Есин сергей николаевич. Умер писатель сергей есин

ЕСИН , СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1935), русский писатель. Родился 18 декабря 1935 в Москве в интеллигентной семье. После окончания филологического факультета МГУ (1960) был актером в театре, работал на радио, ТВ; был главным редактором журнала "Кругозор". С 1987 преподаватель, затем профессор кафедры литературного мастерства, с 1992 - ректор Литературного института им. А.М.Горького.

После выхода сборников "Живем только два раза" (1976) и "При свете маленького прожектора" (1979) привлек широкое внимание романом "Имитатор. Записки честолюбивого человека" (1985), открывшим объединенный общей проблематикой своеобразный романический триптих, включающий также романы "Временитель" (1987, др. назв. этого "романа о любви и дружбе" - "Гладиатор") и "Соглядатай" (1989, др. назв. - "Бег в обратную сторону, или Эсхатология"). В центре внимания Есина , писателя-аналитика, сдержанно-респектабельного в стилевой манере и беспощадного в социально-психологическом обличении, современная творческая интеллигенция, с ее вечно новым комплексом славолюбия и зависти, жажды власти и зависимости, с ее труднопреодолимым соблазном искушения хорошо оплачиваемой ложью и позорной уступчивостью перед наглостью современных "конквистадоров", как их называет сам автор, - дельцов от искусства, присваивающих себе чужой труд, талант и время. Напряженность характерного для прозы Есина внутреннего монолога, позволяющего с максимальной тщательностью проследить за всеми этапами борьбы высокого и низкого в душе героя, перипетиями мучительного подавления голоса совести, отказа от призвания во имя "призванности", от истинных творческих прорывов ради внешней успешности, дающего определить причины разлада человеческого в человеке, нарушения гармонии между самооценкой персонажа и мнением о нем окружающих, заставляет видеть в произведении Есина драму этических принципов, родственную драме идей современной научной художественной литературы, в которой важнее самой ситуации аспект и результат ее рассмотрения.

Скептически-ироническая оценка современной отечественной интеллигенции с ее лицемерием, невежеством, конформизмом и корыстолюбием, формирует принципиально новую трактовку этого слоя русского общества, претендующего быть независимым, самоотверженным и бескорыстным наставником народа.

В то же время проблемы интеллигенции экстраполируются писателем на все общество, приобретая тем самым характер "всемирной эсхатологии, т.е. учения о цели Космоса и истории и их конце" (словарное определение, поставленное автором в эпиграф "Бега..."). Вот почему справедливо утверждение Есина (которое можно с полным основанием отнести и к другим его произведениям), что, например, "Имитатор" - "роман не о художнике", а о системе.

Игра в подлинность, имитаторство временщиков, суета, убивающая талант, и настоящее дело, раскрываясь на примере хорошо известной автору писательской среды (здесь напрашиваются реминисценции с романом "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова и даже пьесой "Кот домашний средней пушистости" Г.И.Горина и В.Н.Войновича), в романе "Отступление от романа, или В сезон засолки огурцов. Педагогические этюды и размышления об искусстве стать писателем" (1984) перерастают в трогательную и печально-саркастическую картину мира, постепенного "обытовления", омещанивания русской интеллигенции в автобиографической повести "Мемуары сорокалетнего", повестях "Производственный конфликт", "Соавтор", рассказах "Побег", "Основная пара", "Родственница", "Приезжий", "Серьезная покупка2 (все 1984), романе "Сам себе хозяин" (1985), пьесе "Гибкая пластинка" (1984) и др., выявляя при этом стремление автора к игре со временем и пространством, кинематографически крупным планом и литературным коллажем, мистическими и фантастическими мотивами, элементами публицистики и документальности.

Лейтмотивная для Есина проблема нравственного выбора (с неизменным авторским тяготением к справедливости как фундаменту сохранения чести и достоинства) проецируется и на его социально-исторические произведения - как основанные на факте и максимальном приближении к реальности обращения к революционным событиям в России начала века (роман "Константин Петрович", 1987, посвященный В.И.Ленину), так и историко-фантастическую антиутопию ("однопартийный роман" "Казус, или Эффект близнецов", 1992). Внутриполитическим процессам 1990-х годов посвящена и публицистика Есина (сб. статей "Культура и власть", 1997).

В повести Есина "Техника слова" (1990) показано взаимодействие жизненного материала и многовариантной фантазии художника, цель и смысл которой не всегда бывают предсказуемы даже для самого автора.

Ушёл из жизни писатель Сергей Николаевич Есин , неделю не дожив до своего 82-летия. Умер внезапно.

