Канон покаянный ко господу нашему иисусу христу. Прот

В основании главного православного богослужения положено пресуществление Святых Даров и равным образом причащение верующими Крови и Тела Господа нашего Иисуса Христа, представляющие собой источник вечной жизни для каждой человеческой души и после Второго Пришествия еще и тела, которое будет воскрешено для каждого. Православный христианин, желающий причаститься, обязан правильно подготовить себя к этому церковному таинству.

История создания правила

В Священном Писании, в своем послании к коринфянам, святой апостол Павел предупреждает христиан от неподобающего принятия Тела и Крови Христовой, поскольку последствия могут быть весьма неприятными: множество болезней и даже кончина человека (1-е послание к коринфянам св. ап. Павла, 11:29,30).

На протяжении столетий правило подготовки к Причастию постепенно менялось в зависимости от условий жизни христиан. В V-VI вв. данные каноны вычитывались в течение богослужения. Бесспорно, со временем объем последования (канона) возрастал и стал занимать слишком много времени, что стало не под силу верующим. На этом основании молитвенная подготовка ко Святому Причастию с XI века уже не читается за богослужением. Христианин, подготавливаясь для того, чтобы как подобает причаститься Святых Христовых Тайн, должен дома (келейно) прочитать все молитвы, причем с сердечным вниманием, искренне. В правило входят такие молитвословия, как:

  • канон покаянный ко Господу Иисусу Христу;
  • канон Ангелу Хранителю перед Причастием;
  • Богородичный канон (молебный канон ко Пресвятой Богородице).

Состав покаянного канона

Слово «канон» в переводе на русский означает общепринятое правило, имеющее четкую структуру, по которой он может быть построен. Канон по своей сути является духовным гимнографическим сочинением поэтического характера, посвященное или Всесвятой Троице, или одной из ипостаси Божией, Пресвятой Владычице Богородице, Ангелам, святым людям, а также каким-либо знаменательным событиям, в честь которых и были сформированы существующие на сегодняшний момент христианские празднования и торжества.

Канон включает в себя:

В отличие от акафиста , к примеру, Иисусу Сладчайшему и многим другим, канон можно читать сидя. Канон подразделяется всего на девять песней (впрочем, по факту их обычно восемь, поскольку вторая пропускается). Каждая песнь предваряется ирмосом.

Ирмос - это первый, предварительный установленный текст, который не меняется. Ирмосы могут быть определенного гласа (голоса), всего их восемь. Поэтому обычно подписывается «ирмос, глас такой-то». Поскольку канон - это, как упоминалось, гимнографическое произведение, в него включены певческие вставки. Пометка гласа важна в основном для церковного хора, который знает напевы каждого.

Вторая песнь в обычных современных канонах упускается, но поется во время Великого поста и связана обычно с событиями в жизни Господа и Церкви, которые происходили в преддверии страданий Спасителя.

Первая песнь канона содержит в себе свидетельство покаянного чувства в содеянном. Читающему это позволяет настроиться на покаянный лад, осознать себя не как напыщенного хозяина этой жизни, полного гордыни и отсутствия любви к ближнему, а недостойным Божьей милости. В тропарях указаны прощения, чтобы Господь подарил молящемуся покаянные чувства и слезы о грехах для оплакивания своих злодеяний.

Вместе с тем кающийся дерзает устремиться к Богу в своей духовной беде. А также эта часть канона призывает не проводить бесцельно время в лености, а также просит о помощи Пресвятую Богородицу, ее предстательства перед Богом за падших в грехе человеке.

Вторая песнь , как упоминалась, опускается, поскольку она включена лишь в богослужебные тексты, и только в каноны особенных событий.

В третьей содержатся воспоминания Страшного суда и адских мук. Призывается душа к покаянию прежде наступления смертного часа, чтобы избегнуть вечных мук. Седален заключает размышления о том, насколько будет тяжело предстоять пред престолом Божиим с таким неприкаянным сердцем.

