Как подготовить ребенка к школе задания. Подготовка ребенка к школе: тяжелый труд или увлекательная игра? Ставим руку, элементы письма

Основа успешного обучения в школе – хорошая и своевременная дошкольная подготовка. Лучше начинать этот процесс в 3,5-4 года, ведь сегодняшние требования к первоклассникам достаточно высоки. А если ребенку уже исполнилось 6 лет и до этого с ним никто не занимался, то будет сложнее подготовить его. Есть перечень навыков, обязательных для будущего ученика, которыми за малый срок овладеть непросто. И тут становится актуальным вопрос как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 6, 7 лет?

Что-бы ответить на этот вопрос сначала рассмотрим, какие конкретно требования к сегодняшнему первокласснику существуют. Ребенок, собравшийся я в первый класс, должен:

  • уметь представляться, рассказывать что-то о себе, чем он увлекается, называть имена членов своей семьи;
  • уметь писать печатные буквы, хорошо различать гласные и согласные, уметь прочесть легкий текст;
  • выучить дни недели, названия месяцев, времен года, говорить какое сейчас время года;
  • различать утро, обед и вечер;
  • выучить простые математические действия: сложение и вычитание;
  • разбираться в простых геометрических фигурах, таких как квадрат, круг, треугольник, уметь их нарисовать;
  • уметь пересказывать небольшие тексты;
  • уметь исключать лишний из ряда предметов и объяснять свой выбор;
  • уметь ухаживать за собой: одеваться, раздеваться, завязывать шнурки, поддерживать порядок на рабочем месте;
  • уметь вести себя в обществе, уважать старших:
  • выучить цвета и желательно их оттенки;
  • описывать картинку;
  • уметь считать до двадцати и от двадцати до одного;
  • выучить части тела человека и уметь правильно его рисовать;
  • уметь отвечать на вопросы, «Когда?», «Почему?», «Где?»;
  • различать одушевленные и неодушевленные предметы;
  • уметь отстаивать свою точку зрения, не вступая в драку с теми, кто не согласен;
  • уметь вежливо разговаривать со сверстниками и взрослыми;
  • уметь тихо сидеть на занятиях, без капризов и игр с другими учениками;

Как видим, список достаточно обширный и приобрести эти навыки в короткий срок весьма сложно. Ведь при подготовке к школе нужно соблюдать некоторые правила:

Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 5, 6, 7 лет

Ясно, что для того, что-бы подготовиться к школе недостаточно просто выучить цифры и буквы. Важно всесторонне развивать ребенка, чтобы он мог общаться с одногодками на нужном уровне, но как правильно подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 5, 6, 7 лет и при этом не отбить желание учиться?

Зная что-то интересное будет намного легче хорошо зарекомендовать себя среди одноклассников. И наоборот: будучи слабо подготовленным в этом плане, ребенок может стать аутсайдером в коллективе. Конечно детям, из дошкольных учреждений легче привыкнуть к школе, чем тем, у кого эта подготовка проходит дома. Но если Вы все-таки приняли решение готовить ребенка к школе в домашних условиях, предлагаем Вашему вниманию наши рекомендации по этим занятиям.

Занятия чтением

  • эти занятия первостепенны относительно всех остальных, ведь освоив чтение ребенку будет проще заниматься остальными предметами (подробнее о том, как легко и быстро научить ребенка читать можно почитать в );
  • буквы следует учить в алфавитном порядке. Для наглядности можно вылепить их из пластилина и предположить на что похожа буква. К примеру, «ж» – на жука, «о» – на очки и так далее. Также заинтересовать ребенка можно показывая буквы руками или всем телом. Идеи о том, как легко и играя выучить с ребенком все буквы смотрите
  • прочитайте будущему ученику несложный текст и попросите отыскать в нем только что изученную букву;
  • предложите малышу ответить на вопросы по тексту, рассказать, о чем в нем говорится, пересказать его;

Занятия математикой

  • хорошо начинать эти занятия со счета простых, привычных предметов, таких как игрушки, конфеты, фрукты. Позже можно постепенно перейти на счетные палочки или специальные карточки. Учитесь считать целыми числами;
  • эффективно изучать цифры парами. Например, 1 и 2, 5 и 6. Так ребенку будет легче понять, что если к пяти яблокам прибавить одно, то получится шесть яблок. За один урок нужно изучать одну числовую пару, а в начале следующего повторить изученное и только тогда приниматься за новые числа.
  • чтобы заинтересовать ребенка геометрией, можно изучать геометрические формы на примере печенья. Сегодня в магазинах Вы найдете и квадратное, и круглое, и треугольное печенье.
  • когда простые фигуры изучены, можно приниматься за их чертеж с помощью линейки;
  • все перечисленные виды деятельности полезно чередовать между собой.