Жуткий год, конечно. Смерть за смертью выдающихся людей культуры. Только попрощались с Леонидом Броневым – и вот умер Сергей Есин. Чуть раньше, напомню, скончался великий писатель Владимир Маканин .

Кто остаётся? Юрий Васильевич Бондарев , прежде всего. Лимонов, Проханов. Это я о старшем поколении – то, которое беречь нужно. Потому что им есть, что сказать.

С Сергеем же Николаевичем я познакомился позднее чем, то было давно. И познакомился странно. Вёл одну литературную премию. Сергей Николаевич сидел в первом ряду. После я подошёл к нему – познакомиться. Разговорились, и он между делом так бросил, характеризуя меня на сцене: «Всё хорошо, а ботинки просто отличные».

И эта фраза запомнилась. Литераторы, знаете ли, не столь часто обращают внимание на одежду. Но Сергей Николаевич был из тех, в ком всегда чувствовался стиль. Собственно, человек – это стиль, как говорил Вольтер .

Так вот, у Сергея Николаевича стиль был – собранный, зоркий, ироничный. Одной фразочкой он умел столь точно охарактеризовать человека, ситуацию. И разглядеть суть. Фраза о ботинках, к слову, из их числа. Убойная такая ирония.

И ещё – живой. Вот то слово, которое очень подходит Сергею Есину. Его манере говорить, одеваться, держать себя. А «живой» – очень важное слово для русской литературы, языка в принципе. Эта сфера, не терпящая мертвечины, равнодушия.

Собственно, «живой как жизнь» – так о русском языке писал Гоголь. Живость языка, живость тем – то, что отличает хорошую книгу. Всё это у Есина, несомненно, присутствовало. Он и сам – как человек – был очень живой. До последних дней.

Знаю, о чём говорю, потому что мы виделись с Сергеем Николаевиче в конце ноября в Екатеринбурге. Он вёл мастер-класс у молодых писателей, и я тоже. Даже обидно немного стало. Потому что я сам бы с радостью сходил на его мастер-класс. И мнения тех, кто делился впечатления о нём позже, укрепляли моё желание.

Да, «институт наставничества в литературе» звучит старомодно. И как-то даже немного пошло, отдавая совписом в его худших образцах. Но Сергей Николаевич был именно что наставником. Он умел разобрать текст лучше других, но главное – Есин с его умением выхватить основное, фундаментальное направлял человека, давал ему точный вектор. Уверен, будь чуть больше таких – мы бы приобрели многое. Есин – при всех своих экспериментах, местами авангардизме даже – умел сохранять традицию.

С 1992 по 2006 годы он возглавлял Литературный институт имени Горького . И о том периоде, и о ректорстве Есина пишут разное. Не всегда лицеприятное. Но и не представить, как трудно было сохранить Литинститут в те годы – не отдать его на расстрел, на распил. Заслуга Сергея Николаевича в том, что островок слова, где родился Герцен и жил Платонов , сохранился, несомненна.

При этом Есин, хотя ректор отчасти поддавливал в нём писателя, успевал писать книги. Хотя знаковое его произведение было создано всё же в канун «перестройки». Речь, конечно, об «Имитаторе », вышедшем в «Новом мире» и предсказавшем будущее и литературы, и искусства в целом. Предтеча модернизма, перенос симулякров на русскую почву – и диагноз того ненастоящего, искусственного, что позднее заполонит полки, экраны. Есин написал о том, что казаться важнее, чем быть, и как из этого извлекать пользу.

Но важнее, на мой взгляд, то, что Сергей Николаевич фиксировал в своих «Дневниках ». Это большой труд, и он важен, на самом деле, не только своими литературными достоинствами, но и, прежде всего, срезом эпохи. Не знаю, кто ещё с такой точностью, будто хирург анатомировал повседневность, день за днём фиксировал и, главное, преображал нашу реальность. День за днём. Здесь – и ельцинская эпоха, и путинская. Со временем «Дневники» Есина станут чем-то вроде «Истории государства российского» Карамзина . Уверен.

При этом у Есина, конечно, были ученики. И немало. Более того, они старались вести нечто похожее на дневники учителя. Та же фиксация, та же скрупулёзность, тот же подход, но на выходе получалось не то. Совсем не то. Или слишком легковесно, или, наоборот, перегружено, тускло. Одним не хватало глубины резкости, другим – лёгкости слога, третьим – иронии, четвёртым – терпения.

У Есина всё это было. Он умел в дневниковых записях не только поставить важнейшие, как это принято говорить, социально-нравственные вопросы, но и сделать это литературой, перейдя от актуального к универсальному, вечному. И добивался этого Сергей Николаевич, прежде всего, благодаря вниманию и умению подмечать, анализировать подробности.