В четвертой песне восхваляется Творец и собранная им Святая Церковь. Говорится о житейских радостях и наслаждениях, но авторы канона предостерегают, чтобы человек берег себя от этих наслаждений, если стремится удостоиться Царствия Небесного. Слышится призыв не накоплять житейские блага и не зацикливаться на их накоплении, потому что все они конечны и превратятся в прах. Но слава Божья и Его Царство не кончатся никогда.

В пятой песне призывается благодать Божия. Человек осознает, что каждым своим органом чувств и каждым членом постоянно согрешает и вопрошает свою душу, этого ли она желала?

В шестой содержится прошение вырвать свою душу из греховного положения, дабы прекратились злодеяния, воскресла душа, вспоминая свои деяния, и с сокрушением преклонилась перед Творцом в ожидании преображения и освящения.

В кондаке душа молящегося призывается к ответу для чего она совершает то, что жаждет дьявол, и призывается обратиться к Богу.

Икос настраивает на покаяние прежде, чем душа будет отправлена в ад.

В седьмой звучит призыв для человека, дабы он не рассчитывал на земные богатства, на здравие тела, красоту и силу. Никому не дано наверняка знать, кому он на самом собирает свое богатство, ведь час смертный может наступить уже завтра. И оно достанется не тому, кто всю жизнь положил на его накопление. И труды эти не очень-то помогут молящемуся на Суде, потому что не в Бога богател человек, а в суету. К тому же здоровье, сила и красота со течением времени покидают тело человека.

В восьмой описывается окаменелость сердца, которая не дает возможности покаяться человеку, испытывать необходимые чувства. Также упоминается тот факт, что каждый человек равен перед Судом Создателя, и перед Ним не счет веса ни духовный сан, ни титул, ни возраст - ничто, только дела, мысли и поступки.

В девятой песне молящийся призывает на помощь Пресвятую Богородицу, всех угодников Божьих и ангелов Его, чтобы те молились о спасении его души.

Заканчивается канон молитвенным обращением ко Господу Иисусу Христу.

В молитве человек осознает свои греховные действия, поэтому спрашивает у Господа прощения и исцеления своим ранам. Невзирая на то, что человек отказался когда-то от Бога, он просит Отца Небесного не поступать так же, а, наоборот, войти в его жизнь и помочь, спасти от бездны греховной, чтобы тот мог принести Создателю достойный плод покаяния. Человек жаждет откреститься от зла и сделаться наследником Отцовского Царства.

Подготовка к Таинствам

Чаще всего канон покаяния ко Господу вычитывается как составная часть молитвы ко святому Причащению. Он настраивает внутренний мир на волну раскаяния . Чтобы грешник был способен осмыслить свои поступки, остепениться и получить спасение своей души для вечной жизни с Богом в Царствии Его. В правиле полготовки ко Причастию - три канона ко причастию совмещенные, читать их следует как один, но припевы даны поочерёдно от каждого конкретного. Он включает в себя три других канона: покаянный ко Господу, молебный ко Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю. Туда включены лишь некоторые их части.

Подходя к Святому Причащению, необходимо достойным образом подготовиться и освободить свою душу от греховных повреждений . Достигается это посредством покаяния. Каноны перед исповедью и

Причастием помогают понять, с каким состоянием подобает подходить к Таинствам и дает возможность уже дома правильно настроить себя.

Важно, чтобы обращение к покаянному канону не превращалось в механическую вычитку, а являлось истинным душевным раскаянием . Если все выполнено верно, то можно получить большую пользу и очищение. Возможно, поэтому после Причастия читают благодарственные молитвы.

Покаянный канон в повседневной жизни

Читая о покаянной молитве Господу Богу, только с точки зрения подготовки к Таинству Покаяния (исповеди), нельзя узнать все возможности этого небольшого молебствия. В современной духовной практике священники часто прибегают к совету читать это правило, когда человек находится в различных затруднительных состояниях:

  • при серьезных неприятностях;
  • в болезнях;
  • в печалях и скорбях;
  • при отсутствии детей;
  • при сложностях в личной и семейной жизни.