Занятия письмом

  • руку малыша следует готовить к письму, ведь она еще не готова к такому виду деятельности;
  • очень хорошо в этом плане сказываются занятия по развитию мелкой моторики. В два-три го-да для этого можно использовать крупы, макароны, бусины; учитесь завязывать шнурки;
  • научи-те ребенка пользоваться детскими безопасными ножницами с закругленными концами – это тоже хорошо готовит руку к письму;
  • сначала нужно научиться писать печатные буквы, и только получив первые результаты в этом направлении, стоит приниматься за прописные буквы;
  • научите ребенка писать аккуратно, не выходя за линии;
  • пользуйтесь ручкой, которая будет удобна Вашему малышу;
  • большую помощь в подготовке к письму оказывает пальчиковая гимнастика. Будет эффективно, если Вы будете делать ее вместе с ребенком, приговаривая «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. Мы немного отдохнём и опять писать начнём».
  • Тетрадь, в которой вы собираетесь писать, должна соответствовать современным школьным требованиям. Магазины предлагают широкий выбор всяческих пособий по письму;

Занятия творчеством

  • научите ребенка пользоваться кисточкой с , карандашами, фломастерами и т.п.;
  • хорошо, если малыш научится заштриховывать формы, не выходя за их границы. Используйте для этого с крупными деталями на рисунках;
  • эффективно совмещать творческие занятия с изучением геометрических фигур. К примеру, вы сделали аппликацию арбуза и сразу же подметили что он напоминает круг;
  • и наоборот: можно рисовать, вырезать и лепить буквы и цифры. Так ребенок лучше усвоит изучаемое;

Психологическая готовность к школе

Психологи утверждают, что адаптация ребенка в школе пройдет более мягко, если у первоклассника развиты определенные навыки. Вот их перечень:

  • желание заниматься, интерес к знаниям;
  • умение анализировать и делать выводы, сравнивать предметы и понятия;
  • понимание целей обучения в школе, осознание своего «я», коммуникабельность;
  • сосредоточенность на том, что изучается в данный момент;
  • преодоление сложностей, умение заканчивать начатое.

Что-бы подготовить ребенка к школе с психологической стороны, родителям следует:

  • общаться с будущим учеником, вместе читать и обсуждать прочитанное;
  • при обсуждении прочитанной сказки или рассказа, склонять ребенка к обдумыванию описанного в тексте, учить его делать выводы и высказывать собственное мнение о прочитанном;
  • покажите ребенку что такое школа в игровой форме, по ходу игры хвали-те ребенка, давайте аккуратные советы. Хорошо, если вы будете меняться ролями «ученик» и «учитель»;
  • не доделывайте задания вместо ребенка, учите его делать это самостоятельно или с небольшой помощью с Вашей стороны;
  • не ограничивайте самостоятельность Вашего чада. Излишняя опека может только навредить ему. Если вы не позволите ребенку в свое время научиться самостоятельно выполнять такие простые действия, как завязывание шнурков, застегивание пуговиц, одевание и раздевание, аккуратное складывание своей одежды на место и т.п., возможно он станет предметом насмешек в детском коллективе. И наоборот: здоровая самостоятельность поможет ребенку самоутвердиться в новом обществе и завоевать необходимый авторитет.
  • учите ребенка общаться со сверстниками: устраивайте игры с другими детьми во дворе или дома, сами принимайте участие в этих играх и по ходу мягко подсказывайте своему чаду как лучше общаться со сверстниками и не ссориться.
  • постарайтесь никогда не смеяться над своим малышом наедине, а особенно в присутствии других детей. Это может породить в ребенке низкую самооценку, от чего развивается неуверенность в себе;
  • для того, чтобы стимулировать ребенка к обучению, используйте положительную мотивацию. Расскажите ему как много нового, полезного и интересного он может узнать на уроках в школе;
  • учите малыша быть дисциплинированным, поясните ему зачем нужна тишина в классе во время урока.
  • научите ребенка задавать вопросы учителю, если что-то из сказанного не понятно. Пусть боится чего-то не знать, чем уточнить это у преподавателя. Объясните малышу, что о своих знаниях он должен заботиться сам.
  • помогите ребенку научиться самоуважению, понять, что излишняя агрессия или наоборот боязливость могут навредить ему. Ведь свою точку зрения нужно уметь отстаивать спокойно, без крика и драки. Попробуйте проиграть типичные ситуации, которые складываются между детьми в школе. В ходе игры Вы сможете увидеть, насколько Ваш ребенок готов к таким ситуациям, сможете дать ему совет, научить правильно вести себя. Так-же можно предложить малышу свой вариант выхода из сложившейся ситуации, но только после того, как Вы выслушаете мнение ребенка на этот счет. Конечно нужно побуждать ребенка в любом случае поступать хорошо.

Вопросы здоровья и школа

Особое место в подготовке к школе занимает вопрос здоровья будущего ученика.