Исайя Берлин говорил, что есть писатели-ежи и есть писатели-лисы. Так вот, Сергей Есин был, если угодно, писателем-кротом . Он всё время копал, бурил вглубь; его интересовало то, что скрыто, то, что не замечено ни камерой, ни глазом – то, что может зафиксировать лишь душа, и то при должно развитой эмпатии. В глубине Есин отыскивал настоящее. То, что невозможно сымитировать. А вернее – то, что не нуждается в имитации, потому что скрыто на глубине.

Да, это был природный талант, но талант развитый, усиленный, огранённый ежедневными упражнениями. Американцы сказали бы о Есине – self-made man. Из простой семьи, отец репрессирован, но – Сергей Николаевич добился своего. И потому знал, что советовал, говоря: «Человек становится тем, кем он хочет стать». Есину это удалось.

Дай Бог, чтобы удалось и его ученикам. Для этого им, прежде всего, необходимо терпение, о котором Сергей Николаевич вспоминал всякий раз, когда его спрашивали, что он хочет пожелать молодым писателям. И будет тот, кто окажется способен разглядеть глубину настоящего и зафиксировать её, тем самым связав прошлое и будущее через настоящее. Ведь слова побеждают всё.

Прошедшие же 20 лет со временем мы будем изучать по дневникам Сергея Есина. Этим важнейшим и очень терпеливым свидетельствам суетной эпохи, помогающим в подробностях рассмотреть настоящее в пёстрой имитации жизни.

Произведения на сайте Lib.ru

Серге́й Никола́евич Е́син (род. 18 декабря , Москва) - российский писатель.

Краткая биография

Во многих произведениях Есина объектом исследования становится советский гражданин, интересы которого ограничены материальным благосостоянием и стремлением занять более высокую должность… передача мыслей и рефлексия героев преобладают над сюжетом.

Жена - кинокритик В. Иванова.

Награды

Сочинения

  • «Живём только два раза», 1976 (сборник)
  • «При свете маленького прожектора», 1979 (сборник)
  • «Р-78» // «Юность», 1979, № 3 (повесть)
  • «Мемуары сорокалетнего», 1984 (сборник)
  • «Имитатор» // «Новый мир», 1985, № 3 (роман о художнике среднего таланта, добившемся признания подражанием, копированием и портретами функционеров высшего ранга)
  • «Сам себе хозяин», 1985 (роман о жизни сезонного рабочего)
  • «Дорога в Смольный. Июль-октябрь 1917», 1985, дополненное изд. под назв.: Константин Петрович, 1987 (роман о Ленине)
  • «Гладиатор», 1987 (сборник)
  • «Временитель» // «Знамя», 1989, № 1-2
  • «Типы», 1990 (сборник)
  • «Венок геодезисту» // альманах «Апрель», сб. 2, 1990
  • «Казус, или Эффект близнецов». Однопартийный роман // «Московский вестник», 1992, № 2-5 (антиутопия)
  • «Стоящая в дверях» // «Наш современник», 1992, № 4
  • «Затмение Марса» // «Юность», 1994, № 10
  • «Отступление от романа», или «В сезон засолки огурцов», 1994
  • «Рассказы», 1995
  • «Гувернёр», 1996 (роман)
  • «Культура и власть», 1997 (сборник эссе)
  • «Ленин. Смерть титана», 2002 (роман-биография)
  • «На рубеже веков. Дневник ректора», 2002
  • «Ах, заграница, заграница…», 2006 (в книгу вошли романы «Хургада» и «Марбург»)
  • «Случайная закономерность. Сергей Есин - Марк Авербух. Межконтинентальные разговоры», 2009
  • «Твербуль, или Логово вымысла» (роман), 2009
  • «Маркиз» (роман), 2011

Примечания

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М .: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8

Ссылки

  • Есин, Сергей Николаевич в библиотеке Максима Мошкова
  • Есин, Сергей Николаевич в каталоге «Библус»
  • Сергей Есин: «Человек становится тем, кем хочет стать» // интервью Юрию Кувалдину , «Наша улица», 2004, № 4

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 18 декабря
  • Родившиеся в 1935 году
  • Родившиеся в Москве
  • Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» 4 степени
  • Кавалеры ордена Дружбы (Россия)
  • Писатели России XX века
  • Русские писатели XX века
  • Ректоры Литинститута
  • Выпускники филологического факультета МГУ
  • Писатели Москвы
  • Персоналии:Москва
  • Преподаватели Литературного института имени А. М. Горького
  • Лауреаты Бунинской премии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Есин, Сергей Николаевич" в других словарях:

    - (р. 1935), русский писатель. Наибольшую известность получил роман «Имитатор» (1985) о посредственном художнике, добивающемся признания интригами и писанием портретов крупных чиновников. В прозе социально нравственные и психологические проблемы.… … Энциклопедический словарь

    - (р. 1935) русский писатель. Наибольшую известность получил роман Имитатор (1985) о посредственном художнике, добивающемся признания интригами и писанием портретов крупных чиновников. В прозе социально нравственные и психологические проблемы.… … Большой Энциклопедический словарь

    Писатель, общественный деятель, ректор Литературного института им. А. М. Горького; родился 18 декабря 1935 г. в г. Москве; окончил МГУ; работал в Государственном комитете СССР по телевидению и радиовещанию, был главным редактором Главной редакции … Большая биографическая энциклопедия

    - (род. 18 декабря 1935) русский писатель. Окончил филологический факультет МГУ. Публикуется с середины 1970 х гг. С 1992 г. ректор Литературного института. Награды Медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической Революции» Ссылки Есин … Википедия

    Сергей Николаевич Есин (род. 18 декабря 1935) русский писатель. Окончил филологический факультет МГУ. Публикуется с середины 1970 х гг. С 1992 г. ректор Литературного института. Награды Медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической… … Википедия

    Содержание 1 Мужчины 1.1 Б 1.2 Е 1.3 П … Википедия

    Сергей Николаевич Есин (род. 18 декабря 1935) русский писатель. Окончил филологический факультет МГУ. Публикуется с середины 1970 х гг. С 1992 г. ректор Литературного института. Награды Медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической… … Википедия

    Сергей Николаевич Есин (род. 18 декабря 1935) русский писатель. Окончил филологический факультет МГУ. Публикуется с середины 1970 х гг. С 1992 г. ректор Литературного института. Награды Медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической… … Википедия

    Сергей Николаевич Есин (род. 18 декабря 1935) русский писатель. Окончил филологический факультет МГУ. Публикуется с середины 1970 х гг. С 1992 г. ректор Литературного института. Награды Медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической… … Википедия

Книги

  • Собрание сочинений. В 5-ти томах , Есин Сергей Николаевич , Есин Сергей Николаевич (род. 1936 г.) - русский писатель, лауреат многих литературных премий, среди которых государственная премия правительства Москвы и Бунинская премия. Уже в советское… Категория:

Из Минска пришло печальное известие. Скончался Сергей Николаевич Есин. Крупный писатель, бывший ректор Литературного института имени А.М. Горького, в последние годы возглавлявший в институте кафедру литературного мастерства. Удивительный человек, талантливый прозаик и публицист, знаток русского театра, мудрый педагог, которого любили студенты его семинаров. Литературному институту он отдал ровно тридцать своей жизни.

Романы Сергея Есина "Имитатор", "Временитель" и "Гувернер" - яркие явления в литературе "перестройки". Фото: Photoxpress

В начале 80-х годов, когда я учился в Саратовском университете, я взял в библиотеке подшивку журнала "Юность" за последние годы и в № 3 за 1979 год прочитал повесть неизвестного мне прозаика Сергея Есина "Р-78". Она врезалась мне в память на всю жизнь. Повесть была вроде бы самая обычная, и герой ее не представлял ничего особого. Обычный москвич. Но от стиля повести веяло таким мощным ветром таланта, такой художественной энергией, что не запомнить ее было нельзя, как и повести других, тогда еще молодых писателей "Юности" Дины Рубиной, Анатолия Тоболяка, Карена Шахназарова.

Мое очное знакомство с ним случилось в 1987 году. Я только закончил Литературный институт, стал секретарем приемной комиссии. Легкий, быстрый, красивый, он влетел в наш кабинет и сразу заполнил собой все его пространство. Он сам был похож на свою раннюю прозу...

А потом были нашумевшие романы "Имитатор", "Временитель" и "Гувернер", которыми зачитывались мы все и которые стали одним из самых ярких явлений в литературе эпохи "перестройки". Во время расстрела Белого дома в 1993 году Сергей Николаевич занял независимую позицию, что нашло отражение в его романе "Затмение Марса". Вообще, независимость от давления так называемого "общественного мнения", не говоря уже от литературной среды, всегда отличала его. Порой это вредило широкой популярности, но он не боялся этого. Мне кажется, в жизни он боялся только одного: потерять свою любимую жену. Он был женат на известном кинокритике Валентине Сергеевне Ивановой. Она тяжело болела долгие годы, и только близкие к Сергею Николаевичу люди знали, каким рыцарем он проявил себя в это время. В 2008 году ее не стало.