Чаще всего это правило предлагают читать при проблемах со здоровьем. Если учесть, что все неприятности и беды случаются с нами из-за наших же грехов, даже, казалось бы, беспричинная злоба со стороны окружающих, то принесение Богу своего расположения к покаянию склоняет Господа на милость.

Реальная история

В практике одного довольно известного современного священника существует много реальных случаев, когда чтение Покаянного канона на протяжении даже полугода повернуло жизнь молящегося и его близких в самую благоприятную сторону.

Однажды к священнику для наставления и совета, как жить дальше, привезли женщину, которая умирала от рака. Ее под руки ввели в святой храм Господень и подвели к батюшке. Та рассказала ему, что умирает и что никто из врачей не в силах ей помочь. В течение беседы выяснилось, что в свое время женщина эта совершила в молодости очень много абортов, и это не было осознанно ею как смертный грех убийства, причем собственных детей. Батюшка объяснил ей масштабы содеянного ею, и назвал все своими именами.

Женщина спросила, что же ей делать, ведь убитых не вернуть. Священник благословил ей каждый день читать Покаянный канон за свои дела, стараться расположить свою душу к искреннему покаянию и изменению, чаще приглашать священника для исповеди и причастия, если она сама не в силах прийти в храм. На этом разговор был окончен.

Через год, по рассказу священника, в тот храм, где произошел судьбоносный разговор, ко времени богослужения вошла свежего вида немолодая, но миловидная улыбающаяся женщина в шляпке. Она выискивала в толпе кого-то. Когда она увидела священника, радостно подошла к нему, взяла благословение и начала благодарить. Тот не сразу узнал в ней женщину, которую год назад, умирающую, привели под руки для, скорее всего, последней беседы.

Оказалось, что по приезде домой, куда врачи выписали ее умирать, она стала в точности выполнять благословение: каждый день читала канон, старалась вызвать в себе раскаяние, прилежно исповедовалась и причащалась. Через полгода она уже перестала нуждаться в поддержке со стороны родственников, стала сама выбираться в храм, наладился аппетит, а рак отступил. Но это еще не все. За этот год обе ее дочери встретили свою любовь, поправили дела, и в их жизни произошло столько благоприятных событий, сколько в течение всей жизни не происходило. Господь с радостью принял кающуюся и поспешил одарить и ее, и близких Своими богатыми милостями.

Сила молитвы

Покаяние, как говорят, второе Крещение. А Крещение, как известно, смывает с человека все грехи (равно как и монашество или пострижение в инока). Если быть честным перед собой и Создателем, то искреннее чтение канона покаяния отмоет всю грязь с души человека и подарит ей свободу для жизни в любви, добре и для вечного Царства Божия.

В разделе на вопрос Как правильно читать каноны? Какие молитвы нужно читать до и после канона? заданный автором трудоспособный лучший ответ это Обычногутром - утреннее правило, а затем три канона Покаянный, Божьей Матери и Ангелу Хранителю
После канонов принято читать Иисусову молитву до обеда, перед Обедом - Отче Наш, после обеда - 150 раз Богородице Дево радуйся эту молитву полностью до прихода домой, затем вы занимаетесь своими делами и про себя молитесь Иисусовой Молитвой до ужина, перед ужином - Отче Наш, после еды - читаете Псальтирь 1 или 2 Кафизмы, можете прочитать Акафист любому святому или Божьей Матери или Господу, кстати Акафист можно читать и утром, если время позволяет, затем Жития Святых до отбоя, перед сном читаете Вечерние молитву к отходу ко сну.. .
На другой день - все тоже самое, после утренних молитв - Каноны, на ваше усмотрение их много, также, как и Акафистов.

Ответ от Коша Пскент 1 [гуру]
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
2. Хвала Аллаху, Господу миров,
3. Милостивому, Милосердному,
4. Властелину Дня воздаяния!
5. Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.
6. Веди нас прямым путем,
7. путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.