Очень важно в ходе этой подготовки и в ходе самого обучения суметь и научить будущего ученика чему-то и не навредить его здоровью.

В возрасте 6 -7 лет у ребенка происходят такие важные изменения как смена зубов и интенсивный рост всего организма. Это возраст, когда потребность в движении у детей очень велика. И если появляется возможность сесть за парту в 7 лет, то с точки зрения здоровья - это намного лучше для ребенка. Если же Вам приходится отдавать ребенка в школу именно в 6 лет, то отдельное внимание стоит уделить качеству физической подготовки, которую Вам предлагает Ваше будущее учебное заведение. Очень хорошо, если в школе есть оборудованный спортзал и бассейн. Ведь кроме получения новых знаний, ребенку нужны частые уроки физкультуры, чтобы активно работали сосуды, сердце, чтобы была соответствующая нагрузка на суставы и т.д. Также для здоровья учеников полезна произвольная физическая активность на переменах и очень хорошо, если во время отсутствия учеников класс проветривается.

Со стороны родителей одной из составляющих здоровой подготовки к школе является правильный летний отдых перед учебой. Как известно, отдыхать ребенку нужно:

  • от общения с большим количеством людей и соответственно от контактов с источниками различных инфекций;
  • от огромного количества бытовой химии и выхлопных газов;
  • от общепита.

Доктор Комаровский так описывает идеальный отдых для ребенка: «дача в деревне, где минимум людей, где мама или бабушка приготовили вот с грядки что-то и где уж точно нет никакой бытовой химии». То есть идеальный отдых для ребенка с точки зрения врача – это «надувной бассейн с колодезной водой, рядом самосвал высыпал песок, грязный, голодный ребенок лазит из воды в песок и кричит «Мама, дай есть!» Если ребенок так проведет лето, то у него будут прекрасно работать сердце, сосуды, слизистые оболочки и он будет готов к встрече с новыми друзьями и соответственно новыми инфекциями.

Развивая естественное любопытство Вашего чада, познавай-те окружающий мир, людей и общение с ними. Учитывая советы психологов, педагогов и врачей о том, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 6 лет, не забывайте проявлять личную заинтересованность процессом, что еще больше вдохновит будущего ученика. Если первоклассник подготовлен к школе, если он владеет главными навыками для обучения, у него расширен кругозор, и он умеет общаться с одногодками, то ему будет гораздо легче учиться в школе, чем в обратном случае, если он не будет соответствующе подготовлен.

Как подготовить ребенка к школе: видео


Оказалась полезной статья «как подготовить ребенка к школе в домашних условиях 5, 6, 7 лет»? Делитесь с друзьями с помощью кнопочек социальных сетей. Добавляйте статью в закладки, чтобы не потерять.

Мнения о том, как правильно подготовить будущего школьника к учебным занятиям в домашних условиях, у родителей расходятся. Одни уверены, что последнее лето перед уроками нужно провести исключительно в отдыхе, другие максимально загружают свое чадо, чтобы оно в будущем не отставало от одноклассников. Только впоследствии оказывается, что некоторые дети становятся «переподготовленными» и им скучно находиться на уроке, другие прекрасно считают и читают, но теряют вещи и совершенно не ориентируются в здании учебного заведения, третьи хорошо читают по-английски, но испытывают трудности в изучении собственного языка или дискомфорт в общении. Продолжать список можно бесконечно, у учителей начальных классов много подобных историй. Как найти золотую середину, чтобы малыш с интересом открыл новый этап в своей жизни?

Психологическая готовность малыша к школьному процессу

Психологическая подготовка к школьному процессу малышей является самой важной. Она имеет колоссальное значение, вне зависимости от того, какой тип учебного заведения был выбран:

  1. Улучшение навыков коммуникации с другими детьми, принятия себя в социальной позиции школьника. Приобретенный опыт отражает его личностную зрелость. Психологи рекомендуют возложить данную миссию на профессионалов, работающих в центрах подготовки детей к школьному процессу. Чем раньше родители обратятся к ним, тем более эффективным окажется результат.
  2. Малыш должен понимать, что столкнувшись с трудностями, рядом с ним всегда окажутся родители и учитель, готовые помочь. Вместе можно справиться с любым заданием. Волевая зрелость в процессе подготовки малыша определяется его готовностью к самовыражению, выполнению учебных требований.
  3. Интеллектуальная зрелость очень важна для малыша. Она определяется количественным словарным запасом слов, знаниями об окружающем мире, умением анализировать и выстраивать логическую цепочку. Подготовленный ребенок способен высказывать свои мысли, выполнять задания учителей, свободно общаться на хорошо знакомые ему темы.