Он выдержал и это. Каждый раз, когда я встречался и разговаривал с ним, я чувствовал, какая внутренняя сила, какая мощная энергия таится в этом человеке, внешне спокойном. И недаром биографию В.И. Ленина, написанную в 2002 году (дерзкий и непопулярный для той эпохи поступок), он назвал "Смерть титана". Ему были близки личности сильные, масштабные... Он сам был таким. Таким останется в нашей памяти.

Прямая речь

Алексей Варламов, писатель, ректор Литературного института:

Огромная потеря для литературы, для Литературного института. В моем сознании это всегда был человек стремительный, летящий. В свои восемьдесят с лишним лет сам водил машину, взлетал по лестнице на кафедру литературного мастерства. Он работал до последнего дня. За этот год он побывал в Екатеринбурге, Петербурге. Сейчас мы представляем в Минске Дом национальных литератур при Литературном институте. Еще вчера вечером мы с ним говорили о жизни, литературе. Он смеялся, шутил, был бодрым, как всегда. А утром... не проснулся.

Потеря страшная. Но остались его книги, остался замечательный "Дневник", который он вел и публиковал ежегодно с 1985 года. Только сейчас понимаешь, какое великое дело он делал, работая над этим "Дневником". Я уверен, что ему суждена долгая жизнь, как и другим произведениям Сергея Николаевича.
Вечная ему память.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.

Сергея Николаевича Есина , прекрасного писателя, очень, по-родственному жалко.

Видел его месяц назад, в Москве, он расспрашивал как бы ему приехать в Донецк, провести тут семинар или что угодно, встречу, мастер-класс, но лишь бы приехать.

Мы, посмеиваясь, и по-доброму снисходительно обсудили одного «патриотического» писателя, невиданных степеней патриотичности, которого можно было бы взять в компанию — да он не поедет ни за что.

Есин бы приехал — он и в свои 82 был лёгок на подъём, разговорчив, остроумен. Право слово, я никогда не мог поверить в его возраст. В этот раз снова смотрел на него и удивлялся: ясный взгляд, щёки почти без морщин, быстрые, молодые морщины на лбу.

Книги его, особенно «Сам себе хозяин» и «Имитатор», хотя далеко не только они — я читал практически всего Есина, — и удивительные его дневники — всё это здорово, важно и останется.

…когда, в эту, увы, последнюю встречу я уходил — он стоял с Виталием Третьяковым разговаривал. Подумал: ну, не буду мешать, зачем. И ушёл себе, побежал в аэропорт.

А надо вот подходить к людям, жать им руку, обнимать их, говорить им доброе.
Он ведь 1935 года рождения был: вокруг таких людей, столько проживших и столько видевших, надо хороводы водить.

И, да, он был великий патриот России — и стал им не вчера, как мильён вчерашних демократов и путаников, а в 1991 году, спокойно приняв сторону консерваторов. Ещё он был «левак», социалист и верующий человек: это нормально. Он автор спорной, но серьёзной книжки про Ленина — «Смерть титана». Интонационно — лёгкое перо, современный строй речи — Есин в чём-то предугадал недавнюю работу Данилкина о Ленине.

Отец у Есина был репрессирован в сталинские годы — так что, он имел огромные основания, чтоб навек затаить обиду и злобу. Но Есин сумел разделить личную трагедию и судьбу народа.

Каждый новый том своего дневника он присылал мне посылкой. Но я иногда не мог поверить, что и в этот раз пришлёт, и покупал себе раньше, чем том приходил на почту. Поэтому у меня многие его книжки в двух, а то и в трёх экземплярах.

Наряду с Валентином Григорьевичем Распутиным и Лимоновым — Есин был одним из главных моих старейших учителей. И позиции, я только теперь понял, в смысле эстетическом, он занимал где-то посередине меж Распутиным и Лимоновым. С одной стороны, безусловный традиционалист по взглядам. С другой — эксцентрик и в каком-то смысле, артист.

А вообще — большой русский писатель, безоговорочно. Не все его книги были попаданием, но несколько было таких у него попаданий, что — только позавидовать. Я много раз об этом писал, когда Сергей Николаевич был жив. И сейчас повторяю.

И как-то всё не могу поверить, что его нет.

Живите, пожалуйста, отцы и деды. Кто мы без вас.

До дня своего рождения Есин не дожил неделю. Наверное, уже гостей позвал.