Ответ от Премудрость [гуру]
как правильно читать книгу? можно сидя, лежа, стоя и т. п. а молиты не читают обычно.. их произносят или вслух или в разуме (зависит от обстоятельств) представьте ситуацию вам позвонили и сказали что ваш близкий человек попал в аварию.... вы начнете доставать молитвослов и искать молитву на этот случай?



Ответ от Ѕроник Нарнии [гуру]
Правильнее всего их вовсе не читать, патаму что это элемент зомбирования и манипуляции сознанием человека со стороны римовизантийской поповщины.


Ответ от LUTIK [гуру]
Неплохо было бы посоветоваться на этот счёт со своим духовником. Он Вас лучше знает, да и каноны тоже...


Православная Христианка

Очень много тут на форуме читала высказываний, что приемлемо молитвенное правило или даже правило ко Причастию, каноны, Псалтырь — читать по дороге на работу или в храм, на самой работе. Но большинство священников (я даже порылась в инете на православных сайтах вопросов к священникам) говорят, что молиться сидя можно только больным и немощным, а ведь в транспорте мы можем и сидеть. Я понимаю, что время бытротечно, мы ничего не успеваем, вечно спешим, вечно уставшие и в бытовых проблемах, потому часто так и поступаем, но насколько это позволительно? И что лучше: прочитать одну краткую молитву утром, но с вниманием, или все-таки в толчеи метро прочитать все молитвенное правило, отвлекаясь и т.д. (а не отвлечься в транспорте все равно не получится)? Лучше вообще не прочитать молитвы перед Причастием, или по-быстрому читать их прямо в храме на часах, не слушая церковные молитвы? А об этом была речь в одной из тем, и я так поняла, что многие так делают (притом люди достаточно уважаемые у нас на форуме и воцерковленные), не видя в этом ничего особенного. Мне же раньше казалось, что это формализм какой-то, что-то сродни начетчеству. Если я неправа, подскажите. Но вот правда, а как сидя читать «Приидите, поклонимся…» например — не могу понять.

В этом сообщении на форуме - основные вопросы верующих про акафисты

Очень хорошо, что в одном посте собраны практически все популярные вопросы, связанные с молитвами и акафистами. Практически ежедневно то или это верующие спрашивают, как в Интернете, так и напрямую у священников.

А в этом сообщении, пусть и давнем, ёмко собран основной костяк вопросов прихожан. Поговорим про нюансы чтения акафиста, канонов, псалмов и других молитв.

Акафист - это духовный гимн, его читают стоя

Акафист - это форма молитвы. По содержанию она больше всего напоминает гимн. Традиция сочинять подобные произведения на религиозную тему появилась давно - и не в христианстве. К нам она пришла из античности. Греческие творцы вообще много дали всему человечеству в плане культуры.

Египетский фараон Эхнатон, один из первых кто начал писать хвалебные оды богам

До сих пор во многих сферах мы пользуемся наследием афинских философов, изобретателей и поэтов. Хотя ради справедливости надо заметить, что вовсе не греки придумали сочинять гимны богам. Ещё египетский фараон Эхнатон писал хвалебные произведения в честь бога Амона. И, конечно же, он тоже не первый

В ранние века это влияние античной культуры было особенно сильным. Большая часть Европы находилась во власти Римской Империи. Собственно, распространению христианства верующие тоже во многом обязаны римской политике.

Христианская церковь формировалась в той нише, которую прежде занимали Олимпийские боги. А потому ритуалы и обычаи Рима и Греции отразились на христианской традиции.


Акафист - яркий тому пример. Поэтический дар направлен на восхваление высших сил. В некотором смысле это диалог, молитва, но в большей степени - именно гимн.

Преподобный Роман Сладкопевец, автор первого акафиста

Первый акафист предположительно написал преподобный Роман Сладкопевец, хотя есть и другие кандидаты. Шёл VI век. Церковные традиции почти сформировались, уже зрелая христианская религия обретала свои каноны. И вот в христианской среде возникает нечто необычное - огромной поэтической силы произведение во славу Божией Матери.

