итальянские линкоры были затоплены в период II мировой войны, итоги сражений показали, что данные виды судов устарели и их дальнейшее строительство нецелесообразно.

Фрегаты

По состоянию на 2017 год ВМФ Италии имеет 3 типа фрегатов:

  • «Maestrale» – 8 кораблей, изначально строились для противолодочной обороны, однако отлично справляются и с противовоздушными задачами. На данный момент в строю осталось 6 судов, которые также планируется заменить. Вооружение включает ПУ ПКР «Тезео» Mk.2, ПУ ЗРК «Альбатрос», ЗУР «Aspide», вертолеты AB-212.
  • «Lupo» – легкие патрульные фрегаты, построенные в 80-х годах. В строю осталось 2 корабля, вооружение включает вертолет AB-212ASW, пусковая установка Sea Sparrow/Aspide SAM, торпеды Mark 32.
  • «Bergamini» – на 2017 год в строю находится 6 кораблей, еще 4 появятся до 2021 года. На борту находится следующее вооружение: ракеты Aster, ПКР Teseo\Otomat МК-2, торпеды MU 90, вертолеты SH90.

Катера

Десантные катера представлены такими типами: LCM62, MTM217, MTP96. Общее количество 20 судов. Данные корабли также осуществляют эскортные задачи.

Патрульные катера типа «Cassiopea» были построены в 80-х годах, на данный момент в строю находится 4 судна. Они предназначены для патрулирования в безопасных местах.

Тральщики

Минно-тральные корабли представлены типом Lerici, который включает следующие подвиды:

  • Lerici – 4 судна, введены в эксплуатацию в 1985 году, на борту находится 4 офицера, 7 дайверов, 36 человек – прочий персонал, из вооружения пушка Oerlikon, противоминная система Oropesa.
  • Gaeta – 8 кораблей, в строю с 1996 года. Отличия от первого типа: удлиненный корпус, улучшенные радары.

К 2018 ожидается выпуск нового еще более современного оборудования для тральщиков Lerici.

Корветы

Корветы класса «Minerva» были построены в 90-х годах, они отличаются хорошей скоростью и вооружением: ракеты Sea Sparrow или Selenia Aspide, противолодочные торпеды. Из 8 кораблей в строю осталось 2.