Умения и навыки, которыми должен овладеть будущий школьник

Ниже представлен перечень общих требований, с которыми должен справлять каждый малыш, которому предстоит переступить школьный порог:

  • указание своего полного имени, своего дня рождения и домашнего адреса;
  • знать буквы, ориентироваться в гласных и согласных, читать короткие тексты (хотя бы по слогам);
  • знать отличия между временами года, уметь описывать их (определяется лексический запас слов);
  • ориентироваться во времени суток;
  • называть основные геометрические фигуры и уметь изображать их;
  • запоминать короткие тексты, уметь пересказать его (определяется дикция, память).

В подготовку к школе также следует включить следующие навыки:

  • правильного поведения в общественных местах;
  • ухода за собой без помощи взрослых, наведения порядка на рабочем месте;
  • описание того, что изображено на картинке;
  • счета до 20;
  • названия цветовых оттенков;
  • ответов на вопросы: «кто?», «когда?», почему?»;
  • спокойного препровождения времени на уроке в течение 20-25 минут;
  • различий направление «вверх», вниз», «вправо», «влево».

Подготовка к школьной программе с преподавателем

Если было принято решение об учебе в специализированном центре для дошкольников, то родителям в выборе организации нужно обратить внимание на следующие моменты:

  1. Опыт учителей, которые задействованы в работе с малышами. Имеет ли развивающий центр лицензию на ведение образовательной деятельности. Количество учеников на занятии, интерьер помещения, наличие вспомогательное учебного материала.
  2. По каким программам и разработана ли система проведения учебных занятий, на какой предмет делается акцент, как долго идут уроки, использует ли учитель индивидуальный подход к каждому ученику – эти вопросы должны заинтересовать в первую очередь. Если центр подготовки детей имеет узконаправленную специализацию, стоит задуматься, нужно ли это.
  3. Наличие занятия, которое нацелено на развитие творческих способностей малыша. Подобные уроки являются обязательной частью подготовки.
  4. Обратить внимание на общую атмосферу в классе: заинтересованы ли дети в учебе, чувствуется ли их вдохновленность и желание узнавать больше.

Подготовка к школьной программе в домашних условиях

Конечно, со всеми вышеперечисленными требованиями быстро и профессионально справятся компетентные специалисты в области педагогики. Но что делать тем родителям, которые самостоятельно занимаются с малышом и осуществляют его подготовку к школе? На что обратить внимание:

  1. Подготовленный будущий ученик должен знать все буквы в азбуке. Затем следует постепенно переходить к чтению по слогам. Ребенку на школьных занятиях будет значительно проще, если он заранее освоит чтение. Приобретенный навык отразится в соблюдении правильности последовательности написания букв. Кстати, следует начинать писать печатными буквами, так чадо быстрее освоит письмо. Тренировка рук должна быть регулярной.
  2. Развитие речи и дикции. Предложите малышу после просмотра мультфильма или научной детской передачи пересказать услышанное и увиденное. Не пренебрегайте его мнением, учите его без стеснения высказывать свои мысли. Малыш нуждается в частом общении, он задает многочисленные вопросы, которые на первый взгляд для родителей могут показаться глупыми, но не стоит пренебрегать ответами на них.
  3. Умение считать – важный навык, который должны приобрести к первому классу многие дети. Начинайте с подсчета тарелок на столе, пальчиков, количества книг на полке и так далее. Затем можно купить счетные палочки или продолжать развивать способности с помощью цветных карандашей. Обычную прогулку можно превратить в увлекательное занятие. Можно считать лужи или деревья, называть цвета листьев и размер (большой/маленький) животных, которые встречаются на пути, различать неодушевленные/одушевленные предметы.
  4. Интеллектуальное развитие детей невозможно представить без творчества. Для совершенствования мелкой моторики рук можно создавать всевозможные поделки. В интернете можно найти огромное количество мастер-классов на любой вкус. Лепка из глины и пластилина, работа с ножницами, красками и кисточками также помогает освоить малышу письмо.
  5. Перед тем, как идти в первый класс, малыш обязан усвоить правила поведения, самостоятельности и безопасности в помещении и на улице. Просыпаться и ложиться отдыхать в определенное время, делать уроки ежедневно, по 30 – 40 минут выполнять спортивные упражнения. Родителям нужно научиться отпускать чадо от себя. Пусть это будут почти самостоятельные прогулки во дворе, когда мама или папа со стороны наблюдают за своим малышом, стараются не вмешиваться в возникающие беседы между детьми, особенно в случае небольшого конфликта. Родителям важно не злиться и не выражать свое раздражение, если у будущего школьника что-то не получается. Каждый малыш уникальный и скорость развития у него своя.

Правильно подготовленному к школьной программе малышу проще и увлекательнее находиться на занятии и принимать в нем непосредственное участие. Поддержка родителей, приятельские отношения с другими учащимися, профессионализм преподавателя и правильная организация учебной программы, применяемая дома или в специализированных учреждениях – все это поможет малышу подготовиться к занятиям в учебном заведении.

Основной вид деятельности дошкольника - игра. Поэтому именно в игре с помощью игровых заданий и упражнений можно выстроить подготовку детей к школе.