Далеко не сразу акафистам нашли применение. Только через век его впервые исполнили в церковном богослужении. Но с тех пор в подражание появились сотни акафистов разного качества - от восхитительных, до посредственных.

Со временем устоялись особенности и правила чтения акафиста:

  1. В богослужебной практике обязательно чтение только акафиста Пресвятой Богородице . Проводится это в один день в году - на утрене субботы пятой седмицы Великого поста. Другие читать в храмах можно, но это уже по желанию руководства храма. Акафисты не должны быть заменой традиционному богослужению.
  2. Православная церковь рекомендует читать акафист дома . Его можно совмещать с утренними или вечерними молитвами. Также акафист уместно читать в паломничестве или крестных ходах.
  3. Православная церковь разрешает читать акафисты, опубликованные в официальных изданиях. Если же произведения там нет или оно не одобрено Священным Синодом, такой акафист нельзя читать. По крайней мере, в храмах и монастырях это немыслимо.
  4. Акафист следует читать стоя . С греческого «акафист» так и переводится - «не сижу» или «стоячая песнь». Люди поднимаются с кресел во время государственного гимна. С акафистом - то же самое. Довольно странно выглядит, если человек восхваляет святого, Бога или архангела, но при этом располагается в кресле.

Иногда акафист можно читать сидя и даже лёжа, если человек очень устал, болен или в дороге

Рекомендации по чтению акафиста - общие, они не учитывают особых обстоятельств. А ведь в жизни бывают разные ситуации. Разве можно требовать от пожилого человека, который быстро утомляется, 30 минут стоять? Какую духовную пользу получит он, если переутомится?

Не запретить же лежащему парализованному читать акафист из-за формальности?

Гимн гимном, а Бог, Он смотрит в сердце, а не в ноги.

Да и обычный человек не обязательно должен быть серьёзно болен, чтобы ему дозволялось присесть. Усталость - это тоже недомогание. Если ноги желают отдохнуть, это не помеха для духовного дела.

Тоже самое касается и людей в транспорте. Встать там нельзя. Но отказывать себе в праве помолиться не стоит.

Об этом рассказывает на видео протоиерей Владимир Головин:

Вот то высказывание, на которое ссылается в видео протоирей:

Амвросий (Юрасов)

Архимандрит

«Молиться нужно везде и всегда: и дома, и на работе, и в транспорте. Если ноги крепкие, лучше молиться стоя, а если больные, то, как говорят старцы, лучше во время молитвы думать о Боге, чем о больных ногах».

Молитвы можно читать сидя и в транспорте, если нет другой возможности

Можно ли сидеть, исполняя утреннее и вечернее молитвенное правило или читая обычную молитву? И если можно, то когда. Ответ священника, протоиерея Александра Билокура:

Александр Билокура

Протоирей

«Нежелание молиться грехом не является, а есть признак отсутствия веры, любви к Богу и неблагодарность за все Им содеянное. Например, человек неверующий, атеист, не согрешает тем, что он не молиться, не поститься, не посещает храм. Т.к. самая большая его проблема это отсутствие веры в Бога, что делает его, по словам Библии, «безумным». В наших ежедневных молитвах мы реально беседуем с Богом.

Поэтому если у человека есть возможность на молитве постоять, а он этого не делает, этим оскорбляет Бога, проявляет к Нему небрежение и не осознает что молитва это разговор творения со своим Творцом. Если же человек реально устал, болен, находиться на работе, в транспорте или в другом месте, где он вынужден сидеть, в случае если он будет молиться сидя — это не будет считаться неблагоговейным отношением к Богу».

Вспомним начало статьи, где пользователь форума спрашивает, можно ли молиться в транспорте, если не успеваешь к причастию. Пожалуй, лучший ответ - пример достойного верующего. На фото - Сербский Патриарх Павел:


А вот что говорит священник настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков), когда его спрашивают, что важнее, почитать правило дома или прийти вовремя на службу:

Пахомий (Брусков)

«Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва».

И всё же молитва - не повинность. Нельзя читать её, потому что нужно. Желание общаться с Богом должно быть искренним.

Зачем же тогда нужны молитвенные правила? Снова процитируем игумена Пахомия (Брускова):

«Свобода – это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах».

«Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние – вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелие».

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва - это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода - это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: "Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси...". Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель - со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние - вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?

- Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

- Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

- Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

- Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Что важнее - дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?

- Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Можно ли читать правило сидя?

Апостол Павел пишет: "Все мне позволительно, но не все полезно" (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь - можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

». Напомним, что в прошлом году комиссия Межсоборного присутствия Русской православной церкви, председателем которой является Патриарх Кирилл, предложила для широкого обсуждения несколько проектов документов, касающихся актуальных тем церковной жизни. 11 сентября 2013 года они были опубликованы в ряде церковных СМИ и разосланы по епархиям для получения отзывов. Священноначалие предлагает документы для общецерковной дискуссии, которая завершится 20 ноября.

– настоятель больничного храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в городе Запорожье (Украина). Имеет светское высшее техническое образование, после рукоположения учился в Курской семинарии, окончил ПСТГУ.

В проекте документа есть одна особенность. Он приравнивает подготовку ко Святому Причащению к выполнению ряда формальных требований. Эти требования таковы: говение, евхаристический пост, чтение «Последования ко Святому Причащению», исповедание грехов. Все внимание в документе направлено на то, чтобы определить меру этих требований, что можно сократить, а что сокращению или отмене не подлежит.

Такое понимание подготовки к Причащению нам хорошо знакомо. Оно царит в нашей Церкви уже сотни лет. Именно с таким пониманием мы встретились, когда пришли в Церковь в начале 90-х годов. С ним же, чаще всего, сталкиваются те, кто приходит в Церковь сегодня.

На протяжении многих лет приходится сталкиваться с типичными ситуациями. Человек приходит в Церковь с мировоззренческим вопросом, а в ответ слышит: три дня попостись, прочитай три канона и приходи причащаться, сам все поймешь. Бабушки, готовя своих внуков к Причащению, как и раньше, говорят им не о Христе и Евангелии, а о том, чего нельзя кушать и что нужно прочитать.

Подготовка к Причащению необходима, в этом нет никакого сомнения. Человек готовится, приступая к любому делу, и успех дела часто зависит от подготовки. Тем более необходимо готовиться к центральному, осевому таинству Православной церкви. Вопрос в том, что является такой подготовкой?

Готовится ли к Причастию умирающий человек, которого родные накормили перед самым приходом священника? Несомненно. Это видно по его глазам и по той жажде, с которой он встречает Святые Дары. Готовится ли к Причастию пятилетний ребенок, еще не умеющий читать, тем более, по-славянски, но услышавший от родителей, что завтра им предстоит очень важное событие? Конечно, готовится, его подготовка может быть глубже, качественнее, чем у многих взрослых.

Готовится ли к Причастию человек, впервые сбросивший с себя груз многолетних грехов на исповеди, и, еще не зная ни о каком правиле, подведенный к Чаше? Такой подготовке позавидует любой «старо-верующий». Эти случаи объединяет одно, все трое не прочитали Последования ко Святому Причащению и не постились, как положено.

Подготовка к Причастию – это не вычитывание и говение, это – предвкушение таинства, внутренний настрой на Причащение, размышление о его значении, проверка состояния своей души. Подготовка – это стяжание того самого страха Божия и веры, о которых говорит священник перед чашей. Подготовка к Причащению начинается с того момента, когда человек захотел причаститься и заканчивается самим Причастием, а не ограничивается каким-то определенным временем перед сном, или после просыпания. Иногда приходится слышать от верующих, в ответ на вопрос: «готовитесь ли Вы причащаться?», ответ: «Уже подготовилась, батюшка».