Дидактические игры для подготовки ребенка к школе

В какие игры можно играть дома с ребёнком

Обычно, когда родители занимаются домашними делами (уборкой квартиры, приготовлением пищи, стиркой и др.), ребёнок или играет с игрушками, или смотрит телевизор. К сожалению, современное телевидение не способствует развитию ребёнка. А подчас, наоборот, может развить у него излишнюю агрессивность (например, просмотр боевиков или некоторых иностранных мультфильмов).

Замечено, что дети, которые постоянно смотрят на яркий, мелькающий экран телевизора (монитора), менее усидчивы, имеют трудности с концентрацией внимания.

Попробуйте заниматься с ребёнком даже тогда, когда кажется, что сделать это невозможно, например, когда вы готовите пищу или делаете уборку в комнате.

Если вы печёте пироги, предложите ребёнку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.

Если вы готовите яичницу, предложите ребёнку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики.

Предложите ребёнку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок нужно заштриховать.

Игры на развитие мелкой моторики

Если вы варите макароны (рожки), предложите ребёнку сделать бусы из макарон.

Для развития мелкой моторики также предлагаем выполнять с ребёнком как можно чаще следующие упражнения:

Штриховать карандашом в различных направлениях;

Рисовать красками, карандашами;

Лепить из пластилина, глины;

Вырезать из бумаги;

Делать аппликации;

Рвать бумагу руками;

Складывать бумагу;

Складывать мозаику;

Собирать из конструктора;

Завязывать шнурки;

Вязать верёвочные узлы;

Пришивать пуговицы (предложите ребёнку раскрасить паровоз, а вместо колёс пришить пуговицы);

Вязать, вышивать.

Игры на развитие памяти ребёнка

Попросите ребёнка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Пусть ребёнок её нарисует. После уборки ребёнок должен сравнить комнату до уборки и после (найти отличия), а рисунок поможет ему в этом.

Попросите ребёнка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (например, 5—15 минут), а затем назвать по порядку все ваши действия.

Для развития памяти также нужно:

Пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете ребёнку;

Рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал);

Пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера (при этом нужно вспоминать, кто из героев что говорил, что делал);

Смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем либо нарисовать, либо словесно описать его.

Игры на развитие внимания ребенка

Посоревнуйтесь с ребёнком: вы ищете предметы, начинающиеся на букву «П» (или другую букву), на кухне, а он — в комнате.

Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку или поёте песню), а ребёнок должен хлопнуть в ладоши каждый раз, когда встретится слово, начинающееся с буквы «К» («М», «Б» и т. д.).

Для развития внимания также нужно учить ребёнка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать, слушать и рисовать.

Задания для ребёнка:

1. Рассмотри внимательно нарисованную картинку. Пока ты её будешь рассматривать, я буду читать стихотворение. Слушай внимательно.

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».

1. Кто был на горке?

2. Кто был под горкой?

3. Что делала девочка в песочнице?

4. Кто качался на качелях?

5. Какое время года на картинке?

6. Какие предметы перечислены в стихотворении?

7. Кто испугался и растопырил глаза?

Чем больше ребёнок даст правильных ответов, тем лучше у него развито внимание.

2. Раскрась картинку. Пока ты будешь её раскрашивать, я буду читать тебе сказку (можно выбрать любую сказку). Слушай внимательно.

После прочтения сказки задайте ребёнку вопросы по картинке (можно попросить обосновать выбор цветов) и по сказке (как в задании 1).

1. Кто изображён на картинке?

2. Какое время суток на картинке?

3. Из чего сделан парус?

4. Кто главный герой сказки (и т. п.)?

Игры на развитие речи ребенка

Вы называете любое слово (существительное — название предмета, глагол — действие, прилагательное — признак), связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите бельё — утюг, включать, горячий). Ребёнок должен придумать словосочетание (горячий утюг, выключить утюг и т. п.). Желательно, чтобы он придумал не одно, а несколько словосочетаний.

Предложите ребёнку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», «Как пришить пуговицу» и др.

. «Продолжи слово». Суть игры состоит в том, что вы говорите начало слова (первый слог) на заданную тему, а ребёнок должен его продолжить. Например, слова по теме «Кухня»: ду — духовка, ча — чайник и т. д.

Для развития речи также нужно:

Чаще просить ребёнка пересказать книгу, мультфильм; рассказать, что он делал вчера, после завтрака и т. д.;

Игры на развитие мышления ребенка

. «Скажи слово наоборот». В эту игру можно играть, выполняя любую домашнюю работу: вы называете какое-нибудь слово, обозначающее предмет домашнего обихода, а ребёнок должен назвать то, что получится, если прочитать его наоборот (например: стол — лоте). Затем вы меняетесь ролями. Желательно, чтобы вначале использовались слова, состоящие из 3—4 букв: нож, лес, стул.