Подготовка к Причастию неотделима от христианской жизни, христианского мироощущения и состояния души. Справедливости ради надо сказать, что об этом упоминается в проекте документа: «При подготовке ко Святому Причащению необходимо помнить, что целью говения является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, искреннее прощение и примирение с ближними… Не допускается причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к евхаристическим Дарам в таком помраченном состоянии души сами подвергают себя суду Божию». Всего два предложения, а ведь это – самое главное.

Говение, евхаристический пост и чтение Последования, – это только инструменты подготовки, а не сама подготовка. Церковь внимательно сохранила тексты молитв святых, чтобы предложить их тем, кто не находит в своей душе нужных слов. Опыт поста дает она тем, кто сам не имеет должной решимости к воздержанию. Но, таков закон закваски, от которой предостерегал нас Христос (Мф.16,6): мы охотно заменяем настоящее, но невидимое, внутреннее делание, тем, которое хорошо видно как нам, так и окружающим, потому, что оно внешнее. Так легче.

Подмена подготовки к Причащению формальными требованиями имеет еще одно, более разрушительное следствие. Как-то я задал вопрос одной женщине, готовящейся к Причащению: «Достойны ли Вы Причастия?» Нисколько не сомневаясь, она твердо сказала: «Да, конечно». «А читали ли Вы Последование ко Святому Причащению?» «Да, все что положено вычитала!» Но ведь, в этом последовании в каждой молитве мы встречаем одну и ту же мысль: «Во причастие святынь Твоих како вниду, недостойный?» «Твоего Пречистаго Тела и Божественныя Крове недостоин есмь, Христе, причащения» «от еже недостойне тем причащатися» «Вем, Господи, яко недостойне причащаюся»… и т. д. и т. д. Этот случай не единичный. То же суждение о собственном достоинстве я слышу на протяжении всех лет священнического служения. Как могло возникнуть такое недоразумение? Человек читает длинное правило, в каждой молитве которого называет себя недостойным подойти к Чаше, а когда это правило заканчивается он приобретает убеждение, что в результате этого чтения стал достойным.

Недостоинство, о котором говорится в молитвах связано не только и не столько с личными грехами. Недостоинство – это та пропасть, которая разделяет человека, природа которого искажена грехом, и Бога. Причащение способно преодолеть эту пропасть, соединить их. Потому оно так и называется Причащение, приобщение. Но Бог зовет человека к приобщению не потому, что тот, совершив подвиг говения и «вычитывания», стал чистым и достойным самого Бога, а не смотря на его недостоинство.

Мы должны подойти к Чаше с ощущением недостоинства, чтобы воспринять великую милость Божию, преодолевающую пропасть между нами. В этом нам должно помочь последование, ведь оно разъясняет нам наше недостоинство. Мы же подходим к Чаше в спокойствии и уверенности, что причащаемся по праву, достойно, потому что прочитали последование и сделали все, «как положено».

Превратив подготовку к Причащению в исполнение формального правила, мы, фактически, уверяем себя в том, что его исполнением «зарабатываем» себе право на Причащение, а значит равенство с Самим Богом. Это богоборчество, скрытое за удобной маской фарисейства?

Проект документа содержит прекрасный исторический обзор разных эпох в истории Церкви и разных подходов к подготовке к таинству Причащения. Но необходимо не просто констатировать разность подходов в разные времена, а проанализировать причины возникновения такого разнообразия. Увидев, что наше время совсем не похоже, ни на дореволюционное, ни на советское, мы поймем, что подходы к подготовке к Причащению, выработанные тогда, сейчас неприменимы.

Конечно, речь не идет об отмене формальных правил подготовки к Причащению. Да это и невозможно, ни «снизу», ни, тем более, «сверху». Речь о том, чтобы основное внимание, и в пастырской деятельности и в предлагаемом проекте документа, уделить самой подготовке к Причащению, а не формальному ее выражению; индивидуальной ответственности человека за свою христианскую жизнь, а не внешним признакам этой жизни.