. «Найди предмет». Усложнённый вариант игры «Скажи слово наоборот»: произнесите слово наоборот (например: лутс). Нужно назвать исходное слово и показать предмет, который оно обозначает.

. «Что общего?» Предложите ребёнку найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете. Например: что общего между ножом и луком (нож острый, а у лука острый запах); пылесосом и веником и т. д.

Для развития мышления также нужно:

Разгадывать ребусы;

Составлять ребусы;

Рисовать комиксы;

Составлять из предложенных слов предложения;

Составлять из геометрических фигур картинки.

Задания для ребёнка

1. Отгадай ребусы.

(Школа) (Вода)

2. Нарисуй продолжение комикса.

3. Нарисуй картинку, используя геометрические фигуры.

Игры на развитие пространственных представлений у ребенка

. «Найди предмет». Играть в эту игру можно в любом помещении (например, когда вы убираете комнату). Вы загадываете предмет. Ребёнок должен его найти, выполняя ваши команды (например: шаг вперёд, шаг влево, посмотри вниз и т. д.). Затем ребёнок загадывает предмет, а вы его находите, выполняя команды ребёнка.

. «Найди предмет по плану». Для этой игры необходимо нарисовать план комнаты, в которой вы будете играть. Один из игроков прячет в комнате предмет и указывает его каким-либо условным знаком на плане (например, ставит крестик, как на рисунке). Второй игрок должен, руководствуясь только планом комнаты, найти спрятанный предмет.

Для развития пространственных представлений также нужно:

Срисовывать буквы, цифры, картинки;

Рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты;

Играть в игру «Морской бой».

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка

. «Любимое-нелюбимое». Вы называете ребёнку какое-либо действие, а ребёнок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит — грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие — сомнение, нерешительность (например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т. Д.).

. «Ожившие предметы». Предложите ребёнку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему.

Рассмотри лица детей и скажи, что они чувствуют.

Для развития эмоциональной сферы также нужно:

При чтении сказок, просмотре фильмов спрашивать у ребёнка, что чувствуют герои, какое у них настроение;

Чаще говорить ребёнку о собственном состоянии (например: «Я сегодня очень рада, мне хочется петь и танцевать, будто солнце у меня внутри» и т. д.).

Игры на развитие воображения ребенка

Попросите ребёнка показать (изобразить жестами, позой) различные предметы мебели.

Предложите ребёнку рассмотреть разные овощи и сказать, на что они похожи.

Предложите ребёнку перевоплотиться в какой-либо предмет, находящийся в комнате или на кухне (например, в поварёшку), и придумать рассказ про этот предмет («Я — поварёшка, живу на кухне» и т. д.).

Для развития воображения также нужно:

Соединять (мысленно или на рисунке) части разных предметов друг с другом (например, голову тигра с туловищем пингвина);

Мысленно уменьшать-увеличивать реальные размеры предметов (например, представить слона размером с мышь или кошку размером со слона и нарисовать или слепить из пластилина);

Придумывать необычные способы использования обычных предметов (например, в кубик можно играть, его можно использовать как подставку, как мяч и т. д.).

Для повышения самооценки учите ребёнка видеть свои преимущества. Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный, как вы его любите. Избегайте сравнений его с другими детьми; не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т. д.

Одним из самых актуальных вопросов для мам и пап является подготовка детей к школе. Некоторые родители считают, что готовить детей к новому жизненному этапу не нужно, так как учебное заведение создано для того, чтобы научить их всему.

Другие же, наоборот, стараются как можно раньше записать своего малыша на подготовительные курсы или же самостоятельно занимаются с ним. Таким образом, у каждого взрослого человека есть свой ответ на данный вопрос.

Нужно ли готовить ребенка к школе?

Многие дети, поступившие в 1 класс, успешно справляются с задачами, возложенными на них. У части первоклассников радость школьной жизни омрачается неудачами. Причина этого заключается в плохой подготовленности к школе. Это проявляется в том, что детишки невнимательно слушают учителя, не могут спокойно сидеть во время урока и сосредоточенно выполнять задания. Постепенно они начинают терять интерес к учебе.

Успеваемость малыша во многом зависит от уровня подготовки к школе. Ребенку должно быть заранее рассказано об учебе. Он должен понимать, что в учебном заведении ему будут даваться знания, которые ему непременно пригодятся в будущем. Кроме этого, малыш должен быть приучен к четкому и строгому выполнению режима дня.

Довольно много детей, поступающих в школу, являются грамотными. Однако некоторые родители не учат своих крох чтению и письму. Такой ребенок, придя в 1 класс, может испытывать определенные неудобства. Он будет казаться «белой вороной» среди сверстников. Именно поэтому родителям стоит готовить своих деток.

Роль родителей в подготовке детей к школе

Подготовка детей к школьной жизни – задача не из легких. Огромную роль играют мама и папа. Они должны выполнять не только функцию родителей, но и учителей, и воспитателей. Принимая решение самостоятельно готовить свое чадо к школе, необходимо понимать, что нужно научить малыша не только чтению и письму. Он должен научиться логически мыслить , находить взаимосвязи между чем-либо, анализировать, делать выводы. Кроме этого, ребенок не должен быть замкнутым .

Каким образом родители могут осуществить подготовку к школе в 1 класс? Во-первых, нужно составить режим для своего малыша и в дальнейшем следить за тем, чтобы он его соблюдал: ложился спать и просыпался в одно и то же время, принимал пищу по графику, занимался и играл в определенное время.

Маме и папе стоит позаботиться о рабочем месте ребенка. Ему понадобится личный письменный столик, тетрадки, ручки, цветные карандаши, фломастеры, краски с кисточками, раскраски, альбом для рисования, книжки для чтения, пластилин и другие принадлежности. Важно, чтобы на рабочем месте не было беспорядка.

В первый год обучения родители должны проводить «уроки» для крохи, которых в день должно быть не более 2-3. Желательно, чтобы занятие длилось в течение 15-25 минут, а перерывы между ними были не менее 20 и не более 30 минут. Лучше всего проводить «уроки» утром после завтрака, ведь в большинстве школ первоклассники учатся в первую смену.

Занятия для подготовки к школе, проводимые в домашних условиях, должны включать следующие уроки:

  • чтение;
  • правописание;
  • математику;
  • изобразительное творчество;
  • иностранный язык.

Наличие навыка чтения – одно из главных условий успешной учебы в школе, поэтому в первую очередь малышу стоит выучить буквы. Это можно делать с помощью специальных кубиков, на которых изображены буквы и соответствующие картинки. Данная методика очень эффективна. Благодаря изображениям детки быстрее запоминают буквы.

Ребенку, освоившему алфавит, еще рано приступать к чтению детских книжек. Первой его книгой должна стать азбука. Родителям к ее покупке стоит подойти очень ответственно. На рынке представлен широкий ассортимент данных книг, но не все из них являются качественными. В азбуке обязательно должно быть много картинок

2. Учим писать

Письмо – одно из самых сложных процессов, которому обучается каждый человек. Не стоит маленького ребенка сразу пытаться научить писать буквы. В первую очередь он должен понять, как правильно держать ручку и как ей пользоваться.

При подготовке к школе для занятий можно приобрести прописи, в которых предлагается ребенку обводить разные контуры, фигуры, изображения. Только с 5-6-летнего возраста рекомендуется приступать к изучению написания печатных букв, а затем – прописных.

Научить ребенка считать не просто. Родители часто ошибаются, думая, что их малыш умеет это делать, так как называет цифры от 1 до 10. Умение считать и перечислять числа – совершенно разные вещи. Кроха может просто заучить названия цифр и их последовательность.

Таким образом, родители должны:

  • научить ребенка «читать» цифры, узнавать их написание;
  • дать понятие числового ряда, то есть показать малышу последовательность цифр;
  • показать крохе, что за конкретным названием цифры и ее написанием подразумевается количество каких-либо предметов.

Числа желательно изучать парами. Например, на первом занятии можно поставить цель – запомнить цифры 1 и 2, научиться их писать. На следующий день рекомендуется повторить пройденный материал и приступить к изучению новой пары чисел. После изучения цифр от 1 до 10 можно переходить к определению количества предметов. Малыша можно попросить посчитать игрушки или карандаши.

Уроки математики можно чередовать с уроками геометрии, на которых следует познакомить свое чадо с различными геометрическими фигурами.

4. Учим рисовать и лепить

При подготовке к школе задания на уроках рисования должны быть направлены на закрепление материала, пройденного на других уроках. Малышу можно купить специальные раскраски с цифрами и буквами, можно просить ребенка рисовать предметы, похожие на геометрические фигуры.

Обязательно стоит рассказать о том, как пользоваться красками, чтобы они не сливались в один непонятный цвет, и о других мелких нюансах.

Немаловажное значение играет лепка. Как правило, дети очень любят работать с пластилином. Уроки лепки положительно отражаются на развитии малышей.

5. Учим иностранный язык

Во многих школах иностранный язык начинают преподавать с 1 класса. Именно поэтому родителям стоит заранее подготовить своего малыша к нему. Изучать иностранный язык рекомендуется после того, как ребенку исполнится 5 или более лет.

Родителям можно использовать самые различные способы. В настоящее время в продаже есть множество пособий, с помощью которых ребенку будет легче познавать иностранный язык (иллюстрированные книжки, аудио- и видеодиски). В процессе просмотра обучающих фильмов на другом языке обязательно стоит повторять за героями отдельные слова, фразы. Можно вести свой собственный словарик. Пусть малыш записывает туда новые слова, наклеивает соответствующие картинки.

Примерное расписание домашних занятий при подготовке к школе

Родители должны проводить занятия с понедельника по пятницу, как это бывает в школах. Можно следовать следующему расписанию:

  1. Понедельник : чтение и правописание;
  2. Вторник : математика и рисование;
  3. Среда : чтение, иностранный язык, лепка;
  4. Четверг : математика, правописание, иностранный язык;
  5. Пятница : чтение, рисование.

Родителям не стоит забывать, что малыш должен быть подготовлен и в физическом плане. После занятий можно прогуляться с ребенком. Очень полезны будут развивающие игры для детей при подготовке к школе.

У малыша должно быть два выходных дня – суббота и воскресенье. Желательно это время проводить всей семьей на природе, устраивать пикники, посещать зоопарки или аттракционы. В зимнюю пору можно ходить на лыжную прогулку.

Мама и папа со своим ребенком должны не только учить буквы, цифры и геометрические фигуры. Родители должны расширять кругозор своего чада. Наилучший способ – беседовать с крохой «о жизни», совместно читать книжки и обсуждать события происходящие в них.

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка. Малышу необходимы задания для подготовки к школе, которые развивают ловкость пальчиков и кистей. Благодаря этому ребенок будет быстрее развиваться в целом. Он станет более усидчивым и внимательным.

Ребенку, у которого хорошо развита память, намного проще учиться. Новый материал запоминается легко. Родители, подготавливая своего малыша к школе, должны особое внимание уделить тренировке памяти. Отлично подойдет такой способ, как заучивание детских стишков и песенок.

Очень важно, чтобы ребенок:

  • умел отстаивать свою позицию, приводить необходимые аргументы;
  • осознавал смысл обучения в школе;
  • позитивно относился к окружающему миру и к самому себе;
  • понимал смысл слова «дисциплина» и умел подчиняться правилам;
  • умел по своей инициативе работать над заданием, планировать, организовывать свои дальнейшие действия;
  • осознавал возможные последствия своих поступков.

Кому можно доверить подготовку ребенка к школе?

Не у всех родителей есть свободное время на то, чтобы заниматься с ребенком. Некоторые не знают, как это правильно делать. В таких случаях подготовку крохи лучше доверить специалистам. Есть несколько вариантов:

  1. Записать ребенка в подготовительную группу при школе;
  2. Воспользоваться услугами частного педагога;
  3. Записать малыша в детский сад;
  4. Поискать центры развития ребенка.

Подготовка детей к школе в стенах конкретного учебного заведения имеет множество плюсов.

Во-первых, ребенок знакомится с классом, в котором в дальнейшем будут проводиться занятия. Кроха, придя 1 сентября, уже не будет так сильно волноваться.

Во-вторых, будущий первоклассник познакомится с будущим преподавателем и другими детишками, с которыми он будет учиться. Он не только получит на подготовительных курсах необходимые знания, узнает обязанности и права ученика, но и научится общаться со своими сверстниками. Единственный минус данного способа подготовки – риск возникновения у ребенка переутомления.

Очень хороший вариант – воспользоваться услугами частного педагога . Специалист будет проводить индивидуальные занятия в домашних условиях. Просьбы родителей будут учитываться. Частный педагог разработает программу подготовки ребенка к школе, подберет необходимый материал. Данный способ в большинстве случаев дает очень высокий результат. Недостаток заключается лишь в том, что малыш не будет общаться со сверстниками.

Родители детишек, посещающих детский сад , могут не волноваться по поводу подготовки, ведь там их кроха получит все необходимые знания. Плюсы данного способа очевидны. Во-первых, занятия проходят в знакомой обстановке. Стрессы у ребенка исключены. Во-вторых, в детских садах преобладает игровая форма обучения. Малыши очень хорошо воспринимают информацию, которую до них доносят воспитатели.

Подготовка к новому жизненному этапу может проводиться в специальных центрах развития . Основные черты, отличающие их от стандартных детских садов, заключаются в следующем:

  • дети занимаются небольшими группами;
  • порядок видов деятельности выстраивается таким образом, чтобы малышам не было скучно;
  • используются авторские программы подготовки детей к школе, дающие хороший результат;
  • воспитатели, являющиеся высококвалифицированными специалистами, уделяют детям максимум внимания и времени;
  • в некоторых центрах имеются группы продленного, а также выходного дня. Как правило, продленка в школах является довольно скучным вариантом времяпрепровождения. В детских центрах малыш может выбрать то занятие, которое ему по душе. Данные услуги пригодятся постоянно занятым родителям.

В заключение стоит отметить, что поступление в 1 класс является переломным моментом в жизни ребенка. Очень важно, чтобы малыш пошел в школу подготовленным как в интеллектуальном, так и в психологическом и физическом аспектах. Подробнее об этих аспектах готовности к школе→

Ответа